Использование геральдики в патриотическом воспитании старших дошкольников
Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего
эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами
комплекса методов и приемов (Диаграмма 2). Экспериментальная группа улучшила
свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на десять
процентов. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем
развития увеличилось на двадцать процентов.
В
процессе работы были замечены такие изменения:
-
у детей повысился интерес к устному народному
творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых
играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью
считалок.
-
у родителей также замечен повышенный интерес к
использованию геральдики в социализации детей дома. С удовольствием разучивают
с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
Исходя
из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша
гипотеза о том, что уровень социализации детей старшего
дошкольного возраста повышается, если:
-
педагоги дошкольного образования будут
заинтересованными руководителями процесса социализации;
-
будет организовано специальное обучение родной
речи с использованием геральдики не только на специальных занятиях по развитию
речи, но и в других режимных моментах;
-
геральдика будут отобраны адекватно возрасту детей.
Заключение
Наша работа была
ориентирована на выявление оптимальных условий патриотического воспитания детей
старшего дошкольного возраста средствами геральдики. В связи с поставленной
целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой
проблемы в психолого-педагогической науке, проанализировано особенности
социализации старших дошкольников и влияние геральдики на социализацию детей
старшего дошкольного возраста. Нами было дано определение малым формам
фольклора, которое заключается в совокупности непрофессионально созданных
народом произведений. С их помощью можно решать практически все задачи методики
социализации и наряду с основными методами и приемами социализации старших
дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного
творчества народа.
Во второй главе
рассмотрены известные методики работы по использованию геральдики, приемы и
формы работы, которые предлагались Ю.Г. Илларионовой, Е.И. Тихеевой, А.М.
Бородич, С.С. Бухвостовой, О.С. Ушаковой, А.П. Усовой, А.Я Мацкевич, В.В.
Шевченко и др.
Анализ
теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты
опытно-экспериментальной работы, по использованию геральдики в процессе
патриотического воспитания старших дошкольников. Проследили
динамику изменения уровня социализации в процессе экспериментальной работы.
При прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень
развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно
одинаков. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего
эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса
методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей
с низким уровнем развития уменьшился на десять процентов. Соответственно
количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось на двадцать
процентов.
В
процессе работы были замечены такие изменения:
-
у детей повысился интерес к устному народному
творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых
играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью
считалок.
-
у родителей также замечен повышенный интерес к
использованию геральдики в социализации детей дома. С удовольствием разучивают
с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
Разумеется, наше
исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще
остается актуальным. Однако в плане развития методики работы с народными
праздниками переработаны известные методические аспекты и адаптированы для
детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях дошкольного
учреждения.
Геральдика в воспитательно-образовательной работе с детьми
использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе
самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные
моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
-
во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными
возможностями детей, отборе материала;
-
во-вторых, интеграции работы с различными
направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (социализацию,
ознакомление с природой, различные игры);
-
в-третьих, активного включения детей;
-
в-четвертых, использования развивающего потенциала
геральдики в создании речевой среды максимально.
Исходя
из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша
гипотеза о том, что уровень социализации детей старшего
дошкольного возраста повышается, если:
-
педагоги дошкольного образования будут
заинтересованными руководителями процесса социализации;
-
будет организовано специальное обучение родной
речи с использованием геральдики не только на специальных занятиях по развитию
речи, но и в других режимных моментах;
-
геральдика будут отобраны адекватно возрасту детей
для обучения и социализации, подтвердилась.
Если организована систематическая работа старшим дошкольникам,
геральдика доступны их пониманию и осознанию. Использование геральдики в
патриотическом воспитании детей осуществляется совокупностью разнообразных
средств и форм воздействия на них. Таким образом, использование геральдики в
социализации детей вполне оправдывает себя.
Список литературы
1.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика социализации и
обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. –400с.
2.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Социализация
дошкольников. –М.: Академия, 1999. –159с.
3.
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки,
загадки, детский фольклор. – М.: Учпедгиз, 1957. –240с.
4.
Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской
национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.
5.
Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное
чтение и рассказывание в детском саду. – М.: Просвещение, 1970. –148с.
6.
Бородич А.М. Методика социализации детей. - М.:
Просвещение, 1981. –255с.
7.
Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у
детей старшего дошкольного возраста. – Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.
8.
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение,
1988. –328с.
9.
Воспитание детей в старшей группе детского сада
/Сост.: Г.М. Лямина. – М.: Просвещение, 1984. –370с.
10.
Генералова Н. Русские народные потешки в жизни
малышей // Дошк. воспитание.-1985.-№11.-С.21-24.
11.
Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как
специфический защитный механизм этноса //Психолого-педагогические проблемы
современного образования //Сборник научных статей. –Барнаул: БГПУ, 2001.
–С.128-133.
12.
Давыдова О.И. Этнопедагогическая подготовка
студентов – будущих специалистов дошкольного образования :Дис… канд. пед. наук.
–Барнаул: БГПУ, 2000. –183с.
13.
Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное //
Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.:
Ю.Г. Круглов. – М.: Высшая школа, 1986. –С.185-193.
14.
Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского,
Е.А. Панько. –Мн.: Университетское, 1988. – 399с.
15.
Детство: Программа развития и воспитания детей в
детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – Спб.:
Акцидент, 1996. –205с.
16.
Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного
возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
–144с.
17.
Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование геральдики
// Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.
18.
Занятия по развитию речи в детском саду. Программа
и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2001. –368с.
19.
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.
–М.: Просвещение, 1976. –127с.
20.
Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании
детей (ранний и дошкольный возраст). –М.: Педагогика, 1972. –143с.
21.
Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в
работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошк.
воспитание.-1983.-№5.-С.34-35.
22.
Концепция дошкольного воспитания (1989г) //Дошкольное
образование в России. //Сборник действующих нормативно-правовых документов и
научно-методических материалов. –М.: АСТ, 1997. –С.8-34.
23.
Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк.
воспитание.-1991.-№11.-С.16-17.
24.
Кудрявцева Е. Использование загадок в
дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк.
воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
25.
Мацкевич А.Я. Геральдика – дошкольникам //Работа с
книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. –М.: Просвещение,
1967. –С.46-60.
26.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.:
Просвещение, 1987. –239с.
27.
Мухина В.С. Детская психология. –М.: ООО
"Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс", 1999. –315с.
28.
Народная педагогика и воспитание /Авт. -сост.:
Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ, 1996.
–49с.
29.
Народное искусство в воспитании детей /Под ред.
Т.С. Комаровой. –М.: Педагогическое общество России, 2000. –256с.
30.
Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в
работе с детьми // Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.
31.
Подготовительная к школе группа в детском саду /Под
ред. М.В. Залужской. –М.: Просвещение, 1975. –368с.
32.
Программа воспитания и обучения в детском саду.
–М.: Просвещение, 1987. –191с.
33.
Программа "Одаренный ребенок" (Основные
положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. –М.: Новая школа, 1995. –145с.
34.
Программа "Развитие" (Основные
положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. –М.: Новая школа, 1994. –158с.
35.
Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова
Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000. -67с.
36.
Социализацию детей дошкольного возраста /Под ред.
Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984. –223с.
37.
Романенко Л. Устное народное творчество в развитии
речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.
38.
Русское народное поэтическое творчество /Под ред.
А.М. Новиковой. –М.: Высшая школа, 1986. –135с.
39.
Русское народное творчество и обрядовые праздники в
детском саду /Под ред. А.В. Орловой. –Владимир.: Академия, 1995. –185с.
40.
Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа
//Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике
/Сост.: Ю.Г. Круглов. –М.: Высшая школа, 1986. –С.176-185.
41.
Сергеева Д. А как речь –то говорит, словно
реченька журчит… (малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников)
// Дошк. воспитание.-1994.-№9.-С.17-23.
42.
Соловьева О.И. Методика социализации и обучения
родному языку в детском саду. –М.: Просвещение, 1966. –176с.
43.
Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык //
Дошк. воспитание.-1999.-№9.-С.94-97.; №11.-С.77-80.; №12.-С.101-104.
44.
Тарасова Т. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли
игр – забав в жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.-С.59-62.
45.
Тихеева Е.И. Социализацию детей (раннего и
дошкольного возраста). –М.: Просвещение, 1981. –159с.
46.
Усова А.П. Русское народное творчество в детском
саду. -М.: Просвещение, 1972. –78с.
47.
Ушакова О. Социализацию детей 4-7 лет //Дошк.
воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.
48.
Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня
социализации детей старшего дошкольного возраста // Дошк.
воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.
49.
Шергин Б.В. Одно дело делаешь, другого не порть.
Пословицы в рассказах. –М.: Детская литература, 1977. –32с.
50.
Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К.
Методика социализации детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 1977.
–239с.
51.
Фольклор как средство духовного самосохранения
русского народа //Интеграция общего и дополнительного образования /Материалы
научно-практической конференции /Сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул: Графикс, 1998.
–84с.
52.
Фольклор – музыка – театр /Под ред. С.М.
Мерзляковой. –М.: Владос, 1999. –214с.
53.
Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми
// Дошк. воспитание.-1983.-№7.-С.18-21.
54.
Чуковский К.И. От двух до пяти. –М.: Педагогика,
1990. –384с.
55.
Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в
работе с детьми младшего возраста // Дошк. воспитание.-1990.-№10.-С.8-15.
56.
Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от
рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960. –348с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|