Использование элементов моделирования в формировании системных знаний у детей о труде взрослых
Диагностическое задание каждой
методики даются детям на том этапе использования моделирования, когда подобный
способ уже найден детьми и отработан в процессе решения аналогичных задач. То
есть предполагается, что ребенок, успешно овладевающий необходимыми знаниями о
труде взрослых, может самостоятельно применять подобный способ при решении
новой диагностической задачи. При проведении диагностики по ознакомлению детей
с трудом взрослых с использованием элементов моделирования мною учтены
возрастные особенности детей и требования к программному содержанию возрастной
группы по данному разделу. Так в средней группе я выясняю, понимают ли дети
значимость труда сотрудников детского сада (помощника воспитателя, повара,
дворника, прачки), знают ли названия данных профессий, трудовые процессы,
выполняемые этими людьми и условные обозначения данной профессии.
В старших группах необходимо
выяснить, осознают ли дети значимость труда людей других профессий, уже
отдаленных от окружения детей (строители, нефтяники, пожарники, парикмахеры и т.д.)
и взаимосвязи различных видов труда, обобщенное представление о структуре
трудового процесса, понимание взаимосвязей между его компонентами (то есть
построение лесенки).
В дальнейшем я изучаю, могут ли
дети переносить модель трудового процесса в собственную продуктивную
деятельность.
Таким образом, проведя
диагностическое исследование и проанализировав результаты моих воспитанников по
уровню сформированности знаний о труде взрослых можно отметить улучшение
результатов, а следовательно и качество содержания знаний о труде взрослых (знание
направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности
труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре
труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости
своего труда). Заметно изменилась игровая деятельность детей (ведущая
деятельность в дошкольном возрасте): легче распределяются роли, определяется
замысел игры, апробируют трудовые процессы взрослых людей в своих играх, игра
стала более насыщенная и живая.
В дошкольные годы дети проявляют
живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами
что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениями
по самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за растениями.
Ознакомление с трудом взрослых
ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде, и воспитывать
уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к
труду, но требования программы "Развитие", по которой, работает наш
детский сад, сосредоточены не на содержании сообщаемого детям материала (конкретные
знания, умения и навыки), а на способах овладения этим материалом, на
организацию деятельности по его усвоению, что имеет первостепенное значение для
развития способностей, в чем и оценивается значимость моделирования в
формировании у детей системных знаний о труде взрослых.
В программе "Развитие"
основное место занимают разделы, направленные на овладение детьми различными
формами наглядного моделирования и символизации. Раздел "Ознакомление с
окружающим", в который входит подраздел "Ознакомление с трудом
взрослых" в программе "Развитие" заменен разделами "Ознакомление
с пространственными отношениями" и "Развитие элементов логического
мышления", в которых упущена тема формирования знаний о труде взрослых.
В основу программы "Развитие"
легло два теоретических положения:
Первое - это теория А. В,
Запорожца о само ценности дошкольного периода развития, согласно которой
основной путь развития ребенка - это его обогащение, наполнение наиболее
значимыми для дошкольника формами и способами деятельности (нельзя переносить в
ДОУ школьные формы образования, необходимо разрабатывать новые, отвечающие
особенностям, детей дошкольного возраста пути развития ребенка).
Второе теоретическое положение -
это концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, согласно которой основная
линия в развитии ребенка - это способности.
Таким образом, в результате
своей профессиональной деятельности я стала перед проблемой необходимости
формирования у детей знаний о труде взрослых с учетом теоретических концепций
программы "Развитие".
Изучив доступность и практическую
значимость метода моделирования в обучении детей дошкольного возраста,
положенного в основу программы "Развитие", я определила необходимость
и целесообразность использования этого метода в работе с детьми по формированию
системных знаний о труде взрослых.
На основе полученных результатов
проведенной диагностики, мною были выделены этапы формирования системных знаний
о труде взрослых у дошкольников посредством моделирования. Их
последовательность была определена необходимостью учета положения о том, что
познавательный интерес к труду взрослых не отделим от определенного объема
знаний и умений, от достаточного запаса личного опыта (О.М. Дьяченко, Л.А. Венгер).
Знакомство детей с моделями,
которые уже существуют и используются человеком. Вступая в жизнь, ребенок не
только познает мир людей, вещей, но и учится понимать мир условностей, мир
знаков, символов, моделей, обозначающих реальные вещи и явления. Поэтому первый
этап направлен на ознакомление дошкольников с моделями.
Ознакомление дошкольников с трудом
взрослых с помощью моделей. Именно модели представляют общее поступательное
движение трудового процесса от замысла к результату, количество компонентов.
Ребенку легче понять, что отсутствие хотя бы одного компонента нарушает весь
процесс, и результат, не может, быть достигнут.
Использование детьми модели
трудового процесса для познания труда взрослых, для контроля и организации
собственной результативной деятельности, что позволяет детям применять модели
для самостоятельного познания известных трудовых процессов.
Для формирования у детей
системных знаний о труде взрослых мною были использованы различные методы и
приемы: проведение занятий, дидактических игр, разыгрывание ситуаций,
упражнений, совместная деятельность взрослых и детей. Данные методические формы
взаимодополняют друг друга.
Педагогическая технология
использования моделирования весьма эффективна, позволяет ребенку наглядно
увидеть последовательность включения компонентов в трудовой процесс, осознать
существующие между ними связи и зависимости. Таким образом, применение моделей
приводит к значительно более осознанному и глубокому освоению той области
действительности, которая служит содержанием моделей. Поэтому, я посчитала
возможным определить и сформировать элементарную систему знаний о труде
взрослых у детей дошкольного возраста с помощью моделирования.
Прежде чем раскрывать
особенность формирования системных знаний о труде взрослых на основе метода
моделирования мне хотелось бы остановиться на видах моделирования.
В дидактике выделены три вида
моделей:
Первый вид - предметная модель в
виде физической конструкции, предмета или предметов, закономерно связанных. В
этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие связи,
конструктивные особенности, взаимосвязь объектов.
Второй вид -
предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания
существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи
предметов-заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель
показывает связи в изолированном и обобщенном виде.
Третий вид - графические модели,
обобщенно передающие разные виды отношений, представляет собой графики,
формулы, схемы и т.д.
Для детей дошкольного возраста
доступными являются первые два вида моделей.
Модель упрощает объект,
представляет его лишь отдельные стороны и поэтому без подачи общего
представления о профессии не возможно рассматривать структуру трудового
процесса. Поэтому во второй младшей группе детского сада я начинаю знакомить
детей с профессиями сотрудников детского сада то есть с профессиями ближайшего
окружения детей. Вместе с этим я знакомлю детей со схематичным изображением
профессии тем самым подготавливая детей к восприятию предметно-схематичного
изображения структуры трудового процесса. Так же знакомила детей с теми схематичными
изображениями, которые встречаются им в повседневной жизни. В детском саду это
знаки, обозначающие вход и выход в помещении, лестничные марши, щетки пожарной
безопасности, дорожные знаки, символика уголка дежурства и другие. На этом
этапе дети устанавливают связь "реальность - модель" в практической
ситуации. Так, дети адекватно производили сравнения реального содержания и
модели (например, лестница и модель лестницы), вербально разделить замещаемое и
замещающее (реальность, модель), сравнить по существенным признакам предмет и
модель. Успешность установления связи "реальность - модель" зависит
от степени сходства предмета и модели. Если модель не сохраняла черты подобия
предмету, дети могли затрудняться.
Так при рассматривании менее
сходного предмета и модели количество выделяемых признаков сходства
сокращалось, иногда выделить общее не мог ни один ребенок. Необходимость
сопоставления предметов с их изображением в играх позволила развивать умение
устанавливать данную связь, повышала интерес к обследованию предметов. Так в
игре "Путешествие по городу" детям было предложено определить по
изображениям где, что находится (аптека, почта, булочная, и т.д.). Затем игра
усложнялась, дети подбирали картинки сами, выполняя предложение взрослого -
угадать, как можно показать, что в этом доме находится аптека, мастерская по
ремонту замков, молочный магазин и прочее. Количество картинок увеличивалось.
Здесь дети часто не просто выбирали предложенные изображения, но и придумывали
свои.
Далее я знакомила детей с тем, что
схематичным изображением можно обозначить не только предметы но и действия.
Таким образом, дети были подготовлены к восприятию структуры трудового
процесса.
Это предварительное освоение
модели является условием ее использования в структуре трудового процесса и
организации собственной деятельности.
Структура трудового процесса
является сложным объектом и поэтому применяется сложная модель. В такой модели
должно быть представлено общее поступательное движение трудового процесса (от
замысла к результату), которое представлено пятью компонентами
Постановка цели и мотивация
трудового процесса.
Отбор предметов труда.
Трудовое оборудование.
Порядок трудовых действий.
Результат труда.
Если какой-либо компонент
выпадает, то результат не может, быть достигнут.
На протяжении второй младшей
группы я последовательно знакомила детей со всеми трудовыми процессами
сотрудников детского сада. В ходе наблюдения конкретных трудовых процессов
раскрывала детям цель и мотивы деятельности, обращала внимание детей на каждом
компоненте труда, объясняя их необходимость
Далее, на основе предметных
моделей я начинаю знакомить детей со структурой трудового процесса, то есть
построение лесенки. Весь процесс ознакомления детей с трудом взрослых на основе
метода моделирования можно разделить на три этапа:
Овладение самой моделью (средняя
группа).
Замещение
предметно-схематической модели схематической моделью и формирование с ее
помощью обобщенных знаний о структуре трудового процесса (старшая группа).
Использование детьми модели
трудового процесса для контроля и организации собственной результативной
деятельности.
Итак, у детей средней группы
необходимо сформировать обобщенное представление о структуре трудового
процесса, связях и зависимостях между его компонентами на основе
предметно-схематической модели. На основе модели я показываю постепенное
движение трудового процесса от замысла к результату. Наличие всех пяти
компонентов (цель, предмет труда, инструменты, трудовые действия, результат
труда). Модель помогает ребенку осознать, что при пропуске хотя бы одного
компонента нарушается весь процесс и результат не может быть достигнут. В этом
возрасте нижняя ступенька обозначает замысел, цель труда. Над ней
надстраивается вся лесенка. Соотнесение ступеньки к компоненту трудового
процесса достигается сначала тем, что на ступеньку мы помещаем рисунок
предмета, который задумали сделать (цель труда); на вторую ступеньку картинку с
изображением материала, из которого нужно сделать предмет; на третью ступеньку
помещаем картинку с изображением инструментов, необходимых для работы; на
четвертую - картинки, изображающие основные действия трудового процесса; на
пятой ступени располагаем картинку с изображением результата труда, то есть тот
предмет, который должны получить в результате трудового процесса. Таким образом
модель показывает ребятам количество и порядок введения компонентов в трудовой
процесс. Результат достигается, если представлены все компоненты в порядке их
следования.
К концу средней группы
формирование системных знаний о труде взрослых переходит на второй этап,
который направлен на замещение предметно-схематической модели схематической
моделью. Процесс замещения осуществляется постепенно (от представления
компонентов труда в виде картинок с изображением предметов и последовательности
выполнения действий к замене картинок на схематичное изображение процесса).
Теперь каждый компонент труда представлен в виде одной схематической картинке,
обозначающей трудовой процесс. Так, например: цель - это звезда; предмет труда -
это схематичное изображение материала; инструменты труда - схематичное
изображение какого-либо орудия труда; порядок трудовых действий заменяется на
схематичное изображение руки и результат труда - это изображение двух
звездочек. О том, какими элементами мы будем заменять предметные картинки,
договариваемся совместно с детьми.
В старшей группе я продолжаю
знакомить детей с трудовым процессом на основе модели-лесенки со схематичным
изображением трудового процесса и так же постепенно усложняю модель структуры
трудового процесса, заменяя его компоненты на фишки разного цвета. В данном
случае каждый цвет фишки относится к определенному компоненту деятельности, где
мы с ребятами снова договариваемся, какой цвет фишки будет соответствовать
какому компоненту трудового процесса. В этой группе так же усложняются знания
детей о профессиях: если в младшей и средней группах дети знакомились с
профессиями сотрудников детского сада (профессии близкие к окружению детей), то
теперь уже дети знакомятся более углубленно с профессиями и их трудовыми компонентами,
отдаленными от окружения детей, например, парикмахер, продавец, строитель и т.д.
По мере освоения детьми значения
каждой ступеньки-лесенки и понимания ее значимости в достижении результата
модель изменяется, становится более схематичной: сначала мы убрали предметные
картинки, раскрывающие значение каждой ступени, и заменили их более схематичным
изображением, затем схематичное изображение заменили фишками разного цвета,
далее заменяем их на фишки одного цвета - красные, если выбор компонента правильный,
и черными, если выбор ошибочный.
Введение схематической модели на
втором этапе позволяет перевести детей к обобщенному отражению трудовых
процессов, отвлекаясь от их конкретного содержания.
Модель дает возможность успешно
знакомить детей с разными видами труда взрослых, по ней удобно строить
наблюдения за трудовой деятельностью взрослых на экскурсиях, модель трудового
процесса облегчает проведение бесед для обобщения знаний детей о профессиях.
В работе с детьми
подготовительной группы по ознакомлению детей с трудом взрослых модель процесса
труда изменяется - убираются ступеньки а фишки заменяются графическим
изображением. Происходит постепенный переход на третий этап моделирования.
Здесь модель трудового процесса позволяет учить детей умению контролировать и
анализировать их собственную продуктивную деятельность. Овладев моделью, дети
могли не только полно охарактеризовать любую профессию, раскрыть сущность
трудового процесса, перенести его в свою игру, но и организовать собственную
результативную деятельность.
Таким образом, использование
моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов,
закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое
мышление, которое перерастает в планирующую функцию мышления при выполнении
собственной трудовой деятельности.
Проанализировав учебный процесс
выпускников моей группы, можно сделать вывод, что данная работа по формированию
системных знаний о труде взрослых с использованием элементов моделирования,
дала детям возможность быстро включиться в учебную деятельность, облегчить
адаптационный период детей в школе, быть более ответственными к выполнению
домашних заданий, легко переключаться с одного учебного предмета на другой.
Для эффективности работы по
формированию системных знаний о труде взрослых с использованием элементов
моделирования, профильные специалисты (психолог, логопед, музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре и плаванию) в работе с детьми
на занятиях также используют модели.
Работа по формированию системных
знаний о труде взрослых с использованием элементов моделирования, позволила
изменить процесс ознакомления с трудом взрослых и доказать, что детям
дошкольного возраста доступны не только отрывочные представления, но и система
знаний о структуре трудового процесса.
Воспитание детей в современном
мире является предметом особой заботы. Его успех определяется единством,
согласованностью и активной позицией всех субъектов образовательного процесса -
педагогов, детей и родителей. Очень важным для формирования системных знаний о
труде взрослых являются личный пример и убеждения взрослых членов семьи. На
этой основе формируются зачатки формирования системных знаний, и создается
ценное общение родителей и детей. Поэтому мне, как педагогу, необходимо
обеспечить работу с родителями в целях повышения интереса родителей к
формировании системных знаний о труде взрослых у их детей и установления
единства между образовательным учреждением и семьей в воздействии на ребенка.
Актуальным является разъяснение
родителям тех требований, которые предъявляет современное образование к
всестороннему развитию детей в целом и к каждому разделу образовательного
процесса (в том числе и трудового воспитания) в дошкольный период жизни. Мой
многолетний опыт показывает, что от того, как воспитатель и семья совместными
усилиями будут развивать и воспитывать детей, зависит их успешное обучение в
школе.
Своей основной задачей в работе
с родителями я вижу необходимость показать значимость и целесообразность
формирования системных знаний о труде взрослых у детей, вызвать
заинтересованность родителей в развитии своих детей и достижении ими
положительных результатов в деятельности.
Для четкой организации работы с
родителями по данному направлению мной определены формы взаимодействия и
предполагаемая тематика (см. приложение № 5).
С родителями проводились беседы
о необходимости ознакомления детей с различными профессиями, о возможности
использования для этого элементов моделирования. Через форму моделирования
родителям сообщалось о результатах деятельности детей в детском саду.
Так же родителям было предложено
информирование по разрабатываемой теме:
"Сотрудничество детского
сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших
дошкольников".
"Из чего складывается
трудолюбие?".
"Трудовое воспитание в
семье".
"Ознакомление детей с
трудом взрослых. Влияние труда взрослых на развитие детей".
В практике я использую
анкетирование родителей, где они могут указать результативность и внести свои
какие либо предложения.
В этом году мной введена новая
форма работы с родителями "Родительская библиотека". Здесь я
предлагаю родителям литературу по данной теме, понятную для их прочтения,
акцентирую внимание на особо важных вопросах.
Хочется отметить рост заинтересованности
и неоценимую помощь родителей в формировании системных знаний детей о труде
взрослых.
Подводя итог проделанной работе
по формированию системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста
с использованием элементов моделирования, хочется отметить эффективность,
практическую значимость и дальнейшую перспективу использования этого метода.
Формирование системных знаний о
труде взрослых по данной методике обеспечивает осознанное овладение знаниями, воспитывает
бережное отношение к вещам как результатам труда людей, уважение к трудящемуся
человеку, развивает понимание направленности труда людей на удовлетворение их
разнообразных потребностей, обеспечивает успешное развитие познавательной,
речевой, игровой и продуктивных видов детской деятельности.
Использование метода
моделирования в формировании системных знаний о труде взрослых позволяет
осваивать трудовой процесс рационально, могут самостоятельно планировать
последовательность трудового процесса, научаются действовать самостоятельно.
Обогащается интеллектуальное содержание трудовой деятельности ребенка,
увеличивается интерес детей к выполнению трудовых поручений.
Результаты внедрения этого
метода в практику дошкольного образования являются доказательством тому, что
дети дошкольного возраста вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не
только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями,
лежащими в основе научных и практических знаний.
НАЧАЛО ГОДА
КОНЕЦ ГОДА
Страницы: 1, 2, 3
|