бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Интеграция как методическое явление. Возможности интеграции в начальном обучении бесплатно рефераты

(Стук в дверь. Входит в класс девочка в костюме "Весны",
две девочки в костюмах "пчёлок", девочка в костюме "бабочки",
две девочки в костюмах цветов - "подснежника" и "одуванчика".
Девочки-"цветы" стоят около "Весны", а девочки-"бабочки" кружатся около них).

-  Здравствуйте, ребята!  Я слышу,  что вы здесь упоминаете
о весне.  Вот я и пришла к вам в гости!  - говорит девочка в костюме "Весны".

(Девочка "Весна" читает стихотворение Г. Ладонщикова
"Весна").

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.
              Тёплый ветер дует с юга,
              Капли падают,  звеня...
              Улеглись в полях метели,
              В свои белые постели,
              И весна идёт повсюду
              Гонит зиму со двора.

Но я пришла к вам не одна,  а со своими друзьями.   Угадайте,  кто они?

(Включается грамзапись с голосами птиц).
Кто же это мои верные пернатые друзья?
(Это голоса птиц:   пеночки-реснички,  певчего дрозда, жаворонка. ..)

-   Правильно,  это птицы.   Они вернулись к нам из тёплых
стран и радуют своим пением.

А кто это порхает и кружится вокруг?
(Это пчёлки и бабочка).

-  И сейчас угадали:  это трудолюбивые пчёлки и красивая
яркая бабочка.  Тоже вестник весны.

-  А что это за два прекрасных цветка, которые находятся

около меня? Назовите их.

 (Девочка "подснежник" читает стихотворение).
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше  всех.

-   Это подснежник.

-   Правильно.  Это первый весенний цветок - нежный подснежник.

(Девочка "одуванчик" читает своё стихотворение).
А я цветочек жёлтенький
С зеленым стебельком.
Раскроюсь утром ранним,
Закроюсь вечерком.

-  Это одуванчик.

-Опять правильно угадали.    Это одуванчик.  Тоже один из
первых весенних цветов.

Вот сколько у меня друзей:  и в лесу,  и в поле,  и на лугах,
и на реках, в городах и сёлах. И вы, ребята, тоже мои друзья -
любители и защитники природы. Можно я останусь у вас на этот
урок? Посмотрю,  как вы работаете,  послушаю рассказы о себе,
стихи и, может быть, узнаю что-нибудь новое о себе.

(Звучит грамзапись песни "Скворцы прилетели". Девочка
"Весна" вместе со своими друзьями садится за парту и принимает участие в уроке).

1. Расписывание схемы-рисунка учащимися на отдельных листочках,   подготовка руки к письму.

-  Ребята, а вам нравится весна! Чем? Почему?
Назовите,  пожалуйста, весенние месяцы.

-  А какое стихотворение Плещеева о весне вы знаете? ("Уж
тает снег").

-  Давайте хором прочитаем это стихотворение и одновременно будем "расписывать" рисунок, чтобы подготовить руку к письму.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых   и бурь
Опять надолго миновала.

 (Учащиеся различными штрихами и элементами букв "раскрашивают" рисунок).

4.   Работа в тетради.

-   Откройте,  пожалуйста, свои тетради, положите их правильно,  проверьте посадку. А сейчас вспомним правило о безударных
гласных в корне слова, проверяемых ударением,  и проведём словарный диктант "Буковка" на слова с безударными гласными.  Эти слова нам встретятся в текстах.

е,      о,      и,      а,      я

(3...лёныи, скв...рцы, л...сточки, д...лёкая, нар...дились).

(Проверим свою работу, сверяя с тем, что написано на доске).

5.   Работа с 1-м текстом.

-  Сейчас мы начнём читать и разбирать тексты о весне.
...Пришла весна. Наступил первый весенний месяц - март.

Все месяцы года хороши по-своему,  но март - это особенный месяц.  Зима не хочет уступать и сдаваться. Ещё кругом лежит снег, и лед стоит на реках. Морозно и ветрено, но в воздухе уже чувствуется приближение весны.

Весна! Наконец-то пришла долгожданная весна!  Как радостно воем!

Ожил лес,  поляны, деревья! Птицы щебечут всё веселее.
Солнышко греет всё дольше и теплее. Небо стало выше. Голубой
месяц. Голубое небо, снега голубые. Голубая даль и голубые
льды. Появляются первые весенние цветы - белые и голубоватые
подснежники.

Лес ещё не одет, но пахнет корой и берёзовым соком.  Чуть
дымится первая зелень на ивах, как зеленоватая дымка как мелкие зеленые кружева.

Как прекрасно в лесу!

а)   Чтение текста хорошо читающим учеником вслух.

-  Ребята, так почему же говорят, что "март - это особенный месяц в году"?

-   Как всё изменилось вокруг с приходом весны?

-  Сейчас повторно прочитаем этот текст.  Подумайте, как
его можно озаглавить.

-  Вы обратили внимание на то, что текст дан без названия?
Так вот вы сами и озаглавьте его.

б)  Чтение текста учащимися вслух по абзацам "цепочкой"
(4 человека).

-   О чём прочитал каждый из вас?

в)   Озаглавливание текста.

-   Как же озаглавим этот текст? "Весна пришла",  "Начало
весны", "Голубой март".

г)   Ответы учащихся на вопросы учителя к тексту.

-   Как изменилась неживая природа с началом весны? Какая
стала земля? Небо? Как ведут себя живые существа? Почему март
называют голубым? Докажите.

д)   Выборочное чтение.

- Найдите в тексте предложения, в которых описывается лес.

- Найдите слова, которыми описывается первая зелень.

- А кто из вас видел, как распускаются деревья и кусты?

Так какие же признаки ранней весны?

е) Повторное чтение текста (2 человека)

- Так о чем же мы прочитали в этом тексте? Что узнали?

ж) Выводы учителя.

- Правильно, мы прочитали рассказ о начале весны, о ее признаках, об изменениях в природе с приходом весны… Послушайте, пожалуйста, стихотворение В. Татаринова «Весна близка».

Розовый, березовый

В роще встал рассвет.

Лютыми морозами

Старый клен раздет.

Ветер невидимкою

Плачет и поет,

В синем небе льдинкою

Облачко плывет.

Но тепло повеяло

Утром из леска,

И земля поверила,

Что весна близка!

Покружит, уляжется

И растает снег…

Это только кажется,

Что зима навек!

 - Понравилось ли вам это стихотворение? Вот каким увидел поэт приход весны в лесу.

6. Работа над вторым текстом.

 - Ребята, а сейчас послушайте другой рассказ и скажите, к какому периоду весны он относится.

а) Чтение текста учителем вслух.

(Весна в полно разгаре).

Весна вступила в свои права и начала хозяйничать над землей, раскрашивая все в зеленый, желтый, красный, голубой, пурпурный, коричневый, малиновый цвета…

Лес уже полностью преобразился. На коричневых и темно – серых ветвях берез, осин, дубов, кленов… появились маленькие клейкие изумрудные листочки, блестевшие капельки росы, как
жемчужинками, в лучах тёплого весеннего солнышка.  А величественная ель гордо красуется среди других деревьев своим вечно - зелёным нарядом.

Распустились весенние цветы:  медуница, ветреница, лютик,
одуванчик.  Прилетели грачи, скворцы, жаворонки, пеночки...
Над растениями порхают и кружатся красавицы-бабочки, а трудолюбивые пчёлы хлопотливо перелетают с цветка на цветок.

По утрам ласковое ярко-жёлтое солнце освещает все вокруг
и согревает все живое.  Мир стал разноцветным,  весёлым, живым.

Чудесная пора.

б)  Чтение текста вслух по абзацам учащимися.

в)  Разбор содержания.

- Как изменилась природа в самый разгар весны по сравнению с её началом? Этот текст тоже без названия. Как его можно озаглавить?

("Разгар весны", "Весна - красна", "Весенние краски").

г)  Чтение текста учащимися про себя.

д) Ответы на вопросы учителя к тексту с выборочным чтением.

-   Какие цвета использовала природа, чтобы показать красоту весны? Найдите их в тексте.  Каким теперь стал лес? Что нового вы узнали из этого текста?

е)   Повторное чтение всего текста вслух (I человек).

ж)  Выводы учителя.

-  Вот мы и закончили читать и разбирать этот текст, а
сейчас поработаем в тетрадях.

7. Работа в тетрадях.

-  Ребята,  запишем названия тех оттенков цветов, которыми
природа так красиво раскрасила весну. А поможет нам в этом
"палитра о красками". С оттенками некоторых цветов мы познакомились в тексте, другие - запишем сами.

а)  Запись названия красок из "палитры" в тетради с комментированием и объяснением.

(Учитель указкой показывает на любой цвет на "палитре",
а учащиеся записывают его название с помощью учителя).

Фиолетовый, сиреневый, малиновый, бордовый, оранжевый,
розовый, лимонный, жёлтый, коричневый, голубой, болотный, малахитовый, чёрный, серебристый.

б)   Подведение итога данной работы.

-   Вот видите, дети, какими красивыми и яркими оттенками цветов природа щедро раскрасила весну, оживила всё вокруг.
1.  Продолжение работы в тетрадях.

а)   Комментированное письмо-запись словосочетаний.

-   Продолжим нашу работу.  Прочитайте ещё раз текст про
себя, найдите и назовите понравившиеся вам образные слова и
выражения.

"Изумрудные листочки, величественная ель, зелёные кружева".

б)   Запись предложения на доске и в тетради с полным разбором и объяснением.

-  Запишем предложение о весне и вспомним всё, что нам
известно о предложении. Что выражает предложение? Сколько
слов может быть в предложении? Какие могут быть предложения по цели высказывания? Какими бывают предложения по интонации?
Для чего служит интонация? Как мы начинаем писать предложение?
Какие бывают предложения по количеству грамматических основ?
А по наличию второстепенных членов?

в) Один ученик под диктовку учителя записывает на доске
предложение: Ласковый ветерок приносит горьковатый аромат черёмухи.

(Одним из первых признаков весны является цветение черёмухи в конце мая).

9.   Развитие речи - составление и запись небольшого рассказа-сочинения о весне, её приметах в природе.

(Проверка получившихся сочинений, сравнение, анализ их).
Выводы учителя.

10.   Словесная иллюстрация к прочитанным произведениям составление динамической картины о весне (на фланелеграфе с
помощью аппликаций).

-  Ребята, только что мы прочитали прекрасные произведения о весне, написанные разными писателями.  Они, как художники, изобразили весну. Но ведь и многие композиторы тоже "описывают" природу с помощью звуков, музыки. Давайте сейчас как бы "нарисуем", "создадим" с помощью аппликации и музыки "иллюстрацию" к данным текстам.

а)  Слушание произведения П.И. Чайковского "Подснежник".

-  Давайте представим себе, а музыка нам поможет в этом, -
какой бы мы хотели увидеть весну на нашей картине.

(Представления и рассказы детей).

б)  Чтение стихотворения П. Соловьёва "Подснежник".

В саду, где берёзы столпились гурьбой

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку зелёную выставил ножку,

Потом потянулся изо всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

"Я вижу погода тепла и ясна,

Скажите, ведь, правда,

Что это весна?"

(П.  Соловьёв).

в)  Составление динамической картины.

г)   Чтение двумя учениками стихов о весне, подходящих к
этой динамической картине (отрывок из стихотворения А. Пушкина "Гонимы вешними лучами" и стихотворение С. Маршака "Весна")

...Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года,

Синея, блещут небеса.

Ещё прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют...

**************************

Снег теперь уже не тот -
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше...

-   Что объединяет стихи Пушкина и Маршака? И нашу составленную картину?

д) Выводы учителя.

11.   Заключительное слою "Весны":

а)   благодарность учащимся за урок, за их работу, призы!
беречь, любить, охранять родную природу;

б)   рассказ о давнем русском обычае - весеннем празднике
"Прилёт жаворонков";

в) подарки гостям и детям;

г)   Чтение учеником стихотворения В. Жуковского "Жаворонок ;

д)   прощание с ребятами.

12.   Подведение итогов урока.  Обобщение,  оценки.

13.   Задание на дом (творческое, по выбору).


Приложение №IV

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЧТЕНИЯ  И МУЗЫКИ

 

Тема:  Ч. Паустовский "Корзина с еловыми шишками".  3. Григ.
I.   "Знакомство с новым произведением".

1)  Сообщение темы и цели.

-  Ребята,  посмотрите, чей это портрет? Мы продолжаем
знакомиться с произведениями Константина Георгиевича Паустовского.

2)  Подготовка к восприятию нового.

-  Вспомните,  о чём писал Паустовский? Какие произведения его на эту тему можете назвать?

 (Выставка книг).

К.Г. Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях.  Писатель встречался со многими знаменитыми людьми:  поэтами,  художниками, музыкантами.  У него была мечта: собрать сборник биографий наиболее интересных знаменитых людей, описать некоторые случаи из их жизни. Сегодня мы прочитаем рассказ "Корзина с еловыми кишками", повествующий об одном из таких людей.  Откройте учебник на странице 122.  Я начну читать, а вы внимательно слушайте и следите.

3)   Первичное чтение: а) чтение учителем; б) чтение по ролям; в) чтение отдельными подготовленными детьми; г) чтение
учителем под музыку Э. Грига от слов "Сначала она ничего не
слышала..." и до конца.

4) Проверка первоначального восприятия.                                                                                                                                                                                                         -  О ком этот рассказ? Какие картины вы себе представили,
слушая это произведение?

Да, К.  Паустовский так ярко, точно, выразительно описал
этот случай, что мы живо представляем то, о чём только что
прочитали.

5)  Слушание музыки.

-  А сейчас, ребята, мы ещё раз внимательно прослушаем
пьесу Эдварда Грига "Утро", которая только что звучала. Мне бы
хотелось, чтобы вы услышали, как композитор рисует в музыке
природу, как меняется музыка, какие инструменты звучат.  Чтобы
понять и почувствовать музыку, её нужно слушать в тишине. Поэтому приготовьтесь внимательно слушать.

(Звучит грамзапись).

- Итак, какая же это музыка по характеру? Как композитор
передаёт картины природы в музыке? Как меняется музыка? Это
нарастание и позволяет нам представить восход солнца. А какие
инструменты прозвучали?

Найдите в тексте строки, где описывается, что услышала
Дагни в музыке.

Музыка - это язык чувств, она помогает нам посмотреть на
мир другими глазами, почувствовать и увидеть всё богатство
красок природы - музыка делает нашу жизнь прекрасной. И есть
такие люди, которые прожили жизнь для того, чтобы дарить нам
радость и красоту.   К таким людям относятся и писатель К.  Паустовский и композитор Э. Григ (демонстрируется портрет 3.  Грига).

Эдвард Григ - великий норвежский композитор.  Музыка его проникнута суровостью, отражает неброские краски его родной
природы.  В его произведениях мы можем услышать плеск волны
океана, горное эхо,  звуки пастушьего рожка, шествие маленьких
волшебных гномов и многое, многое другое. Эдвард Григ создал
музыку к произведению Хенрика Ибсена "Пер Гюнт".

Пер Гюнт - простой деревенский парень. Это человек с неистощаемой фантазией, бесстрашный, но насмешливый и эгоистичный.  Однажды он увидел нежную светловолосую девушку. Её имя Сольвейг - Солнечный путь. Пер не скрывает восхищения ею. Но в его жизни происходит такое, что он вынужден покинуть деревню и жить изгнанником в горах.   Одиночество, раскаяние, тоска. .. Счастье приходит неожиданно - появляется Сольвейг - его
мечта. Но быть с нею сейчас Пер не может.  Он должен заслужить её любовь. Ему  предстоят долгие годы странствий и испытаний,
и он просит Сольвейг:  "Жди меня". И она отвечает: "Я буду
ждать".

Послушайте "Песня Сольвейг".  (Исполняется под аккомпанемент фортепьяно).

6)   Выборочное чтение.

-  Созданная Григом музыка прекрасна,  потому что он прославляет свою отчизну, он обладал даром воспевать в звуках
природу и духовный мир человека, его мужество, верность и чистоту.

-   Какое впечатление произвела на Дагни музыка Грига? Прочитайте эти строки?

7)   Обобщающая беседа.

-   Прочитайте хором эпиграф нашего урока - "Волшебник и
великий музыкант".  О ком эти слова? Чьи это слова? Да, мы должны быть благодарны писателю Паустовскому за то, что он подарил такой замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Григе – этом добром «волшебнике и великом музыканте». Оба они - великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. И люди всех времён будут признательны им за это.

















Приложение №V.

 

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЧТЕНИЯ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА И МУЗЫКИ  (I класс)

Тема:  А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане".

Цели: соединить три предмета в одном уроке,  что поможет детям лучше осмыслить сказку, увидеть в ней добро и зло,  красоту слова, музыки, изобразительного искусства; научить понимать музыку, видеть в ней литературных героев, научить с помощью средств изобразительного искусства выражать пережитое в
рисунке.

Ход урока:

1. Слово учителя чтения

-  Дома вы прочитали сказку А.С.  Пушкина "Сказку о царе
Салтане...". Что вы можете сказать об авторе этой сказки? (Показ портрета Пушкина).

-  А.С. Пушкин написал очень много замечательных произведений:  стихотворений, романов, сказок.  (Показывается трёхтомник Пушкина). В каждом своём произведении поэт очень точно использует слова для описания событий, поступков героев, их характеров.

Что в сказке вам особенно запомнилось? Почему? Какой отрывок вам хочется прочитать вслух? (Чтение детьми понравившегося отрывка).

2.   Учитель музыки:

-   Композитор Николай Андреевич Римский - Корсаков написал музыку к этой сказке. Музыка даёт вторую жизнь литературному произведению, делает его ярким, многогранным.

Все вы теперь хорошо знаете содержание сказки. Царица и
князь Гвидон оказались жертвами злой зависти.  Они оторваны от
царя, Гвидон тоскует по отцу, ему хочется его увидеть. Скажите, смог ли он осуществить своё желание? Кто ему в этом помог?

Сейчас вы прослушаете музыку Римского-Корсакова "Полёт шмеля".  (Дети слушают).

-   Какая музыка по характеру? Что вам в ней особенно по-
нравилось? (Музыка гудящая, шмелиная).

-   Вы не раз слышали эту музыку. Её исполняют на различных инструментах.   Она звучит не назойливо, в ней ликование.   Почему?

3.   Учитель чтения

-   А как звучит отрывок о полёте шмеля в стихах Пушкина?
Прочитайте.

-   Какие три чуда были у Гвидона? Прочитайте о каждом из
них вслух.  Что вы заметили? Верно, читать нужно по-разному.

4.   Учитель музыки:

-   А теперь прослушайте три чуда Римского-Корсакова.
(Дети определяют характер музыки).

1.   - белочка;

2.   - тридцать три богатыря;

3.   - Царевна-Лебедь.

-  Что общего в музыке и стихах о трёх чудесах?

5.   Учитель изобразительного искусства:

-   Какие картины предстали перед вами при прослушивании
сказки? А при чтении? Как вы представили себе образы героев?
Что бы вы хотели изобразить в своих рисунках?

-   Кто хочет нарисовать первое чудо? Какой вы представляете себе белочку? Какие краски будете использовать?

-   Кто хочет нарисовать Царевну-Лебедь? (Беседа по картине М.А. Врубеля "Царевна-Лебедь7).  Какие краски здесь используются? Кто хочет нарисовать другую картинку? Какие краски будете использовать?

6.   Самостоятельная работа учащихся.  (Дети рисуют сразу
красками).

7.   Выставка рисунков. Итог.

8.   Задание на дом: приготовить выразительное чтение понравившегося    отрывка.


Страницы: 1, 2