Интеграция как методическое явление. Возможности интеграции в начальном обучении
(Стук в дверь. Входит в
класс девочка в костюме "Весны",
две девочки в костюмах "пчёлок", девочка в костюме "бабочки",
две девочки в костюмах цветов - "подснежника" и
"одуванчика".
Девочки-"цветы" стоят около "Весны", а девочки-"бабочки"
кружатся около них).
- Здравствуйте, ребята! Я
слышу, что вы здесь упоминаете
о весне. Вот я и пришла к вам в гости! - говорит девочка в костюме
"Весны".
(Девочка "Весна"
читает стихотворение Г. Ладонщикова
"Весна").
Отшумела злая
вьюга,
Стала ночь короче
дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня...
Улеглись в полях метели,
В свои белые постели,
И весна идёт повсюду
Гонит зиму со двора.
Но я пришла к вам не одна,
а со своими друзьями. Угадайте,
кто они?
(Включается грамзапись с
голосами птиц).
Кто же это мои верные пернатые друзья?
(Это голоса птиц: пеночки-реснички, певчего дрозда, жаворонка. ..)
- Правильно, это птицы.
Они вернулись к нам из тёплых
стран и радуют своим пением.
А кто это порхает и
кружится вокруг?
(Это пчёлки и бабочка).
- И сейчас угадали:
это трудолюбивые пчёлки и красивая
яркая бабочка. Тоже вестник весны.
- А что это за два
прекрасных цветка, которые находятся
около меня? Назовите их.
(Девочка
"подснежник" читает стихотворение).
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.
- Это подснежник.
- Правильно. Это первый
весенний цветок - нежный подснежник.
(Девочка
"одуванчик" читает своё стихотворение).
А я цветочек жёлтенький
С зеленым стебельком.
Раскроюсь утром ранним,
Закроюсь вечерком.
- Это одуванчик.
-Опять правильно угадали.
Это одуванчик. Тоже один из
первых весенних цветов.
Вот сколько у меня
друзей: и в лесу, и в поле, и на лугах,
и на реках, в городах и сёлах. И вы, ребята, тоже мои друзья -
любители и защитники природы. Можно я останусь у вас на этот
урок? Посмотрю, как вы работаете, послушаю рассказы о себе,
стихи и, может быть, узнаю что-нибудь новое о себе.
(Звучит грамзапись песни
"Скворцы прилетели". Девочка
"Весна" вместе со своими друзьями
садится за парту и принимает участие в уроке).
1. Расписывание
схемы-рисунка учащимися на отдельных листочках, подготовка руки к письму.
- Ребята, а вам нравится
весна! Чем? Почему?
Назовите, пожалуйста, весенние месяцы.
- А какое стихотворение
Плещеева о весне вы знаете? ("Уж
тает снег").
- Давайте хором прочитаем
это стихотворение и одновременно будем "расписывать" рисунок, чтобы
подготовить руку к письму.
Уж тает снег, бегут
ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
(Учащиеся различными штрихами и элементами букв "раскрашивают" рисунок).
4. Работа в тетради.
- Откройте, пожалуйста,
свои тетради, положите их правильно, проверьте посадку. А сейчас вспомним
правило о безударных
гласных в корне слова, проверяемых ударением, и проведём словарный диктант
"Буковка" на слова с безударными гласными. Эти слова нам встретятся
в текстах.
е, о, и,
а, я
(3...лёныи, скв...рцы,
л...сточки, д...лёкая, нар...дились).
(Проверим свою работу, сверяя с тем, что написано на доске).
5. Работа с 1-м
текстом.
- Сейчас мы начнём читать и
разбирать тексты о весне.
...Пришла весна. Наступил первый весенний месяц - март.
Все месяцы года хороши
по-своему, но март - это особенный месяц. Зима не хочет уступать и сдаваться.
Ещё кругом лежит снег, и лед стоит на реках. Морозно и ветрено, но в воздухе
уже чувствуется приближение весны.
Весна! Наконец-то пришла
долгожданная весна! Как радостно воем!
Ожил лес, поляны,
деревья! Птицы щебечут всё веселее.
Солнышко греет всё дольше и теплее. Небо стало выше. Голубой
месяц. Голубое небо, снега голубые. Голубая даль и голубые
льды. Появляются первые весенние цветы - белые и голубоватые
подснежники.
Лес ещё не одет, но
пахнет корой и берёзовым соком. Чуть
дымится первая зелень на ивах, как зеленоватая дымка как мелкие зеленые
кружева.
Как прекрасно в лесу!
а) Чтение текста хорошо
читающим учеником вслух.
- Ребята, так почему же
говорят, что "март - это особенный месяц в году"?
- Как всё изменилось вокруг
с приходом весны?
- Сейчас повторно прочитаем
этот текст. Подумайте, как
его можно озаглавить.
- Вы обратили внимание на
то, что текст дан без названия?
Так вот вы сами и озаглавьте его.
б) Чтение текста
учащимися вслух по абзацам "цепочкой"
(4 человека).
- О чём прочитал каждый из
вас?
в) Озаглавливание
текста.
- Как же озаглавим этот
текст? "Весна пришла", "Начало
весны", "Голубой март".
г) Ответы учащихся на
вопросы учителя к тексту.
- Как изменилась неживая
природа с началом весны? Какая
стала земля? Небо? Как ведут себя живые существа? Почему март
называют голубым? Докажите.
д) Выборочное чтение.
- Найдите в тексте предложения, в которых описывается лес.
- Найдите слова, которыми описывается первая зелень.
- А кто из вас видел, как распускаются деревья и кусты?
Так какие же признаки
ранней весны?
е) Повторное чтение
текста (2 человека)
- Так о чем же мы
прочитали в этом тексте? Что узнали?
ж) Выводы учителя.
- Правильно, мы прочитали
рассказ о начале весны, о ее признаках, об изменениях в природе с приходом
весны… Послушайте, пожалуйста, стихотворение В. Татаринова «Весна близка».
Розовый, березовый
В роще встал рассвет.
Лютыми морозами
Старый клен раздет.
Ветер невидимкою
Плачет и поет,
В синем небе льдинкою
Облачко плывет.
Но тепло повеяло
Утром из леска,
И земля поверила,
Что весна близка!
Покружит, уляжется
И растает снег…
Это только кажется,
Что зима навек!
- Понравилось ли вам это
стихотворение? Вот каким увидел поэт приход весны в лесу.
6. Работа над вторым
текстом.
- Ребята, а сейчас
послушайте другой рассказ и скажите, к какому периоду весны он относится.
а) Чтение текста учителем
вслух.
(Весна в полно разгаре).
Весна вступила в свои
права и начала хозяйничать над землей, раскрашивая все в зеленый, желтый,
красный, голубой, пурпурный, коричневый, малиновый цвета…
Лес уже полностью
преобразился. На коричневых и темно – серых ветвях берез, осин, дубов, кленов…
появились маленькие клейкие изумрудные листочки, блестевшие капельки росы, как
жемчужинками, в лучах тёплого весеннего солнышка. А величественная ель гордо
красуется среди других деревьев своим вечно - зелёным нарядом.
Распустились весенние
цветы: медуница, ветреница, лютик,
одуванчик. Прилетели грачи, скворцы, жаворонки, пеночки...
Над растениями порхают и кружатся красавицы-бабочки, а трудолюбивые пчёлы
хлопотливо перелетают с цветка на цветок.
По утрам ласковое
ярко-жёлтое солнце освещает все вокруг
и согревает все живое. Мир стал разноцветным, весёлым, живым.
Чудесная пора.
б) Чтение текста вслух
по абзацам учащимися.
в) Разбор содержания.
- Как изменилась природа в самый разгар весны по сравнению с её началом? Этот текст тоже без названия. Как его можно озаглавить?
("Разгар весны", "Весна - красна", "Весенние краски").
г) Чтение текста
учащимися про себя.
д) Ответы на вопросы
учителя к тексту с выборочным чтением.
- Какие цвета использовала
природа, чтобы показать красоту весны? Найдите их в тексте. Каким теперь стал
лес? Что нового вы узнали из этого текста?
е) Повторное чтение
всего текста вслух (I человек).
ж) Выводы учителя.
- Вот мы и закончили читать
и разбирать этот текст, а
сейчас поработаем в тетрадях.
7. Работа в тетрадях.
- Ребята, запишем названия
тех оттенков цветов, которыми
природа так красиво раскрасила весну. А поможет нам в этом
"палитра о красками". С оттенками некоторых цветов мы познакомились в
тексте, другие - запишем сами.
а) Запись названия
красок из "палитры" в тетради с комментированием и объяснением.
(Учитель указкой
показывает на любой цвет на "палитре",
а учащиеся записывают его название с помощью учителя).
Фиолетовый, сиреневый,
малиновый, бордовый, оранжевый,
розовый, лимонный, жёлтый, коричневый, голубой, болотный, малахитовый, чёрный,
серебристый.
б) Подведение итога
данной работы.
- Вот видите, дети, какими
красивыми и яркими оттенками цветов природа щедро раскрасила весну, оживила всё
вокруг.
1. Продолжение работы в тетрадях.
а) Комментированное
письмо-запись словосочетаний.
- Продолжим нашу работу.
Прочитайте ещё раз текст про
себя, найдите и назовите понравившиеся вам образные слова и
выражения.
"Изумрудные
листочки, величественная ель, зелёные кружева".
б) Запись предложения
на доске и в тетради с полным разбором и объяснением.
- Запишем предложение о
весне и вспомним всё, что нам
известно о предложении. Что выражает предложение? Сколько
слов может быть в предложении? Какие могут быть предложения по цели
высказывания? Какими бывают предложения по интонации?
Для чего служит интонация? Как мы начинаем писать предложение?
Какие бывают предложения по количеству грамматических основ?
А по наличию второстепенных членов?
в) Один ученик под диктовку
учителя записывает на доске
предложение: Ласковый ветерок приносит горьковатый аромат черёмухи.
(Одним из первых признаков
весны является цветение черёмухи в конце мая).
9. Развитие речи -
составление и запись небольшого рассказа-сочинения о весне, её приметах в
природе.
(Проверка получившихся
сочинений, сравнение, анализ их).
Выводы учителя.
10. Словесная
иллюстрация к прочитанным произведениям составление динамической картины о
весне (на фланелеграфе с
помощью аппликаций).
- Ребята, только что мы прочитали
прекрасные произведения о весне, написанные разными писателями. Они, как
художники, изобразили весну. Но ведь и многие композиторы тоже
"описывают" природу с помощью звуков, музыки. Давайте сейчас как бы
"нарисуем", "создадим" с помощью аппликации и музыки
"иллюстрацию" к данным текстам.
а) Слушание произведения
П.И. Чайковского "Подснежник".
- Давайте представим себе,
а музыка нам поможет в этом, -
какой бы мы хотели увидеть весну на нашей картине.
(Представления и рассказы
детей).
б) Чтение стихотворения
П. Соловьёва "Подснежник".
В саду, где берёзы
столпились гурьбой
Подснежника глянул глазок
голубой.
Сперва понемножку зелёную
выставил ножку,
Потом потянулся изо всех
своих маленьких сил
И тихо спросил:
"Я вижу погода
тепла и ясна,
Скажите, ведь, правда,
Что это весна?"
(П. Соловьёв).
в) Составление
динамической картины.
г) Чтение двумя
учениками стихов о весне, подходящих к
этой динамической картине (отрывок из стихотворения А. Пушкина "Гонимы
вешними лучами" и стихотворение С. Маршака "Весна")
...Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро
года,
Синея, блещут небеса.
Ещё прозрачные леса
Как будто пухом
зеленеют...
**************************
Снег теперь уже не тот -
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше...
- Что объединяет стихи Пушкина
и Маршака? И нашу составленную картину?
д) Выводы учителя.
11. Заключительное
слою "Весны":
а) благодарность
учащимся за урок, за их работу, призы!
беречь, любить, охранять родную природу;
б) рассказ о давнем
русском обычае - весеннем празднике
"Прилёт жаворонков";
в) подарки гостям и детям;
г) Чтение учеником
стихотворения В. Жуковского "Жаворонок ;
д) прощание с ребятами.
12. Подведение итогов
урока. Обобщение, оценки.
13. Задание на дом
(творческое, по выбору).
Приложение №IV
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЧТЕНИЯ И МУЗЫКИ
Тема: Ч. Паустовский
"Корзина с еловыми шишками". 3. Григ.
I.
"Знакомство с новым произведением".
1) Сообщение темы и цели.
- Ребята, посмотрите, чей
это портрет? Мы продолжаем
знакомиться с произведениями Константина Георгиевича Паустовского.
2) Подготовка к восприятию
нового.
- Вспомните, о чём писал
Паустовский? Какие произведения его на эту тему можете назвать?
(Выставка книг).
К.Г. Паустовский писал не
только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими
знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать
сборник биографий наиболее интересных знаменитых людей, описать некоторые
случаи из их жизни. Сегодня мы прочитаем рассказ "Корзина с еловыми
кишками", повествующий об одном из таких людей. Откройте учебник на
странице 122. Я начну читать, а вы внимательно слушайте и следите.
3) Первичное чтение:
а) чтение учителем; б) чтение по ролям; в) чтение отдельными подготовленными
детьми; г) чтение
учителем под музыку Э. Грига от слов "Сначала она ничего не
слышала..." и до конца.
4) Проверка первоначального
восприятия. - О ком этот
рассказ? Какие картины вы себе представили,
слушая это произведение?
Да, К. Паустовский так
ярко, точно, выразительно описал
этот случай, что мы живо представляем то, о чём только что
прочитали.
5) Слушание музыки.
- А сейчас, ребята, мы ещё
раз внимательно прослушаем
пьесу Эдварда Грига "Утро", которая только что звучала. Мне бы
хотелось, чтобы вы услышали, как композитор рисует в музыке
природу, как меняется музыка, какие инструменты звучат. Чтобы
понять и почувствовать музыку, её нужно слушать в тишине. Поэтому приготовьтесь
внимательно слушать.
(Звучит грамзапись).
- Итак, какая же это музыка
по характеру? Как композитор
передаёт картины природы в музыке? Как меняется музыка? Это
нарастание и позволяет нам представить восход солнца. А какие
инструменты прозвучали?
Найдите в тексте строки,
где описывается, что услышала
Дагни в музыке.
Музыка - это язык чувств,
она помогает нам посмотреть на
мир другими глазами, почувствовать и увидеть всё богатство
красок природы - музыка делает нашу жизнь прекрасной. И есть
такие люди, которые прожили жизнь для того, чтобы дарить нам
радость и красоту. К таким людям относятся и писатель К. Паустовский и
композитор Э. Григ (демонстрируется портрет 3. Грига).
Эдвард Григ - великий
норвежский композитор. Музыка его проникнута суровостью, отражает неброские
краски его родной
природы. В его произведениях мы можем услышать плеск волны
океана, горное эхо, звуки пастушьего рожка, шествие маленьких
волшебных гномов и многое, многое другое. Эдвард Григ создал
музыку к произведению Хенрика Ибсена "Пер Гюнт".
Пер Гюнт - простой
деревенский парень. Это человек с неистощаемой фантазией, бесстрашный, но
насмешливый и эгоистичный. Однажды он увидел нежную светловолосую девушку. Её
имя Сольвейг - Солнечный путь. Пер не скрывает восхищения ею. Но в его жизни
происходит такое, что он вынужден покинуть деревню и жить изгнанником в горах.
Одиночество, раскаяние, тоска. .. Счастье приходит неожиданно - появляется
Сольвейг - его
мечта. Но быть с нею сейчас Пер не может. Он должен заслужить её любовь. Ему
предстоят долгие годы странствий и испытаний,
и он просит Сольвейг: "Жди меня". И она отвечает: "Я буду
ждать".
Послушайте "Песня
Сольвейг". (Исполняется под аккомпанемент фортепьяно).
6) Выборочное
чтение.
- Созданная Григом музыка
прекрасна, потому что он прославляет свою отчизну, он обладал даром воспевать
в звуках
природу и духовный мир человека, его мужество, верность и чистоту.
- Какое впечатление
произвела на Дагни музыка Грига? Прочитайте эти строки?
7) Обобщающая
беседа.
- Прочитайте хором эпиграф
нашего урока - "Волшебник и
великий музыкант". О ком эти слова? Чьи это слова? Да, мы должны быть
благодарны писателю Паустовскому за то, что он подарил такой замечательный
рассказ о великом норвежском композиторе Григе – этом добром «волшебнике и
великом музыканте». Оба они - великие мастера: один словами, другой музыкой
пробуждают в нас чистые и добрые чувства. И люди всех времён будут признательны
им за это.
Приложение №V.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЧТЕНИЯ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА И МУЗЫКИ (I класс)
Тема: А.С. Пушкин
"Сказка о царе Салтане".
Цели: соединить три
предмета в одном уроке, что поможет детям лучше осмыслить сказку, увидеть в
ней добро и зло, красоту слова, музыки, изобразительного искусства; научить
понимать музыку, видеть в ней литературных героев, научить с помощью средств изобразительного
искусства выражать пережитое в
рисунке.
Ход урока:
1. Слово учителя чтения
- Дома вы прочитали сказку
А.С. Пушкина "Сказку о царе
Салтане...". Что вы можете сказать об авторе этой сказки? (Показ портрета
Пушкина).
- А.С. Пушкин написал очень
много замечательных произведений: стихотворений, романов, сказок.
(Показывается трёхтомник Пушкина). В каждом своём произведении поэт очень точно
использует слова для описания событий, поступков героев, их характеров.
Что в сказке вам особенно
запомнилось? Почему? Какой отрывок вам хочется прочитать вслух? (Чтение детьми
понравившегося отрывка).
2. Учитель музыки:
- Композитор Николай
Андреевич Римский - Корсаков написал музыку к этой сказке. Музыка даёт вторую
жизнь литературному произведению, делает его ярким, многогранным.
Все вы теперь хорошо
знаете содержание сказки. Царица и
князь Гвидон оказались жертвами злой зависти. Они оторваны от
царя, Гвидон тоскует по отцу, ему хочется его увидеть. Скажите, смог ли он
осуществить своё желание? Кто ему в этом помог?
Сейчас вы прослушаете
музыку Римского-Корсакова "Полёт шмеля". (Дети слушают).
- Какая музыка по
характеру? Что вам в ней особенно по-
нравилось? (Музыка гудящая, шмелиная).
- Вы не раз слышали эту
музыку. Её исполняют на различных инструментах. Она звучит не назойливо, в
ней ликование. Почему?
3. Учитель чтения
- А как звучит отрывок о
полёте шмеля в стихах Пушкина?
Прочитайте.
- Какие три чуда были у Гвидона?
Прочитайте о каждом из
них вслух. Что вы заметили? Верно, читать нужно по-разному.
4. Учитель музыки:
- А теперь прослушайте три
чуда Римского-Корсакова.
(Дети определяют характер музыки).
1. - белочка;
2. - тридцать три
богатыря;
3. - Царевна-Лебедь.
- Что общего в музыке и
стихах о трёх чудесах?
5. Учитель
изобразительного искусства:
- Какие картины предстали
перед вами при прослушивании
сказки? А при чтении? Как вы представили себе образы героев?
Что бы вы хотели изобразить в своих рисунках?
- Кто хочет нарисовать
первое чудо? Какой вы представляете себе белочку? Какие краски будете
использовать?
- Кто хочет нарисовать
Царевну-Лебедь? (Беседа по картине М.А. Врубеля "Царевна-Лебедь7). Какие
краски здесь используются? Кто хочет нарисовать другую картинку? Какие краски
будете использовать?
6. Самостоятельная
работа учащихся. (Дети рисуют сразу
красками).
7. Выставка
рисунков. Итог.
8. Задание на дом:
приготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.
Страницы: 1, 2
|