бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Интеграция как методическое явление. Возможности интеграции в начальном обучении бесплатно рефераты

Интеграция как методическое явление. Возможности интеграции в начальном обучении

приложения

Приложение №1

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПРЕДМЕТОВ
ЧТЕНИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО  ИСКУССТВА

Тема: Знакомство со сказкой "Колобок". Иллюстрирование
сказки "Колобок".

Цель:  познакомить учащихся с русской народной сказкой
"Колобок", нарисовать рисунок к данной сказке.

Учитель объясняет название сказки. Далее приступает к
чтению её вслух. У детей на столах альбомы и карандаши.

У.  (читает): Жили-были старик со старухой.  Однажды просит старик старуху:

-   Испеки, старуха, колобок.

-   Из чего испечь? Муки нет.

-   Эх, старуха, поищи!

Нашла старуха муку. Испекла колобок и положила на окно
охладить.

(Учитель подходит к доске и рисует дом, на окне которого колобок. Указывая на рисунок, учитель дополняет его новыми деталями: двором, воротами, дорогой и деревьями. Дети рисуют у себя в альбомах.  Учитель помогает, исправляет ошибки).

У.  (читает):  Колобок полежал, полежал на окне и вдруг покатился - с окна на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.



(На рисунке показывается путь колобка).

У.  (читает):  Катится колобок по дороге, а навстречу ему
серенький, быстро бегает, ловко прыгает, с длинными ушами, любит морковку.

-  Ребята, кто это?

-  Заяц.

- Правильно, заяц. А кто скажет, сколько в слове "заяц"
букв?

-  Четыре.

(Учитель рисует на доске клетки по количеству букв в слове "заяц" и ставит в первой клетке первую букву слова).
У.  (читает): Заяц говорит колобку:

-   Колобок,  колобок, я тебя съем!

-  Не ешь меня зайчик!  Я тебе песенку спою, - сказал колобок и запел:

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

И от тебя, зайца, убегу!

(Учитель предлагает повторить песенку колобка. Ученики
хором повторяют за учителем).

У.   (читает): Покатился колобок дальше.  Катится, катится,
а навстречу ему, угадайте, какой зверь. Зимой холодной ходит
злой, голодный.  Кто это?

-  Волк, - отвечают дети.

-  Сколько букв в слове волк?

(Получив ответ от учащихся, учитель опять чертит клеточки и в первой клеточке ставит букву "в").

У.  (читает): Волк говорит колобку:

-   Колобок,  колобок!   Я тебе съем!

- Не ешь меня, серый волк!   Я тебе песенку спою!

-  Ребята, какую песенку спел колобок? Давайте споём вместе.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл.

И от тебя, волк,  убегу!

И покатился колобок дальше.  Катится, а навстречу ему большой, косолапый, любит мёд покушать. Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой спит в избушке снеговой. Кто это?

-  Медведь.

-  Сколько в этом слове букв?

(Учитель дополняет рисунок новыми клеточками с буквой "м")

-  Ребята, как вы думаете, что сказал медведь колобку?

-   Колобок, колобок, я тебя   съем!

-   А что ответил колобок?

-  Не ешь меня, я тебе песенку спою.

- Какую песню спел колобок?

(Дети повторяют песню колобка).

У.  (читает): И опять покатился колобок. Катится, катится,
а навстречу ему рыжая,  хитрая, с большим пушистым хвостом.
Кто это?

-  Лиса.

- Сколько букв в этом слове?

- Четыре.

 (Учитель дополняет рисунок).

У.: Говорит лиса колобку:

-  Здравствуй, колобок, какой ты хорошенький. И колобок запел свою  песенку.

(Текст песни говорят сами дети).

У.: - Какая хорошая песенка, - сказала лиса. - Но я стара,
стала, плохо слышу. Сядь мне на нос и спой снова песенку погромче.

Колобок прыгнул лисе на нос и запел песенку.

-  Спасибо, колобок, хорошая песенка. Ещё хочу послушать.
Сядь на мой язычок и спой последний раз, - сказала лиса и высунула свой язык.

Колобок прыгнул ей на язык, а лиса - ам! - и съела его.

Дети обычно не довольны  таким концом сказки. Учитель предлагает изменить его. Дети охотно фантазируют. Задача учителя-
при рассказе детей помочь использовать уже известные слова.

В заключение детям предлагается ещё одно задание:

-  Решил колобок записать всех, кого он встретил да забыл, какой зверь как называется.  Кто поможет колобку?

(Дети называют зверей, вызванные к доске заполняют, пустующие клетки недостающими буквами).
Домашнее задание получают такое:

-  Дома вы, ребята, дорисуете свой рисунок, разукрасите
его и сочините сказку "Колобок" с другим концом, про какой мы
ещё не слышали на сегодняшнем уроке.

Урок заканчивается.


























Приложение №II

Тема урока:

Русский язык:  "Окончание глаголов I и II спряжения".

              Природоведение: "Перелётные птицы - вестники весны".

Цель урока:

1)  развивать умение детей работать с орфографическим словарём, словарём синонимов-антонимов;

2)  упражнять в написании глаголов I и II спряжения;

3)  учить выделять глаголы из текста, подбирать синоним,
антоним;

4)  развивать речь учащихся;

5)   обучать работать в паре и коллективом;

6)   закрепить знания о перелётных птицах.

Оборудование:  доска с записью числа, темы урока, этапов

урока;  плакат "Ранняя весна"; фланелеграф с фигурками перелётных птиц; словари ("Орфографический словарь" П. Грушникова,
"Словарь синонимов-антонимов") у каждого ученика; карточки
для коллективной работы; карточки для работы в паре; музыкальные произведения:  А.  Вивальди "Весна", Римский-Корсаков
"Песни и пляски птиц".

IОрганизационный момент.

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в страну пернатых друзей,  где будем упражняться в спряжении глаголов. А в
помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Успехов вам!

              II. Орфографическая разминка.

 (Работа с "Орфографическим словарём" П.А. Грушникова).

-  Итак,  первое испытание, которое вы должны преодолеть,
чтобы попасть в гости к пернатым друзьям - орфографическая
разминка.  Откройте орфографический словарь на странице 28, буква "Л".

(Учитель орфографически читает слово: не по слогам, а полностью, не все гласные, проговаривая чётко, ставя их в сильную
позицию. Класс так же чётко каждое слово проговаривает за учителем, соблюдая интонацию,  темп).

-  Назовите однокоренные слова.  (Лакомиться - лакомка, лазурь - лазурный).

-  Назовите слова,  отвечающие на вопрос что делать? (Лакать, лакомиться, лаять, леденеть).

Что можно оказать об этих словах? (Это глаголы, отвечают на вопросы: что делать? что сделать?    и обозначают действие - предмета).

-  В какой форме даны глаголы в словаре? (В неопределённой).

-  Почему она так называется? (Нельзя определить ни время, ни число, ни лицо глагола).

-  Попробуйте определить спряжение этих глаголов.  (Лазить - суффикс и в неопределенной форме показывает, что глагол II спряжения и т.д.).

-   Какие слова напоминают нам о приходе весны? (Лазурь,
лазурный, ландыш, ласточка, лебедь).

-  Верно, ребята, в воздухе чувствуется весна.  А кто нам приносит весну? (Птицы).

3. Коллективная работа в форме игры "Телефон".

- Следующее путешествие мы совершим в долину птиц. Проведём его в форме игры "Телефон".

Каждый ученик на первой парте получает предложение, записанное на листе бумаги. Ученик читает его, повторяет и, поворачиваясь назад,  передаёт орфографически чётко своему соседу, сидящему сзади.  Тот, в свою очередь, проделывает те же и передаёт следующему ученику, видящему сзади. Учитель вызывает любого, сидящего в этой цепочке, и ученик должен чётко проговаривать заданное предложение.

Учитель раздаёт листочки с предложениями шестерым ученикам на первых партах. Прочитали, выучили, орфографически чётко передали соседу.

I карточка

Что за весенняя чёрная птица

Трактору чуть ли не на нос садится?

II карточка

Что там за плугом носится вскачь?

              III  карточка

Гнездо он в поле своё вьёт,

Где тянутся растения.

IV карточка

Его и песни и полёт

Вошли в стихотворения.

V карточка

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

VI карточка

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

Встают 2 ученика первого ряда (по выбору учителя) и каждый чётко проговаривает своё предложение, являющееся частью
загадки.

-   Кто это? (Грач). Назовите орфограмму этого слова.  (Существительное мужского рода с шипящим на конце,  Ь не пишем).

-   Определите время и спряжение глаголов.  (Что делает? Садится,  окончание - ИТ, значит II спряжение, несовершенного вида).

Затем встаёт следующая пара со второго ряда и так же проговаривает свою загадку.  Класс отгадывает, а отвечающая пара
определяет время и спряжение глагола.

-  Ребята, что можете сказать об этих птицах? (Грач, ласточка, жаворонок - это перелётные птицы.  Первыми в середине
марта прилетают грачи, за ними - скворцы, жаворонки, ласточки).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

-   Покажите этих птиц на фланелеграфе. (Дети выходят и показывают птиц, сажая их к скворечнику).

4. Работа по карточкам в паре.

-  Молодцы! Следующую остановку мы сделаем на поляне дружбы и верности. Работа в паре.  Откройте тетради. Прочитайте задание на карточках и приступайте к их выполнению.

Карточка I (зелёная).

I.   Что называют глаголом? Дать полный ответ товарищу по парте.

2. Выпишите только глаголы.  Выделите окончание,  определите спряжение: молчит, молчание, думает, дума, говорит, разговор, рисует, рисунок.

3.   Проверь свою работу и работу товарища, оцени её.
Карточка II (зелёная).

1.   Что называют спряжением глагола? Дать полный ответ.

2,   Задание как и в карточке I: читает, читальный, ловишь,
неуловимый,  плывёт, плевание, молчат, молчание.

3.  (Как и  в карточке I).

Карточка I (жёлтая).

1.   Как в карточке I (зеленей).

2.   Выпиши только глаголы, относящиеся ко II спряжению:  думаю,  прилетит, поешь, встретят, кричишь, летишь.

Подчеркни окончания глаголов II спряжения, 2-го лица,
единственного числа.

3.   (Как в I).

Карточка II (жёлтая).

1.   Что называют спряжением глагола? Назови окончания глаголов I спряжения. Дать полный ответ.

2.   Выпиши только глаголы,  относящиеся к I спряжению:  запасают, строят, переливается, светит, греет, радуешь.

Подчеркни окончание глагола 3 лица, единственного числа.
3.  (Как и в I).

Карточка I (красная).

I.  Что называют спряжением глагола? Назови окончания глаголов II спряжения.

2.  Проспрягай глагол лететь в настоящем времени. Выдели
окончание,  запиши однокоренные слова других частей речи.
              3. (Как и в I карточке).

Карточка II (красная).

1.   Что называют глаголом? Расскажи всё, что знаешь о нём.

2. Проспрягай глагол любить в настоящем времени. Выдели окончания.  Запиши однокоренные слова других частей речи.

3.   (Как в I карточке).

Учитель предлагает одной паре учащихся показать их работу. Дети читают задание и орфографически чётко дают ответы.

-  Ребята, какие птицы показывают нам пример верности и
преданности? Учат любви,  нежности и доброте? (Лебеди).

-   Покажите их на доске.   (Дети показывают и подвигают их
к домику для птиц. Лебеди - это также перелётные птицы).

5. Работа с учебником и "Словарём синонимов - антонимов".

-  Следующую остановку мы сделаем в "звонком поднебесье".
Откройте учебники на странице 186, упражнение 426. Прочитайте
текст.  Почему так назван текст? В каком смысле употреблено
прилагательное крылатые? (В переносном).

-  Выпишите из текста только глаголы, определите время,
лицо и число.  (Дети выписывают).

-   Какие слова выписали? (Глагол улетают.  Что делают? улетают - глагол, настоящего времени,   3-го лица, множественного
числа,  I спряжения и т.д.).

-  Пользуясь словарём "синонимов-антонимов", подберите:
I ряд                                         II ряд                      III ряд

синонимы к                        антонимы к              синонимы к

слову-глаголу                 прилагательному      существительному

   лететь                                унылый                     пичужка

(Дети,  пользуясь словарём, работают).

-   Какие подобрали синонимы к слову лететь? (...).

-   Антонимы к прилагательному унылый?  (...).

-  Синоним к существительному пичужка?  (...).

-  Ребята, а как вы понимаете смысл слова наперегонки?
(Песни птиц льются,   перегоняя друг друга,  переклинивал друг друга).

-   О каких птицах вы можете так оказать? (Соловьи, журавли, гуси, кукушки).

-  Покажите их на доске.

-   А, знаете ли, почему птицы поют весной? (Они радуются
прилёту к родным местам, показывают, что заняли свои гнёзда,
зазывают самочек).

-   Правильно,  птицы - это песнь,  полёт.  Птицы - это тайна
и красота.  Это наши друзья.  Каждый год они приносят нам на
крыльях весну. Наука, изучающая птиц, называется орнитология,
Проговорите это олово орфографически.  (Класс проговаривает).

6.  Мини-сочинение.

-   Настало время показать, что вы знаете птиц, любите их
и ждёте.

Напишите небольшое сочинение о крылатых друзьях, вспомните нашу экскурсию в парк на уроке природоведения. (За день до этого класс был на экскурсии). А поможет вам музыка А. Вивальди "Весна". (Дети пишут сочинение под музыку).

— Кто хочет поделиться своими мыслями? (Дети орфографически читают сочинение, все допущенные ошибки сразу замечаются учителем и учениками и исправляются).

-   Молодцы,  вы замечательно справились со всеми своими испытаниями.

-   Что нового узнали,  путешествуя? Что понравилось? А что вызвало затруднения?

-   За то, что вы старались и хорошо работали, совсем скоро птицы подарят вам свои песни, радость и красоту.  А нам с
вами следует не забывать,  заботиться о наших пернатых друзьях.

-   Наше путешествие окончено, а птицы вас благодарят волшебной музыкой.  (Звучит музыка Н. Римского-Корсакова "Песни и пляски птиц").







Приложение III

 

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ:  "ВЕСНА ИДЁТ"
(чтение - русский язык - музыка)

 

Тема: обобщающий урок по чтению по разделу "Весна идёт"
и обобщение знаний учащихся о предложении.

Цель:  соединить  3 предмета в одном уроке, что поможет
детям лучше разобрать произведения о весне, почувствовать красоту слова, записать понравившиеся образные слова и выражения.
Познакомить учащихся с новыми словами и понятиями; работать
над выразительностью и техникой чтения произведений;  прививать учащимся любовь к природе, к весенним пейзажам; учить
детей понимать музыку,  "видеть" в ней картины природы,  художественные образы.

Оборудование урока:  индивидуальные листочки с текстами

произведений о весне и рисунками-схемами,  фланелеграф, аппликации,  "палитра с красками".

Таблицы по теме "предложение",    схемы-опоры по безударным гласным,   по предложению.

Выставка книг, рисунков, аппликаций,  поделок о весне.
Картина "Весна".  Плакат с высказыванием М. Пришвина о природе.
Грамзаписи "Голоса птиц",  "Скворцы прилетели" и произведение
П.И.  Чайковского "Подснежник" (из музыкального цикла "Времена
года").

Ход урока.

1.   Организационный момент.

2.   Краткое вступительное слово учителя по теме и цели
урока.

-  Ребята,  сегодня у нас необычный урок, более объёмный и
сложный, чем всегда. Мы проводим урок чтения и урок русского
языка как один большой урок, но взаимосвязанный, общий по одной теме.  Кроме этого, мы будем слушать музыкальные произведения, и разбирать их.

Такой урок называется интегрированным.

Тему урока вы сможете назвать сами, если отгадаете загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?

 (Весной).

-   Правильно, это весна,  замечательное и прекраснее время

года,  когда вся природа просыпается и оживает после зимнего
сна.

Недаром поэты называют весну "утром года".

(Одна из учениц играет на скрипке весеннюю мелодию).

-  Сегодня мы будем читать тексты и говорить в весне, её
особенностях, сравним её с другими временами года,  запишем
слова, словосочетания и предложения по этой теме и вспомним
всё, что мы знаем о предложении.

Страницы: 1, 2