Информационные технологии в обучении детей с нарушениями речи
Вывод: в результате проведения данных упражнений было
выявлено, что 1 ребенок имеет низкий уровень четкости и разборчивости речи, 3
ребенка имеют средний уровень четкости и разборчивости речи, а 1 ребенок
высокий уровень четкости и разборчивости речи. Из этого следует, что четкость и
разборчивость речи находятся у детей на среднем уровне.
Использование традиционных методик по разделу «Слитность».
В данном разделе использовались следующие задания: «Сделав
полный вдох, на выдохе произносить слогосочетания», «Сделав полный вдох,
посчитать на выдохе», «Произносить считалочку в умеренном темпе, равномерно
распределяя выдох на порции по три слова» и т. д. [32, 145]
Таблица 4. Упражнения на четкость и разборчивость речи по
традиционным методикам
№
|
Имя
ребенка
|
Оценка
в баллах
|
Уровень
|
1.
|
Алина
М.
|
2
|
Низкий
|
2.
|
Роман
М.
|
2
|
Средний
|
3.
|
Анастасия
П.
|
1
|
Низкий
|
4.
|
Александр
К.
|
2
|
Средний
|
5.
|
Иван
Б.
|
2
|
Средний
|
Вывод: в результате проведения данных упражнений было
выявлено, что 1 ребенок имеет низкий уровень четкости и разборчивости речи, 4
ребенка имеют средний уровень четкости и разборчивости речи. Из этого следует,
что четкость и разборчивость речи находятся у детей на среднем уровне.
Модуль «Ритм».
Упражнения модуля «Ритм» позволяют работать над ритмической и
слоговой структурой слова, а так же над четкостью и разборчивостью речи
ребенка.
Таблица 5. Упражнения на темпо – ритмичность речи на
компьютере
№
|
Имя
ребенка
|
Оценка
в баллах
|
Уровень
|
1.
|
Надежда
П.
|
2
|
Средний
|
2.
|
Андрей
М
|
3
|
Высокий
|
3.
|
Дарья
Л.
|
1
|
Низкий
|
4.
|
Максим
Д.
|
2
|
Средний
|
5.
|
Анфиса
С.
|
3
|
Высокий
|
Вывод: в результате проведения данных упражнений было
выявлено, что 1 ребенок имеет низкий уровень сформированности темпо-ритмической
стороны речи, 2 ребенка имеют средний уровень сформированности
темпо-ритмической стороны речи, а 2 ребенка имеют высокий уровень
сформированности темпо-ритмической стороны речи. Из этого следует, что темпо –
ритмическая сторона речи находятся у детей на среднем уровне.
Использование традиционных методик по разделу «Ритм»
В данном разделе использовались следующие задания: «Слушай
предложения и повторяй за логопедом», «Угадай как говорит логопед и покажи
соответствующую картинку», «Читай быстро и медленно в зависимости от картинки»
[31, 253].
Таблица 6. Упражнения на темпо-ритмичнсть речи с
использованием традиционных методик
№
|
Имя
ребенка
|
Оценка
в баллах
|
Уровень
|
1.
|
Алина
М.
|
3
|
Высокий
|
2.
|
Роман
М.
|
2
|
Средний
|
3.
|
Анастасия
П.
|
2
|
Средний
|
4.
|
Александр
К.
|
3
|
Высокий
|
5.
|
Иван
Б.
|
2
|
Средний
|
Вывод: в результате проведения данных упражнений было
выявлено, что 3 ребенка имеют средний уровень сформированности
темпо-ритмической стороны речи, а 2 ребенка имеют высокий уровень
сформированности темпо-ритмической стороны речи. Из этого следует, что темпо –
ритмическая сторона речи находятся у детей на среднем уровне.
Модуль «Высота и тембр».
В этом модуле компьютерная логопедическая программа «Игры для
Тигры» позволяет визуально зафиксировать и измерить частотные характеристики
речи с целью дальнейшей коррекции в упражнениях данного модуля, а так же
выбрать приемлемый тембральный диапазон речи у ребенка с нарушениями фонации.
Упражнения данного модуля так же позволяют построить вокальные задания для развития
голосового аппарата ребенка. Этому способствует работа над речевым выдохом,
высотой и длительностью голоса.
Работа над упражнениями данного модуля строится на основе
отдельных звуков, их комплексов, слогов, слов, фраз.
Таблица 7. Упражнения на громкость и тембр голоса на
компьютере
№
|
Имя
ребенка
|
Оценка
в баллах
|
Уровень
|
1.
|
Надежда
П.
|
1
|
Низкий
|
2.
|
Андрей
М
|
2
|
Средний
|
3.
|
Дарья
Л.
|
2
|
Средний
|
4.
|
Максим
Д.
|
2
|
Средний
|
5.
|
Анфиса
С.
|
3
|
Высокий
|
Вывод: в результате проведения данных упражнений было
выявлено, что 1 ребенок имеет низкий уровень громкости и тембра голоса, 3
ребенка имеют средний уровень громкости и тембра голоса, а 1 ребенок имеет
высокий уровень громкости и тембра голоса. Из этого следует, что громкость и
тембр голоса находятся у детей на среднем уровне.
Использование традиционных методик по разделу «Высота и
тембр»
В данном разделе использовались следующие задания:
«Воспроизведение изолированных звуков и звукоподражаний с понижением и
повышением высоты голоса», «Различение тембра голоса на материале междометий»,
«Изменение тембра голоса в зависимость от того, какому персонажу сказки
подражает ребенок» [38, 257].
Таблица 8. Упражнения на громкость и тембр голоса с
использованием традиционных методик
№
|
Имя
ребенка
|
Оценка
в баллах
|
Уровень
|
1.
|
Алина
М.
|
2
|
Средний
|
2.
|
Роман
М.
|
3
|
Высокий
|
3.
|
Анастасия
П.
|
1
|
Низкий
|
4.
|
Александр
К.
|
2
|
Средний
|
5.
|
Иван
Б.
|
2
|
Средний
|
Вывод: в результате проведения данных упражнений было
выявлено, что 1 ребенок имеет низкий уровень громкости и тембра голоса, 3
ребенка имеют средний уровень громкости и тембра голоса, а 1 ребенок имеет
высокий уровень громкости и тембра голоса. Из этого следует, что громкость и
тембр голоса находятся у детей на среднем уровне.
При выполнении упражнений дети, которые пользовались
компьютером легче и быстрее справились с заданием, чем дети которые выполняли
упражнения по традиционным методикам вследствие того, что на компьютере задания
были интереснее и красочнее и дети меньше отвлекались.
Блок «Звукопроизношение».
Работа с упражнениями блока «Звукопроизношение» позволяет
развивать эфферентное (развитие моторных свойств органов артикуляции) и
афферентное двигательное звено речевой системы.
Таблица 9. Развитие моторных свойств органов артикуляции на
компьютере
№
|
Имя
ребенка
|
Оценка
в баллах
|
Уровень
|
1.
|
Надежда
П.
|
2
|
Средний
|
2.
|
Андрей
М
|
2
|
Средний
|
3.
|
Дарья
Л.
|
2
|
Средний
|
4.
|
Максим
Д.
|
3
|
Высокий
|
5.
|
Анфиса
С.
|
3
|
Высокий
|
Вывод: в результате проведения данных упражнений было
выявлено, что 3 ребенка имеют средний уровень развития моторных свойств органов
артикуляции, а 2 ребенка с высоким уровенем развития моторных свойств органов
артикуляции. Из этого следует, что развитие моторных свойств органов
артикуляции находится у детей на среднем уровне.
Использование традиционных методик по разделу «Звукопроизношение»
В данном разделе использовались следующие задания:
артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие органов артикуляции [39,
135].
Таблица10. Упражнения на развитие моторных свойств органов
артикуляции с использованием традиционных методик
№
|
Имя
ребенка
|
Оценка
в баллах
|
Уровень
|
1.
|
Алина
М.
|
2
|
Средний
|
2.
|
Роман
М.
|
2
|
Средний
|
3.
|
Анастасия
П.
|
2
|
Средний
|
4.
|
Александр
К.
|
2
|
Средний
|
5.
|
Иван
Б.
|
2
|
Средний
|
Вывод: в результате проведения данных упражнений было
выявлено, что 5 детей имеют средний уровень развития моторных свойств органов
артикуляции. Из этого следует, что развитие моторных свойств органов
артикуляции находится у детей на среднем уровне.
При выполнении упражнений дети, которые пользовались
компьютером легче и быстрее справились с заданием, чем дети которые выполняли
упражнения по традиционным методикам вследствие того, что на компьютере задания
были интереснее и красочнее и дети меньше отвлекались.
Блок «Фонематика».
Блок «Фонематика» компьютерной логопедической программы «Игры
для Тигры» направлен на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей с
нарушениями речи.
Модуль «Звуки».
Упражнения модуля «Звуки» позволяют работать над развитием
фонематического слуха на материале неречевых звуков, речевых звуков и
звукокомплексов.
Таблица 11. Упражнения на развитие фонематического слуха на
компьютере
№
|
Имя
ребенка
|
Оценка
в баллах
|
Уровень
|
1.
|
Надежда
П.
|
2
|
Средний
|
2.
|
Андрей
М
|
2
|
Средний
|
3.
|
Дарья
Л.
|
3
|
Высокий
|
4.
|
Максим
Д.
|
2
|
Средний
|
5.
|
Анфиса
С.
|
1
|
Низкий
|
Вывод: в результате проведения данных упражнений было
выявлено, что 1 ребенок имеет низкий уровень развития фонематического слуха, 3
ребенка имеют средний уровень развития фонематического слуха, а 1 ребенок имеет
высокий уровень развития фонематического слуха. Из этого следует, что развитие
фонематического слуха находится у детей на среднем уровне.
Использование традиционных методик по разделу «Звуки»
В данном разделе использовались следующие задания: «Чей
голос?», «Угадай по звуку, что делать?», «Какие звуки нарушают тишину?» [6,
213].
Таблица12. Упражнения на развитие фонематического слуха с
использованием традиционных методик
№
|
Имя
ребенка
|
Оценка
в баллах
|
Уровень
|
1.
|
Алина
М.
|
1
|
Низкий
|
2.
|
Роман
М.
|
2
|
Средний
|
3.
|
Анастасия
П.
|
1
|
Низкий
|
4.
|
Александр
К.
|
2
|
Средний
|
5.
|
Иван
Б.
|
1
|
Низкий
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|