Информационное общество
Итак. мы рассмотрели общие глобальные тенденции ИТ-индустрии. Далее мы
более детально поговорим о мировом компьютерном рынке, акцентируя внимание на
показателях отдельных компаний и регионов.
ЙЛ|о информации аналитической компании Ganner Dalaquest. в
апреле 2002 года количество выпущенных во всем мире персональных компьютеров
достигло миллиарда. Имеются в виду все проданные настольные и переносные
компьютеры всех мировых производителей. Это знаменательное событие случилось
спустя приблизительно двадцать пять лет после появления первого коммерчески
успешного и получившего широкое распространение персонального компьютера Affair на основе
центрального процессора Intel 8080. Двухмиллиардный рубеж продажи
ПК, по прогнозам Ganner Dataquest, будет достигнут уже к 2008
году.
При этом если до сих пор подавляющая часть компьютеров продавалась в
Северной Америке и Европе, то в будущем, по мнению аналитиков Gariner Dataquest, спрос
на компьютеры будет расти главным образом за счет регионов с бурно
развивающейся экономикой — таких как Китай, Индия и Малайзия, а также ряда
стран Латинской Америки и Восточной Европы, включая Россию.
Общемировые тенденции
За первые три месяца 2002 года, по заявлению Gartner Dataquest. в
мире было продано практически столько же компьютеров, что и в 1 квартале
предыдущего года- Выросли продажи компании De1l,
однако все остальные ее конкуренты не смогли достичь прежнего объема продаж. И
хотя распределение мест за год не изменилось, позиции компании De1l существенно
упрочились.
Однако во II квартале 2002 года, по данным Garlner Dataquest,
мировые продажи ПК упали. Наибольший спад произошел в Японии и США. В то же
бремя вырос уровень продаж в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Латинской
Америке. Среди поставщиков персональных компьютеров в мировом масштабе на этот
момент лидировала компания Hewlett-Packard, далее с небольшим
отрывом следовала Dell, a замыкала тройку лидеров IBM.
Однако в II! квартале 2002 года на мировом компьютерном рынке произошел
перелом — был достигнут положительный прирост продаж в 3,8%. Предварительные
прогнозы IDC относительно 4% не совсем оправдались. Причина перелома —
высокий уровень продаж компьютеров в рознице и в сфере малого бизнеса.
Общим результатом года должен стать, по мнению аналитиков, выход мировых
объемов проданных персоналок на уровень 2000 года. Впрочем, они не предвещают
всеобщего подъема.
Корпорация Del! стала новым мировым лидером в
области продаж компьютеров, а прежний лидер рынка, компания Hewlett-Packard, теперь
занимает второе место (табл. 3).
Согласно прогнозу компании Giga Information Group на
2003 год, не следует ожидать принципиального улучшения рыночной ситуации на
компьютерном рынке. Рецессия и угроза начала военных действий США в Ираке
автоматически приведут к тому, что роста спроса на компьютерную технику не
произойдет. Возобновление активного роста компьютерного рынка, по мнению Giga Information Group,
отодвигается с 2003-2004 годов на 2004-2005 годы.
В то же время в 2003 году в персональных компьютерах появится много
новшеств: принципиально новые процессоры AMD Hammer и Intel Banias. новый
интерфейс для подключения дисковых накопителей SerialATA, новая архитектура
материнских плат 3GIO. а также аппаратные средства безопасности
Palladium и
ТСРА.
Поставки в различных регионах. Прирост по рынку ЕМЕА (Европа, Средний
Восток и Африка) в lit квартале составил 3,3%.
что свидетельствует об определенных положительных изменениях, особенно
заметных на фоне значительного сокращения объемов продаж в III квартале прошедшего года.
HP
уверенно занимает в регионе первое место по поставкам. Del!
продолжает удерживать второе место и своими поставками охватывает
Великобританию, Францию и немецкоязычные страны. Fujitsu-Siemens
вернула положительные приросты по всем направлениям: особенно сильны ее
позиции по ноутбукам и на рынке Intel-серверов. Единственная компания,
по-прежнему сохраняющая отрицательный прирост, — это IBM. а наибольший
положительный прирост наблюдается у компании Acer.
На компьютерном рынке США общий прирост значительно выше мирового и
составляет 6.7%, Правда, достигнут он был в первую очередь за счет компании Dell.
которая, единственная из лидирующей пятерки, добилась значительного прироста
продаж по сравнению с 111 кварталом 2001 года.
В Японии продолжается экономический спад, зато в Азиатско-тихоокеанском
регионе (без учета Японии) наблюдается бурный рост продаж компьютерной техники,
и прирост за III кв. 2002 года/ III кв. 2001
года составил здесь 14,7%.
Поставки для домашних и коммерческих пользователей.
Снижение уровня компьютерных продаж как в коммерческом, так и в потребительском
секторе в 2001 году сменилось небольшим ростом в середине
2002 года. Так. в этот период IDC предсказывала,
что 2002 год будет закончен с незначительным приростом (рис. 2). Однако в
конце ноября iDC признала, что даже незначительного
роста в 2002 году не удается добиться.
Ситуация на российском рынке. По данным IDC, российский рынок
ПК в 2001 году вырос на 22%, составив 1.8 млн. компьютеров. На 2002 год IDC
прогнозировала продолжение устойчивого роста российского рынка ПК, однако
несколько медленнее, чем в предыдущие два года. И эти прогнозы оправдались.
По данным ITResearch, общий объем российского рынка
компьютеров в 1)1 квартале 2002 года оценивается в 712 тыс. шт.: 92,3% от
этого количества приходится на настольные компьютеры, 5,6% — на ноутбуки и около
2,1% на серверы (на платформе Intel). По сравнению со II кварталом объем продаж
ПК вырос более чем на 19.6%. При этом следует отметить, что динамика
показателей российских производителей была несколько выше, чем у зарубежных
компаний[7].
Лидером продаж ПК, по итогам III квартала 2002
года, является компания "Аквариус". При этом на первую тройку
компаний ("Аквариус". "Крафтвей". "Формоза")
приходится около 17% продаж настольных компьютеров,
В сегменте ноутбуков наилучший сю-казатель у Концерна «Белый Вегер». Доля
первых трех компаний (Hewlett-Packard. Toshiba.
"Белый Ветер") составляет 61% всех продаж
Мировой рынок серверов. По данным Garlner, в 1
квартале 2002 года мировой рынок наиболее мощных серверов сократился до 10,5
млрд. долл.. что означает 15%-ное падение. Однако (ВМ продемонстрировала заметное
увеличение своей доли рынка до 27,8%. По мнению аналитиков, успех IBM
объясняется тем, что корпорация начала устанавливать LInux на
дорогостоящие серверы старшего класса.
Объем продаж Linux-серверов подскочил по сравнению с 1
кварталом прошлого года на 54,7%. Лидирует здесь !ВМ, Во II квартале 2002 года
общее падение продаж серверов достигло 16,2% IBM сохранила
свои позиции по сравнению с предыдущим кварталом этого года, a Hewlett-Packard едва
не выбилась в лидеры- Однако единственной компанией, которой удалось увеличить
продажи, стала Dell. 1)1 квартал 2002 года показал, что
ситуация на мировом серверном рынке начинает меняться в лучшую сторону.
Фактический доход составил 10.6 млрд. долл. Распределение долей рынка
сохранилось, однако, как и во II квартале, произошло значительное сокращение
доли Sun Microsystems. По-прежнему только Dell неизменно наращивает
продажи.
Сегодня на российском рынке наблюдается рост интереса к серверам. По прогнозам
IDC. к
концу 2002 года объем российского рынка серверов достигнет около 53 тыс- шт.
IDC ожидает, что темпы роста отечественного серверного рынка составят 17.7% в
штучном и 13,7% в стоимостном выражении.
По данным аналитиков ITResearch, во И квартале 2002 года, по
сравнению с аналогичным периодом прошлого года, российский рынок серверов вырос
на 19%. что составляет чуть более 11 тыс. шт. Лидером рынка серверов является
компания Compaq (ITResearch учитывает продукцию компаний Compaq и Hewlett-Packard по
отдельности).
В III квартале 2002 года на рынке серверов рост составил уже
35,1%. Лидирует по-прежнему Compaq, а на первую тройку производителей
серверов («Ак-вариус", "Крафтвей", Compaq) в сумме
приходится примерно 37% продаж-
Мировой рынок сотовых телефонов. Напомним, что.
по итогам 2001 года, объем продаж мобильных телефонов в мире впервые за всю
историю существования отрасли снизился на 3,2%- И Это при том. что с 1996-го
по 2000 год рынок ежегодно рос в среднем на 60%. В минусе оказалось большинство
производителей оборудования.
Тенденция падения сохранилась и в 2002 году. Объем мировых продаж мобильных
телефонов, по данным Gartner Dalaquest. в 1 квартале 2002 года упал,
по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 3.8 %
Явным лидером объема продаж остается финская корпорация Nokia,
главным образом благодаря наличию конкурентоспособных предложений в секторе GSM-моделей
начального уровня. Ближайшим ее конкурентом по-прежнему выступает американская
компания Motorola, которая намерена расширить свое присутствие в секторе GSM, в
частности за счет продаж модели СЗЗО. На третье место вышла южнокорейская
корпорация Samsung, существенно укрепившая в 2002 году свои позиции на
мобильном рынке.
2001 год был годом активного рост, числа российских абонентов мобильны
телефонов Общий объем услуг связи России в 2001 году составил 6.2 млрд. долл..
на 37% превысив показатели 200 года, а число сотовых абонентов за 200 год, по
данным консалтинговой компании J'Son & Partners, увеличилось на 131%.
Что касается числа абонентов, то, по состоянию на конец октября 2002
года, а России насчитывалось более 15,6 млн. абонентов сотовой связи всех
стандартов, а на конец 2002 года число абонентов сотовой связи в нашей стране
должно превысить 17 млн., что соответствует преодолению 12%-ного рубежа.[8]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении
хотелось бы проследить некоторые тенденции и сделать определенные выводы,
касаемые последних мировых тенденций на современном мировом ИТ-рынке, которые
помогут выбрать правильную стратегию на 2003 год.
1. Последние исследования позволяют сделать вывод о том.
что в мире можно ожидать лишь небольшое увеличение ИТ-бюджетов (от 2 до 4%)
Предполагаемый рост будет заключаться в выжимании максимально возможного из
существующих ресурсов, компании будут фокусироваться на технологиях.
нацеленных на удержание привлеченных клиентов и на увеличение прибыли,
поступающей от постоянных клиентов.
2. Клиенты будут и впредь
отдавать предпочтение проектам с коротким циклом возврата ИТ-инвестиций, и те
проекты, которые смогут гарантировать более быструю оборачиваемость, будут
приоритетными. Цена проекта, которая всегда рассматривается наряду с такими
факторами, как качество, риск, гибкость, станет наиболее важной из перечисленных
характеристик.
3.Тенденция, связанная с ростом мобильности трудовых ресурсов,
сохранится и будет усиливаться по мере роста телекоммуникационной
инфраструктуры и сохранения низкого уровня безопасности бизнес-командировок в
условиях угрозы международного терроризма На этом фоне будет расти доля
виртуальных встреч, видеоконференций. Instant Messaging и др.
4. Рост количества кибератак и наличие уязвимых мест в программном
обеспечении будут способствовать привлечению к отрасли внимания информационной
безопасности. Не случайно одно из последних публичных заявлений Microsoft
сводится к тому, что вопросы безопасности продуктов Microsoft
получат более высокий приоритет по сравнению С другими потребительскими
свойствами.
5. Несмотря на некоторое снижение спроса на специалистов в области
ИТ-индустрии. потребность в высококвалифицированных сотрудниках в приоритетных
областях останется высокой. Это касается прежде всего таких областей. как
управление проектами, разработка баз данных, систем безопасности и
Java-приложений. Общий рост зарплаты ИТ-сотрудников сократится с 2003 годом.
6. Последствия слияния Compaq и HP. Слияние Compaq и HP уже
сказалось и будет иметь еще более серьезные последствия при перераспределении
рынка. чем представлялось ранее. Слияние оказало воздействие на многие
компании Особенно агрессивные и удачные шаги на рынке в период слияния сделала
IBM.
7. Повышение роли аналитики. Автоматизация транзакций уходит в
прошлое, поскольку больше не в состоянии обеспечить лидерства на рынке. В
ближайшее время будет наблюдаться более активное привлечение планирования
бизнес-процессов и повышение роли аналитики.
8. Сегодня индустрия держится на двух основных альтернативных
платформах: Java и NET. Дальнейшее развитие бизнеса заставит
обе платформы сближаться и интегрироваться- Web-сервисы имеют большой
потенциал, но они пока находятся на той стадии развития, когда трудно
обеспечить необходимую степень интеграции. От ИТ-индустрии потребуется
разработка интегрированных архитектур, которые смогут соответствовать
комплексным требованиям пользователей и будут основаны на открытых стандартах.
9. Рост автоматизированного самообслуживания. Еще одна тенденция
заключается в усилении внедрения форм автоматизированного самообслуживания в
целом ряде областей, включая розничную торговлю, финансовые сервисы. Банки,
страхование, а также техподдержку по огромному спектру высокотехнологичных
продуктов. Главной движущей силой в этом процессе является стремление снизить
издержки, а также овладеть новыми технологиями, для того чтобы избежать очередей.
плохого сервиса и субъективного человеческого фактора.
10. Акцент на автоматизации финансов. Роль автоматизированного
прогнозирования в финансовом планировании будет возрастать. В свою очередь,
роль руководителей ИТ-подразделений (СЮ) также будет неизменно повышаться.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ
ЛИТЕРАТУРА
1.
Блюменау
Д.И. Информация и информационный сервис. - М.:Наука,1989.
2.
Зуев
А. Впереди цифровая революция // Свободная мысль XXI, 2003, № 5. С. 55-63
3.
Информационные
ресурсы России. - М.:Росинформресурс,1996
4.
Матвеев
В. Информационное воздействие на человека и на общество // ОБЖ. – 2002, № 4. С.
34-36
5.
Ракитов
А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политическая литература,1990.
6.
Рунов
А.В. Исследование проблем информационной коммуникационной среды // Социальные
гуманитарные знания.2002. № 6. С. 269-277
7.
Тоффлер
О. Третья волна. В жур.: США - экономика, политика, идеология. №7-11 за 1982
год.
8.
Тершенко
С.С. Информационное общество и информационная Россия на рубеже веков // НТИ –
СЕР. 1 – 2002, № 7 С. 30-39
9.
Урсул
А.Д. Информатизация общества. - М.:1990.
10.
Шляхтина
С. Рынок информационных технологий в 2002-2003: цифры, тенденции, прогнозы //
Компьютер пресс, 2003 № 1. С. 8-15
11.
Подшивки журналов: Компьютер пресс; Компьютерра.
1.
Ракитов А.И. Философия компьютерной
революции. - М.: Политическая литература,1990.
2.
[2] Окинавскя хартия глобального информационного общества (Окинава 22 июля
2000)
[3] Тершенко С.С. Информационное общество и информационная Россия на
рубеже веков // НТИ – СЕР. 1 – 2002, № 7 С. 30-39
[4] International Data Corporation, IDC — одна из ведущих
исследовательских и консалтинговых компаний мирового рынка, помогающих
клиентам понять тенденции технологии и электронной торговли для разработки
эффективной стратегии ведения бизнеса Дополнительную информацию можно найти на
сайте htlp://www,idcrussia.ru,
[5] Международная аналитическая
компания Gartner — мировой лидер а области аналитики
информационных технологий (ИТ) и телекоммуникаций. Деятельность компании носит
глобальным характер: имеется несколько исследовательских центров в Америке,
Европе. Азии, Австралии и 80 представительств в различных странах мира. Число
штатных аналитиков, постоянно работающих в компании, составляет более 1200.
Клиентами Gartner являются 11 000 организаций в мире (www.gartner.com),
[6] Рынок информационных технологий в 2002-2003 гг.: Цифры, тенденции,
прогнозы // Компьютер - пресс. 2003, № 1. С. 9
[7] Матвеев В. Информационное воздействие на человека и общество // ОБЖ. –
2002, № 4. С. 34
[8] (по данным на
http://www.sotovik.ru/)
Страницы: 1, 2, 3
|