Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса у детей
Обобщим
полученные данные с помощью первичной обработки по уровням в таблицу:
Таблица
4
Ф.И.
|
Отношение к
определенному виду деятельности
|
Широта знаний
|
Устойчивость
|
Уровень наличия
интереса
|
Алиса Ф.
|
В
|
В
|
С
|
В
|
Андрей Е.
|
Н
|
С
|
Н
|
Н
|
Анна В.
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Влад Б.
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
Вика Ц.
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Герман А.
|
С
|
Н
|
Н
|
Н
|
Дарья К.
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
Егор Б.
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
Иван Р.
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Ксения Г.
|
В
|
С
|
С
|
С
|
Лейла Х.
|
С
|
С
|
В
|
С
|
Максим М.
|
Н
|
С
|
В
|
С
|
Маша В.
|
В
|
В
|
В
|
В
|
Миша Х.
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
Настя С.
|
С
|
Н
|
Н
|
Н
|
Наташа О.
|
В
|
В
|
С
|
В
|
Никита Г.
|
Н
|
С
|
Н
|
Н
|
Настя П.
|
В
|
С
|
В
|
В
|
Настя Б.
|
Н
|
Н
|
С
|
Н
|
Никита П.
|
Н
|
С
|
Н
|
Н
|
Олеся Г.
|
В
|
С
|
С
|
С
|
СнежаннаГ.
|
В
|
С
|
В
|
В
|
Ярослав В.
|
В
|
В
|
С
|
В
|
Обобщим
полученные данные в таблицу, для выявления в процентном соотношении наличие
интереса у учащихся в третьем классе:
Таблица
5
Наличие интереса
|
Количество учащихся
|
%
|
Высокий
|
6
|
26%
|
Средний
|
9
|
39,2%
|
Низкий
|
8
|
34,8%
|
Представим
выше изложенные данные графически:
Уровень мотивации
|
Методика 1
|
Методика 2
|
Методика 3
|
Кол-во учащихся
|
%
|
Кол-во учащихся
|
%
|
Кол-во учащихся
|
%
|
Высокий
|
5
|
21,7%
|
7
|
30,4%
|
|
|
Средний
|
8
|
34,8%
|
8
|
34,8%
|
|
|
Низкий
|
10
|
43,5%
|
8
|
34,8%
|
|
|
Сводная
таблица оценки уровня познавательного интереса:
Имя
|
1-ый критерий
|
2-ой критерий
|
3-ий
|
Сумма
|
Уровень
|
Алиса
|
2
|
1
|
2
|
2
|
1
|
2
|
1
|
0
|
11
|
Средний
|
Андрей
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
5
|
Низкий
|
Анна
|
2
|
2
|
2
|
1
|
0
|
2
|
0
|
1
|
10
|
Средний
|
Влад
|
2
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
5
|
Низкий
|
Вика
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
5
|
Низкий
|
Герман
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
2
|
0
|
0
|
4
|
Низкий
|
Дарья
|
0
|
0
|
2
|
2
|
1
|
1
|
0
|
2
|
8
|
Средний
|
Егор
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
2
|
0
|
0
|
9
|
Средний
|
Иван
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
5
|
Низкий
|
Ксения
|
0
|
2
|
1
|
2
|
1
|
0
|
2
|
0
|
8
|
Средний
|
Лейла
|
0
|
2
|
1
|
2
|
1
|
0
|
1
|
1
|
8
|
Средний
|
Максим
|
0
|
2
|
0
|
1
|
0
|
1
|
2
|
1
|
7
|
Средний
|
Мария
|
0
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
1
|
12
|
Высокий
|
Михаил
|
2
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
6
|
Средний
|
Настя С.
|
2
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
2
|
7
|
Средний
|
Наташа
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
8
|
Средний
|
Никита Г.
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
2
|
0
|
6
|
Средний
|
Никита П.
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
2
|
1
|
4
|
Низкий
|
Настя П.
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
14
|
Высокий
|
Настя Б.
|
0
|
1
|
0
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2
|
9
|
Средний
|
Олеся
|
2
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
2
|
0
|
12
|
Высокий
|
Снежанна
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
13
|
Высокий
|
Ярослав
|
2
|
2
|
0
|
2
|
1
|
1
|
0
|
1
|
9
|
Средний
|
Таким
образом, по данным нашей таблицы, мы выявили, что наличие интереса у учащихся
на разном уровне. 17% высокий уровень, 56% средний уровень и 27% с низким
уровнем наличия интереса.
Составим по
этой таблице графический рисунок.
Заключение
В
заключение можно сказать, что проблема развития интересов младших школьников
актуальна. Чтобы данный процесс проходил легче и эффективнее мы пробовали
решить задачу с помощью информационно – коммуникационных технологий.
Комплексное
решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, возможно лишь при
условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на эмоциональную сферу
и одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции
ребенка является использование информационно – коммуникационных технологий.
Цель,
поставленная на начало работы, по нашему мнению достигнута. Мы выявили уровень
развития познавательных интересов младших школьников, провели анализ программ,
раскрыли сущность понятия информационно – коммуникационных технологий.
Таким
образом, можно сделать вывод, что одной из задач воспитания младших школьников
является развитие познавательных интересов через использование информационно –
коммуникационных технологий.
Библиографический список
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического
процесса./ Ш.А. Амонашвили. – М.: «Издательство университетское»,1990.- 516
2. Бабкина Н.В., Горшкова О.Д. Наши коллеги// начальная школа. –
1997 - №3 3. Баженова, Л.М. Медиаобразование как средство художественного
развития младших школьников/ Л.М.Баженова//Начальная школа.-2002.-№5.-С.50-54.
4. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных
способностей детей на уроках математики // Начальная школа. – 1990 - №7, 1991 -
№7. 1992 -№7.8, 1993- №7
5. Вахрушев, А.А. Окружающий
нас мир: учебник – тетрадь для первого класса четырех лет.нач.шк. Я и мир
вокруг нас. Часть 1./ А.А. Вахрушев. – М.: Баллас, 1997. – 64с.
6. Голов, В.П. Методика обучения естествознанию и экологическое
воспитание в начальной школе: учебное пособие для студентов средних учебных
заведений./ В.П. Голов, Р.А. Петросов, В.И. Сивоглазов. – М.: «Академия», 1997.
– 176с.
7. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения./
А.В. Дворецкая. // народное образование. – 2006. - №2. – С.157 – 159.
8. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе./ А.И.
Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. – 2005. – «12. – С.49 – 51.
9. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной
культуры младших школьников // Начальная школа. – 2005 - №11
10. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь пособие для
студентов высш.и сред. Пед. Учеб. Заведений./ Г.М. Коджаспирова, А.Ю.
Коджаспиров. – М.: «Академия», 2000. – 176с.
11. Комарова, И. Использование информационных технологий в
совершенствовании системы образования./ И. Комарова.// Народное образование. –
2006. - №2. –С. 157 – 159.
12. Крутецкий, В.А. Психология: учебник для студентов средних
учебных заведений./ В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1980. – 357с.
13. Курин, Ю.Н. Мультимедийные и гипермедийные технологии в
реализации концепции эффективного изучения геометрии в начальной
школе/Ю.Н.Курин// Начальная школа.-2005.-№6.-С.73-76.
14. Лебедева А.В. Информационные технологии на уроках окружающего
мира// Начальная школа. – 2010-№3., С.100
15. Леонтьев, А.Н Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./
А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1981. – 286с.
16. Немов, Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов средних
учебных заведений./ Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1990. – 324с.
17. Обобщение опыта. Когда младший школьник активен: методы
активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира// Начальная
школа.-2007.-№21.-С.3-9.
18. Павлова, С.И. Информационно-технические средства обучения в
начальной школе/С.И. Павлова// Начальная школа.-2001.-№4.-С.110-112.
19. Педагогический словарь/под общ.ред.: Г.М. Коджасптровой, А.Ю.
Коджаспирова.-М.:Издательский центр «Академия»,2000.-176с.
20. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и
экологическое воспитание в начальной школе./Р.А.Петросова, В.П.Голов, В.И. Сивоглазов.-М.:
Издательский центр «Академия»,2000.- 176с.
21.Плешаков, А.А. Мир вокруг нас: Учебник для 3 класса нач.шк.
Часть 1 /А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2001. -160с.
22. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас: Учебник для 3 класса нач.шк.
Часть 2. /А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2005. -160с.
23. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии./ А.В. Рубинштейн.-
С-П.: Издательство «Питер», 2000.-448с.
24. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших
школьников средствами новых информационных технологий/Т.Е.Соколова// Начальная
школа.-2004.-№3.-С.21-23.
25. Суворова, Г.Ф. Средства обучения и методика их использования в
начальной школе/Г.Ф. Суворова, Я.В. Владимирова, А.В. Поляков.-М.: Просвещение,
1990.-160с.
27. Сластенин В.А. Педагогика учебное пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.- М.:
Издательский центр «Академия», 2002.-576с.
28. Цветанова-Чурукова Л.З. Информационные технологии.// Начальная
школа.- 2008-№8, С. 84-88
29. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.
М.: «Просвещение», 1971.-368с.
Размещено
на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|