Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса у детей
Вывод по первой главе
Одним из
основных показателей становления личности является познавательный интерес,
уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность
процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у учащихся в
современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о
том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор
остается открытым. При рассмотрении данного процесса мы опирались на
теоретические положения психологии и педагогики, раскрывающие сущность и
основные характеристики интереса, его значение в развитии личности.
Мы
рассмотрели методы развития познавательного интереса на уроках окружающего мира
в начальной школе, такие методы, как наблюдение, игра, опыты, иллюстрация,
демонстрация. Сильный познавательный интерес вызывает создание ситуаций
включения учащихся в творческую деятельность.
Затем мы
раскрыли понятие информационно-коммуникационные технологии. С помощью
информационно-коммуникационных технологий можно не только предоставлять
информацию, но и получать ее от пользователя. Они могут обеспечить обучение в
любом месте и в любое время, что дает их мощным средством в сфере образования.
Опыт работы
педагогов школы в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения
информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся.
В четвертом
параграфе мы проанализировали программу по животному миру. В пример ей раскрыли
программу Плешакова «Мир вокруг нас» с первого по четвертый класс. При анализе
программы мы выявили, что почти на каждом уроке можно использовать информационно-коммуникационные
технологии.
Таким
образом, в современном мире необходимы информационно-коммуникационные
технологии.
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПО ТЕМЕ:
«ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЖИВОТНОГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса
В
результате изучения психолого-педагогической литературы, мы поставили такую
цель исследования: разработать и обосновать пути эффективного формирования
познавательного интереса учащихся 3 класса средствами
информационно-коммуникационных технологий; проанализировать результаты процесса
эффективного формирования познавательно интереса учащихся 3 класса средствами
информационно-коммуникационных технологий.
Задачи:
1.
Выявить уровень развития познавательного интереса у учащихся 3
класса на констатирующем этапе;
2.
Разработать и осуществить учебные занятия и соответствующее
методическое обеспечение учебного процесса с использованием средств
информационных технологий, направленных на формирование познавательного
интереса учащихся 3 класса.
3.
Выявить уровень развития познавательного интереса у учащихся 3
класса на контрольном этапе;
4.
Обобщить результаты проведенной работы по формированию
познавательного интереса учащихся 3 класса и сделать выводы.
На основе
определения ключевого понятия познавательный интерес – это потребность в
знаниях, ориентирующая человека в окружающей действительности, заставляющая его
активно стремится к познанию, к поиску способов и средств удовлетворения,
имеющейся у него «жажды знаний»; мы разработали критерии, показатели, уровни.
За основу взяли такие критерии: наличие интереса к учебной деятельности у
учащихся 3 класса; наличие мотива, требующего заниматься этой деятельностью у
учащихся 3 класса и ориентационные качества учащегося 3 класса. С этими
критериями вы можете ознакомиться в таблице 2.
Критерии,
показатели, уровни развития познавательного интереса у учащихся 3 класса Таблица 2
Критерии
|
Уровни
Показатели
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
Наличие интереса
|
1. Отношение к определенному виду деятельности
|
Положительное
|
Нейтральное
|
Отрицательное
|
2. Широта знаний
|
Полная
|
Частичная
|
Отсутствует
|
3. Устойчивость
|
Долговременная
|
Кратковременная
|
Отсутствует
|
Наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности
|
1. Потребность заниматься этой деятельностью
|
Сознательный
|
Произвольный
|
Безотчетный
|
2. Способность переносить нагрузки
|
На все занятия
|
На одно занятие
|
Менее чем на занятие
|
3. Способность активно побуждать себя к практическим действиям
|
Всегда самим собой
|
Иногда самим собой
|
Побуждаются извне
|
Ориентационные качества ребенка
|
1.Способность оценивать себя адекватно реальным достижением
|
Завышенная
|
Адекватная
|
Заниженная
|
2.Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы
|
Поддерживается ребенком самостоятельно
|
Периодически поддерживается
|
Продиктован ребенку извне
|
Таким
образом, данные этих таблиц можно использовать при проведении эксперимента.
Для их
решения используются различные методы и методики. Прямые методы изучения
интересов основаны на анализе высказываний детей, самооценке ими своих данных
по различным анкетам и опросникам.
Косвенные
методы представляют из себя наблюдения за деятельностью детей, анализе ее
результатов, изучение их непосредственных занятий при проведении досуга,
предпочтении в чтении и слушании литературной тематики, видео и телепередач.
Проективные
методы предполагают применение специалистами-психологами специальных
тестов-заданий, по выполнению которых судят о различных качествах личности
ребенка.
Методика №1
Первоначальное
выявление области интересов ребенка.
Ребенку
предлагается серия простых вопросов, которые задаются в непринужденной
доверительной беседе, среди других вопросов. Вопросы к ребенку. Удовольствие.
Нравится ли тебе, любишь ли ты: петь, танцевать? Ухаживать за животными?
Рассказывать стихи? Играть с конструктором? Рисовать? Слушать сказки?
Раскрашивать картинки — раскраски? Играть на компьютере? Помогать родителям в
саду? Чинить, ремонтировать игрушки? Строить из кубиков, других предметов?
Наблюдать за работой машины, мотора? Делать физические упражнения? Ухаживать за
комнатными цветами?
Желание.
Хотел бы ты научиться: рисовать? Играть на музыкальном
инструменте? Говорить на иностранном языке? Ездить верхом на лошади? Играть в
спортивные игры? Работать на компьютере? Выжигать? Выпиливать? Чеканить? Шить?
Вышивать? Лепить?
Кем быть?
Кем бы ты хотел быть, когда станешь взрослым?
Творчество. Пробовал ли ты: сочинять стихи? Писать рассказ? Сделать какую-либо
красивую вещь? Построить модель, конструкцию? Оказать помощь человеку,
попавшему в беду? Растить домашнее животное? Нарисовать рисунок (картину)?
Играть на инструменте? Выжигать, выпиливать, чеканить, шить, вышивать, лепить?
Мультфильмы. Какой из мультфильмов, ты выберешь для просмотра (в первую
очередь): про конкурс птиц-музыкантов, про семь цветов радуги, про бродячих
актеров, про бедную Дюймовочку, про путешествие в дальние страны, про
силача-циркача, про страну компьютеров, про мастера — золотые руки?
Досуговая
деятельность. Чем бы ты хотел заняться в свободное
время (выходной день): попеть, поиграть на музыкальном инструменте, порисовать,
пораскрашивать, пообщаться, поиграть в загадки, в слова с друзьями, поговорить,
поиграть в куклы (в солдатики), повозиться с животными, совершить прогулку в
лес, побегать, поиграть с ребятами в мяч, покататься на велосипеде, поиграть на
компьютере, повозиться с автомобилем, что-то смастерить, построить, собрать,
украсить, сшить, вышить.
Выбор
друзей. Кого бы ты выбрал в друзья, того, кто:
умеет играть на гитаре, хорошо рисует, хорошо читает стихи, умеет рассказывать,
очень добрый, честный, содержит собаку, разводит цветы, хорошо бегает, сильный,
умеет водить мопед, умеет делать руками: вышивать, вырезать, лепить.
Выбор игры. Какую игру ты выберешь: музыкальное лото, рисунки на панели,
придумывание слов, дочки-матери, в воину, пятнашки, считалки, устройство замка
из песка, снежной бабы.
Рекомендация. Вопросы нежелательно зачитывать по бумажке. В случае, если ребенок
испытывает затруднения, его нужно подбодрить. Нив коем случае не следует
торопить ребенка, упрекать его за плохой ответ (или отсутствие ответа),
проявлять недовольство.
Беседа с
родителями ребенка. Задача беседы с родителями заключается в том, чтобы получить
как можно более подробные данные об интересах и склонностях ребенка. На
предварительных сборах, дне открытых дверей, в специальной памятке родителям
объясняется, по каким направлениям работает школа, показывается работа учебных
отделений. Затем проводятся индивидуальные собеседования с родителями, их
анкетирование на предмет выяснения области интересов и способностей ребенка,
пожеланий и запросов родителей — чему учить, на какое отделение определить
ребенка. В собеседованиях используется содержание вопросника для ребенка.
Методика
№2
Вопросы
для оценки самоактуализации учащихся.
Детям
задают вопросы, варианты ответов только да–«+», нет-«-», не задумывался – 0.
Учитель диктует вопросы, дети проставляют баллы. После проведения теста
подсчитывается количество баллов Определяется сумма баллов по каждому опросному
лицу. Определяется доля (в%) учащихся с положительной и отрицательной суммарной
оценкой.
1.
Чувствуешь
ли ты себя нужным?
2.
Чувствуешь
ли свою причастность к жизни школы, свою важность и значимость?
3.
Чувствуешь
ли ты, что с тобой считаются?
4.
Получаешь
ли ты в школе то, чего не достает дома?
5.
Осознаешь
ли ты себя полноценной личностью?
6.
Ощущаешь
ли ты себя успешным в учебе?
7.
Устраивают
ли тебя твои отношения с учителем?
8.
Устраивают
ли тебя твои отношения с одноклассниками?
9.
Ощущаешь
ли ты поддержку со стороны родителей?
10. Вносишь ли ты свой особый
вклад в жизнь класса и школы?
Для
того, чтобы выявить потребность заниматься учебной деятельностью у учащихся 3
класса мы составили вопросы для наблюдения:
1.
Интересен
ли детям учебный материал?
2.
Насколько
активное слушание на уроке?
3.
Делятся
ли дети своими наблюдениями и впечатлениями?
4.
Умеют
ли учащиеся анализировать, сопоставлять факты и делать вывод?
5.
Используют
ли дети полученные знания на практике в других областях деятельности?
Способность
учащихся переносить нагрузки мы проверяли с помощью наблюдения по таким
вопросам:
1.
На
какое время удерживается интерес у детей к учебной деятельности?
2.
Насколько
усидчив ребенок?
3.
Сосредоточенность
детей?
4.
на
какое время удерживается внимание у детей?
5.
Умение
доводить начатое до конца?
Для
того, чтобы проверить у детей способность активно побуждать себя к практическим
действиям мы наблюдали за детьми по таким вопросам:
1.
Любознательность
к изучаемому материалу у учащихся?
2.
Самостоятельность
в выполнении заданий, полученных на уроке?
3.
Насколько
быстро дети выполняют задания?
4.
Сознательно
ли ребенок стремится к осуществлению практической деятельности?
5.
Активно
ли дети противодействуют препятствиям к достижению целей?
Констатирующий
этап эксперимента.
Проведем
анализ сформированности познавательного интереса у учащихся 3 класса.
Первоначальное
выявление области интересов у учащихся 3 класса. Устойчивость интересов и
широту знаний. Таблица 3
|
Удовольствие
|
Желание
|
Кем быть?
|
творчество
|
Мультфильмы
|
Досуговая деятельность
|
Выбор друзей
|
Выбор игры
|
Алиса Ф.
|
Петь
|
Говорить на иностранном
языке
|
Певица
|
Играть на инструменте
|
Про птиц музыкантов
|
Попеть
|
Хорошо поет
|
Музыкальное лото
|
Андрей Е.
|
Делать физ.упражнения
|
Ездить верхом
|
Олигарх
|
Растить домашнее
животное
|
Про бродячих актеров
|
Совершить прогулку
|
Содержит собаку
|
В войну
|
Анна В.
|
рисовать
|
Лепить
|
Таксист
|
Шить
|
Про семь цветов
|
В слова
|
Хорошо рисует
|
Рисунки на панели
|
Влад Б.
|
Играть с конструктором
|
Выпиливать
|
Гонщик
|
Выпиливать
|
Про компьютеры
|
Поиграть в мяч
|
Хорошо бегает
|
Считалки
|
Вика Ц.
|
Танцевать
|
Шить
|
Русалка
|
Играть на инструменте
|
Про путешествие
|
Поиграть на компьютере
|
Разводит цветы
|
Замок из песка
|
Герман А.
|
Чинить игрушки
|
Работать на компьютере
|
Водитель
|
Выпиливать
|
Нет
|
Покататься на
велосипеде
|
Добрый, честный,
сильный
|
В войну
|
Дарья К.
|
Рисовать
|
Лепить
|
Художница
|
Сочинять стихи
|
Дюймовочка
|
Побегать
|
Умеет рассказывать
|
Пятнашки
|
Егор Б.
|
Делать физ.упражнения
|
Работать на компьютере
|
Милиционер
|
Построить модель
|
Про бродячих актеров
|
Побегать
|
Очень добрый
|
Считалки
|
Иван Р.
|
Играть с конструктором
|
Выжигать
|
Гонщик
|
Построить модель
|
Трансформеры
|
Погулять
|
Хорошо бегает
|
В войну
|
Ксения Г.
|
рисовать
|
Рисовать
|
Художник
|
Нарисовать картину
|
Про бродячих актеров
|
Порисовать
|
Разводит цветы
|
Рисунки на панели
|
Лейла Х.
|
Танцевать
|
Вышивать
|
Учитель
|
Вышивать
|
Про семь цветов радуги
|
Поиграть в загадки
|
Умеет играть на гитаре
|
Музыкальное лото
|
Максим М.
|
Делать физ.упражнения
|
Играть в спорт. игры
|
Инженер
|
Выпиливать
|
Про страну компьютеров
|
Что-то смастерить
|
Сильный
|
В войну
|
Маша В.
|
Рассказывать стихи
|
Играть на инструменте
|
Врач
|
Помогать людям
|
Про путешествие
|
Поиграть в слова
|
Хорошо читает стихи
|
Придумывание слов
|
Миша Х.
|
Играть с конструктором
|
Выжигать
|
Гонщик
|
Растить животное
|
Про семь цветов радуги
|
Что-то смастерить
|
Умеет водить мопед
|
В войну
|
Настя С.
|
Петь, танцевать,
рисовать
|
Рисовать
|
Парикмахером
|
Нарисовать рисунок,
картину
|
Ничего
|
Порисовать
|
Содержит собаку
|
Ничего
|
Наташа О.
|
Рассказывать стихи
|
Вышивать
|
Учитель
|
Сочинять стихи
|
Про семь цветов радуги
|
Пообщаться
|
Хорошо читает стихи
|
Придумывание слов
|
Никита Г.
|
Чинить игрушки
|
Выпиливать
|
Футболист
|
Построить модель
|
Про страну компьютеров
|
Что-то смастерить
|
Сильный
|
В войну
|
Настя П.
|
Танцевать
|
Рисовать
|
Учитель
|
Играть на инструменте
|
Про путешествие
|
Поиграть на инструменте
|
Умеет делать руками
|
Музыкальное лото
|
Настя Б.
|
Слушать сказки
|
Лепить
|
Художник
|
Писать рассказ
|
Про бродячих актеров
|
Попеть
|
Умеет рассказывать
|
Дочки-матери
|
Никита П.
|
Делать физ.упражнения
|
Спортивные игры
|
Таксист
|
Оказать помощь
|
Про путешествие
|
Побегать
|
Хорошо бегает
|
В войну
|
Олеся Г.
|
Рисовать
|
Шить
|
Актриса
|
Нарисовать рисунок
|
Про мастера золотые
руки
|
Порисовать
|
Хорошо рисует
|
Считалки
|
СнежаннаГ.
|
Петь
|
Играть на инструменте
|
Ученый
|
Играть на инструменте
|
Про страну компьютеров
|
Попеть
|
Умеет играть на гитаре
|
Музыкальное лото
|
Ярослав В.
|
Ухаживать за животными
|
Работать на компьютере
|
Космонавт
|
Растить домашнее
животное
|
Про страну компьютеров
|
Повозиться с животными
|
Добрый, честный.
|
Лепка снежной бабы
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|