Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы
|
Информационные
технологии на основе компьютера, телекоммуникационные технологии
|
Обеспечение
условий для развития интеллектуальных способностей
|
Проблемное
обучение, метакогнитивные дискуссии, герменевтические, семиотические,
логические тренинги, технология педагогических мастерских
|
Обеспечение условий
для развития коммуникативных способностей
|
Кооперативное
обучение, игровые технологии, технологии педагогических мастерских,
коллективной мыследеятельности
|
Обеспечение
внутренней мотивации учащихся на учебную деятельность
|
Все личностно
ориентированные технологии
|
Переход учителей на более совершенные технологии обучения —
процесс нелегкий и небыстрый. Это объясняется сугубо творческим характером
педагогической деятельности, которую невозможно описать как простой производственный
процесс конвейера.
Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический
процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая
конкретная технология является авторской. Одна и та же технология может
осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно
по инструкции или творчески. Конечно, результаты будут различными, однако
близкими к некоторому среднему значению, характерному для данной технологии.
Таким образом, технология работы опосредуется свойствами личности, но только опосредуется,
а не определяется.
При освоении новаций следует иметь в виду, что нельзя учить
детей по методикам и технологиям, взаимоисключающим друг друга, нельзя детей
погружать в смысловое поле, наполненное противоречивыми установками и
требованиями. Бессистемные фрагменты нового накладываются на традиционные
способы обучения, ввиду чего существующая система разрушается, но ничего взамен
не создается.
Пока не существует таких технологий, которые имели бы
неоспоримые преимущества перед остальными и гарантировали бы высокое качество
обучения всех без исключения школьников. Если бы такие технологии существовали,
то они, несомненно, заняли бы приоритетное положение в практической работе
учителей. Однако этого пока не происходит. [4]
Человек играет только тогда,
когда он в полном значении слова
человек,
и он бывает вполне человеком лишь
тогда,
когда он играет.
Ф. Шиллер
Игру как метод
обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с
древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных
и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию
и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в
следующих случаях:
- в качестве самостоятельных
технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма
существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия)
или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной
работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Понятие «игровые
педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и
приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических
игр.
В отличие от игр
вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко
поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,
которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются
учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма
занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые
выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной
деятельности.
Реализация
игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким
основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме
игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный
материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится
элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. [5]
Место и роль
игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во
многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических
игр.
В первую очередь
следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные
(умственные), трудовые, социальные и психологические. [6]
По характеру
педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а)
обучающие,
тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б)
познавательные,
воспитательные, развивающие;
в)
репродуктивные,
продуктивные, творческие;
г)
коммуникативные,
диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология
педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из
применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и
игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным
дисциплинам.
И, наконец,
специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:
различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на
местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Рис. 1.
Классификация педагогических игр (по Г.К. Селевко)
Классификационные
параметры игровых технологий:
По уровню
применения: все уровни.
По философской
основе: приспосабливающаяся.
По основному
фактору развития: психогенные.
По концепции
усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.
По ориентации на
личностные структуры: ЗУН + СУД + + СУМ + СЭН + СДП.
По характеру
содержания: все виды + проникающие.
По типу
управления: все виды — от системы консультаций до программной.
По
организационным формам: все формы. По подходу к ребенку: свободное воспитание.
По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие. [8]
По направлению
модернизации: активизация. По категории обучаемых: массовая, все категории.
Спектр целевых
ориентации:
- Дидактические: расширение
кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности;
формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической
деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых
навыков.
- Воспитывающие: воспитание
самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных,
эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества,
коллективизма, общительности, коммуникативности.
- Развивающие: развитие
внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить
аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, эмпатии, рефлексии,
умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
- Социализирующие: приобщение к
нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль,
саморегуляция; обучение общению; психотерапия. [11]
Концептуальные
основы игровых технологий
• Психологические
механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности
личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции,
самореализации.
• Игра — форма
психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.
Узнадзе).
• Игра —
пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных
установок (Л.С. Выготский).
• Игра — свобода
личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н.
Леонтьев).
• Способность
включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра
имеет свои особенности.
• Содержание
детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является
предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и,
наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам
общественного поведения и отношения между людьми.
• В возрастной
периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности,
имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности
возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра
является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста. [9]
Все следующие за
дошкольным возрастные периоды со своим ведущими видами деятельности (младший
школьный возраст — учебная деятельность, средний — общественно полезная,
старший школьный возраст — учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют
игру, а продолжают включать ее в процесс.
Ролевой игрой
ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими
отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает
у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.
У ребенка
формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему
переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных
чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку
включаться в коллективную деятельность и общение.
В результате
освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к
общественнозначимой и общественнооцениваемой деятельности ученья. [13]
Технология
развивающих игр Б.П. Никитина
Программа игровой
деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем
разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Каждая игра
представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков,
кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика
и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами,
рамками, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка»,
таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками,
конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками,
орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п.
Предметные
развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они
напрямую связаны с интеллектом.
Задачи даются
ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии,
чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его
с разными способами передачи информации.
Задачи имеют
очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух - трехлетнему
малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать
интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности
задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться
самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения
где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты
в ребенке.
Решение задачи
предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи,
а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей
конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять
наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
В развивающих
играх — в этом и заключается их главная особенность — удалось объединить один
из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом
творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может
подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре
сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- развивающие игры могут дать
«пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
- их задания-ступеньки всегда
создают условия, опережающие развитие способностей;
- поднимаясь каждый раз
самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;
- развивающие игры могут быть
очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любимые игры, они
не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. [5]
Для младшего
школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия,
легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность,
особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают
игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.[18]
В игровой модели
учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение
игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом
воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть
деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.
Ребята действуют
по игровым правилам (так, в случае ролевых игр — по логике разыгрываемой роли,
в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила»
имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя,
который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего
действия.
Итоги игры
выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат.
Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия,
анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с
реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному
ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты
игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход
учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы
содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового
словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений,
обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность,
укрепляющие волю. [2]
Результативность
дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования,
во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными
дидактическими упражнениями.
Игровая
технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть
учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее
включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять
основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы
игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе
которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от
нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции
на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет
развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать
учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых
технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной
школы.
В отечественной
педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина,
«Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изумрудного города»,
«Приключений Буратино» и т.д.), встроенных в основное содержание обучения. [9]
Деловая игра
используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления
материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений,
дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных
позиций.
В учебном
процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные,
операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Имитационные
игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия
или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность
людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т. д.) и
обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется
деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий
имитационной игры, кроме сюжета события, содержание, описание структуры и
назначения имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры.
Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций,
например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и
агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс.
Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Исполнение ролей.
В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и
обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли
разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с
«обязательным содержанием».
Страницы: 1, 2, 3
|