бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Игровые методы обучения при изучении органической химии как средство повышения познавательной активности и качества знаний бесплатно рефераты

(Ответ: уксусная кислота. 3 балла)

4.                Эта кислота входит в состав облепихового масла, у этой кислоты низкая температура плавления, поэтому на морозе ягоды облепихи остаются мягкими. Эта кислота обесцвечивает бромную воду, при этерификации с глицерином образует жидкий жир.

(Ответ: олеиновая кислота. 4 балла)


Синий раунд

Фенолы

Сложные эфиры

Моносахариды

Полисахариды

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

3

4

4

4

4


Сектор «Фенолы»

1.                Карболовая кислота.

(Ответ: фенол. 1 балл)

2.                Какие вещества образуются при взаимодействии фенола со щелочными металлами

(Ответ: феноляты. 2 балла)

3.                Взрывчатое вещество, которое образуется при взаимодействии фенола с азотной кислотой.

(Ответ: тринитрофенол. 3 балла).

4.                Мыльный раствор смеси изомеров, часто применяемый для дезинфекции в медицине и ветеринарии.

(Ответ: лизол-смесь о-, м-, п-крезолов (метилфенолов). 4 балла)

Сектор «Сложные эфиры»

1.                Сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот.

(Ответ: жиры. 1 балл)

2.                Пищевой продукт, получаемый из твердого гидрогенизированного жира.

(Ответ: маргарин. 2 балла).

3.                Бесцветная прозрачная жидкость с запахом абрикосов. Получают реакцией этерификации этилового спирта с масляной кислотой.

(Ответ: этиловый эфир масляной кислоты -- этилбутират. 3 балла)

4.                Этот сложный эфир обладает запахом слив. При его гидролизе образуются муравьиная кислота и изоамиловый спирт.

(Ответ: изоамилформиат. 4 балла)

Сектор «Моносахариды»

1.                Какой из сахаров самый сладкий?

(Ответ: фруктоза. 1 балл).

2.                Какой спирт образуется при спиртовом брожении глюкозы.

(Ответ: этиловый. 2 балла)

3.                Каким моносахаридом можно воспользоваться вместо альдегидов для проведения реакции серебряного зеркала?

(Ответ: глюкозой, в молекуле которой имеется альдегидная группа. 3 балла)

4.                Какой спирт образуется при восстановлении глюкозы?

(Ответ: сорбит. 4 балла)

Сектор «Полисахариды»

1.                Этот полисахарид представляет собой белое порошкообразное вещество зернистого строения. С иодом он дает характерное синее окрашивание. (Ответ: крахмал. 1 балл)

2.                Этот углевод содержится во всех растительных материалах: в хлопке ее до 95--98 %, в льне и конопле -- до 85 %, в хвойных деревьях -- до 60 % по массе.

(Ответ: целлюлоза. 2 балла)

3.                Полисахарид представляет собой волокнистое вещество белого цвета, без вкуса и запаха, растворяется в водно-аммиачном растворе гидроксида меди.

(Ответ: целлюлоза. 3 балла)

4.                Уксусная кислота образует с этим веществом сложный эфир, который является ценным продуктом для изготовления кинопленки и ацетатного шелка.

(Ответ: целлюлоза. 4 балла)

Подведение итогов. При разработке урока использовалась литература [42,43].

3.2 Перечень контрольных заданий «Закончите фразу»

–Углерод в органических соединениях имеет валентность, равную… (IV).

– Углеводороды, в молекулах которых имеется тройная связь, называют… (Алкинами).

– Двойная связь – это сочетание двух связей: -связи и… (-Связи).

– Для предельных углеводородов характерны реакции… (Замещения).

– Для непредельных углеводородов наиболее характерны реакции… (Присоединения).

– Многократно повторяющаяся в структуре полимера группировка атомов называется… (Структурным звеном).

– Число структурных звеньев в молекуле полимера называют… (Степенью полимеризации).

– Реакция отщепления водорода называется… (Дегидрированием).

– Реакция, в результате которой происходит отщепление воды, – это… (Дегидратация).

– Для большинства органических веществ характерны реакции… (Горения).

– Для ароматических углеводородов характерны реакции… (Замещения, присоединения, окисления).

Назовите вещества

1) СН3–С(CH3)=СН–СН3 (2-метилбутен-2).

2) СНС–СН2–СН3 (бутин-1).

3) С6Н4–(СН3)2 (диметилбензол)

4) СН2ОН–СНОН–СНОН–СН2ОН  (1,2,3,4-бутан-тетраол).

5) СН3–СН(CH3)–СН(C2H5)–СН2–СН3 (3-этил-2-метилпентан).

6) СН3–O–С2Н5 (этилметиловый эфир).

Контрольные вопросы

1. В каких из перечисленных соединений  связи полярны: 

а ) CH3 - CH3  b) CH3 - Cl   c) H - OH, d) CH3 - CH2OH.

2.Сколько s - и p - связей содержится в молекуле состава СH3 - CH = CH – COOH.

3. Сколько существует изомеров состава С3Н8О? Ответ дайте в виде числа. 

4. Определите гибридизацию атомов и нарисуйте пространственную структуру молекул следующих веществ:

 этана, этилена, формальдегида, метанола. 

5. Для соединений состава: CO2 , C2H2 , CH3NH2

а) нарисуйте структурную формулу

б) определите число соседей и электронных пар для каждого атома 

в) определите тип гибридизации атомов

г) нарисуйте электронную структуру молекулы (перекрывание орбиталей), обозначьте s - и p - связи. 

Задачи:

1. Определите простейшую формулу вещества, содержащего 14,28% водорода и 85,72 % углерода. Определите его молекулярную формулу, если плотность его паров равна 2,5 г/л (н.у.).

Ответ – СН2

2. Определите простейшую формулу вещества, если при сгорании 7,2 г его получили 22 г углекислого газа и 10,8 г воды. Достаточно ли данных, чтобы определить молекулярную формулу этого вещества? 

Ответ – С5Н12

3.Сожгли 4,8 г органического вещества, при этом образовалось 3,36 л (н.у.) углекислого газа и 5,4 мл (н.у.) воды. Плотность паров вещества по водороду равна 16. Определите его молекулярную формулу. Есть ли в задаче лишние данные? 

Ответ: CH4O

4. Сгорело 9 г вещества и образовалось 8,96 л (н.у.) углекислого газа, 12,6 г воды и 2,8 г 4. азота. Определите простейшую и молекулярную формулы.

Ответ: С2H7N

1.Соединение с простейшей формулой C3H4O имеет плотность по водороду, равную 84. Его молекулярная формула:

A.-C3H4O, B-C9H14NO4, C - C12H16O, D - C9H12O3, E- C8H8O4

2.Сколько грамм углекислого газа образуется при полном сгорании 28,52 г октана (С8Н18) в избытке кислорода?

A - 11,0 г, В - 22,0 г, С - 44,0 г, D- 88,0 г, E - 176,0 г

3.При сгорании 1,24 г органического вещества в избытке кислорода образуется 1,76 г углекислого газа и 1,08 г воды. Определить простейшую формулу этого вещества.

A - CHO, B - CH2O, C - CH3O, D - C2H3O, E - C3H5O

4.При анализе органического соединения было обнаружено, что оно содержит только 0,566 г водорода, 2,641 г азота и 6,793 г углерода. Определите простейшую формулу этого соединения.

A - C3H3N, B - C6H6N, C - C12HN5, D - C2H7N, E - HCN


ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Для исследования игровой деятельности в процессе обучения мы воспользовалась методами научно-педагогического исследования: беседа, анкетирование, интервьирование, контрольная работа.

Исследования по использованию игровой деятельности проходили в школе МОУ СОШ № 5 г. Нальчика. Для выяснения целей и задач игры как метода обучения, в каких случаях и на каких этапах она проводится, на первом этапе было проведено анкетирование с учителями школы. Анализ анкетирования учителей-предметников показал, что только 3 из 10 постоянно используют дидактическую игру в учебном процессе. От учителей-предметников, которые никогда не применяли дидактические игры, были получены следующие ответы:

 - одни считают, что их предмет является одним из самых сложных предметов в школьной программе и поэтому, для усвоения учебного материала нецелесообразно использовать игры;

- другие полагают, что у них уже отработаны свои методы обучения и нет необходимости их менять;

- третьи считают, что организовать процесс обучения, используя дидактические игры, довольно сложно и более приемлемо организовывать педагогический процесс в форме урока и использовать устоявшиеся методы обучения.

Обобщение опыта учителей, которые успешно применяют дидактические игры, показал, что использовать игру предпочтительно на этапе проверки и закрепления учебного материала. Использование игровых методов обучения способствует закреплению и улучшению знаний, развитию психологических качеств, воспитанию у учащихся речи, умения правильно и логично излагать свои мысли, развитию умения находить оптимальные решения и т. д. Исходя из своего педагогического опыта, учителя считают, что дети любят играть на уроке, но не всегда выполняют правила. Чаще всего это бывает в групповой игре, где дети пытаются помочь друг другу. В этом случае учитель не прекращает игровой процесс, но делает более жесткими правила игры. По их мнению, игру нельзя применять в следующих случаях: если игра не соответствует уровню развития учащихся, т. е. даже при четком объяснении правил вызывает определенную трудность при их выполнении. На их взгляд это не соответствует закреплению знаний, а рассеивает внимание на решение отвлеченных от темы задач. Если дети не хотят играть.

Если игра новая - новые игры должны быть проверены. На протяжении всего процесса игры на уроке необходимо внимательно следить, чтобы не возникла конфликтная ситуация между детьми и не испортились взаимоотношения в классе. Если учителя это замечали, то вмешивались в ход игры и отвлекали внимание детей на решение других проблем в самой игре. Учителя считают, что игра помогает учащимся развиваться в личностном плане, это и умение сотрудничать со сверстниками, умение  выслушать и принять мнение других.

Для проверки эффективности использования игр для обучения и воспитания учащихся, выявления этапов их использования были проведены исследования среди учащихся.

Анализ ответов дал следующие результаты:

1.Игры на уроках нравятся всем без исключения.

2.Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.

3.Дети больше всего любят групповую форму игр. По – видимому, это объясняется стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей.

4.Первое место по играм занимает урок истории, где учитель позволяет детям делать инсценировки различных исторических событий, предлагает придумать свой ход событий и т.д.

5.Учащимся может не нравиться игра, в случае, если при организации игры не учитываются интересы учащихся, содержание игры не соответствует теме урока или увлечениям учеников.

6.Желание учеников участвовать в игре очень часто зависит от их взаимоотношений с учителем, вследствие чего учителю необходимо продумать свои действия, прослеживать реакцию учеников на эти действия и делать выводы.

7.Большинству детей нравится в игре побеждать. Это стремление к  победе обеспечивает обучение и развитие учащихся в игровой деятельности.

Таким образом, анализ работы учителя – предметника и исследование игровой деятельности учащихся на уроках позволили обнаружить  негативные стороны в использовании игр в процессе обучения:

- во-первых, нередко объяснение правил и демонстрация игры занимает много времени (особенно у учителей с небольшим  опытом организации игр). Часто это приводит к тому, что дети не успевают за оставшееся время изучить или закрепить материал.

- во-вторых, нередко нарушается механизм игры, т.е. нарушается строгий порядок выполнения игровых действий. Чаще всего это наблюдается в групповых и коллективных формах игр, что приводит к путанице, а главное, к сомнительным результатам;

- в-третьих, после проведения игр бывает трудно восстановить дисциплину в классе, на что жалуются учителя, к которым приходят дети на следующий урок.

- в-четвертых, при проведении парных, групповых и коллективных форм игры соревнование между детьми, бывает, перерастает в нездоровое  соперничество, что не всегда успевают заметить учителя, а тем более предотвратить. Это приводит к испорченным взаимоотношениям между детьми вне игры.

Анализ наблюдений за игровой деятельностью и ее результатов позволил выявить, что использование игровых форм обучения не всегда является эффективным методом для укрепления или расширения знаний.

Для педагогов, которые применяют игры в учебной деятельности, разработаны следующие рекомендации:

1.При выборе игровых форм обучения нельзя спешить и действовать в одиночку,

2.Никогда не надо принимать чужие игры на веру без надлежащей проверки.

3.Необходимо самому убедиться в эффективности и привлекательности игры, поиграв с коллегами и хорошо играющими детьми.

4.Разработанные игры не стоит сразу нести в класс. Часто бывает, что игра останавливается на самом интересном месте и никакое восстановление не может вернуть прежний ход игры. Чтобы этого не произошло, необходимо поработать с коллегами еще раз, посмотреть какие были трудности, особенно в коллективных играх, еще раз проверить – кто из учащихся может быть главным помощником в игре.

5. Нигде, никогда и никого нельзя заставлять играть. Все люди равны перед арбитром, и все должно быть построено на добровольном сотрудничестве.

6. Нельзя себе позволять играть с детьми свысока или идти у них на поводу. При этом, как бы ни было смешно и весело в игре, необходимо соблюдать все признаки строгости и безотказной требовательности.

Эффективность применения игровых методов организации занятий оценивали по результатам выполнения контрольной работы учеников 10 «а» (контрольный) и 10 «б» (экспериментальный). По «средней арифметической» правильных и неправильных ответов на поставленные вопросы мы выявили, что более половины школьников контрольной группы не могли ответить на вопросы правильно. При этом в контрольной группе некоторые школьники давали такие ответы, которые свидетельствовали о полном непонимании темы, о механическом ее запоминании.


Таблица 1.

Оценка ответов на контрольные вопросы

Группа

Правильно

Неправильно

Неточно

эксперимент

90 %

0

10 %

контрольная

52 %

33%

15%


Результаты таблицы 1 подтверждают реальную эффективность использования в школе занятий по разработанным методикам для изучения органической химии.

Избранный метод проведения занятий способствовал повышению качества знаний, научного мировоззрения, а главное вызвал интерес учащихся к научно - познавательной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что предложенная в работе гипотеза, что использование игры в некоторых формах учебного процесса при преподавании органической химии в средней школе позволит повысить активность познавательной деятельности школьников и их уровень усвоения химии нашла свое подтверждение в результате наших исследований.

ВЫВОДЫ

1. Проведен анализ литературных источников и определено рациональное место игровых методов обучения в учебном процессе при преподавании органической химии;

2. Выявлены дидактически значимые характеристики игр;

3. Разработан методический материал с акцентом на игровые формы организации занятий;

4. Экспериментально исследована эффективность применения игр в учебном процессе;

5. Разработаны рекомендации для педагогов, которые применяют игры в учебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

 

1.                Азаров ЮЛ. Игра и труд. – М.: Просвещение, 1973. - 42с.

2.                Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Психологическая наука в школе. – М.: Просвещение, 1987.- 94с.

3.                Шмаков С.А. Ее величество игра. – М.: Просвещение, 1992.- 67с.

4.                Газман О.С. Каникулы, игра, воспитание. – М.: Просвещение, 1988.- 45с.

5.                Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности/В сб.: Нововведения в организациях. –  М.:Просвещение, 1983. –с.33-54.

6.                Занько С.Ф. и др. Игра и ученье.  – М.: Просвещение, 1992. – 63 с.

7.                Корнеева И.А. Активизация познавательных интересов через ролевую игру. – М. Просвещение, 1995. – 54 с.

8.                Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Летрусинского. — М., 1994.

9.                Давыдов В.В. Развивающее обучение. – М., 1996. – 240 с.

10.           Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990. –420с.

11.           Эльконин Д. Б. Психологические игры. – М.: Просвещение, 1987.-74с.

12.           Минкин Е. М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1983.

13.           Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991.- 56с.

14.           Педагогическое творчество в школе (из опыта учителей России) / Под ред. В.Ф. Кривошеева – М.: Изд-во НИИ школ МО РСФСР, 1992. — 114 с.

15.           Белинская Т.В. О развитии познавательного интереса на уроках-соревнованиях // Химия в школе. 2003. № 3. С. 43.

16.           Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. – М.: Народное образование, 1996.

17.           Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. –М.: Дрофа, 2003 г.

18.           Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. –  М.: Просвещение, 1996.-98с.

19.           Исаев С.Д. Об использовании дидактических игр // Химия в школе. 2002. № 6. С. 50.

20.           Павлова Н.С. Обучающие игры на уроках химии //Химия в школе», № 6, 2000. – с.35.

21.           Шукайло А.Д. Тематические игры по химии. Творческий центр «Сфера», М.: Дрофа, 2003 г.

22.           Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1984. – 95с.

23.           Клеянкина М.К., Балашова Е. Ф., Зайцев О.С. Деловая игра по теме «Производство аммиака». // Химия в школе. – 1992. - №5-6. – стр. 49-52.

24.           Ширикова О.И., Коробейникова Л.А. Ролевые игры на уроках химии. // Химия в школе. – 1991. - №3. – стр. 31-36.

25.           Грабецкий А.А. и др. Использование средств обучения на уроках химии. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.

26.           Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. Красноярск: 1989. – 217 с.

27.           Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. М.: Издательство Первое сентября, 2000. – 224 с.

28.           Бабанский Ю.К. Основные условия и критерии оптимального выбора методов обучения. –М.: Просвещение, 1971. – 375 с.

29.           Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. –М.: Просвещение, 1976. – 238 с.

30.           Педагогика. / Под ред. Бабанского Ю.К. – М.: Просвещение, 1998. – 479с.

31.           Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Просвещение, 1976. – 245 с.

32.           Пичугина Г.А., Штремплер Г.И. – Игры-минутки в обучении химии // Химия в школе. С. 57.

33.           Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.:Дрофа, 2004 г.

34.           Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Просвещение, 1971. – 215 с.

35.           Программы для общеобразовательных учреждений. Составитель Н. И. Габрусева. – М.: Дрофа, 2000. – 220 с

36.           Казанцев  Ю.Н. Формула успеха, или как увлечь учащихся новым предметом // Химия в школе. –2009. – № 2. - С. 15-19.

37.           Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. –560с.

38.           Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия в центре наук. – М.: Мир, 1983. – ч. 1,2. – 447с.

39.           Зоммер К., Вюнш К. Х., Цеттлер М. –Химия. Справочник школьника и студента. – М.: Дрофа, 2000. – 383с.

40.           Иодко А.Г., Емельянова Е.О., Волков А.В. Система заданий для развития умения рассуждать. // Химия в школе. – 2000. - №7. – стр. 11-20.

41.           Леенсон И. А. Занимательная химия. 8-11кл. – М.: Дрофа, 1996. – ч. 1,2. – 176с.

42.           Энциклопедический словарь юного химика. / Под ред. Трифонова Д.Н. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 368с.

43.           Энциклопедия для детей. Химия. Т. 17. – М.: Аванта+, 2001. – 638с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7