Игровые методы обучения при изучении органической химии как средство повышения познавательной активности и качества знаний
(Ответ: уксусная кислота.
3 балла)
4.
Эта кислота
входит в состав облепихового масла, у этой кислоты низкая температура
плавления, поэтому на морозе ягоды облепихи остаются мягкими. Эта кислота обесцвечивает
бромную воду, при этерификации с глицерином образует жидкий жир.
(Ответ: олеиновая
кислота. 4 балла)
Синий
раунд
Фенолы
|
Сложные эфиры
|
Моносахариды
|
Полисахариды
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
4
|
4
|
4
|
4
|
Сектор
«Фенолы»
1.
Карболовая
кислота.
(Ответ: фенол. 1 балл)
2.
Какие вещества
образуются при взаимодействии фенола со щелочными металлами
(Ответ: феноляты. 2
балла)
3.
Взрывчатое
вещество, которое образуется при взаимодействии фенола с азотной кислотой.
(Ответ: тринитрофенол. 3
балла).
4.
Мыльный раствор
смеси изомеров, часто применяемый для дезинфекции в медицине и ветеринарии.
(Ответ: лизол-смесь о-,
м-, п-крезолов (метилфенолов). 4 балла)
Сектор
«Сложные эфиры»
1.
Сложные эфиры
глицерина и высших карбоновых кислот.
(Ответ: жиры. 1 балл)
2.
Пищевой продукт,
получаемый из твердого гидрогенизированного жира.
(Ответ: маргарин. 2
балла).
3.
Бесцветная
прозрачная жидкость с запахом абрикосов. Получают реакцией этерификации
этилового спирта с масляной кислотой.
(Ответ: этиловый эфир
масляной кислоты -- этилбутират. 3 балла)
4.
Этот сложный эфир
обладает запахом слив. При его гидролизе образуются муравьиная кислота и
изоамиловый спирт.
(Ответ: изоамилформиат. 4
балла)
Сектор
«Моносахариды»
1.
Какой из сахаров
самый сладкий?
(Ответ: фруктоза. 1
балл).
2.
Какой спирт
образуется при спиртовом брожении глюкозы.
(Ответ: этиловый. 2
балла)
3.
Каким
моносахаридом можно воспользоваться вместо альдегидов для проведения реакции
серебряного зеркала?
(Ответ: глюкозой, в
молекуле которой имеется альдегидная группа. 3 балла)
4.
Какой спирт
образуется при восстановлении глюкозы?
(Ответ: сорбит. 4 балла)
Сектор
«Полисахариды»
1.
Этот полисахарид
представляет собой белое порошкообразное вещество зернистого строения. С иодом
он дает характерное синее окрашивание. (Ответ: крахмал. 1 балл)
2.
Этот углевод
содержится во всех растительных материалах: в хлопке ее до 95--98 %, в льне и
конопле -- до 85 %, в хвойных деревьях -- до 60 % по массе.
(Ответ: целлюлоза. 2
балла)
3.
Полисахарид
представляет собой волокнистое вещество белого цвета, без вкуса и запаха,
растворяется в водно-аммиачном растворе гидроксида меди.
(Ответ: целлюлоза. 3
балла)
4.
Уксусная кислота
образует с этим веществом сложный эфир, который является ценным продуктом для
изготовления кинопленки и ацетатного шелка.
(Ответ: целлюлоза. 4
балла)
Подведение
итогов. При разработке урока использовалась литература [42,43].
3.2
Перечень контрольных заданий «Закончите фразу»
–Углерод в
органических соединениях имеет валентность, равную… (IV).
– Углеводороды,
в молекулах которых имеется тройная связь, называют… (Алкинами).
– Двойная
связь – это сочетание двух связей: -связи и… (-Связи).
– Для предельных
углеводородов характерны реакции… (Замещения).
– Для непредельных
углеводородов наиболее характерны реакции… (Присоединения).
– Многократно
повторяющаяся в структуре полимера группировка атомов называется… (Структурным
звеном).
– Число
структурных звеньев в молекуле полимера называют… (Степенью полимеризации).
– Реакция
отщепления водорода называется… (Дегидрированием).
– Реакция, в
результате которой происходит отщепление воды, – это… (Дегидратация).
– Для большинства
органических веществ характерны реакции… (Горения).
– Для ароматических
углеводородов характерны реакции… (Замещения, присоединения, окисления).
Назовите
вещества
1) СН3–С(CH3)=СН–СН3
(2-метилбутен-2).
2) СНС–СН2–СН3
(бутин-1).
3) С6Н4–(СН3)2
(диметилбензол)
4) СН2ОН–СНОН–СНОН–СН2ОН
(1,2,3,4-бутан-тетраол).
5) СН3–СН(CH3)–СН(C2H5)–СН2–СН3
(3-этил-2-метилпентан).
6) СН3–O–С2Н5
(этилметиловый эфир).
Контрольные
вопросы
1. В каких из перечисленных соединений связи полярны:
а ) CH3 - CH3 b) CH3 - Cl c) H - OH, d) CH3 - CH2OH.
2.Сколько s - и p - связей содержится в молекуле состава СH3 - CH = CH – COOH.
3. Сколько
существует изомеров состава С3Н8О? Ответ дайте в виде
числа.
4. Определите
гибридизацию атомов и нарисуйте пространственную структуру молекул следующих
веществ:
этана, этилена, формальдегида, метанола.
5. Для соединений состава: CO2 , C2H2 , CH3NH2
а) нарисуйте структурную формулу
б) определите число соседей и электронных пар для каждого
атома
в) определите тип гибридизации атомов
г) нарисуйте электронную структуру молекулы (перекрывание
орбиталей), обозначьте s - и p - связи.
Задачи:
1. Определите простейшую формулу вещества, содержащего 14,28%
водорода и 85,72 % углерода. Определите его молекулярную формулу, если
плотность его паров равна 2,5 г/л (н.у.).
Ответ – СН2
2. Определите простейшую формулу вещества, если при сгорании
7,2 г его получили 22 г углекислого газа и 10,8 г воды. Достаточно ли данных, чтобы определить молекулярную формулу этого вещества?
Ответ – С5Н12
3.Сожгли 4,8 г органического вещества, при этом образовалось
3,36 л (н.у.) углекислого газа и 5,4 мл (н.у.) воды. Плотность паров вещества
по водороду равна 16. Определите его молекулярную формулу. Есть ли в задаче
лишние данные?
Ответ: CH4O
4. Сгорело 9 г вещества и образовалось 8,96 л (н.у.) углекислого газа, 12,6 г воды и 2,8 г 4. азота. Определите простейшую и молекулярную формулы.
Ответ: С2H7N
1.Соединение
с простейшей формулой C3H4O имеет плотность по водороду,
равную 84. Его молекулярная формула:
A.-C3H4O, B-C9H14NO4, C - C12H16O, D - C9H12O3, E- C8H8O4
2.Сколько
грамм углекислого газа образуется при полном сгорании 28,52 г октана (С8Н18) в избытке кислорода?
A - 11,0 г, В - 22,0 г, С - 44,0 г, D- 88,0 г, E - 176,0 г
3.При
сгорании 1,24 г органического вещества в избытке кислорода образуется 1,76 г углекислого газа и 1,08 г воды. Определить простейшую формулу этого вещества.
A - CHO, B - CH2O, C - CH3O, D - C2H3O, E - C3H5O
4.При анализе
органического соединения было обнаружено, что оно содержит только 0,566 г водорода, 2,641 г азота и 6,793 г углерода. Определите простейшую формулу этого соединения.
A - C3H3N,
B - C6H6N, C - C12HN5, D - C2H7N,
E - HCN
ОБСУЖДЕНИЕ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Для исследования игровой
деятельности в процессе обучения мы воспользовалась методами
научно-педагогического исследования: беседа, анкетирование, интервьирование,
контрольная работа.
Исследования по
использованию игровой деятельности проходили в школе МОУ СОШ № 5 г. Нальчика. Для выяснения целей и задач игры как метода обучения, в каких случаях и на каких
этапах она проводится, на первом этапе было проведено анкетирование с учителями
школы. Анализ анкетирования учителей-предметников показал, что только 3 из 10
постоянно используют дидактическую игру в учебном процессе. От
учителей-предметников, которые никогда не применяли дидактические игры, были
получены следующие ответы:
- одни считают, что их
предмет является одним из самых сложных предметов в школьной программе и
поэтому, для усвоения учебного материала нецелесообразно использовать игры;
- другие полагают, что у
них уже отработаны свои методы обучения и нет необходимости их менять;
- третьи считают, что
организовать процесс обучения, используя дидактические игры, довольно сложно и
более приемлемо организовывать педагогический процесс в форме урока и
использовать устоявшиеся методы обучения.
Обобщение опыта учителей,
которые успешно применяют дидактические игры, показал, что использовать игру
предпочтительно на этапе проверки и закрепления учебного материала.
Использование игровых методов обучения способствует закреплению и улучшению знаний,
развитию психологических качеств, воспитанию у учащихся речи, умения правильно
и логично излагать свои мысли, развитию умения находить оптимальные решения и
т. д. Исходя из своего педагогического опыта, учителя считают, что дети любят
играть на уроке, но не всегда выполняют правила. Чаще всего это бывает в
групповой игре, где дети пытаются помочь друг другу. В этом случае учитель не
прекращает игровой процесс, но делает более жесткими правила игры. По их
мнению, игру нельзя применять в следующих случаях: если игра не соответствует
уровню развития учащихся, т. е. даже при четком объяснении правил вызывает
определенную трудность при их выполнении. На их взгляд это не соответствует
закреплению знаний, а рассеивает внимание на решение отвлеченных от темы задач.
Если дети не хотят играть.
Если игра новая - новые
игры должны быть проверены. На протяжении всего процесса игры на уроке
необходимо внимательно следить, чтобы не возникла конфликтная ситуация между
детьми и не испортились взаимоотношения в классе. Если учителя это замечали, то
вмешивались в ход игры и отвлекали внимание детей на решение других проблем в
самой игре. Учителя считают, что игра помогает учащимся развиваться в
личностном плане, это и умение сотрудничать со сверстниками, умение выслушать и
принять мнение других.
Для проверки
эффективности использования игр для обучения и воспитания учащихся, выявления
этапов их использования были проведены исследования среди учащихся.
Анализ ответов дал
следующие результаты:
1.Игры на уроках нравятся
всем без исключения.
2.Большинство учащихся
хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.
3.Дети больше всего любят
групповую форму игр. По – видимому, это объясняется стремлением к общению со
сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также
утвердить свой авторитет среди товарищей.
4.Первое место по играм
занимает урок истории, где учитель позволяет детям делать инсценировки
различных исторических событий, предлагает придумать свой ход событий и т.д.
5.Учащимся может не
нравиться игра, в случае, если при организации игры не учитываются интересы
учащихся, содержание игры не соответствует теме урока или увлечениям учеников.
6.Желание учеников
участвовать в игре очень часто зависит от их взаимоотношений с учителем,
вследствие чего учителю необходимо продумать свои действия, прослеживать
реакцию учеников на эти действия и делать выводы.
7.Большинству детей
нравится в игре побеждать. Это стремление к победе обеспечивает обучение и
развитие учащихся в игровой деятельности.
Таким образом, анализ
работы учителя – предметника и исследование игровой деятельности учащихся на
уроках позволили обнаружить негативные стороны в использовании игр в процессе
обучения:
- во-первых, нередко
объяснение правил и демонстрация игры занимает много времени (особенно у
учителей с небольшим опытом организации игр). Часто это приводит к тому, что
дети не успевают за оставшееся время изучить или закрепить материал.
- во-вторых, нередко
нарушается механизм игры, т.е. нарушается строгий порядок выполнения игровых
действий. Чаще всего это наблюдается в групповых и коллективных формах игр, что
приводит к путанице, а главное, к сомнительным результатам;
- в-третьих, после
проведения игр бывает трудно восстановить дисциплину в классе, на что жалуются
учителя, к которым приходят дети на следующий урок.
- в-четвертых, при
проведении парных, групповых и коллективных форм игры соревнование между
детьми, бывает, перерастает в нездоровое соперничество, что не всегда успевают
заметить учителя, а тем более предотвратить. Это приводит к испорченным
взаимоотношениям между детьми вне игры.
Анализ наблюдений за
игровой деятельностью и ее результатов позволил выявить, что использование
игровых форм обучения не всегда является эффективным методом для укрепления или
расширения знаний.
Для педагогов, которые
применяют игры в учебной деятельности, разработаны следующие рекомендации:
1.При выборе игровых форм
обучения нельзя спешить и действовать в одиночку,
2.Никогда не надо
принимать чужие игры на веру без надлежащей проверки.
3.Необходимо самому
убедиться в эффективности и привлекательности игры, поиграв с коллегами и
хорошо играющими детьми.
4.Разработанные игры не
стоит сразу нести в класс. Часто бывает, что игра останавливается на самом интересном
месте и никакое восстановление не может вернуть прежний ход игры. Чтобы этого
не произошло, необходимо поработать с коллегами еще раз, посмотреть какие были
трудности, особенно в коллективных играх, еще раз проверить – кто из учащихся
может быть главным помощником в игре.
5. Нигде, никогда и
никого нельзя заставлять играть. Все люди равны перед арбитром, и все должно
быть построено на добровольном сотрудничестве.
6. Нельзя себе позволять
играть с детьми свысока или идти у них на поводу. При этом, как бы ни было
смешно и весело в игре, необходимо соблюдать все признаки строгости и
безотказной требовательности.
Эффективность применения
игровых методов организации занятий оценивали по результатам выполнения
контрольной работы учеников 10 «а» (контрольный) и 10 «б» (экспериментальный).
По «средней арифметической» правильных и неправильных ответов на поставленные
вопросы мы выявили, что более половины школьников контрольной группы не могли
ответить на вопросы правильно. При этом в контрольной группе некоторые
школьники давали такие ответы, которые свидетельствовали о полном непонимании
темы, о механическом ее запоминании.
Таблица 1.
Оценка ответов на
контрольные вопросы
Группа
|
Правильно
|
Неправильно
|
Неточно
|
эксперимент
|
90 %
|
0
|
10 %
|
контрольная
|
52 %
|
33%
|
15%
|
Результаты таблицы 1
подтверждают реальную эффективность использования в школе занятий по
разработанным методикам для изучения органической химии.
Избранный метод
проведения занятий способствовал повышению качества знаний, научного
мировоззрения, а главное вызвал интерес учащихся к научно - познавательной
деятельности.
Таким
образом, можно сделать вывод, что предложенная в работе гипотеза, что
использование игры в некоторых формах учебного процесса при преподавании
органической химии в средней школе позволит повысить активность познавательной
деятельности школьников и их уровень усвоения химии нашла свое подтверждение в
результате наших исследований.
ВЫВОДЫ
1. Проведен анализ
литературных источников и определено рациональное место игровых методов
обучения в учебном процессе при преподавании органической химии;
2. Выявлены дидактически
значимые характеристики игр;
3. Разработан
методический материал с акцентом на игровые формы организации занятий;
4. Экспериментально
исследована эффективность применения игр в учебном процессе;
5. Разработаны
рекомендации для педагогов, которые применяют игры в учебной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Азаров ЮЛ. Игра и
труд. – М.: Просвещение, 1973. - 42с.
2.
Аникеева Н. П.
Воспитание игрой. Психологическая наука в школе. – М.: Просвещение, 1987.- 94с.
3.
Шмаков С.А. Ее
величество игра. – М.: Просвещение, 1992.- 67с.
4.
Газман О.С.
Каникулы, игра, воспитание. – М.: Просвещение, 1988.- 45с.
5.
Щедровицкий Г.П.,
Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации
и метод развития коллективной мыследеятельности/В сб.: Нововведения в
организациях. – М.:Просвещение, 1983. –с.33-54.
6.
Занько С.Ф. и др.
Игра и ученье. – М.: Просвещение, 1992. – 63 с.
7.
Корнеева И.А. Активизация познавательных интересов
через ролевую игру. – М. Просвещение, 1995. – 54 с.
8.
Игры — обучение,
тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Летрусинского. — М., 1994.
9.
Давыдов В.В.
Развивающее обучение. – М., 1996. – 240 с.
10.
Занков Л.В.
Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990. –420с.
11.
Эльконин Д. Б.
Психологические игры. – М.: Просвещение, 1987.-74с.
12.
Минкин Е. М. От
игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1983.
13.
Никитин Б. П.
Ступеньки творчества, или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991.- 56с.
14.
Педагогическое творчество в школе
(из опыта учителей России) / Под ред. В.Ф. Кривошеева – М.: Изд-во НИИ школ МО
РСФСР, 1992. — 114 с.
15.
Белинская Т.В. О развитии
познавательного интереса на уроках-соревнованиях // Химия в школе. 2003. № 3.
С. 43.
16.
Самоукина Н.В.
Организационно-обучающие игры в образовании. – М.: Народное образование, 1996.
17.
Штремплер Г.И.,
Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. –М.: Дрофа, 2003 г.
18.
Пидкасистый П.И.,
Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М.: Просвещение,
1996.-98с.
19.
Исаев С.Д. Об
использовании дидактических игр // Химия в школе. 2002. № 6. С. 50.
20.
Павлова Н.С.
Обучающие игры на уроках химии //Химия в школе», № 6, 2000. – с.35.
21.
Шукайло А.Д. Тематические
игры по химии. Творческий центр «Сфера», М.: Дрофа, 2003 г.
22.
Скаткин М.Н.
Проблемы современной дидактики. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1984. – 95с.
23.
Клеянкина М.К.,
Балашова Е. Ф., Зайцев О.С. Деловая игра по теме «Производство аммиака». //
Химия в школе. – 1992. - №5-6. – стр. 49-52.
24.
Ширикова О.И.,
Коробейникова Л.А. Ролевые игры на уроках химии. // Химия в школе. – 1991. -
№3. – стр. 31-36.
25.
Грабецкий А.А. и
др. Использование средств обучения на уроках химии. – М.: Просвещение, 1988. –
160 с.
26.
Дьяченко В.К.
Общие формы организации процесса обучения. Красноярск: 1989. – 217 с.
27.
Букатов В.М.,
Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для
учителя. М.: Издательство
Первое сентября, 2000. –
224 с.
28.
Бабанский Ю.К.
Основные условия и критерии оптимального выбора методов обучения. –М.:
Просвещение, 1971. – 375 с.
29.
Лернер И.Я.
Дидактическая система методов обучения. –М.: Просвещение, 1976. – 238 с.
30.
Педагогика. / Под
ред. Бабанского Ю.К. – М.: Просвещение, 1998. – 479с.
31.
Шамова Т.И.
Активизация учения школьников. – М.: Просвещение, 1976. – 245 с.
32.
Пичугина Г.А.,
Штремплер Г.И. – Игры-минутки в обучении химии // Химия в школе. С. 57.
33.
Енякова Т.М.
Внеклассная работа по химии. – М.:Дрофа, 2004 г.
34.
Скаткин М.Н.
Проблемы современной дидактики. – М.: Просвещение, 1971. – 215 с.
35.
Программы для
общеобразовательных учреждений. Составитель Н. И. Габрусева. – М.: Дрофа, 2000.
– 220 с
36.
Казанцев Ю.Н. Формула успеха, или как увлечь
учащихся новым предметом //
Химия в школе. –2009. – № 2. - С. 15-19.
37.
Аликберова Л.Ю.
Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. –560с.
38.
Браун Т., Лемей
Г.Ю. Химия в центре наук. – М.: Мир, 1983. – ч. 1,2. – 447с.
39.
Зоммер К., Вюнш
К. Х., Цеттлер М. –Химия. Справочник школьника и студента. – М.: Дрофа, 2000. –
383с.
40.
Иодко А.Г.,
Емельянова Е.О., Волков А.В. Система заданий для развития умения рассуждать. //
Химия в школе. – 2000. - №7. – стр. 11-20.
41.
Леенсон И. А.
Занимательная химия. 8-11кл. – М.: Дрофа, 1996. – ч. 1,2. – 176с.
42.
Энциклопедический
словарь юного химика. / Под ред. Трифонова Д.Н. – М.: Педагогика – Пресс, 1999.
– 368с.
43.
Энциклопедия для
детей. Химия. Т. 17. – М.: Аванта+, 2001. – 638с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|