Игровые методы обучения при изучении органической химии как средство повышения познавательной активности и качества знаний
2.2 Программа и
тематическое планирование уроков химии в 10 классе (профильный уровень)
Рабочая программа по
химии 10 класс (профильный уровень) составлена по учебнику Новошинского И.И.,
Новошинской Н.С. «Органическая химия» Москва, «Русское слово», 2008 г. Допущено Министерством образования и науки РФ 21.02.2005. Всего 105 часов, из них 4 часа
резервного времени.
Раздел
|
Тема урока
|
Количество часов
|
1.
Введение в
органическую химию.
|
1. Предмет органической химии. Особенности органических
соединений и реакций
|
5
|
2. Теория химического строения органических соединений
|
3. Вывод химической формулы вещества по ее относительной
плотности и массовым долям химических элементов
|
4. Вывод химической формулы веществ по продуктам сгорания
|
5. Классификация реакций в органической химии.
|
2.
Предельные
углеводороды.
|
6. Электронное и пространственное строение алканов на
примере метана.
|
11
|
7-8. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия алканов.
Решение задач на нахождение формул вещества по общей формуле алканов.
|
9-10. Свойства алканов.
|
11. Применение алканов
|
12. Получение алканов.
|
13.Практическая работа №1 «Изучение качественного состава
органических веществ»
|
14-15. Решение задач по теме «Алканы»
|
16. Обобщение знаний учащихся по темам1и2. Контроль знаний
учащихся.
|
3.
Непредельные
углеводороды.
|
17. Электронное строение молекулы этилена.
|
14
|
18. Алкены. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия.
|
19. Получение и физические свойства алкенов.
|
20. Химические свойства алкенов, применение (реакции
присоединения.
|
21. Химические свойства алкенов, применение (реакции
окисления и полимеризации)
|
|
22. Полимеры. Реакция полимеризации. Термопластичные
пластмассы.
|
23.Алкадиены
|
24. Натуральный и синтетический каучук.
|
25. Электронное строение молекулы ацетилена.
|
26. Алкины. Гомологический ряд, номенклатура, изомерия.
|
27-28. Свойства, применение, получение алкинов.
|
29. Решение расчетных задач по теме «непредельные
углеводороды»
|
30. Обобщение знаний учащихся по теме «Непредельные
углеводороды». Контроль знаний учащихся.
|
4.
Циклические
углеводороды. Природные источники углеводородов.(8ч)
|
31. Циклоалканы..
|
8
|
32. Ароматические углеводороды. Строение молекулы бензола.
Химические свойства и применение бензола.
|
33. Химические свойства, получение и применение гомологов
бензола на примере толуола.
|
34. Генетическая взаимосвязь углеводородов. Решение
расчетных задач по теме «Циклические углеводороды»
|
35. Обобщение и систематизация знаний по теме
углеводороды.
|
36. Контрольная работа по разделу «Углеводороды»
|
37-38. Природные источники углеводородов.
|
5.
Галогенопроизводные
углеводородов.
|
39. Строение галогенопроизводных углеводородов.
|
3
|
40. Химические свойства, получение и применение
галогенопроизводных.
|
41. Генетическая связь между классами органических веществ.
|
6.
Спирты.
Фенолы. (9ч)
|
42. Предельные одноатомные спирты. Гомологический ряд,
номенклатура и свойства.
|
9
|
43. Химические свойства предельных одноатомных спиртов.
|
44. Получение и применение предельных одноатомных спиртов.
|
45-46. Многоатомные спирты.
|
47. Фенолы.
|
48. Генетическая связь между органическими веществами.
|
49. Практическая работа №2 «Спирты».
|
50. Обобщение знаний по теме. Контроль знаний учащихся.
|
7.
Карбонильные
соединения.
|
51. Альдегиды и кетоны. Состав, номенклатура, изомерия.
|
5
|
52-53. Физические и химические свойства карбонильных
соединений. Реакции поликонденсации. Получение фенолформальдегидной смолы.
|
54.Получение и применение карбонильных соединений.
|
55. Расчетные задачи по материалам темы.
|
8.
Карбоновые
кислоты и их производные.
|
56. Карбоновые кислоты. Состав, номенклатура,
классификация.
|
6
|
57. Физические и химические свойства карбоновых кислот.
|
58. Особенности строения и свойств муравьиной кислоты.
|
59. Получение и применение карбоновых кислот.
|
60. Практическая работа №3. Изучение свойств карбоновых
кислот.
|
9.
Эфиры.
|
61. Простые эфиры. Сложные эфиры.
|
8
|
62-63. Жиры.
|
64. Мыла и синтетические моющие средства.
|
65. Практическая работа №4 «Решение экспериментальных
задач»
|
66. Решение задач по материалам темы.
|
67. Обобщение знаний по теме.
|
68.Контрольно-обобщающий урок по разделу «Функциональные
производные углеводородов»
|
10.
Азотсодержащие
соединения.
|
69. Нитросоединения.
|
5
|
70. Амины. Номенклатура, получение, физические и химические
свойства.
|
|
71. Анилин.
|
|
72. Сравнительная характеристика органических и
неорганических оснований.
|
|
73. Решение задач по материалам темы.
|
|
11.
Аминокислоты.
Белки. (5ч)
|
74.Аминокислоты.
|
5
|
75. Химические свойства аминокислот.
|
77. Белки. Структура белковой молекулы. Синтез белков.
|
78. Белки. Физические и химические свойства.
|
79. Роль белков в живых организмах.
|
12.
Углеводы.
|
80-81.Моносахариды. Состав, строение молекулы. Свойства и
применение глюкозы.
|
8
|
82. Биологическая роль глюкозы. Фруктоза, рибоза,
дезоксирибоза.
|
83. Дисахариды. Сахароза, ее состав, свойства, нахождение в
природе и применение
|
84. Полисахариды. Крахмал и целлюлоза как природные
полимеры.
|
85. Искусственные и синтетические волокна.
|
86. Практическая работа №5 «Углеводы».
|
87. Практическая работа №6 «Решение экспериментальных
задач»
|
13.
Азотсодержащие
гетероциклические соединения.
|
88.Пиррол.
|
3
|
89. Пиридин.
|
90.Нуклеиновые кислоты.
|
14.
Биологически
активные вещества.
|
91. Ферменты.
|
4
|
92. Витамины.
|
93. Гормоны.
|
94. Лекарственные препараты.
|
15.
Обобщение
знаний по курсу органическая химия.
|
95. Электронное строение органических веществ.
|
7
|
96. Изомерия и номенклатура органических соединений
|
97.Классификация органических соединений.
|
98. Высокомолекулярные соединения.
|
99.Генетическая связь между классами органических
соединений.
|
100. Решение расчетных задач разных типов по органической
химии
|
101. Контрольная работа за курс органической химии.
|
Резерв: 4 часов. Всего 105 ч.
|
Глава 3. Экспериментальная
часть
3.1 Методические разработки
Урок 1. Урок – игра «Русское лото»
Условия игры: в игре
участвуют пять команд. Каждая команда получает карточку, в которой указаны
номера десяти вопросов. Учитель или ведущий игры достает из мешка бочонок с
номерами. Команда, у которой в карточке есть этот номер, получает право на
ответ. Если ответ верный, то команда получает бочонок и ставит его на
соответствующий номер в карточке. Если команда не смогла правильно ответить на
вопрос, то бочонок остается у ведущего и право ответа получает другая команда,
которая получает за правильный ответ жетон. За этот жетон можно выкупить тот
бочонок, который был вынут из мешка, но остался у ведущего. Побеждает та
команда, которая первой поставит бочонки на все номера карточки. Эту игру можно
проводить на уроках обобщающего повторения или по всему курсу.
Урок – игра «Аукцион».
На торги выносятся
задания по какой-либо теме, причем учитель заранее договаривается с ребятами о
теме игры. В игре участвуют 3 – 5 команд. С помощью кодоскопа на экран
проецируется лот № 1 – пять заданий на данную тему (можно задания заранее
написать на доске, на плакате, или использовать готовые, распечатанные тексты)
Первая команда выбирает задание и назначает ему цену от 1 до 5 баллов. Если цена
этой команды выше тех, что дают другие, она получает задание и выполняет его.
Остальные задания должны купить другие команды, Если задание решено верно,
команде начисляются баллы (или часть их) снимаются. Достоинства этой простой
игры в том, что при выборе задачи учащиеся сравнивают все пять задач и мысленно
прокручивают ход их решения.
Урок – игра «Лабиринт».
( смотр знаний по теме,
разделу, и т. д.)
Класс разбивается на 3 –
5 команд, причем каждая команда создается из ребят разных способностей, чтобы
команды были равные по силам. В классе расставлены столы, количество которых
зависит от количества выбранных тем. На столах лежат номера столов, задания для
каждого игрока по разным темам, причем задания 3-х уровневые по способностям
учащихся, задания в конверте пронумерованы и каждый ученик знает свой номер
задания. (Можно делать задания делать задания по 3-х уровневым тестам,
разложить распечатанные тесты на столах и заранее объявить учащимся задания
какого уровня он решает).
Ребята тянут жребий, кто
с какого стола, по какой теме начинает работать, в каком порядке. За каждым
столом сидит эксперт (им может быть сильный ученик данного класса или
старшеклассник, который проверяет правильность решения задачи.) Контрольная
карта с решением задач должна быть у каждого эксперта за каждым столом
начисляет количество баллов за каждую решенную задачу в индивидуальные карточки
каждому ученику, ставя свою роспись и баллы в фонд команды, ставя их в карточку
команды.
Побеждает команда,
набравшая большее количество баллов и каждому ученику выставляется средняя
оценка в журнал по их индивидуальным карточкам.
Урок 2.
Урок-игра «Брейн-ринг» (X класс)
Место урока в
учебном плане. Эту игру можно провести на заключительном уроке по теме «Спирты»
в X классе, когда учащимися усвоены основные понятия данной темы. Цели урока:
повторить пройденный материал органической химии и систематизировать основные
теоретические положения темы, повысить интерес школьников к курсу химии.
Оборудование:
эмблемы команд и жюри, набор вопросов, плакаты с заданием, секундомер,
карандаши, бумага, игрушки-пищалки, гонг, призы игрокам.
Подготовительный
этап. Класс заранее делится на три группы. Командам дается домашнее задание:
подготовить эмблему своей команды, сделать заготовку итоговой таблицы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|