бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Игра, как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста бесплатно рефераты

p> Гораздо сильнее, чем окрик или нотация, воздействует на малышей сказка, ведь «через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка», - утверждал В.А.Сухомлинский.
Мальчики окружили большого жука. Учитель начинает рассказывать о красоте, доброте и пользе для природы этого живого существа.

Вопросы, вклинившиеся в рассказ, заставляют учеников присмотреться к жуку, заметить его своеобразную красоту. Кроме того, у детей возникает ощущение непосредственного участия в создании сказки.
Знакомый мир превращается в страну, полную загадок и таинственных событий.
Чувства обостряются. Теперь фантазию детей не остановить. Сказки, рожденные в этот момент, показывают, что дети бессознательно начинают ощущать себя частью природы, а окружающий мир воспринимают как живой, близкий и родной.
Сказку продолжают все вместе.

Притихшие малыши терпеливо ждут, когда объект прежних, иногда жестоких игр расправит крылья и улетит, как они уверены, к своим детям, и сопровождают это событие радостными возгласами.

Экскурсия заканчивается игрой: учащиеся встают вокруг березы и поют песенку «Во поле береза стояла…»

Так перед детьми «открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей… сердце, в стремлении делать добро».

В этот день каждый ребенок выбирает себе зеленого друга – дерево. Но быть настоящим другом, оказывается, нелегко. Этому тоже приходится учиться.

Урок любви к природе продолжается позже, на уроках труда и изобразительного искусства. В их рисунках и поделках сливаются реальный мир и сказочные образы. Идет процесс мышления и формирования чувств. Следующие встречи с природой – всегда праздник и новый шаг к познанию мира.

Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.

Без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у младшего школьника. Действенная, настоящая любовь к природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример положительного отношения к природе взрослого.

Дидактические игры экологического содержания представляют несомненный интерес для детей младшего школьного возраста, поскольку детям этого возраста
Особенно интересны предметы и явления окружающего мира. Именно эта детская любознательность, подогретая темой и содержанием дидактической игры, может зародить искру для новых поисков, проектов, открытий и станет стимулом для заинтересованного изучения экологической дисциплины.

С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения младшими школьниками знаний о правилах поведения по отношению к природе необходимо проводить дидактические игры (см. приложение
Д).

Игра – это наиболее быстрый и эффективный способ приобретения учащимися знаний о природе. Используя игру, мы ускоряем, усиливаем процесс развития ребенка, его приобщения к социальным ценностям.

3 Анализ и проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования

3.1 Подготовка и проведение педагогического эксперимента

Для изучения творческого начала в процессе игры в младшем школьном возрасте мы провели исследование, которое проводилось в три этапа.
На первом этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики и провели диагностическое обследование, направленное на выявление творчества у младших школьников.

В процессе изучения специальной литературы мы пришли к выводу, что творчество чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Психической основой творческой деятельности является воображение, которое возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с ним связывают зарождение личности
(Л.С.Выготский и В.В.Давыдов).

Важными показателями в развитии функций воображения является опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей не приспосабливаться к ситуации, подчинять ее себе, овладевать ее содержательными особенностями.

Развитие творчества в значительной степени определяется уровнем детского воображения. Поэтому мы подобрали методики, направленные на изучение воображения и развития творческого начала детей.

Многие исследователи (Л.С.Выготский, О.Н.Дьяченко,
Н.А.Ветлугина) указывали на необходимость создания такой предметной среды, которая бы служила пусковым механизмом, на важную роль на специфических предметах в развитии творчества у детей.

На втором этапе формирующего эксперимента нами были созданы необходимые условия для оснащения развивающей среды младших школьников в учебном процессе.

Третий этап – контрольный – был направлен на определение эффективности использования игры и игровых приемов как средство формирования творческого начала младших школьников.

В исследовании принимали участие ученики 1 «а» класса
(контрольная группа) и 1 «б» класса (экспериментальная группа) СОШ №2 г.
Горячий Ключ.

Для оценки творческой деятельности, продуктивности, оригинальности и способа создания рисунков мы использовали методику разработанную О.М.Дьяченко и А.И.Кириловой "Дорисовка фигур" [14].

Испытуемым предъявлялись последовательно двадцать карточек, на каждой из которых была нарисована фигура. Фигуры представляли собой как контуры элементов предметных изображений (например, силуэт ствола дерева с одной веткой, кружок – голова с двумя ушами и т.п.) Ученика просили дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

Количественная обработка результатов заключалась в выявлении степени оригинальности, необычности изображения. Подсчитывая коэффициент оригинальности каждого школьника, который был равен количеству рисунков, не повторяющихся у него и не у кого их детей группы (по характеру использования заданного для дорисовывания эталона).

Познавательная мотивация творчества младшего школьника проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству).

Ученые отмечают динамику самой исследовательской активности творчества ребенка. К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся.

Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте основным компонентом творческого начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий.

Решение предложенных и самостоятельно (увиденных) проблем у творческого ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один важный компонент творческого начала, выражающий степень непохожести, нестандартности, необычности.

Методика Е.А.Панько «Придумай игру» направлена, на выявление умений у младших школьников создавать новую игру, формулировать правила игры, распределять роли и предвидеть возможные ситуации. Она направлена на определение способности к прогнозированию, предвосхищению и обеспечению возможности более быстрого решения проблем.

Методика «Придумай игру» (автор Е.А.Панько) [
]

Инструкция к проведению

Ученик получает задание на 5 минут придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:
1. Как называется игра?
2. В чем она состоит?
3. Сколько человек необходимо для игры?
4. Какие роли получают участники в игре?
5. Как будет проходить игра?
6. Каковы правила игры?
7. Чем должна будет закончиться игра?
8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?
В ответах младшего школьника оценивается не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ученика, необходимо помогать ему – постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

В основе способности к развитию творческого начала лежит такая личная особенность как креативность. Многие ученые (А.В.Петровский,
Е.Н.Соколов, Я.Н.Коломинский) определяли креативность как особенность развития психических процессов, в частности давали характеристику мышлению как понимание главного, существенного, беглость (быстрый переход от одного способа решения к другому), гибкость (разнообразие идей), оригинальность
(необычность, остроумность, самостоятельность решения задач), открытость
(многогранное видение), воображение (фантазия – яркая, образная, стереотипная).

Для выявления креативности мы использовали специальную методику
«Вербальная фантазия» (автор Р.С.Немов) [31].

Инструкция

Школьнику дается задание придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до 1 минуты, после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа творчество ребенка оценивается по следующим признакам:
1) скорость процессов воображения;
2) необычность, оригинальность образов;
3) богатство фантазии;
4) глубина и проработанность (детализированность) образов;
5) впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.
0 баллов – данный признак в рассказе отсутствует;
1балл – данный признак имеется, но выражен слабо;
2балла – соответствующий признак выражен достаточно сильно.

3.2 Анализ результатов исследования

На первом этапе исследования по методике «Дорисовка фигур» (автор
О.М.Дъяченко, А.И.Кирилова) нами выявлено 6 типов решений школьниками экспериментальных задач на воображение.
0 тип. Этот тип решения характеризуется тем, что ученик еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает заданный элемент, а рисует рядом что-то свое
(свободное фантазирование).
1 тип. Ученик дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного субъекта (дерево и т.п.), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
2 тип. Изображается отдельный субъект, но с разнообразными деталями.
3 тип. Изображая отдельный объект, младший школьник уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
4тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету
(девочка гуляет с собакой).
5тип. Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступала как основная часть картинки, которую рисовал ученик, то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов воплощаемого образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину и т.п.).

При этом типе решения ученик проявляет большую свободу в использовании элементов для создания образов воображения.

В ходе выполнения задания ребенок может вносить различные дополнения, изменения, варьировать и преобразовывать знакомый материал, а также создавать новые комбинации из усвоенных старых элементов.

Данные исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Диагностика способов создания рисунков и их оригинальности

|Классы |Общее | Типы решения задач |
| |кол-во |(коэффициент оригинальности) |
| |учащихся | |
| | |0 тип |1 тип |2 тип |3 тип |4 тип |5 тип |
|1 «а» класс | | 2 | 2 | 5 | 5 | 3 | 3 |
|(контрольная |20 | | | | | | |
|группа) | | | | | | | |
|1 «б» класс | | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 1 |
|(экспериментал|20 | | | | | | |
|ьная группа) | | | | | | | |

Рисунок 4

Таким образом, коэффициент оригинальности каждого испытуемого во всех группах оказался тесно связанным с выявленными типами решения предложенных задач. При этом, чем сложнее был тип решения, способ манипулирования образами воображения, который применял ребенок, тем выше оказывался у него коэффициент оригинальности в данной возрастной группе.

На втором этапе констатирующего эксперимента мы использовали методику Е.А.Панько «Придумай игру». Критерии оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике были следующие:
1) оригинальность и новизна;
2) продуманность условий;
3) наличие в игре различных ролей для ее участников;
4) наличие в игре определенных правил;
5) точность критериев оценки успешности проведения игры.

По каждому из критериев придуманная учеником игра может оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно). 1 балл – наличие, но слабая выраженность в игре данного признака. 2 балла – присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

По всем этим критериям и признакам придуманная школьником игра в сумме может получиться от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.
Выводы об уровне фантазии:
10 баллов – очень высокий;
8-9 баллов – высокий;
6-7 баллов – средний;
4-5 баллов – низкий;
0-3 балла – очень низкий.

Результаты исследования отображены в таблице 2.

Таблица 2 - Оценка содержания придуманной игры
|Классы |Общее кол-во|Уровень развития творческого начала в игре |
| |учащихся | |
| | |Очень |Высокий|Средний|Низкий |Очень |
| | |высокий | | | |низкий |
|1 «а» класс | | | | | | |
|(контрольная |20 |4 |3 |5 |5 |3 |
|группа) | | | | | | |
|1 «б» класс | | | | | | |
|(экспериментальна|20 |2 |3 |3 |7 |5 |
|я группа) | | | | | | |

Рисунок 5

Таким образом, в контрольной группе 7 человек проявили высокий уровень фантазии в организации и придумывании содержания игры, а в экспериментальной группе 5 человек, низкий уровень фантазии – в экспериментальной группе – 12 учащихся, в контрольной – 8.

На третьем этапе констатирующего эксперимента мы применяли методику Р. С. Немова «Вербальная фантазия» и разработали параметры по оцениванию элементов фантазии младших школьников.

Оценивание скорости процессов воображения

Если в течение 1 минуты ребенок не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Ребенок получает 1 балл, если он сам придумал рассказ за одну минуту. Если ребенок в течение 1 минуты придумал как минимум два разных сюжета, это оценивается в 2 балла.

Оценивание необычности, оригинальности образов
0 баллов – пересказ ранее увиденного, услышанного;
1 балл – пересказ раннее известного с внесением элементов новизны;
2 балла – самостоятельное придумывание рассказа с новым сюжетом.

Оценивание богатства фантазии

При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе учащегося.

2 балла – число предметов и признаков превышает десять;

1 балл - общее количество деталей от шести до десяти;
0 баллов – признаков в рассказе мало, но не менее пяти.

Оценивание глубины и проработанности образов

Этот показатель определяется по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу
(человеку, животному, фантастическому существу), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе.
0 баллов – центральный объект изображен схематично, без детальной проработки его аспектов;
1 балл – при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная;
2 балла – главный образ расписан достаточно подробно.

Оценивание впечатлительности и эмоциональности

Этот показатель оценивается по тому, вызывают ли образы в рассказе интерес и эмоции у слушателя.
0 баллов – образы малоинтересны, банальны.
1 балл – образы вызывают незначительный интерес.
2 балла – образы вызывают эмоциональную реакцию слушателей (удивление, восхищение, страх).

Таким образом, максимальное число баллов ребенок может получить за свое воображение до 10, минимальное – 0.

Данные исследования представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Оценка элементов фантазии младших школьников
|Классы | Общее | Уровень развития фантазии |
| |количество | |
| |учащихся | |
| | |Очень |Высокий|Средний |Низкий |Очень |
| | |высокий | | | |низкий |
|1 «а» класс | | | | | | |
|(контрольная |20 |2 |4 |8 |3 |3 |
|группа) | | | | | | |
|1 «б» класс | | | | | | |
|(экспериментальная|20 |1 |3 |7 |5 |4 |
|группа) | | | | | | |

Рисунок 6

Из таблицы видно, что учащиеся обладают недостаточной глубиной фантазийных элементов, как в контрольной, так и в экспериментальной группе.

Второй этап работы (формирующий эксперимент) включал в себя приемы, направленные на развитие творческого начала как в дидактической игре, так и в творческих играх и на стимулирование общей творческой активности.

К первой группе приемов относились творческие задания, помогающие освоить выразительные свойства языка (придумывание эпитетов).
Детям предлагалось придумать эпитеты, характеризующие тот или иной персонаж сказки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6