Игра, как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста
p> Игра «Каждому овощу – его листву» состоит из двух наборов
карточек:
1) с картинками овощей;
2) с гербарными листьями этих овощей.
Необходимо быстро соединить соответствующие овощ и листву. Использование дидактических игр в процессе обучения младших
школьников активизирует их интерес к учению. 2.2 Формирование творческих способностей средствами занимательного и наглядного материала на уроках математики Игра, как известно, сопровождает детей с первых дней
сознательной жизни. Через игру, через свое отношение к игрушке они
осмысливают окружающее. В школьном возрасте игра усложняется, ребенок 7-8
лет находится во власти не только своей фантазии, но все шире вступает
через игру в мало знакомый ему мир другого человека. Постепенно игра начинает приобретать для младшего школьника
более осознанный характер, становясь реальным самым доступным средством
познания мира проявления и утверждения себя в нем. В младших классах игра по-прежнему занимает одно из важнейших
мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр
важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению
свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в
определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно
психические свойства и качества, необходимые детям они развивают, какие
воспитательные и образовательные задачи решает учитель. Подготовка ребенка к школе включает формирование элементарных
математических навыков и представлений, развитие математического мышления и
сообразительности. Большинство детей, поступающих в первый класс, умеют
считать до 10, 20 и более. Дети любят большие числа, некоторые с гордостью
говорят, что могут считать до тысячи. Родители таких детей часто высказывают опасения, что их ребенку
будет скучно на уроках математики, где в начале считают до десятка. Однако наблюдения показывают, что умение считать до ста и более
еще не определяет математического развития ребенка. Нередко первоклассник,
считающий до ста испытывает серьезные затруднения при выполнении
арифметических действий в пределах десятка. Дело в том, что дети часто
заучивают счет неосознанно, механически, т.е. за названием числа у них нет
реального представления о величине этого числа. Такой счет не развивает
мышление ребенка, а напротив, притупляет его математические способности. Причиной трудностей, с которыми встречаются первоклассники, при
решении задач, является отсутствие ясных временных и пространственных
представлений, бедность жизненных наблюдений. Многие начинающие школьники
неотчетливо представляют, что означает: одинаково, столько же, поровну,
больше, меньше, старше, моложе, раньше позже, длиннее, короче; путают
правую и левую сторону, не могут даже приблизительно определить расстояние
в шагах от стола до двери и т.п. . Нередко дети даже не имеют представления, какими мерами
пользуются при продаже молока, крупы, яиц, овощей и фруктов. В начале школьного обучения от ребенка не требуется знания
больших чисел. Но до поступления необходимо, чтобы он умел сознательно
считать в пределах десяти, знал прямой и обратный счет первого десятка,
представлял себе состав названного числа, т.е. умел разделить это число на
слагаемые, решал простые жизненные задачи, примерно такого типа: «В корзине
лежало пять яблок, сколько там осталось, когда мама взяла от туда два
яблока?» Чтобы ребенок считал сознательно, он должен с каждым понятием о
числе связывать определенные представления о той или иной совокупности
предметов. Так, например, называя число 3, он должен уметь отсчитывать 3
предмета, пересчитать их по порядку (1,2,3), сложить в одну группу,
например, 3 листочка, 3 карандаша, нарисовать названное число кругов,
квадратов. Накопление математических навыков и представлений происходит с
помощью дидактических игр, в процессе которых младший школьник приобретает
отчетливые числовые представления и умение ориентироваться в пространстве,
правильное употребление слов: направо, налево, вверх, вниз, прямо, поровну,
одинаково, пополам. Большую пользу приносят игры и упражнения на составление фигур
из частей, сопоставление форм и предметов с геометрическими образцами. Эти
игры способствуют развитию учебно-важного качества, зрительного анализа. Таким образом, игры, используемые на уроках математики,
способствуют развитию творческого начала личности ребенка младшего
школьного возраста
(см. приложение Г). Разнообразные дидактические игры, используемые на уроках
математики в начальной школе, позволяют учащимся овладевать различными
способами выполнения заданий. Дидактические игры, направленные на развитие
восприятия формируют у младшего школьника умение анализировать предметы по
таким признакам, как цвет, форма и величина. Другая группа игр,
направленных на развитие внимания, способствует формированию у ребенка
умения сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях в
действительности. Основные свойства внимания, которые формируются в дошкольном
возрасте и совершенствуются в младшем школьном возрасте – это его
устойчивость, переключение и распределение. С помощью дидактических игр
происходит совершенствование свойств внимания и постепенный переход от
непроизвольного внимания к произвольному. В дидактических играх происходит развитие памяти ребенка,
мышления, а также развитие творческих способностей. Творчество во многом
определяется умением выражать свои чувства, представление о мире различными
способами. 2.3 Творческие игры в работе над слогом Дидактические игры занимают все больше места на уроке. Учителю
важно верно определить место дидактической игры в учебном процессе и ее
цель. Чаще всего она используется для переключения внимания детей с одного
задания на другое, с целью обработки определенного способа действия, во
время физминуток, придавая учебной работе дополнительные
положительные эмоции. Все более прочные позиции в методике, педагогике и психологии
занимает обучение, направленное на развитие понятийного мышления, при
котором должно происходить усвоение полноценной теоретической информации. «
Если мы хотим, - писал Д.Б.Эльконин, - чтобы обучение в начальной школе
было развивающим, то мы должны позаботиться, прежде всего, о научности
содержания». Обучение грамоте должно начинаться с сознания у детей общих
представлений о строении языка, с организации наблюдений за происходящими
процессами, со знакомства с особенностями русской письменности, то есть со
строительства системы лингвистических знаний учащихся. Такое обучение не
может обойтись без освоения специальных лингвистических понятий. Одно из первых фонематических понятий, с которыми знакомятся
первоклассники, - слог. Оно используется в трех направлениях: - для обучения чтению – мы учим читать не сразу целыми словами, а сначала по слогам; - для обучения фонематическому анализу – звучащее слово делится на слоги, а затем выделяются звуки внутри каждого слога; - для обучения письму – мы учим детей для самоконтроля, диктовать себе по слогам. Познакомить с понятием – значит познакомить детей с его опознавательными признаками, позволяющими отличить данное понятие от других. Для слога это: - звук или группа звуков, произносимых на одном выдохе; - слог не обладает лексическим значением; - при нарушении последовательности слогов слово искажается или превращается в другое. Осознанное усвоение детьми этих признаков и приведет к осознанному усвоению понятия «слог». Для понимания первоклассниками того, что слог – это группа
звуков, произносимых на одном «толчке воздуха» (первого из выделенных
признаков), методикой в разные годы предлагалось много приемов. Например,
использование горящей свечи описывал известный русский методист
А.М.Пешковский. В качестве примера мы предлагаем обучающую игру,
рекомендованную П.С.Жедек.
«На стадионе»
- Знаете ли вы, - говорит учитель первоклассникам, что на футбольных и
хоккейных матчах все время изучают русский язык? Не верите? Какое слово они
кричат, когда хотят, чтобы команда забила гол? (Шайбу). Правильно. Давайте
и мы крикнем так, как кричат болельщики на стадионе. (Ученики скандируют
шай-бу! Шай-бу) Болельщики кричат слово по слогам. Здесь вводится термин, который детям надо запомнить и потом не
спутать с уже известным и очень похожим – термином «слово».
- Слоги, - продолжает учитель, - это те кусочки, на которое делится слово.
А что кричат болельщики, когда команда забила гол? (Молодцы!) Правильно,
они кричат: ма-ла-цы! Ма-ла-цы! Учитель дает образец произношения. Необходимо обратить внимание на то, что при произнесении слова
по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение. Это требование
часто нарушается сначала учителями, а вслед за ними и учениками. Для знакомства со вторым признаком слога может быть полезна
такая обучающая игра или ее интерпретация – на усмотрение учителя. Учитель произносит: [ка] – Понятно, что я хотела сказать?
(Нет.) Дальше учитель произносит: [ро]. – А теперь, понятно? (Опять нет.)
Аналогично: [ва]. (Непонятно.) – Что я произнесла: слово или отдельные
слоги? (Слоги.) А теперь я соединю их вместе и произнесу: «корова». Теперь,
понятно? (Да.) Вывод, который дети делают вместе с учительницей: когда
произносились отдельные слоги, было непонятно. Как только слоги
соединились, получилось слово. На этом же этапе работы целесообразно поменяться ролями учителю
с несколькими учениками или с приемом «доскажи словечко» прочитать
стихотворение Э.Успенского, а затем продолжить такую же игру. Что за ли? Что за мон? Никакого смысла. А как скажут лимон – Сразу станет кисло! Что за ки? Что за но?- Людям не известно. А как скажут кино – Сразу интересно. Что за хал? Что за ва? Вот еще одна загадка. А как скажут халва – Сразу станет сладко. Во время игры учитель может использовать «ловушку» и досказать такой слог, при котором слова не образуются. Следует обратить внимание детей на то, что нелюбые слоги могут соединиться и образовать слово. Можно чередовать индивидуальную работу и групповую, использовать, например, работу в парах или по рядам при выполнении такого упражнения - игры. Учитель произносит слово, а ученики – другое, поменяв слово местами. Здесь также уместно использование слов – «ловушек», при перестановке слоговв которых нового слова не образуется. Например, рады - …, шина -…, нора -…, пора -… . Одновременно с введением понятия «слог» первоклассникам сообщается и его условный рисунок (знак), которым они будут пользоваться. Усвоение понятия «слог» невозможно без одновременной отработки способа действия при делении слов на слоги. Традиционными способами выделения слогов и определении их количества считаются произнесение слова с хлопками и прием упора тыльной стороны ладони в подбородок. Первый способ требует ответа до решения задачи: хлопнуть столько раз, сколько в слове слогов, – поэтому он может быть использован позднее как дополнительный. Второй прием тоже не может считаться универсальным, так как не
все слова, например, синий или птицы – могут быть правильно разделены на
слоги с его помощью. И здесь опять незаменимым окажется прием
скандирования, а игра «На стадионе» поможет освоить слог как
произносительную единицу и одновременно отработать способ слогоотделения. Важность понятия «слог» состоит еще в том, что он является
основной единицей чтения, поэтому одна из задач обучения грамоте –
формирование у детей правильного способа чтения – плавного по слогового.
Чтобы прочитать слово, ребенку необходимо: - опознать буквы каждого слова; - определить, как они читаются в каждой позиции; - осуществить плавное слоговое чтение; - осознать прочитанное. Первоклассники должны осознанно пользоваться особенностями
слогового (позиционного) принципа русской графики. Вариант прочтения буквы
зависит от ее окружения, то есть от позиции в слове. Поэтому и рассуждение
ребенка при чтении открытого слога должно быть таким: «Чтобы прочитать
слог, смотрю на вторую букву. Если эта буква а (о, у, ы), то она командует,
что первую букву надо читать твердо». Для того чтобы такие рассуждения ребенок проводил осознанно,
чтобы они в конечном итоге способствовали формированию прочного навыка
чтения, рекомендуется игра "Буква в окошке", использованием пособия
"абак", где первой должна появиться буква гласного в правом окошке. Именно
она и определит вариант прочтения буквы слева. Организовать такую игру
учитель может со всем классом, по рядам парами и т.д. Для тренировки первоклассников в чтении прямых слогов, кроме
такой подвижной таблицы, учителя используют карточки отдельных букв и
слогов, а также стационарные слоговые таблицы, такие как, например слоговые
таблицы из «Читалочки» Л.Ф.Климановой, которые одновременно могут быть и
игровым полем.
| Ва | Па |
| Та | Ми |
| Са | Ма |
| Ле | Ня |
| Ли | ша |
| | | Ба | Тон | Зар |
| За | Нан | лет |
| Ня | Ян | | Рисунок 3 Подобные слоговые таблицы позволяют не только потренировать детей в чтении, но и воспитать внимание к слову, его лексическому значению и звукобуквенной форме. Особый вариант слоговых таблиц представляют собой карточки,
выполненные в виде домино. Играть можно всем классом, парами, группами из
трех- пяти человек. С такими же карточками можно предложить и другие игры:
1) Незнайка нес слово, но по дороге растерял слоги. В руках у него остался только первый слог «на» и последний «ка» (выставляются на наборное полотно). Помогите Незнайке. Дети вставляют карточку или карточки и читают получившиеся
слова. Здесь учителю необходимо правильно отреагировать на ошибку ученика.
Недостаточно сказать: «Неправильно, подумай!» - и убрать карточку. Слог
надо оставить и прочитать получившееся, обращая внимание детей на то, что
слово не составилось;
2) учитель показывает карточку со слогом, дети его читают про себя, а в слух произносят слог, который получился в результате того, что они поменяли буквы местами. Игра способствует усвоению звуковой и буквенной форме слога.
Одновременно с умением читать у детей формируется и умение писать.
Поскольку письмо, как и чтение слоговое, то естественно, основной единицей
письма должен стать слог. По этому после формирования у первоклассников
умения писать отдельные буквы и их соединения переходят к обучению письму,
слогов и слов. При этом основным методическим приемом будет послоговая
диктовка (слог записывается одновременно с его проговариванием). Такая
диктовка является своеобразным алгоритмом, и тренировать детей в выполнении
последовательности определенных действий, целесообразно в коллективной
игре. Во время общей работы, один ученик (или учитель) может начать
комментарий, а остальные – продолжить. На более позднем этапе обучения
правила игры учитель может изменить и предложить детям найти ошибку в
комментарии, обнаружить и восстановить пропущенное действие. Только тогда,
когда учитель убедится в том, что все дети овладели алгоритмом записи
слога, он может допустить переход на шепотное комментирование. Подбор обучающих игр на уроке способствует формированию и
развитию психических функций учащихся и требует определенного методического
мастерства учителя начальной школы. 2.4 Формирование элементов экологического творчества учащихся
начальных классов Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой
оставил нам выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. Он придавал
особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его
мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. «Я
вижу, - писал В.А.Сухомлинский, - воспитательный смысл в том, чтобы ребенок
видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, пробуждение
жизни в природе». Ничто так не обогащает человека, как общение с природой.
Ушинский К.Д. писал: «зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из
впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет
такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым
трудно соперничать». В.А.Сухомлинский отмечал, что сама природа не воспитывает,
воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился
понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее
богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста. Систематические экскурсии в природу – важная и обязательная
составная часть учебно-воспитательной работы. Ведь, как признавался
В.А.Сухомлинский, «вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в
парке – дело значительно более сложное, чем провести уроки». О дне
проведения экскурсии учитель заблаговременно предупреждает учеников,
знакомит их с правилами поведения на экскурсии и с тем, как им необходимо
одеться и что взять с собой для сбора листьев и семян древесных растений. В предварительной беседе учитель объясняет учащимся, что
экскурсия – это тоже урок, который проводится на природе. Главная задача
экскурсии состоит в том, чтобы показать детям знакомый мир с новой, может
быть, неожиданной для них стороны. Не сразу дети в таком возрасте начинают
ощущать свое родство с природой. К сожалению, многие приходят в школу с
очень ограниченными, потребительскими представлениями о ней. Предстоит
длительный и нелегкий путь к их сердцу. Важно осторожно, тонко и
ненавязчиво воздействовать в первую очередь на ощущения детей. По пути к парку дети проводят наблюдения. Их внимание учитель
обращает на красоту и разнообразие окраски осенней природы: на яркое
голубое небо и плывущие по нему облака, на яркое солнце и пестроту листьев
на деревьях. Малышам отводится время для молчаливого наблюдения и
переживания. После этого учитель приступает к постановке перед ними заранее
продуманных вопросов: какая сегодня погода? А какое сегодня небо? и т.д.
Учитель предлагает взять детям по листу дуба и обвести пальцами по краям
пластинки. Ученики замечают большие вырезы по краям листа, разделяющие его
на лопасти. Находят на земле желуди, рассматривают их, узнают, что – это
плод дуба. Знакомятся с органами дерева: стволом, ветками, побегами,
листьями, корнями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|