бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование у дошкольников 6-7 лет элементарных математических представлений бесплатно рефераты

На третьем занятии, которое проводилось в первых числах февраля, было уточнено представление о неделе, о названии дней недели. Дети соотносили те или иные занятия, события своей жизни с определенными днями недели. Они свободно называли дни недели, причем в любой последовательности.

Большую помощь в этом оказывал наглядный материал, который использовался различно. Дни недели (в виде листков календаря) дети раскладывали уже не только по порядку. Им предлагалось, например, найти смежные дни к карточке «среда», и они находили и ставили листки вторника и четверга. Дети устно называли предшествующий день (например, перед понедельником бывает воскресенье) или следующий день (за вторником бывает среда). Или предлагалось назвать пятый день недели, и дети проверяли свой ответ, пользуясь карточками. Пользуясь разложенными в коробке по неделям листками календаря и считая стопки, дети определяли, сколько недель было в первом месяце года—январе (четыре недели и 3 дня). Воспитатель сосчитал все дни месяца и сообщил, что в январе 31 день. Все листки января были сложены в одну стопку и положены в первую слева ячейку верхнего ряда коробки. Так дети уяснили, что январь — первый месяц в году.

Затем воспитатель сообщил, что следующий, второй месяц называется февраль, что и в этом месяце дети будут каждый день снимать листки с календаря и складывать их в коробку. При этом дети вместе с ним выяснили, с какого дня недели начнется февраль месяц. Некоторые дети считали, что первое февраля должно быть понедельником. Тогда воспитатель спросил, каким днем кончилась последняя неделя января. Проверили еще раз по карточкам, это был понедельник. Значит, первая неделя февраля началась со вторника.

Умение определять дату по календарю и особенно называть дни недели формировалось у детей постепенно. Так, после проведения двух занятий по календарю и месячного пользования им лишь 43% детей старшей группы смогли правильно назвать текущий день. Поэтому мы проводили с детьми разные дидактические игры с карточками (основанные на соответствии цветов) с целью закрепления знаний детей о порядке следования дней недели. Варианты игровых заданий были различные. Предлагалось, например, поставить дни недели парами с рядом стоящим днем (игра «Найди пару»). Или к названному дню найти дни, смежные (рядом стоящие) с ним (игра «Найди соседей»). Или предлагалось выложить карточки по порядку дней в неделе, начиная с любого из дней (игра «Чья неделька быстрее соберется»). Использовали также словесную дидактическую игру «Дни недели» из сборника Ф. Н. Блехер «Дидактические игры» (М., 1948). Такие игры проводились и в помещении, и на прогулках и служили действенным средством для закрепления знаний детей о днях недели.

Внимание детей ежедневно фиксировалось на текущей дате. Вначале они забывали назвать или месяц, или число, или день; в таких случаях бежали к календарю, чтобы посмотреть дату, иногда вспоминали сведения о вчерашнем дне и определяли настоящую дату. Порой виновато говорили: «Я сегодня забыл посмотреть на календарь». Можно было часто видеть, как дети на календаре и в коробке самостоятельно рассматривают порядок дней недели или стремятся по календарю определить, сколько осталось дней до интересующего их события, и т. п.

В конце каждого месяца с детьми проводилась небольшая беседа о том, какой месяц кончился, сколько в нем было недель, дней, все это сравнивалось с предыдущим месяцем. Определялось количество прошедших месяцев с начала года и уточнялись название и порядковый номер нового месяца.

В подготовительной группе, где дети продолжали работать с тем же календарем, в первые дни нового года было проведено последнее обобщающее занятие по календарю. На этом занятии уточнялись представления о календарном годе (сколько в году месяцев, какие). Наглядным материалом для занятия служила коробка с разложенными в ней по месяцам листками календаря за прошедший год. Вопросы были те же, что и на первом занятии, но теперь дети отвечали на них самостоятельно. «Какой праздник на днях мы все отмечали? Какой год кончился? Какой год наступил? Когда начался новый год? (В каком месяце? Какого числа?) Сколько месяцев было в прошлом году? Какой первый месяц года?» И т. д.

В результате пользования календарем в течение года дети приобрели систематизированные знания. Они вспомнили, что недавно был новогодний праздник, что один год кончился и наступил следующий, назвали какой. Все знали, что новый год всегда начинается с января. 13 детей из 23 сказали, что новый год начинается с 1 января (тогда как в прошлом году все они считали, что новый год начинается с 31 декабря), 6 детей дали еще более точный ответ — что новый год начинается после 12 часов ночи 31 декабря. Только 4 ребенка продолжали утверждать, что новый год наступает 31 декабря (очевидно, по опыту встречи Нового года). Все дети знали, что в году 12 месяцев, что первым месяцем в году является январь, а последним декабрь. Знали они и последовательность месяцев, могли определить, которым по порядку является тот или иной месяц. Многие ориентировались и в четырех временах года, соотнося с ними определенные месяцы. При этом четче были знания о летнем и зимнем сезонах, месяцы осеннего и весеннего сезонов могли назвать лишь 50% детей. Дети знали и о количестве дней в неделе, о количестве дней по месяцам. Открывая календарь на новый год, воспитатель произнес строки стихотворения С. Я. Маршака: «Открываем календарь — начинается январь». Систематическая работа с детьми в старшей и подготовительной к школе группе по усвоению календаря в течение полутора лет требовала ежедневного внимания к использованию календаря и способствовала формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости (прошедший год не возвращается, а начинается следующий, новый).

Работа с календарем и моделью календарного года в виде коробки с разложенными в ней листками, систематизирующими недели и месяцы, намного облегчила задачу обучения. Потребовалось всего четыре занятия и несколько обобщающих дидактических игр для того, чтобы у детей сформировались четкие представления о длительности года и эталонах его измерения.

Глава 2. Особенности организации работы на уроках математики в подготовительной к школе группе

2.1 Изучение нового материала


В детском саду работу по формированию элементарных математических представлений начинают со второй младшей группы. Детей знакомят со способами установления качественных и пространственных отношений между предметами реального мира, учат считать, прибавлять и вычитать в пределах десяти, измерять длину, ширину, высоту предметов, обследовать форму предметов, ориентироваться в пространстве и времени. В более старших группах начинается формирования понятия о натуральном числе, о простейших геометрических фигурах, о многообразии форм предметов, о пространственных отношениях и временных отрезков. Воспитатель заботится о прочном усвоении детьми знаний, предусмотренных программой и, что самое важное, о развитии у них интереса к математическим занятиям, самостоятельности, умении делать простейшие обобщения, и доказывать правильность тех или иных суждений. Материал программы формирования элементарных математических представлений разделен по годам обучения. Это позволяет правильно оценить уровень математического развития у детей. Программа каждой возрастной группы должна быть выполнена к концу учебного года в полном ее объеме. Основной уклон на развитие математических представлений делают в подготовительной группе. Если в старшей группе занятие по математике один раз в неделю, то в подготовительной к школе группе проводится два занятия в неделю по развитию математических представлений, в течение года-72 занятия. Продолжительность первого занятия-30-35 минут, второго 20-25. Количество занятий, которое отводится на изучение новой темы, определяется ее содержанием и степенью трудности для детей. На каждом занятии идет изучение нового материала и повторение пройденного.

При этом могут сочетаться задачи из разных разделов программы (количество и счет, величина, и другие). Проводя занятия, важно органически связать его части, обеспечить правильное распределение умственной нагрузки, чередование видов и форм организации учебной деятельности. В самом начале занятия можно рассказывать детям о том, чем они будут заниматься. Воспитатель, например, говорит: «Сегодня вы будете учиться сравнивать числа и называть их по порядку, рисовать треугольники на бумаге в клетку, находить порядковое место предмета». Такое знакомство с планом занятия позволяет направить внимание детей на решение учебных задач, приучить их самостоятельно планировать свою деятельность. Перед детьми данной группы полезно ставить познавательные задачи в каждой части занятия, указывая, что они уже знают, умеют делать и чему должны научиться, например: «Ребята, вы хорошо научились считать.

Интересно узнать, в каком порядке идут числа, какое из них больше, какое меньше. Внимательно рассмотрите числовую лесенку и подумайте...» У детей должен развиваться интерес к математическим знаниям. Учебным мотивом целесообразно придавать игровой характер. Для повторения пройденного в первой части занятия целесообразно использовать игровые упражнения, например: «Кто запомнит, сколько...» «Что изменилось?» и т.д. Коллективные игровые упражнения позволяют мобилизовать внимание детей, включить их в активную работу.

Знакомя детей с новым материалом, воспитатель опирается на ранее усвоенное. К подготовительной к школе группе у детей накоплен достаточно большой запас математических знаний и способов действий, поэтому в ходе рассмотрения нового объяснять и показывать надо только то, что они не могут сделать самостоятельно. Изучение нового материала обычно строится так: демонстрируются наглядные пособия и способы действия, затем закрепляются новые знания, некоторые дети воспроизводят действия под контролем воспитателя и всех детей группы и, наконец, организуется самостоятельная работа детей с наглядным материалом, завершающаяся проверкой выполнения заданий, выводами. Воспитатель помогает детям осмыслить материал на основе сравнения, выделения существенных и второстепенных признаков, побуждает искать разные способы решения, поощряет инициативу, самостоятельность детей, подводит их к общению.

В подготовительной к школе группе продолжают широкj использовать наглядность для формирования конкретных представлений и подведения детей к обобщениям, но характер использования наглядности меняется. Изменяется характер самих пособий. С одной стороны, в ходе изучения той или иной темы конкретные предметы заменяются их изображениями, условными обозначениями, схемами, таблицами. С другой, детям предъявляются предметы, отличающиеся все большим количеством признаков: цветом, размером, формой, разным расположением. На определенном этапе обучения счету детям, например, предлагается установить равенство и неравенство совокупностей. Составленных из предметов разных цветов, разных размеров, занимающих большую и меньшую площадь. В первом случае дети переходят от более конкретных к менее конкретным видам наглядности, многие конкретные представления заменяются одним более общим, во втором детям приходится отвлекаться от большого количества второстепенных признаков, как бы маскирующих существенные признаки. Дети учатся выделять общее в многообразном конкретном. Изменение характера наглядности способствует развитию наглядности мышления. Меняется и характер использования наглядных пособий. Опираясь на ранее сложившиеся представления, воспитатель от полной предметной наглядности переходит к частичной, показывает лишь новые способы действий. Наглядность все больше начинает служить средством контроля.

Выполнение многих заданий: зрительных диктантов, решения задач геометрического содержания - основывается полностью на действиях, контролируемых наличием образца. Воспитатель побуждает детей привлекать наглядность для доказательства отдельных положений, самостоятельно применять те или иные способы наглядного доказательства, например составления совокупностей 1:1, приемы наложения, приложения, измерения и др. для подтверждения характера отношений между величинами, числами.

Дети, наряду с индуктивным путем, начинают все больше применять дедуктивный путь рассуждения, идти не только от частного к общему, но и от общего к частному, учатся обобщать, конкретизировать знания, получая возможность применять их в разнообразных конкретных ситуациях. В обучении детей 6-7 лет возрастает роль словесных приемов обучения. Словесным указаниям, устным упражнениям, словесным играм уделяется на занятиях все больше и больше внимания. Проводя их, воспитатель опирается на представления, полученные детьми ранее.

Большое значение в работе с шестилетками приобретает развитие у них умения предварительно планировать содержание и ход выполнения заданий. Практическим пробам предпосылаются действия в уме, мысленное обдумывание хода решения. Ценным приемам активизации мышления детей является побуждение их задавать вопросы друг другу («подумайте, о чем еще можно спросить). Полезно перестраивать вопросы об одном и том же, например: «Какое число получается, если к семи прибавить один? Какое число больше семи на один? Из какого числа надо вычесть один, чтобы получилось семь?» Дети учатся объяснять, рассуждать, доказывать, приучаясь давать развернутые ответы. Выполнив задание, они каждый раз рассказывают, что делали, как делали, какой результат получился. Постоянный контроль за ходом усвоения знаний; умений; навыков позволяет педагогу судить о том, как дети поняли, усвоили материал.

Разновидность заданий, упражнений.

В подготовительной группе увеличивается не только объем занятий, но и их плотность. Объясняя новый материал, воспитатель не спешит, давая детям возможность глубже вникнуть в суть вопроса. Повторение пройденного материала ведется в быстром темпе, с охватом при опросе как можно большего количества детей. Возрастает объем отдельных заданий. Выполняя их детям, приходится ориентироваться на все большее количество признаков и выполнять все большее количество действий. Упражнения становятся комплексными и комбинируются самым разнообразным образом. Например, определяя местоположение предметов разной высоты, дети одновременно упражняются в сравнении высоты предметов и в порядковом счете; группируя геометрические фигуры, упражняются в выделении признаков формы, размера, пространственного расположения, в счете, в сравнении чисел. Большую учебную нагрузку несут упражнения, связанные с элементами зарисовки, измерения, и многие другие. Дети, как правило, проявляют большую заинтересованность в выполнении сложных заданий, приучаются работать сосредоточенно, уплотненно, развивается их работоспособность. Для закрепления знаний, дети должны проделать достаточное количество однотипных упражнений. Для того, чтобы предупредить их утомление, поддержать внимание в ходе занятия, необходимо менять приемы, наглядные пособия. Небольшая вариантность упражнений, варьирование несущественных признаков при сохранении существенных создают хорошие условия для усвоения знаний. Опыт показывает, что в ходе рассмотрения нового материала в подготовительной группе, можно использовать до 4-5 приемов, но не больше, а для закрепления знания 2-3.

При проявлении у детей первых признаков утомления воспитатель проводит физкультминутку.

Учение должно приносить детям радость. Заданиям целесообразно придавать игровой характер, включать элементы соревнования, возможность выиграть: «Кто больше назовет вопросов со словом «сколько» (к таблице геометрических фигур)? Что больше, что меньше? (сравнивание частей). Большое оживление в работу вносят занимательные задачи, загадки, стихотворения. Используя разнообразные упражнения, воспитатель предоставляет детям инициативу, самостоятельность в процессе получения, закрепления и применения знаний.

Очень часто воспитатель делает ошибку, которая заключается в том, что он не дает ребенку подумать. Задавая вопрос, сам на него отвечает. Это не всегда оправданно. Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижению целей. На многие вопросы ребенок сам может найти ответ и неважно, что только путем проб и ошибок. Тому, как вызвать интерес ребенка к математике, помочь ему ответить на поставленные вопросы, сделать занятия увлекательным, посвящено много учебных пособий, которые разработаны в помощь воспитателю. Для успешного изучения математики очень часто используют игровые методы, применяя предметы, которые окружают ребенка. Известно, что усвоение знаний начинается с материального действия с предметами или их рисунками, моделями, схемами. Практические действия переходят в словесное описание. В результате осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действий. Постепенно опора на действия с предметами и их моделями сокращается. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действия в уме). Таким образом, материальная форма действия является исходной, внешнеречевая форма предполагает рассуждения, и, наконец, умственная форма действия (проговаривания про себя) осуществляется тогда, когда у детей уже сформированы представления или понятия. При изучении каждого раздела математики необходимо, чтобы дети усвоили все формы действия.

Многие воспитатели широко практикуют использование задач-шуток, загадок, головоломок, игр и т.д. Они не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделяют развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логическиt игры, задачи, упражнения: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличается» и т.д. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры, в итоге требуется применение математического умозаключения. Ценным средством воспитания умственной активности детей являются дидактические игры и упражнения. Они активизируют психические процессы (мышление, память, внимание и т.д.), вызывают интерес к процессу познавания и облегчают процесс усвоения знаний. В дидактических играх детей привлекает необычность постановки задач (догадайся, найди и т.д.) и способ ее подачи (Помоги Незнайке найти своих соседей и т.д.). Любая дидактическая игра решает определенную задачу, направленную на совершенствование математических представлений детей. Важно правильно использовать все эти методы на занятиях, уметь построить занятие так, чтобы не было переутомления, чтобы ребенок не получил информации больше, чем может воспринять за определенное количество времени. В конце занятия необходимо периодически побуждать детей давать отчет о том, что узнали, чему научились, что удалось, что не удалось, кому и над чем надо поработать. Это способствует развитию у детей самоконтроля, умения правильно оценивать свои знания и действия. Знания, полученные детьми на занятиях, должны использоваться в повседневной жизни. Весь год дети усваивают материал, но в конце учебного года, лучше всего в апреле, проводят проверку усвоенного материала. Она проходит в форме индивидуального опроса детей, а его результаты фиксируют в тетради. Каждому ребенку предлагают 5-6 заданий из разных разделов математики. Выяснив, как они усвоили ту или иную тему (темы приведены во 2 разделе), отбирают материал для повторения на занятиях в мае. В летнее время, когда до школы остается три месяца, занятия не проводятся. Но знания, полученные детьми в течение учебного года, закрепляются в повседневной жизни. Например: на улице можно попросить детей, чтобы они принесли пять сосновых шишек, а еловых на три больше, или спрятать игрушку в аллее за пятой березкой. Знания детей становятся все более прочными и глубокими, переносятся в новые условия. Необходимо помочь ребенку убедиться в том, как важно уметь считать, измерять, определять форму предметов. В процессе формирования элементарных математических представлений важно пробудить у дошкольников интерес к математическим знаниям. Это явится залогом успешного обучения математики в школе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12