бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование у дошкольников 6-7 лет элементарных математических представлений бесплатно рефераты

7.Упражнение "Реши математическую задачку". Ребенку нужно внимательно рассмотреть рисунок к заданию и ознакомиться с инструкцией. После этого выполнить задание по инструкции.         

8.Упражнение "Домики". В этом упражнении ребенку надо вставить подходящие примеры в окна домиков по образцу. Для этого нужно сначала кликнуть компьютерной "мышкой" на том окошке, куда будет вставляться определенный пример, после этого кликнуть на этом примере и т.д.

9.Упражнение "Придумай и реши задачу по картинке". В этом упражнении требуется придумать и решить задачку по картинке.        

10.Упражнение "Математическая раскраска". В этом задании требуется раскрасить картинку в подходящие цвета, решив все примеры.

Выводы


Анализ изученного материала и конспектов уроков, позволил сделать следующие выводы:

1) При изучении материала на занятиях математики, не все темы легко воспринимаются детьми, есть некоторый материал, который дети тяжело понимают. Например: разложение числа на единицы.

Судя, по всему, стоит уделять внимания таким темам.

2) При проведении занятий по элементарным представлениям математики, нужно использовать вспомогательные средства, это схемы, чертежи, наглядные пособия, таблицы и т.д. Использование материала, такого рода, облегчает задачу воспитателю, родителям и самим детям. Проще говоря, легче сосчитать яблоки нарисованные на картинке перед глазами, а не на пальцах.

3) Особую роль в изучении предмета отводят задачам. Следует так же использовать наглядную информацию, лучше всего, если это раздаточный материал. К примеру, сколько всего матрешек, если у Кати две, и у Тани две. Метод сопоставления и общего счета, приводит детей к правильному решению. Когда ребенок видит перед собой, какой то предмет легче понять, о чем идет речь, чем, если он изображен на доске, на картинке.

4) Рассматривая материал, пришли к выводу, что использование дидактических игр, так же благотворно влияют на изучение предмета.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

5) Высокий уровень понимания материала ребенок достигает в том случае, если родители и воспитатель действуют согласованно, если родители принимают участие в познавательной жизни ребенка.

6) После окончания учебного года, не следует прерывать учебный процесс. Задания можно применять в быту. Счет шишек, деревьев и т.д. на участке.

7) Учебный материал делится на разделы. Для изучения каждого раздела отводится определенное количество занятий, поэтому следует знать, что дети поняли не так хорошо. При повторении материала в конце года, нужно уделить этим темам особое внимание.

8) Трудно для восприятия, дается тема «Календарь». Поэтому. Стоит обратить внимание на методические приемы, при изучении этой темы. Сделав календарь в группе, будет легче объяснять детям материал. А детям при использовании наглядного пособия будет легче материал понять.

9) Есть дети, которым сложнее воспринимать учебный материал, таким детям следует уделять особое внимание.

Заключение


Рассматривая тему дипломной работы, мы сможем сделать выводы, нужно ли детям в детском саду изучение элементарных математических знаний. Мы подробно рассмотрели каждый раздел, изучаемый на занятиях, и вывели пять основных задач. Это: количество и счет, измерение величины, измерение формы, измерение времени, измерение пространства. Отдельно рассмотрели календарь. Рассмотрели, из каких подразделов состоит каждый раздел. Так же мы выяснили, сколько часов отводится на каждую тему и как строится урок. Мы выяснили, какие методы используют воспитатели при изучении тем. Мы выяснили, какие методы наиболее эффективны на занятиях у детей 6-7 лет. Это использование наглядных пособий: чертежи, схемы, рисунки. Так же мы выделили, что использование дидактических игр, так же хорошо действуют на восприятие материала.

Так же мы рассмотрели трудности, которые, чаще всего, возникают у детей, при изучении какой-то темы.

В каждом разделе имеются свои особенности и сложности.

Тяжело дается детям тема, раскладывание числа на единицы. Так же при изучении раздела «задачи», так же возникают трудности.

На занятиях математики дети учатся считать, решать простейшие задачи, складывать и вычитать. Очень хорошо то, что дети изучают календарь. При изучении календаря, они запоминают, сколько дней в году, сколько дней в месяце, неделе. А так же название дней. Учатся различать понятия месяц, год, неделя и сколько дней в неделе.

Но так же, мы увидели, что не все дети запоминают весенние и осенние месяцы.

При проведении занятий следует учитывать разные уровни развития и подготовленности детей к занятиям. Не каждый ребенок воспринимает информацию в полном объеме. Педагог должен делать акцент на тех детей, которым трудно дается предмет, так как потом, в первом классе, им будет сложнее изучать предмет.

Таким детям следует уделять особое внимание, проводить дополнительные занятия, подкреплять в летнее время, давая задания в быту. К примеру, сосчитать, сколько шишек дети найдут на участке, убирая территорию.

Так же мы рассмотрели несколько вариантов конспектов уроков, по изучению различных тем. Рассмотрели структуру занятия и, какие методы, непосредственно, были использованы на этом занятии.

Рассмотрев урок- сказку, мы видим, что в игровой форме, детям этого возраста легче воспринимать и понимать материал в полном объеме, рассчитанный на урок.

И, наконец, сделаем, еще одно, замечание. В детстве наиболее значимыми в окружении ребенка являются родители. Если родители не занимаются дома с ребенком, то эффект воспитания в детском саду, будет менее действенным. Родители, в первую очередь, должны принимать участие в развитие, своего, ребенка.

На основании проведенной работы, можно утверждать, что гипотеза подтвердилась: при использовании определенных методов, задач и приемов влияет на понимание предмета, детьми.

Анализ конспектов занятий, показал, какие методы наиболее эффективны и, чаще всего, применяются в практике воспитателей.


Список литературы

1.Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» Москва, «Просвещение» 1985г.

2.Бортникова О. «Геометрия для детей». Москва, «Аванта+» 2008г.

3.Васильева М.А., Комарова Т.С. «Программа обучения и воспитания в детском саду» Москва, «Мозаика-Синтез» 2005г.

4.Васильева М.А. «Программа обучения и воспитания в детском саду» Москва, «Просвещение» 1985г.

5.Волкова С.И., Пчелкина О.Л. «Альбом по математике и конструированию» Москва, «Просвещение» 1993г.

6.Выгодский М.Я. «Справочник по элементарной математике» Москва «Просвещение» 1962г.

7.Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников, Ярославль, 2001г.

8.Гаврина С.Е. Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. «Логика», Москва, 2002г.

9.Гаврина С.Е. «Учусь считать», Москва, «Аванта+», 2008г.

10.Делман И.Я. «История арифметики» Москва, «Эксмо» 2008г.

11.Доронова Т. Н. – М., « Образование детей 6 -7 лет в детском саду». Москва

“Просвещение”. 1997г.

12.Журнал «Образование Подмосковья» Москва «Эксмо» 2008г.

13.Жукова О. «Цвет. Форма. Размер», Москва, «Феникс». 2008г.

14.Колесникова Е.В. «Диагностика математических способностей детей 6-7 лет» Москва, «Творческий центр» 2007г.

15.Колесникова Е.В. «Я считаю до двадцати» Москва, «Творческий центр» 2007г.

16. Колесникова Е.В. «Геометрические фигуры» Москва, «Творческий центр» 2007г.

17.Леушина А. М. “Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста”.– Москва, “Просвещение”. 1974г.

18.Метлина Л.С. “Занятия по математике в детском саду”.– Москва, “Просвещение” 1985г.

19.Метлина Л.С. «Математика в детском саду», Москва, «Просвещение», 1984г.

20..Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Москва 2007г.

21.Медведева И.Г. «Арифметика, 1 часть» Москва, «Адонис», 2008г.

22.Медведева И.Г. «Арифметика, 2 часть» Москва, «Адонис», 2008г.

23.Непомнящая Р.Л., Носова Е.А. «Воспитание и обучение малышей»- Москва, «Юнипресс» 2005г.

24.Новикова Н.В. «Методическое пособие к занятиям по математике» Москва 2007г.

25.Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике», Москва, 1996г.

26.Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов», Москва,1999г.

20.“Радуга”./ Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию, обучению. 2006г.

27.Рихтерман Т.Д. «Формирование элементарных представлений о времени у детей дошкольного возраста» Москва, «Просвещение» 1985г.

28.Светлова И.Е. «Повышаем интеллект и эрудицию», Москва, 2002г.

29.Светлова И.Е. «Развиваем логику», Москва, 2002г.

30.Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления у детей», Ярославль,1996г.

31.Симановский А.Э. Развитие пространственного мышления ребенка, Москва, 2000г.

32.Сербина Е.В. “Математика для малышей”, Москва, 1992г.

33.Стойлова А.П., Пышкало А.М. «Основы начального курса математики» Москва, «Просвещение» 1988г.

34.Стажорова М. «Математика. Учимся, играя», Москва, «Феникс», 2008г.

35.Тарабарина Т.И., Ёлкина Н.В. «И учеба, и игра, математика» Ярославль, «Академия развития» 1997г.

36.Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников», Ярославль,1999г.

37.Тихомирова Л.Ф. «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка», Москва, 2000г.

38.Трифонова Н. «Веселые задачки», Москва, «Цитадель». 2008г.

39.Тарасова Е. «Детский сад. Книга для заведующих», Москва, «Просвещение», 1982г.

40.Усова А.П. «Обучение в детском саду», Москва, «Просвещение», 1981г.

41.Чилигрирова Л., Спиридонова Б. «Играя, учимся математике», Москва, 1993г.

42.Шульгина Е. «Обучение и воспитание в детском саду», Москва, «Юнипресс», 2008г.

43.Юдин Г.Н. Заниматика для малышей, Москва, 2002г.


Приложение 1

Математические игры

Лишний предмет

Учитель выставляет на наборном полотне ряды геометрических фигур. В каждом ряду одна фигура отличается цветом (формой, размером). Учащиеся должны найти «лишнюю» фигуру и объяснить, почему они так решили. За правильный ответ ученик получает фишку.

Назови следующее число

Дети стоят в круге. Ведущий бросает мяч любому из детей и называет какое – нибудь число. Поймавший называет следующее число и возвращает мяч ведущему.

Каких чисел не достает?

Учитель произносит два числа, а ученики должны назвать числа, которые находятся между ними. Например, учитель говорит: «14, 17». Ученики показывают поочередно недостающие числа на карточках.

Отгадай число

Играют два ученика (по одному из каждой команды). По заданию ведущего дети быстро называют числа (меньше 8. но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т. д.). Ученик, выполнивший требования игры, получает фишку, ответивший неправильно – выбывает из игры.

Кто отгадает?

Учитель говорит: «Отгадайте, сколько грибочков в корзиночке. Их меньше трех, но больше одного». Ученик, который правильно ответил получает фишку.

Трамвай

Учитель раздает учащимся по две карточки с числами. Ученик, который держит в руке большую карточку с числом 10, будет «трамваем №10». В трамвай «садятся» только те ученики (выстраиваются друг ха другом), числа на карточках которых составляют в сумме число 10. Затем подходит следующий «трамвай №5», и в него «садятся» пары детей, у которых числа на карточках в сумме составляют 5.

Арифметическое лото

Дети становятся в круг. У ребят, стоящих по кругу, прикреплены карточки с числами от 0 до 10. Ведущий говорит число 8. Тогда ученик. Стоящий в кругу и имеющий число 8, обегает круг, чтобы «засалить» ученика с числом. 2, которое дополняет 8 до 10. А ученик с «двойкой»обежать круг в ту сторону, что и «восьмерка» и встать на свое место. Если «8» не «засалила» «2», то ученик с восьмеркой становится в круг, а бывший ведущий - на его место.

Назови фигуры

На наборном полотне из различных геометрических фигур выложен человек Петрушка. Учащиеся должны назвать эти фигуры. В дальнейшем можно подсчитать количество треугольников, квадратов и т. д.

Отгадывание полученных чисел

В этой игре отгадчик не должен угадывать задуманное играющим число. Он должен назвать число, которое получится у него в результате ряда арифметических действий, не зная числа, которое задумал партнёр, и ни о чем его не спрашивая. Задумать можно любое число, кроме нуля. Приводим несколько примеров:

1. Задумайте число. Утройте его. Вычтите из полученного 1. Полученное умножьте на 5. К полученному прибавьте 20. Разделите полученное на 15. Из полученного вычтите задуманное.

У вас получилось 1.

2. Задумайте число. Умножьте его на 6. Вычтите 3. Умножьте на 2. Прибавьте 26. Вычтите удвоенное задуманное. Разделите на 10. Вычтите задуманное, У вас получилось 2.

3. Задумайте число. Утройте его. Вычтите 2. Умножьте на 5. Прибавьте 5. Разделите на 5. Прибавьте 1. Разделите на задуманное.

У вас получилось 3.

4. Задумайте число, удвойте его. Прибавьте 3. Умножьте на 4. Вычтите 12. Разделите на задуманное. У вас получилось 8.

Отвечай сразу

Учитель вызывает к доске несколько учеников и спрашивает: «Сколько ребят у доски?» (Все считают.) «Сколько тетрадей нужно взять со стола, чтобы каждый получил по одной тетради? По две тетради?»

Пройди в ворота

Два ученика держатся за руки, изображая «ворота». В руках у них карточка с числом, состав которого изучается. Остальные ученики получают или карточки с числами, или мелкие предметы. По команде «Пройди в ворота» каждый ученик должен найти себе пару, причем такую, чтобы в сумме число предметов составляло число на воротах. Например, число над воротами 8. У учащегося три флажка. Он ищет ученика с пятью флажками. В ворота проходят только те, кто правильно стал в пары.

Составим «поясок»

Учащимся предлагается разместить один за другим квадрат, треугольник, круг. В такой же последовательности они должны разложить за этими фигурами следующие такие же фигуры, затем еще раз повторить то же и т. д. В результате должен получиться разноцветный «поясок» из трех геометрических фигур, которые расположены в определенной последовательности. Учитель проверяет правильность выполнения задания. Выигрывает тот, Кто ни разу не ошибся при составлении «пояска».

Хлопки

Учитель хлопает. Дети считают хлопки. Вызванный ученик называет число хлопков и стрелкой на диске показывает соответствующее количество кружочков. Затем игра усложняется. Учащиеся считают хлопки молча, каждый ставит самостоятельно стрелку на диске. После двух – трех повторений подводятся итоги. Выигрывают те ребята, которые не допустили ошибок.

Три треугольника

Как сложить из семи таких палочек три треугольника?

Много, мало, один

Учитель называет слова много, мало, один, а учащиеся должны показать соответствующее количество предметов.

Разменяй монету

Игру начинает учитель. Учащиеся сидят вокруг стола с монетными кассами. Учитель выставляет монету, например 10 к. Ученик, сидящий справа от него, выставляет любую монету, но меньшую достоинством, например 3 к., и считает, сколько копеек нужно добавить до10 к. Следующий ученик выставляет свою монету, например 5 к., и дополняет число 5 до 10.

Кто больше назовет предметов?

Учитель ставит перед детьми задание назвать предметы:

а) Определенной величины (высокие, низкие, широкие, узкие);

б) Определенной формы (треугольные, круглые. прямоугольные);

в) Изготовленные из определенного материала (стекла, дерева, металла).

За правильные ответы учащиеся получают фишки.

Дорисуй

На доске схематические рисунки. Играют два ученика (по одному от каждой команды). Они должны дополнить каждый ряд кружочками до определенного числа (например, до 7). Побеждает команда, выполнившая задание правильно и быстро.

Сколько предметов?

В одной руке учитель держит часть предметов, остальные – в другой за спиной. Обращаясь к классу, учитель говорит: «У меня всего 6 кубиков, в правой руке – 4. Сколько кубиков в левой руке?» Кто первый ответит, может предлагать ученикам аналогичные задачи.

Приложение 2

Задания для диагностики дошкольников 6-7лет

Упражнение 1

Материал: несколько кругов одинакового размера, но разного цвета (два цвета).

Задание: "Раздели круги на две группы. По какому признаку это можно сделать? (По цвету.)".

Упражнение 2

Материал: к предыдущему набору добавляются несколько квадратов тех же цветов (два цвета). Фигуры перемешиваются.

Задание: "Попробуй снова разделить фигуры на две группы". Возможны два варианта разделения: по форме и по цвету. Взрослый помогает ребенку уточнить формулировки. Ребенок говорит обычно: "Эти - круги, эти - квадраты". Взрослый обобщает: "Значит, разделили по форме".

Упражнение 3

Материал: набор из шести фигур разной формы.

Задание: "Одна из этих фигур лишняя. Найди ее. (Фигура 4.)". Детям этого возраста незнакомо понятие выпуклости, но они обычно всегда указывают на эту фигуру. Объяснять они могут так: "У нее угол ушел внутрь". Такое объяснение вполне подходит. "Чем похожи все остальные фигуры? (У них 4 угла, это четырехугольники.)".

Упражнение 4

Цель упражнения - подготовить ребенка к последующей моделирующей деятельности посредством простых конструктивных действий, актуализировать счетные умения, организовать внимание.

Материал: счетные палочки двух цветов.

Задание: "Возьми из коробки столько палочек, сколько у меня (две). Положи перед собой так же (вертикально рядом). Сколько палочек? (Две.) Какого цвета у тебя палочки (палочки в коробке двух цветов: красные и зеленые)? Сделай так, чтобы они были разного цвета. Какого цвета у тебя палочки? (Одна - красная, одна - зеленая.) Один да один. Сколько вместе? (Две.)".

Упражнение 5

Цель упражнения - организация конструктивной деятельности по образцу. Упражнения в счете, развитие воображения, речевой деятельности.

Материал: счетные палочки двух цветов.

Задание: "Возьми еще одну палочку и положи ее сверху. Сколько стало палочек? Сосчитаем. (Три.) На что похожа фигура? (На ворота, на букву "П".) Какие слова начинаются на "П"?"

Упражнение 6

Цель упражнения - развитие наблюдательности, воображения и речевой деятельности. Формирование умения оценивать количественную характеристику видоизменяющейся конструкции (без изменения количества элементов).

Материал: счетные палочки двух цветов.

Примечание: первое задание упражнения является также подготовительным к правильному восприятию смысла арифметических действий.

Задание: "Верхнюю палочку переложи так (взрослый сдвигает палочку вниз, чтобы она оказалась посередине вертикально лежащих палочек). Изменилось ли количество палочек? Почему не изменилось? (Палочку переставили, но не убрали и не добавили.) На что теперь похожа фигура? (На букву "Н".) Назови слова, начинающиеся на "Н"".

Упражнение 7

Цель упражнения - формирование конструкторских умений, воображения, памяти и внимания.

Материал: счетные палочки двух цветов.

Задание: "Что еще можно сложить из трех палочек? (Ребенок складывает фигурки и буквы. Называет их, придумывает слова.)".

Упражнение 8

Цель упражнения - формирование образа треугольника, первичное обследование модели треугольника.

Материал: счетные палочки двух цветов, нарисованный взрослым треугольник.

Задание: "Сложи из палочек фигуру". Если ребенок сам не сложил треугольник, взрослый помогает ему. "Сколько палочек понадобилось для этой фигуры? (Три.) Что это за фигура? (Треугольник.) Почему он так называется? (Три угла.)". Если ребенок не может назвать фигуру, взрослый подсказывает ее название и просит ребенка объяснить, как он его понимает. Далее взрослый просит обвести фигуру пальцем, сосчитать углы (вершины), касаясь их пальцем.

Упражнение 9

Цель упражнения - закрепление образа треугольника на кинестетическом (тактильные ощущения) и визуальном уровне. Распознавание треугольников среди других фигур (объем и устойчивость восприятия). Обводка и штриховка треугольников (развитие мелких мышц руки).

Примечание: задание является проблемным, поскольку на используемой рамке есть несколько треугольников и фигур, похожих на них острыми углами (ромб, трапеция). Материал: рамка-трафарет с фигурами разной формы.

Задание: "Найди на рамке треугольник. Обведи его. Закрась треугольник по рамке". Штриховка производится внутри рамки, кисть движется свободно, карандаш "стучит" по рамке.

Упражнение 10

Цель упражнения - закрепление визуального образа треугольника. Распознавание нужных треугольников среди других треугольников (точность восприятия). Развитие воображения и внимания. Развитие мелкой моторики.

Задание: "Посмотри на этот рисунок: вот кошка-мама, кот-папа и котенок. Из каких фигур они составлены? (Круги и треугольники.) Какой треугольник нужен для котенка? Для кошки-мамы? Для кота-папы? Нарисуй своего кота". Затем ребенок дорисовывает остальных кошек, ориентируясь на образец, но самостоятельно. Взрослый обращает внимание на то, что кот-папа самый высокий. "Правильно поставь рамку, чтобы кот-папа получился самый высокий".


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12