Формирование толерантности как средство успешной социализации младших школьников
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЕЧКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1
Характеристика
социального приюта для детей и подростков
Социальный приют для
детей и подростков – стационарное учреждение социального
обслуживания, предназначенное для временного проживания детей и
подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, до определения совместно
с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм жизнеустройства.
Обеспечивает квалифицированную социальную реабилитацию несовершеннолетних.
В своей курсовой работе
мы подробнее рассмотрим ГУСОСПД и П «Доверие».Государственное учреждение
социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков «Доверие»
открыт в соответствии с распоряжением Губернатора Саратовской области №27-ПР от
9 февраля 2001 года.
Основные задачи
учреждения:
Обеспечение социальной
реабилитации детей, подростков оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
Перевозка
несовершеннолетних, самовольно покинувших семьи, госучреждения, к месту
постоянного проживания;
Социально обслуживания
семей, оказавшихся в социально опасном положении, проживающих на территории
Саратовского района.
Специалисты приюта
осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законом ФЗ – 120
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних», другими федеральными и областными законодательными актами.
Приют рассчитан на 55
мест (приемное отделение – 16, отделение реализации программ – 23, семейные
воспитательные группы – 6, р.п. Красный октябрь – отделение временного
пребывания – 10).
В приюте созданы
условия, приближенные к домашним: уютные спальни, игровые комнаты, столовая,
кабинет для индивидуальных занятий, комната психологической разгрузки, актовый
зал, кабинет трудотерапии.
Учреждение оснащено
необходимым корекционно-реабилитационным оборудованием; работаю, кружки по
интересам (музыкальный, спортивный, по изготовлению мягкой игрушки,
агитбригада, театр моды), где воспитанники осваивают трудовые навыки, развивают
творческие и интеллектуальные способности.
Воспитанникам
обеспечивается: временное проживание, правовая, психолого-педагогическая,
социально-медицинская помощь, способствующая их социальной адаптации. Ежегодно
курс реабилитации в условиях стационарных отделений приюта проходят более 170
социально-дезадаптированных детей и подростков.
В приют круглосуточно
принимаются несовершеннолетние от 3 до 18 лет:
¾
оставшиеся
без попечения родителей;
¾
проживающие
в семьях, находящихся в социально опасном положении;
¾
заблудившиеся
или подкинутые;
¾
не
имеющие места жительства;
¾
самовольно
оставившие семью, ушедшие из общеобразовательных учреждений для детей-сирот и
детей оставшихся без попечения родителей.
В приюте функционируют
следующие отделения:
1.
приемное отделение, которое предназначено для первичного медицинского
обследования детей и подростков, наблюдения за периодом адаптации в новой среде.
Данное отделение рассчитано на 16 мест.
2.
отделение реализации программ социальной реабилитации – здесь работа направлена
на оказание индивидуальной психологической, педагогической, социальной и
медицинской помощи детям, а также на восстановление утраченных контактов с
семьей. Отделение рассчитано на 23 места.
3.
Отделение социальной диагностики и реализации программ осуществляет социальный
патронаж семей, находящихся в социально опасном положении. Основные категории
семей, состоящих в патронаже, это – неполные и многодетные семьи, в которых
один родитель или оба злоупотребляют спиртными напитками, не работают, ведут
асоциальный образ жизни.
4. Отделение
социально-правовой помощи совместно с органами опеки и попечительства
осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, их дальнейшее
жизнеустройство, помогают получить паспорт, гражданство, оформить пенсии и
социальные пособия.
5. Отделение
перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семьи или государственных
учреждений, к месту постоянного проживания, является единственным в области. В
отделение перевозки несовершеннолетних поступают дети с территории саратовской
области, регионов Российской Федерации, из стран СНГ.
В приюте действует
служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия», специалисты
которого оказывают консультативную помощь подросткам и родителям в период
психологического дискомфорта и стрессовых ситуация.
Информационно-диспетчерская
служба создана для решения следующих задач: - сбор информации о наличии свободных
мест в учреждениях социального обслуживания области;
·
решение
вопросов организации перевозки несовершеннолетних;
·
прием
и регистрация сведений по обращениям государственных учреждений и ответственных
лиц по вопросам жизнеустройства детей, случаям семейного насилия,
неблагополучия, фактам попрошайничества и безнадзорности несовершеннолетних.
За период работы в
информационно-деспетчерскую службу поступило 753 обращения, из них 19%
процентов случаев связанно с различными видами насилия. По каждому обращению
разрабатывалась программа, включающая уведомление органов системы профилактики
о сложившиеся ситуации, оказание консультативной помощи обратившимся,
отслеживание результатов по разрешению данной проблемы.
Для оказания
максимальной психологической помощи населению в приюте работает субботний
консультативный кабинет, куда может обратиться любой желающий по проблемам
детско-родительских отношений, а также личностным проблемам.
Медицинской службой
приюта проводится комплексная медицинская диагностика каждого поступившего
ребенка. Разрабатывается программа реабилитации, которая включает лечение по
назначению врачей-специалистов, проведение оздоровительных и профилактических
мероприятий. На базе учреждения работает физиотерапевтический кабинет. Лечение
в кабинете ФТО прошли 236 детей, осуществлено 1696 процедур, что способствовало
более эффективному оздоровлению воспитанников.
За 2009 год в приют поступило
– 173 несовершеннолетних, (за этот же период 2008 года – 128 детей), что на 27%
больше.
Из них по актам ПДН
поступило более 50% от общего числа поступивших в приют. Для организации
перевозки поступило 22 самовольно ушедших ребенка, 28,2% от общего числа (т.е.
увеличилось на 3,5% по сравнению с 2008 годом). Большая часть детей,
доставляемых по актам ОВД, изначально провоцирует конфликтные ситуации, выражая
нежелание жить под контролем в государственном учреждении.
В течении 2009 года в 2
раза увеличилось количество детей, поступивших в приют в связи со снятием опеки
(так как дети совершали самовольные уходы из дома, занимались бродяжничеством).
В 2009 году среди поступивших на 15% увеличилось количество детей старшего
возраста (более 14 лет), на 58% увеличилось количество поступивших
детей-правонарушителей.
Среди поступивших в
приют детей 62% несовершеннолетних детей состояли на учете у психиатра и
нарколога, 94% детей совершали самовольные уходы из дома, пропускали занятия в
школе, пропускали занятия в школе без уважительных причин; 57% детей стояли на
учете в ПДН.
Сотрудниками Приюта
практически ежедневно проводятся розыскные действия по поиску детей. Данные
действия оформляются актами о проведении розыскных мероприятий и подшиваются в
отдельную папку. Всего сотрудниками Приюта с сотрудниками ОУР, ПДН, Увд по
Ленинскому и Саратовскому районам выезжают в совместные рейды по поиску
несовершеннолетних.
С целью профилактики
самовольных уходов воспитанников из приюта педагогами-психологами учреждения
разработана и апробируется коррекционная программа «Моё счастливое завтра». В
рамках этой программы с несовершеннолетними проводятся индивидуальные
психологические занятия с целью стабилизации психо-эмоционального состояния;
групповые тренинговые занятия «Из многих жизненных путей я выбираю свой». Кроме
того психологами с подростками проводятся занятия по развитию эмоционально-волевой
сферы, формированию навыков конструктивного общения со сверстниками и
взрослыми, сеансы релаксации для снижения уровня конфликтности и агрессивности.
Воспитателями приюта разрабатывается программа «Азбука права», направленная на
профилактику правонарушений и самовольных уходов несовершеннолетних. Совместно
со специалистами Центра занятости организуются профориентационные мероприятия с
целью формирования положительно ориентированных жизненных планов. В приюте
заседания семейного реадаптационного клуба «Родник счастья», куда приглашаются
родители воспитанников, проводятся беседы, лекции, направленные на воспитание
родителей, укреплению внутри семейных отношений, решение конфликтных ситуаций в
семье. К участию в данных мероприятиях привлекаются такие специалисты, как
инспектор ПДН, врач-нарколог; для проведения духовно-нравственного воспитания в
Приют приглашается отец Александр из Храма Серафима Саровского. С февраля 2009
года проводятся занятия по программе «Жизнь по церковному календарю», проводимые
директором воскресной школы Шиловой М.А. С целью организации досуга
несовершеннолетних посещаются культурно-массовые учреждения города: цирк,
музеи, театры, кинотеатры. Кроме этого в приюте функционируют 16 кружков
(«Волшебный мир кожи», «Выжигание по дереву»,кружок аэробики, кукольный театр,
и др.). Проведено более 200 занятий. Воспитанники приюта посещают спортивные
секции ФОК «Салют» и МОУ СОШ №100. К работе с детьми также привлекаются
волонтеры из числа студентов Саратовского Государственного политехнического
университета, аграрного университета, колледжа имени Гагарина, которые проводят
занятия по утвержденному плану.
Юрисконсультом
учреждения в план работы «Малой Академии Права» внесены дополнительные занятия
по профилактике совершения правонарушений и самовольных уходов. Для подростков
организовываются просмотры кинофильмов по уголовному законодательству, игры,
викторины и др. Также в учреждении создан «Совет профилактики», на котором
рассматриваются вопросы поведения трудных подростков с целью предупреждения
самовольных уходов и проступков.
За 2009 год в Приюте
при взаимодействии с центром занятости населения Ленинского района
трудоустроено 10 подростков, склонных к самовольным уходам.
За весь период работы в
приют поступило 1030 несовершеннолетних. Большинство детей поступают по актам
инспекторов по делам несовершеннолетних управления внутренних дел – 56% как
оставшиеся без попечения родителей, только 12% детей поступают по личному
заявлению и заявлению родителей для разрешения трудной жизненной ситуации.
Организация комплексной
социальной медико-психолого-педагогической помощи в большинстве случаев
способствует нормализации обстановки в семьях воспитанников. Из 985 выбывших
воспитанников в семью вернулись 450 несовершеннолетних (46%), в новую семью,
под опеку 59 детей (6%), в детские дома и интернаты – 354 (36%), в другие
государственные учреждения – 122 (12%). Таким образом, более половины детей
возвращаются в родные или замещающие семьи, что свидетельствует о положительных
результатах проводимой в учреждении работы.
2.2 Деятельность
социального педагога по формированию толерантности в социальном приюте у
младших школьников
социализация
толерантность школьный возраст
Воспитание
толерантности у младших школьников представляет собой целенаправленный,
планомерно организованный социальным педагогом процесс формирования у детей
толерантности. Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений,
и его позитивная социализация является необходимым основанием для развития в
будущем демократического, правового общества.
Дети, поступающие в
приют порой агрессивны, замкнуты, не умеют вести доброжелательный диалог, у
многих подорвано физическое и психическое здоровье, что отражается на отношении
к другим детям.
Цель деятельности
социального педагога, в данном случае - формирование у детей положительного
отношения ко всем людям, развитие социальных чувств, просоциальных действий,
взаимопомощи.
Анализируя работы
многих авторов изучающих толерантность, можно убедиться, что главным методом
социально-эмоционального воспитания детей авторы считают усвоение моральных
норм и правил поведения. Дети сами по себе не могут являться источниками
предубеждений, деструктивных проявлений в межнациональных отношениях. Они
только воспроизводят установки, которые получили в своих семьях или которые
распространены в обществе. Социальный педагог по своему профессиональному долгу
призван быть носителем и транслятором высших нравственных ценностей и идеалов и
содействовать выработки их у воспитанников. Поэтому формирование начал
нравственного сознания в младшем школьном возрасте полностью зависит от
установок, ценностей, транслируемых ближайшим микросоциумом, в первую очередь
родителями и педагогами. Изучение особенностей ближайшего окружения младших
школьников составляет важнейшую задачу социально-педагогических исследований.
Для успешного
формирования толерантности социальный педагог должен вести свою деятельность в
трех направлениях:
1.
работа
с личностью;
2.
работа
ближайшим окружением;
3.
работа
с коллективом (группой);
Начинать свою
деятельность по формированию толерантности у младших школьников, поступивших в
приют, социальный педагог должен с диагностирования. Оно включает в себя как
социологические, так и психологические методики. Самым распространенным и
естественным методом в работе социального педагога является метод наблюдения.
Данный метод используется для изучения внешних проявлений поведения человека.
Наблюдение важно проводить в естественных условиях: в общении, игре, на уроке и
т.д.
В своей деятельности социальный
педагог довольно часто использует такой метод, как беседа. Этот метод получения
и непосредственной корректировки информации в процессе словесного общения
является способом проникновения во внутренний мир личности и дает возможность
для понимания того, насколько личность толерантна.
Анкетирование –
письменный метод сбора информации. По содержанию анкета должна охватывать
только определенную проблему, в данном случае терпимое отношение к окружающим.
Тестирование – это
метод исследования с использованием стандартизированных заданий. Используется
для выявления уровня толерантности личности, либо группы в целом.
Чтобы предупредить
возможный скепсис относительно исследований социального педагога, необходимо
заручиться поддержкой коллег-учителей, психологов, сотрудников
правоохранительных органов, родителей и самих учащихся [12,
с.77].
Для этого любое
исследование начинается:
¾
с
предварительного обоснования его необходимости, задач, прогноза относительно
результатов;
¾
составления
плана действий;
¾
информирования
участников о назначении исследования.
Социально-педагогическая
практика была организована на базе МОУ «СОШ №72» Ленинского района г. Саратова.
Цель практики: выявить
уровень толерантности у детей 3 «А» класса, организовать
социально-педагогическую деятельность по формированию толерантности у младших
школьников.
Исследование
предполагало проведение тестирования на определение доминирующих черт
характера, тестирования с родителями по определению детско-родительских
взаимоотношений и проведение классного часа «Урок толерантности».
В рамках
диагностической работы было проведено тестирование, разработанное Ю.Н.
Юзмухаметовой. (см. Приложение В).
Цель: определение
доминирующих черт характера. В тестировании участвовали учащиеся 3 «А» класса.
Результаты данного исследования, показали, что в данном классе средний
показатель уровня толерантности. А доминирующими чертами характера, у
большинства учащихся, являются терпение, доброта и уважительное отношение к
детям-инвалидам.
Тестирование по
выявлению детско-родительских отношений, также разработанное Ю.Н. Юзмухаметовой
(см. Приложение Б), было нацелено на то, чтобы выявить взаимоотношения детей и
родителей. В его содержание входили вопросы на тему умения родителей слушать и
слышать своих детей, взаимопонимания и доверия в семье. Анализ результатов был
таков: 100% родителей набрали самый высокий бал. Это значит, что они обладают
редким качеством – умением слушать и слышать своих детей.
В рамках формирующей
работы был проведен классный час «Урок толерантности» (см. Приложение Г).
Целью данного
мероприятия являлось:
Ø
воспитание
у школьников общечеловеческих и национально-нравственных ценностей,
Ø
формирование
понятия «толерантность»,
Ø
развитие
стремления быть терпимыми в обществе людей,
В ходе мероприятия
ребятам был предложен ряд вопросов на тему доброжелательного отношения к
окружающим. Вопросы были устного и письменного характера. Ребята активно
отвечали на предложенные вопросы, а в конце урока самостоятельно дали
характеристику понятию толерантность. Анализ результатов данного мероприятия
подтвердил высокий показатель уровня толерантности в данном классе.
Подводя итоги
исследования можно сделать следующий вывод: толерантность как черта личности у
данной группы младших школьников находится на уровне выше среднего. У
большинства учащихся были выявлены личностные черты, установки и убеждения,
которые в значительной степени определяют терпимое отношение человека к
окружающему миру.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как мы уже говорили,
современная социокультурная ситуация определила насущную необходимость в
формировании толерантности в качестве условия выживаемости человечества в
будущем; как ценности социокультурной системы; как нормы гуманных человеческих
отношений, как мировоззрения и осознанного ориентира построения взаимоотношений
с окружающим миром. Это позволяет рассматривать толерантность как
многокомпонентное явление объективной реальности.
Воспитание в духе
толерантности, прежде всего, решает задачу раскрытия смысла бытия человека в
мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром.
Процесс образования и воспитания в толерантной среде состоит в осмыслении
человеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним. В
конечном счете, речь идет о восприятии толерантности как личностно-значимой
ценности.
Формирование
толерантности в образовательных заведениях имеет определенную специфику,
которая состоит в том, что эта идея получает здесь дополнительную межличностную
окраску. В качестве особой ценности образования рассматривается взаимодействие
с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и
развитие.
Формирование
толерантности это – поэтапный процесс целенаправленной деятельности всех
субъектов образовательного социума, который характеризуется наличием
деструктивных факторов, ведущих к формированию интолерантности. Поэтому особую
значимость приобретают педагогические механизмы перехода от интолерантной среды
к толерантной, которые помогут пресечению проявлений интолерантности и
доминированию толерантных взаимоотношений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Андриенко Е.В. «Социальная
психология». – М., 2003.
2. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М.
Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003. 168с
3 . Вопросы теории и практики
дошкольного образования: Сб. науч. тр. Вып. IV.
– Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – 104 с.
4.
Возрастная
и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1989
5. Вульфов В.З. Воспитание
толерантности: сущность и средства // Внешкольник. – 2002. - №6. – С. 12-16.
6.Выготский Л.С. «Педагогическая
психология». – М., 1996.
7. Декларация принципов толерантности:
утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995г. //
Защити меня! – 2004. – С. 6-11.
8.
Донцов
А.И. «Психология коллектива». – М., 1984.
9.
Голованова
Н.Ф. «Социализация школьников как педагогическое явление». – М., 1998.
10.
Мечинская
Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. – М.: ИПП, 1998
11.
Мудрик
А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студ. пед.вузов / Под ред. В.А.
Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.. Издательский центр «Академия», 2005. – 200
с.
12.
Новикова
Л.И. «Школа и среда». – М., 1985..
13.
Практикум
по психодиагностике и исследованию толерантности личности. Под редакцией Г.У.
Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. – 112 с.
Авторы-составители: Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова
О.А.
14.
Пчелинцева
И. Толерантность, как она формируется? – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001.
15. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая
современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Современное слово»,
2005. – 720 с.
16. Социально-педагогический словарь.
Авторы-сост.: М.Н. Бурмистрова, Л.Л. Васильева, А.В. Кащеева, Н.П. Кириленко,
Л.Ю. Петрова, Т.Н. Черняева, З.В. Шуралева. – Саратов: ИЦ «Наука», 2007. – 116
с.
17. Социальный педагог в школе (из опыта
работы) / авт.-сост. Л.Д. Баранова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 187 с.
18. Социология: Основы общей теории:
Учебное пособие / Под общ. ред. А.Ю. Мягкова. – М.: Флинта: Московский
психолого-социальный институт, 2003. – 256 с.
19. Федоренко Л.Г. Толерантность в
общеобразовательной школе: Методические материалы. – СПб.: КАРО, 2007, - 128
20. Шишковец Т.А. справочник социального
педагога. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с. (22)
21. Щеколдина С.Д. Тренинг
толерантности. – М.: «Ось-89», 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Терминологический
словарь
·
Социализация (от лат.
общественный) – процесс становления личности в ходе которого и с помощью
которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесс,
делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения в
поколение. Социализация рассматривается и как процесс, и как результат. [Мудрик
А.В., 11, с 8]
·
Толерантность – это способность
человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присуще
иные менталитет, иной образ жизни. [Безюлева Г.В., 2, с. 3]
·
Социальный педагог - специалист,
оказывающий помощь ребенку в процессе социализации. [
Социально-педагогический словарь, 8, с.86]
·
Социально-педагогическая
деятельность – профессиональная деятельность, целью которой является оказание
помощи ребенку в социализации. [ Социально-педагогический словарь,
16, с.86]
·
Интолерантность
основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к
которой принадлежу, стоят выше остальных. Это неприятие другого только за то,
что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. [Безюлева
Г.В., 2, с. 77]
·
Воспитание
– относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в
соответствии со спецификой характера групп и организаций, в которых оно
осуществляется. [Социально-педагогический словарь, 16,
с.15]
·
Младший
школьный возраст 7 (10 лет) – период интенсивного развития и качественного
преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать
опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. [Рапацевич
Е.С., 15,с. 320]
·
Коммуникативная толерантность
– это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень отношения
личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или
неприемлемых, по ее мнению психических состояний, качеств и поступков и
партнеров по взаимодействию.
·
«Гендер»
- социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают
определения «мужчина» и «женщина». [Социально-педагогический
словарь, 16, с.17]
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Конспект классного часа
«Урок толерантности»
Цели.
Воспитание у школьников общечеловеческих и национально-нравственных ценностей.
Сформировать понятие «толерантность», «беженцы». Развивать стремление быть
терпимым в обществе людей, воспитывать интернационализм, Способствовать
развитию устной речи учащихся.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Социальный
педагог. Сегодня мы с вами проведем урок
толерантности. Я не буду раскрывать значение этого слова, а вы сами в конце
урока попробуете сказать, что означает слово «толерантность».
Соц.пед читает
стихотворение С. Маршака «Всемирный хоровод».
Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для аббисинцев и
англичан,
Для испанских детей
И для русских,
шведских,
Турецких, немецких,
Французских,
Негров, чья родина –
Африки берег,
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать надо,
Когда мы ложимся в
кровать,
Для эскимосов, что
В стужу и снег лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах и сёлах…
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с
Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!
- Ребята о чем это
стихотворение?
Дети.
О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.
Соц. пед.
Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?
Дети.
Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.
Соц. пед.
Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут
люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и
убегать из родных городов, чтобы спасти от голода, разрухи, болезней. Эти люди
называются беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем
им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться
беда, и мы вынуждены будем просить помощь. Давайте подумаем, чем мы можем
помочь беженцам.
Д.
Дать
одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев…
- Дети должны понять,
что к людям, даже другой национальности, нужно относиться с уважением, понимать
их горе, сочувствовать в беде.
Соц. пед.
Во время Великой Отечественный войны, когда фашисты захватили русские города,
многие россияне были эвакуированы на юг, куда война ещё не дошла. Их радушно
принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др.
Русским предоставляли жильё, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми
вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим
цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной
войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе
объединились против общего врага – фашистов. И вот через много лет ситуация
повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским
людям. Ведь добрая русская душа ещё издавна была известна всем народам.
Если мы будем жить в
мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.
А теперь давайте
попробуем объяснить, что же объясняет слово «толерантность».
Высказывания детей:
- В первую очередь
толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но
иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас
возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы
становимся нетолерантными и остаёмся в одиночестве. Как нам стать толерантными?
Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я
называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое
выражение, черное – второе.
Ø
Младший
брат сломал твою игрушку.
1.
Ты
его прощаешь.
2.
ты
его ударяешь.
Ø
Ты
поссорился со своей сестрой.
1.
Ты
попытаешься объясниться с ней.
2.
Ты
обижаешься и мстишь ей.
Ø
Кто-то
питается не так как ты, по причине своей религии…
1.
Ты
говоришь, что он выглядит смешно.
2.
Ты
просишь, чтобы он объяснил это.
Ø
Тебе
не хочется идти на прогулку со своими близкими:
1.
Ты
устраиваешь истерику.
2.
Ты
идешь с ними гулять.
Ø
Цвет
кожи Джо отличается от твоего
1.
Ты
стремишься лучше узнать его.
2.
Ты
говоришь: все люди твоего цвета кожи это нули.
Соц. пед.
В
школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные.
Почему мы иногда смеёмся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим
делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других,
невзирая на различая. Это означает быть внимательным к другим и обращать
внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем
ли мы толерантность.
1. Саша плохо одет…
! Это неважно.
? Ты подсмеиваешься над
ним.
2. Пожилая женщина
медленно идет.
! Ты отталкиваешь ее,
чтобы обогнать.
? Ты помогаешь ей и
придерживаешь дверь.
3. На твоих глазах на
кого-то нападают…
! Ты пытаешься защитить
его.
? Ты делаешь вид, что
ничего не замечаешь.
4. К тебе подходит
ребенок-инвалид.
! Ты естественным
образом разговариваешь с ним.
? Ты отходишь от него,
не желая общаться.
- Проявлять
толерантность – это значит, бережно относится ко всему живому на нашей планете,
вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.
Молодцы! Многие из вас
уверены в себе, могут выразить своё мнение. Вы добрые и пытаетесь помочь
близким, да и всем людям.
Соц. пед.
Заканчиваем
наш урок толерантности. Что нового вы узнали из сегодняшнего урока? Что такое
толерантность? Кто после этого урока стал по-другому относиться к окружающим
людям, товарищам.
Страницы: 1, 2, 3
|