Формирование толерантности как средство успешной социализации младших школьников
Формирование толерантности как средство успешной социализации младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время
проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации,
на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями
нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно
настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов,
выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства
аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям,
жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию,
не задевая значимые аспекты жизни других людей. Особую остроту и значимость
приобретает изучение закономерностей становления толерантного сознания у детей
в возрасте 6-7 лет, поскольку в данном периоде закладываются основы отношений в
обществе.
В «Декларации принципов
толерантности», принятой ООН в 1995 г. подчеркивается, что одним из наиболее
эффективных путей достижения согласия является воспитание толерантной личности.
В статье 1.1 толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание
богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов
проявления человеческой индивидуальности. Ей способствует знания, открытость,
общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это гармония в
многообразии….». В статье 1.2 признано, что «толерантность – это не уступка,
снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего активное
отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод
человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить
оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны
проявлять отдельные люди, группы и государства» [4, с.6]
Начинать формирование
качеств толерантной личности нужно как можно раньше. Дети копируют поведение
близких им людей, в первую очередь родителей. Именно в семье закладывается
такое качество, как толерантность личности. При этом в общеобразовательном
учреждении так же может осуществляться социально-педагогическая деятельность по
формированию толерантности.
Исходя из вышесказанного, тема
курсовой работы «формирование толерантности как средство успешной
социализации младших школьников» является актуальной.
Объект
исследования – социализация младших школьников.
Предмет
– толерантность как условие успешной социализации младших школьников.
Цель
научно-исследовательской работы – изучить теоретический аспект и методические
основы формирования толерантности как условия успешной социализации младших
школьников.
Задачи:
1.
Изучить
сущность социализации личности.
2.
Дать
характеристику термину толерантность.
3.
Выявить
специфику проявления и формирования толерантности в младшем школьном возрасте.
4.
Проанализировать
деятельность социального педагога по формированию толерантности у детей.
Методы исследования: изучение
и анализ социологической, психолого-педагогической, социально-педагогической
литературы и нормативных документов по проблеме.
Курсовая работа (общим
объемом 46 страниц) состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованных источников (включающего 18 работ) и приложения.
1.
Теоретический аспект толерантности как условиЯ успешной социализации МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность
социализации личности
Взаимодействие человека
с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет
междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его
содержание не является стабильным и однозначным.
Социализация (от лат.
общественный) – процесс становления личности в ходе которого и с помощью
которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесс,
делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения в
поколение. Социализация рассматривается и как процесс, и как результат. [5,
с.8]
Социализация
представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных
и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия.
Социализация продолжается на протяжении всей жизни человека во взаимодействиях
его с различными факторами: условиями, ситуациями, субъектами.[8,
с.85]
В гуманитарные науки термин социализация пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было обобществление земли, средств производства и т.п. Автором термина социализация, применительно к человеку, является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 году в книге «Теория социализации» употребил его в значении близком к современному, – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».
Социализация человека о
взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда
механизмов. Существуют различные подходы к рассмотрению механизмов
социализации. Так, французский социальный психолог Габриэль Тард считал основным
подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации
считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным
растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых он живет.
В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и
обособление личности, а А.В. Петровский – закономерную смену фаз адаптации,
индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. А.В. Мудрик,
обобщая имеющиеся данные с точки зрения педагогики, выделил несколько
универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично
использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах. К
психологическим и социально психологическим можно отнести следующие.
Импринтинг (запечатление)
– фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей
воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит
преимущественно в младенческом возрасте.
Экзистенциальный режим
- овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения,
обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
Подражание – следование
какому-либо примеру, образцу.
Идентификация – процесс
неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой,
образцом.
Рефлексия – внутренний
диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те
или иные ценности свойственные различным институтам общества, семье, обществу
сверстников, значимым людям.
Традиционный механизм –
усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые
характерны для его семьи и ближайшего окружения.
Стилизованный механизм
социализации действует в рамках определенной субкультуры.
Межличностный механизм
социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно
значимыми для него лицами. [5, с.11]
Социализация личности
осуществляется через взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек не
только овладевает социальным опытом, но и наращивает его, производит
соответствующие изменения в социальной и природной среде. Процесс социализации
личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек
присваивает социальный опыт. С другой – проявляется индивидуальность человека,
осуществляется экстериоризация и объективизация субъективности в его делах,
поступках, в их результатах.
Личность формируется и
развивается под воздействием совокупности всех факторов и обстоятельств ее
жизни и деятельности, а также при ее непосредственном участии в этом.
Социализация личности, ее становление, становление человека как носителя
духовных и материальных ценностей, норм, правил, отношений, возникновение и
развитее субъектности происходят под влияние социальных обстоятельств. Процесс
социализации личности – основной, ведущий и определяющий в появлении,
формировании и развитии личности.
Именно в процессе
социализации у личности возникают соответствующие отношения к социальным фактам
и в целом к окружающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов и
событий, складывается субъектность: человек начинает активно, избирательно и
целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и
физический потенциал.
В процессе социализации
человек овладевает социальным опытом, начинает понимать смысл окружающего его
мира, происходит осознание себя в нем: складываются системы смысловых
образований личности. Этот процесс начинается в семье и затем продолжается в
дошкольных детских учреждениях, школе, вузе, на производстве, через средства
массовой информации, самообразовании. [5, с.10]
Социализация протекает
во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством
разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти
действующие на человека условия принято называть факторами. А.В. Мудрик выделил
четыре группы факторов Первая группа – мегафакторы – космос, планета, мир,
которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию
всех жителей Земли. Планета и мир органично взаимосвязаны и взаимозависимы. Мир
возник и развивался в природно-климатических условиях, отличающих планету Земля
от других планет. В процессе своего развития мир оказывал влияние на состояние
планеты. Это влияние стало наиболее очевидным в двадцатом столетии, породив так
называемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические,
экономические, демографические, военно-политические. Все эти и другие проблемы,
и процессы прямо и опосредованно влияют на социализацию подрастающих поколений.
Развитие средств массовой коммуникации (СМК) привело к тому, что планета и мир
могут прямо влиять на процесс социализации, ибо СМК позволяет человеку «не
сходя с места» видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым
«раздвинулись» границы действительности. Естественно, что следствием этого
явились изменения в восприятии жизни. Планы, мечты детей, подростков, юношей в
модернизированных обществах стали формироваться, ориентируясь не только на
нормы, ценности, характерные для их непосредственного окружения, но и на те
образцы, которые манят к себе, даже оставаясь недоступными.
Вторая группа –
макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на
социализацию всех народов живущих в определенных странах. Страна – это
территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям,
имеющая определенные границы. Как полагал Мишель Монтень, люди в зависимости от
климата того места, где они живут, более или менее воинственны, более или менее
умеренны, склонны к послушанию или непослушанию, к наукам или искусствам.
Географические условия и климат страны влияют на рождаемость и плотность
населения. Геоклиматические условия влияют на состояние здоровья жителей
страны, распространение ряда болезней, на становление этнических особенностей
ее жителей.
Этнос исторически
сложившиеся, устойчивая совокупность людей, обладающих общим менталитетом,
национальным самосознанием и характером, стабильными особенностями культуры, а
также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
Влияние этнокультурных условий на социализацию человека наиболее существенно определяется
тем, что принято называть менталитетом. Менталитет – это глубинный духовный
склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущие
этносу как большой группе людей, сформировавшейся в определенных
природно-климатических и историко-культурных условиях.
Общество – совокупность
сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых
составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и иные номинальные и
реальные группы, а также государство.
Государство – звено
политической системы общества, которое обладает властными функциями. Оно
представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций,
осуществляющих управление обществом.
Третья группа –
мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по
местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок);
по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио,
телевидения и др.); по принадлежности тем или иным субкультурам.
Мезофакторы влияют на
социализацию как прямо, так и опосредованно через четвертую группу –
микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных
людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство,
группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные,
государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации,
микросоциум [5, с.10].
Также социализация
человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание
которых специфично для того или иного общества, того или иного социального
слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы
вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические
умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной
культуры (то колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание
общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в
воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение
человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его
жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и
духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной,
профессиональной, общественной, религиозной сферах. [5,
с.10]
Анализируя работы, А.
Ю. Мягковой сделаем вывод. Каждое общество, каждое государство, каждая
социальная группа (большая и малая) вырабатывают в своей истории набор
позитивных и негативных формальных и неформальных санкций – способов внушения и
убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до
применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград.
С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится
в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.
Именно направленность, уровень отношений основной массы людей к различным
идеологическим теориям, моральным религиозным взглядам, культурным явлениям, к
людям разных национальностей в значительной степени определяют общественную
стабильность, являются непременным условием социального и морального прогресса.[10
с.50].
Толерантность является
ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. От уровня
терпимости человека зависит успешность или неуспешность его вхождения в
общество, т.е. результат его социализации. Остановимся на рассмотрении
толерантности как условия успешной социализации человека.
1.2
Характеристика толерантности
Взаимодействие человека
с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет
междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его
содержание не является стабильным и однозначным. Толерантность является
ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. От уровня
терпимости человека зависит успешность или неуспешность его вхождения в
общество, т.е. результат его социализации.
Социализация
(от лат. общественный) – процесс становления личности в ходе которого и
с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е.
процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры из
поколения в поколение. Социализация рассматривается и как процесс, и как
результат.
Изучением толерантности
занимаются многие исследователи такие, как Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова,
Федоренко Л.Г. и многие другие.
В переводе с латинского
толерантность (tolerantia)
означает терпение. Если заглянуть в словарь С.И. Ожегова, то найдем три слова,
близкие по значению: «терпение», «терпеть» и «терпимость». Терпение
определяется с одной стороны, как способность терпеть, с другой – как
настойчивость, упорство и выдержка. Терпеть – 1) безропотно и стойко переносить
что-нибудь, 2) мириться с наличием чего-либо, 3) испытывать что-то неприятное,
тяжелое, 4) откладывать какие-либо дела. Терпимость используется в значении
терпимого отношения к кому-нибудь, чему-нибудь, к чужим мнениям, верованиям,
поведению. Именно терпение считается одним из значимых качеств педагога. В
педагогической работе, как ни в какой другой необходимо много терпения.
Первое значение
толерантности связанно с терпением, терпимостью, но это лишь одна грань
трактовки этого многозначного понятия.
Второе значение
включает аспект адаптации человека к чему-либо, кому-либо. Под адаптацией
подразумевается отсутствие или ослабление реагирования на некий неблагоприятный
фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Адаптация –
постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиям
социальной среды.
Адаптация
обеспечивается активной регуляцией собственного поведения и деятельности в
процессе взаимодействия с социальной средой и зависит от сформированности
волевых, интеллектуальных и моральных качеств саморегуляции. Можно заключить,
что толерантность является и условием, и формой успешной адаптации человека [1,
с.6].
Страницы: 1, 2, 3
|
|