бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование связной речи детей пятого года жизни на занятиях с игрушками бесплатно рефераты


Из 100% детей пятого года 8,33% детей с высоким уровнем связных монологических высказываний описательного типа; 41,65% детей, имеющих уровень развития связной речи выше среднего; 33,32% детей со средним уровнем и 16,66% детей с низким уровнем развития связных высказываний описательного типа.

С целью выявления у детей умения описывать предметы, дошкольникам было предложено задание: "Рассмотри внимательно стул и расскажи про него все. Какой он?"

В протоколе №2 фиксировались рассказы детей с сохранением особенностей высказываний. Речь детей не исправлялась.

Для анализа связных высказываний монологического типа были использованы те же показатели, что и при списании игрушки : последовательность и структура высказывания, связность, языковые средства, характер используемых предложений, информативность и плавность высказывания.

Данные анализа протокола 2 отражены в таблице 2 .

На основе показателей были выделены уровни сформированности связных монологических высказываний описательного типа: I - высокий,

II - выше среднего, III - средний, IY - низкий уровень (их описание см. выше).


Диаграмма 2. Уровни связных монологических высказываний у детей 5 года жизни в процессе описания предмета. I - высокий уровень, II - выше среднего, III - средний уровень, IV - низкий уровень

Из 100% детей 5 года жизни 16,66% детей с высоким уровнем развития связных монологических высказываний описательного типа; 50% детей имеющих уровень развития выше среднего; 24,99% детей со средним уровнем и 8,33% детей с низким уровнем развития связных монологических высказываний описательного типа.

Анализ высказывания детей показал, что в монологической речи описательного типа, данные дошкольники часто заменяют существительные местоимениями, неточно обозначают детали игрушки; предложения в основном простые, неполные. Описание игрушки идет без указания на объект; без заключения; используется формально – сочинительная связь между предложениями с помощью союзов "и", "да", указательных местоимений "это" , "тут", наречий "здесь," "потом".

Высказывания большинства детей отличаются композиционной незавершенностью - перечислением отдельных частей игрушки. Отметим: некоторые дети довольно последовательно описывали игрушку, однако пропуская при этом какую-нибудь структурную часть рассказа (начало или конец).

Наконец есть дети, которые, составляя описание, ограничиваются отдельными словами и предложениями без начала и конца, что свидетельствует о том, что у детей одной возрастной группы наблюдаются существенные индивидуальные.

Для изучения у детей связных монологических высказываний повелительного типа дошкольникам предлагалось задание, которое они выполняли индивидуально: рассказывание по сюжетной картинке.

В протоколе №3 дословно фиксировался рассказ каждого ребенка с сохранением особенностей связного высказывания.

Для анализа связных монологических высказываний повествовательного типа были использованы следующие показатели:

1) Полнота охвата фактов, изображенных на картинке, умение устанавливать многообразные связи между фактами, действующими лицами и предметами и т. п.

2) Последовательность и связность изложения, наличие структурных частей в рассказе.

3) Способность тесно формулировать мысли и вопросы и выражать их в предложении.

4) Характер предложений: простые, сложносочиненные, сложноподчиненные, однословные предложения.

Данные анализа протокола отражены в таблице 3.

На основе показателей были выделены уровни сформулированности связных монологических высказываний повествовательного типа:

I Высокий уровень:

Ребенок полностью охватывает факты, изображенные на картинке, устанавливают многообразные связи между ними, а также между предметами и действующими лицами. Последовательно и связно излагает увиденное на картинке.

В рассказе ребенка присутствуют все структурные части. Ребенок точно формулирует мысли и выражает их в предложении. В своей речи использует как простые, так и сложные предложения.

II Средний уровень.

Ребенок частично охватывает факты, изображенные на картинке, частично устанавливает многообразные связи между ними, а также между предложениями и действующими лицами. В рассказе пропущены некоторые структурные части. В речи ребенка наблюдается наличие простых предложений.

III Низкий уровень.

Ребенок не устанавливает связей между предметами, действующими лицами, явлениями, изображенными на картинке. Рассказ отсутствует.

Диаграмма № 3. Уровни связных монологических высказываний повествовательного типа у детей пятого года жизни. I - высокий уровень, II - средний уровень, III - низкий уровень


Из 100% детей пятого года жизни 50% детей с высоким уровнем связных монологических высказываний повествовательного типа; 50% со средним уровнем. Низкий уровень связных монологических высказываний повествовательного типа отсутствует.

Анализ повествовательных высказываний детей 5 года жизни показал, что входе рассказывания по сюжетнойкартинке данные дошкольники используют в основном простые предложени также сложные с формально-присоединительной связью (союзы "и", "а"). Дети часто заменяют существительные местоимениями. Высказывания одной части детей отличаются пропуском структурных частей рассказа, а другой - правильным структурным оформлением повествования. В своем рассказе дети стараются установить все существенные связи между предметами. действующими лицами, явлениями, изображенными на картинке. Но в полной мере сделать это удается не всем.

Данные констатирующего эксперимента показали, что речь пятого года жизни не достаточно грамотна; наблюдаются неправильное построение простых и сложных предложений; частые замены существительных местоимениями, в монологах большинства детей прослеживается отсутствие четкой структуры построения связного высказывания.

Все это свидетельствует о необходимости проведения обучения с целью развития специальных умений для построения связных монологических высказываний.


2.2 Методика экспериментального обучения детей 5 года жизни описанию игрушек

Экспериментальная работа проводилась в дошкольном образовательном учреждении № 188 "Зимушка" г.Ярославля. В эксперименте участвовало 12 детей, из которых 3 девочки и 9 мальчиков.

Цель эксперимента: проверить педагогические условия обучения связным монологическим высказываниям описательного типа, при которых возможно более эффективное развитие связной речи у детей пятого года жизни.

На основе результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, были определены содержание и методика опытного обучения, поставлены следующие задачи:

- активизировать словарный запас ;

- формировать умение и навыки, которые составляют основу описательной речи: правильно отбирать лексический материал, выражать мысли в определенной последовательности ;

- учить детей грамотно составлять сложные предложения.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на развитие связной речи дошкольников 5 года жизни большое влияние оказывают: работа по расширению словаря, а также формирование грамматического строя речи. Исходя из этого и было построено экспериментальное обучение. Методика включала в себя как специальные занятия, так и разнообразные игры и игровые ситуации в ходе воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Применялись следующие методические приемы: создание игровых ситуаций с сюрпризными моментами, игровые упражнения; вопросы к детям; дидактические игры; игры - драматизации.

В процессе обучения высказываниям описательного типа использовались фронтальные подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми.

Во время экспериментального обучения использовались следующие виды игрушек:

- дидактические (матрешки, башенки) ;

- сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда ;

- наборы в соответствии с целью занятия (Например: стол, стулья, посуда, кукла, мишка, собачка, подарки ).

Работа в ходе формирующего эксперимента проводилась в несколько этапов.

Задачи первого этапа: учить детей при описании предмета видеть и называть его характерные признаки, качества действия; научить связывать между собой два предложения, используя разнообразные средства связи.

В описательной речи ребенка должно присутствовать большое количество прилагательных, поэтому предлагаемые детям задания имели цель в большинстве своем активизировать именно эту часть речи. Приведем примеры дидактических игр (описание игр смотри в приложении).

"Угадай игрушку ".

Цель: Расширять пассивный словарь детей; формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.

"Скажи, какой".

Цель: Учить детей выделять признаки предмета

"Назови что это и скажи какой ?"

Цель: Учить детей называть предмет и его основной признак, заменяя во втором предложении существительное местоимением.

"Кто больше увидит и назовет"

Цель: Учить детей словом и действием обозначать части и признаки внешнего вида игрушки.

"Что напутал Буратино ?"

Цель: Учить детей находить ошибки в описании предмета и исправлять их.

Заметим, что весьма эффективны и по сей день игры - соревнования, предложенные Е.И.Тихеевой :

"Кто больше увидит и скажет про медвежонка?"

Цель: Учить детей называть игрушку и ее основные признаки внешнего вида.

"Скажи, что ты знаешь про куклу Таню?"

Цель: Учить детей выделять признаки игрушки.

За каждый правильный ответ ребенок получал фишку. Желание отличиться побуждало ребенка к поиску необходимого слова или фразы. Это позволяло повышать речевую активность детей в процессе дидактических игр.

Роль взрослого в играх менялась. Так в начале педагог, брал на себя ведущую роль и давал образцы описания предметов, а затем детям предоставлялась самостоятельность: взрослый контролировал ход игры, следил за согласованием существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

Одновременно с работой по активизации словаря на первом этапе проводилась работа по формированию у детей грамматического строя речи. Обучение дошкольников построению сложных предложений с различными типами связи проводится на занятиях по развитию речи. практика показывает, что для грамотного построения сложных предложений одних занятий мало: необходимы дополнительные игры и упражнения, работа воспитателя по исправлению высказываний детей.

С целью формирования навыков построения сложных предложений, нами были подобраны дидактические игры, разработанные В.И. Семиверствовым и адаптированы к теме данного исследования.

Приведем примеры дидактических игр :

"Почемучка"

Цель: Учить детей составлять сложноподчиненное предложение с союзом потому что.

"Потому что ..."

Цель: Учить детей правильно пользоваться в речи союзом потому что.

"Закончи предложение "

Цель: Учить составлять сложносочиненное предложение.

"Магазин "

Цель: Учить детей составлять сложносочиненное предложение.

Рекомендуется проводить как элемент подготовительной работы для сюжетно-ролевой игры "Магазин".

"А что, если бы"

Цель: Учить детей составлять сложное предложение с союзом если бы.

"Составь предложение"

Цель: Учить детей составлять сложносочиненное предложение.

"Кто у кого?"

Цель: Учить детей составлять сложносочиненное предложение.

Для того, чтобы проверить, как у детей сформировались навыки отбора лексического материала в соответствии с темой и ситуацией, с также навыки использования различных синтаксических конструкций, мы провели занятие - инсценировку с игрушками, в которой главные герои выполняли ряд действий.

В ходе занятия - инсценировки "К Маше пришли гости". Педагог говорит, что к Маше пришли гости, и просит назвать их отличительные признаки: во что они одеты, как выглядят. Она уточняет, что делает Маша и гости сейчас, а дети отвечают. (Педагог производит действия с игрушками так, чтобы дети, называя их, высказывались с помощью сложных предложений).

Анализ речевых высказываний показал, что у детей в достаточной степени сформировались навыки отбора лексического материала, и навыки правильного построения сложных предложений.

После этого мы перешли ко второму этапу формирующего эксперимента.

Задачи второго этапа: сформировать у детей элементарные представления о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, и конец, т.е. строится по определенной схеме.

Для того, чтобы научить детей строить описание игрушки в определенной последовательности, нами была проведена серия занятий по ознакомлению со структурой описания. Занятия проводились в игровой форме. На первом занятии детям давалось понятие "начало" описания: без начала не может существовать ни литературное произведение (сказка); ни рисунок, поэтому и рассказывать об игрушке нужно с начала (зачина). На втором занятии давалось понятие "конец" описания, как и "начало" на примере сказок и рисунков. На третьем занятии знакомство с понятием "середина" описания. Обращаем внимание на то, что любое описание имеет начало, середину и конец.

Учим детей описывать игрушки по схеме Т.Ткаченко. При рассказе по игрушке используются следующие показатели :

1. Цвет: красный, зеленый, синий и т. д.

2. Форма: круг, квадрат, треугольник и т. д.

3. Размер: большой, маленький.

4. Материал, из которого сделана игрушка: пластмасса, металл, дерево и др.

5. Составные части игрушки.

6. Как можно действовать с этой игрушкой.

На закрепление навыков описания игрушки по схеме проводилось несколько занятий. (Конспекты занятий смотри в приложении).

Для того, чтобы прививать детям навыки самостоятельного описания игрушек проводились сюжетно - ролевые игры.

Так как результативность этого вида игр зависит от заинтересованности и увлеченности детей, то большое внимание было уделено сюжетам и их организации.

С детьми проводились сюжетно - ролевые игры: "Магазин", "День рождения", "Выставка", "Экскурсия".

Основное требование к участникам этих игр - наиболее полно, точно и последовательно описать игрушку, чтобы остальные дети могли отгадать ее по перечисленным признакам.

В конце второго этапа формирующего эксперимента было проведено контрольное занятие - драматизация "Теремок". Его основной целью было выявить степень развития описательной речи по окончании обучения. (Конспект занятия смотри в приложении).

Анализ речевых высказываний детей в ходе контрольного занятия показал, что реализация всего намеченного содержания с использованием разнообразных методов и приемов положительно повлияла на уровень связной речи детей: обогатился словарный запас детей; сформировались представления о структуре текста; улучшились навыки согласования слов в предложении; в речи детей увеличилось количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; а также уменьшилось количество ошибок при построении сложных предложений.

Анализ материалов формирующего эксперимента представлен в следующем параграфе.


2.3 Анализ полученных результатов

В апреле было проведено итоговое контрольное обследование детей.

Цель обследования : выявить динамику овладения связной речью детьми пятого года жизни в результате опытного обучения, сравнить результаты констатирующего и формирующего экспериментов.

Нами было обследовано 12 детей. Для обследования были отобраны те же виды заданий и средств наглядности, что и при начальном обследовании.

Задание 1. Описание игрушки.

Цель: изучить уровень связных монологических высказываний описательного типа детей в ходе описания игрушки.

Задание 2. Описание предмета.

Цель: изучить уровень связных монологических высказываний описательного типа в ходе описания предмета.

Задание 3. Рассказывание по сюжетной картинке.

Цель: изучить уровень связных монологических высказываний повествовательного типа в ходе рассказа по картинке.

В протоколе №4 дословно фиксировались высказывания детей в ходе выполнения 1 задания. Полученные данные представлены в таблице 4.

Анализ таблицы 4 позволил выявить уровни развития связных монологических высказываний описательного типа.


Диаграмма №4. Динамика изменения связных монологических высказываний описательного типа.


Из 100% детей после обучающего эксперимента у 24,99% детей высокий уровень развития связных монологических высказываний описательного типа; у 41,65% детей уровень развития выше среднего; у 33,32% - средний уровень, низкий уровень отсутствует.

В ходе выполнения детьми второго задания их высказывания фиксировались в протоколе № 5. Затем данные данного обследования были помещены в таблицу 5. Полученные результаты представлены в диаграмме №5.

Из 100% детей у 33,32% детей после обучающего эксперимента высокий уровень связных монологических высказываний описательного типа; у 50% детей уровень выше среднего; у 16,66% - средний уровень. Низкий уровень отсутствует.


Диаграмма №5. Динамика изменения связных монологических высказываний описательного типа. ( I - высокий уровень, II - выше среднего, III - средний уровень,IV - низкий уровень)

С целью изучения связных монологических высказываний описательного типа детям предлагалось составить рассказ по сюжетной картинке. В протоколе №6 фиксировалось высказывание детей с сохранением особенностей речи, полученные результаты представлены в таблице 6. Уровни развития повествовательных высказываний представлены в диаграмме №6.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6