Формирование связной речи детей пятого года жизни на занятиях с игрушками
Из 100% детей пятого года
8,33% детей с высоким уровнем связных монологических высказываний описательного
типа; 41,65% детей, имеющих уровень развития связной речи выше среднего; 33,32%
детей со средним уровнем и 16,66% детей с низким уровнем развития связных
высказываний описательного типа.
С целью выявления у детей
умения описывать предметы, дошкольникам было предложено задание: "Рассмотри
внимательно стул и расскажи про него все. Какой он?"
В протоколе №2
фиксировались рассказы детей с сохранением особенностей высказываний. Речь
детей не исправлялась.
Для анализа связных
высказываний монологического типа были использованы те же показатели, что и при
списании игрушки : последовательность и структура высказывания, связность, языковые
средства, характер используемых предложений, информативность и плавность
высказывания.
Данные анализа протокола
2 отражены в таблице 2 .
На основе показателей
были выделены уровни сформированности связных монологических высказываний
описательного типа: I - высокий,
II - выше среднего, III -
средний, IY - низкий уровень (их описание см. выше).
Диаграмма 2. Уровни
связных монологических высказываний у детей 5 года жизни в процессе описания
предмета. I - высокий уровень, II - выше среднего, III - средний уровень, IV -
низкий уровень
Из 100% детей 5 года
жизни 16,66% детей с высоким уровнем развития связных монологических
высказываний описательного типа; 50% детей имеющих уровень развития выше
среднего; 24,99% детей со средним уровнем и 8,33% детей с низким уровнем
развития связных монологических высказываний описательного типа.
Анализ высказывания детей
показал, что в монологической речи описательного типа, данные дошкольники часто
заменяют существительные местоимениями, неточно обозначают детали игрушки; предложения
в основном простые, неполные. Описание игрушки идет без указания на объект; без
заключения; используется формально – сочинительная связь между предложениями с
помощью союзов "и", "да", указательных местоимений "это"
, "тут", наречий "здесь," "потом".
Высказывания большинства
детей отличаются композиционной незавершенностью - перечислением отдельных
частей игрушки. Отметим: некоторые дети довольно последовательно описывали
игрушку, однако пропуская при этом какую-нибудь структурную часть рассказа
(начало или конец).
Наконец есть дети,
которые, составляя описание, ограничиваются отдельными словами и предложениями
без начала и конца, что свидетельствует о том, что у детей одной возрастной
группы наблюдаются существенные индивидуальные.
Для изучения у детей
связных монологических высказываний повелительного типа дошкольникам
предлагалось задание, которое они выполняли индивидуально: рассказывание по
сюжетной картинке.
В протоколе №3 дословно
фиксировался рассказ каждого ребенка с сохранением особенностей связного
высказывания.
Для анализа связных
монологических высказываний повествовательного типа были использованы следующие
показатели:
1) Полнота охвата фактов,
изображенных на картинке, умение устанавливать многообразные связи между
фактами, действующими лицами и предметами и т. п.
2) Последовательность и
связность изложения, наличие структурных частей в рассказе.
3) Способность тесно
формулировать мысли и вопросы и выражать их в предложении.
4) Характер предложений:
простые, сложносочиненные, сложноподчиненные, однословные предложения.
Данные анализа протокола
отражены в таблице 3.
На основе показателей
были выделены уровни сформулированности связных монологических высказываний
повествовательного типа:
I Высокий уровень:
Ребенок полностью охватывает
факты, изображенные на картинке, устанавливают многообразные связи между ними,
а также между предметами и действующими лицами. Последовательно и связно
излагает увиденное на картинке.
В рассказе ребенка
присутствуют все структурные части. Ребенок точно формулирует мысли и выражает
их в предложении. В своей речи использует как простые, так и сложные
предложения.
II Средний уровень.
Ребенок частично
охватывает факты, изображенные на картинке, частично устанавливает
многообразные связи между ними, а также между предложениями и действующими
лицами. В рассказе пропущены некоторые структурные части. В речи ребенка
наблюдается наличие простых предложений.
III Низкий уровень.
Ребенок не устанавливает
связей между предметами, действующими лицами, явлениями, изображенными на
картинке. Рассказ отсутствует.
Диаграмма № 3. Уровни
связных монологических высказываний повествовательного типа у детей пятого года
жизни. I - высокий уровень, II -
средний уровень, III - низкий
уровень
Из 100% детей пятого года
жизни 50% детей с высоким уровнем связных монологических высказываний
повествовательного типа; 50% со средним уровнем. Низкий уровень связных
монологических высказываний повествовательного типа отсутствует.
Анализ повествовательных
высказываний детей 5 года жизни показал, что входе рассказывания по
сюжетнойкартинке данные дошкольники используют в основном простые предложени
также сложные с формально-присоединительной связью (союзы "и", "а").
Дети часто заменяют существительные местоимениями. Высказывания одной части
детей отличаются пропуском структурных частей рассказа, а другой - правильным
структурным оформлением повествования. В своем рассказе дети стараются
установить все существенные связи между предметами. действующими лицами,
явлениями, изображенными на картинке. Но в полной мере сделать это удается не
всем.
Данные констатирующего
эксперимента показали, что речь пятого года жизни не достаточно грамотна;
наблюдаются неправильное построение простых и сложных предложений; частые
замены существительных местоимениями, в монологах большинства детей прослеживается
отсутствие четкой структуры построения связного высказывания.
Все это свидетельствует о
необходимости проведения обучения с целью развития специальных умений для
построения связных монологических высказываний.
2.2 Методика
экспериментального обучения детей 5 года жизни описанию игрушек
Экспериментальная работа
проводилась в дошкольном образовательном учреждении № 188 "Зимушка"
г.Ярославля. В эксперименте участвовало 12 детей, из которых 3 девочки и 9
мальчиков.
Цель эксперимента:
проверить педагогические условия обучения связным монологическим высказываниям
описательного типа, при которых возможно более эффективное развитие связной
речи у детей пятого года жизни.
На основе результатов,
полученных в ходе констатирующего эксперимента, были определены содержание и
методика опытного обучения, поставлены следующие задачи:
- активизировать
словарный запас ;
- формировать умение и
навыки, которые составляют основу описательной речи: правильно отбирать
лексический материал, выражать мысли в определенной последовательности ;
- учить детей грамотно
составлять сложные предложения.
Анализ
психолого-педагогической литературы показал, что на развитие связной речи
дошкольников 5 года жизни большое влияние оказывают: работа по расширению
словаря, а также формирование грамматического строя речи. Исходя из этого и
было построено экспериментальное обучение. Методика включала в себя как
специальные занятия, так и разнообразные игры и игровые ситуации в ходе
воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Применялись следующие
методические приемы: создание игровых ситуаций с сюрпризными моментами, игровые
упражнения; вопросы к детям; дидактические игры; игры - драматизации.
В процессе обучения
высказываниям описательного типа использовались фронтальные подгрупповые и
индивидуальные формы работы с детьми.
Во время
экспериментального обучения использовались следующие виды игрушек:
- дидактические (матрешки,
башенки) ;
- сюжетные (образные):
куклы, машины, животные, посуда ;
- наборы в соответствии с
целью занятия (Например: стол, стулья, посуда, кукла, мишка, собачка, подарки
).
Работа в ходе
формирующего эксперимента проводилась в несколько этапов.
Задачи первого этапа:
учить детей при описании предмета видеть и называть его характерные признаки,
качества действия; научить связывать между собой два предложения, используя разнообразные
средства связи.
В описательной речи
ребенка должно присутствовать большое количество прилагательных, поэтому
предлагаемые детям задания имели цель в большинстве своем активизировать именно
эту часть речи. Приведем примеры дидактических игр (описание игр смотри в
приложении).
"Угадай игрушку ".
Цель: Расширять пассивный
словарь детей; формировать умение находить предмет, ориентируясь на его
основные признаки.
"Скажи, какой".
Цель: Учить детей
выделять признаки предмета
"Назови что это и
скажи какой ?"
Цель: Учить детей
называть предмет и его основной признак, заменяя во втором предложении
существительное местоимением.
"Кто больше увидит и
назовет"
Цель: Учить детей словом
и действием обозначать части и признаки внешнего вида игрушки.
"Что напутал
Буратино ?"
Цель: Учить детей
находить ошибки в описании предмета и исправлять их.
Заметим, что весьма
эффективны и по сей день игры - соревнования, предложенные Е.И.Тихеевой :
"Кто больше увидит и
скажет про медвежонка?"
Цель: Учить детей
называть игрушку и ее основные признаки внешнего вида.
"Скажи, что ты
знаешь про куклу Таню?"
Цель: Учить детей
выделять признаки игрушки.
За каждый правильный
ответ ребенок получал фишку. Желание отличиться побуждало ребенка к поиску
необходимого слова или фразы. Это позволяло повышать речевую активность детей в
процессе дидактических игр.
Роль взрослого в играх
менялась. Так в начале педагог, брал на себя ведущую роль и давал образцы
описания предметов, а затем детям предоставлялась самостоятельность: взрослый
контролировал ход игры, следил за согласованием существительных и
прилагательных в роде, числе и падеже.
Одновременно с работой по
активизации словаря на первом этапе проводилась работа по формированию у детей грамматического
строя речи. Обучение дошкольников построению сложных предложений с различными
типами связи проводится на занятиях по развитию речи. практика показывает, что
для грамотного построения сложных предложений одних занятий мало: необходимы
дополнительные игры и упражнения, работа воспитателя по исправлению
высказываний детей.
С целью формирования
навыков построения сложных предложений, нами были подобраны дидактические игры,
разработанные В.И. Семиверствовым и адаптированы к теме данного исследования.
Приведем примеры
дидактических игр :
"Почемучка"
Цель: Учить детей
составлять сложноподчиненное предложение с союзом потому что.
"Потому что ..."
Цель: Учить детей
правильно пользоваться в речи союзом потому что.
"Закончи предложение
"
Цель: Учить составлять
сложносочиненное предложение.
"Магазин "
Цель: Учить детей
составлять сложносочиненное предложение.
Рекомендуется проводить
как элемент подготовительной работы для сюжетно-ролевой игры "Магазин".
"А что, если бы"
Цель: Учить детей
составлять сложное предложение с союзом если бы.
"Составь предложение"
Цель: Учить детей
составлять сложносочиненное предложение.
"Кто у кого?"
Цель: Учить детей
составлять сложносочиненное предложение.
Для того, чтобы
проверить, как у детей сформировались навыки отбора лексического материала в
соответствии с темой и ситуацией, с также навыки использования различных
синтаксических конструкций, мы провели занятие - инсценировку с игрушками, в
которой главные герои выполняли ряд действий.
В ходе занятия -
инсценировки "К Маше пришли гости". Педагог говорит, что к Маше
пришли гости, и просит назвать их отличительные признаки: во что они одеты, как
выглядят. Она уточняет, что делает Маша и гости сейчас, а дети отвечают.
(Педагог производит действия с игрушками так, чтобы дети, называя их,
высказывались с помощью сложных предложений).
Анализ речевых
высказываний показал, что у детей в достаточной степени сформировались навыки
отбора лексического материала, и навыки правильного построения сложных
предложений.
После этого мы перешли ко
второму этапу формирующего эксперимента.
Задачи второго этапа:
сформировать у детей элементарные представления о том, что всякое высказывание
имеет начало, середину, и конец, т.е. строится по определенной схеме.
Для того, чтобы научить
детей строить описание игрушки в определенной последовательности, нами была
проведена серия занятий по ознакомлению со структурой описания. Занятия проводились
в игровой форме. На первом занятии детям давалось понятие "начало"
описания: без начала не может существовать ни литературное произведение
(сказка); ни рисунок, поэтому и рассказывать об игрушке нужно с начала
(зачина). На втором занятии давалось понятие "конец" описания, как и "начало"
на примере сказок и рисунков. На третьем занятии знакомство с понятием "середина"
описания. Обращаем внимание на то, что любое описание имеет начало, середину и
конец.
Учим детей описывать
игрушки по схеме Т.Ткаченко. При рассказе по игрушке используются следующие
показатели :
1. Цвет: красный,
зеленый, синий и т. д.
2. Форма: круг, квадрат,
треугольник и т. д.
3. Размер: большой,
маленький.
4. Материал, из которого
сделана игрушка: пластмасса, металл, дерево и др.
5. Составные части
игрушки.
6. Как можно действовать
с этой игрушкой.
На закрепление навыков
описания игрушки по схеме проводилось несколько занятий. (Конспекты занятий
смотри в приложении).
Для того, чтобы прививать
детям навыки самостоятельного описания игрушек проводились сюжетно - ролевые
игры.
Так как результативность
этого вида игр зависит от заинтересованности и увлеченности детей, то большое
внимание было уделено сюжетам и их организации.
С детьми проводились
сюжетно - ролевые игры: "Магазин", "День рождения", "Выставка",
"Экскурсия".
Основное требование к
участникам этих игр - наиболее полно, точно и последовательно описать игрушку,
чтобы остальные дети могли отгадать ее по перечисленным признакам.
В конце второго этапа
формирующего эксперимента было проведено контрольное занятие - драматизация "Теремок".
Его основной целью было выявить степень развития описательной речи по окончании
обучения. (Конспект занятия смотри в приложении).
Анализ речевых
высказываний детей в ходе контрольного занятия показал, что реализация всего
намеченного содержания с использованием разнообразных методов и приемов
положительно повлияла на уровень связной речи детей: обогатился словарный запас
детей; сформировались представления о структуре текста; улучшились навыки
согласования слов в предложении; в речи детей увеличилось количество
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; а также уменьшилось
количество ошибок при построении сложных предложений.
Анализ материалов
формирующего эксперимента представлен в следующем параграфе.
2.3 Анализ полученных
результатов
В апреле было проведено
итоговое контрольное обследование детей.
Цель обследования :
выявить динамику овладения связной речью детьми пятого года жизни в результате
опытного обучения, сравнить результаты констатирующего и формирующего
экспериментов.
Нами было обследовано 12
детей. Для обследования были отобраны те же виды заданий и средств наглядности,
что и при начальном обследовании.
Задание 1. Описание
игрушки.
Цель: изучить уровень
связных монологических высказываний описательного типа детей в ходе описания
игрушки.
Задание 2. Описание
предмета.
Цель: изучить уровень
связных монологических высказываний описательного типа в ходе описания
предмета.
Задание 3. Рассказывание
по сюжетной картинке.
Цель: изучить уровень
связных монологических высказываний повествовательного типа в ходе рассказа по
картинке.
В протоколе №4 дословно
фиксировались высказывания детей в ходе выполнения 1 задания. Полученные данные
представлены в таблице 4.
Анализ таблицы 4 позволил
выявить уровни развития связных монологических высказываний описательного типа.
Диаграмма №4. Динамика
изменения связных монологических высказываний описательного типа.
Из 100% детей после обучающего
эксперимента у 24,99% детей высокий уровень развития связных монологических
высказываний описательного типа; у 41,65% детей уровень развития выше среднего;
у 33,32% - средний уровень, низкий уровень отсутствует.
В ходе выполнения детьми
второго задания их высказывания фиксировались в протоколе № 5. Затем данные
данного обследования были помещены в таблицу 5. Полученные результаты
представлены в диаграмме №5.
Из 100% детей у 33,32%
детей после обучающего эксперимента высокий уровень связных монологических
высказываний описательного типа; у 50% детей уровень выше среднего; у 16,66% -
средний уровень. Низкий уровень отсутствует.
Диаграмма №5. Динамика
изменения связных монологических высказываний описательного типа. ( I - высокий
уровень, II - выше среднего, III - средний уровень,IV - низкий уровень)
С целью изучения связных
монологических высказываний описательного типа детям предлагалось составить
рассказ по сюжетной картинке. В протоколе №6 фиксировалось высказывание детей с
сохранением особенностей речи, полученные результаты представлены в таблице 6.
Уровни развития повествовательных высказываний представлены в диаграмме №6.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|