бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания бесплатно рефераты

 

Формирование первых форм слов


Следует помнить, если для нормального развития речи характерно очень раннее и исключительно точное воспроизведение интонаций, отчего место ударения в слове усваивается очень быстро, то неразвитая детская речь пестрит нарушениями слоговой структуры слова.

Отсутствие восприятия ритмичности построения речи приводит к тому, что ребенок с трудом овладевает ритмико-мелодической стороной слова, отчего оно долго не находит своего послогового выражения. Одно из главных условий логопедической работы с детьми, которым недоступно элементарное словоизменение, — проведение мероприятий, способствующих развитию смысловой стороны речи. В экспрессивную речь переводится только то, что ребенку понятно и имеется в его импрессивной речи.

Прежде всего необходимо добиваться от детей воспроизведения ударного слога, а затем интонационно-ритмического рисунка одно-, двух-, трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспроизводить приблизительно). Вначале допустимо про-говаривание только ударного слога, в дальнейшем необходимо научить ребенка воспроизводить слова из двух слогов (1-й класс).

На данном этапе работы не рекомендуется исправлять звуко-произношение. Это может вызвать у некоторых детей речевой негативизм, так как на этом уровне развития речи они еще не в состоянии овладеть артикуляционными нормами. Поэтому логопед может пренебречь произносительными возможностями детей. При этом желательно, чтобы дети произносили все гласные (кроме звука [ы]). Желательно (но не обязательно), чтобы согласные |м], [п], [б], [т], [д] не замещались согласными звуками другого места образования, например звуком [к]. Все согласные звуки могут оставаться недифференцированными на мягкие и твердые, звонкие и глухие.

Согласные язычно-передненёбные ([ш], [ж], [ч], [щ]), требующие поднятия передней части языка к верхним альвеолам, могут замещаться одним общим фрикативным звуком, например мягким [с']. Допустимы и грубые замещения свистящих и шипящих, например призубным звуком. Закономерным является отсутствие соноров. Но уже на этом этапе следует обратить особое внимание на наличие звука [й]. Этот звук может быть легко вызван по подражанию в дифтонгах: ой, ай, эй.

Если ребенок имеет сложные звуковые нарушения и совершенно не овладевает хотя бы приближенными артикуляциями звуков, логопедическую работу лучше строить на базе интонационно-ритмического воспроизведения слов. Только после того как дети овладеют произношением слов первых 3-х классов, сохраняя интонационно-мелодический рисунок, начинается работа по коррекции звукопроизношения. С трехлетними детьми эту работу целесообразнее начинать на материале «лепетных слов».

Рекомендуется использовать следующие логопедические приемы: называние предметов или предметных картинок; просьба передать, взять, отдать предмет; договаривание начатых логопедом слов со зрительной опорой на предмет или его изображение; называние действий в повелительном наклонении. Необходимым условием является многократное проговаривание детьми усвоенных слов.

К концу данного периода дети должны знать место ударения в заученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух- и желательно трехсложных слов. При работе над звукопроизношением можно ограничиться следующими согласными звуками: [п] ([б]), [м], [т] ([д]), [н], [к], [х] ([г]), без их дифференциации на мягкие и твердые, звонкие и глухие. Если звукопроизношение остается грубо нарушенным, можно ограничиться интонационно-ритмической структурой слов. В понимании речи дети должны соотносить предметы с их функцией, узнавать знакомые предметы по описанию главных его признаков, уметь показом или в доступной словесной форме ответить на вопросы, поставленные логопедом.

Особенности формирования слоговой структуры слов со стечением согласных Усложняя работу над слоговой структурой слова, логопед в отрабатываемые слова вводит стечения согласных звуков с учетом того, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся детьми. При переходе к словам со стечением следует учитывать, что деление слов на слоги должно происходить на стыке морфем, например: кош-ка (а не ко-шка).

Артикуляционные упражнения предлагается заменить упражнениями в проговаривании стечений согласных звуков, но в эти упражнения включаются лишь те звуки, которые ребенок может произносить правильно. Отработанные стечения согласных звуков затем вводятся в слова, которые первоначально проговариваются детьми по слогам.

Если ребенку по подражанию трудно произнести слог со стечением согласных, то логопед предлагает сначала повторить за ним слоги, но таким образом, чтобы между двумя согласными находился гласный звук [а], например: да-ва, даву, мано, ману и т.д. Затем два разных слога как бы сдвигаются, и между согласными звуками произносится не гласный звук полного образования, а редуцированный твердый гласный, нечто среднее между [а] и [ы], например: дъва, дъву, мъно, мъну. Наконец редуцированный гласный совсем опускается и стечения согласных произносятся без него: два, дву, мно, мну. После того как стечения согласных отработаны, с ними даются слова, которые обязательно проговариваются ребенком по слогам (простукиваются).


Особенности формирования слоговой структуры слова на материале фразовой речи


Постепенно данные слова можно вводить во фразу. Примеры небольших фраз-чистоговорок приведены в лексическом материале данной книги. Как правило, дети с тяжелыми нарушениями речи не запоминают стихов, тем более в четыре и более строк, поэтому с ними следует начинать учить стихи не более чем в две строки.

Заучивание двустиший должно проводиться с обязательной опорой на предметные и несложные сюжетные картинки. Логопед на свое усмотрение подбирает тексты, а также картинки к предлагаемым двустишьям. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания, для чего к картинкам ставятся соответствующие вопросы. Например, по сюжетной картинке с двустишием: «Это киска. Она любит молоко из миски» — можно спросить: Кто это? Что любит киска? Покажи, где киска? А где миска?


ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ

Предметные:

уа — младенец;

иа — ослик;

бе-е-е — овечка;

ме-е-е — козленок;

му-у-у — корова;

га-га-га — гуси;

ко-ко-ко — курица;

пи-пи-пи — мышка;

би-би — машина;

жу-жу — жук;

чу-чу-чу — поезд;

агу — малыш;

ути-ути — утята;

гули-гули — голуби;

мяу-мяу — кошка (котенок);

и-го-го — лошадка;

ав-ав-ав — щенок;

у-ух — сова;

тук-тук — дятел;

тик-так — часы;

гав-гав — собака;

чух-чух — паровоз;

чив-чив (чиф-чиф) — птицы;

цып-цып — цыплята;

мур — кошка;

кар — ворона;

динь-дон — колокольчик;

чирик — воробьи;

ку-ка-ре-ку — петушок;

ква-ква — лягушка;

кря-кря — утка;

хрю-хрю — свинья (поросята);

дзинь — телефон;

фьюить — щегол (соловей);

ежик — пчелка.

Ситуативные:

угу — крик в лесу;

ха-ха-ха — смех;

хи-хи-хи — хихиканье;

фи — наморщить нос;

ду-ду-ду— играть на дудочке;

ля-ля — пение;

ам — ребенок ест;

ай — занозить палец;

ох — болят зубы;

ой — уронить предмет;

ух — грозить кулаком;

эх — махнуть рукой;

бах — лопнул шарик;

бух — ребенок упал;

бум — ударить в барабан;

фас — команда собаке.

 

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ


Дыня, вода, вата, кино, кофе, муха, уха, дети, ноги, боты, кеды, веко, духи, ноты, ива, тема, небо, еда, дама, баня, киви, мода, мама, папа, тетя, дядя, баба, деда, пума, дача, хата, чудо, фея, тихо, куда, туда, Вова, Дима, Катя, Витя, Ната, Нина, Таня, Митя, Тома, Ваня, Вята, Капа, Веня, Вика, Дуня, Даня, Гена, Петя, Ида, Феня, Федя, Ника, бегу, буду, могу, хочу, иди.

Та-та-та — это вата

(ата-ата).

Ту-ту-ту — на вату

(ату-ату).

Ты-ты-ты — нету ваты

(аты-аты).

Да-да-да — у Димы еда.

Хи-хи-хи — у мамы духи.

Чу-чу-чу дыню хочу.

Ги-ги-ги — быстрее беги!

Ома-ома — буду дома.

Офе-офе — у мамы кофе.

Ыня-ыня — у папы дыня.

Аче-аче — Даня на даче.


Ш

Ударный слог: шея, шина, шуба, душа, шоу, дыши.

Безударный слог: каша, туша, уши, мыши, ваша, наша, тише, выше, Даша, Маша, Кеша, Паша, Миша.

Ши-ши-ши — Кеша, дыши!

Аша-аша — у Даши каша.

Аши-аши — шуба у Маши.

Аши-аши — уши у Даши.

Ыши-ыши — у Паши мыши.

Ына-ына — у Миши шина.


Ж

Ударный слог: жаба, ножи, ужи, ежи, уже, Женя, Жека, бужу, хожу.

Безударный слог: кожа, жуки, хуже, даже, вижу.

Жа-жа-жа — вижу ежа.

Жу-жу-жу — жука бужу.

Жи-жи-жи — дома ножи.


С

Ударный слог: сани, оса, сода, совы, соки, соты, усы, весы, носы, коса, соя, сухо, Соня, Саня, несу, пасу.

Безударный слог: бусы, мясо, киса, косы, осы.

Са-са-са — это оса.

Са-са-са — у Сони коса.

Сы-сы-сы — у папы усы.

Сы-сы-сы — несу весы.

Су-су-су — бусы несу.


С'

Ударный слог: сито, сети, сено, сидя, Сема, Сева, Сима, носи, неси, коси.

Безударный слог: гуси, Вася, Ася, Тася, Тося, Дуся.

Ся-ся-ся — пасу гуся.

Си-си-си — сито неси.

Ася-ася — на сене Тася.

Асю-асю — буди Васю.


З

Ударный слог: коза, зубы, тазы, возы, зона, Зоя, Зая, везу.

Безударный слог: ваза, база, доза, муза, пузо, фаза, козы, зови.

За -за — у Зои коза.

Зу-зу — тазы везу.

Аза-аза — у Заи ваза.


З'

Ударный слог: Зина, Зита, вези.

Безударный слог: зима, Дези.

Зи-зи-зи — Зиту вези.


Л

Ударный слог: лапа, лама, пила, дела, лупа, голы, Лада, вела, пила

Безударный слог: луна, мыло, вилы, пилы, Мила, Лука, пела, лови.

Ла-ла-ла — у папы пила.

Ла-ла-ла — Мила воду пила.

Ла-ла-ла — вола вела.

Лы-лы-лы — я мою полы.

Лы-лы-лы — на поле голы.


Л'

Ударный слог: лето, липа, люди, Лена, Леня, Лева, Лида, Люда, Люба, Леха, колю, полю, пилю.

Безударный слог: пуля, поле, воля, Поля, Галя, Валя, Оля, Толя, Неля, Коля, Гуля, Геля, Филя.

Лю-лю-лю — липу пилю.

Оле-оле — липа на поле.

Аля-аля — у липы Валя.


Р

Ударный слог: рама, рана, рано, гора, нора, кора, рота, перо, руки, рыба, Рая, Рома, беру.

Безударный слог: рука, норы, куры, горы, Юра, Вера, Кора, Мара, Гера.

Ра-ра-ра — у горы нора.

Ра-ра-ра — на дубе кора.

Ара-ара — у Раи Мара.

Ора-ора — у Веры Кора.


Р'

Ударный слог: моря, заря, репа, рева, Рита, Рина, Рига, варю, дарю.

Безударный слог: река, буря, гиря, гири, Боря, Варя, верю, мерю.

Рю-рю-рю — я еду варю.

Ря-ря-ря — на море заря.

Рю-рю-рю — духи дарю.

Ири-ири — у Бори гири.

Ова-ова — Рита — рева.

 

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ

Кабина, бумага, минута, помада, панама, ягоды, монета, дубина, какао, идея, поэма, обои, опята, мимика, наука, охота, магия, мафия, пехота, выгода, этика, эпоха, химия, фауна, пичуга, чепуха, ватага, метода, кубики, утята, пауки, табуны, утюги, ходики, букеты, ходоки, пакеты, ботики, туманы, батоны, тумаки, худая, убегу, добегу, одену, надену, ходите, будите, Эдита, Диана, Фаина, Хибины, Гавана, Дания, Канада.

Ама-ама — у Дианы панама.

Ада-ада — у Фаины помада.

Ага-ага — у Ивана бумага.

Ата-ата — у Вадима опята.

Ая-ая — Фаина худая.

Аны-аны — у воды туманы.

Ите-ите — хотите — будите.


Ш

Машина, тишина, юноша, шумиха, камыши, мышата, Наташа, Катюша, Витюша, Ванюша, шумите, шутите, пишите, укушу.

На-на-на — дома тишина.

Ши-ши-ши — у воды камыши.

Ыне-ыне — мышата на машине.

Ите-ите — дети, не шумите!

Аша-аша — напиши, Наташа.

Уша-уша — у Катюши Ванюша.



Ж

Жадина, хижина, дюжина, этажи, ежата, ножики, живые, ухожу, увижу, покажи, докажи, вяжите.

Жи-жи-жи — покажи этажи.

Жу-жу-жу — я ухожу.

Чу-чу-чу — ужина хочу.

Ата-ата — живые ежата.


С

Собака, посуда, соната, осока, сосуды, советы, сапоги, сухая, сытая, босая, косая, Сабина, посади.

Ги-ги-ги — у Сони сапоги.

Ди-ди-ди — Саню посади.

Ака-ака — сытая собака.

Уда-уда — сухая посуда.


С'

Кассета, беседа, осина, синева, сюита, соседи, бусины, осины, семена, тысяча, синяя, седая, поседи, посети, носите, висите, гасите.

Ди-ди-ди — Сема, дома посиди.

Ома-ома — соседи у дома.

Има-има — у осины Сева и Сима.

Имы-имы — синяя бусина у Симы.


З

Забава, забота, музыка, заноза, пауза, зануда, замена, медуза, закаты, заветы, заводы, фазаны, бизоны, газоны, казаки, задеты, зовите.

За-за-за — ты егоза.

Оне-оне — бизоны на газоне.

Ава-ава — музыка забава.

Аты-аты — на небе закаты.

Уда-уда — Зина зануда.


З'

Газета, бузина, физика, зевака, кузина, визиты, везите, Азия.

На-на-на — у дома бузина.

Зи-зи-зи — дома не бузи.

Ету-ету— купи газету.


Л

Колода, лагуна, молоко, логика, пугало, белуга, кобыла, холода, налоги, Володя, Данила, Калуга, милая, белая, вялая, поила, доила, ломала, лакала, ловила, будила, видала.

Ко-ко-ко — пей, Володя, молоко.

Ода-ода — у дома колода.


Л'

Полено, малина, калина, телега, поляна, коляда, лебеда, колени, тополя, билеты, далеко, Лиана, Полина, Миледи, ходили, лепили, пилили, учили, делали, катали, видали, одели, хотели.

Ко-ко-ко — не ходите далеко.

Или-или — мы лепили.

Или-или — вы учили.

Или-или — они ходили.


Р

Радио, работа, радуга, ракета, Родина, дорога, корова, ворона, борода, рубаха, порода, каратэ, курага, рутина, комары, топоры, пироги, номера, повара, города.


Ры-ры-ры — дома комары.

Ры-ры-ры — у папы топоры.

Га-га-га — у повара курага.

Аха-аха — у Романа рубаха.

Ета-ета — на небе ракета.


Р'

Фонари, дикари, ребята, карета, коряга, перина, дерево, рябина, неряха, четыре, орехи, наряды, береты, ревуны, берега, Марина, Ирина, Карина, Корея.

Ри-ри-ри — на море дикари.

Ря-ря-ря — Ирина у фонаря.

Ре-ре-ре — ребята на горе.

Га-га-га — у реки берега.

Ны-ны-ны — на дереве ревуны.

Ины-ины — четыре Марины.

Яды-яды — у Марины наряды.

 

ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ

Кит, конь, дуб, мед, кот, ток, тон, день, бок, куб, дом, дым, мех, док, дух, пух, май, кум, маг, ген, медь, мак, меч, мох, миф, код, бег, хит, гид, хек, пять, ночь, чай, буй, печь, пан, чин, йод, юг, яд, вид, вот, тут, там, мой, Дик, Ким, Том, Кай, Кен, Бах, Дон, дуй, дай, вой.

От-от-от — дома кот.

Ит-ит-ит — на воде кит.

Уп-уп-уп — Дику дай куб(п).

Ак-ак-ак — у Гены мак.

Ед-ед — Киму дай мед.

Еч-еч — у Кена меч.


Ш

Шаг, шум, нож(ш), уж(ш), тишь, шах, еж(ш), шок, шут, шип, шик, наш, ваш, шеф, ешь.

Ить-ить-ить — буду шить.

Ум-ум-ум — дома шум.

Ош-ош-ош — у папы нож(ш).

Уш-уш-уш — у воды уж(ш).


Ж

Жук, чиж, жуть, жать, жить, жуй.

Ить-ить-ить — надо жить.

Ать-ать-ать — буду жать.

Ук-ук-ук — не жужжи, жук.

Иж-иж — у Жени чиж.


С

Нос, сад, сам, сом, сок, сон, сук, суп, сын, сыт, бас, ус, вес, пес, вес, воз(с), таз(с), пас, мыс.

Ын-ын-ын — у мамы сын.

Ыт-ыт-ыт — Витя сыт.

Ас-ас-ас — у папы бас.

Ос-ос-ос — у сына нос.

Уп-уп-уп — у мамы суп.

Ам-ам-ам — ем сам.


С'

Семь, мазь(сь), гусь, сев, сеть, весь, сядь.

Усь-усь-усь — на воде гусь.

Ась-ась-ась — у мамы мазь(сь).


З

Зуб, зоб, вяз, Зак.

Ак-ак-ак — дома Зак.

Уп-уп-уп — дуй на зуб(п).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5