Формирование культурно–гигиенических навыков у дошкольников
Н.Я
Михайленко и Н.А Короткова обращают внимание на то, что целью педагогических воздействий
по обогащению дидактической игры должна быть не «коллективная проработка
знаний», а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную
творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные
содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых
объединениях. В своих исследованиях они подчёркивают мысль о том, что «игра
имеет огромное значение для общего развития и воспитания ребёнка. Она не
мистическое, внутренне присущее ребёнку качество, а исторически сложившаяся
деятельность, которой овладевает ребёнок. Ей присуща добровольно и свободно
выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных
целей, является не продуктивной деятельностью. Кроме того, это особого рода
моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром».
Игра
имеет важное значение в жизни ребёнка. В младшем возрасте ребёнок
преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за
пределы самого простого самообслуживания; он начинает самостоятельно есть,
укрываться одеялом, надевать штанишки. И в совершенствовании этих навыков, как
показывает опыт работы, помогают творческие игры: сюжетно - ролевые,
театрализованные.
Педагог
Н. Лаврененко, изучая тему «Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников»
предложила студентам составить по этой теме сказки для дошкольников: «Что
случилось с мальчиком, который не любил умываться», «Путешествие в стране
Чистюль» и т.д.
Воспитатель
Н. Чулкова советует обучать детей процессу умывания используя прием показа. Она
предлагает детям научить Хрюшу, умываться с мылом. По ходу занятия дети
показывают Хрюше умывальную комнату, где учат его не сильно открывать кран с
водой, чтобы брызги не летели на пол, намыливать руки мылом, аккуратно мыть
лицо и насухо вытираться полотенцем.
Чтобы
закрепить знания о пользе воды, привить первоначальные навыки личной гигиены,
во время развлечения инструктор по физическому воспитанию детского сада А.А. Лихачева
предлагает организовать встречу с Мойдодыром. В ходе занятия дети учат мальчика
- грязнулю умываться, пользоваться умывальными принадлежностями. После этого
мальчик становится чистым и Мойдодыр его хвалит, а детей он хвалит за то, что
они научили этого мальчика умываться.
В
своей работе, по формированию культурно - гигиенических навыков мы отдаём предпочтение
играм и игровому методу, использованию художественного слова, это создаёт у
детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно
– гигиенических навыков.
1.5
Анализ программных требований и диагностических методик по данной теме
В
дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно -
гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в
соответствии с программными требованиями. Детей учат осознавать ценность
здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с
элементарными правилами безопасного поведения.
Цель
вопроса - познакомиться с отечественными образовательными программами по
вопросу воспитания культурно - гигиенических навыков у детей дошкольного
возраста, дать анализ методического обеспечения программ, изучить
диагностическую литературу.
Мною был проведён
анализ таких программ, как: «Программа воспитания и обучения в детском саду»
под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, программы
«Детство», разработанной коллективом преподавателей кафедры дошкольной
педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. (См. приложение 1)
Проанализировав
программы, я пришла к выводу, что «Программа воспитания и обучения в детском
саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой ориентирует
на создание в детском саду обстановки, способствующей формированию навыков
личной гигиены, особенно это относится к детям младшего возраста. В режиме дня
детей младшего возраста отводится больше времени, чем в режиме дня детей
среднего возраста, на формирование культурно - гигиенических навыков. Программа
предусматривает укрепление здоровья ребёнка, а это невозможно без соблюдения
правил гигиены. Именно поэтому, как мне кажется, в разделах «Физическое
воспитание» включены подразделы, «Культурно-гигиенические навыки».
Авторы программы
«Детство» являются сторонниками целостного развития ребенка в период до школы
как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности. Девиз программы:
«Чувствовать – Познавать – Творить».
Базой для реализации
программы является осуществление задачи укрепления физического и психического
здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры.
В программе есть раздел
«Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» в этот раздел входит
несколько подразделов, среди которых «Освоение основ гигиенической культуры».
Проанализировав этот
подраздел, я пришла к выводу, что программа предусматривает валеологическое
просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о
важности гигиенической культуры. Эти сведения становятся важным компонентом
личностной культуры и социальной защищенности дошкольника. Поэтому я буду
работать по программе «Детство»
В период от трёх до семи
лет совершенствуются способы выполнения соответствующих действий, меняется сама
структура навыков и характер их формирования.
1.
Освоенные культурно-гигиенические навыки постепенно переходят в привычку. Навык
мыть руки перед едой перерастает в потребность мыть руки. При этом выполнение
действий сопровождаются чувством удовольствия, окрашивается положительными
эмоциями. И наоборот, если ребёнку не удаётся выполнить действие, ставшее
потребностью, то он испытывает внутренний дискомфорт: может отказаться от еды,
даже если очень голоден, если не удалось помыть руки.
С
формированием привычки связано смещение мотива действия. Если вначале действие
побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением привычки мотивом
становится сама потребность в выполнении действия. Подчеркнём, что навыки
сначала формируются, а затем перерастают в привычку, когда выполняются
ежедневно, без перерывов, постоянно, когда ребёнка побуждают всегда мыть руки
перед едой, всегда аккуратно складывать свою одежду и т.д.
2.
Расширяется круг культурно-гигиенических навыков, они становятся более
сложными, объединяются в системы. Увеличение элементарных навыков и привычек
создаёт фундамент для других, более сложных.
Навыки
личной гигиены соединяются с навыками поведения в общественных местах, как надо
вести себя в умывальной комнате, в столовой; как относиться к вещам (сначала к
полотенцу, расчёске, мылу и другим предметам повседневного быта, а затем к
посуде, игрушкам, одежде и пр.); как относиться к своему труду и труду других
людей, к тому, кто приготовил пищу, накрыл на стол, выстирал платье, вымыл пол.
Навыки, как и привычки, объединяются между собой, переходят в черты характера.
Так навык мыть руки перед едой, объединяется с навыком причёсывания, одевания,
становится привычкой быть всегда аккуратным, переносится на поддержание в
чистоте своей одежды и других вещей, перерастает в привычку быть аккуратным в
делах и деятельности, уважать труд других людей. За счёт сформированных навыков
расширяется круг самостоятельности и активности ребёнка. Малыш начинает
выполнять культурно - гигиенические навыки по своей инициативе.
3.
Формируется осознание правил и норм, стоящих за культурно - гигиеническими
навыками. В раннем детстве на основе овладения этими навыками складываются
предпосылки для понимания правил поведения, определяющих необходимость их
выполнения. А в дошкольном возрасте малыш усваивает первые этические нормы. Он
«открывает», что за каждым культурно - гигиеническим навыком стоит определённое
правило поведения, которое продиктовано нравственными нормами человеческого
общества.
Методы
диагностики культурно - гигиенических навыков просты. Главным методом является
наблюдение за детьми 2-7 лет в режимных процессах. В книге «Диагностика
психологических особенностей дошкольника» Г.А. Урунтаева пишет о том, как
правильно проводить диагностику сформированности культурно-гигиенических
навыков у детей дошкольного возраста.
Прежде
всего, надо провести предварительную работу, составить таблицу «Освоение детьми
от одного до семи лет культурно - гигиенических навыков», а затем
проанализировать протокол наблюдения. Г.А. Урунтаева очень подробно даёт схему
анализа данных для каждого бытового процесса:
1. Эмоциональное
отношение ребенка к бытовому процессу…
2. Что важнее для
ребёнка процесс или результат…
3.Отношение
к используемым предметам...
4.
Проявление самостоятельности ребёнка....
-как
реагирует на столкновение с трудностями
-необходим
ли контроль взрослого при выполнении действий?
-
умеет ли малыш самостоятельно оценить достигнутый результат.
5.
Взаимоотношения со сверстниками;
6.
Взаимоотношения со взрослым;
Цель
такой диагностики изучения ребенка, обусловлена требованиями педагогического
процесса, а результаты диагностики обеспечат эффективность этого процесса.
Для
того, чтобы проанализировать данные Г.А. Урунтаева советует опираться на свой
опыт и специальные знания о ребенке.
В
книге «Педагогическая практика в детском саду», авторы В.П. Дуброва и Е.П.
Милашевич в изучении сформированности культурно – гигиенических навыков
опираются, в своих исследованиях, на методы, предложенные Г.А. Урунтаевой и
Ю.А. Афонькиной в книге «Практикум по детской психологии». Основным методом
диагностики является наблюдение. При оценке деятельности ребенка, авторы
советуют учитывать еще и эмоциональное отношение ребенка к режимному процессу,
что является важнейшей предпосылкой для эффективности в формировании культурно
– гигиенических навыков.
Выводы
В
результате работы над теоретической частью, я узнала, что ещё классики
отечественной педагогики (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский) писали,
что формирование культурно - гигиенических навыков одно из важнейших
направлений в работе с детьми. Современные педагогические исследования и опыт
работы показал, что главное не упустить благоприятный период, когда навыки и
привычки формируются быстро, т.е. сенситивный период. Работа по формированию
культурно - гигиенических навыков должна вестись в непосредственном контакте с
семьёй.
Изучение
первоисточников, позволило углубить знания о значении культурно-гигиенических
навыков в воспитании ребёнка дошкольного возраста.
Чаще
всего дети учатся культурно-гигиеническим навыкам в процессе игр или же с
помощью художественного слова.
Изучая
опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего
дошкольного возраста, мне стало известно, что в этом помогают разные игровые
приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук,
причёски и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами
человеческих отношений. А человеческие отношения маленький ребёнок воплощает,
прежде всего, в игре. Поэтому в своей опытной работе мы отдадим предпочтение
разным игровым приёмам и методам. Проанализировав опыт работы в журналах
“Ребенок в детском саду” и “Дошкольное воспитание” я пришла к выводу, что его
по данной теме не достаточно.
Культурно-гигиенические
навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители
должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе
культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его
последующей жизни. Мы убедились, что формируя у детей дошкольного возраста
культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические
процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого
терпения и понимания.
Список литературы
1.
Белостоцкая
Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7.
– М.:Просвещение,1991.
2.
Бондаренко
А.К. Дидактиеские игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.
3.
Бондаренко
А.К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М.:
Просвещение,1985.
4.
Буре
Р.С., Островская А.Ф. Воспиталель и дети. – М.: Просвещение, 2006.
5.
Богуславская
З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. –
М.: 1991.
6.
Воспитателю
о работе с семьёй / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
7.
Голицина
Н.С Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в
дошкольном учреждении. – Скрипторий 2003, 2007.
8.
Гурина
И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. –
СПб., 2007.
9.
Дуброва
В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду. – М.: издат. центр
«Академия», 1998.
10.
Детство\Под
ред. В.И. Логиновой и др. – СПБ.:Акцидент, 2008.
11.
Запорожец
А.В. Психология и педагогика игры дошкольника. М.,1966.
12.
Зебзеева
В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.
13.
Игра
дошкольника / Под ред. С.А. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989.
14.
История
дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; Под
ред. С.Ф. Егорова. – М.: Издательский центр «Академия», 1990.
15.
Комарова
Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М .:
2005/
16.
Крупская
Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1973.
17.
Кулик
Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. – М: ТЦ Сфера, 2006. –
(Программа развития).
18.
Лихачёва
А.А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2004. с.56
19.
Мчедлидзе
Н.Б., Лебеденко А.А., Гребенщикова Е.А. История дошкольной зарубежной
педагогики. – М.: Просвещение, 1980.
20.
Михайленко
Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком – М., Педагогика, 1990.
21.
Мухина
В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2006.
22.
Островская
Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение,
1990.
23.
Печора
А.В. Развивающие игры для дошкольников. М.: ВАКО, 2008.
24.
Программа
воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой и др. – М.:
Мозайка – Синтез, 2007.
25.
Сорокина
А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
26.
Урунтаева
Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.:
Просвещение, 1997.
27.
Урунтаева
Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника – М., 1996.
28.
Усова
А.П. Обучение в детском саду, 3 изд. М.,1981.
29.
Чулкова
Н. Поможем Чебурашке. // Дошкольное воспитание №5 -1991. с. 11.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|