Формирование читательских умений у младших школьников
2.
Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.
Данное умение впервые было выделено Н.Я. Мещеряковой и Л.Я.
Гришиной «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от
богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт
представляет материал, из которого создаются построения фантазий», - отмечал
Л.С. Выготский [5; 10]. При недостатке впечатлений образ художественной действительности
будет беден. Следовательно, необходимо развивать активность воображения
читателя и учить младших школьников направлять и корректировать свое
воображение, опираясь на текст художественного произведения. Анализ
произведения должен быть направлен на изображение жизни автором, а не на саму
жизнь.
3.
Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития
действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта
в драме. [6; 30].
Данное
умение направлено на постижение композиции. «Композиция - это членение
произведения на части, главы, абзацы, строфы, сцены, расстановка персонажей,
порядок сообщения о ходе событий, смена приемов повествования» [2; 182].
Младшие школьники не могут освоить понятие «композиция»
в полном объеме, но важно приучать юных читателей прослеживать динамику эмоций,
зарождение и развитие конфликта. Необходимо познакомить с сюжетом и его
элементами – вступлением, завязкой, развитием действия, заключением – и их
ролью в раскрытии идеи.
4.
Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ – переживание в
лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.
В
художественном произведении основная роль в раскрытии идеи принадлежит образам
героев. Целостное восприятие персонажа предполагает, что у читателя возникает
эмоциональное отношение к нему, что читатель соотносит мотивы, последствия
поступков героя, видит развитие образа, становление характера персонажа.
Формирование данного умения опирается на представление о том, что, изображая героев, автор высказывает свою точку зрения
на решение какого – либо вопроса.
5.
Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.
Данное
умение можно рассматривать как составную часть каждого из перечисленных выше
умений, но в учебных целях его полезно выделить. Это позволит направить
внимание читателя на постижение авторской позиции в самой ткани художественного
произведения, а не только в прямых авторских оценках. Авторская позиция всегда
присутствует в воссозданном читателем образе. Но если читатель не чувствует
авторской оценки, то знакомство с художественным произведением обогащает его
знанием еще одной жизненной ситуации, но не приобщает к авторскому пониманию
жизни.
6.
Умение осваивать художественную идею произведения.
Включение
данного умения в систему читательских умений обусловлено тем, что освоение идеи
– это цель анализа, и если она не достигнута, то и членение живой ткани
художественного произведения на части не оправдано. Освоение идеи основано на
установлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего и
рождается более глубокое его восприятие. Полноценное восприятие не сводится к
формулированию своего понимания идеи произведения, оно предполагает
переживание, принятие или непринятие авторской позиции [6; 42].
В
реальном процессе восприятия все читательские умения взаимно обогащают друг
друга. В основе полноценного восприятия лежит умение воспринимать
изобразительно – выразительные средства языка. Только постигнув их образную
окраску и осознав их роль в произведении, можно воссоздать в воображении
описанные автором картины, установить связь между ними. Умение воссоздавать
картины способствует воссозданию образа – персонажа. Умение осваивать идею
произведения вбирает в себя все умения. А освоив идею,
читатель по-новому взглянет и на язык, и на композицию, и на персонажей
произведения.
Таким
образом, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения,
образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому
произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в
результате взаимодействия всех элементов системы.
Развитие
речи на уроках чтения – система речевых умений.
С
анализом художественного произведения теснейшим образом связано и второе
направление литературного развития младших школьников – воспитание «маленького
писателя» (М.А. Рыбникова).[28;64] Эстетический подход к изучению литературы
требует отказа от привычного для начальной школы пути развития речи детей за
счет обучения различным видам пересказа. Целесообразнее обучать детей созданию
собственного высказывания.
В
ходе анализа художественного произведения дети вместе с учителем наблюдают, как
оно «сделано», знакомятся со способами выражения эмоций, характеристики
персонажей, с назначением отдельных элементов текста. При этом идет работа над
всеми сторонами текста – содержательной, структурной, языковой – в их единстве.
Такая работа требует опоры на элементарные литературоведческие знания и на
знания по речеведению, получаемые на уроках русского
языка. Затем перед ребенком ставится речевая задача и идет поиск средств ее
решения. При этом дети используют средства, аналогичные тем, с которыми
знакомились на уроке чтения, для воплощения своего речевого замысла.
Таким
образом, происходит взаимосвязанное формирование
читательских и речевых умений. Каждому читательскому умению соответствует
речевое умение.
Система
речевых умений включает 6 умений:
1.
Умение отбирать и использовать для воплощения собственного речевого замысла
языковые средства, аналогичные изученным.
2.
Умение передавать свои жизненные впечатления с помощью создания словесного
художественного образа.
3.
Умение выстраивать композицию собственного высказывания, исходя из речевой
задачи.
4.
Умение раскрыть авторский замысел через введение в текст образа – персонажа,
создание пейзажа.
5.
Умение подчинить авторскому замыслу все элементы текста.
6.
Умение раскрыть основную мысль текста.
Речевые
умения формируются на основе читательских умений.
Приемы
анализа текста – это средства постижения художественного произведения,
формирования читательских умений, приобретения литературоведческих
представлений и читательского опыта.[28; 73]
Овладение
полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного
обучения в школе по всем предметам; вместе с тем чтение - один из основных
способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов
всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности чтение представляет
чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого
развития учащихся.
С
точки зрения современной науки о формировании читателя, основное качество
процесса чтения – это уровень самостоятельности, к которому подготовлен
читатель и при выборе книги- собеседника, и при озвучивании чужой речи, таким
образом, каким ее следует озвучивать, подчиняясь всем знаковым указаниям о
смысле той беседы, которую предлагает читателю книга, и при решении вопроса о
том, сколько нужно и можно читателю общаться с книгой сразу, за один присест,
без перерыва. Чтобы осуществить любую деятельность, в том числе и читательскую,
самостоятельно, не прибегая к непосредственной помощи других людей,- читатель
(ребенок или взрослый), должен к моменту выполнения деятельности, во-первых,
знать, какие книги-собеседники существуют на свете и в его ближайшем окружении,
как узнать нужную ему книгу среди других книг, чтобы выбрать для чтения именно
ее; во-вторых, он должен уметь правильно, бегло, сознательно, выразительно
прочитать текст, выделить, обдумать и оценить предложенный ему в книге опыт,
ориентируясь на себя, на свои личные потребности и, наконец, в-третьих, никто
при этом не должен его принуждать обращаться к книгам. Никто не должен даже
напоминать ему о самой возможности обращаться в мир книг за какой-то
определенной книгой, чтобы ответить «на возникшие в душе вопросы» и тем самым
приблизиться к идеалу человека разумного, посоветовавшись с мудрецом,
специально оставившим для него недостающий ему опыт.
Существует
еще одно обстоятельство, характеризующее процесс чтения и уровень
самостоятельности читателя, а именно то, сколько времени ему полезно проводить
за чтением, чтобы оно его обогащало, а не одурманивало мозг. В этом отношении
современные научные знания таковы: ребенок- первоклассник может продуктивно
заниматься чтением без перерыва не более 10-15 минут; для второклассника эта
норма увеличивается вдвое; в III классе самостоятельное вдумчивое чтение книги
может продолжаться от часа до полутора часов; в IV классе - не более 2 часов
подряд; потом надо непременно сделать длительный перерыв, как бы не хотелось
продолжить чтение.[36; 23]
Таким
образом, читательские умения – это готовность наиболее эффективно
выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится
действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и
способствуют постижению идеи произведения.
Каждое читательское умение не формируется по отдельности, все
умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому
новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается
только в результате взаимодействия всех элементов системы.
Глава 2. Экспериментальное
исследование уровней читательских умений у младших школьников
2.1
Диагностика уровня сформированности читательских умений у младших школьников
Экспериментальное
исследование проходило в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя
общеобразовательная школа с. Птичник» в 3 классе в течение двух месяцев сентябрь-
октябрь 2008г.
В
эксперименте принимал участие 3 класс в составе - 21 ученика, разделенный на
две группы: экспериментальную и контрольную в экспериментальную вошло 10
человек, в контрольную группу - 11 человек.
Экспериментальное
исследование проходило в три этапа:
1.
Констатирующий
– целью, которого является определение уровня сформированности читательских
умений у младших школьников.
2.
Формирующий
– целью, которого является подобрать приемы формирования читательских умений у
младших школьников.
3.
Контрольный
– цель его, определение эффективности влияния приемов формирования читательских
умений у младших школьников.
Для определения уровней сформированности
читательских умений применялись следующие приемы и упражнения: словесное
рисование, анализ иллюстрации, составление плана текста, подбор синонимов с
обоснованием авторского выбора. Работа проводилась по стихотворению К.Бальмонта
«Осень» см. приложение [1] и рассказа Н.Носова «Огурцы» см. приложение. [2]
На
констатирующем этапе мы определяем уровень сформированности читательских умений
по следующим критериям:
1.
Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии
с их функцией в художественном произведении.
2.
Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.
3.
Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития
действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта
в драме.
4.
Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ – переживание в
лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.
5.
Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.
6.
Умение осваивать художественную идею произведения.
Уровни
сформированности читательских умений распределяются следующим образом:
1.Высокий уровень –
когда у учащихся сформированы все шесть умений, т.е.: умение адекватно
воспринимать изобразительно- выразительные средства, с которыми встречаются при
чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем,
способные оценивать поступки героев, увидеть последствия действий героев.
Умение осваивать композицию произведения, увидеть авторскую позицию и освоить
идею произведения.
2.Выше
среднего -
когда у учащихся сформированы от пяти до четырех читательских умений: умение
адекватно воспринимать изобразительно- выразительные средства, с которыми
встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни,
созданные писателем, способные оценивать поступки героев, увидеть последствия
действий героев.
3.
Средний уровень – когда сформированы три умения: умение адекватно воспринимать
изобразительно- выразительные средства, с которыми встречаются при чтении,
могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, способные
оценивать поступки героев.
4.
Низкий уровень – когда сформированы два умения: умение адекватно воспринимать
изобразительно- выразительные средства, с которыми встречаются при чтении,
могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем.
Данные
констатирующего этапа отражены в таблице 1
Таблица 1
Уровни
читательских умений на констатирующем этапе.
Экспериментальная группа
|
Высокий
|
Выше среднего
|
Средний
|
Низкий
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
4
|
40
|
1
|
10
|
4
|
40
|
1
|
10
|
Контрольная группа
|
5
|
45
|
2
|
18
|
3
|
27
|
1
|
9
|
Анализ таблицы показал, что как в
экспериментальной группе на высоком уровне сформированности читательских умений
вышло 4 чел., что составило – 40%, в контрольной группе на высоком уровне
оказалось 5 чел., что составило- 45%; выше среднего уровня в экспериментальной
группе 1чел.- 10%, в контрольной 2 чел.- 18%; на среднем уровне в
экспериментальной группе – 4 чел. – 40%, в контрольной группе – 3 чел., что
составило- 27%; на низком уровне сформированности читательских умений, в
экспериментальной и контрольной группе находится по 1 чел., что составляет в
экспериментальной группе 10%, а в контрольной 9% соответственно.
Наша задача повысить уровень читательских умений
в экспериментальном классе.
2.2 Приемы формирования читательских умений у
младших школьников
Формирующий
эксперимент проводился с
экспериментальной группой учащихся 3-го класса в количестве 10 человек с низким
уровнем воссоздания в воображении картин жизни, созданных писателем, понимания
авторской позиции, усвоения идеи произведения.
Формироваться
умения будут, через следующие приемы и методы (словесное рисование, определение
авторской позиции, установление связи между всеми элементами произведения,
определения эффективности различных видов творческого пересказа, направленных
на повышение уровня восприятия художественного произведения), а также через
специально подобранные упражнения см. приложение [3]
Мы
использовали приём словесного рисования применительно к поэтическому
произведению.
А.
Твардовский
Лес осенью
Меж редеющих
верхушек И, хвостом мелькая, белка
Показалась
синева. Лёгкий делает прыжок.
Зашумела у
опушек Стала ель в лесу заметней -
Ярко-жёлтая
листва. Бережёт густую тень.
Птиц не
слышно. Треснет мелкий Подосиновик последний
Обломившийся
сучок, Сдвинул шапку набекрень.
Словесное
рисование данного произведения направлено на построение композиции рисунка по
следующим вопросам:
1)
Что
нарисуем на первом плане?
В данном
случае на первом плане можно изобразить редеющий край леса, т.е. несколько
деревьев в ярко-жёлтой листве, над которыми виднеется голубое небо.
2) Как об
этом сказано у автора?
Меж редеющих
верхушек
Страницы: 1, 2, 3, 4
|