бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Эстетическое воспитание через детский фольклор бесплатно рефераты

Как я матушки красовалася.

За юбочку, да и на уличку.

За платочек, да и на вечерочек.

Одними из самых первых песен древних славян были песни, связанные с их языческими верованиями. Славяне одухотворяли силы природы, верили в то, что магическими действиями и заклинаниями можно добиться лучшего урожая. От которого зависела жизнь. Поэтому наиболее древние песни связаны с культом земли и солнца. И до сих пор в детских припевках звучат призывы, с которыми славяне обращались к силам природы, как к живым существам: «Дождик, дождик пуще!», « Солнышко, солнышко, выгляни в окошко!».

     Песни и обряды приурочивались к определенным дням и месяцам года и поэтому позже получили название календарных. Эти обряды постепенно опоэтизировались, в них вносился элемент игры, но песне всегда принадлежала здесь ведущая роль.


3.  Использование фольклорных материалов села Кирилловка и Шумиловка во внеклассной работе.

 

Данный материал, связанный с обрядами села для проведения внеклассной работы в школе.

    Учебный год удобно разбить на периоды по праздникам:

Первый календарный праздник отмечался в ночь с 6 на 7 января (по новому стилю), то есть тогда, когда день начинал, после зимнего солнцестояния, прибавляться, и происходил «поворот зимы на лето». Эта веселая ночь называлась у восточных славян – колядованием. В песнях-колядках восхвалялись красота и трудолюбие хозяйки, ум и храбрость хозяина, которым желали здоровья и счастья, за что исполнители песен получали подарки.

Праздник, начинавшийся 6 января и длившийся до 19 января, назывался святками. Девушки пели подблюдные песни (у блюда с водой, куда каждая кидала свое колечко). Под звучащую музыку колечки одно за другим вынимались, и то, о чем пелось в этот момент в песне. Должно было сбыться в судьбе хозяйки кольца.

( см. Приложение № 1, 2).

В конце зимы был еще один праздник – проводы зимы, масленица. По окончании праздника изображение масленицы сжигали в лесу и при этом пели:

«Масленица-мокрохвостка, поезжай со двора», что должно было способствовать скорейшему приходу весны. С той же целью в день весеннего равноденствия изготовляли фигурки птиц.

 ( см. Приложение № 3).

Одним из важнейших, а во многом и драматическим, был обряд, связанный со свадебной игрой. Он представлял развернутое театрализованное действо, сопровождавшееся разнообразными песнями, торжественными, драматическими и комедийными сценами, где главная роль отводилась девушке-невесте.

Свадебная игра подразделялась на две части. Первая, более продолжительная, разыгрывалась в доме невесты.

Она начиналась сватовством, рукобитьем (если обе стороны приходили к согласию на брак), смотринами невесты и девичником. На смотринах происходило знакомство невесты с женихом и его родителями, которое сопровождалось  самыми различными песнями – приветственными, шуточными, лирико-эпическими, как например, песня «Не было бы ветру»:

                                   

Не было бы ветру, вдруг навянуло,

Не ждали гостей, вдруг наехали.

Полон дом вороных коней.

Полны горницы молодых гостей.

Полны светлицы красных девушек.


    Лирической кульминацией свадебной игры был девичник - прощальный вечер, который проводила невеста вместе с подругами накануне свадьбы. Закрытая платком сидела она и причитала, прощаясь со своей «вольной волюшкой», а подруги невесты пели лирические и венчальные песни. В них обрисовывалась целомудренность и красота невесты ( «Лицом она и бела, и румяна»), рассказывалось о привольной жизни в родном доме.

Сама же невеста на девичнике должна была причитать. Невеста обращалась к отцу с матерью с мольбой не отдавать ее в «злы-чужие люди»,  потому что жизнь в доме мужа представлялась ей тяжелой, а жених «чуж-чужанином» или «злодеем».

В утро свадебного дня, одевая невесту к венцу, ее подружки в своих песнях продолжали тему горького прощания.

Но как только жених со своими дружками подъезжал к дому невесты, настроение свадебной игры  сразу же менялось. Жених находил ворота на запоре, и ему со своей свитой приходилось откупаться от подружек невесты, иначе невозможно было прекратить град насмешливых песен.  В которых они озорно высмеивались.

После свадьбы начиналось традиционное  пирование в доме невесты. Оно сопровождалось пением величальных, шуточных и плясовых песен. Величались не только молодые, но и поочередно все гости, а исполнялись величальные песни специальным хорошо спевшимся ансамблем. Его пение иногда сопровождалось пляской одной или двух плясуний.

( см. Приложение № 4).

А потом начиналась для молодых тяжелая трудовая жизнь.

Очень много времени они проводили в поле, и до нас дошли самые разнообразные песни связанные с полевыми работами. Трудной и утомительной была жатва. Многие жатвенные песни о молодой жнице, работающей в поле от зари до захода солнца. Начало и конец жатвы отмечались очень торжественно. В начале жатвы из первых сжатых колосьев плели венок, который по окончании рабочего дня с песнями приносили домой и вешали в «красный угол». А по окончании красиво разубранный сноп, сделанный из последних жатвенных колосьев. С торжественными и радостными песнями проносили по всей деревне и ставили около дома или хозяйского двора.

По вечерам. Когда уборочные работы заканчивались молодежь водила хороводы и кто-нибудь из парней или девушек разыгрывали песню в лицах. Иногда участники хоровода делились на две группы, чтобы двигаться «стена на стену», изображая содержание песни жестами. Порою пары двигались «гуськом» или «цепью». Хороводные песни часто сводились к воспроизведению моментов коллективного труда: «Уж мы сеяли, сеяли ленок», «Мы капустоньку пололи» и другие.

Длинными зимними вечерами и старики, и молодежь собирались в чей-нибудь просторной  избе и здесь, выполняя какую-нибудь хозяйственную работу, пели лирические песни. Этот жанр протяжной, многоголосной песни отражал склад характера русского человека, глубину его чувств, стремление к сосредоточенному раздумью, доброта, глубокая привязанность к своим близким, к родной земле.

Изумительная по выразительности русская протяжная песня стала одной из вершин в мировой музыкальной культуре.

Таковы «Горы», «Степь», «Лучина», «Калинушка с Малинушкой», «Ты взойди, взойди, солнце красное».

В лирических песнях рассказывалось о переживаниях любящих, о тяжелой женской доле, о солдатской службе, о батрацком труде, о жизни работных людей и о многом, многом другом. История жизни одного поколения людей не забывалась последующим поколением.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Что значит воспитывать музыкой? Кто должен и кто может это делать? Когда, при каких условиях воспитание музыкой может состояться? Кто воспитывает музыкой? Наконец, что это – тяжелый труд или взлет души?.. Есть ли однозначный ответ?

Есть поиск.

Почти сорок лет тому назад Д.Б. Кабалевский вместе с небольшой группой педагогов из разных областей Российской Федерации начал освоение новых путей в музыкальном воспитании школьников. «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Эти слова выдающегося педагога-гуманиста В.А. Сухомлинского не случайно стали эпиграфом в школьной программе по музыке, созданной под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского.

Направление содержания программы и методы, предложенные в ней, явились авангардными для современной музыкальной педагогики, а сегодня они далеко перешагнули границы предмета «Музыка».

Программа – компас, как говорил Дмитрий Борисович Кабалевский. И действительно, в ней есть вечная музыка – не умирающие, классические профессиональные и народные произведения и вечные проблемы – что есть Жизнь, Добро, Любовь, Честь. Труд. Творчество… Но место искусству и жизненным проблемам есть ведь не только  на уроке музыки. Каждый педагог в своей работе опирается на то, что наиболее соответствует его склонностям, музыкальным пристрастиям, профессиональному мастерству. При этом удается ли ему больше вокально-хоровая работа, или он находит путь к душам ребят как талантливый музыкант-исполнитель, идет ли он к детям через яркое, художественное слово о музыке или мастерски организует инструментальное музыцирование детского коллектива, на уроке или вне его проводит он свою работу – важно то, что она направлена на воспитание душ, развитие духовной культуры учащихся. И успеха добивается тот учитель, который постоянно совершенствуется. Ищет оптимальные пути проникновения «большой» музыки в жизни детей, пути усиления ее воздействия на них.

Отбор материала для методической разработки был продиктован современными требованиями, желанием показать широкий круг воспитательных возможностей музыкального искусства с использованием фольклорного материала (от детских фольклорных попевочек до более серьезных фольклорных песен, обрядов родного села).

 

5.Используемая литература.

1.                 С.В.Титов, Игры, праздники, викторины. Ярославль – 2004г.

2.                 Классные дела под редакцией Е.Н.Степанова, Москва – 2004 г.

3.                 М.А.Петрухина, Внеклассные мероприятия в средних и старших классах, Волгоград – 2003 г.

4.                 А.Белов, Рождество христово, Москва –1965г.

5.                 Газета для внеклассной работы «Последний звонок» №9 – 2006 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.


Ведущий.      /Вступительное слово о празднике «Русские Коляды»


Коляды начинались с 6-го января по новому стилю. Колядовщики носили «звезду», которая символизировала солнце. Наши предки поклонялись ему, славили его. Считалось что это будет способствовать обильному урожаю. С принятием Христианства на Руси Х веке «Звезда» становится символом Вифлиемской звезды, о которой говорится что пришел спаситель человеческих душ. Пели:

Радуйся, ой радуйся, земля!

 Сын Божий народился!


  Считалось, что слова в начале года имели магическое значение, поэтому молодые люди ходили по домам и желали хозяевам богатства, доброго здоровья, хорошего урожая. Пели песни, они назывались «Колядки»


Дайте коровку,

Масляну головку!

И дай Бог тому,

Кто в этом дому!
Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!


  !3 января был щедрый вечер или «щёдры». Молодежь ходила щедровать. Выбирали Механошу, который носил мешок для сбора даров. Считалось большим грехом не пустить щедровиков в дом, не одарить их. а если щедро одаришь тем благосклоннее будет Бог по отношению к хозяевам. Хозяева давали деньги, самодельный сыр, сало, «кишку» (колбасу), пироги. Но в каждом селе встречались и такие, кому и копейки было жалко. Таких не жаловали:

Им говорили :

  

Сею, сею, деду Масею,

Бабе Рохле, чтобы куры подохли.


Щедровики водили с собой «Козу».  Пели:


 Это мы идем, мы козу ведем,

 Где коза пройдет, там жито взойдет…


Ставили разные сценки с «Козой». Приход «козы» сулил счастье хозяевам и то, что скот будет защищен от болезни. Вечером около 12 часов собирались щедровики в одной избе, куда сносили все дары, накрывали стол и встречали Новый Год.

   Утром 14 января проводился магический обряд «посевания» (засевание). Молодые мужчины, мальчики «засевали» зерном в избах. Зерно считалось символом обновления жизни, символом богатства.


1- й ведущий.  Праздник великий настал снова

                         Всюду веселье, пиры, торжество.

                         Вспомним какое поведал нам слово

                         Тот, чьё справляем сейчас Рождество.


2-й ведущий.  Каждый да будет всегда милосерден

                        К слабым, сиротам, убогим, больным.

                        Тем, что имеет поделится с бедным

                        И назовет его братом своим.


1-й ведущий.  Так окажите же, други, участие.

                         Многие встретят в нужде Рождество.

                         Доброе дело – великое счастье.

                         Это святое души торжество.



( Входит группа учащихся, несут «Звезду» )


1 –й учащийся (показывает на звезду)

                        На вольном голубом эфире

                        Родилась на востоке звезда,

                        Дивный светоч спасения мира,

                       Не светивший еще никогда.


2-й учащийся.  Над пастушьей пещерой убогой

                          Засветилась впервые она,

                         Отражение юного Бога,

                         Пробудившего землю от сна.


3-й учащийся. С мира ветхого сбросив оковы,

                         Возвещает Христа Рождество,

                         Пронизает она мир суровый,


Все.                 Чтоб сияло любви торжество.

 

(Учащиеся исполняют песню «И время настало» )


                    И время настало,

                    Чтоб во век ни бывало.

                   Над вертепом звезда ясна

                   На весь свет засияла.

А звезда сияла

И всем споведала,

Что сын Божий

В Вифлиеме народился.

                    Пастушки с ягнятками

                    Перед тым дитятком

                    На коленца приподают

                    Царя Бога прославляют.

Здравствуй. здравствуй царю,

Царю-государю.

Даруй, даруй, счастья, долю

Сего дома господину.


4 уч-ся.      На широком небосводе

                  В звездном ярком хороводе

                  Светит дивная звезда.

                  Всюду луч она заронит,

                  Где людское горе стонет,

                  В сёла, в рощи, в города.


5 уч-ся.    Луч доходит до светлицы,

                 До крестьян и до царицы

                 И до птичьего гнезда.

                 Он вскользнет и в дом богатых.

                 И не минет бедной хаты

                 Луч волшебный никогда.


6 уч-ся.    Всюду ярче радость блещет,

                 Где тот звездный луч трепещет,

                 И не страшна там беда,

                 Где засветится звезда.


( Уносят «звезду», исполняя 1-й куплет песни «И время настало»)


(Кукарекает петух. Собираются девчата. )


1. Девоньки – подруженьки! Уже пора настала Коляду гукать, в гости приглашати.

(Выносят каравай на полотенце с хлебом-солью).


2.  Приди Коляда из-за моря.

3.  Принеси Коляда три угодья.

4.  Первое угодье – крепкое здоровье.

5.  Второе угодье – урожай в поле.

6.  третье угодье – счастье, мир в доме.


Все (кличут Коляду):   Ау! Ау! Колядушка, Коляда.

                                       Коляда, Свет Изотьевна.

                                       Просим милости твоей в гости

                                       К нам пожаловати.

                                       Новый год открывати, старый провожати.

(Выходит Коляда в соломенной юбке, шляпе, желтой кофте, коса соломенная)


Коляда.                          Иду, иду, поспешаю!

 1. А вот и наша званная гостья пожаловала, наша Изотьевна.


Коляда:  Святый вечер!                 Все:  Святый вечер!


2. Милости просим, Изотьевна, отведать нашего хлеба-соли.


Коляда. Спасибо за приглашение. За хлеб-соль, угощение!


1. Колядушка, Коляда! Где ж так долго была.


Коляда: А я время зря не теряла.

              Ходила щедровала,

              Людей с Новым Годом пождравляла.


2. Расскажи , Изотьевна, как ты щедровала.


Коляда:     Как пошла я Коляда.

                  С конца улицы в конец

                  Дай к Ивану на двор-

                  Его Екатеринушка добра

                  Пять блинов дала. (Показывает)


Все.    О!  О!  О!

Коляда:     Как пошла я, Коляда,

                  Да к Сергею во двор –

                  Его Валюшка добра:

                  Кишку дала, Коляду провела.

Все:       О, хорошо щедровала!


Коляда:   Как пошла я, Коляда,

                К Андрею во двор –

                Его Еленушка добра ;

                Кусочек сала дала.


Все:       О, какой кусок сала!


Коляда:   Как пошла я, Коляда,

                Дай к Григорию во двор –

                Его Наденька добра:

                Кусок сыра дала.

                Коляду провела.

Страницы: 1, 2, 3, 4