бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Эстетическое воспитание через детский фольклор бесплатно рефераты

Эстетическое воспитание через детский фольклор

Кирилловская средняя общеобразовательная школа

Климовского района Брянской области








МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА

 

 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ

 

  ЧЕРЕЗ  ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР

 

 

                           выполнила

                                                    ВНУКОВСКАЯ
                                                    НАТАЛЬЯ
                                                    НИКОЛАЕВНА,

                                             учитель музыки и

                                             изобразительного искусства

                                             Кирилловской средней

                   общеобразовательной школы

                                                   Климовского района

 





                             

 

2006 г.

План  методической разработки

 

1. Вступление. Обоснование актуальности и значимости темы.

 

2.  Использование фольклорных материалов на уроках

музыки.

3.  Использование фольклорных материалов села Кирилловка и Шумиловка во внеклассной работе.

 

4.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5. Использованная литература.

6. Приложение №1 Праздник «Русская коляда»

                             №2 Русские народные традиции «Святки»

                            №3 «Масленица»

№4 «Сватовство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ


   Перемены, которые происходят в школе, радуют, обнадеживают. Введение новых предметов, просмотр прежних программ – требование времени.

    И как нужно все продумать, предусмотреть – ведь зерна «разумного вечного» взойдут через год! Избежать ошибок можно, лишь анализируя уроки прошлого и внимательно вглядываясь в день сегодняшний.

    Что-то было упущено педагогикой 5-10 лет тому назад, если сейчас так остро встают проблемы нравственности, морали, трудового воспитания, если пестрят средства массовой информации выступлениями о неуважительном отношении к памятникам старины и засорении великого русского языка иностранными словами,  если мы забыли, что можно встречать гостей душистым чаем или дарить ромашки,  если,  усевшись рядышком, не можем спеть ни одной русской песни от начала до конца. Бесконечные «если»…

     Что-то изменилось в русском человеке? Конечно, изменилось – потерялось, забылось в сумятице лет, в каждодневной суете.

      Что поможет нам вернуть утраченное, восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений, в которых мужчина – «орел», «сокол», мужественный, сильный, защита и опора для нее – «павушки», «лебедушки», скромной, грациозной и трудолюбивой, и которые определяются словами:

 

«Не с богатством жить, а с советом,

                            Не с хоромами – с человеком».

       Думаю, что серьезную помощь здесь может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из этого чистого родника, он познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций. А значит, вырос и настоящим человеком.

       Успехи в деле воспитания подрастающего поколения                                                                              

средствами фольклора есть, и немалые. Одних только фольклорных детских групп в Российской Федерации около 300. Но это коллективы самодеятельные, а необходимо всеобщее фольклорное образование.

    Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планом, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья. История оставила не мало фактов свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. Музыкальная терапия вместе с арттерапией, т.е. терапией средствами изобразительного искусства может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые все больше поражают учащихся как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки и изобразительного искусства как средства реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе. 

     Лобанова А.Е. в статье «Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий», опубликованной в журнале «Музыка в школе №3» за 2005 год отмечает, что основной акцент становится на приобщении детей к произведениям музыкального искусстава: произведения «Золотого фонда» музыкальной культуры неоднократно повторяются на разных этапах обучения школьников. При сохранении «Золотого фонда» произведений композиторов, классиков и детского песенного репертуара необходимо усилить акцент изучение музыкального фольклора, как русский песенный фольклор – это естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности.

        Создание спектакля на основе песни является неизбежным, а соединение нескольких песен в единое композиционное целое, уже предполагающее и наличие диалоговых структур, переносит акцент с вокально - и музыкотерапии, а также терапии танцевально-двигательной, на драму. В ходе проведения не традиционных форм урока (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмам и его цветовыми сочетаниями, характера узора. Время, выделяемое на дополнительное включение и расширение фольклорного компонента определено, как резервное время учителя.

       Использование фольклора на уроках музыки предусматривает органичное сочетание самых разнообразных видов деятельности исполнительско-творческое и слушательское. Е.А.Лобанова говорит, что в народных детских песнях особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их легкие дыхания голосовой аппарат. Прекрасным образом введены элементы телесной терапии в русских народных хороводах таких как «Каравай», «Капустка», «На горе-то, калина». В различных хороводах или играх происходит смена партнеров таким образом, что участник контактирует с каждым их группы. Деятельная работа Е.А.Лобановой основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально чувственную сферу, художественно- образная, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей в т.ч. в инсценировании русских народных песен. Задание «Разыграй песню» можно предлагать учащимся используя тексты и сюжеты русских народных песен: «Как под наши ворота», «На горе-то, калина», «Как пошли наши подружки» и др. Исполнение может исполняться характерными движениями, жестами, звучанием народных инструментов.

      Реальные условия для включения большого объема фольклорного материала в обучении младших школьников сложатся только в результате перехода на 2-х часовые занятия музыкой в неделю.


2. Использование фольклорных материалов на уроках

музыки.


  Я   полностью разделяю взгляды перечисленных выше авторов и у меня  также  имеется некоторый опыт освоения фольклора на уроках музыки и во внеклассной работе.

 Особого внимания требует музыкальное образование учеников начальной школы.

      Задачи, стоящие перед уроками музыки в начальной школе, можно решить успешно, опираясь. прежде всего, на русский музыкальный фольклор. Русская народная песня красочна и содержательна, покоряет душевностью, отражает русский национальный характер. В действующей программе рекомендованной Министерством образования и науки, учебно-методическом комплекте Е.Д.Крицкой и Г.П.Сергеевой предусмотрено ознакомление детей с русскими народными песнями разных жанров, но в малом объеме. Опыт показывает, что на уроках музыки в начальных классах должны быть представлены народные песни гораздо шире, в том числе и хоровые, лирические, прибаутки и т.д.. Эти песни показывают большое воспитательное воздействие, обогащают духовно, формируют национальное самосознание.

      Уже с самого раннего возраста дети слышат сказки, пестушки, колыбельные песни:

                                Звезды спят за облаками,

                                В синем море спит тюлень.

                                Ты закрой, мой мальчик, глазки,

                                Завтра новый будет день.


Спи, мой мальчик, в колыбели

                                На перине пуховой.

                                Спать вороны улетели

                                           Спит зайчиха под сосной.


                            Или:


                              Ков-ков ножку, поедем в дорожку

                              А дорожка скользка, а ноженька гибка.

                              Идет коза рогатая, идет коза бодатая.

                              Кто кашки не ест, кто молочка не пьет,

                              Того забодает.   


                      Или:

                                Сорока на припечку сидела,

                                Деткам кашку варила.

                                Этому дала, этому дала,

                                 Этому дала, этому

                                А ты мал, круп не драл.

                                Каши не варил, тебе не дадим.


                      Или:


                              Ай –люли! Ай-люли!

                              Весь в серебряной пыли,

                              Месяц пал на кавыли

                              Ай-люли! Да ай-люли!

                              А в тумане над лугами

                              Сбилось стадо в кучу,

                              А бычок бодает тучу

                              Красными рогами.


 

                       Или:


                               Барашеньки-крутороженьки

                               По лесам ходят, по полям бродят,

                               В дудочку играют,

                               Ваню спотешают.

                               Ваня, Ваня простота

                               Купил лошадь без хвоста,

                               Сел задом наперёд

                               И поехал в огород.

                               В огороде пусто, выросла капуста.


     

   В начальных классах у многих детей наблюдается вялая работа артикуляционного аппарата, что отражается на качестве звучания, оно становится тусклым, плоским. Причинами невнятного произношения могут стать вялость и малоподвижность языка. Губ, сжатость нижней челюсти, недостаточное или непрерывное раскрытие рта, скованность мышц лица и шеи.

В зависимости от причины недостатка выбираются

 упражнения. Главное правило для всех случаев – это полное физическое освобождение артикуляционного аппарата от скованности, излишнего напряжения. Для раскрепощения нижней челюсти можно рекомендовать упражнения с использованием слогов ба, ма, да. При этом частая повторяемость губных согласных ( б ) и ( п ) позволяет активизировать работу губ.

   Для преодоления вялости и малоподвижности языка рекомендуются упражнения на слоги ле и ля. При этом внимание детей обращается на работу кончика языка, который активно взаимодействует с верхними зубами и твердым нёбом.

   Для развития дикции учеников применяю не только музыкальные упражнения, но и скороговорки.


Или:

От топота копыт, пыль по полю летит.

Или:

На дворе трава, на траве дрова.

Или:

Сыпь песочек, в желтенький горшочек.

Или:

Андрей-воробей

                                        Не гоняй голубей,

                                        Гоняй  галочек

                                        Из-под палочек.

                                        Не клюй песок,

                                        Не тупи носок.

                                        Пригодится носок

                                        Поклевать колосок.

     В 4-5 классах, изучая жанры народных песен, дети знакомятся с песнями своего села. Ученики получают задание:

спеть фрагменты народных песен различных жанров, которые пели их бабушки, прабабушки. Предварительное задание: собрать у своих земляков песенный материал; на уроке

организуется групповая работа по определению жанров подобранных песен, предлагается задание на сравнение:

Какие характерные интонации, особенности ритма и другие средства выразительности отличают колыбельную песню от плясовой, солдатскую от трудовой, лирическую от хороводной? 

 Обрядовые:

1) калядки

Каляда, каляда!

Подавай пирога,

Блин да лепешку

В заднее окошко.

Новый год пришел,

Старый угнал,

Себя показал!

Ходи, народ,

Солнышко встречать,

Мороз прогонять!

Или:

Что в поле, в поле,

На вороном коне.

Сам Бог ездя, жито сея,

Пречистая мати, обедать нося,

Обед относя, Бога прося.

Зароди, Боже, жито, пшеницй.

Ни кукулёчка, ни василёчка

Для своей ласки кольца колбаски

С Новым годом, с Новым родом.

Чтоб здоровы были,

Много лет жили.

2)масляничные

Масляная, счастливая

Протянися далеко.

Запрягу я бугая, бугая

Куда люди- туда я, туда я

Масляная, счастливая

Протянися далеко.

Люди едут по горелочку, по горелочку,

А я следом по-маленечку, по-маленечку

Масляная, счастливая

Протянися далеко.

Зарезали свинку, свирку

Сало, ноги в скрынку, в скрынку.

Масляная, счастливая

Протянися далеко.

А кто сыру не дае, не дае

Нихай тому погние, погние

Масляная, счастливая

Протянися далеко.

3) пасхальные,

Пасхальная-хороводная

Что с под Киева, с под Чернигова

Вой ли, вой-лю-ли из под Чернигова.


Там текла речка быстрая

Вой ли, вой-лю-ли речка быстрая.


Речка быстрая, бережистая.

Вой ли, вой-лю-ли бережистая.


На той речке лежит кладочка

Вой ли, вой-лю-ли лежит кладочка.


По той кладочке брат с сестрою шли

Вой ли, вой-лю-ли брат с сестрою шли.

 

Сестра утонула,  речка молвила

Вой ли, вой-лю-ли, речка молвила.


Ты не пей, братец из речки воды.

Вой ли, вой-лю-ли, из речки воды.


Ты не ешь, братец, рыбы белыя.

Вой ли, вой-лю-ли, рыбы белыя.


Не рви, братец, желтых красочек.

Вой ли, вой-лю-ли, желтых красочек.


Не топчи братец шелковой травы.

Вой ли, вой-лю-ли, шелковой травы.


Из речки вода – это кровь моя.

Вой ли, вой-лю-ли, это кровь моя.


Рыба белая – то тело мое.

Вой ли, вой-лю-ли, - то тело мое.


Желты красочки – то краса моя.

Вой ли, вой-лю-ли, краса моя.


4) свадебные

Пойду замуж, хоть отведаю.

Добря будя, так я жить буду.

Плохо будя, так я назад приду.

Красуйтеся, мои девушки, перед матерью.

Страницы: 1, 2, 3, 4