бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Эмоциональные проявления детей на музыкальные произведения бесплатно рефераты

Этими внешними реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных пьес для воспитания ребенка».

В.М. Бехтерев подошел к постановке проблемы не только с физиологических позиций. Музыкальное развитие понимается им как эстетическое, в его наиболее широком и разностороннем значении. В.М. Бехтерев рассматривает и то, что влияет на музыкальное развитие и те процессы, которые происходят при этом. Автор говорит об отборе музыки, о последовательности ее усложнения, о музыкальных инструментах, на которых лучше исполнять музыку для детей (цимбалы, органчики, аристон, граммофон, фортепиано), о музыкальных игрушках.

Наиболее актуальной остается характеристика процессов музыкального переживания ребенка. Прежде всего подчеркивается его многосоставность: развитие музыкального слуха, формирование эстетических чувств, вкуса – все это входит в понятие «музыкальность».

В.М. Бехтерев стремился к объективности изучения музыкального переживания ребенка, что выгодно отличало его характеристику от рассуждений умозрительных или основанных на эмпирическом опыте. Метода его исследования сводилась к двум типам: 1) наблюдения за непосредственными реакциями ребенка на музыку различного характера; 2) применение приборов для измерения дыхательных и сердечно-сосудистых реакций ребенка.

В целом работы В.М. Бехтерева играют значительную роль в решении проблемы музыкального развития.

Существуют разные взгляды на музыкальное развитие.

Сторонники одной из идеалистических теорий признают существование неизменных врожденных задатков. Внешние условия могут лишь способствовать развитию природных данных или тормозить их.

Детское восприятие музыки обычно исследуется с позиции психологии или педагогики. Можно назвать работы целого ряда исследователей, посвященные вопросам развития музыкального слуха, певческого голоса и музыкального восприятия детей. Это, например, работы С.Н. Беляевой – Экземплярской, Н.А. Ветлугиной, Л.А. Гарбера, Г.А. Ильиной, Е.А. Мальцевой, Т.А. Репиной, это статьи в сборнике «Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве» и многие другие.

Следует выделить статьи С.Н. Беляевой-Экземплярской, посвященные исследованиям, связанным с изучением особенностей музыкального переживания в последней работе при изучении музыкального переживания дошкольника исследовалось следующее: общий характер музыкального восприятия ребенка; восприятие мелодической стороны и узнавания темы; восприятие ребенком мажорного, минорного лада, гармонии; характеристика типов музыкальных восприятий и музыкального развития.

Статья посвящена характеристике музыкального переживания ребенка, но, по существу, в ней исследуется вопрос более узкий – особенности музыкального воспитания. Выбор этой более узкой темы правомерен и актуален для того времени. Введение слушания музыки в содержание музыкального воспитания требовало психологического его обоснования.

Вопросы восприятия в основном освещаются со стороны его смыслового, интеллектуального значения. Анализ, сопоставление, различение, запоминание. Словесные реакции на музыку – вот что поле зрения исследователя. Были полечены следующие данные. Первые же эксперименты показали, что дети больше всего обращали внимание на темп, мелодию и ритм, причем контрастные различия легче схватываются, чем сходные. Гармоническое сопровождение для детей безразлично: подавляющее большинство не отметили разницы между мажором, минором и какофонией.

В кандидатской диссертации А.В. Кенеман рассматривает один из видов музыкальной игры как средство воспитания и развития детей. Исследование построение на основе экспериментальной работы с детьми детском саду. На основе ее автор выдвигает следующие важные для изучаемой проблемы положения: музыкальная игра влияет на активность процесса музыкального развития; «творческие задания в игре направлены на развитие у детей музыкальности – эмоционального переживания музыки по содержанию и более тонкого развития музыкального восприятия, музыкального слуха и чувства ритма»; творческая активность не могла бы возникнуть без руководства педагога; обучение должно быть построено в определенной системе; игры должны варьироваться, чтобы содействовать развитию творческих способностей детей.

Таким образом, мы видим, что в данной работе дано теоретическое обоснование музыкальной деятельности, проанализированное с точки зрения задач музыкального развития ребенка.

В своей кандидатской диссертации А.Д. Войнова также соотносит другую музыкальную деятельность – пение – с вопросами развития. Сама тематика исследования, направленная на изучение путей развития чистоты интонации в пении, свидетельствует об этом. Из проблемы развития музыкальности берется один частный вопрос, но это позволяет автору дать конкретные рекомендации. Указывая на то, что развитие способности восприятия музыки связано с правильным воспроизведением мелодии, автор разработал соответствующую систему методических примеров обучения. К их числу относятся приемы, которые развивают: эмоциональную отзывчивость на музыку, внимание, ладовое чувство, музыкальные представления, умение свободно, произвольно пользоваться музыкальными представлениями.

Классификация этих методических приемов, данная автором, несколько схематична и условна. Автор дает эту классификацию на основе характеристики музыкальных способностей, сформированной Б. М Тепловым. Методические приемы строятся с учетом особенностей пения. Вот почему подчеркивается необходимость развития не только более общей способности эмоциональной отзывчивости, но и более частных – чувства лада и музыкальных представлений.

Изучение психологии музыкального восприятия детей может дать ценнейший материал для исследования связи музыки с речью, мышлением, эмоциями.


1.3 ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ


Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное. Рассудочное отношение к ним, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие – негодование, одни вещи нравится. Другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к других равнодушен, третьих ненавидит. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь – все это формы переживания человеком своего отношения к разным объектам; они называются чувствами или эмоциями.

Чувствами или эмоциями называют переживания человека своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.

Но слова «чувства» и «эмоции» в сущности, отличаются друг от друга. Собственно чувство долга, чувство ответственности, чувство коллективизма и т.д.)- это более сложное, постоянное, устоявшееся от ношение человека, черта личности. Эмоции – более простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувства выражаются в эмоциях.

Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источник эмоций – объективная действительность в ее соотнесении с потребностями человека. То, что связано с прямым или косвенным удовлетворением потребностей человека – как простейших, органических, так и потребностей, обусловленных его общественным бытием, - вызывает у него положительные эмоции (удовольствие, радость, любовь). То, что препятствует удовлетворению этих потребностей, взывает отрицательные эмоции (неудовольствие, горе, печаль, ненависть).

Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей. Равнодушный, безразличный ко всему человек не способен ставить и решать большие жизненно значимые задачи, добиваться настоящих успехов и достижений.

Велико значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Эмоциональный рассказ педагога или эмоциональный насыщенный материал вызывает эмоциональный подъем и у детей, а в этом состоянии и восприятие обострено. Скучное занятие вызывает апатичное состояние, дети на таких занятиях плохо воспринимают материал.

Внешнее выражение эмоций.

Изменяя жизнедеятельность человека, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений. Сильные чувства связаны с изменением кровообращения – в состоянии гнева, страха человек бледнеет, т.к. кровь отливает от внешних покровов кожи. От стыда или смущения человек краснеет, кровь приливает к лицу. Страх усиливает потоотделение. Сердце начинает усиленно биться или, наоборот, «замирает». При гневе и радости учащается дыхание.

Эмоции проявляются и в выразительных движениях: мимике (выразительные движения лица) и пантомимике (выразительные движения всего тела – поза, жест), а также в так называемой вокальной (голосовой) мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловые ударения). По мимике и пантомимике мы и судим о переживаниях человека.

Переживая радость, человек улыбается, смеется, глаза его блестят, руки и ноги не находят покоя. В состоянии сильного гнева у человека хмурятся брови, лицо краснеет, движения становятся резкими, дыхание становится тяжелым, голос угрожающим.

Менее сильные и глубокие эмоциональные переживания не проявляются в такой резкой внешней форме. А в тех случаях, когда человек научился управлять выразительными движениями, сдерживая их, эмоции и вообще могут не проявиться внешне.

Для выражения наиболее глубоких и сложных эмоций и чувств человечество в процессе развития создало искусство: музыку, живопись, скульптуру, поэзию. Произведения искусства, отражая большие чувства художников. Писателей, композиторов, всегда волнуют, вызывают у людей ответные эмоциональные реакции.

Особенности эмоций

Эмоции есть непосредственные переживание отношения человека к предметам и явлениям действительности. Это отношение может быть положительным, отрицательным и безразличным. Безразличное, равнодушное отношение обычно не связано с какими-либо эмоциями. Если какие-то предметы, явления, факты соответствуют нашим потребностям или требованиям общества, они вызывают у нас положительное отношение, положительные эмоции. Если нет, они вызывают отрицательное отношение и соответствующие переживания. Эмоции человека имеют положительный или отрицательный характер. Положительные отношение человека к чему-либо выражается в таких эмоциях, как удовольствие, радость, счастье, веселье, ликование, любовь. Отрицательное отношение выражается в эмоциях неудовольствия, страдания, печали, горя, отвращения, страха, ненависти, гнева.

Эмоции отличаются сложностью и взаимосвязанностью. В некоторых условиях возможно даже одновременное переживание противоположных эмоций.

Стенические и астенические эмоции.

Эмоции можно рассматривать и с точки зрения того, вызывают ли они активное или пассивное состояние, повышают или угнетают жизнедеятельность человека. С этой точки зрения эмоции делят на две группы - стенические (от греч. слова «стенос» - сила) и астенические («астенос» - слабость, бессилие). Стенические эмоции повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, напряжение.

 Индивидуальные различия в проявлении эмоций зависят и от волевых качеств человека. Волевой человек всегда стремиться овладеть эмоциями, не расслабляться под их влиянием, а в ряде случаев и вообще не поддаваться эмоциям, если он осознает их отрицательное общественно значение.

Интенсивность и устойчивость эмоций.

В зависимости от силы и длительности, устойчивости эмоций различают их отдельные виды, в частности выделяются настроения и аффекты.

Настроение – это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека. Настроение часто бывает длительным, устойчивым, может продолжаться днями, неделями, месяцами, а иногда захватывать целый период жизни человека. Оно, как и вообще все эмоции, может быть стеническим или астеническим – радостным и печальным, жизнерадостным и вялым, сердитым и добродушным.

Аффект (в переводе с латинского – душевное волнение, возбуждение) – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва. Аффекты обычно сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие (отчаяние, страх). Вызывают аффекты сильными раздражителями (словами, поведением других людей, некоторыми обстоятельствами). Аффект радости могут вызвать крупные достижения в области науки и искусства как результат упорного труда, которыми человек имеет все основания гордиться.

Страсти скорее чувства, чем эмоции. Страсть – это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.

Развитие эмоций и чувств у детей.

Важнейшее значение в эмоциональном развитии ребенка имеют общение с окружающими людьми и игра, в процессе которых формируются основы социальных чувств.

Ребенок дошкольного возраста эмоционально легко возбудим, но эмоции его обычно малоустойчивы. В дошкольном возрасте начинают заметно развиваться высшие чувства – моральные ( в процессе игр, когда ребенок приучается подчинять свое поведение общим требованиям коллектива, при слушании сказок и рассказов и т.д.), эстетические (в процессе занятий музыкой, пением, рисованием, лепкой), интеллектуальные (в связи с развитием познавательных интересов и элементарными формами учебной деятельности в старших группах детского сада).

Дошкольники еще не могут сдерживать проявление эмоций. Обычно лица и позы детей ярко выражают их эмоциональные переживания. Неумение сдерживать свои эмоции объясняется также и возникновение у детей аффективных состояний, их склонность к кратковременным бурным проявлениям радости и горя. Правда, такие эмоциональные состояния не стойки. Дети также легко успокаиваются, как возбуждаются.

Возникновение эмоций связано с конкретной обстановкой. Непосредственные наблюдения тех или иных событий или яркие жизненные представления и переживания - все вызывает у детей соответствующие эмоции. Это важно учитывать и во время занятий: эмоционально окрашенные факты запоминаются детьми прочнее и на более длительный срок, чем факты, им безразличные. Поэтому эмоциональная приподнятость должна служить основой всякой воспитательной работы. Чем младше ребенок, тем это важнее.

При соответствующем музыкальном обучении и воспитании значительно расширяются и углубляются эстетические переживания детей, им становится понятным и содержание некоторых музыкальных произведений.

Большие возможности для формирования эстетических чувств предоставляет знакомство с природой, особенно когда это сочетается с изучением произведений искусства (слушанием соответствующей музыки, чтением рассказов и стихотворений, рассматриванием картин и репродукций и т.д.).

Педагог должен стремиться к тому, чтобы ребята обогащались эмоциональными переживаниями, которые имеют положительное жизненное значение.

Понимание литературного произведения в дошкольном возрасте глубоко и своеобразно, делает вывод Д.Б. Эльконин. Она не носит характера чисто интеллектуального акта и не опирается на чисто словесное рассуждающее мышление. Основной особенностью процесса понимания является то, что он опирается на непосредственное эмоциональное отношение к описываемым событиям. Понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия герою.

Роль иллюстраций в понимании детьми литературных произведений очень важна. Ситуация эксперимента состояла в том, что детям прочитывали сказку с иллюстрациями или без них, после чего они должны были ее пересказать. Результаты исследования показали: при чтении, сопровождающемся иллюстрациями, полнота понимания возрастает.

При восприятии музыки также используются иллюстрации. Но применение зрительной наглядности в данном случае имеет вспомогательное значение. Она используется, чтобы усилить впечатление детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы.

Также велико значение словесного метода. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить интерес, любовь к музыке, но и обогатить их внутренний мир, чувства, развивать эмоциональный мир ребенка.


2. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

2.1 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель: изучить эмоциональное проявление дошкольников 5-го года жизни на музыкальные произведение.

Задача: сравнить, музыкальные произведения какого характера, темпа вызывают больше эмоциональныхпроявлениий.

Эмоции проявляются в выразительных движениях: мимике (выразительные движения лица) и пантомимике (выразительные движения всего тела – поза, жест), а также в вокальной (голосовой) мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса).

Параметры определения эмоционального проявления детей:

Высокий уровень проявления: у ребенка почти сразу с момента звучания музыки изменяется мимика и пантомимика, появляется вокальная мимика.

Средний уровень проявления: у ребенка мимика почти не меняется, возможны изменения в пантомимике, вокальная мимика может быть, а может и отсутствовать.

Низкий уровень проявления: отсутствуют какие-либо изменения в мимике и пантомимике ребенка, а также отсутствует вокальная мимика.

Исследования проводились на базе ДОУ детский сад комбинированного вида № 214.

Наблюдались дети пятого года жизни.

Дети знают, что бывает музыка веселая и грустная, медленная и подвижная, в исполнении оркестра.

Страницы: 1, 2, 3