Эмоционально-волевая регуляция в управленческой деятельности
В изучении управленческой деятельности
наиболее существенно то, что все основные типы состояний и обнаруженные при их
исследовании закономерности не только сохраняются в деятельности руководителя,
но и часто выступают в наиболее отчетливой форме. В психологии функциональных
состояний существуют разные способы классификации. Например, по степени
интенсивности (повышенной, средней, низкой активности); по содержанию (в
частности, состояния утомления, монотонии, психического пресыщения, фрустрации,
воодушевления, тревоги, дискомфорта и др.); по видам деятельности, в которых
они возникают (игровой, учебной, трудовой); по угону (положительные,
отрицательные, амбивалентные); по характеру воздействия на деятельность
(позитивные и негативные).
В структуре любого состояния выделяют
два компонента, две его стороны — содержательную и динамическую («энергетическую»).
Доказано, что на эффективность выполнения деятельности существенное влияние
оказывает как содержание состояний (например, состояние подавленности может не
только ухудшать, но и блокировать деятельность, а состояние воодушевления —
наоборот), так и его интенсивность, «энергетическая насыщенность
Уровень активации может меняться в
широком диапазоне значений. Для обозначения этого диапазона в психологии
используется понятие «континуум активации», или «шкала уровней бодрствования».
В качестве таких уровней рассматриваются следующие состояния (в порядке
возрастания их энергетического фона): кома, глубокий сон, «быстрый сон»,
поверхностный сон, спокойное бодрствование, активное бодрствование,
напряженное бодрствование, стресс, эмоциональное абортирование поведения.
Во-вторых, доказано, что существует
прямая связь между степенью негативного (деструктивного) влияния психических
состояний и сложностью тех психических процессов, образований, в отношении
которых имеет место это влияние. Негативные состояния сильнее влияют на более
сложные процессы, образования, виды деятельности, чем на простые. Например,
под воздействием стресса или утомления сначала и в большей степени снижаются
интеллектуальные функции (как более сложные), а затем и в относительно меньшей
мере — моторные, исполнительские функции (как более простые). Эти две
закономерности наиболее важны и для понимания специфики эмоционально-волевой
регуляции состояний в целом, и для ее особенностей в управленческой
деятельности.
Основной и наиболее общей
особенностью эмоционально-волевой регуляции состояний в управленческой
деятельности является сочетание в ней двух следующих особенностей. Во-первых,
именно управленческая деятельность характеризуется предельно высокой
эмоциогенностью и стрессогенностью, содержит огромное количество причин для
возникновения негативных эмоций и трудных состояний. Во-вторых, именно она
предъявляет и наиболее высокие требования к эффективности и жесткости эмоционально-волевой
регуляции состояний, что связано с ее ответственностью. По-видимому, никакая
иная деятельность не содержит столь обширного спектра причин и факторов,
порождающих эмоциональные реакции, как управленческая.
Помимо факторов, связанных с самим
процессом деятельности, с ее организацией, в ней имеет место дополнительная и
очень мощная группа эмоциогенных факторов, связанных с межличностными
отношениями. Сложность содержания этой деятельности, наличие трудных, а
зачастую экстремальных условий ее реализации в сочетании с высокой
ответственностью за ее результаты образуют постоянный симптомокомплекс характеристик
управленческой деятельности. Он выступает источником развития неблагоприятных
психических состояний, хронического «управленческого стресса». Вместе с тем
именно руководитель обязан «уметь сдерживать эмоции», «не поддаваться настроению»,
контролировать себя. Причем это необходимо не только для уменьшения негативного
влияния эмоций и состояний на его собственную деятельность. Дело еще и в том,
что руководитель «постоянно на виду», а любые его нежелательные эмоциональные
проявления и состояния (неуверенности, подавленности, нервозности, а то и
паники) воспринимаются подчиненными и сказываются на их деятельности.
Наконец, именно управленческая
деятельность требует максимального включения волевых процессов, а сами понятия
«хороший руководитель» и «волевой руководитель» часто используются как
синонимичные. Все сказанное означает, что и «мир эмоций», и «мир состояний», и
весь спектр волевых процессов и качеств проявляются в этой деятельности в своей
максимальной выраженности, наиболее полно и ярко. Вместе с тем в психологии
управленческой деятельности обычно выделяется круг наиболее типичных аспектов,
эмоционально-волевой регуляции, имеющих наибольшее значение для ее
организации. К ним относятся: проблема стресса в управленческой деятельности,
проблема состояния фрустрации, феномен «готовности к экстренным действиям»,
понятие эмоциональной резистентности руководителя, особенности когнитивной
регуляции дисфункциональных состояний, закономерности экспрессивных процессов
в управленческой деятельности.
1.3.
Стрессовые ситуации в управленческой деятельности
Словарное
определение стресса гласит: «Это внутреннее сопротивление, реакция эластичного
тела на внешние силы, воздействующие на него»[17]. Из этого определения вовсе
не следует, что стресс — только отрицательное явление. Исследования показывают,
что стрессовые ситуации не только не приносят вреда, но и способствуют росту
производительности труда управленческого аппарата и даже повышают
удовлетворенность своей работой.
Понятие стресса прочно вошло не
только в научную терминологию, но и в повседневную жизнь. Стресс —
неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые
переживания — важный компонент личного опыта любого человека. Стрессом (от
англ. — давление, напряжение) обозначается широкий круг состояний повышенной
напряженности, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия
— стрессоры. В управленческой деятельности число агрессоров очень велико, по
своему содержанию они специфичны. К основным стрессорам управленческой
деятельности необходимо отнести следующие факторы.
Фактор информационной нагрузки. Одной
из наиболее характерных особенностей управленческой деятельности является то,
что руководителю приходится иметь дело с огромным массивом информации. По
содержанию эта информация, как правило, очень разнородна, изменчива,
противоречива, обладает разной степенью достоверности. Вся она, однако, должна
быть адекватно воспринята, осмыслена и реализована в деятельности. Объем
информации, требования к ее переработке входят в противоречия с психическими
возможностями субъекта. В связи с этим высокая когнитивная нагрузка, обусловленная
большим объемом информации, выступает как мощный негативный фактор, приводящий
к повышенной напряженности, к стрессу.
Фактор информационной
неопределенности. Информационная нагрузка — ее избыточность постоянно
сочетается в деятельности руководителя с хронической неопределенностью. С
одной стороны, информации чрезмерно много, но с другой — нужной и наиболее
важной для данной конкретной ситуации информации часто недостает. В результате
руководитель ставится в положение, когда он либо вынужден добирать, искать
недостающую информацию (что само по себе порождает напряженность), либо
действовать в условиях неопределенности, т.е. риска. Последнее является
сильным стрессогенным фактором.
Фактор ответственности — решающий и
основной для деятельности; сила проявления всех иных факторов зависит от него.
Для управленческой деятельности мера ответственности наиболее высока, а ее
содержание также специфично. Это не только «ответственность за результат» и не
только «ответственность за себя», но и «ответственность за других». Поэтому
общий феномен ответственности не только максимально выражен в управленческой
деятельности, но и становится многомерным, включает в себя ряд довольно
различных компонентов. В соответствии с принципом «личной ответственности»
руководитель в конечном итоге аккумулирует в своей деятельности всю меру
ответственности за результаты функционирования организации.
Фактор дефицита времени. Хроническая
нехватка времени — один из наиболее типичных признаков управленческой
деятельности. Он обусловлен как обилием задач и функций, которые необходимо
решать и выполнять, так и жесткими временными рамками, в которые обычно
поставлен руководитель. В психологических исследованиях установлено, что
дефицит времени может выступать даже более сильным фактором напряженности
деятельности, чем сложность решаемых в ее ходе задач.
Факторы межличностных конфликтов.
Постоянным спутником управления выступают возникающие в его ходе межличностные
конфликты различных типов и меры выраженности. Порожденные этим негативные
межличностные отношения являются одним из наиболее сильных источников
появления стрессовых состояний.
Факторы внутриличностных (ролевых)
конфликтов. Показано, что одним из источников стресса является необходимость выполнения
одним и тем же человеком двух и более функциональных ролей одновременно.
Несовпадение требований, предъявляемых различными ролями, ведет к развитию
состояния, которое обозначается понятием ролевого конфликта. Ролевой конфликт
конкретизируется по отношению к деятельности руководителя, прежде всего, в
маргинальном ролевом конфликте. Так, субъект выступает в роли руководителя в
отношении управляемой им группы (организации), что налагает на него одну систему
обязанностей, одну стратегию поведения. Но он одновременно является
подчиненным по отношению к вышестоящим инстанциям и должен выполнять
предписываемые ими роли. «Требования сверху» и «интересы снизу» сталкиваются в
поведении руководителя, а их частый антагонизм является постоянным и мощным
стрессором управленческой деятельности.
Руководитель самой своей позицией
ставится в условия, когда он должен «удерживать в поле зрения» множество
проблем, «разрываться между делами». В результате этого возникает известный в
психологии феномен интерференции (наложения и отрицательного влияния) задач и
функций друг на друга, также являющийся одним из сильных источников высокой
напряженности деятельности.
Внешняя среда организаций является
источником многочисленных стрессоров, которые по силе своего влияния могут
превосходить внутриорганизационные, деятельностные факторы. В этом .плане,
прежде всего, необходимо отметить следующие факторы. Во-первых, факторы конкуренции,
связанные с «борьбой за существование» в условиях нестабильной социальной и
профессиональной среды. Во-вторых, факторы влияния криминальной среды на
деятельность организаций. В-третьих, факторы нестабильности макросоциальной и
макроэкономической динамики; их практически невозможная прогнозируемость на
перспективу.
В целом следует подчеркнуть, что
система стрессовых факторов столь же разнообразна и многочисленна, сколь
многообразна вся внешняя среда организации. Любой ее компонент при определенных
условиях может становиться стресс-фактором.
Влияние стрессовых состояний на
деятельность в целом и на отдельные ее процессы неоднозначно. Различия
обусловлены существованием трех основных фаз развития стресса — мобилизации,
расстройства и деформации. Они по-разному влияют на деятельность.
Для обозначения «меры сопротивляемости»
человека стрессовым воздействиям используется понятие стрессоустойчивости
личности. Это — способность сохранять высокие показатели психического
функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной
стороной стрессустойчивости является способность не только сохранять, но и
повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом
усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько
сильно у человека представлена первая фаза развития стресса — фаза мобилизации.
В зависимости от степени
стрессустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение
длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по
тому, как долго личность может сохранять устойчивость (резистентность) к
временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют ее
индивидуальный порог стрессустойчивости. Одни руководители могут выдерживать
стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при
относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи —
вообще только и могут эффективно работать в условиях стресса. Соответственно
эти три типа обозначаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва»
Другим важным условием
стрессустойчивости является общая мотивационная направленность личности, ее
доминирующая ориентация — либо личностно-карьеровая («на себя»), либо социально-профессиональная
(«на дело»). Показано, что доминирование личных, в том числе и карьеровых
мотивов, снижает стрессустойчивость, тогда как превалирование мотивов, связанных
с профессиональной направленностью, повышает ее. В связи с этим описаны две
формы поведения в условиях стресса — так называемые контроль страха и контроль
опасности. В первом случае (характерном для личностной ориентации «на себя»)
человек ищет способы обезопаситься, уменьшить последствия ситуации лично для
себя, в большей мере теряет контроль за ситуацией и, в конечном итоге, поэтому
«бросает» конструктивные попытки организации деятельности. Во втором случае
дольше сохраняется контроль за ситуацией: обеспечение личной безопасности
строится как попытка конструктивного преодоления ситуации, а через это — и
устранения последствий для себя. Второй тип поведения существенно более
эффективен, а для деятельности руководителя — вообще единственно приемлем.
Существуют также и наиболее общие —
личностные различия в предрасположенности к стрессу. Сильное и, как правило,
негативное влияние стресса на управленческую деятельность поставило задачу
разработки средств борьбы с ним. Они обозначаются понятием средств управления
стрессом и его профилактики. В психологии управления существует много
различных вариантов перечней такого рода средств; они постоянно приводятся в
литературе. Можно отметить один — наиболее типичный из таких вариантов [4,7]:
ü
рационализировать
свой рабочий день;
ü
планировать
работу по своим возможностям;
ü
чередовать
тактики выполнения работы;
ü
разгружать
себя, делегируя полномочия;
ü
никогда
не брать работу на дом;
ü
не
затягивать рабочий день ни для себя, ни для других;
ü
всегда
быть готовым к неожиданностям;
ü
бросить
курить;
ü
уделять
внимание спорту и физкультуре;
ü
находить
новые увлечения;
ü
ходить на
работу пешком;
ü
чаще
покидать свой кабинет;
ü
делать
паузы в работе;
Глава 2. Специфика регуляция стрессовых
ситуации в управленческой деятельности
2.1. Программа по управлению стрессом
и отработки волевых качеств
Участники тренинга,
объединены тем, что после проведения тестирования они имели низкий уровень
регуляции в стрессовой ситуации. Все они студенты, и каждый семинар, зачет,
экзамен - это стрессовая ситуация.
Эмоционально-волевая саморегуляцияь (как
научиться владеть собой в экстремальных ситуациях). Данная методика,
разработана с целью формирования у будущих работников управленческой сферы высокой
эмоционально-волевой устойчивости и других важных психологических качеств,
необходимых для успешного выполнения поставленных перед ними задач, адекватного
реагирования и эффективного действия в экстремальных ситуациях, возникающих при
обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.
Данная методика необходима также
студентам для успешного усвоения сложной учебной программы, изучаемой ими на
факультете.
Методика ЭВС за небольшой промежуток
времени значительно улучшает внимание, способность запоминания нового учебного
материала, усвоения навыков предстоящих действий и сложнокоординационных
движений, существенно способствует восстановлению физических и нервных сил,
УЧИТ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ.
Эмоционально-волевая саморегуляция
(ЭВС) — система приемов последовательного самовоздействия в целях повышения
эмоционально-волевой устойчивости в напряженных и опасных ситуациях,
возникающих при обеспечении безопасности предпринимательской деятельности. ЭВС
развивает и совершенствует ряд важных психологических качеств: самообладание,
уверенность в своих силах, внимание, образное мышление, навыки запоминания.
Одновременно ЭВС предупреждает умственное и физическое переутомление,
способствует укреплению нервной системы и увеличению сопротивляемости психики к
отрицательным воздействиям, повышает работоспособность.
Страницы: 1, 2, 3
|
|