бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Эмоционально-волевая регуляция в управленческой деятельности бесплатно рефераты

В изучении управленческой деятельности наиболее существен­но то, что все основные типы состояний и обнаруженные при их исследовании закономерности не только сохраняются в дея­тельности руководителя, но и часто выступают в наиболее отчет­ливой форме. В психологии функциональных состояний сущест­вуют разные способы классификации. Например, по степени интенсивности (повышенной, средней, низкой активности); по содержанию (в частности, состояния утомления, монотонии, психического пресыщения, фрустрации, воодушевления, тревоги, дискомфорта и др.); по видам деятельности, в которых они возникают (игровой, учебной, трудовой); по угону (положитель­ные, отрицательные, амбивалентные); по характеру воздействия на деятельность (позитивные и негативные).

В структуре любого состояния выделяют два компонента, две его стороны — содержательную и динамическую («энергетиче­скую»). Доказано, что на эффективность выполнения деятельно­сти существенное влияние оказывает как содержание состояний (например, состояние подавленности может не только ухудшать, но и блокировать деятельность, а состояние воодушевления — наоборот), так и его интенсивность, «энергетическая насыщен­ность

 Уровень активации может меняться в широком диапазоне значений. Для обозначения этого диапазона в психологии используется понятие «континуум активации», или «шкала уровней бодрствования». В качестве таких уровней рас­сматриваются следующие состояния (в порядке возрастания их энергетического фона): кома, глубокий сон, «быстрый сон», поверхностный сон, спокойное бодрствование, активное бодрство­вание, напряженное бодрствование, стресс, эмоциональное абортирование поведения.

Во-вторых, доказано, что существует прямая связь между сте­пенью негативного (деструктивного) влияния психических со­стояний и сложностью тех психических процессов, образований, в отношении которых имеет место это влияние. Негативные состояния сильнее влияют на более сложные процессы, образо­вания, виды деятельности, чем на простые. Например, под воздействием стресса или утомления сначала и в большей степени снижаются интеллектуальные функции (как более сложные), а затем и в относительно меньшей мере — моторные, исполни­тельские функции (как более простые). Эти две закономерности наиболее важны и для понимания специфики эмоционально-во­левой регуляции состояний в целом, и для ее особенностей в управленческой деятельности.

Основной и наиболее общей особенностью эмоционально-во­левой регуляции состояний в управленческой деятельности явля­ется сочетание в ней двух следующих особенностей. Во-первых, именно управленческая деятельность характеризуется предельно высокой эмоциогенностью и стрессогенностью, содержит огром­ное количество причин для возникновения негативных эмоций и трудных состояний. Во-вторых, именно она предъявляет и наи­более высокие требования к эффективности и жесткости эмоци­онально-волевой регуляции состояний, что связано с ее ответст­венностью. По-видимому, никакая иная деятельность не содер­жит столь обширного спектра причин и факторов, порождаю­щих эмоциональные реакции, как управленческая.

Помимо факторов, связанных с самим процессом деятельнос­ти, с ее организацией, в ней имеет место дополнительная и очень мощная группа эмоциогенных факторов, связанных с межличностными отношениями. Сложность содержания этой деятельности, наличие трудных, а зачастую экстремальных усло­вий ее реализации в сочетании с высокой ответственностью за ее результаты образуют постоянный симптомокомплекс характе­ристик управленческой деятельности. Он выступает источником развития неблагоприятных психических состояний, хронического «управленческого стресса». Вместе с тем именно руководитель обязан «уметь сдерживать эмоции», «не поддаваться настро­ению», контролировать себя. Причем это необходимо не только для уменьшения негативного влияния эмоций и состояний на его собственную деятельность. Дело еще и в том, что руководи­тель «постоянно на виду», а любые его нежелательные эмоцио­нальные проявления и состояния (неуверенности, подавленно­сти, нервозности, а то и паники) воспринимаются подчиненны­ми и сказываются на их деятельности.

Наконец, именно управленческая деятельность требует мак­симального включения волевых процессов, а сами понятия «хо­роший руководитель» и «волевой руководитель» часто используются как синонимичные. Все сказанное означает, что и «мир эмоций», и «мир состояний», и весь спектр волевых процессов и качеств проявляются в этой деятельности в своей максимальной выраженности, наиболее полно и ярко. Вместе с тем в психоло­гии управленческой деятельности обычно выделяется круг наибо­лее типичных аспектов, эмоционально-волевой регуляции, имею­щих наибольшее значение для ее организации. К ним относятся: проблема стресса в управленческой деятельности, проблема со­стояния фрустрации, феномен «готовности к экстренным дей­ствиям», понятие эмоциональной резистентности  руководите­ля, особенности когнитивной регуляции дисфункциональных со­стояний, закономерности экспрессивных процессов в управлен­ческой деятельности.


1.3. Стрессовые ситуации в управленческой деятельности

Словарное определение стресса гласит: «Это внутреннее сопро­тивление, реакция эластичного тела на внешние силы, воздействую­щие на него»[17]. Из этого определения вовсе не следует, что стресс — только отрицательное явление. Исследования показыва­ют, что стрессовые ситуации не только не приносят вреда, но и спо­собствуют росту производительности труда управленческого аппара­та и даже повышают удовлетворенность своей работой.

Понятие стресса прочно вошло не только в научную терминоло­гию, но и в повседневную жизнь. Стресс — неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания — важный компонент личного опыта любого чело­века. Стрессом (от англ. — давление, напряжение) обо­значается широкий круг состояний повышенной напряженнос­ти, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воз­действия — стрессоры. В управленческой деятельности число агрессоров очень велико, по своему содержанию они специфич­ны. К основным стрессорам управленческой деятельности необ­ходимо отнести следующие факторы.

Фактор информационной нагрузки. Одной из наиболее ха­рактерных особенностей управленческой деятельности являет­ся то, что руководителю приходится иметь дело с огромным массивом информации. По содержанию эта информация, как правило, очень разнородна, изменчива, противоречива, облада­ет разной степенью достоверности. Вся она, однако, должна быть адекватно воспринята, осмыслена и реализована в дея­тельности. Объем информации, требования к ее переработке входят в противоречия с психическими возможностями субъ­екта. В связи с этим высокая когнитивная нагрузка, обуслов­ленная большим объемом информации, выступает как мощный негативный фактор, приводящий к повышенной напряженности, к стрессу.

Фактор информационной неопределенности. Информацион­ная нагрузка — ее избыточность постоянно сочетается в деятель­ности руководителя с хронической неопределенностью. С одной стороны, информации чрезмерно много, но с другой — нужной и наиболее важной для данной конкретной ситуации информа­ции часто недостает. В результате руководитель ставится в поло­жение, когда он либо вынужден добирать, искать недостающую информацию (что само по себе порождает напряженность), либо действовать в условиях неопределенности, т.е. риска. По­следнее является сильным стрессогенным фактором.

Фактор ответственности — решающий и основной для дея­тельности; сила проявления всех иных факторов зависит от него. Для управленческой деятельности мера ответственности наиболее высока, а ее содержание также специфично. Это не только «ответ­ственность за результат» и не только «ответственность за себя», но и «ответственность за других». Поэтому общий феномен ответст­венности не только максимально выражен в управленческой дея­тельности, но и становится многомерным, включает в себя ряд довольно различных компонентов. В соответствии с принципом «личной ответственности» руководитель в конечном итоге аккуму­лирует в своей деятельности всю меру ответственности за резуль­таты функционирования организации.

Фактор дефицита времени. Хроническая нехватка време­ни — один из наиболее типичных признаков управленческой деятельности. Он обусловлен как обилием задач и функций, ко­торые необходимо решать и выполнять, так и жесткими времен­ными рамками, в которые обычно поставлен руководитель. В психологических исследованиях установлено, что дефицит време­ни может выступать даже более сильным фактором напряжен­ности деятельности, чем сложность решаемых в ее ходе задач.

Факторы межличностных конфликтов. Постоянным спутни­ком управления выступают возникающие в его ходе межлич­ностные конфликты различных типов и меры выраженности. Порожденные этим негативные межличностные отношения яв­ляются одним из наиболее сильных источников появления стрес­совых состояний.

Факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов. Пока­зано, что одним из источников стресса является необходимость выполнения одним и тем же человеком двух и более функцио­нальных ролей одновременно. Несовпадение требований, предъ­являемых различными ролями, ведет к развитию состояния, ко­торое обозначается понятием ролевого конфликта. Ролевой кон­фликт конкретизируется по отношению к деятельности руково­дителя, прежде всего, в маргинальном ролевом конфликте. Так, субъект выступает в роли руководителя в отношении управляе­мой им группы (организации), что налагает на него одну систе­му обязанностей, одну стратегию поведения. Но он одновремен­но является подчиненным по отношению к вышестоящим ин­станциям и должен выполнять предписываемые ими роли. «Тре­бования сверху» и «интересы снизу» сталкиваются в поведении руководителя, а их частый антагонизм является постоянным и мощным стрессором управленческой деятельности.

Руководитель самой своей позицией ставится в условия, когда он должен «удерживать в поле зрения» множество проблем, «разрываться между делами». В результате этого возникает известный в психо­логии феномен интерференции (наложения и отрицательного влияния) задач и функций друг на друга, также являющийся одним из сильных источников высокой напряженности деятель­ности.

 Внешняя среда органи­заций является источником многочисленных стрессоров, которые по силе своего влияния могут превосходить внутриорганизационные, деятельностные факторы. В этом .плане, прежде всего, необ­ходимо отметить следующие факторы. Во-первых, факторы кон­куренции, связанные с «борьбой за существование» в условиях нестабильной социальной и профессиональной среды. Во-вторых, факторы влияния криминальной среды на деятельность организа­ций. В-третьих, факторы нестабильности макросоциальной и макроэкономической динамики; их практически невозможная прогнозируемость на перспективу.

В целом следует подчеркнуть, что система стрессовых факто­ров столь же разнообразна и многочисленна, сколь многообразна вся внешняя среда организации. Любой ее компонент при опре­деленных условиях может становиться стресс-фактором.

Влияние стрессовых состояний на деятельность в целом и на отдельные ее процессы неоднозначно. Различия обусловлены су­ществованием трех основных фаз развития стресса — мобили­зации, расстройства и деформации. Они по-разному влияют на деятельность.

Для обозначения «меры сопротив­ляемости» человека стрессовым воздействиям используется поня­тие стрессоустойчивости личности. Это — способность сохра­нять высокие показатели психического функционирования и дея­тельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной сто­роной стрессустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продук­тивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена первая фаза развития стресса — фаза мобилизации.

В зависимости от степени стрессустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность может сохранять устойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых ус­ловий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессустойчи­вости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагруз­ки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи — вообще только и могут эффективно ра­ботать в условиях стресса. Соответственно эти три типа обо­значаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва»

Другим важным условием стрессустойчивости является общая мотивационная направленность личности, ее доминирующая ориентация — либо личностно-карьеровая («на себя»), либо со­циально-профессиональная («на дело»). Показано, что домини­рование личных, в том числе и карьеровых мотивов, снижает стрессустойчивость, тогда как превалирование мотивов, связан­ных с профессиональной направленностью, повышает ее. В связи с этим описаны две формы поведения в условиях стресса — так называемые контроль страха и контроль опасности. В первом случае (характерном для личностной ориентации «на себя») человек ищет способы обезопаситься, уменьшить последствия ситуации лично для себя, в большей мере теряет контроль за ситуацией и, в конечном итоге, поэтому «бросает» конструктив­ные попытки организации деятельности. Во втором случае доль­ше сохраняется контроль за ситуацией: обеспечение личной без­опасности строится как попытка конструктивного преодоления ситуации, а через это — и устранения последствий для себя. Второй тип поведения существенно более эффективен, а для деятельности руководителя — вообще единственно приемлем.

Существуют также и наиболее общие — личностные разли­чия в предрасположенности к стрессу. Сильное и, как правило, негативное влияние стресса на уп­равленческую деятельность поставило задачу разработки средств борьбы с ним. Они обозначаются понятием средств управления стрессом и его профилактики. В психологии управления суще­ствует много различных вариантов перечней такого рода средств; они постоянно приводятся в литературе. Можно отметить один — наиболее типичный из таких вариантов [4,7]:

ü                 рационализировать свой рабочий день;

ü                 планировать работу по своим возможностям;

ü                 чередовать тактики выполнения работы;

ü                 разгружать себя, делегируя полномочия;

ü                 никогда не брать работу на дом;

ü                 не затягивать рабочий день ни для себя, ни для других;

ü                 всегда быть готовым к неожиданностям;

ü                 бросить курить;

ü                 уделять внимание спорту и физкультуре;

ü                 находить новые увлечения;

ü                 ходить на работу пешком;

ü                 чаще покидать свой кабинет;

ü                 делать паузы в работе;


Глава 2. Специфика регуляция стрессовых ситуации в управленческой деятельности


2.1. Программа по управлению стрессом и отработки волевых качеств

         Участники тренинга, объединены тем, что после проведения тестирования они  имели низкий уровень регуляции в стрессовой ситуации. Все они студенты, и каждый семинар, зачет, экзамен    - это стрессовая ситуация.

Эмоционально-волевая саморегуляцияь (как научиться владеть собой в экстремальных ситуациях). Данная методика, разработана  с целью формирования у будущих работников управленческой сферы высокой эмоционально-волевой устойчивости и других важных психологических качеств, необходимых для успешного выполнения поставленных перед ними задач, адекватного реагирования и эффективного действия в экстремальных ситуациях, возникающих при обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.

Данная методика необходима также студентам для успешного усвоения сложной учебной программы, изучаемой ими на факультете.

Методика ЭВС за небольшой промежуток времени значительно улучшает внимание, способность запоминания нового учебного материала, усвоения навыков предстоящих действий и сложнокоординационных движений, существенно способствует восстановлению физических и нервных сил, УЧИТ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ.

Эмоционально-волевая саморегуляция (ЭВС) — система приемов последовательного самовоздействия в целях повышения эмоционально-волевой устойчивости в напряженных и опасных ситуациях, возникающих при обеспечении безопасности предпринимательской деятельности. ЭВС развивает и совершенствует ряд важных психологических качеств: самообладание, уверенность в своих силах, внимание, образное мышление, навыки запоминания. Одновременно ЭВС предупреждает умственное и физическое переутомление, способствует укреплению нервной системы и увеличению сопротивляемости психики к отрицательным воздействиям, повышает работоспособность.

Страницы: 1, 2, 3