Эмоционально-волевая регуляция в управленческой деятельности
Эмоционально-волевая регуляция в управленческой деятельности
Оглавление
Ведение
Глава 1. Эмоционально-волевая сфера личности в процессе
управления
1.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями
1.2. Воля в процессе управления
1.3.
Стрессовые ситуации в управленческой деятельности
Глава 2 Специфика регуляция
стрессовых ситуации в управленческой деятельности
2.1. Программа по управлению стрессом
и отработки волевых качеств
Заключение
Литература
Введение
В процессе познания действительности
человек по-разному относится к объектам и явлениям окружающего мира. К
некоторым он испытывает симпатию, чему-то радуется, о чем-то печалится, а
чего-то боится. Эмоции, таким образом, входят в процесс познания человека как
специфический вид субъективного отражения действительности. Но эмоции
становятся предметом внимания человека прежде всего тогда, когда в чем-то ему
препятствуют. Стремясь все более эффективно контролировать окружающий мир,
человек не хочет мириться с тем, что в нем самом может существовать нечто
такое, что сводит на нет прилагаемые усилия, мешает осуществлению его
намерений. А когда верх берут эмоции, то очень часто все происходит именно
так.
Воля направляет или сдерживает
активность человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся
задач и требований как проблемной ситуации, так и специфических, социальных
требований той или иной социальной группы. Первоначально понятие воли было
введено для объяснения побуждений и действий, осуществляемых по собственным
решениям человека, но не отвечающих его желаниям. Затем оно стало
использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте
желания человека, связанного с постановкой проблем свободы воли.
Сейчас в новых условиях
жизнедеятельности особое значение приобретают волевые качества руководителя:
• упорство в работе;
• настойчивость и целеустремленность;
• воспитание потребности доводить
начатое до конца.
Важной основой работоспособности
делового человека является деятельное, хорошее настроение. Мощный
интеллектуальный и эмоциональный потенциал — это колоссальный фактор
здоровья.
Любовь к своему делу дает
руководителю новые импульсы работоспособности. Важное значение для
работоспособности и здоровья имеет положительное эмоциональное состояние. Чтобы
сохранить творческую активность, руководитель должен жить и работать в
атмосфере доброжелательности.
Неблагоприятное
воздействие на здоровье оказывает состояние стресса. Существуют две основные
формы снятия стресса:
- изменение
психотравмирующей ситуации;
- контролирование
(регулирование) своего эмоционального состояния.
Труд
менеджера требует периодического отдыха, смены рода занятий, локализации
стрессовых ситуаций. Большое распространение для уменьшения стресса получили
различные релаксационные методики и аутогенная тренировка.
В наше время
стрессовых ситуаций происходит очень много, поэтому необходимо научиться противостоять
стрессу. Поэтому, на наш взгляд, тема исследования актуальна особенно в современных
условиях.
При работе
использовались исследования Я. Рейковского [13],который утверждает, что эмоции
являются специфической реакцией организма на изменения во внутренней или
внешней среде. Потребностный подход к определению знака эмоции в управленческой
деятельности был предложен отечественным психологом C. Самыгиным[16]. А С. Д
Резник [14] выделил основные функции воли в управленческой деятельности.
Необходимо
было так же познакомиться с работами основоположника учения о стрессе Ганса
Селье, который занимался определением реакции организма на предельную нагрузку,
вызываемую различными причинами.
Объект
исследования: влияние состояние эмоционально – волевой сферы в управленческой
деятельности.
Предмет
исследования: эмоционально- волевая регуляция в управленческой деятельности.
Цель
исследования: изучить эмоционально – волевую регуляцию в управленческой
деятельности.
Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
познакомиться с литературой по данной теме;
- выявить
приемы эмоционально – волевой регуляции;
- обобщить
практическую работу по коррекции эмоционально волевой сферы личности в
управленческой деятельности.
Гипотеза: если
руководитель в глазах других умеет «владеть собой», существеннейшим образом
влияет и на восприятие его подчиненными, на его принятие или неприятие ими, то
это определяет и общую эффективность его деятельности, и его авторитет.
Методы
исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, методы обработки данных.
Методический
инструментарий: анкета, деловые игры, аутотренинг
Эмпирическая
база исследования: группа из 5человек.
Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.
Глава 1.
Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления
1.1.
Эмоциональные процессы и управление эмоциями
Анализируя причины своих неудач или
ошибок или неудач и ошибок подчиненных, руководитель нередко приходит к выводу,
что именно эмоции помешали справиться с задачей. Кто-то плохо провел деловую
встречу, потому что сильно нервничал, кто-то стал виновником дорожного
происшествия, так как был совершенно парализован охватившим его внезапным
страхом, кто-то неудачно выступил публично, так как не сумел преодолеть
волнения.
Эмоции определяются психологами как
особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме
непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической
деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.
Ч. Дарвин утверждал, что эмоции
возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа
устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения своих потребностей.
При этом самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная
у живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемое
от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с
невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности[4,78].
Эмоции являются специфической
реакцией организма на изменения во внутренней или внешней среде. Я. Рейковский[13]
в связи с этим выделил три основных компонента эмоционального процесса.
Первый — это компонент эмоционального
возбуждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях,
когда происходит событие, имеющее значение для субъекта, это приводит к
возникновению (или увеличению) возбужденности, общему изменению скорости и
интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов.
Однако в отдельных случаях под влиянием таких событий возбужденность может,
напротив, уменьшаться. Это зависит, прежде всего, от индивидуальных
особенностей реагирования.
Второй компонент эмоции связан с тем,
какое значение эмоциональное событие имеет для субъекта — позитивное или
негативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда,
когда событие оценивается как позитивное, отрицательная — когда оно
оценивается как негативное. Функция положительного эмоционального процесса
заключается в побуждении действий, поддерживающих контакт с позитивным
событием, отрицательного — в побуждении действий, направленных на устранение
контакта с негативным событием.
Третий компонент эмоции связан со
специфическими качественными особенностями события, имеющего значение для
субъекта, и соответственно может быть охарактеризован как содержание (или
качество) эмоции. В зависимости от этого компонента эмоциональные реакции или
вызванные эмоциями особые формы поведения приобретают специфический характер.
Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или
понижать жизнедеятельность человека. Первые называют стеническими, вторые —
астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств психологи связывают
со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы,
регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и
чувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных
мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные эксперименты
обнаружили в глубине мозга, в так называемой лимбической системе, существование
центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров
«наслаждения» и «страдания».
Рейковский Я[13]. подчеркивает, что
три выделенных компонента эмоционального процесса характеризуют его как
внутреннее состояние, как акт регуляции, а не как поведенческий акт или
субъективно переживаемое психические явление.
Аффект — это наиболее мощная
эмоциональная реакция; проявляется как сильное, бурное и относительно
эмоциональное кратковременное переживание. Аффект полностью захватывает всю
психику человека и предопределяет реакцию на ситуацию в целом (чаще всего и
эта реакция, и воздействующие раздражители осознаются недостаточно, что
является одной из причин практической неуправляемости этим состоянием).
При анализе аффекта учитывают
соответствие силы стимула и результата, находящихся в обратной пропорции: чем
более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше
усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог,
полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. Аффекты
протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими
изменениями и двигательными реакциями.
Аффекты, как правило, искажают нормальную
организацию поведения. Оно становится не вполне разумным. К тому же аффекты
оставляют сильные и устойчивые следы в долговременной памяти.
Собственно эмоции, в отличие от
аффектов, — более длительные состояния. Они — реакция не только на события
совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к
концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции
смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Большинство из них,
например, страх, носят опережающий характер, при этом человек отражает события
в форме обобщенной субъективной оценки определенной ситуации, связанной с
удовлетворением потребностей. Хотя некоторые эмоции могут определяться и завершающими
аспектами поведения. Обычно эмоция сопровождает и в целом способствует
целенаправленному поведению.
Положительные эмоции возникают, когда
реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает
ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата,
несовпадение с ожидаемым — приводит к отрицательным эмоциям. Потребностный
подход к определению знака эмоции был предложен отечественным психологом C. Самыгиным[16].
Эмоция может рассматриваться как
обобщенная оценка ситуации. Например, эмоция страха развивается при недостатке
сведений, необходимых для защиты, или как ожидание и предсказание неудачи при
совершении действия. Страх может достигнуть такой силы, что нервная система не
выдерживает и человек умирает.
Однажды пережитый страх может
закрепиться и стать хроническим, навязчивым: руководитель резко высказал свое
неудовольствие работнику в присутствии других людей, что настолько сильно
повлияло на сотрудника, что он может испытывать панику при известии об
очередном совещании. Такое состояние называется фобией.
1.2. Воля в
процессе управления
Воля — это сознательное регулирование
человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних
и внешних препятствий.
Воля — это способность человека,
проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и
различных психических процессов. Благодаря воле человек может по собственной
инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее
спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он
может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее.
Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать
совершенно противоположное.
С. Д Резник [14] выделяет следующие
основные функции воли:
1) выбор мотивов и целей;
2) регуляция побуждения к действиям
при недостаточной или избыточной их мотивации;
3) организация психических процессов
в адекватную выполняемой человеком деятельности систему;
4) мобилизация физических и
психических возможностей при преодолении препятствий в достижении
поставленной цели.
Для возникновения волевой регуляции
необходимы определенные условия — наличие препятствий и преград. Воля
проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние —
время, пространство, противодействия людей, физические свойства предметов и т.
д.; препятствия внутренние — отношения и установки, болезненные состояния,
усталость и т. д. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое
усилие, которое создает необходимый тонус для преодоления трудностей.
Волевые усилия необходимы:
1) при восполнении дефицита
побуждения к действиям при отсутствии их достаточной мотивации;
2) при выборе мотивов, целей, видов
действий при их конфликте;
3) при произвольной регуляции внешних
и внутренних действий и психических процессов.
Воля неразрывно связана с
познавательными мотивами и эмоциональными процессами. В связи с этим все
действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и
произвольные.
Непроизвольные действия совершаются в
результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо
осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный
характер, лишены четкого плана. Иными словами, в непроизвольных действиях нет
четкой цели и усилий субъекта для ее достижения. Примером непроизводственных
действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха,
восторга, гнева).
Произвольные действия предполагают
осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут
обеспечить ее достижение, их очередность. В этой связи воля проявляется как
уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок,
который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной
ситуации.
Волевая регуляция поведения человека
формируется и развивается под воздействием контроля за его поведением со
стороны общества, а затем — самоконтроля личности.
В зависимости от трудностей внешнего
мира и сложности внутреннего мира человека выделяют 4 варианта проявления воли:
1) в легком мире, где любое желание
выполнимо, воля практически не требуется (желания человека просты,
однозначны, любое желание осуществимо в легком мире);
2) в трудном мире, где существуют
разнообразные препятствия, требуются волевые усилия по преодолению
препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек
внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и
целей (простой внутренний мир человека);
3) в легком внешнем мире и при
сложном внутреннем мире человека требуются волевые усилия по преодолению
внутренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба
мотивов и целей, человек мучается при принятии решения;
4) в трудном внешнем мире и при
сложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия для
преодоления внутренних сомнений для выбора решения и осуществления действий в
условиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как
принятое к осуществлению по собственному решению, осознанное, намеренное,
целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.
Необходимость сильной воли возрастает
при наличии:
1) трудных ситуаций «трудного мира»;
2) сложного, противоречивого
внутреннего мира в самом человеке.
Выполняя различные виды деятельности,
преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в
себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность,
инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество.
В управленческой деятельности
необходимо соблюдать следующие правила:
1) обеспечивать условия для успеха
деятельности работника, но не облегчать существенно ему задания;
2) активизировать самостоятельную
деятельность работника, вызвать у него чувство радости от достигнутого,
повышать его веру в свои способность преодолевать трудности;
3) объяснять, в чем заключается
целесообразность тех требований, приказов, решений, которые руководитель
предъявляет работнику, и предоставлять возможность работнику самостоятельно
принимать решения в разумных пределах[9].
Результаты любого волевого действия
имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели;
второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает
соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели,
затраченных усилий.
Эмоциональные и волевые процессы,
таким образом, тесно взаимосвязаны. Воля выступает как средство регуляции,
корректировки негативного влияния эмоций на деятельность. Эмоции, в свою
очередь, придают субъективный тон волевому усилию, могут содействовать
повышению его потенциала. Такая тесная взаимосвязь приводит к тому, что в
реальном поведении они практически неразделимы и переживаются субъектом в
форме психических состояний. Понятием состояния обозначается наиболее
интегративная форма организации всех компонентов психики в тот или иной период
времени. Это — вся психика, все ее содержание, но на том или ином интервале ее
функционирования. Содержание, напряженность, тон, направленность такого
функционирования могут, конечно, сильно меняться — при этом будет меняться и
сам характер психических состояний. Изучением психических состояний занимается
специальная отрасль психологии — психология функциональных состоянии.
Страницы: 1, 2, 3
|