Экскурсии в природу и их роль в экологическом воспитании младших школьников
В учебном
процессе следует выделить основные познавательные задачи, решаемые в течение
всего учебного года, раздела программы или урока, и частные, решаемые на отдельных
этапах урока:
1) принцип
единого целого, т. е. содержание всех задач должно быть объединено одной идеей
(природоведческой закономерностью). Такой идеей является зависимость сезонных
явлений в неживой и живой природе от положения солнца на небосводе в разные
времена года[2];
2) принципам
усложнения познавательных задач: усложнение учебного материала; повышение
степени его обобщения; увеличение объема знаний, которыми должен овладеть
ученик.
Усложнение
природоведческого содержания познавательных задач заключается в
последовательном включении новых «порций» знаний о природе. Так, сначала
изучается объект или явление с внешней стороны (признаки погоды сегодня форма,
величина, окраска и другие внешние признаки растений и животных).
Более сложны
задачи об образе жизни растений и животных, их развитии и размножении. Чтобы
ученик мог решить задачу типа «Как развивается бабочка-капустница?», он должен
узнать это животное по внешним признакам, отличать его от других, похожих насекомых.
Еще более сложны задачи, связанные с признаками природы в различные сезоны.
Сложны также
задачи, отражающие условия жизни живых организмов, которые влияют на строение,
развитие, размножение, происхождение растений и животных. Примеры таких
заданий: «Почему дятел может жить только в лесу?», «Докажи, что белка – житель
леса» и т.п.
Другое
направление в усложнении познавательных задач связано с повышением степени
обобщения знаний учащихся о природе. Просты с этой точки зрения познавательные
задачи, содержанием которых служат конкретные единичные явления и предметы,
например: «Как зимует белка?», «Определить температуру воздуха в классе».
Природоведческие
представления характеризуют довольно высокую степень обобщения знаний учеников.
Задания типа «На какие группы можно разделить животных: лисица, сорока, пчела,
медведь, воробей, муравей?», используемые на первых уроках природоведения
требуют обобщенных знаний о животных.
Степень обобщения
познавательных задач повышается, если для их выполнения ученику необходимо
знать существенные признаки группы явлений (ученик должен оперировать
понятиями): «Доказать, что утка – птица», «К какой группе животных относится
еж?».
Задания,
требующие умений устанавливать закономерности явлений, представляют самый
высокий уровень обобщения. Задачи типа «Расскажите о жизни животных в разные
времена года» наиболее трудны для учеников. Они требуют владения такими
понятиями, как «животные», «звери», «птицы», «насекомые», требуют знаний обобщенных
признаков жизни животных осенью, зимой, весной, летом, способов питания и
развития животных.
Следующее
направление в усложнении познавательных задач характеризуется количественно:
задачи, содержащие больший объем знаний, необходимых для решения, – самые
сложные. Например, задача «Что это?» (показывается изображение растения)
требует прямого ответа ученика. Но чтобы ответить на вопрос «Какие звери живут
в наших лесах?», необходимо промежуточное знание: что такое звери? Для ответа
на вопрос о жизни растений или животных в разные сезоны ученики также должны
иметь промежуточные знания о растениях или животных, их классификации в
природе, о деревьях, кустарниках, травянистых растениях, зверях, птицах,
насекомых, местах их распространения в наших лесах и охране.
Таким образом, программой предусмотрено сообщение детям системы знаний,
отражающих важнейшие зависимости и закономерности в той или иной области действительности.
К ним относятся представления о физических изменениях агрегатного состояния
веществ (например, воды), перемещении тел в пространстве, о приспосабливании
растений и животных к условиям внешней среды, о некоторых формах экологических
взаимосвязей в природе и т. п. В результате у детей совершенствуется
наглядно-образное мышление (расширяется круг представлений, появляется способность
манипулировать ими, видоизменять их и пр.), развивается словесно логическое
мышление (дети учатся устанавливать взаимосвязь явлений, видеть их причину и
следствие, строить логические суждения, делать выводы и пр.). В нравственном
плане понимание зависимости объектов и явлений в природе служит основой
правильного отношения детей к растениям и животным.
Школьники
проявляют большой интерес к физическим явлениям неживой природы. Поддерживая
этот интерес детей, необходимо давать им определенные знания в данной области.
Остановимся подробнее на содержании таких знаний.
Формирование
представлений о различных состояниях веществ (твердом, жидком, газообразном),
об их переходе из одного состояния в другое, например, при тепловом
воздействии, о способах распространения тепла (теплопроводности и конвекции)
позволяет показать характер и причины изменений некоторых предметов и явлений
окружающей действительности.
Знакомство со
свойствами воздуха (он есть повсюду, имеет вес, может сжиматься), магнита
(притягивает к себе некоторые металлические предметы), которые обнаруживаются
в лабораторных условиях, дает возможность продемонстрировать школьникам, как широко
распространены скрытые от глаз физические явления. Воздух невидим, но легко обнаруживает
себя, если им надувать воздушный шарик; магнитное поле также невидимо, но его
интересное свойство отчетливо проявляется, как только вблизи появляются мелкие
металлические предметы. Выявление скрытых свойств предметов в процессе
обучения, которое происходит под руководством педагога, положительно влияет на
формирование у школьников материалистических представлений о природе, служит
основой понимания более сложных физических явлений, изучаемых в школе.
Сообщение
школьникам знаний о живой природе идет по трем взаимообусловленным
направлениям: взаимосвязь растений и животных со средой обитания, особенности
их развития, многообразие видов живых существ. При этом главное – научить
ребенка понимать связь между живым организмом и средой обитания.
Рост и развитие
есть не что иное, как упорядоченная во времени, строго последовательная цепочка
взаимосвязей развивающегося организма с внешней средой. Связь третьего понятия
– «многообразие организмов» – с первыми двумя легко прослеживается, если
рассматривать его как результат исторического развития. Это легко
продемонстрировать на разных живых существах, приспособившихся к однотипным
условиям жизни. Наблюдая и ухаживая за растениями и животными уголка природы,
дети постоянно убеждаются в том, что все живое требует питания (животных надо
кормить, растения – поливать и удобрять), надлежащих условий жизни (рыбам
нужна вода определенной температуры, освещение, растения и пр.; птицам
необходимо воздушное пространство, песок, вода и пр.). В результате
складывается реальное представление о живом организме.
Рассмотренные
примеры связи и взаимосвязи, заложенные в предмете природоведения,
представляют собой важнейшее средство развития мышления учащихся. Весь процесс
мышления при выявлении связей выражен в обобщениях, степень которых постепенно
усложняется по мере привлечения новых понятий. Первоначальная ступень обобщений
проявляется в чувственном познании: от ощущений к восприятиям, от восприятий к
представлениям. Чувственный этап познания имеет важное значение в обучении
младших школьников, являясь фундаментом формирования понятий, суждений,
умозаключений.
3. Экскурсия как форма
ознакомления школьников с окружающим миром
Научить детей
видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с
ней поможет метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные природные
явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается
восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные
изменения. Ранней весной учитель обращает внимание детей на пробуждение всего
живого от зимнего сна – набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих
травинок, подснежников. Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками
ольхи, ивы. Любуясь природой, дети вместе с воспитателем вспоминают ее
поэтические образы, запечатленные в стихотворениях С.Маршака, Ю.Коринца и др.
В начале
экскурсии учитель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, учит
всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к
звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, полевых
и лесных цветов... Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными
растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения,
которые происходят в их жизни со сменой времен года. На этой основе
раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается, в какой помощи со
стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности
организуется практическое участие детей в охране природы (например, подкормка
птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на
конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения.
В сельской
местности детей знакомят с аграрным трудом, организуя для них встречи с
хлеборобами, овощеводами, животноводами (чаще всего это родители учащихся). На
таких занятиях учитель опирается на наблюдения учащихся, на их практический
опыт. Дети рассказывают, какие животные у них в хозяйстве, как они помогают
родителям ухаживать за ними и т. д.
В городских
условиях проводятся заочные экскурсии–беседы с использованием диапозитивов,
таблиц и других средств наглядности.
Принимая участие
в уходе за комнатными растениями и домашними животными, работая на пришкольном
участке, в саду, на огороде, дети на практике познают, что все живое нуждается
в воде, тепле, свете, они понимают, какое значение для человека имеют растения
и животные, как человек заботится о них.
Конкретные
представления о предметах и явлениях окружающей природы, о труде людей в
природе уточняются и закрепляются в ходе дидактических и сюжетно-ролевых игр,
требующих узнавания, классификации, соотнесения. (Например, учитель раздает
опавшие листья с различных деревьев (клен, дуб, береза, по его сигналу дети
должны подбежать к соответствующему дереву).
Эффективным
приемом формирования нравственно-эстетического отношения к природе является
постановка проблемных ситуаций и во время экскурсий, и в ходе занятий в
классе, на пришкольном участке, во время игры.
Познавательные
ситуации чаще предлагаются учителем. Например, он показывает картину: на
заснеженной лесной поляне – следы белки, зайца, видны мышиные норки в снегу,
плоды клена и липы, объеденные шишки, погрызы на коре осины. Ставятся вопросы:
какие животные здесь побывали? Что о них можно сказать по этой картине? К
ответу дети подготовлены, так как на предыдущих занятиях они получили
необходимые знания.
Важны в
воспитательном отношении такие проблемные ситуации, которые требуют от учащихся
решения той или иной нравственной задачи. Например: «Подруги, возвращаясь из
леса, увидели ежа. Лена обрадовалась и положила его в корзинку, чтобы отнести
домой. Катя остановила подругу и что-то сказала ей. Лена вынула ежа из корзинки
и отпустила его». Ставятся вопросы: как вы думаете, что сказала Катя подруге?
Права ли она?
Наиболее полно
запросам экологического образования и воспитания учащихся младшего школьного
возраста отвечают дидактические (познавательные) игры. Главное свойство
дидактических игр состоит в том, что в них познавательные задачи выступают
перед школьником в скрытом виде. Играя, ребенок не думает учиться – учение
здесь протекает непреднамеренно. Увлекают детей игры с карточками, загадками о
растениях и животных, игры-викторины: «Что в лесу растет?», «Кто в лесу
живет?», «Лесные ориентиры, цветочные часы, лесные загадки» и т. п.
Использование дидактических игр на уроках, экскурсиях, прогулках, во время
турпоходов, при подготовке домашних заданий, на занятиях в группе продленного
дня позволяет значительно расширить знания учащихся о взаимосвязях человека с
природой, об объектах природного окружения, которые необходимо знать, чтобы
умело использовать и оберегать.
Решению задач
экологического образования в наибольшей степени способствуют творческие
сюжетно-ролевые игры. Это игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь» В педагогической
литературе эти игры называются по-разному – сюжетными, подражательными и т. д.
Установлено, что воспитательный эффект творческой игры постигается при соблюдении
методики, при которой организация, распределение ролей и подготовка к игре
сохраняют ее неповторимую прелесть, детскую непосредственность а также
обеспечивают знания об объектах игры, приближение ее условий к реальным
ситуациям.
При разработке
содержания игр экологического характера необходимо, чтобы центром их были
взаимоотношения людей, их гуманное, заботливое отношение к природной среде. В
содержание ролевых игр включаются знания о моральных нормах и правилах поведения
человека в природе, т. е. о проблемах, которые в процессе урока не могут рассматриваться
достаточно глубоко и всесторонне. Система ролевых игр строится с учетом специфических
целей на каждом этапе обучения. Так, для детей младшего возраста основная цель
игры состоит в овладении конкретными знаниями и правилами поведения в природной
среде, чему способствует исполнение школьниками ролей растений, животных и
других обитателей местных природных сообществ, людей, которые используют и
охраняют природу.
Педагогически
правильно организованная игровая деятельность школьников позволяет достигать
полного их самовыражения, активности и свободы действий, разумно согласующихся
с требованиями взаимного уважения, познания окружающей среды, ощущения красоты
природы и ее гармонии, развития чувства любви и заботливого отношения к ее
объектам.
Рассмотренные
выше приемы и методы обучения делают экскурсионные занятия по ознакомлению с
окружающим миром не только полезными, но и интересными, привлекательными для
детей.
Часто на
экскурсиях у ребят возникает желание собирать занимательный материал. И тогда
учителя предлагают учащимся завести тетради и переписывать или наклеивать в
них из журналов, газет, календарей небольшие тексты, загадки, ребусы,
кроссворды и др. Тетрадям дают названия «Интересные или забавные странички»,
«Тетрадь занимательного материала». Собранный материал можно использовать при
проведении внеклассных мероприятий, уроков естествознания.
Изменение,
движение, развитие – это универсальные свойства объектов окружающей среды. Если
ребенок будет иметь представления об этих свойствах, он быстрее научится
обобщать то, что видит. Наблюдая за явлениями живой природы, дети знакомятся с
ростом и развитием живых существ, видят, как они приспособлены к сезонным
условиям. Изменения в природе носят строго последовательный характер,
определяемый временными промежутками. Особую роль в познании закономерных
изменений в природе играет сопоставление, которое позволяет выявлять устойчивые
и меняющиеся признаки объектов.
Чтобы закрепить,
уточнить и систематизировать чувственные представления, следует результаты
наблюдений фиксировать в календарях и альбомах природы. Особенно ценными они
становятся тогда, когда отражают закономерно меняющиеся явления природы
(рис.1,2).
Рис. 1. Страницы весеннего календаря, соединенные в
вертикальную ширму.
Рис. 2. Образец заполнения страницы
«Календаря наблюдений за сезонными явлениями природы».
Ежедневно дети наблюдают и отмечают значками погоду, в виде картинки
состояние живой природы (растительного и животного мира). Так же ведется
работа с «Календарем наблюдений за ростом растений». Еженедельно дети под
руководством учителя делают в нем зарисовку растущего растения, изображают
условия (погода и трудовые операции), при которых растение развивается. К
моменту окончания его развития (созревание плодов и семян) накапливается серия
страниц календаря, наглядно отражающих последовательный рост и изменения,
характерные для растения. Страницы, собранные в ширму, превращаются в графическую
модель развития конкретного живого организма.
Успешному формированию представлений о взаимосвязи растений и животных
со средой их обитания, о физических явлениях и свойствах неживой природы также
способствуют такие методы обучения, как элементарные опыты, проводимые
учителем или самими детьми, и демонстрация моделей. Простые опыты с
растениями, помещенными в однотипные, но различающиеся по одному из признаков
условия, помогают сравнивать наблюдения и убеждаться в значимости отдельных
факторов, способствующих росту и развитию живых организмов. А демонстрация
моделей (например, обобщенная модель маскировки или конкретная модель
бабочки-павлиний глаз) дает последовательное представление о приспособленности
животных к среде обитания.
Итак, на экскурсии учащиеся наблюдают окружающую природу,
знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще всего основная цель
экскурсии – формирование представлений о предметах и явлениях природы в
реальной обстановке. Если экскурсия проводится в начале темы, то впечатления,
полученные в ходе ее, используются на последующих уроках как основа для
формирования еще более конкретных образов о строении отдельных частей растений
и для усвоения их внутренних свойств. Экскурсии также могут проводиться в
процессе изучаемой темы для уточнения знаний школьников о предметах природы,
процессах и явлениях и их взаимосвязи. В конце темы часто проводятся обобщающие
экскурсии, в ходе которых изучаемые на уроках природоведческие понятия закрепляются
и конкретизируются.
Страницы: 1, 2, 3
|
|