бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Экскурсии в природу и их роль в экологическом воспитании младших школьников бесплатно рефераты

В учебном процессе следует выделить основные познава­тельные задачи, решаемые в течение всего учебного года, раз­дела программы или урока, и частные, решаемые на отдель­ных этапах урока:

1) принцип единого целого, т. е. содержание всех задач должно быть объединено одной идеей (природоведческой за­кономерностью). Такой идеей является зависимость сезонных явлений в неживой и живой природе от положения солнца на небосводе в разные времена года[2];

2) принципам усложнения познавательных задач: услож­нение учебного материала; повышение степени его обобще­ния; увеличение объема знаний, которыми должен овладеть ученик.


Усложнение природоведческого содержания познаватель­ных задач заключается в последовательном включении новых «порций» знаний о природе. Так, сначала изучается объект или явление с внешней стороны (признаки погоды сегодня форма, величина, окраска и другие внешние признаки растений и животных).

Более сложны задачи об образе жизни растений и животных, их развитии и размножении. Чтобы ученик мог решить задачу типа «Как развивается бабочка-капустница?», он дол­жен узнать это животное по внешним признакам, отличать его от других, похожих насекомых. Еще более сложны задачи, связанные с признаками природы в различные сезоны.

Сложны также задачи, отражающие условия жизни жи­вых организмов, которые влияют на строение, развитие, раз­множение, происхождение растений и животных. Примеры та­ких заданий: «Почему дятел может жить только в лесу?», «Докажи, что белка – житель леса» и т.п.

Другое направление в усложнении познавательных задач связано с повышением степени обобщения знаний учащихся о природе. Просты с этой точки зрения познавательные зада­чи, содержанием которых служат конкретные единичные яв­ления и предметы, например: «Как зимует белка?», «Опреде­лить температуру воздуха в классе».

Природоведческие представления характеризуют довольно высокую степень обобщения знаний учеников. Задания типа «На какие группы можно разделить животных: лисица, соро­ка, пчела, медведь, воробей, муравей?», используемые на пер­вых уроках природоведения требуют обоб­щенных знаний о животных.

Степень обобщения познавательных задач повышается, если для их выполнения ученику необходимо знать существен­ные признаки группы явлений (ученик должен оперировать понятиями): «Доказать, что утка – птица», «К какой группе животных относится еж?».

Задания, требующие умений устанав­ливать закономерности явлений, представляют самый высокий уровень обобщения. Задачи типа «Расскажите о жизни живот­ных в разные времена года» наиболее трудны для учеников. Они требуют владения такими понятиями, как «животные», «звери», «птицы», «насекомые», требуют знаний обобщенных признаков жизни животных осенью, зимой, весной, летом, спо­собов питания и развития животных.

Следующее направление в усложнении познавательных за­дач характеризуется количественно: задачи, содержащие  больший объем знаний, необходимых для решения, – самые сложные. Например, задача «Что это?» (показывается изобра­жение растения) требует прямого ответа ученика. Но чтобы ответить на вопрос «Какие звери живут в наших лесах?», не­обходимо промежуточное знание: что такое звери? Для отве­та на вопрос о жизни растений или животных в разные сезо­ны ученики также должны иметь промежуточные знания о растениях или животных, их классификации в природе, о де­ревьях, кустарниках, травянистых растениях, зверях, птицах, насекомых, местах их распространения в наших лесах и охране.

Таким образом, программой пре­дусмотрено сообщение детям системы зна­ний, отражающих важнейшие зависимости и закономерности в той или иной области действительности. К ним относятся представления о физи­ческих изменениях агрегатного состояния веществ (например, воды), пере­мещении тел в пространстве, о приспосабливании растений и животных к условиям внешней среды, о некоторых формах экологических взаимо­связей в природе и т. п. В результате у детей совершенствуется наглядно-образное мышление (расширяется круг представлений, появляется способ­ность манипулировать ими, видоизменять их и пр.), развивается словесно логическое мышление (дети учатся устанавливать взаимосвязь явлений, видеть их причину и следствие, строить логические суждения, делать выводы и пр.). В нравственном плане понимание зависимости объектов и явлений в природе служит основой правильного отношения детей к рас­тениям и животным.

Школьники проявляют большой интерес к физическим явлениям не­живой природы. Поддерживая этот интерес детей, необходимо давать им определенные знания в данной области. Остановимся подробнее на содер­жании таких знаний.

Формирование представлений о различных состояниях веществ (твер­дом, жидком, газообразном), об их переходе из одного состояния в другое, например, при тепловом воздействии, о способах распространения тепла (теплопроводности и конвекции) позволяет показать характер и причины изменений некоторых предметов и явлений окружающей действительности.

Знакомство со свойствами воздуха (он есть повсюду, имеет вес, может сжиматься), магнита (притягивает к себе некоторые металлические предме­ты), которые обнаруживаются в лабораторных условиях, дает возможность продемонстрировать школьникам, как широко распространены скрытые от глаз физические явления. Воздух невидим, но легко обнаруживает себя, если им надувать воздушный шарик; магнитное поле также невидимо, но его интересное свойство отчетливо проявляется, как только вблизи появляются мелкие металлические предметы. Выявление скрытых свойств предметов в процессе обучения, которое происходит под руководством педагога, положительно влияет на формирование у школьников материалистических представлений о природе, служит основой понимания более сложных физических явлений, изучаемых в школе.

Сообщение школьникам знаний о живой природе идет по трем взаимо­обусловленным направлениям: взаимосвязь растений и животных со средой обитания, особенности их развития, многообразие видов живых существ. При этом главное – научить ребенка понимать связь между живым орга­низмом и средой обитания.

Рост и развитие есть не что иное, как упорядоченная во времени, строго последовательная цепочка взаимосвязей развивающегося организма с внеш­ней средой. Связь третьего понятия – «многообразие организмов» – с первыми двумя легко прослеживается, если рассматривать его как результат исторического развития. Это легко продемонстрировать на разных живых существах, приспособившихся к однотипным условиям жизни. Наблюдая и ухаживая за растениями и животными уголка природы, дети постоянно убеждаются в том, что все живое требует питания (животных надо кор­мить, растения – поливать и удобрять), надлежащих условий жизни (ры­бам нужна вода определенной температуры, освещение, растения и пр.; птицам необходимо воздушное пространство, песок, вода и пр.). В резуль­тате складывается реальное представление о живом организме.

Рассмотренные примеры связи и взаимосвязи, за­ложенные в предмете природоведения, представляют собой важнейшее средство развития мышления учащихся. Весь процесс мышления при выявлении связей выражен в обоб­щениях, степень которых постепенно усложняется по мере привлечения новых понятий. Первоначальная ступень обоб­щений проявляется в чувственном познании: от ощущений к восприятиям, от восприятий к представлениям. Чувствен­ный этап познания имеет важное значение в обучении младших школьников, являясь фундаментом формирова­ния понятий, суждений, умозаключений.

 


3. Экскурсия как форма ознакомления школьников с окружающим миром

Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней поможет метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Ранней весной учитель обращает внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна – набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников. Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками ольхи, ивы. Любуясь природой, дети вместе с воспитате­лем вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотво­рениях С.Маршака, Ю.Коринца и др.

В начале экскурсии учитель обращает внимание детей на красоту окружаю­щей природы, учит всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, полевых и лесных цветов... Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года. На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы (например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возмож­ность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с эколо­гическими правилами поведения.

В сельской местности детей знакомят с аграрным трудом, организуя для них встречи с хлеборобами, овощеводами, животноводами (чаще всего это родители учащихся). На таких занятиях учитель опирается на наблюдения учащихся, на их практический опыт. Дети рассказывают, какие животные у них в хозяйстве, как они помогают родителям ухаживать за ними и т. д.

В городских условиях проводятся заочные экскурсии–беседы с использованием диапозитивов, таблиц и других средств наглядности.

Принимая участие в уходе за комнатными растениями и домашними животными, работая на пришкольном участке, в саду, на огороде, дети на практике познают, что все живое нуждается в воде, тепле, свете, они понимают, какое значение для человека имеют растения и животные, как человек заботится о них.

Конкретные представления о предметах и явлениях окружающей природы, о труде людей в природе уточняются и закрепляются в ходе дидактических и сюжетно-ролевых игр, требующих узнавания, классификации, соотнесения. (Например, учитель раздает опавшие листья с различных деревьев (клен, дуб, береза, по его сигналу дети должны подбежать к соответствующему дереву).

Эффективным приемом формирования нравственно-эстетического отношения к природе является поста­новка проблемных ситуаций и во время экскурсий, и в ходе занятий в классе, на пришкольном участке, во время игры.

Познавательные ситуации чаще предлагаются учителем. Например, он показыва­ет картину: на заснеженной лесной поляне – следы белки, зайца, видны мышиные норки в снегу, плоды клена и липы, объеденные шишки, погрызы на коре осины. Ставятся вопросы: какие животные здесь побывали? Что о них можно сказать по этой картине?  К ответу дети подготовлены, так как на предыдущих занятиях они получили необходимые знания.

Важны в воспитательном отношении такие проблемные ситуации, которые требуют от учащихся решения той или иной нравственной задачи. Например: «Подруги, возвращаясь из леса, увидели ежа. Лена обрадовалась и положила его в корзинку, чтобы отнести домой. Катя остановила подругу и что-то сказала ей. Лена вынула ежа из корзинки и отпустила его». Ставятся вопросы: как вы думаете, что сказала Катя подруге? Права ли она?

Наиболее полно запросам экологического образования и воспи­тания учащихся младшего школьного возраста отвечают дидакти­ческие (познавательные) игры. Главное свойство дидактических игр состоит в том, что в них познавательные задачи выступают перед школьником в скрытом виде. Играя, ребенок не думает учиться – учение здесь протекает непреднамеренно. Увлекают детей игры с кар­точками, загадками о растениях и животных, игры-викторины: «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?», «Лесные ориентиры, цве­точные часы, лесные загадки» и т. п. Использование дидактических игр на уроках, экскурсиях, прогулках, во время турпоходов, при под­готовке домашних заданий, на занятиях в группе продленного дня позволяет значительно расширить знания учащихся о взаимосвязях человека с природой, об объектах природного окружения, которые необходимо знать, чтобы умело использовать и оберегать.

Решению задач экологического образования в наибольшей степени способствуют творческие сюжетно-ролевые игры. Это игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь» В педагогической литературе эти игры называются по-разному – сюжетными, подражательны­ми и т. д. Установлено, что воспитательный эффект творческой игры постигается при соблюдении методики, при которой организация, распределение ролей и подготовка к игре сохраняют ее неповтори­мую прелесть, детскую непосредственность а также обеспечивают знания об объектах игры, приближение ее условий к реальным ситуациям.

При разработке содержания игр экологического характера необ­ходимо, чтобы центром их были взаимоотношения людей, их гу­манное, заботливое отношение к природной среде. В содержание ролевых игр включаются знания о моральных нормах и правилах поведения человека в природе, т. е. о проблемах, которые в процессе урока не могут рассматриваться достаточно глу­боко и всесторонне. Система ролевых игр строится с учетом специ­фических целей на каждом этапе обучения. Так, для детей младше­го возраста основная цель игры состоит в овладении конкретными знаниями и правилами поведения в природной среде, чему способ­ствует исполнение школьниками ролей растений, животных и других обитателей местных природных сообществ, людей, которые исполь­зуют и охраняют природу.

Педагогически правильно организованная игровая деятельность школьников позволяет достигать полного их самовыражения, актив­ности и свободы действий, разумно согласующихся с требованиями взаимного уважения, познания окружающей среды, ощущения кра­соты природы и ее гармонии, развития чувства любви и заботливого отношения к ее объектам.

Рассмотренные выше приемы и методы обучения делают экскурсионные занятия по ознакомлению с окружающим миром не только полезными, но и интересными, привлекательными для детей.

Часто на экскурсиях у ребят возникает желание собирать занимательный материал. И тогда учителя предлагают учащимся за­вести тетради и переписывать или наклеивать в них из журналов, газет, календарей небольшие тексты, загадки, ребусы, кроссворды и др. Тетрадям дают названия «Инте­ресные или забавные странички», «Тетрадь заниматель­ного материала». Собранный материал можно использо­вать при проведении внеклассных мероприятий, уроков естествознания.

Изменение, движение, развитие – это универсальные свойства объектов окружающей среды. Если ребенок будет иметь представления об этих свойствах, он быстрее научится обобщать то, что видит. Наблюдая за яв­лениями живой природы, дети знакомятся с ростом и развитием живых су­ществ, видят, как они приспособлены к сезонным условиям. Изменения в природе носят строго последовательный характер, определяемый времен­ными промежутками. Особую роль в познании закономерных изменений в природе играет сопоставление, которое позволяет выявлять устойчивые и меняющиеся признаки объектов.

Чтобы закрепить, уточнить и систематизировать чувственные предста­вления, следует результаты наблюдений фиксировать в календарях и аль­бомах природы. Особенно ценными они становятся тогда, когда отражают закономерно меняющиеся явления природы (рис.1,2).


 

Рис. 1. Страницы весеннего календаря, соединенные в

вертикальную ширму.

 

 

Рис. 2. Образец заполнения страницы

«Календаря наблюдений за сезонными явлениями природы».

 

Ежедневно дети наблюдают и отмечают значками погоду, в виде картинки состояние живой природы (растительного и живот­ного мира). Так же ведется работа с «Календарем наблюдений за ростом растений». Еженедельно дети под руководством учителя делают в нем зарисовку растущего растения, изображают условия (погода и трудовые операции), при которых растение развивается. К моменту окончания его развития (созревание плодов и семян) накапливается серия страниц кален­даря, наглядно отражающих последовательный рост и изменения, харак­терные для растения. Страницы, собранные в ширму, превращаются в гра­фическую модель развития конкретного живого организма.

Успешному формированию представлений о взаимосвязи растений и жи­вотных со средой их обитания, о физических явлениях и свойствах неживой природы также способствуют такие методы обучения, как элементар­ные опыты, проводимые учителем или самими детьми, и демон­страция моделей. Простые опыты с растениями, помещенными в однотипные, но различающиеся по одному из признаков условия, помогают сравнивать наблюдения и убеждаться в значимости отдельных факторов, способствующих росту и развитию живых организмов. А демонстрация моделей (например, обобщенная модель маскировки или конкретная модель бабочки-павлиний глаз) дает последовательное представление о приспо­собленности животных к среде обитания.

Итак, на экскурсии учащиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще все­го основная цель экскурсии – формирование представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке. Если экскурсия проводится в начале темы, то впечатления, получен­ные в ходе ее, используются на последующих уроках как основа для формирования еще более конкретных образов о строении отдельных частей растений и для усвоения их внутренних свойств. Экскурсии также могут проводиться в процессе изу­чаемой темы для уточнения знаний школьников о предметах природы, процессах и явлениях и их взаимосвязи. В конце темы часто проводятся обобщающие экскурсии, в ходе которых изу­чаемые на уроках природоведческие понятия закрепляются и конкретизируются.

Страницы: 1, 2, 3