Экскурсии в природу и их роль в экологическом воспитании младших школьников
Экскурсии в природу и их роль в экологическом воспитании младших школьников
Педагогический институт
САРАТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
им. Н.Г.Чернышевского
Кафедра психологии и педагогики начальных классов
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема:
Экскурсии в природу и их роль в экологическом
воспитании младших школьников
Выполнила:
студентка 3 курса факультета методики
начального обучения
спец. учитель начальных классов
****************
Саратов – 2002
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………. 3
1. Возможности воспитывающего и развивающего
обучения
природоведению …………………………………………...
6
2. Задачи и содержание курса природоведения в начальных
классах …………………………………………………………………….. 11
3. Экскурсия как форма ознакомления школьников с
окружающим миром …………………………………………………... 16
4. Принципы формирования экологического мышления:
воспитательный
аспект ………………………………………………..
22
Заключение …………….……………...…………………………………….. 27
Список использованных источников ………………………………….. 30
Введение
В период
школьного детства при благоприятных условиях жизни интенсивно развивается
интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера ребенка, закладываются основы
правильного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности.
Важный фактор воздействия на детей – систематическая, целенаправленная
воспитательно-образовательная работа, в которой особое место занимает процесс
ознакомления с природой.
Выдающиеся
деятели прошлого видели в природе могучий источник знаний, средство для
развития ума, чувств и воли. Мысль об огромном воспитательном значении материалистических
представлений была сформулирована А.И. Герценом: «Нам кажется почти
невозможным без естествоведения воспитать... мощное умственное развитие;
никакая отрасль знаний не приучает так ума к твердому, положительному шагу, к
смирению перед истиной, к добросовестному труду, и что еще важнее, к
добросовестному принятию последствий такими, какими они выйдут, как изучение
природы...»[1].
Приобщение
человека к природе через ее познание всегда служило средством формирования его
мировоззрения. Природоведческое образование стало особо важным на современном
этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека
чрезвычайно изменила природный облик земли. На первый план выдвинулась задача
формирования научно обоснованного взгляда на природу, опирающегося на
полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.
Обучение в школе
рассматривается большинством ученых как комплексная проблема формирования
физических, этических, нравственно-волевых и интеллектуальных качеств личности
дошкольника. Первоочередное значение придается достижению надлежащего
умственного уровня, составляющего основу психической готовности детей к
систематическому обучению. Ознакомление с природой при специальной организации
обучения приносит положительные результаты в развитии восприятия, мышления и
речи каждого ребенка.
Очень важное значение
придавал природе как фактору воспитания детей с раннего возраста русский
педагог К.Д. Ушинский, обращая внимание на положительное воздействие природы
на психику детей, на всестороннее, развитие их в процессе общения с природой.
«Логика природы есть самая доступная для детей логика – наглядная,
неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудок
сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить
изученные виды под один род»1.
Наши психологи
Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Г.С. Костюк, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблинская,
Н.А. Менчинская, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др. в своих исследованиях
показали, что между обучением, развитием и воспитанием существует тесная связь
Много сделано в решении проблемы соотношения обучения и развития в
дидактическом плане лабораторией, которой руководил Л.В. Занков. В
исследованиях этой лаборатории утверждается, что обучение, направленное только
на усвоение знаний и выработку навыков, не может результативно воздействовать
на развитие школьников.
Развивающее
обучение есть средство активизации познавательных процессов, направленных на
осознанное, более быстрое усвоение знаний учащимися.
Когда говорят о
развивающих возможностях обучения природоведению, то обращают внимание на
содержание предмета, логику его построения; соответствуют ли они выявлению
причинно-следственных связей, в раскрытии которых развиваются многие черты
личности школьников, их психическая деятельность, и, прежде всего, мышление.
Еще А.Я. Герд,
разрабатывая предмет естествознания для младших классов школы, обращал внимание
на установление связей и взаимосвязей природных явлений, на логику построения
предмета.
Содержание курса
естествознания, разработанное А.Я. Гердом, послужило основой для последующих построений
предмета. Эта основа принята и в новых программах современной школы.
Ввиду комплексного содержания
предмета природоведения, базирующегося на многих науках, на первый план
выдвигается задача приведения его в единую систему, установления строгой
последовательности в изучении. По существу, все виды работы при изучении
природоведения включают в себя возможности развития детей: мышления, памяти,
воображения, интереса.
Сущность экологического образования и
воспитания составляют целенаправленный процесс формирования ответственного отношения
школьников к окружающей природной среде во всех видах учебной,
общественно-трудовой деятельности и общения с природой. В связи с этим оно не
может осуществляться в рамках отдельного и даже особого предмета, а требует
участия всех школьных дисциплин в их взаимосвязи. Особое внимание должно
уделяться деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, формированию
их нравственно-эстетического отношения к природе.
Целью данной курсовой работы является
изучение различных сторон формирования экологического сознания детей,
становления ответственного отношения учащихся к природной среде. Объектом
нашего исследования стали проблемы развития экологического образования,
воспитание экологической культуры современных школьников. В работе
рассматриваются экскурсии в природу как один из ключевых аспектов
экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
1. Возможности воспитывающего
и развивающего обучения природоведению
Младшим
школьникам свойственны любознательность и эмоциональная отзывчивость, что и
обусловливает характер их отношений к природе. Как и у дошкольников, преобладающим
является эстетический мотив, однако в большей части ответов младшие школьники
оперируют нравственно-эстетическими мотивами отношения к природе: «Растения
всех радуют»; «Они нам нравятся», «Украшают город»; «Делают нашу жизнь красивой»;
«Лес – наш друг»; «Без птиц было бы скучно встречать весну». В этом возрасте
дети осмысливают и переоценивают свой прежний опыт отношения к природе: «Я
сделал плохо, когда был маленьким»; «Когда был маленьким, не знал, что такое
природа, теперь я понял, что природу надо беречь». Однако поведение объясняется
на элементарном уровне, односложно и зачастую неточно. Для большинства ответов
характерна непосредственность и откровенность признаний в нехороших поступках,
но младшие школьники не дифференцируют свои действия и действия других по
степени значимости их влияний на природу. Допускаются неправильные суждения
при объяснении, почему надо беречь природу: «Деревья вырабатывают кислород и
уничтожают газ»; «Если бы не было муравьев, лес был бы грязным» и др.
Младшие школьники
ценят похвалу, поддержку со стороны взрослых и товарищей и поэтому считают, что
важно «научить детей любить природу». Учащиеся начальной школы имеют представление
о природоохранительной деятельности, но относят к ней самые различные
мероприятия – от контроля за своим и чужим поведением в природе до выполнения
государственных законов и создания заповедников.
Ответы учащихся
свидетельствуют о недостаточном понимании и ограниченности их личного участия в
труде, связанном с заботой о живых объектах природы. Однако в ряде случаев
десятилетние школьники высказывают умозаключения широкого плана, такие, например,
как: «Человек – часть природы»; «Надо стремиться превратить планету в цветущий
сад»; «Надо беречь природу для наших потомков»; «Не надо воевать, если мы
хотим, чтобы природа не гибла». В целом же младшим школьникам свойственны
эмоциональный и утилитарный типы отношения к природе. Очевидно, в пределах
возрастных возможностей есть еще не использованные резервы для повышения уровня
сформированности экологической ответственности.
В системе
экологического воспитания важное место занимает природоведение. В процессе его
изучения дети приобретают элементарные знания о единстве и разнообразии
окружающей природы, ее охране, знакомятся с картинами природы нашей Родины, получают
общее представление об организме человека, на основе чего формируются гигиенические
навыки, столь нужные в жизни каждого человека. Этим значение предмета не ограничивается.
Основная идея школьного предмета природоведения состоит в раскрытии и
установлении связей между компонентами неживой и живой природы, в объяснении
влияния всех компонентов природы на трудовую деятельность людей, которая
связана в значительной степени с использованием природы и в соответствии с
этим – воспитанием бережного отношения к ней. В процессе реализации этой идеи
создаются большие возможности комплексного подхода к обучению подрастающего
поколения. Известно, что учитель, обучая, воспитывает и развивает детей.
Все формы работы
с отстающими детьми при изучении природы, должны включать приемы по
формированию таких качеств, как доброжелательность, справедливость, дружба,
личная ответственность за общее дело. Большие возможности в этом плане заложены
в экскурсиях, на которых дети проявляют себя с разных сторон. Здесь можно
подметить эгоистические нотки в поведении отдельных учеников,
недоброжелательность по отношению друг к другу, невыполнение норм поведения.
Задача учителя – вовремя заметить эти отрицательные черточки, а главное –
предупредить нежелательные проявления. С этой целью учитель предусматривает
такие приемы, которые воспитывают уважение учащихся друг к другу, доброту,
справедливость, личную ответственность за выполняемую работу.
Проблема
соотношения обучения и развития находится в стадии решения. Успешно решается
она психологами, но еще не получила приемлемой конкретизации в отдельных
учебных предметах, в том числе в природоведении. Развивающее обучение есть
средство активизации познавательных процессов, направленных на осознанное, более
быстрое усвоение знаний учащимися.
Когда говорят о
развивающих возможностях обучения природоведению, то обращают внимание на
содержание предмета, логику его построения; соответствуют ли они выявлению
причинно-следственных связей, в раскрытии которых развиваются многие черты
личности школьников, их психическая деятельность, и, прежде всего мышление.
После
установления зависимостей в неживой природе начинается работа по выявлению
связей живой природы с неживой. В начальных классах выявляется зависимость изменения
растительности от степени освещения данной территории солнцем и температуры
воздуха. Наблюдения за жизнью растений в течение года позволяют детям сделать
вывод, что с уменьшением солнечного освещения и понижением температуры воздуха
листья на деревьях и кустарниках начинают изменять свою окраску, их черешки
подсыхают и отламываются при дуновении ветра. Так начинается листопад – одно
из примечательных осенних явлений в природе.
Итак, программа
по природоведению предусматривает выявление простейших связей и взаимосвязей,
доступных пониманию учащихся. В процессе установления связей создаются
благоприятные условия для развития логического мышления детей.
В дальнейшем изучение природы своего края распадается на
формирование отдельных групп понятий, в которых связи осуществляются
непосредственно: поверхность – полезные ископаемые, погода – водоемы, погода –
почвы и растительность, растительность – животный мир. При изучении природных
поясов нашей Родины учитель руководствуется связями и зависимостями между положением
пояса по отношению к экватору, высотой солнца, продолжительностью зимы и лета и
вытекающим отсюда своеобразием растительного и животного мира. Таким образом,
установление связей между отдельными природными компонентами–важнейшее условие
для формирования осознанных научных знаний при изучении данной темы.
Рассмотренные
примеры связи и взаимосвязи, заложенные в предмете природоведения,
представляют собой важнейшее средство развития мышления учащихся. Весь процесс
мышления при выявлении связей выражен в обобщениях, степень которых постепенно
усложняется по мере привлечения новых понятий. Первоначальная ступень обобщений
проявляется в чувственном познании: от ощущений к восприятиям, от восприятии к
представлениям. Чувственный этап познания имеет важное значение в обучении
младших школьников, являясь фундаментом формирования понятий, суждений,
умозаключений.
В решении
проблемы воспитания и развития учащихся особое значение принадлежит уроку. На
уроке, как известно, реализуются все поставленные перед школой задачи: познавательные,
воспитательные, развивающие.
Прежде всего
руководители школ и работники отделов народного образования следят за
соответствием темы урока программе, наличием плана и четко поставленных задач
развивающего и воспитывающего характера обучения, за доведением задач урока до
учащихся. Мобилизовать внимание учащихся на изучение материала, поставить
задачи урока, наметить основные пути решения этих задач – важнейшее требование
современного урока. На уроках природоведения задачи урока формулируются
учителем устно и письменно. Часто письменная форма выражена в виде плана,
записанного на доске. План определяет содержание и последовательность работы.
Это очень важный этап любого урока. Известно, что человек мыслит только в том
случае, если перед ним поставлена определенная задача. Поставленные задачи
определяют тип урока и в соответствии с ним – выбор методов и приемов, которые
будут использованы в целях активизации познавательной деятельности детей для
решения основных задач урока. Важнейшее значение в развивающем и воспитывающем
обучении придается научности изучения учебного материала. Руководитель школы,
методист определяет, на какой основе формируются природоведческие
представления, понятия, используются ли наблюдения, опыты, практические
работы, наглядные пособия, соблюдается ли последовательность рассмотрения того
или иного явления или предмета, обращается ли внимание на плавность переходов
от одного этапа к другому, на логичность изложения материала.
Ценность урока
заключается и в том, что на нем решаются воспитательные задачи. Одним из
важнейших требований к уроку является строго продуманная система в повторении и
закреплении учебного материала. Можно говорить об осознанном усвоении материала
в том случае, если ученик может не только воспроизвести, но и применить знания
в новых ситуациях. Поэтому повторение и закрепление материала должно быть
организовано всегда на новой основе. И если ученик сможет решить задачу в новых
ситуациях, использовав уже изученный материал, тогда безошибочно можно
утверждать, что знания им усвоены.
Итак, выше были
изложены основные требования к развивающему и воспитывающему обучению на
уроках природоведения. Выполнимы ли они? Да, но для этого учителю нужно
серьезно готовиться к уроку, а самое главное – организовать самоанализ работы.
Часто мы пользуемся трафаретными или иными приемами и методами на уроке,
применяем их по традиции, как нас учат методики, иногда не задумываясь над
ними. Оказывается, такой самоанализ – дело очень сложное и не каждый учитель
может ответить на вопрос, почему им применен тот или иной прием, почему
ученикам задан такой-то вопрос, почему они должны выполнить то или иное
задание.
2. Задачи и содержание курса
природоведения в начальных классах
Система
природоведческих знаний, которой овладевают школьники в процессе обучения
природоведению, включает систему познавательных задач. Наряду с содержанием
знаний о природе, она является методическим (педагогическим) условием
формирования познавательных интересов. Именно путем введения постепенно
усложняющихся заданий (познавательных задач) реализуется обучение
систематическим знаниям о предметах и явлениях природы. Кроме того,
познавательные задачи повышают эффективность и осознанность усвоения учебного
материала, развивают мыслительную деятельность школьников.
Познавательные
задачи по природоведению включают задания, вопросы и проблемы, которые дети
решают в процессе овладения природоведческими знаниями. Каждая познавательная
задача содержит определенную цель, имеет определенное содержание и требование,
оформленное часто в виде вопроса. По содержанию учебного материала познавательные
задачи классифицируются на несколько групп: задачи о неживой природе (солнце,
погода, водоемы, почвы), о растениях, о животных, о труде людей в разные времена
года.
Страницы: 1, 2, 3
|
|