Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы
p> – наш человечек будет улыбаться! - Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента.
Второй корреспондент. - Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова. Непременно каждым утром Я включаю телевизор, И, конечно, репродуктор, И еще магнитофон. - Весело? Да. А почему же соседи ей говорят:
Эй, гражданка у окна.
Вы же в доме не одна.
Почему же целый дом
Должен слушать этот гром? (Ответы детей)
им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является
загрязнителем окружающей среды, так как современные машины – грузовики,
самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть.
А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик.
Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность.
Вот еще: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над
ухо своего приятеля. Это очень опасно – резкий, сильный звук может
разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это
поле (показывает поле со стрелками и спиралями) – звуки вокруг нас. Одни
стрелки – резкие, громкие. Другие – волны музыки, спокойной речи. Приятная,
негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт. - Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответы детей) - Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны.
Учитель. - Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.
Третий корреспондент.
Отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Что это?
Конечно это вода.
Не умыться, ни напиться
Без воды,
Листику не распуститься
Без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода! - Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег – это вода и облака – это вода. - Отгадай загадки. Какие явления природы связаны с водой?
1) Вечером на землю слетает, ночью на земле пребывает, утром опять улетает.
2) Над рекою, над долиной повисла белая холстина.
3) Пушистая вата плывет куда-то: чем вата ниже, тем дождик ближе.
4) Меня ждут, не дождутся, а как завидят – разбегутся.
5) На дворе переполох, с неба сыплется горох.
Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая?
Соленая. А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть
чистой. Про какую воду говорится: Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтоб щечки краснели, Чтоб глазки блестели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок? - Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? (Ответы детей) - Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во- вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна – загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. А какие крупные заводы есть у нас в Данкове, которые сбрасывают в нашу речку Дон отходы производства? (Доломитовый комбинат, химический завод, животноводческие фермы). Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся? - Что надо сделать? (Ответы детей) - Надо экономить воду, не выбрасывать в реки т озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастим и научимся очищать отходы заводов и фабрик.
Уберем все грязные пятна!
(Убирает)
учитель. - Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода!
А теперь зеленая страничка нашей газеты.
Четвертый корреспондент. - Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зеленая? (Ответы детей) - Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу, лекарства, одежду, кислород – всем живым существам. - Кого можно отнести к живой природе? (Ответы детей) Жить в зеленом мире этом Хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, Шустрым бегает зверьком, В облаках кружится птицей, Скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг Человек природе друг! - Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей)
Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, над каждым из них
растения или животные, которых осталось мало. Мы можем убрать эти квадраты
и круги, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем.
Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с
красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей) Появляется плакат. - О чем говорит этот плакат? (Ответы детей) - Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их. Если я сорву цветок Если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты Дружно соберем цветы, Опустеют все поляны – И не будет красоты. - Мы запомним это правило и можем убрать черные круги. (Убирает круги, под ними яркие рисунки растений) - Посмотрите, эти рисунки украшают нашу страничку так же, как сами эти растения – природу. Но поле портят черные квадраты, над ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать черные квадраты? (Ответы детей) - Главное правило – не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное – не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жуков, пауков, червячков. Запомним это правило? Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле! (Убирает квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы – орла или ястреба и лягушки или жабы)
Учитель поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки
из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли
хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их
внешний вид. Просьба. Н.А. Заболоцкий.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась,
Этот сон давнишний до сих пор мне снится –
На траве кровавой вздрагивала птица
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля!
Люди – исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди – человеки, страны и народы
Мы теперь навечно должники природы
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица! - Ребята, некоторые виды растений, птиц и зверей исчезли с нашей планеты или находятся на грани исчезновения. Такие редкие виды занесены в Красную книгу нашей страны. - А каких вы можете назвать животных или растений, которые занесены в Красную книгу нашей страны? (Ответы детей)
Показ учителем некоторых видов редких растений и животных.
Учитель. - Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, то поможем всем. - Ребята, сегодня мы говорили о многих компонентах природы. - Что такое природа? (Ответы детей) - Что природа дает человеку? - Что могут сделать дети для охраны природы? (Ответы детей) - А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей газете. Человечек улыбается – ему хорошо. (Убирает грустную маску, под ней улыбающееся лицо). Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь. Тема: Игра – путешествие «По лесным тропинкам».
Цель: учит работать с дополнительной литературой, отбирая интересные
сообщения о животных и растениях леса, познакомить учащихся с Красной
книгой мира и нашей страны; прививать любовь к природе, бережному отношению
ко всему живому на Земле.
Оборудование: эмблемы команды «Березка», команды «Елочка», рисунки
съедобных и несъедобных грибов, 2 корзинки, рисунок совы, рисунок летучей
мыши, жука, разрезанные портреты редких животных, сарафаны для сценки,
рисунок Красной книги, рисунки растений, занесенных в Красную книгу.
Литература:
1. Барабанщикова Н.В. Здравствуй, лето //Начальная школа. – 1996 -№6. – С. 56-58.
2. Дерим – Оглу Е.Н. Кукушка //Юный натуралист. –1991. - №6. – С. 28-31.
3. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные – М.: Лесная промышленность, 1987. 48 с.
4. Филатова Л.М. По страницам Красной книги //Начальная школа. – 1991. -№11. – С. 49-52
Ведущий. – Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи, Ты же видишь, мы свои!
Перед нами две команды:
«Березка» и «Елочка». Они сейчас отправляются в путешествие: «По лесным
тропинкам».
1. Представление команд.
Команда «Елочка»
Под широкой темной елью,
Прошлогодней пахнет прелью
Подойдешь ты к ней – иголки
Подойдешь ты к ней
Под подошвами скользят
Ведь в обычаи у елки
Круглый год менять наряд.
Ель знакома нам всем с детства.
Без нарядной елки и праздника нет.
Круглый год ель зеленая.
А почему? Да потому, что листок – иголка живет 2-3 года, и опадают иголки
не все сразу, а постепенно, в течении всего года. Одни иголки опадают, а
другие растут. Любят ель птицы, и медведь чаще строит свою берлогу под
елью. Живет ель до 1200 лет. Команда «Березка».
Люблю березку русскую
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов
сложено о ней. Береза – одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол
березы даже в жаркие дни остается холодным. До 40 литров березового сока
дает одно дерево до распускания почек. Из березы делают: мебель, фанеру. А
береста, кора березы - готовая природная бумага.
II. Разминка команд. Команде, Елочка.
1) Назвать 5 пород лиственных деревьев.
2) Почему хвойное дерево лиственницей назвали? Команде “Березка”
1) Назвать 5 пород хвойных деревьев.
2) Чем отличается ель от сосны?
III. Конкурс “Грибная полянка”
Ведущий. - Кто сидит на крепкой ножки. В бурых листьях у дорожки? Встала шапка из травы - Нет под шапкой головы. Что это? (Ответы детей)
Ведущий. Берем по лукошку И скорее в путь дорожку Разбежались по полянке, Мухоморы и поганки, Рыжики, боровики, Чтобы сбить тебя с пути.
Задания командам: Собрать съедобные грибы в корзинку, а несъедобные
оставить. Болельщики в это время отвечают на вопрос: Почему грибы так
называются - лисички, маслята, подберезовик, подосиновик, мухомор?
IV. Конкурс капитанов “Лесные жалобы”. Команде “Елочка”
Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие.
Считают, что беду я приношу. Все это неправда. Польза от меня большая.
Урожай я сохраняю. Кто я? (Сова, рисунок совы). Команде “Березка”.
А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не
нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на
птичку, ни на зверя, но я друг человека, а не враг. Кто я? (Летучая мышь,
рисунок летучей мыши).
V. Конкурс “Животный мир леса”
Ведущий. Все - все на свете, На свете нужны И мошки не меньше Нужны, чем слоны Нельзя обойтись без Чудных, нелепых, И даже без хищников, Злых и свирепых. Нужны все на свете, Нужны все подряд Кто делает мед И кто делает яд!
Задание: Из отдельных разрезанных частей картинки собрать портрет редкого
животного (по 1 человеку от команды) Команды в это время составляют из предложенных букв названия
животных. Болельщики в это время показывают сценки из жизни животных, из жизни
леса. Например, сценка “На лесной опушке” В. Рождественский.
(Исполняют девочки в пестрых сарафанчиках с лукошками в руках) Лапы елок прикрыли избушку, Где живет дядя Вася - лесник. Приходите к нему на опушку - Всех приветливо встретит старик. Дядя Вася про птиц нам расскажет, Вспомнит, как подстерег он лису, Самый лучший малинник покажет И грибные местечки в лесу. Дядя Вася (Выходит и садится на пенек. Дети подходят к нему и, присев
на корточки, слушают его). Лес не только для нашей забавы, Он - богатство Российской страны. Все деревья в нем, ягоды, травы Нам на пользу, друзья, взращены Каждый куст берегите, ребята! Где росток ты увидишь простой, Может вырасти дуб в три обхвата, Березняк иль малинник густой А уж сколько орехов и ягод! Так, пожалуй, считать - не сосчитаешь! Сердцу любо, коль знаешь, что за год В сосняке разрослась молодежь. Хорошо здесь, в избушке просторной, Дядя Вася гостям своим рад.
Ведущий. Так весело в густом лесу. На ветках птицы распевают Увидеть леса красоту Пернатые нам помогают.
Задание: Записать 5 перелетных птиц (1 команда) Записать 5 зимующих птиц.
VII. Конкурс “А знаете ли вы, что..?” Каждая команда готовит интересные сообщения о природе из жизни
животных Команда “Елочка”
1) Знаете ли вы, что самый сильный из насекомых жук-носорог (картинка жука)
сам весом 14г. может тащить груз в 1 кг. 580 г.
2) А знаете ли вы, что сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает
1тонну хлеба?
3) А знаете ли вы, что 1 Га леса за день поглощает 250 кг углекислого газа
и выделяет 200 кг кислорода. Команде “Березка”
1) А знаете ли вы, что первыми весной появляются бабочки, божьи коровки,
пчелы, муравьи, сине-зеленые мхи, шмели потому, что за зиму впадают в
спячку, а рано весной вылетают из своих укрытий.
2) А знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100 кг меда, надо облететь
1000000 цветов?
3) А знаете ли вы, что летучая мышь съедает за ночь до 200 малярийных
комаров и этим спасает людей?
VIII. Совместное выступление команд “Берегите природу”
1) Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
2) Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
3) Природа гибнет и просит у нас зашиты. Многие растения и животные стали
редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что
красный цвет - сигнал опасности. Международную Красную книгу создали в 1966
г. Хранится она в Швейцарском городе Морже. В нее записаны животные и нашей
страны. (Показ картинки, на которой изображена Красная книга)
4) В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В нее записаны 52
вида зверей и 65 видов птиц.
5) Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
6) Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи
Охраняются даже цветы
(Показ цветов, занесенных в Красную книгу нашей страны)
7) И тревога за жизнь неустанна:
Гибнут звери, птицы, цветы
И гибнут люди беспристрастно,
Унося с собой часть красоты.
8) Так скорее над звездную синью,
Чтобы жизнь не покинула нас,
В эту книгу внесите
Человека всех наций и рас! Тема. Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями.
Цель: познакомить учащихся с большим разнообразием комнатных растений, со
значением комнатных растений в жизни человека, с правилами ухода за
комнатными растениями.
Оборудование: карта полушарий, рисунки комнатных растений и живые объекты
на подоконниках, плакат “Правила ухода за комнатными растениями”.
Литература:
1. АстафьваВ.Н., Черданцева А.Ф. Советы по домоводству: Уход за комнатными
растениями. - Минск: Полымя, 1993. - 412сю
2. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными
растениями // Начальная школа. - 1996. -№3. - С.48-49.
3. Горова Т. Амараллис // Юный натуралист. - 1991. - №10. - С.35-37.
4. Семенов Д. Скромное обаяние колючек // Юный натуралист. - 1992. - №2-3.
- С. 36-41. Ход занятия.
Учитель: - Сегодня мы совершим путешествие на родину комнатных растений и
познакомимся с правилами ухода за комнатными растениями. - Большинство комнатных растений зимой, как и в другие времена года,
бывают зеленые. Некоторые даже цветут зимой. Почти все комнатные растения
привезены к нам из теплых стран, где не бывает зимы - это тропические и
субтропические леса и горные районы Южной Америки, Африки, Азии (Эти страны
учитель показывает по карте) Поэтому комнатные растения весь год держат в
теплых помещениях. Почти у всех комнатных растений названия экзотические и
с первого раза не всегда запоминаются. И поэтому нередко придумывают
названия, которые напоминали бы уже известные дикие и садовые растения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|