Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы
p> Б.Т. Лихачев1 методы и формы экологического образования и воспитания
условно разделяет на несколько групп. Это: школьные и внешкольные методы
формирования сознания и развития мышления, научение умениям и навыкам
практически направленной деятельности, развитие нравственно-правовой
ответственности, эстетического отношения к действительности, нравственного
самосовершенствования. А.Н. Захлебный2 считает, что при разработке экологической программы
особое значение приобретает изучение школьника как личности, факторов его
обучения и воспитания. По существу, это предполагает построение модели экологического
образования. Развитие свойств личности, характеризующих ее отношение к
общественным явлениям, имеет аналоги и в формировании свойств, которые
определяют отношение человека к природе, что показано в схеме 1.
(Приложение 11) В данной схеме А.Н. Захлебный представляет примерную модель
формирования ответственного отношения к природной среде. Модель состоит из четырех блоков. И первом — названы важнейшие
факторы, которые определяют формирование свойств личности, ее
мировоззренческие взгляды, убеждения, поступки. Исследованиями психологов
установлено, что любому действию человека должно предшествовать образование
двух психологических феноменов — готовности и способности действовать.
Очевидно, ответственное отношение к природной среде обусловлено
образованием таких свойств личности, как готовность и способность к
практическим действиям по ее бережному использованию, Защите и улучшению.
Готовность действовать определяет психологическую установку человека к
совершению того или иного поступка и, как свойство личности, развивается
под влиянием ряда факторов, в частности, потребностей и ценностных
ориентаций по отношению к объектам окружающей природной и социальной среды.
Потребности в ценностные ориентации выступают мотивационной основой,
формирующей цели деятельности человека, его поступки. Понятие «ответственность» предполагает необходимость за что-то
отвечать. Это делает необходимым в воспитательном процессе последовательно
развивать аксиологические знания о тех объектах и процессах в окружающей
природной среде, которые требуют ответственного отношения . По существу,
все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных
отношений и включенных в их круг природных явлений выступает в качестве
предметных ценностей или объектов ценностного отношения. Для решения задач
экологического образования особое значение приобретают ценности:
экологическое качество окружающей человека среды (естественной,
преобразовательной, искусственной), природные ресурсы и изделия из них;
эталоны и уникальные объекты естественной природы; памятники культуры. Все
эти объекты окружающей Среды являются ценностями, удовлетворяющие
разнообразные потребности человека (и общества): практические,
познавательные, эстетические, нравственные. Вторым фактором, определяющим готовность человека к деятельности,
является его идеал отношения (и поведения) к природной среде. Идеал
выступает как образ цели поведения или деятельности человека. Идеал
отношения к природе — это поведение, при котором гармонически сочетаются
общественные и личные интересы. Гуманизм — характерная черта идеала
поведения в природной среде. Он определяет уважение к человеку, к
общественным потребностям. Из идеала выводятся требования общества к
личности, на их основе вырабатываются критерии оценки ее поступков.
Развитие у школьников оценочных суждений выступает важным фактором в
воспитании готовности и способности действовать по зашите природной среды.
Оценка — это отражение явлений действительности с точки зрения духовного
мира, интересов, потребностей, целей личности. Моральная ответственность —
сложная характеристика личности. В основе ее лежат нравственные убеждения,
которые психологи рассматривают как моральные принципы, ставшие мотивами
поведения человека. В нравственном убеждении принято различать:
познавательный компонент — знание о моральной норме; отношение к этому
знанию — уверенность в его правильности и необходимости реализовать его в
своих действиях; потребность и готовность поступать в соответствии с этими
знаниями. Для совершения ответственного поступка необходима
сформированность и такого свойства личности, как способность действовать.
Это свойство включает не только знание о том, как действовать, но и волю,
настойчивость, активность в достижении цели. Эти качества проявляются в
конкретных ситуациях и разных сочетаниях. Автор обращает внимание на то, что во втором блоке рассматриваемой
модели показано проявление свойств личности ученика в конкретных видах
деятельности и поведения. Об ответственном отношении свидетельствует: — культура индивидуального поведения в природном окружении; — активное участие в общественно полезном труде по защите, уходу и
улучшению окружающей Среды, в пропаганде идей охраны природы. В третьем блоке модели А.Н. Захлебный показывает «каналы», через
которые педагог воздействует на личность ученика, его чувства и интеллект. Используя социальный опыт человечества, который закреплен в научных
знаниях, педагог постепенно развивает интеллектуальные способности
личности, формирует ее мировоззрение, видение научной картины мира. Именно
в результате интеллектуального развития формируется представление об
исторической неизбежности возникновения проблем охраны природы и
установлении гармонического взаимодействия с природой. Сочетание
эмоционального, интеллектуального и эстетического восприятия окружающей
природной Среды — основа научного понимания многообразной ценности природы,
что формирует необходимую мировоззренческую позицию личности. В четвертый блок модели автором включены педагогические средства, с
помощью которых осуществляется природоохранительное образование личности.
Это учебное содержание, методы, наглядные средства, формы организации
воспитательного процесса. Модель факторов, определяющих формирование у школьников
ответственного отношения к природе представлена в приложении. 1.2 Педагогические основы формирования экологической культуры. В своей статье “Экология личности” Б.Т. Лихачев1 раскрывает
содержание понятия “Экология личности и культуры общества”, которое может
быть рассмотрено единство соответственно развитых сознания, эмоционально-
психических состояний. Ядром такого сознания особым образом ориентированная
умственная аналитико-синтезирующая способность человека, гарантирующая
научно обоснованное включение в природу, жизнь общества, имел в виду
сохранения их равновесия. Эстетическое воспитание обеспечивает познание
природы во всей ее естественной и эстетической целостности. Воображение
выступает как психический прогресс предвидения последствий вмешательства в
жизнь природы и общества. Чувствование основано на созидательно-
бессознательном стремлении единению с природой. В содержание экологического
сознания включается и утилитарно-практическое поведение. Должным образом
направленная воля предполагает способность к решительному отказу от
намеченных действий в случае возможности непредсказуемых последствий. Экологическая культура человека органично связана с личностью в
целом, ее различными сторонами и качествами, она возникает как новое
психическое образование. Естественнонаучная образованность обеспечивает
познание закономерностей природы, связей между нею и человеком. Философская
— дает возможность осмыслить назначение человека. Политическая —
обеспечивает должное равновесие между хозяйственной деятельностью и
природными ресурсами. Правовая — удерживает в рамках закона регулируемые
взаимодействия. Нравственная — одухотворяет эти отношения. Эстетическая —
создает возможность для переживаний восторга и наслаждения. Культура труда
и хозяйственной деятельности направляет усилия человека в русло
природоохранной целесообразности. Такое широкое понимание культуры личности, продиктованное реалиями
конца xx столетия, предполагает развитие ряда смежных научных направлений.
Среди них Б.Т. Лихачев выделяет такие, как экологическая психология и
педагогика, экологическая психофизиогигиена. Первая найдет свой
специфический предмет в изучении становления и развития психических
состояний, обеспечивающих осознание и ощущение себя частью природы,
формирование установки и мотивации на взаимополезное, взаимооздоровляющее
взаимодействие. Возможно, она станет основой для экологически
ориентированной педагогики как особой научной дисциплины, направления
поиска, максимально отвечающих принципу природосообразности в его
современном звучании. На их базе могут быть разработаны рекомендации по
организации образа жизни ребенка, преодолению кризисных явлений, связанных
с нарушением экологического равновесия (кислородное голодание, задержки в
развитии, вспышки агрессивности и жестокости в отношении к животным и друг
другу и т.д.). Педагоги говорят о необходимости экологической терапии и
разработки путей и средств возвращения ребенка в биологически и
психологически благоприятную среду обитания, предложить специальные
игровые, творческие, деловые ситуации общения и деятельности, снимающие
напряжение, возрождающие нормальное функционирование психики и организма в
целом. Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует
подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным
отношением к природе, обществу, людям. Вся нравственная направленность
ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как
любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в
качестве высшего счастья. Природа вненравственна, она по ту сторону добра и
зла. Ее величие и спокойствие помогают осознать свое место в ней.
Необходимо развить чувствование гармонии, способность восторженного
отношения, переживания прекрасного, восхитительного, возвышенного. Педагоги отмечают, что экологическая культура личности немыслима вне
ее практического отношения к действительности, которое формируется на
основе совместных усилий учителей и учащихся. Речь идет о создании надежной
психологической установки на экологически обоснованное включение в природу,
ноосферу, в жизнь общества. Это должно быть связанно с развитием природы
самого ребенка, его способностей, физических и интеллектуальных сил, с
воспитанием трудолюбия, бережного отношения, предприимчивости и
хозяйственности. Важно умения и навыки охранительной и защитительной, психо- и физиотерапевтической деятельности (лесоводства, садоводства,
огородничества и др.), в области зоотерапии, аутотренинга, налаживания
оздоровительного общения. Естественной основой процесса такого воспитания
являются объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения
ребенка с окружающей средой. У детей дошкольного и младшего школьного
возраста они реализуются на бессознательной основе. Малыши, не отдавая себе
отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают себя естественной частью
природы. Между детьми, животными и растениями устанавливаются интуитивное
взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и
присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои
привычки. Таким образом, экологическая культура в современных условиях
является одним из ведущих компонентов личности. Она может рассматриваться
как главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке
подлинной интеллигентности и цивилизованности. 1.3 Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. Результатом краеведческого подхода в экологическом образовании
младших школьников является осознание детьми разнообразия связей между
живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем
крае, многопланового значения природы, потребность общения с родной
природой, бережное отношение к живому. Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях
родного края и возникающих при этом экологических проблем определяют
объекты эколого-краеведческой работы со школьниками. К ним относятся:
природа, хозяйство, население, история, искусство края, рассматриваемые с
точки зрения взаимодействия общества и природы. Эти объекты можно
конкретизировать следующим образом: природа — типичные и редкие виды
организмов, типичные природные сообщества; охраняемые территории, памятники
природы, природные ресурсы края; хозяйство — местные промышленные
предприятия, использующие природные ресурсы и влияющие на окружающую среду;
предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, службы
благоустройства; население — особенности экологической культуры местного
населения, отношение к окружающей природной среде учащихся школы; искусство
— произведения профессионального искусства; народные промыслы, связанные с
использованием природных материалов; легенды, сказки, игры, танцы, песни
местного населения с природными сюжетами; история — происхождение обычаев и
традиций отношения к природе; происхождение названий населенных пунктов и
других географических объектов; развитие природоохранной деятельности
взрослых и школьников в крае. Конечно, перечень конкретных объектов экологического краеведения
может быть значительно шире, здесь важно показать их разнообразие, а это, в
свою очередь, оживит эколого-краеведческую работу с учениками начальной
школы, обеспечит комплексный подход в деле. Т.А. Бабакова1 считает, что школьное краеведение имеет две
взаимосвязанные стороны — краепознание и краестроительство (последнее, к
сожалению, часто упускается). При проведении эколого-краеведческой работы
необходимо помнить оба эти условия, так как только в процессе практической
деятельности по сохранению и улучшению окружающей Среды формируется
бережное отношение, а затем и ответственное отношение к природе. Взаимосвязь двух сторон краеведения осуществляется при организации
различных видов деятельности учащихся — познавательной, ценностно-
ориентационной, коммуникативной, художественно-эстетитечской, трудовой — в
их совокупности. Т.А. Бабакова рекомендует познавательную деятельность
связывать приобретением и совершенствованием знаний, получаемых учащимися
от учителей в виде информации, выполнение опытов и наблюдений, чтение
краеведческой литературы, выполнение заданий учителя на применение знаний.
Ценностно-ориентационная деятельность направлена на осознание учениками
многостороннего значения природы для населения края и необходимости в связи
с этим сохранения и улучшения природной среды. При этом природные объекты
оцениваются с точки зрения для природы человека. Данный вид деятельности
связан с анализом значения (оценкой) изучаемых объектов и обоснованием
своей точки зрения. По мнению педагогов коммуникативная деятельность предполагает
активность самих учеников, что проявляется, например, при подготовке и
выполнении сообщений в классе; при коллективном планировании и обсуждении
результатов практических природоохранных дел. Художественно-эстетическая
деятельность заключается в восприятии эстетических свойств природных
объектов и произведений искусства (изобразительного, музыкального,
литературного, декоративно-прикладного, зодчества, Устного народного
творчества), а также в создании художественных образов, связанных с
природными объектами и отношением людей к природе. Разнообразны и формы
художественного творчества учащихся: выполнение рисунков, плакатов,
сочинений, посвященных природе родного края и отдельным ее объектам;
сочинение и оформление экологических сказок; участие в подготовке
спектаклей экологического содержания; изготовление поделок из природного
материала и др. При этом желательно использовать произведения искусства
местных авторов, однако можно применять и работы других мастеров, если в
них отражены изучаемые объекты природы. Трудовая природоохранная деятельность связана с сохранением и
улучшением окружающей среды. Реально возможности такой деятельности,
несмотря на кажущееся разнообразие конкретных проявлений, ограничены
преимущественно благоустройством своего класса и школы, ее территории. Сюда
входят: озеленение класса и разведение комнатных растений, уход за ними,
уборка территории школы, перекопка газонов, посев семян цветочных и
древесно-кустарниковых пород, уход за растениями на пришкольном участке
(полив, прополка, сбор насекомых-вредителей), очистка родников и т.п. Включение учеников в различные виды деятельности в процессе эколого-
краеведческой работы соответствует деятельностно-личностному подходу в
образовании и воспитании, причем следует иметь в виду, что при выделении
отдельных видов деятельности есть некоторая условность. Так, познавательная
деятельность является инвариантной стороной любой деятельности; усвоение
учениками тех или иных знаний (познание) осуществляется в процессе общения
с учителем и т.п. Осознание специфики каждого деятельности и их взаимосвязи
позволяют учителю более эффективно осуществлять эколого-краеведческую
работу с учащимися. 1.4. Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших
школьников. Экологическое образование обладает такими особенностями, как
актуализация идеи К. Маркса о неразрывной связи физической и духовной жизни
человека с природой; рассмотрение экологических проблем в системе
глобальных проблем современности; направленность на цели охраны природы:
сбережение генофонда биосферы, сохранение гигиенических и эстетических
достоинств окружающей Среды, рациональное использование природных ресурсов.
Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение
которого школьниками требует не только классной, но и большой внеклассной
работы. Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность,
которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и
самодеятельности учащихся. При определении содержания внеклассной работы
необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами,
которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной
работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и
интересов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|