|
Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников
Второй опознавательный признак
орфограммы — это сами звуки (звукосочетания, место звуков в словах, букны,
буквосочетания), дающие наибольшее количество несовпадений, «опасные» звуки
(буквы):
а) гласные о—а, и—е;
б) пары звонких и глухих согласных
б—п, г—к, в—ф и т.д.;
в) сочетания жи, ши, ча, ща, чу,
щу;
г) сочетания стн, сн, здн, зн
(непроизносимые согласные);
д) сочетания нч, нщ;
е) согласные буквы б, г, в, д,
з, ж на конце слова, которые могут обозначать глухие согласные звуки
[п],[к],[ф],[т],[с],[ш];
ж) буквы я, е, ю, ё,
обозначающие два звука.
В памяти детей накапливается набор
тех звуков и звукосочетаний (букв и буквосочетаний), которые могут
представлять собой орфограммы и привести к ошибке. Такие «опасные» сочетания запоминаются
учащимися уже в период обучения грамоте.
Третий опознавательный признак
орфограмм — это морфемы в словах, сочетания морфем. Обнаруживая в слове
морфему, учащийся целенаправленно ищет орфограмму, ибо уже знает, какие орфограммы
могут встретиться в приставке, какие — в корне, какие — в окончании или на
стыке морфем. Так, школьник знает из практики, что в приставке под-
вообще ничего проверять не нужно, достаточно
только убедиться, что это приставка
(например, в словах подставка, подвёз), так как приставки пад-
или пот- в русском языке нет.
На основе опознавательных признаков
орфограмм у учащихся формируются алгоритмы орфографических действий. Работа
над первой группой опознавательных признаков орфограмм— это фонетический
уровень -
орфографической подготовки,
направленной на развитие языкового чутья, речевого слуха.
Работа над второй группой опознавательных
признаков в большей степени направлена на запоминание. В процессе этой работы у
детей развивается внимание, своего рода бдительность в отношении орфограмм.
Работая над третьей группой
опознавательных признаков орфограмм, учащиеся подготавливаются к использованию
грамматической основы в проверке орфограмм, т.е. в решении орфографических
задач.
Описанные три группы опознавательных
признаков можно считать общими для большинства орфограмм. Но кроме общих опознавательных
признаков каждый тип орфограмм имеет еще и частные признаки, присущие
только одному типу, иногда — группе сходных орфограмм.
Приведем характеристики
важнейших орфограмм, изучаемых в начальной школе.
|
№ п/п
|
Название орфограммы
|
Опознавательные признаки (общие и частные)
|
|
1
|
Безударные гласные в корне (проверяемые и
непроверяемые)
|
а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и,
е; в) место в слове
|
|
2
|
Звонкие и глухие согласные
|
а) парные согласные б—п, г—к, в—ф, д—т, з—с,
ж—ш; б) место в слове (в корне, в абсолютном конце слова или перед
согласным)
|
|
3
|
Непроизносимые согласные
|
а) «опасные» сочетания звуков или букв стн,
здн, сн, зн и др.; б) место в слове
|
|
4
|
Разделительный ь
|
наличие звука Ц] после мягкого согласного,
наличие гласных я, е, ю, ё
|
|
5
|
Разделительный ъ
|
а) наличие звука Ц] после согласного, наличие
гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [)]); б)
место орфограммы: на стыке приставки, оканчивающейся на согласный, и корня
|
|
6
|
Раздельное написание предлогов, слитное написание
приставок
|
а) наличие звукосочетания, которое может
оказаться предлогом или приставкой; б) часть речи: глагол не может иметь
предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению
|
7
|
Заглавная буква в именах собственных
|
а) место в слове: первая буква; б) значение
слова: название или имя
|
8
|
Заглавная буква в начале предложения
|
а) место в слове: первая буква; б) место в
предложении: первое слово
|
9
|
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу
|
наличие в слове сочетаний
|
10
|
ь на конце имен существительных после
шипящих
|
а) наличие на конце слова всегда мягких
шипящих ч и щ или всегда твердых ш и ж; б) часть речи: имя существительное;
в) род: мужской или женский
|
11
|
Безударные окончания имен существительных
|
а) место орфограммы: в окончании; б) наличие
в окончании безударного е—и; в) часть речи: имя существительное
|
12
|
Правописание окончаний имен прилагательных
-ого, -его
|
а) наличие такого сочетания; б) их место: на
конце слова; в) часть речи: имя прилагательное
|
13
|
Правописание безударных личных окончаний
глаголов
|
а) часть речи: глагол; б) место: в окончании
слова; в) наличие знакомых окончаний ут — ют, ат—ят, отсутствие ударения; г)
время глагола: настоящее или будущее
|
|
|
|
|
|
Для успешного
освоения способа проверки орфограммы определенного типа надо знать:
1) природу данного орфографического
явления, т.е. принцип, которому оно подчиняется;
2) орфографическое поле, необходимое
для проверки;
3) опознавательные признаки данной
орфограммы;
4) умения, необходимые для проверки
орфограммы данного типа.
На основе программы построены учебники «Русский
язык» для первых-четвертых классов под редакцией Рамзаевой и А.В. Поляковой.
Рассмотрим как в этих учебниках реализуется
процесс формирования орфографической зоркости младших школьников.
Орфографические правила по программа изучаются
во втором – четвертом классах. (связи с распределением учебного материала по
фонетике и графики второй класс словообразованию и морфологии четвертый класс).
Прочному усвоению материала, как подчеркнуто в программе, способствует повторение
поэтому значительное место отводится повторению тем, которые изучаются
несколько этапов. Учебники включают такое содержание имеют такую структуру и
такие задания которые активизируют мыслительную деятельность создают условия
для раскрытия их творческих способностей. Сведения по орфографии в учебниках
даны строго в соответствии с программой и предполагает большой объем
теоретического материала и обучение правописанию на грамматической основе.
Решающая роль в учебниках отводится теоретическим знаниям а на их основе
строятся орфографические упражнения. Упражнения строятся на таких принципах
1.
Большой объем словарного материала
2.
преобладание упражнений с грамматическими
заданиями
3.
большое количество вопросов, подготавливающее
учеников к восприятия нового материала
4.
при изложении материала широко применяется
индукция
5.
присутствие достаточного числа упражнений на
побор собственных примеров.
Учебники строится
с учетом единообразия требований к содержанию, структуре, подбору
дидактического (языкового) материала, методам, приемам, формам его анализа и
обобщения, системе учебных заданий, которые определяются дидактическими
принципами и типическими свойствами методической системы обучения,
направленного на общее развитие младших школьников. Особенности учебника
обусловливают определенную организацию процесса обучения и педагогического
руководства учебно-познавательной деятельностью школьников.
Главная функция нашего учебника —
это руководство всеми видами познавательной деятельности учащихся, развитие
наблюдательности, мышления, практических действий, что отвечает основной цели
развивающего обучения. При этом значительная роль отведена проблемному методу
изложения знаний, проблемным заданиям. Знания не даются в готовом виде. Мысль
ученика направлена на поиск, «добывание» знаний путем систематических
наблюдений за языковыми фактами, их сравнения и обобщения полученных выводов.
Для методического аппарата учебника для 4 класса характерны: проблемность,
вариантность, индивидуализация учебных заданий; показ коллизий в изучаемом
материале; наличие репродуктивных и творческих заданий; соединение в учебном
материале рационального и эмоционального; предоставление учащимся максимума
инициативы и самостоятельности в «добывании» знаний; направленность на самостоятельное
установление связей между фактами и явлениями языка; применение учебных заданий
разной степени сложности с организацией дозированной помощи для оптимального
продвижения детей с различными потенциальными возможностями в учении и развитии.
Способы и методические приемы
обучения русскому языку, соответствующие принципам развивающего обучения, во
многом определяются учебником. Подчеркиваем еще раз исключительное значение
приема сравнения, который способствует развитию учащихся, осмысленному
усвоению ими знаний и формированию навыков.
В процессе изучения программного
материала необходимо неуклонно добиваться осмысленного усвоения детьми грамматических
знаний, так как это имеет большое значение для развития учащихся.
Задания учебника во многом
рассчитаны на самостоятельное выполнение. Важно, чтобы каждый ученик обдумывал
задание, пытался его выполнить, осознавал процесс выполнения и причины своих
затруднений, ошибок. При выполнении заданий повышенной трудности учащимся
предлагаются варианты помощи, что связано с реализацией одного из свойств
методической системы развивающего обучения — свойства вариантности, учитывающего
прежде всего индивидуальные особенности школьников.
Упражнения, подводящие к выводу,
лучше выполнять коллективно. Для коллективной классной работы следует использовать
и такие упражнения, в которых от детей требуется придумать слова или
предложения в соответствии с грамматическим заданием.
Большое внимание нужно уделять
повторению пройденного материала. В учебнике нет разделов, специально
посвященных повторению. Оно должно органически связываться с изучением нового
материала. Работу над упражнениями следует организовывать так, чтобы шло
сопоставление новых знаний с ранее изученными.
В дополнение к упражнениям учебника
необходимо систематически проводить диктанты различных видов. Особое внимание
следует уделять слуховым и зрительным диктантам. •—
Учебники содержит большое количество
отрывков из художественных произведений. Очень важно использовать этот
материал не только для грамматического анализа, но и для выявления
выразительных средств языка и его эстетического воздействия на читателя.
Целесообразно связывать выполнение этих заданий с работой по стилистике.
Вывод
по главе
Способность видеть орфограммы - это необходимое
условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения
правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать. “Выработанная
способность обнаруживать те места в словах ,где письменный знак не определяется
произношением, называется орфографической зоркостью”[13,164].Так как большую
часть орфограмм составляют орфограммы слабых позиций, то с точки зрения
фонематической концепции русского правописания орфографическую зоркость можно
определить как умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова,
т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой в слабой и, значит, какой
однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при
том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции,
прежде всего и состоит орфографическая зоркость.
Орфографическая зоркость предполагает также
умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие).
Отсутствие орфографической зоркости или ее
слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.
Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять:
школьник не видит орфограмм в процессе письма. Главной причиной слепоты
школьников ученые и учителя считают отсутствие эффективных способов
формирования орфографической зоркости.
Способность выделять орфограммы и определять их
тип необходимо воспитывать с 1 класса. Но в действующих учебниках
(Закожурникова М.Л. и др. Русский язык) недостаточно представлены упражнения,
направленные на ее развитие.
“Учителя, как показывают наблюдения, уделяя
основное внимание отработке приемов проверки написаний, тоже не включают (или
включают крайне редко) такие упражнения в уроки правописания и в работу по
развитию речи.[15,63]
Главным средством воспитания орфографической
зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме.
При этом обучение умению находить орфограммы,ставить орфографические задачи -
рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении
правописанию.
Глава
2. Методические основы развития орфографической зоркости у младших школьников
2.1. Пути формирования орфографической зоркости
Совершенствование
орфографической грамотности учащихся - одна из важных задач, стоящих перед
учителями. В русском письме главным разделом, который определяет ведущий
принцип орфографии, является передача буквами фонемного состава слов. Именно к
этому разделу орфографии относится большинство правил, изучаемых в младших
классах.
Таким образом, при изучении раздела
«Орфограммы» можно поставить несколько задач.
1. Познакомить детей с понятием
«орфограмма» и помочь им глубже осознать сущность орфографических
трудностей русского письма. Ввести в практику письменной речи маленьких
школьников особый способ письма -письмо с пропусками орфограмм, с «окошками».
Ребенок должен действовать по принципу «знаю букву — пишу, не знаю -
пропускаю, оставляю сигнал опасности».
2. Познакомить школьников с орфографическим
словарем, заложить основы правильного способа действия, необходимого для
поиска ответа на орфографический вопрос.
3. За счет широкого применения приема
списывания обеспечивать запоминание орфографического облика слов разных
тематических групп (виды транспорта, посуда и т. д.), т.е. развивать
орфографическую память учеников.
Главным в обучении правописанию
является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической
задачи, однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик
видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить
орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании . Значит,
умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает
базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию,
залогом грамотного письма. Не умение выделять орфограммы при письме – одна из
главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Орфография и ребенок младшего
возраста. Орфография и интерес младшего школьника к изучению русского языка.
Орфография и качественные результаты обучения детей правилам правописания. Как
«соединить» одно с другим? Как соединить науку о законах русской орфографии с
детьми 7- 10 лет так, чтобы это «соединение» было оптимальным не только для
науки, но и для ребенка?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|