бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Эффективность использования игровых приёмов при изучении иноязычной лексики младшими школьниками бесплатно рефераты


Отрицательная оценка – 2 – отмечается только у одного ребёнка – Ермолаева Глеба. Это вполне обусловлено, поскольку данный ребёнок воспитывается бабушкой, имеет отставание от стандартного уровня по всем предметам; предметы, имеющие языковую специфику – русский и английский языки - даются особенно тяжело, так как у ребёнка наблюдается дисграфия и речь сформирована несколько ниже уровня, соответствующего его возрасту.

Остальные дети показали положительные и удовлетворительные результаты. Для отражения общей картины по группе в целом, мы представили результаты в виде диаграммы:



Данная диаграмма отражает процентное соотношение успевающих на отлично, на хорошо, удовлетворительно, и неуспевающих детей в классе по результатам констатирующего эксперимента.

Поскольку, составляя теоретическую часть работы, изучив литературу по проблеме, мы сделали вывод о зависимости усвоения материала от мотивации на уроке, на констатирующем этапе было также проведено анкетирование, направленное на определение уровня мотивации. Анкетирование проводилось анонимно, учащимся предлагалось ответить на пять вопросов, в каждом из которых было дано три варианта ответа, подразумевающие соответственно высокий, средний и низкий уровни мотивации. Для подсчёта результатов, ответы переводились в баллы по трёхбалльной системе: 1, 3, 5 баллов. Баллы в 2 и 4 единицы не были использованы для более чёткого разграничения показаний. В результате этого, уровни мотивации в баллах, возможно, условно разграничить на следующие уровни:

17-25 баллов – высокий уровень учебной мотивации, интерес к процессу обучения как источнику получения знаний;

12-17 баллов – средний уровень учебной мотивации, дети которые достаточно успешно справляются с учебной деятельностью, но достаточно легко отступают перед трудностями вследствие невысокого интереса;

5 – 12 баллов: низкий уровень школьной мотивации, частые проблемы, нежелание их решать, дети предпочитают пропускать занятия, нежели хорошо подготовиться к ним.

Результаты анкетирования по итогам констатирующего эксперимента показали невысокий уровень мотивации на уроке:

Высокий уровень – 8 человек, или 57,1% детей;

Средний уровень – 4 человека, или 28,6% детей;

Низкий уровень – 2 человека, или 14,3% всей группы.

Опираясь на данные результаты, мы заключили, что на момент констатирующего эксперимента в группе преобладали дети с высоким уровнем мотивации, хотя есть и дети с явными проблемами мотивационной сферы: например, результат анкетирования Федосеевой Саши показал 5 баллов, то есть минимальный результат из возможных в данном типе тестирования.

Таким образом, мы выявили общий уровень группы, который оказался средним. Полученные результаты помогли нам выстроить дальнейшую работу и перейти к следующей, формирующей стадии эксперимента.


2.2 Формирование лексических навыков с использованием игровых приемов


Проанализировав полученные данные, мы разработали и провели серию экспериментальных занятий, которые составили формирующий эксперимент, преследовавший следующие цели:

а) исключить возможность влияния эффекта новизны на результаты эксперимента;

б) получить замеры уровня усвоения лексики при проведении уроков с минимизированными игровыми моментами при введении новой лексики;

в) введение, отработка и контроль лексики по новым темам;

г) повышение интереса детей к предмету английского языка;

д) получить замеры уровня усвоения лексики при проведении уроков с учётом методики применения игровых приёмов, разработанной в теоретической части нашего исследования, для последующего сравнения с результатами констатирующего эксперимента и первой части формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент включал в себя 8 занятий, в течение которых проходило изучение новых лексических тем: «Pets and other animals» - Домашние и дикие животные, и “Clothes» - «Одежда».

Изучение первой темы (4 урока) составило первую часть формирующего эксперимента. При введении, отработке, тренировке и контроле новых лексических единиц по данной теме, не было использовано никаких дополнительных материалов, за исключением данных в учебнике; кроме того, в материале учебника больший упор на уроках был сделан на неигровые виды упражнений, направленные на тренировку употребления новой лексики: чтение и перевод текстов, подстановка слов, беседы и опросы. Контроль усвоения был проведён в форме контрольной работы с заданиями, аналогичными использовавшимся на констатирующей стадии эксперимента. Оценки за диктант показали средний уровень усвоения лексического аппарата по данной теме:


Результаты тестирования показали средний уровень усвоения лексики; отметку «отлично» получили только 21,4% детей; основная масса – 42,8% - написали работу на отметку «хорошо»; удовлетворительным оказался уровень у 29% детей, что показано на диаграмме 2. Неудовлетворительный результат показал только Глеб Ермолаев.

Получив указанные результаты, мы приступили к проведению второй части формирующего эксперимента, с учётом всех полученных нами теоретический знаний. Следующая лексическая тема, согласно планированию, - «Clothes» - «Одежда». В ходе проведения второй части формирующего эксперимента, детям на всех уроках предлагались различные игровые задания при введении, отработке и контроле новых лексических единиц. Все игровые задания были согласованы с изучаемой темой и проводились согласно методике проведения дидактических игр на уроках английского языка в начальной школе. Новая лексика вводилась постепенно, в течение первых 3 занятий; четвёртое занятие носило характер закрепления материала. При введении лексики, активно использовалась наглядность, преимущественно предметная, поскольку именно яркая предметная наглядность вызывает у детей наибольшую эмоциональную реакцию. сПри закреплении, кроме описанных ниже игр, также использовались стихотворения и рифмовки, которые, как и было описано в теоретической части нашего исследования, легко заучивались детьми за счёт высокого положительное эмоционального настроя, и позволяли непринуждённо использовать новую лексику в устной и письменной речи. Все игровые задания носили коммуникативный характер, на всех уроках этой серии широко использовались различные режимы работы, доступные в методике преподавания иностранного языка на начальном этапе: «Учитель – класс», «Учитель – ученик», «Учитель – класс», «Ученик – класс», «Класс – ученик», «Ученик – ученик», работа в группах и командах.

Нам бы хотелось привести примеры некоторых игровых заданий, которые применялись на уроках во время проведения формирующего эксперимента, в порядке увеличения степени сложности.

1.                        «Будьте внимательны».

Детям показываются различные предметы одежды, при этом учитель называет их вслух, например “This is a hat”, “This is a coat”. Однако некоторые предметы специально называются неверно. Дети должны сразу обнаружить ошибку и хлопнуть в ладоши. Первый среагировавший исправляет фразу: This is not a coat, but this is a shoe”.

2.                        «Найди лишнее».

Детям предлагаются ряды слов – названий предметов одежды. Например, hat, cap, boot. Задание – определить лишнее слово, объяснить, почему.

3.                         “Describe the picture”.

Детям раздаются распечатанные листочки, на которых изображена кукла / человек / животное, с небольшим по объёму текстом, в котором пропущены названия предметов одежды (или их признаков). При этом дети разделены на команды и выполняют работу на скорость.

4.                         «Отгадайте предмет одежды».

Ученик выходит к доске, загадывает какой-либо предмет одежды. Сидящие в классе должны отгадать, что загадано, задавая вопросы типа: “Is it a sweater?”. Ведущий (ребёнок у доски) подводит к правильному ответу, называя, на какой части тела носится данный предмет одежды.

5.                        «Путаница».

На доске вывешиваются изображения животных, одетых в тот или иной предмет одежды (кот в сапогах, бегемот в шляпе, и т.п.). Под рисунками сделаны подписи, соответствующие другим рисункам. Задание детей – по цепочке восстановить правильные подписи, используя необходимые лексические структуры. Эту игру очень удобно использовать на этапе речевой зарядки (в начале урока).

6.                        «Сортировщики».

На доске подряд записаны различные виды одежды. Класс разделен на три команды. Виды заданий:

а) Разделить по командам одежду на женскую, мужскую, ту, которую могут носить и девочки, и мальчики;

б) разделить одежду на летнюю, зимнюю, внесезонную;

в) разделить одежду на ту, что носится до пояса, и ниже пояса. (В этом случае класс делится на 2 команды).

Игра проходит в форме соревнования, на скорость и правильность.

7.                        «Лото»

Дети делятся на 3 команды. Каждой команде раздаются листочки с изображениями предметов одежды. У разных команд могут присутствовать одни и те же предметы одежды, различные, например, цветом, - для усложнения задания и возможности использовать единицы активной лексики урока несколько раз за игру. Ведущий в быстром темпе зачитывает вразброс названия предметов одежды, дети каждой команды должны успеть найти и подписать названную вещь.

8.                         «Опиши соседа»

К доске вызывается один ученик, остальные описывают, во что он (она) одет (а). При этом заготовки фраз, которые будут использоваться при описании, заранее обговариваются, и могут быть записаны на доске. Таким образом, к доске вызываются несколько человек, разного пола, для того, чтобы иметь возможность назвать максимальное количество разных видов одежды.

Примечание. В школах со строго прописанной формой, эта игра будет вызывать значительно меньше интереса.

9.                        «Магазин одежды»

Один ребёнок играет роль продавца, другой – роль покупателя. Продавец рассказывает о своём товаре, покупатель выбирает, покупает, возвращает, используя при этом всю активную лексику темы. И продавец, и покупатели могут меняться несколько раз за игру. При этом очень важно следить за тем, чтобы игра проходила максимально динамично, так как в противном случае она займёт слишком большую часть урока.

Кроме перечисленных выше игр, на уроках использовались разнообразные кроссворды, ребусы, стишки, а также различные игровые задания, данные в учебнике по данной теме.


2.3 Определение эффективности применения дидактических игр при формировании лексических навыков


После проведения серии уроков формирующего эксперимента, мы перешли к стадии контрольного эксперимента, целью которого было определение эффективности проделанной работы: влияние применения игровых заданий на мотивационную сферу, и, как следствие, на уровень усвоения лексики.

Для получения результатов по уровню мотивации, была использована анкета, аналогичная той, что была использована нами на констатирующем этапе эксперимента; для получения результатов по уровню усвоения лексики, были использованы оценочные баллы контрольной работы, завершившей формирующий эксперимент.

В диагностировании принимали участие все дети наблюдаемой группы, это количество – 14 человек – мы принимаем за 100%. Математический анализ показал следующие результаты.

Высокий уровень – 10 человек, или 71,4% детей;

Средний уровень – 3 человека, или 21,4% детей;

Низкий уровень – 1 человека, или 7,2% всей группы.

Как показывают приведённые цифры, уровень мотивации в целом по группе повысился; кроме того, результатов в 5 баллов не показал ни один ребёнок. Ниже мы приводим сравнительную диаграмму по уровню мотивации в начале и в результате эксперимента:



После анализа уровня мотивации, мы сравнили данные по уровню усвоения лексики, чтобы убедиться, что повысившийся уровень мотивации в результате применения игровых приёмов действительно положительно повлиял на уровень усвоения лексики. Выявление уровня усвоения лексики проводилась, согласно методике проведения эксперимента, при помощи контрольной работы, с аналогичными использованным на предыдущих этапах заданиями. Результаты данной проверочной работы оказались следующими, при выражении их в балловых показателях:


№п/п

Фамилия

Результат

1

Байков

4

2

Беспалая

4

3

Дробышева

5

4

Ермолаев

2

5

Кириллов

4

6

Князев

3

7

Кожухов

5

8

Кузнецова

5

9

Леонова

5

10

Мубаракшин

5

11

Музыченко

3

12

Первушин

5

13

Смирнова

5

14

Федосеева

4


Ниже мы представим результаты по группе в целом, выразив эти результаты в процентном соотношении на диаграмме:



Получив результаты второй части формирующего эксперимента, мы смогли сравнить уровень сформированности лексического аппарата по только что изученной теме у детей, при изучении её без использования игровых приёмов, и с применением описанной нами в теоретической части методике.

Сравнительный анализ непосредственно представлен ниже:



На диаграмме хорошо видна тенденция к повышению уровня усвоения лексики при использовании игровых приёмов. На основе полученных данных, мы смогли вычислить эффективность использования игровых приёмов при изучении лексики английского языка в начальной школе.

На графике видно значительное увеличение максимальных баллов, а также снижение положительных, но менее высоких отметок – «4» и «3». Снижение коэффициента удовлетворительных отметок и отметок «четыре» произошло за счёт перехода их в более высокие баллы. Это доказывает математический анализ: коэффициент отличных отметок повысился на 29%.. Общий процент, на который снизились значения показателей «хорошо» и «удовлетворительно», 14% («хорошо») + 15% («удовлетворительно») равен также 29%. Таким образом, мы видим, что все изменения показателей имеют тенденцию к улучшению. К сожалению, коэффициент неудовлетворительных отметок остался неизменным по итогам эксперимента. Ермолаев Глеб не справился с проверочным заданием, несмотря на то, что по результатам тестирования, уровень мотивации у него несколько повысился. Причины этого мы видим в том, что мальчик пропустил два занятия формирующего эксперимента, кроме того, мы считаем, что данного ребёнка можно отнести к группе слабых учеников согласно классификации, данной нами в теоретической части работы, в связи с чем к нему необходим индивидуально разработанный подход.

Таким образом, по итогам проведённого эксперимента мы смогли подтвердить нашу гипотезу о том, что использование игровых приёмов на уроках английского языка в начальной школе повышает уровень усвоения лексики, а также смогли ответить на вопрос проблемы нашего исследования, и вычислили, что эффективность применения игровых приёмов может составлять 29% в среднем по всем положительным результатам.

Заключение


Тема, взятая нами для исследования, действительно актуальна, так как в современной методике преподавания иностранного языка существует важная проблема применения игровых приёмов при обучении лексике. Цель нашей работы была достигнута, так как мы достаточно подробно описали влияние использования игровых приёмов на эффективность усвоения лексики.

Мы ставили в своей работе четыре задачи.

Первой задачей было изучить и проанализировать литературу по исследуемой нами проблеме. Изучив литературу, мы увидели, что в науке решению данной проблемы уделялось недостаточно много внимания, в связи с чем нас заинтересовал аспект введения игровых приёмов при изучении англоязычной лексики в начальной школе. Анализ литературы помог нам обнаружить ещё нерешённые вопросы, которые, по нашему мнению, необходимо изучать в дальнейшем и более глубоко. Рассмотрев теоретические основы изучения лексики младшими школьниками, мы увидели, что самым важным показателем этого является то, что уровень усвоения иноязычной лексики младшими школьниками может повышаться при использовании в лексической работе на уроке игровых приёмов, соответствующих потребностям и интересам конкретной группы.

Второй задачей мы ставили рассмотреть и описать базовые понятия темы. В своей работе, мы описали такие понятия, как усвоение лексических единиц, дидактическая игра и её классификация, что дало нам возможность глубже понять научную теорию и обосновать практическую деятельность в этом направлении. Следующей задачей мы ставили разработать систему уроков с использованием игровых приёмов при изучении лексики. Учитывая результаты констатирующего эксперимента и знания, полученные нами при написании теоретической главы данной работы, мы продумали, создали и провели серию занятий формирующего эксперимента с учётом всех методических требований.

Последней задачей, стоящей перед нами, было изучить, проанализировать и обобщить полученные результаты эксперимента и сделать выводы о степени эффективности применения игровых приёмов при формировании лексического аппарата. Проанализировав и обобщив результаты проведённого эксперимента, мы смогли подтвердить гипотезу нашего исследования, о том, что если использовать игровые приёмы при обучении лексике, то повысится уровень её усвоения младшими школьниками. Мы также вычислили коэффициент эффективности этой методики и получили результат, равный 29 процентам, что явилось ответом на вопрос проблемы нашего исследования. Мы считаем, что стойкий положительный эффект возможен при условии целенаправленной работы в течение продолжительного времени, однако данные, полученные нами в практической части исследования, показывают положительные сдвиги уже за небольшой промежуток времени.

На наш взгляд, данная работа может быть интересна учителям английского языка, заинтересованным в повышении уровня усвоения лексики детьми.

В связи с проделанной работой, перед нами встали новые методические проблемы, решение которых предстоит в дальнейшем.

Понятийный аппарат


Коллокация слова – наиболее типичные сочетания данного слова с другими словами.

Коммуникативная компетенция – способность гибко и эффективно пользоваться иностранным языком в целях понимания и передачи информации.

Коннотация слова – ассоциации, которые это слово вызывает, его социальный подтекст.

Лексика – совокупность всех слов языка, его словарный запас.

Лексические игры – игры, направленные на формирование лексических навыков и тренировки употребления языковых явлений.

Лексический навык – частично автоматизированное умение использовать лексические единицы в собственной речи.

Межкультурная компетенция – способность и готовность принимать участие в диалоге культур, то есть в условиях межкультурной коммуникации на основе принципов сотрудничества, взаимоуважения, терпимости к культурным различиям и преодоление культурных барьеров.

Общая компетенция – способность ученика к познавательной активности, к осуществлению познания чужой лингвокультуры.

Программа изучения иностранных языков для начальной школы – государственный документ, который определяет языковую политику на начальном этапе обучения и служит основой для функционирования и совершенствования системы начального обучения иностранным языкам.

Речевое умение – способность человека осуществлять то или иное речевое действие в условиях решения коммуникативных задач на основе комплекса навыков. К речевым умениям относятся аудирование, говорение, чтение и письмо.

Семантизация - раскрытие значения слова.

Список литературы


1. Биболетова М.З., Трубанёва Н.Н. Программа курса английского языка к УМК "Enjoy English" для 2 – 9 кл. обшеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2007. – 48 с.

2. Верещагина И.Н. Английский язык. Учебник для третьих классов школ с углублённым изучением английского языка, лицеев и гимназий. – в двух частях. – часть 2 / И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с. : с илл.

3. Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. – М., 1998.

4. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык: Учеб. Для 2 кл. шк. С углубл. изуч. англ. яз., лицеев, гимназий, колледжей. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2004 – 239 с.: илл.

5. Изучаем английский играя / авт.-сост. И.В. Голышкина, З.А. Ефанова. - Волгоград: Учитель, 2007. – 128 с.

6. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. – 1989. - №4. с 73-74

7. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Практическая методика обучения иностранному языку: учебное пособие. - М.: ИЦ Академия, 2001. – 264 с.

8. Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2001. - №4. – с. 17-19.

9. Негневицкая Е.И., Шахнарович М.А. Язык и дети. – М.: Наука, 1981

10. Немов Р.С. Психология. Книга 2. – М., 1994.

11. Никитенко З.Н., Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. – 176 с. – (педагогическое образование).

12. Никитенко З.Н. Книга для учителя к учебнику английского языка «Начинаем изучать английский». – М.Ж Просвещение, 2004. – 48 с

13. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.

14. Павлова Е.А. Стихи и рифмовки на уроках английского языка – эффективное средство усвоения языкового материала. // Иностранные языки в школе. – 2009. - №2. – с. 25-30.

15. Палагина Н.Н. психология развития и возрастная психология: учебное пособие. – М.: Московский Психолого-социальный институт, 2005. – 288 с.

16. Пассов Б.И. Урок английского языка в начальной школе. – М.: Просвещение, 1988. – 164 с.

17. Программно-методические материалы: иностранные языки для общеобразовательных учреждений: английский язык: 2-4 классы. – М.: Просвещение, 2005. – 85 с.

18. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед.вузов. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998. – 96 с

19. Современные методы обучения английскому языку. / Под ред. А.В. Конышевой. – 2-е изд., стереотип. – М.: ТетраСистемс, 2004.–148с

20. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М., 2002

22. Стайнберг Джон. 110 игр на уроках английского языка. – М.: Астрель, 2004. – с предисл.

23. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. – М., 1981

24. Щерба Л.В. Преподавание языков в школе. Общие вопросы методики. – М.: ИЦ Академия, 2002. – 160 с.

25. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 132 с


[1] Никитенко З.Н., Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. – 176 с. – (педагогическое образование).


Страницы: 1, 2, 3