бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Дифференцированный подход в обучении основным движениям (для детей 6-го года жизни) бесплатно рефераты

Упражнения в прыжках в длину с разбега дети могут выполнять не только по одному (друг за другом), но и одновременно (если имеется широкая яма для прыжков или достаточное число матов для приземления). На одном занятии дети выполняют примерно 5—7 прыжков с естественными промежутками, во время которых они возвращаются на исходную позицию и выслушивают пояснения воспитателя.

В старшей группе приступают к систематическому разучиванию прыжков со скакалкой. Сначала дети осваивают упражнения с длин­ной скакалкой, которые состоят из пробеганий, перепрыгиваний, прыжков. Наиболее легкие из них — пробегания. В обучении они предшествуют перепрыгиваниям и прыжкам. При пробеганиях ска­калку равномерно кружат в сторону занимающегося, сверху вниз. При этом в нижней точке она почти касается земли. Пробегать вслед за скакалкой, как бы догоняя ее, надо тотчас же после того, как она пройдет мимо лица ребенка по направлению к земле .

После пробеганий переходят к разучиванию перепрыгиваний. Перепрыгивания представляют собой подготовительные 'упражнения для прыжка. Целесообразно вначале проводить перепрыгивания через неподвижную скакалку, подвешенную на высоте

3—5 см от земли (перешагнуть с места, перешагнуть с бега, прыгнуть с одной ноги на другую и т. д.). Такие же упраж­нения можно проделывать и через ка­чающуюся скакалку. Затем переходят к перепрыгиваниям через вращающую­ся скакалку. Скакалку вращают по отно­шению к занимающемуся вперед (от лица к ногам). Вбегать для перепрыгивания ребенок должен сразу после того, как скакалка начнет передвигаться к земле.

Прыжки через длинную скакалку про­водятся с промежуточным подскоком или без него. Если во время прыжка ребенок заденет скакалку, ее надо немедленно отпустить.

Для индивидуальных упражнений нужны скакалки разной длины. Воспитатель помогает каждому ребенку подобрать скакалку по росту.

Разучивание прыжков начинают с кружения скакалки вперед. Сигналом для подскока служит звук удара скакалки об пол при вращении. Детям объясняют, что кружить скакалку следует непре­рывно, задерживая ее у пола. Подпрыгивать над скакалкой надо невысоко, настолько, чтобы не задеть ее ногами.

При прыжках ноги должны быть возможно меньше согнуты, носки вытянуты; туловище сохраняет прямое положение. Враща­ется скакалка в основном за счет движений кистей; руки не следует напрягать, держать их надо по направлению в стороны - вниз.

Вначале прыжки выполняются медленно, по мере их усвоения темп вращения скакалки (а соответственно и прыжка) увеличивает­ся; усложняются и задания, вводится вращение скакалки назад.

Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети делали неболь­шие перерывы для отдыха. Продолжительность непрерывных прыж­ков со скакалками при систематических занятиях может быть доведена у старших дошкольников до 1,5—2 мин. Дышать во время .прыжков надо равномерно, не задерживая дыхания.

Упражнения. I полугодие. Подпрыгивать на месте: одна нога вперед—другая назад, ноги скрестно  — ноги врозь; на одной ноге; подпрыгивать с хлопками перед собой, над головой, за спиной; подпрыгивать с ноги на ногу, продвигаясь впе­ред (через начерченные на земле линии, из кружка в кружок); перепрыгивать с места предметы высотой до 30 см; спрыгивать с высоты в обозначенное место. Подпрыгивать на месте на двух ногах 30—40 раз подряд (повторять 2 раза). Прыгать в длину с места; в высоту с разбега.

// полугодие. Подпрыгивать на месте: с ноги на ногу; 1 раз низко, следующий раз выше, 2 раза низко, следующий повыше; подпрыгивать с движениями рук впе­ред, в стороны; подпрыгивать на двух ногах на месте 40 раз (повторять 2— 3 раза); на одной ноге 10—15 раз. Прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед не менее чем на 3—4 м, на одной ноге (правой и левой) —2—2,5 м. Перепрыгивать на двух ногах последовательно 5—6 предметов (высотой 15—20 см); перепрыги­вать боком в обе стороны невысокие и плоские препятствия (шнур, канат, мешочки с песком, кубики). Впрыгивать на возвышение в 20 см двумя ногами. Прыгать в длину с места; в высоту с разбега; в длину с разбега.

Прыгать со скакалкой. Перепрыгивать через неподвижную скакалку (высо­той 3—5 см); перешагивать через скакалку с шага и бега; перепрыгивать через скакалку с одной ноги на другую с места; шагом и бегом; прыгать через скакалку вперед и назад на двух ногах; прыгать через скакалку вперед и назад на двух ногах с промежуточными подскоками. Перепрыгивать через качающуюся скакалку. Прыгать через вращающуюся скакалку.

Ползание и лазанье. Для старших дошкольников упражнения в ползании не менее полезны, чем для малышей. Особенно благоприятны они для развития силы рук, плечевого пояса и туловища. Дети с удовольствием упражняются в ползании и легко осваивают новые комбинации движений на полу, а также скамейке, лестнице и других пособиях.

Упражнения в ползании, переползании часто сочетаются с други­ми движениями. Например, детям предлагается подползти под 2—3 скамейки, поставленные параллельно, встать, повернуться и, переша­гивая через скамейки, пройти в обратном направлении или подползти под веревку, натянутую между стойками, встать, разбежаться и перепрыгнуть с разбега через ту же веревку. Организация таких упражнений требует внимательного подхода воспитателя. Ус­пешность упражнений зависит от подбора и расстановки посо­бий. Так, при переползании через несколько скамеек их следует ставить на расстоянии не менее 2 м одна от другой . В противном случае выполнение упражнения затрудняется. При упражнении в подползании с прокатыванием головой мяча следует заранее расставить ворота, дуги, чтобы дети катили мяч и ползли в определенном направлении. Для этого упражнения удобны набивные мячи массой 1 кг, так как резиновый мяч легок и катится от малейшего прикосновения.

Для подлезаний и пролезаний в старшей группе удобны при­ставные лестницы. Дети, например, пролезают между рейками по­ставленной на бок лестницы произвольным способом. Большой сноровки требует упражнение в попеременном подлезаний и перешагивании реек лестницы, приподнятой на 50—60 см от пола (положена концами за сиденья стульев; одним концом на рейку гимнастической стенки, другим на куб и т. д.). Выполняя это и предыдущее задание, дети цепочкой движутся на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Одновременно используется несколь­ко лестниц.                          

В старшей группе вводятся подтягивание на скамейке на ко­ленях, передвижение с помощью рук, ног, всего туловища, сидя на бревне. В этих упражнениях воспитатель особенно тщательно варьирует задания в зависимости от индивидуальных возможностей детей, подсказывает каждому ребенку, когда ему закончить упраж­нение (не всегда оно должно быть выполнено до конца), следит, чтобы после упражнения дети расслабляли руки и плечи, делали несколько глубоких вдохов и выдохов.

На данном этапе значительно больше времени уделяется ла­занью по вертикальным лестницам, трибункам, гимнастическим стен­кам. Все дети должны уметь влезать до самого верха стенки, переходить с пролета на пролет приставным шагом на высоте 4—6 рейки и выше. Дети осваивают также переход с пролета на пролет с одновременным подниманием вверх по диагонали стенки (спускаются вниз вертикально по одному пролету). После того как будут освоены новые упражнения на вертикальной лестнице, можно разрешить упражняться одновременно 2—6 детям (в зависимости от количества пролетов стенки и характера упражнения). Многие дети хорошо лазают и нередко, стремясь обратить на себя внима­ние товарищей, отпускают руку, машут и т. п. Воспитателю следует пресекать подобные действия, требовать во время лазанья особенно хорошей дисциплины. Он должен постоянно иметь в поле зрения всех детей, находящихся на пособиях, и быть готовым помочь каждому.

Детей знакомят с лазаньем чередующимися шагами одноименным и разноименным способами. В разноименном способе движение начи­нают правая рука и левая нога, потом в него включаются левая рука и правая нога и т. д. В одноименном способе движение совершается правой рукой и правой ногой, а затем левой рукой и левой ногой. Ноги по заданию можно ставить на каждую рейку или через 1—2 рейки.

Для облегчения понимания этих способов детям предлагают сначала выполнить подводящие упражнения: 1) одновременно под­нять вверх правую руку и согнутую в колене левую ногу, а потом левую руку и правую ногу; 2) одновременно поднять вверх правую руку и согнутую в колене правую ногу, а затем левую руку и левую ногу. Эти же упражнения можно проделывать на полу у стенки, стоя во весь рост, а также на четвереньках. Они помогают детям усвоить необходимую координацию движений при лазанье. Разучивание этих способов лазанья — длительный процесс, он про­должается в подготовительной к школе группе. Используется и лазанье приставным шагом.

Дети уже различают разные способы лазанья. Они осознают свои ошибки, если на них указывает воспитатель, пытаются их испра­вить. Педагог показывает и объясняет последовательность движе­ний рук и ног в лазанье чередующимся шагом. При этом он обращает внимание детей на правильное исходное положение, об­легчающее необходимую координацию движений: одна нога, напри­мер левая, стоит на полу, другая — на первой, самой нижней рейке;

правая рука охватывает рейку на уровне головы, левая — ниже, на уровне плеча. Такое исходное положение определяет перемещение разноименным способом. Для одноименного способа лазанья, т. е. лазанья с поочередным переносом с рейки на рейку одновременно одноименных руки и ноги, характерно другое исходное положение — если левая нога стоит на полу, то правая находится на первой рейке, но левая рука находится на уровне головы (выше), а правая охватывает рейку на уровне плеча.

Воспитатель поясняет детям, что при разучивании лазанья чередующимся шагом следует передвигаться спокойно, не спеша. Дети осваивают одноименный и разноименный способы лазанья. Они должны уметь их различать и применять сознательно по за­данию педагога.

Дети упражняются в перелезании через верх стремянки, через заборчик, по очереди перешагивая их ногами и перехватывая рука­ми. Воспитатель поясняет, что через бревно, если оно расположено на уровне пояса, легче перелезть, переваливаясь чер.ез него на животе. Иногда этот способ называют перелезанием перевалом. Если у ребенка достаточно сил, он может и не ложиться животом и грудью на препятствие, а переносить через него сначала одну, а потом другую ногу, не сгибая рук и опираясь на них (рис. 57).

В старшей группе необходимо создать условия для выполнения детьми подготовительных упражнений и ознакомления с лазаньем по канату. Прежде всего ребенку дается задание встать у каната, захватить его обеими руками на уровне груди и затем постепенно перехватывать по очереди руки вверх, как можно выше. Следую­щее задание: стоя у каната в глубоком приседе, захватить его руками, постепенно перехватывать их вверх, затем, подтягиваясь руками и выпрямляя ноги, переходить в вис стоя. Эти упражнения служат формированию умения захватывать канат руками и выпол­нять движения, сходные с теми, которые совершаются при лазанье по нему. Вместе с тем дети получают представление о тех усилиях, ^ которые прикладываются, чтобы подтягиваться на руках. Одновре­менно развивается и сила рук, плечевого пояса, всего тела, осо­бенно спины и живота. Не менее полезны следующие 2 упражнения:

1) захватить канат обеими руками на уровне груди и плавно вы­прямить руки, перейти в положение виса стоя, попробовать в таком положении согнуть руки (кто сколько сможет); 2) захватить канат обеими руками, перейти в положение виса лежа, держась за канат, попробовать переступать ногами вперед, назад, в стороны, по кругу.

При лазанье по канату удерживаются не только руками, но и в не меньшей мере ногами. Захвату каната ступнями ног дети учатся, сидя на гимнастической скамейке, поставленной рядом с отвесно висящим канатом. Держась руками за канат, ребенок разводит колени, поворачивает ступни подошвами вовнутрь и зажимает канат передними частями ступней. Этот способ захвата каната ногами наиболее доступен для дошкольников. Но их надо ознакомить и с другим способом, чтобы при попытках лазать по канату каждый ребенок умел выбрать наиболее удобный для себя вариант. Второй способ захвата каната ногами заключается в следующем: сидя у каната, ступню правой ноги повернуть носком внутрь и приложить наружной стороной к канату; ступню левой ноги повернуть носком наружу и прижать наружной стороной (сбоку) к канату с другой стороны; зажать канат ступнями. Упражняться в захвате каната ногами можно с веревкой, палкой, поставив ее вертикально между ногами на пол. В этом случае упражнение могут выполнять все дети одновременно.

В период подготовки детей к лазанью по канату использует­ся еще одно упражнение. Приняв положение виса стоя, ребенок должен попробовать подняться на носки, захватить канат руками над головой повыше, затем, крепко держась за канат, оторвать ноги от пола, повиснуть на слегка согнутых руках и пробыть в этом положении немного —5—10 с. Если в том же исходном по­ложении захватить канат руками немного ниже, примерно на уровне лица, то, оторвав ноги от пола, можно повиснуть на нем на сог­нутых руках. Для того чтобы занять положение виса на согнутых руках, взявшись за канат над головой, надо слегка подпрыгнуть и одновременно подтянуться. В том случае, если нет каната, можно ;все эти упражнения проделывать на шесте. Воспитатель находится *у каната, оказывает детям помощь, поддерживает их, ободряет. Он разрешает желающим попробовать влезть на канат, обусловив высоту влезания. При этом педагог объясняет и показывает (с помощью ребенка из подготовительной к школе группы), как надо слезать с каната, опираясь на ноги и перебирая руками. Во время первых попыток влезания и спуска по канату воспитате­лю лучше всего удерживать его в неподвижном положении. Можно и закрепить его конец. Спрыгивать с каната детям не разрешается.

Не следует забывать, что любые упражнения в лазанье требуют от детей высокой организованности, дисциплины. Упражнения должны быть обеспечены страховкой воспитателя и проводиться в безопасных условиях. В то же время необходимо воспитывать у детей смелость, находчивость, умение не теряться в неожиданной, сложной ситуации. Во время занятий на открытом воздухе следует заботиться о лазанье в естественных условиях, использовать посо­бия разной конструкции и высоты.

Упражнения. I полугодие. Ползти на четвереньках 3—4 м, толкая перед собой головой мяч; переползать через несколько предметов подряд; ползти 2—3 м назад на четвереньках и на животе; вползать и сползать по наклонной доске; вползти по наклонной доске и перебраться на гимнастическую стенку; влезать по наклонной лестнице, держась за станины; чередовать подлезание с перешагиванием реек при­поднятой с обоих концов лестницы; ползти по скамейке на предплечьях и коленях;

подняться на четвереньках (по-медвежьи) до середины качалки, встать и спуститься с нее шагом; переходить с пролета на пролет, поднимаясь по гимнастической стенке по диагонали, слезать вниз по одному пролету.

II полугодие. Ползти на четвереньках «змейкой» между кеглями, толкая перед собой головою мяч; проползти по скамейке до конца, сползти с нее, опираясь руками о пол; переползти поперек скамейки, бревна; ползти на четвереньках по гимнастиче­ской скамейке назад; перейти с гимнастической стенки на наклонную доску и сползти по ней на пол; пролезать между рейками поставленной на бок лестницы; проползать под скамейкой; влезать по наклонной лестнице, держась за рейки; подтягиваться на скамейке на коленях (голени сомкнуты, хват руками за края скамейки); сесть на бревно, обхватить его ногами, продвигаться вперед при помощи рук и ног; влезать по лестнице, гимнастической стенке и слезать чередующимся шагом.

Выполнять упражнения, подготавливающие к лазанью по канату (шесту).

I. Бросание, ловля и метание. В старшей группе навыки! катания предметов (мячи, шары, обручи) получают дальнейшее! развитие. Прежде всего, закрепляются навыки, полученные в преды­дущей возрастной группе. Вводятся и некоторые новые приемы прокатывания предметов. Так, дети упражняются в прокатывании шаров (мячей) в точно заданном направлении на значительное расстояние (4—5 м). Они совершают попытки энергичным толчком двух рук прокатывать мяч по доске или гимнастической скамейке до конца.

Умения соблюдать точное направление и соразмерять прилагае­мые усилия при попадании в предметы и прокатывании мячей между предметами продолжают развиваться. Дети учатся прокатывать мячи, шары, подталкивая их не только кистью руки, но и при помощи дощечки, лопаточки, палочки. Катание производится несильными частыми подталкиваниями. Чтобы придать мячу нужное направле­ние движения или сохранить его, не следует сильно ударять по мячу и далеко «отпускать» его от лопаточки. Сначала мячи катают по прямой, потом вокруг кубов или набивных мячей, а потом уже и зигзагообразно между расставленными кеглями.

Эти упражнения требуют от ребенка большого внимания и уме­ния целесообразно распределять усилия. Воспитатель поясняет, что, чем уже поверхность предмета, которым прокатывают мяч, тем труднее прокатывать. Желательно не использовать палки и лопатки разной длины, так как это усложняет задачу.

Дополнительные задания даются детям и при прокатывании обруча. Энергично оттолкнув обруч, ребенок бежит за ним и ловит. Кроме того, дети ходят и бегают, прокатывая обруч, придавая ему поступательное движение пальцами или ладонью руки.

В старшей группе разнообразнее и сложнее становятся упраж­нения в бросании и ловле. Дети должны иметь разносторонние навыки владения мячом. Они должны уметь его ловко принимать, непринужденно держать, быстро и точно передавать в разных на­правлениях. Детей упражняют в передаче мячей из рук в руки, стоя в кругу, в шеренгах, в колоннах, сидя на гимнастических ска­мейках. Мяч передается вперед и назад над головой, сбоку с пово­ротом туловища вправо и влево, а также между расставленных ног с наклоном вперед. Упражнения эти несложные. Они очень эмоциональны, особенно если организовать соревнование неболь­ших групп детей в передаче мячей на скорость.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8