бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Дифференцированный подход в обучении основным движениям (для детей 6-го года жизни) бесплатно рефераты

Дифференцированный подход в обучении основным движениям (для детей 6-го года жизни)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ











КУРСОВАЯ   РАБОТА


    на тему:    "Дифференцированный подход

        в обучении основным движениям"

       (для детей 6-го года жизни)











                                                 Выполнила:

                                                 студентка-

                                                          


Проверила:

преподаватель  Моисеева Т.А.

 

 

 

 

 

2003 г. СОДЕРЖАНИЕ


 

1.Теоретическая часть


 

   1.1. Характеристика основных движений……………

3

 

   1.2. Анатомо-физиологические особенности детей    шестого года жизни…………………………………………


11

 

   1.3. Задачи обучения основным движениям детей

шестого  года жизни…………………………………..…….


14

 



 

2. Практическая часть


 

   1 -  этап – констатирующий эксперимент………………..

53

 

   2 -  этап – формирующий эксперимент…………………..

58

 

   3  - этап – контрольный эксперимент……………………

65

 



 

3. Заключение ……………………………………………..

68

 



 

4. Список  литературы……………………………………

70

 



 



 




1.     ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ


1.1.         Характеристика основных движений детей шестого года жизни


К основным движениям  относятся ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание. Некоторые  из них (ходьба, бег) являются способами  передвижения, другие применяются в  естественных условиях (прыжки через канавку, перелезание через  поваленное дерево в лесу).

Основные движения благотворно  влияют на всестороннее  физическое развитие ребенка: укрепляют  мышцы, способствуют  развитию  сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, а также воспитанию физических качеств ( ловкость, быстрота, гибкость, глазомер, сила, выносливость и др.). В связи с этим основные движения занимают большое место в системе физического  воспитания дошкольного возраста: они включаются в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, прогулку, входят в подвижные игры и другие  формы работы с детьми.

Характеристика  ходьбы.

Ходьба – основной способ передвижения человека. Она относится к  циклическим  движениям. Цикл движений при ходьбе состоит из чередующихся  шагов правой и левой ногой. Последовательность этих движений такова: перенос вперед одной ноги, в то время как другая опирается на почву, опора о почву  обеими ногами. Затем начинается новый цикл в той же последовательности. При этом сокращение мышц чередуется с относительно продолжительным их расслаблением. Это позволяет ходить относительно длительное время без утомления.

Цент тяжести при ходьбе  перемещается в трех направлениях: в направлении  движения всего тела ( поступательное движение); вверх-вниз (вертикальные колебания); вправо-влево (боковые раскачивания). Вертикальные колебания происходят при переносе одной ноги вперед  во время опоры на другую. Чем длиннее шаг, тем более они заметны. Боковые раскачивания наблюдаются при передаче опоры с одной ноги на другую и особенно сильны при широкой расстановке стоп.

Движение плечевого пояса и рук способствуют сокращению равновесия при ходьбе. Движения эти  ритмичны и согласуются с  движением ног: при выносе  правой ноги вперед  правая рука отводится назад и наоборот, при выносе левой ноги вперед левая рука отводится назад. Амплитуда  движения рук зависит от от высоты подъема колена, ширины шага, темпа ходьбы.

Существует большое количество видов ходьбы.

По способу выполнения различаются: ходьба обычная, на носках, пятках, краях стоп, с высоким подниманием колен, широким шагом, приставным скрестным, гимнастическая, спортивная, строевым, походным шагом, в приседе,  полуприсяде и др. Эти виды ходьбы отличаются друг от друга  положением  туловища, ног, рук.

Ходьба  может совершаться одним ребенком, маленькими группами и всей группой; в различных построениях (шеренгой, в колонку по одному, по два, по три, четыре и т.д.);  в разных направлениях (вперед, назад- спиной вперед, по кругу, змейкой, зигзагом, боком- вправо, влево, врассыпную).

Ходить можно по прямой местности и по холмистой (спускаться с горки и подниматься в горку).

При ходьбе можно изменять положение рук (на пояс, в стороны, к плечам и т.д.) и выполнять дополнительные задания: ходить с предметом на голове, перешагивать через предметы и т.д.

Все виды ходьбы можно выполнять в  разном темпе: медленном, среднем и быстром, а также с ускорением и на скорость.

Каждый из указанных видов ходьбы по-разному влияет на организм  человека. Ходьба с высоким подниманием колена, широким шагом способствует  развитию всех основных групп мышц, связок, суставов, а также  усиливает работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Ходьба на носках, пятках, краях стоп укрепляет мышцы, связки стопы и  предупреждает развитие плоскостопия.  Ходьба в различных построениях (в колонну по одному, по два, четыре) и в различных направлениях (змейкой, по кругу) согласовывать свои движения с движениями других детей,  действовать в коллективе. При выполнении ходьбы в различных темпах у детей  развивается быстрота двигательных реакций. Обычная ходьба не связана с большой  физиологической нагрузкой на организм и используется для успокоения организма.

Характеристика бега.

Бег - быстрый способ передвижения. В отличие от ходьбы бег более эффективно влияет на развитие всех групп мышц, сердечно-сосудистой, дыхательной, а также нервной систем. Кроме того,  бег укрепляет  мышцы , связки внутренних органов. Бег способствует развитию быстроты, ловкости, глазомера, равновесия и других физических качеств.

Во время бега длина шага и быстрота передвижения увеличиваются благодаря  отталкиванию от земли.

Правильному бегу детей надо учить. Воспитатель  объясняет и показывает, что необходимо:

1.     Корпус и голову слегка наклонять, смотреть вперед;

2.     Согласовывать движения рук и ног – правую руку выносить вперед одновременно с левой ногой, а левую – одновременно с правой;

3.     Бежать легко, с отрывом от почвы;

4.     Сохранять направление бега.

Скорость бега постепенно возрастает: у мальчиков она больше, чем у девочек. Дистанция также увеличивается: возраст – 6 лет; кол-во метров – 25.

На занятиях используются разные виды  бега: медленный, со средней скоростью, быстрый, равномерный и с  изменением скорости, с дополнительными заданиями, с преодолением препятствий, в разных направлениях, с высоким поднимание колен и т.д. Все  виды бега дают большую  функциональную нагрузку  на организм, являются хорошими средствами для тренировки органов дыхания и кровообращения,  воспитания выносливости. Дозировать  физическую нагрузку можно,  изменяя  способ бега, дистанцию и количество ее отрезков, уменьшая или увеличивая интервалы отдыха между пробегами, варьируя скорость.

Виды бега различны по технике выполнения. Обычный бег в спокойном темпе  приучает ребенка бежать правильно, не напрягаясь, непринужденно и естественно размахивая руками. Бежать можно  свободными широкими шагами. Тогда слегка согнутая в колене нога становится на грунт с пятки, далее производится эластичный перекат на всю стопу и затем на носок; при отталкивании колено и стопа разгибаются. Носки направлены ближе к средней  линии по направлению бега и даже несколько  внутрь. Туловище  очень  немного  наклонено вперед, голова с  ним на одном уровне, грудь и плечи развернуты и не  поворачиваются вслед за движением рук. Руки  полусогнуты в локтях, пальцы согнуты свободно. Во время бега руки  поочередно  движутся вперед-вверх примерно до уровня груди и несколько внутрь, затем отводятся  локтями назад - в стороны.

Характеристика прыжков.

Прыжок - один из  видов основных  движений – относится к ациклическим, скоростно-силовым  упражнением. В прыжках  нет повторяющихся раз: каждый прыжок представляет собой одно законченное, протекающее в определенной последовательности движение.

Прыжки оказывают положительное  воздействие  на весь организм детей. Они способствуют развитию всех основных групп мышц,  связок, суставов, особенно ног. При выполнении прыжка большая нагрузка падает на костную систему  ног и позвоночника, происходит сотрясение всех внутренних органов. В прыжках с разбега усиливается нагрузка на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. В  процессе  выполнения прыжком у детей развиваются  физические качества: смелости, решительности, преодолению болезни, а также  повышает эмоциональное состояние детей.

Для детей дошкольного возраста доступны наиболее простые виды прыжков: подпрыгивание на месте, с продвижением, спрыгивание (с высоты), прыжки в длину с места  и с разбега, прыжки в высоту с места и с прямого разбега, прыжки через  длинную и короткую скакалку. Техника прыжка состоит из  следующих элементов (фаз): исходное положение, замах или разбег, толчок, полет и приземление. Каждая предшествующая фаза подготавливает и обуславливает последующую: исходное положение  помогает правильно выполнить замах ( при прыжках с места), разбег (при прыжках с разбега); замах или разбег (подготовительная фаза) создает наиболее благоприятные условия для толчка от земли. От амплитуды замаха зависит сила толчка. При разбеге развивается  большая скорость горизонтального движения, что дает силу для толчка и в результате обеспечивает большую дальность полета.

Толчок создает необходимую для полета, начальную скорость и правильное направление. При прыжках с места толчок производится двумя ногами одновременно, а при прыжках с разбега – одной, более сильной ногой. Сила толчка зависит от размаха и разбега (одной, более сильной ногой). Разбег и толчок обеспечивают результат выполнения прыжка в целом.  

Длина и высота траектории полета,  которую описывает общий центр тяжести тела, находятся в прямой зависимости от горизонтальной скорости, развиваемой при разбеге, и вертикальной скорости, развиваемой  при толчке одной или двумя ногами, и определяются предыдущими элементами (разбег и толчок). Скорость  и направление  движения в полете изменить нельзя, но важно создать наиболее выгодное положение тела при преодолении препятствия  и подготовиться к приземлению. Основная задача при приземлении – погасить скорость полета без резких сотрясений и толчков и сохранить равновесие.

Характеристика упражнений в равновесии.

К специальным упражнениям в равновесии относятся: ходьба, бег и другие движения, выполняемые на уменьшенной и повышенной площади опоры.  Эти упражнения способствуют развитию равновесия, глазомера, а также смелости.

Чес меньше площадь опоры, чем больше высота предмета и угол наклона доски, бревна, тем  труднее выполнять упражнение и сохранять равновесие.

В начале обучения даются упражнения на полу (между двумя шнурами), в дальнейшем – на доске, скамейке, бревне (горизонтальных, наклонных). В старшей группе уже проводятся упражнения  на рейке гимнастической скамейки. Ширина пособия и его высота для шестилетних детей такая: ширина – 15 см, высота- 30 см. Дети в старшей группе ходят уже не только вперед  и боком,  но и спиной вперед, при этом изменяют положение рук.  Задержка или недостаточное развитие функции равновесия влияет на точность движений, темп, ритм. Улучшение результатов  у детей 5-6 лет происходит в связи с достаточно хорошим развитием координации тонуса мышц.  Все упражнения на развитие равновесия требуют от детей сосредоточенности, внимания, волевых усилий. Поэтому  их следует проводить в среднем или медленном темпе под наблюдением воспитателя, а при необходимости оказывать помощь и страховку отдельным детям.

Характеристика лазания (ползания, подлезания, перелезания, влезания).

При  выполнении упражнений в лазанье в работу вовлекаются различные группы мышц. В старшей группе задания усложняются, к технике их выполнения предъявляются более высокие требования. Эти упражнения оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, на воспитание гибкости, координации движений, глазомера, а также смелости и других качеств.

Упражнения в ползании, переползании часто сочетаются с  другими движениями. Организация таких упражнений требует внимательного подхода воспитателя. Успешность упражнений зависит от подбора и расстановки пособий.

Большой сноровки требует упражнение в попеременном подлезании и перешагивании реек лестницы, приподнятой на 50-60 см от пола. Также здесь вводятся подтягивание на скамейке на коленях, передвижения с помощью рук, ног, всего туловища, сидя на бревне.

На данном этапе значительно больше времени уделяется лазанью по вертикальным лестницам, трибунам, гимнастическим стенкам. Все дети  должны уметь влезать до самого верха стенки, переходить с пролета на пролет приставным шагом на высоте 4-6 рейки и выше. Дети осваивают также переход с пролета на пролет с одновременным подниманием вверх по диагонали стенки. Детей знакомят с лазаньем чередующимися шагами одноименным и разноименным способами. Также они упражняются в перелезании через верх стремянки, через заборчик, по очереди перешагивания их ногами и перехватывая руками. По другому  его можно назвать перелезанием перевалом.    

В старшей группе знакомят детей с лазаньем по канату.

Не следует забывать, что любые упражнения в лазанье требуют от детей высокой организованности, дисциплины. Упражнения должны быть обеспечены страховкой воспитателя и проводиться в безопасных условиях. В то же время необходимо воспитывать у детей смелость, находчивость, умение не теряться в неожиданной сложной ситуации.

Во время занятий на открытом воздухе заботиться о лазанье в  естественных условиях, использовать пособия разной конструкции и высоты.

Характеристика метания.

Метание относится к скоростно-силовым упражнениям. Оно способствует укреплению всех основных групп мышц, а также воспитывает силу, быстроту, ловкость, глазомер, гибкость, равновесие. Действия с предметами (мешочками мс песком), мячами  развивают кожно-мышечные ощущения.

Метать можно правой, левой рукой и двумя руками. Метание может выполняться из разных  исходных положений (стоя, стоя на коленях, лежа, с разбега) и в разных направлениях: вперед, вперед-вверх, в сторону, вверх, вниз, назад.

Метание одной рукой  выполняется следующими способами: "из-за спины через  плечо", "прямой рукой снизу", "прямой рукой сверху", "прямой рукой сбоку". Двумя руками  можно метать способами: "снизу", "от груди", "от плеча", "из-за головы", "сбоку".

Метание требует развитых мышц, плечевого пояса и определенной крепости связок и суставов. В связи с этим в дошкольных учреждениях большое место  занимают подготовительные упражнения к метанию: катание, прокатывание, скатывание, бросание, "искоса плеча". 

Подготовительные упражнения развивают глазомер, силу, умение бросать мяч в определенном направление и другие качества, необходимые для метания на дальность и в цель. Эти упражнения выполняются правой и левой рукой, чтобы равномерно развивать все группы мышц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8