Безнадзорность, как социальное явление
Родители алкоголики.- 40%
Малообеспеченная семья.- 7%
Находятся под строгим контролем родителей.- 2%
Хотят познать мир.- 5%
Большинство опрошенных подростков- 46%
считают, что основной причиной, по которой дети убегают из дома является плохое
обращение с ними в семье. 40% респондентов в качестве причины называют алкоголизм
родителей. 7%- считает, что на побег из семьи детей толкает низкий материальный
достаток. Желание познать мир «зовет» в дорогу 5% подростков, и 2%
респондентов, считают, что подростки убегают из дома, стремясь вырваться из-под
строгой опеки родителей.
Вывод напрашивается сам собой.
Главная причина беспризорности коренится в семье. Чувствуя безразличие к своей
судьбе самых дорогих людей, родителей, дети уходят из дома и пытаются решить
свои проблемы самостоятельно, зачастую криминальными и жестокими способами.
3. Проблемы детских домов в России.
В государственных детских домах,
которых в России 2 тысячи, находится 67 тысяч детей, еще 27 тысяч живут в 150
школах-интернатах. Однако и у большинства этих детей, вроде бы как-то устроенных,
жизнь далека от благополучия. Почему же дети убегают из детских домов и
школ-интернатов?
О качестве их жизни судите сами. В
10% детских домов и школ-интернатов условия официально признаны
антисанитарными, 5% находится в аварийном состоянии. 48% требуют капитального
ремонта. Многие детские учреждения не получают даже скромного бюджетного
финансирования, массовый характер приняло прямое воровство и «прокрутка»
бюджетных средств администрациями детских учреждений. Их юным обитателям не
хватает одежды, школьных принадлежностей, а часто и еды. В Москве все
сравнительно благополучно, а вот в медвежьих углах державы детдомовцы по 2 - 3
года не проходят медосмотра, они подвергаются грубому обращению и побоям
воспитателей. От такой сладкой жизни - не лучше ли на вокзал? Там тоже не
кормят, не одевают и не заставляют проходить медосмотры, ну так хотя бы не
«строят». Науке не известно, сколько процентов обитателей детдомов решает таким
образом сменить обстановку, что, в общем-то, понятно: это является
профессиональной тайной заботливых воспитателей.
Зато известно другое: подавляющее
большинство подростков покидает детские дома абсолютно неподготовленными к
жизни, «на воле» им не оказывается ни практическая, ни психологическая
поддержка в дальнейшем устройстве своей судьбы. В итоге еще одна невеселая
статистика – 40% выпускников детских домов и школ-интернатов становятся
алкоголиками или наркоманами, столько же подается в преступный мир, 10% кончают
жизнь самоубийством. И только 10% более или менее успешно устраиваются в
самостоятельной жизни.
Попытки как-то помочь беспризорным
детям предпринимают различные общественные организации. Они организуют питание
детей на улице и в столовых, оказывают медицинскую и психологическую помощь
беспризорным детям, создают свои детские дома и приюты, в том числе семейного
типа. Эта деятельность дает конкретные результаты, но, к сожалению, охватывает
пока лишь небольшой процент беспризорных детей.
Мнение подростков о том, почему
воспитанники покидают детский дом. Наглядно представлено на диаграмме:
Хочет домой – 20%
Не прижился – 13%
Не нравится среда – 10%
Наказывают воспитатели – 10%
Нет общего языка с др. детьми – 10%
Все надоело – 10%
Конфликты – 5%
Охота бродить – 5%
Ссорится с ребятами – 5%
Другие – 12%
Из диаграммы видно: главная причина в
том, что ребенок хочет вернуться домой – 20%. Ему гораздо комфортнее находиться
в знакомой обстановке. Даже если родители были к нему не слишком внимательны.
13% опрошенных считают, что дети просто не могут прижиться в детских домах или
не находят общего языка с другими детьми – 10%. Одной из не маловажных причин
является отношение воспитателей к детям. 10% респондентов указали что одной
из причин является наказания со стороны воспитателей. По 5% приходится на
конфликты, ссоры и желание бродяжничать.
Из всего вышеперечисленного можно
сделать вывод, что как бы уютно и хорошо не было в детском доме, ребенка все
равно влечет домой.
4.Социальные программы и фонды
оказания помощи беспризорным.
Следует отметить и такое важное
событие: при Российском благотворительном фонде «Нет алкоголизму и
наркомании» открыт приют для бездомных детей. Дети приходят сюда сами. Могут
уйти. Здесь их кормят, одевают, оказывают медицинскую помощь. Учат читать и
писать. Помогают обрести душевное спокойствие.
Часть брошенных детей, находящихся в
детприемниках, усыновляют. Но, несмотря на всю доброту и чуткость приемных
родителей, ребенок знает: его бросила мать. Психическая травма в детском
возрасте может сказаться на отношении этого малыша - будущего родителя к
своим детям. Видимо, правы специалисты, считающие, что отвращение, ненависть к
собственному ребенку - это такое явление, которое имело место в прошлом, есть
и настоящем и, вероятно, будет и в будущем. Попытки как-то помочь беспризорным
детям предпринимают различные общественные организации. Они организуют питание
детей на улице и в столовых, оказывают медицинскую и психологическую помощь
беспризорным детям, создают свои детские дома и приюты, в том числе семейного
типа. Эта деятельность дает конкретные результаты, но, к сожалению, охватывает
пока лишь небольшой процент беспризорных детей.
Существуют и фонды, которые оказывают
помощь беспризорным детям в России.
Из российских одним из известных
является Санкт-Петербургский региональный общественный благотворительный фонд
“Содействие”.
Он создан 18 декабря 1991г. группой
граждан, обеспокоенных положением детей-сирот в Санкт-Петербурге.
Целью Фонда “Содействие” является
безвозмездная поддержка детей сирот и семей их опекунов и попечителей.
Задачами Фонда “Содействие” являются:
. содействие детям сиротам в получении
образования, проведение отдыха,
услуг по лечению;
. содействие в правовой защите детей сирот;
. организация поездок детей сирот для отдыха и
лечения за пределы
России;
. содействие государственным организациям в защите
прав детей сирот;
. привлечение добровольных пожертвований;
. установление и развитие связей с аналогичными
организациями а
Российской
Социальные программы Фонда
“Содействие” являются: "Правовая защита".
Цель программы - организация
бесплатной правовой и юридической помощи детям-сиротам, опекунам детей,
многодетным семьям, матерям одиночкам инвалидам детства. Программа
предусматривает создание Юридического представительства Фонда
"Содействие" с привлечением к работе в нём профессиональных юристов.
«Ночлежка».
Цель программы: профилактика
беспризорности и правонарушений,
совершенных детьми, привлечение общественности и
средств массовой
информации к обсуждению и решению проблем беспризорных
детей. Программа предусматривает создание приютов для беспризорных детей,
оказание помощи уже существующим приютам, привлечение иностранных
благотворительных организаций для реализации этой программы.
Помощь беспризорным детям оказывает и
Русская Православная Церковь. Она создаёт детские дома и приюты на базе
приходов и монастырей, социальные станции, где дети могут пообедать, пройти
медосмотр и санобработку, получить психологическую помощь. Главная задача
церковных организаций - подготовить детей к самостоятельной жизни, помочь им
обрести духовную и нравственную опору через приобщение к церкви.
Священники посещают детдома и приюты,
беседуют с детьми «за жизнь», рассказывают им о вере и Церкви, желающих
крестят. К церковным праздникам для детей устраивают праздничные представления,
привозят подарки. Организуются экскурсии в монастыри, храмы, православные
святыни, иногда удается пристроить детей работать при храмах или принять в
воскресную школу.
А так же существует семейный детский дом (приемная семья).
Семейный детский дом (приемная семья)
- форма организации жизнедеятельности детей-сирот, созданная по инициативе
Советского детского фонда в 1988 году. Впоследствии получила название "
приемная семья". Граждане (супруги или отдельные лица, не состоящие в
браке), взявшие на воспитание не менее 8 детей, именуются
родителями-воспитателями; дети, передаваемые на воспитание в приемную семью,
именуются "приемными детьми", а такая семья - "приемной
семьей". Дети находятся на полном государственном обеспечении, родители-
воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в
трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближенные к нормальной
семейной жизни. В семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники
пользуются льготами воспитанников детских домов. Постановление об образовании
семейного детского дома принимается местным органом исполнительной власти по
представлению органов опеки и попечительства. Направление в семейный детский
дом осуществляют органы народного образования на основании решения местной
администрации. В настоящее время все семейные детские дома в Российской
Федерации переводятся на статус «приемная семья» и заключают с местными
органами власти специальный договор в соответствии с «Положением о приемной
семье». «Положение о приемной семье» было разработано по инициативе Детского
фонда Министерством образования совместно с другими заинтересованными
министерствами и ведомствами и утверждено постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 829. В России насчитывается 386
приемных семей, в которых воспитывается более 2,3 тыс. детей. Однако в
последние годы из-за сложной социально- экономической ситуации в стране число
приемных семей заметно сокращается, а новых почти не создается.
Детские
деревни.
Детские деревни - SOS
(СОС-киндердорф)- это особый гуманный тип детского дома с семейным воспитанием.
В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими
нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне
рамок определенной религии. Первая детская деревня была создана в 1949 г австрийским педагогом Германом Гмайнером. Сегодня детские деревни для детей-сирот
функционируют в 120 cтpaнax мира. Во всем мире в основе деятельности детских
деревень лежат следующие основные принципы:
мать в детской деревне - глава семьи. Работа в этом
качестве - одновременно призвание и профессия. На эту роль по конкурсу отбирают
одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем,
как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое
обучение;
в детской деревне воспитываются дети разного
возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не
разделяют; каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме,
самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская
деревня - это не просто комплекс зданий для постоянного проживания
воспитанников и мам - воспитательниц, но, прежде всего, это общество
единомышленников; руководство нетрадиционным детским учреждением осуществляет
директор детской деревни, который со своей семьей живет в деревне, активно
помогая каждой семье.
Временная приемная семья.
Временная приемная семья - форма
устройства ребенка, когда его на время помещают в семью до разрешения его
проблем или до определения его дальнейшей судьбы. Временную приемную семью
отличает от опекунской или семьи усыновителя, прежде всего то, что это семья
профессиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных
работников. Если обратиться к зарубежному опыту, то можно выделить несколько ее
признаков: наличие у родителей определенной профессиональной квалификации,
соответствующей психолого-педагогической подготовки; оплата услуг деятельности
такой семьи; время нахождения ребенка в семье учитывается в качестве рабочего
стажа приемных родителей; работа приемных родителей происходит в их собственном
доме.
Вывод:
В сложившейся ситуации государство не
предпринимает эффективных мер для решения проблем беспризорности и
безнадзорности. Чаще всего этим занимаются негосударственные учреждения:
различные фонды и прав-церковь.
Мнение подростков на тему: «Чем можно помочь бездомным
детям?»
(По данным из сети Интернета-
#"1.files/image006.gif">
Из диаграммы видно, что 37%
респондентов считают то, что детей надо определить в детский дом, не смотря на
то, что они убегают из него. 21% опрошенных подростков считают, что детям
необходимо найти семью т.к. им необходимо родительская забота и воспитание. Детям
необходимо внимание и поддержка окружающих так считает 20% опрошенных. 12%
считают, что необходимо помочь одеждой, им, как и нам, необходимо во
что-то одеваться. По 5% приходится на необходимость обеспечить детей едой и помочь
стать человеком, выбрать правильный путь в жизни, не встать на «кривую
дорожку».
Из всего вышеперечисленного можно
сделать вывод, что бездомные и беспризорные дети нуждаются в помощи
правительства и нас.
Заключение:
Беспризорность в нашей стране
началась в 20-е, 30-е и 40-е годы во времена революции, Гражданской и Великой
Отечественной войн. Беспризорность захлестнуло буквально всю Россию. Причиной
этому служили дети, лишившиеся обоих родителей. Советское государство всеми
силами старалось вести борьбу с беспризорностью. Но оно не располагало
реальными силами и возможностями для этой работы. И все-таки государство
прилагало колоссальные усилия для решения этой проблемы. А в наше время
беспризорность не уменьшается, а непрерывно растет. Виной этому является
озабоченность взрослых проблемой удовлетворения естественных и материальных
потребностей, нарушение взаимопонимания и доверия между детьми и родителями,
педагогической беспомощностью родителей, искаженного представления о границах
самостоятельности подростков, отсутствие контроля за их времяпрепровождением. В
семьях родителей- алкоголиков дети подвергались побоям и вынуждены были уйти из
дома. В результате этого появляется ранняя алкоголизация и наркоманизация,
бродяжничество, аморальное поведение, проституция, противоправные действия.
Подростковая преступность отличается особой жестокостью и цинизмом. В
сложившейся ситуации государство не предпринимает эффективных мер для решения
проблем беспризорности и безнадзорности.
На мой взгляд, нашему государству необходимо усилить уголовное преследование родителей и других лиц, допускающих истязание детей, за оставление их в опасном состоянии, в том числе истощение, неоказание медицинской помощи, хулиганские действия, вовлечение в пьянство, проституцию и преступную деятельность.
Список использованной
литературы.
#"#">#"#">#"#">http://school-sector.relarn.ru/efim/4mistakes/2001/Kop_2001_042.htm
Газета «Аргументы и факты» (№4, 2006г.).
Лиханов А.А. Возвысим голос и дела. Актуальные
проблемы современного детства. (Москва 1993).
Государственный доклад «О положении детей в России».
(Москва 2005)
Страницы: 1, 2
|