бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Безнадзорность, как социальное явление бесплатно рефераты

Безнадзорность, как социальное явление

Введение.


В ходе недавнего телемоста с Президентом страны один из заданных ему вопросов касался современных беспризорников.

Вот что он ответил на этот вопрос:

«Да, проблема острая, очень чувствительная для всех нас», - сказал Владимир Путин. - « И она связана с известными тяжелыми событиями начала 90-х, середины 90-х годов, связана с подрывом института семьи как таковой. Ведь очень много беспризорных детей при живых родителях - в отличие от ситуации в то время, о котором вы вспомнили, после Гражданской войны. Там-то беспризорники появлялись в связи с тем, что родители погибли на фронтах Первой мировой или Гражданской войны, а здесь очень много беспризорных детей при живых родителях. Вот в чем проблема. Но чем бы она ни была вызвана, она есть, и, конечно, государство должно обратить на это больше внимания, чем обращало до сих пор. Хотя, вы знаете, наверное, я постоянно ставил перед Правительством эти вопросы. У нас существует программа решения этого вопроса, будут выделяться соответствующие средства и ресурсы, в том числе на укрепление приемных семей, хотя здесь у меня очень много вопросов и по укреплению института усыновления, укреплению детских домов. Все это планируется, и мы, конечно, это будем делать».

Что можно добавить к словам Путина?

По данным Генеральной прокуратуры России, сегодня в стране порядка 2 миллионов беспризорников со всех концов бывшего СССР, в том числе, конечно, из районов, опаленных войной. У кого-то из этих детей родители погибли. У других мамы и папы потеряли жилье и сами оказались под мостом. Многие дети жили в семьях алкоголиков и наркоманов, подвергались побоям и, не выдержав «прелестей» домашнего очага, сбежали в «чисто поле». Причины детской бездомности разные, общий только результат: месяцы и годы жизни на вокзалах, в подвалах и теплотрассах, без нормального питания, без образования, без надежды на то, что мир когда-нибудь повернется к тебе лицом. Впрочем, образование-то как раз все желающие получат, правда, весьма специфическое, в криминальной среде.

Не так давно министр внутренних дел Рашид Нургалиев сказал, что страна переживает третью - после Гражданской и Отечественной войны - волну беспризорности. Общая ситуация в «молодой России» такова, что даже по самым скромным подсчетам, в стране сегодня 2 миллиона неграмотных подростков, свыше 6 миллионов несовершеннолетних находится в социально неблагоприятных условиях. Общее количество смертей от наркотиков в России по сравнению с 1980-ми годами выросло в 12 раз, среди несовершеннолетних - в 42 раза. Беспокойство вызывает рост детской преступности: в 2005 году было зарегистрировано более 154 тысяч преступлений совершенных подростками, на 6,2 процента больше, чем за год до этого. В этой мрачной статистике весьма значительный процент приходится на долю юных бродяг. Именно они представляют собой самую серьезную «группу риска». Исходя из  всего вышесказанного, данная тема кажется мне весьма актуальной в реалиях времени.

            Цель работы состоит в том, чтобы исследовать не только суть этой социальной проблемы, но и глубинные причины её формирования.

            Для решения поставленной цели мной была изучена и проанализирована специальная и учебная литература по социологии и социальной педагогике, были исследованы данные периодической печати, самые точные показатели статистики  были получены в глобальной сети Интернет.

            В своей работе мне хотелось ответить на следующие вопросы:

·        С чего началась беспризорность в нашей стране?

·         Что государство делает, для того чтобы уменьшить количество бездомных детей?

·        Чего можно ожидать от детей, которые выросли в подвалах и на чердаках?




























1.Истоки вопроса беспризорности.


1.1. Сироты в годы Гражданской войны.


Октябрьский переворот окончательно разрушает зарождавшуюся  в России систему призрения беспризорных. В условиях хаоса и разгорающейся  Гражданской войны не было власти, которой было бы дело до интересов детей. Разоряются и закрываются лавки и мастерские, традиционно использовавшие труд  подростков, которых теперь выставляют на улицу. Население крупных  городов стремительно нищает, становится еще труднее прокормить семью.

Отдельную проблему составляют дети репрессированных. Их отправляют  к родственникам, но тем тоже часто приходится туго, и они не всегда могут позаботиться о ребенке или - что довольно часто случалось - про детей забывали вовсе.

Если, по данным переписи земских врачей на 1913 год, полные сироты составляют не более 25%, то к 1918 году полные сироты среди беспризорных составляют уже 40-45%, и таким образом в беспризорной среде снова превалируют сироты, лишившиеся родителей из-за войны, голода и революционных репрессий.

Дети рабочих оказываются в самом невыгодном положении, поскольку  у большинства из них не было в городе близких родственников, способных принять осиротевшего ребенка. Детей мещан чаще забирают в семьи родственники или друзья погибших, но и они частенько пополняют ряды  уличных детей.

С первых лет Советской власти вся работа по защите прав детей, включая и борьбу с беспризорностью, была возложена на Совет защиты  детей. Однако Совет защиты детей Наркомпроса в эти годы - скорее номинальная организация, не располагающая сколько-нибудь реальными силами и возможностями.

          К 20-му году рост беспризорности достигает апогея и приостанавливается. К этому времени сироты среди беспризорных составляют уже более 60%, но точных данных по-прежнему нет, так как не  ведется даже грубого учета. Однако ситуация уже осознана, и  предпринимаются первые попытки регулярной борьбы с беспризорностью силами государства, но пока они больше похожи на борьбу не с беспризорностью, а с беспризорниками.

И тут возникают новые обстоятельства. Кампания Советской власти по

продовольственному обеспечению - продразверстка 1920 года, последовавшая за ней засуха и неурожай, бестолковое управление продовольственным снабжением, создают крайне тяжелую ситуацию на селе.

Дети массово теряют родителей и сами  гибнут от голода. По дорогам

бродят сотни голодных детей, они занимают крыши вагонов поездов южных направлений, штурмуют рынки и продовольственные пристани.

За два года (1920-1922) количество беспризорных выросло на порядок,  и снова меняется их социальный состав. Дети-сироты  составляют 70-60% от общего числа, и большинство их происходит из крестьян (до  40%). Среди беспризорных все больше становится детей из зажиточных семейств  -  кулаков, инженеров и дворян. Но главная проблема заключается в том, что  на фоне всеобщего обнищания, голода, отсутствия элементарных предметов  потребления, неэффективности денежного обращения основными способами    добывания пропитания становятся  криминальные. К этому моменту срок  неэффективной работы с беспризорностью (с 1915 по 1920 год) уже составляет 5 лет. Этого времени более чем достаточно, чтобы сформировалась новая устойчивая система беспризорного быта, хорошо структурированная, со своим языком, традициями и нравами. За это время часть детей просто выросла в криминальной среде, помня о своем беспризорном опыте, активно вовлекают в них уличных детей.

Положение складывается настолько тяжелое, что 10 февраля 1921г. создается специальная, всем известная, Деткомиссия ВЦИК. Начинают создаваться первые специализированные детские учреждения для беспризорных детей: детские дома, колонии, специализированные школы и   ремесленные училища.

Запущенность проблемы дает о себе знать. Теперь уже крайне сложно

вернуть детей к более или менее нормальной жизни. Бродяжнический образ жизни держит крепче наркотика, многие дети за это время успели объехать полстраны, беспрестанно мигрируя, как перелетные птицы, они побывали в Одессе, Крыму, Полтаве, Питере, на Дальнем Востоке, успели повоевать на всех фронтах и помародерствовать во всех прифронтовых городах. Чтобы удержать их на месте, привить желание учиться и работать, требовались колоссальные усилия.

        


















1.2.Забота о сиротах в годы Великой Отечественной войны и послевоенные

годы.


В годы Отечественной войны количество детских домом увеличилось. Новые детские дома открывались для детей  –  сирот, вывезенных из  фронтовых областей, детей потерявших родителей, детей фронтовиков.

В сентябре1942г. было принято постановление СНК СССР «об устройстве детей, оставшихся без родителей», где государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям вменялось  проявление заботы о детях-сиротах.

В первые годы войны сотни детских домов перебрасывались из прифронтовых районов в тыл Российской Федерации. Для  эвакуации детей

создавались новые детские дома. Для сирот, детей фронтовиков открывались

«специальные» детские дома.

Огромную роль в судьбе детей сыграли общественные организации:

профсоюзные, комсомольские, органы внутренних дел, система трудовых

резервов. Общественники снимали детей с поездов и через приемники-

распределители устраивали детей в детские дома. Подростки определялись  на работу.

В 1944г. в детских домах было 534 тыс. детей (в  1943г-308  тыс.), в большинстве детских домов были открыты учебно-производственные мастерские.

Широкий размах, во время войны приняло усыновление детей.

К концу 1945г. только для детей погибших фронтовиков было открыто 120 детских домов, в них воспитывались 17тыс. детей. Получило широкое

распространение создание детских домов при колхозах, промышленных

предприятиях за счет профсоюзов и комсомольских организаций, милиции.

Комсомольскими организациями было создано 126 детских домов, 4  тыс. детских домов содержалось за счет колхозов.

В 50-е годы в стране открылись несколько детских домов для одаренных детей – сирот, куда отбирали талантливых ребят, которые поступали в музыкальные, художественные училища и балетные школы. Это были «специальные» детские дома, где создавались условия для индивидуальных занятий таких ребят. Выпускники музыкальных училищ чаще всего  определялись в музыкальный взвод военных оркестров, что решало их дальнейшую судьбу.

В 1959-1965гг.  детские дома были преобразованы в школы-интернаты.

Таким образом, огромную помощь в годы Великой Отечественной войны

государство, оказывало детям. В период тяжелейших решений страна не забывала о самых маленьких своих гражданах. Дети войны, они на ровне с взрослыми перенесли все ее тяготы, сотни тысяч из них остались сиротами.


Вывод:


В 20-е, 30-е и 40-е годы Россию буквально захлестнула волна беспризорности. Но тому были объективные причины: революция, голод, Гражданская и Великая Отечественная войны. Процент социальных сирот, т.е. детей имеющих обоих родителей был мизерный, в основном в беспризорной среде преобладали дети, лишившиеся обоих родителей. Молодое Советское государство всеми силами старалось вести борьбу с беспризорностью. Но оно не располагало сколько-нибудь реальными силами и возможностями для этой работы. И все-таки государство прилагало колоссальные усилия для того, чтобы «вырвать» этих детей из цепких лап криминальной среды.






2. Причины и последствия беспризорности и безнадзорности.


Прошли годы. Сегодня мир вступил в XXI век. Однако проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма,

психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

Тяжелое социально-экономическое положение, в котором оказалась Россия

в результате проводимых в последнее десятилетие "реформ", одним из своих последствий имеет колоссальный рост числа беспризорных детей. По  данным Генеральной прокуратуры РФ сейчас в России насчитывается 2 мил. беспризорников, 530 тыс. детей-сирот, 1мил. детей-инвалидов, 300 детей ежегодно рождаются вне брака, 650 тыс. остаются без одного из родителей.

         В чем же причина столь страшного социального явления?

Одной из основных причин беспризорности и безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.

На самом деле, 90% беспризорных детей – это социальные сироты, имеющие родителей, к которым они могли бы вернуться. Но эти дети бежали из дома именно потому, что их к этому вынудила сложная ситуация в семье. У кого-то из них нет  родителей. У других  родители потеряли жилье и сами являются  бездомными.

Сотрудниками правоохранительных органов столицы в городе было выявлено около 9 тысяч беспризорников, однако лишь 2% из них - москвичи. В Москве около 50 тысяч бездомных детей. Большая часть из них приехала из провинции, чтобы пожить в столице. Этих детей можно увидеть на скамейках в метро: грязных бездомных маленьких россиян, уставших от холода, недосыпания, токсикомании. В ряде случаев бегство детей из дома  -  следствие  педагогической беспомощности родителей, их искаженного   представления о границах самостоятельности подростков, отсутствия  контроля  за  их времяпрепровождением. Озабоченность взрослых проблемой   удовлетворения естественных и материальных потребностей, нарушение взаимопонимания и доверия между  детьми и родителями – одна из причин детской безнадзорности. 

Многие дети жили в семьях родителей-алкоголиков, подвергались побоям и вынуждены были уйти из дома. Усиление занятости родителей, вынужденных совмещать несколько рабочих мест, чтобы обеспечить существование членам семьи также ведет к увеличению детской безнадзорности, повышают риск их бегства из дома.

Причины детской безнадзорности могут быть разными, но результат  общий - отмечается резкий рост социальной дезадаптации детей: ранняя алкоголизация и наркоманизация, бродяжничество, аморальное поведение подростков, проституция, противоправные действия. Дети-беглецы  становятся легкой добычей криминальных структур. Подростковая  преступность отличается особой жестокостью и цинизмом. 

Практически все  дети - беглецы имеют отставание в психическом, физическом и   интеллектуальном развитии, ослабленное здоровье. Не редко они страдают  хроническими заболеваниями. Ощущая свою ненужность, эти подростки часто склонны к суицидным действиям.

 Дополнительным фактором риска  стала и позиция школы, которая дистанцируется от подростков с трудными судьбами. Свертывание внеклассной работы в образовательных  учреждениях, исчезновение детских общественных организаций обедняет  досуговую деятельность детей, их воспитание и развитие.

Изменились репертуар детских театров и кино, политика книгоиздания для детей. В детской и молодежной среде часто культивируются худшие образцы заграничной морали и культуры.

Создание целостной системы профилактики и реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков, в число которых входят и дети-беглецы, является сегодня проблемой государственной значимости.

         На мой взгляд, нашему государству необходимо усилить уголовное преследование родителей и других лиц, допускающих истязание детей, за оставление их в опасном состоянии, в том числе истощение, неоказание медицинской помощи, хулиганские действия, вовлечение в пьянство, проституцию и преступную деятельность. Закон на защите детей, но следственная и судебная практика по этим составам преступлений в отношении родителей пока не сложилась. Практически сегодня бездействует 156 статья Уголовного кодекса Российской Федерации (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), да и ряд других. Любое преступление должно быть наказано, в особенности против детей. И, конечно же, надо усилить уголовную ответственность в отношении лиц, вовлекающих детей в преступную деятельность, занимающихся сексуальной эксплуатацией детей и подростков.

Результаты прокурорского надзора показывают широко распространенное несоблюдение российского законодательства по вопросам, связанным с беспризорностью. Следствием всех вышеперечисленных проблем является рост детской преступности. Как известно, уже на протяжении довольно большого периода времени наблюдается рост общей преступности в целом, что, безусловно связано с количественным ростом преступности несовершеннолетних. Беспризорные дети, являясь так называемой «группой риска», не имея средств к существованию, изыскивают их доступным для себя способом. И не всегда законным путем. И как следствие, постоянно пополняют ряды несовершеннолетних преступников.



Вывод:


Самые важные причины беспризорности социальные: ухудшение условий жизни, кризис семьи, уменьшение числа детских досуговых организаций, разрушение нравственных ценностей вот лишь немногие из них. 90% беспризорников - социальные сироты - в отличие от 20-х, 30-х и 40-х годов.

Правительству необходимо, на мой взгляд, более внимательно относиться к данной проблеме.

Я провела опрос среди подростков с целью выяснить причины безнадзорности и беспризорности. Им был задан всего один вопрос: «В чем на ваш  взгляд заключаются причины безнадзорности и беспризорности?».


Результат представлен на диаграмме:

В семье плохо обращаются с ними (избивают, унижают).- 46%

Страницы: 1, 2