бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Беспризорность детей как социально-педагогическая проблема бесплатно рефераты

В подтверждение вышесказанного рассмотрим результаты исследования 96 подростков, помещенных в ЦВИАРН г. Алматы, проведенного автором в марте —июне 2002 г. В ходе социологического опроса было выяснено, что большинство детей, убегающих из дома, живут в неблагополучных и малообеспеченных семьях. Около половины — в неполных семьях. Дети бегут из дома потому, что у них плохие отношения с родителями (28,6%). В наиболее тяжелом положении оказываются подростки, живущие в семье, где у ребенка вместо отца — отчим: 14,5% хотя бы раз сбежавших из дома детей — из таких семей. Очень часто они уходят из дома, чтобы показать матери, что они не хотят жить с отчимом. Но есть и другая причина: нередко отчимы сознательно "выживают" этих детей из их квартир, избавляясь таким образом от лишнего претендента на жилье.

Достаточно большое число подростков убегает от родителей-алкоголиков. Причем эта причина никогда в нашем обследовании не отмечалась как единственная, обычно она сопровождалась плохими отношениями ребенка с родителями, учителями. 25% детей убегали из дома потому, что хотели попутешествовать. Но даже в этом случае данная причина редко выступала как единственная. Обычно ей сопутствовали такие причины, как "сбежал за компанию" и "не очень хорошие отношения с родителями"; лишь 7% подростков убежали из дома исключительно из желания путешествий, видимо, в поисках романтики и приключений. 16,1% подростков указали такую причину побега, как жестокое обращение и побои.

Следует отметить и такую причину бездомности, как жертва приватизации жилья. "Неблагополучные" родители, пользуясь несовершенством законодательства, продают квартиры, сами уезжают в неизвестном направлении, оставляя детей, либо не могут обеспечить жильем себя и своих детей, ведя при этом асоциальный образ жизни. Таким образом, дети лишаются жилья. В нашем обследовании подобная группа детей отсутствовала, однако нельзя было не упомянуть о них.

Половой состав обследованных показывает, что бегут, в основном, мальчики, их доля — 74,7%, девочки составляют 23,3%. Большинство бездомных детей — жители городов (около 80%). Очевидно, сельские жители менее разобщены и в большей мере, чем горожане, поддерживают и помогают друг другу. [6, с.53] Подросткам-беглецам может грозить ряд серьезных опасностей. В частности, опасным может оказаться место ночевки бездомных детей. Ночуют бездомные дети обычно "где придется" (это наиболее распространенный ответ). Они могут стать легкой добычей для любого, в том числе и маньяка. Убежав из дома, от притеснения и жестокости родителей, подросток часто по-прежнему подвержен риску стать жертвой насилия, ограбления, оскорбления. Велика для этих детей и вероятность приобрести пагубные привычки, пристраститься к наркотикам, алкоголю, проституции.

По наблюдениям специалистов инспекции по делам несовершеннолетних, всех беспризорников можно поделить на следующие 4 условные группы:

-беспризорники по образу жизни, привычкам и убеждениям, которые имеют место жительство и являются предметом, чьей — то заботы, однако в силу психического заболевания, привыкания к психоактивным веществам, а реже - в силу необузданной страсти к необузданной свободе, любым путем хотят уйти от посторонней опеки;

-беспризорники по неволе, которые действительно убежали от насилия, голода, притеснений и прочих социальных бед, перед которыми ребенок оказывается беззащитным; такие дети готовы принять помочь нашу помощь и ищут возможности устроить свою жизнь;

-беспризорники, оказавшиеся на улице помимо своей воли, однако привыкшие к этому образу жизни и не представляющие, что каким-то образом можно жить иначе;

-беспризорники, которые преодолевают иногда сотни километров, уходя из дома в силу непреодолимой тяги к путешествиям, новым местам, впечатлениям и встречам (кстати в лучшие времена подобное расстройство поведения в детстве оборачивалось в зрелом возрасте попаданием в историю в качестве крупнейших путешественников и географов).

Рассмотрим особенности социально-педагогической работы с беспризорными детьми.


2. Социально-педагогическая работа с беспризорниками

 

2.1 Роль социально-педагогических институтов в системе борьбы с беспризорностью


Предметом особой заботы любого цивилизованного общества являются охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения, борьба с такими негативными социальными явлениями, проявляющимися в их среде, как пьянство, наркомания, проституция, преступность. В соответствии со статьей 27 Конституции Республики Казахстан детство находится под защитой государства, являясь одной из основополагающих ценностей, признаваемых и защищаемых государством. [8]

В систему профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних Республики Казахстан входят органы внутренних дел, образования, здравоохранения, юстиции, уполномоченный государственный орган по вопросам занятости, местные представительные и исполнительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и иные государственные органы в пределах своей компетенции.

В Законе Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 591-II О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности определены правовые, экономические и социальные основы деятельности государственных органов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждению детской безнадзорности и беспризорности. [8]

Этим законом определен правовой статус центров временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, специальных организаций образования и организаций образования с особым режимом содержания, категории несовершеннолетних, которые могут быть помещены в данные учреждения, порядок направления, выпуска и сроки пребывания в них несовершеннолетних; категории лиц, в отношении которых может проводиться индивидуальная профилактическая работа, основания и сроки ее проведения.

В борьбе с беспризорностью, безнадзорностью и предупреждением правонарушений среди несовершеннолетних ведущая роль отведена инспекциям по делам несовершеннолетних в органах внутренних дел, которые организуют и проводят систематическую и целенаправленную профилактическую деятельность.

Инспекции по делам несовершеннолетних, выполняя задачи по предупреждению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, защите прав, интересов и свобод последних от преступных посягательств, осуществляют следующие мероприятия:

-       по организации профилактической работы с несовершеннолетними, совершающими антиобщественные поступки и преступления, с родителями или лицами, их заменяющими, злостно не выполняющими обязанности по воспитанию детей или своим поведением отрицательно влияющими на воспитание последних;

-       по подготовке предложений в соответствующие государственные органы и общественные организации по вопросам совершенствования воспитательной работы и ранней профилактики; улучшения использования в процессе профилактики возможностей общественных формирований, студенчества, ветеранов войны, труда; оказания помощи несовершеннолетним правонарушителям в трудовом и бытовом устройстве и т.д.;

-       по взаимодействию с воспитательными колониями, специальными учебными заведениями закрытого типа, подразделениями органов внутренних дел, суда и прокуратуры по вопросам предупреждения групповой и повторной преступности;

-       информируют местные государственные органы, общественные организации, администрацию по месту учебы или работы несовершеннолетних, а также по месту работы родителей или лиц, их заменяющих, о правонарушениях несовершеннолетних, причинах и условиях, способствующих совершению правонарушений;

-       систематически выступают перед населением, в учебных заведениях, трудовых коллективах, в печати, по радио, телевидению по вопросам предупреждения правонарушений преступлений среди несовершеннолетних. [8]

Но, в настоящее время в органах внутренних дел, которые организуют и проводят систематическую и целенаправленную профилактическую деятельность, существует ряд проблем.

Так, в настоящее время органы опеки по причине сокращения штата инспекторов не справляются с объемом возложенных на них функций по определению детей в детские дома и интернатные учреждения. Эта функция частично возложена на участковых инспекторов по делам несовершеннолетних, в профессиональные задачи которых работа с сиротами не входит.

Работу с детьми-беспризорниками ведут практически лишь органы внутренних дел, использующие свои методы работы, свой стиль решения проблем, связанных с детской беспризорностью. При этом главная их задача — обнаружить, задержать, препроводить по принадлежности. Часто туда, откуда ребенок, подросток ушел или убежал, что само по себе антигуманно, антипедагогично и, в конечном счете, нерезультативно — несмотря на колоссальную трату сил и средств.

В то же время, общая стратегия государственной деятельности выстроена неэффективно, не обеспечена профилактическая направленность и должная координация работы. Не развита сеть социальных служб помощи детям и подросткам, создающиеся детские приюты немногочисленны и испытывают финансовые затруднения и недостаток квалифицированных кадров.

Безнадзорные дети и подростки требуют особого внимания. Для них нужны не только Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации, находящиеся в системе МВД, но и специальные социально-воспитательные приюты, которые давали бы им возможность, при необходимости, относительно длительного пребывания, консультирования, обучения, отдыха, занятия трудом, получения общего и профессионального образования. Возможна временная передача беглецов или детей и подростков из неблагополучных семей в другие семьи — с нормальной нравственно-психологической атмосферой и желающим оказать социальную помощь детям.

Отсюда — другое направление деятельности, связанной с беспризорностью. Проблема беспризорных детей - это комплексная социальная проблема. Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам на улице или без надлежащего педагогического надзора, нуждаются в разнообразной поддержке: в помощи психолога, в услугах врача; большинству необходимы активная помощь и сотрудничество со стороны родителей, многоаспектная помощь социальных служб.

Однако при всей важности и необходимости удовлетворения названных потребностей, магистральным направлением решения проблемы беспризорных детей и подростков является система профилактических и предупреждающих мероприятий.

Профилактика и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности - это система правовых, педагогических, медицинских и иных мер, направленных на предупреждение безнадзорности, беспризорности и антиобщественных действий среди несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, им способствующих, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними, а также родителями или другими законными представителями несовершеннолетних, не исполняющими обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию либо отрицательно влияющими на их поведение. [8]

В системе профилактики речь идет не только о широкой многоаспектной помощи служб детям и подросткам. При таком подходе центр тяжести всей системы должен быть перемещен на работу с семьей. Причем эта работа также должна оставаться комплексной и включать в себя меры помощи социального, психологического, педагогического и юридического характера. [6, с.53]

Сегодня как-то предупредить, остановить процесс превращения детей в беспризорников наше государство пытается в двух направлениях. Во-первых, по линии организационной, во-вторых, путем создания преград на пути поглощения безнадзорного ребенка улицей.

Необходимо бороться с причинами, а не с последствиями негативных процессов, порождающих попадание детей в трудную жизненную ситуацию.

Требуется полный учет и оздоровление всех неблагополучных семей: трудоустройство родителей, лечение их от алкоголизма, оказание помощи по нормализации внутрисемейных отношений, в решении правовых, медицинских, жилищных и иных проблем, обеспечение постоянного патронажа проблемных и кризисных семей. Для выявления кризисных семей и работы с ними нужна совместная деятельность всех органов власти и управления и всех учреждений и отраслей социальной сферы на территории (комиссий по делам несовершеннолетних, инспекций по делам несовершеннолетних, учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, занятости населения, жилищно-коммунального хозяйства, органов внутренних дел, прокуратуры, органов опеки и попечительства и др.).

Не все семьи поддаются реабилитации. Важно развивать альтернативные формы семейного воспитания детей: усыновления, опеки и попечительства, приемные семьи, семейные группы.

Однако главной задачей является обеспечение полноценного физического, психического и духовного развития, профессионального образования и здорового досуга всех детей на каждой территории.

Эту задачу невозможно решить без участия самих семей, общественных организаций, религиозных конфессий, научных учреждений, волонтеров, промышленников и предпринимателей.

Ликвидация беспризорности и профилактика безнадзорности требуют комплексного подхода к реализации государственной политики поддержки семьи и детства, изменения ее приоритетов.

Сложившаяся система жизнеустройства детей с нарушением социальных связей и отношений, обеспечения их реабилитации и социальной поддержки включает: органы социальной защиты, учреждения образования, учреждения здравоохранения, органы внутренних дел, органы и учреждения культуры, физкультуры, спорта и туризма, а также различные общественные организации и фонды.

Рассмотрим формы и учреждения социально-педагогической поддержки беспризорных детей.


2.2 Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками


Социальная помощь детям в настоящее время – это социальное обслуживание и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказании им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.

Важнейшая задача системы социального обслуживания детей – обеспечение реализации социальных прав детей, решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.

Социальное обслуживание семей и детей осуществляет разветвленная многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями.

В совокупность всей социальной помощи беспризорным детям входят опекунство, приемная семья, детские дома, интернаты и другие социальные учреждения. Рассмотрим подробнее.

Опекунство – правовая форма защиты личных и имущественных интересов ребенка. Правомерным является существование двух форм опекунства: в виде опеки и попечительства. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без попечения родителей в целях обеспечения им надлежащих условий содержания, воспитания и образования. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенных причин оставшихся без попечения родителей.

Приемная семья – одна из форм организации жизнедеятельности детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, с выплатой денежного содержания лицам, взявшим детей на воспитание.

Органы социальной защиты выявляют семьи, где родители не занимаются в должной мере воспитанием детей; проводят инспекцию социально-бытовых условий семей; оказывают материальную помощь малообеспеченным семьям.

Органы опеки и попечительства защищают личные, имущественные и жилищные права и законные интересы несовершеннолетних; выявляют детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, не имеющих надлежащих условий для жизни и воспитания в семье; принимают меры по их устройству и созданию благоприятных условий для всестороннего развития, а также охраны их жизни и здоровья.

В приёмные семьи детей передают на основе договоров с органами опеки и попечительства. Замещающие семьи - это форма временного устройства, они обеспечивают детям условия жизнедеятельности, но им не передаётся право родительской ответственности.

Открытие специальных организаций и организаций образования с особым режимом содержания для беспризорных детей предусмотрено рядом программных документов, утвержденных постановлениями Правительства Республики Казахстан от 8 июля 1998 года № 649, от 31 октября 2000 года № 1641 и от 29.12.2002 года № 1430. [21]

Так, в республике созданы и функционируют специальные организации образования в г.г. Алматы, Актау, Атырау, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях. Предусмотрено их открытие в Западно-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской и Южно-Казахстанской областях.

Специализированные учреждения социальной защиты для несовершеннолетних обеспечивают психотерапевтическую, медицинскую и социальную помощь детям и подросткам, имеющим начальные стадии отклонения психического и физического здоровья, эпизодически употребляющим алкоголь и наркотики.

Социально-педагогическая помощь в данных учреждениях беспризорникам включает в себя:

-      педагогическая и консультативная помощь детям в защите их интересов;

Страницы: 1, 2, 3, 4