Беспризорность детей как социально-педагогическая проблема
В подтверждение вышесказанного рассмотрим результаты
исследования 96 подростков, помещенных в ЦВИАРН г. Алматы, проведенного автором
в марте —июне 2002 г. В ходе социологического опроса было выяснено, что
большинство детей, убегающих из дома, живут в неблагополучных и
малообеспеченных семьях. Около половины — в неполных семьях. Дети бегут из дома
потому, что у них плохие отношения с родителями (28,6%). В наиболее тяжелом
положении оказываются подростки, живущие в семье, где у ребенка вместо отца —
отчим: 14,5% хотя бы раз сбежавших из дома детей — из таких семей. Очень часто
они уходят из дома, чтобы показать матери, что они не хотят жить с отчимом. Но
есть и другая причина: нередко отчимы сознательно "выживают" этих
детей из их квартир, избавляясь таким образом от лишнего претендента на жилье.
Достаточно большое число подростков убегает от
родителей-алкоголиков. Причем эта причина никогда в нашем обследовании не
отмечалась как единственная, обычно она сопровождалась плохими отношениями
ребенка с родителями, учителями. 25% детей убегали из дома потому, что хотели
попутешествовать. Но даже в этом случае данная причина редко выступала как
единственная. Обычно ей сопутствовали такие причины, как "сбежал за
компанию" и "не очень хорошие отношения с родителями"; лишь 7%
подростков убежали из дома исключительно из желания путешествий, видимо, в
поисках романтики и приключений. 16,1% подростков указали такую причину побега,
как жестокое обращение и побои.
Следует отметить и такую причину бездомности, как
жертва приватизации жилья. "Неблагополучные" родители, пользуясь
несовершенством законодательства, продают квартиры, сами уезжают в неизвестном
направлении, оставляя детей, либо не могут обеспечить жильем себя и своих
детей, ведя при этом асоциальный образ жизни. Таким образом, дети лишаются
жилья. В нашем обследовании подобная группа детей отсутствовала, однако нельзя
было не упомянуть о них.
Половой состав обследованных показывает, что бегут,
в основном, мальчики, их доля — 74,7%, девочки составляют 23,3%. Большинство
бездомных детей — жители городов (около 80%). Очевидно, сельские жители менее
разобщены и в большей мере, чем горожане, поддерживают и помогают друг другу.
[6, с.53] Подросткам-беглецам может грозить ряд серьезных опасностей. В
частности, опасным может оказаться место ночевки бездомных детей. Ночуют
бездомные дети обычно "где придется" (это наиболее распространенный
ответ). Они могут стать легкой добычей для любого, в том числе и маньяка.
Убежав из дома, от притеснения и жестокости родителей, подросток часто
по-прежнему подвержен риску стать жертвой насилия, ограбления, оскорбления.
Велика для этих детей и вероятность приобрести пагубные привычки,
пристраститься к наркотикам, алкоголю, проституции.
По наблюдениям специалистов инспекции по делам
несовершеннолетних, всех беспризорников можно поделить на следующие 4 условные
группы:
-беспризорники по образу жизни, привычкам и
убеждениям, которые имеют место жительство и являются предметом, чьей — то
заботы, однако в силу психического заболевания, привыкания к психоактивным
веществам, а реже - в силу необузданной страсти к необузданной свободе, любым
путем хотят уйти от посторонней опеки;
-беспризорники по неволе, которые действительно
убежали от насилия, голода, притеснений и прочих социальных бед, перед которыми
ребенок оказывается беззащитным; такие дети готовы принять помочь нашу помощь и
ищут возможности устроить свою жизнь;
-беспризорники, оказавшиеся на улице помимо своей
воли, однако привыкшие к этому образу жизни и не представляющие, что каким-то
образом можно жить иначе;
-беспризорники, которые преодолевают иногда сотни
километров, уходя из дома в силу непреодолимой тяги к путешествиям, новым
местам, впечатлениям и встречам (кстати в лучшие времена подобное расстройство
поведения в детстве оборачивалось в зрелом возрасте попаданием в историю в
качестве крупнейших путешественников и географов).
Рассмотрим особенности социально-педагогической работы
с беспризорными детьми.
2. Социально-педагогическая работа с беспризорниками
2.1 Роль социально-педагогических институтов в системе
борьбы с беспризорностью
Предметом особой заботы любого цивилизованного
общества являются охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения, борьба
с такими негативными социальными явлениями, проявляющимися в их среде, как
пьянство, наркомания, проституция, преступность. В соответствии со статьей 27
Конституции Республики Казахстан детство находится под защитой государства,
являясь одной из основополагающих ценностей, признаваемых и защищаемых
государством. [8]
В систему профилактики правонарушений,
безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних Республики Казахстан
входят органы внутренних дел, образования, здравоохранения, юстиции,
уполномоченный государственный орган по вопросам занятости, местные
представительные и исполнительные органы, комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав и иные государственные органы в пределах своей компетенции.
В Законе Республики Казахстан от 9 июля 2004 года №
591-II О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении
детской безнадзорности и беспризорности определены правовые, экономические и социальные основы деятельности государственных
органов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и
предупреждению детской безнадзорности и беспризорности. [8]
Этим законом определен правовой статус центров
временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, специальных
организаций образования и организаций образования с особым режимом содержания,
категории несовершеннолетних, которые могут быть помещены в данные учреждения,
порядок направления, выпуска и сроки пребывания в них несовершеннолетних;
категории лиц, в отношении которых может проводиться индивидуальная
профилактическая работа, основания и сроки ее проведения.
В борьбе с беспризорностью, безнадзорностью и
предупреждением правонарушений среди несовершеннолетних ведущая роль отведена
инспекциям по делам несовершеннолетних в органах внутренних дел, которые
организуют и проводят систематическую и целенаправленную профилактическую
деятельность.
Инспекции по делам несовершеннолетних, выполняя
задачи по предупреждению преступлений и правонарушений среди
несовершеннолетних, защите прав, интересов и свобод последних от преступных
посягательств, осуществляют следующие мероприятия:
-
по организации профилактической работы с несовершеннолетними,
совершающими антиобщественные поступки и преступления, с родителями или лицами,
их заменяющими, злостно не выполняющими обязанности по воспитанию детей или
своим поведением отрицательно влияющими на воспитание последних;
-
по подготовке предложений в соответствующие государственные
органы и общественные организации по вопросам совершенствования воспитательной
работы и ранней профилактики; улучшения использования в процессе профилактики
возможностей общественных формирований, студенчества, ветеранов войны, труда;
оказания помощи несовершеннолетним правонарушителям в трудовом и бытовом
устройстве и т.д.;
-
по взаимодействию с воспитательными колониями, специальными
учебными заведениями закрытого типа, подразделениями органов внутренних дел,
суда и прокуратуры по вопросам предупреждения групповой и повторной
преступности;
-
информируют местные государственные органы, общественные
организации, администрацию по месту учебы или работы несовершеннолетних, а
также по месту работы родителей или лиц, их заменяющих, о правонарушениях
несовершеннолетних, причинах и условиях, способствующих совершению
правонарушений;
-
систематически выступают перед населением, в учебных заведениях,
трудовых коллективах, в печати, по радио, телевидению по вопросам
предупреждения правонарушений преступлений среди несовершеннолетних. [8]
Но, в настоящее время
в органах внутренних дел, которые организуют и проводят систематическую
и целенаправленную профилактическую деятельность,
существует ряд проблем.
Так, в настоящее
время органы опеки по причине сокращения штата инспекторов не справляются с
объемом возложенных на них функций по определению детей в детские дома и
интернатные учреждения. Эта функция частично возложена на участковых
инспекторов по делам несовершеннолетних, в профессиональные задачи которых
работа с сиротами не входит.
Работу с
детьми-беспризорниками ведут практически лишь органы внутренних дел,
использующие свои методы работы, свой стиль решения проблем, связанных с
детской беспризорностью. При этом главная их задача — обнаружить, задержать,
препроводить по принадлежности. Часто туда, откуда ребенок, подросток ушел или
убежал, что само по себе антигуманно, антипедагогично и, в конечном счете,
нерезультативно — несмотря на колоссальную трату сил и средств.
В то же время, общая стратегия государственной
деятельности выстроена неэффективно, не обеспечена профилактическая
направленность и должная координация работы. Не развита сеть социальных служб
помощи детям и подросткам, создающиеся детские приюты немногочисленны и
испытывают финансовые затруднения и недостаток квалифицированных кадров.
Безнадзорные дети и
подростки требуют особого внимания. Для них нужны не только Центры временной
изоляции, адаптации и реабилитации, находящиеся в системе МВД, но и специальные
социально-воспитательные приюты, которые давали бы им возможность, при
необходимости, относительно длительного пребывания, консультирования,
обучения, отдыха, занятия трудом, получения общего и профессионального
образования. Возможна временная передача беглецов или детей и подростков из
неблагополучных семей в другие семьи — с нормальной нравственно-психологической
атмосферой и желающим оказать социальную помощь детям.
Отсюда — другое направление деятельности, связанной
с беспризорностью. Проблема беспризорных детей - это комплексная социальная
проблема. Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам на улице или без
надлежащего педагогического надзора, нуждаются в разнообразной поддержке: в
помощи психолога, в услугах врача; большинству необходимы активная помощь и
сотрудничество со стороны родителей, многоаспектная помощь социальных служб.
Однако при всей важности и необходимости
удовлетворения названных потребностей, магистральным направлением решения
проблемы беспризорных детей и подростков является система профилактических и
предупреждающих мероприятий.
Профилактика и предупреждение детской безнадзорности
и беспризорности - это система правовых, педагогических, медицинских и иных
мер, направленных на предупреждение безнадзорности, беспризорности и
антиобщественных действий среди несовершеннолетних, выявление и устранение
причин и условий, им способствующих, осуществляемых в совокупности с
индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними, а также
родителями или другими законными представителями несовершеннолетних, не
исполняющими обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию либо
отрицательно влияющими на их поведение. [8]
В системе профилактики речь идет не только о широкой
многоаспектной помощи служб детям и подросткам. При таком подходе центр тяжести
всей системы должен быть перемещен на работу с семьей. Причем эта работа также
должна оставаться комплексной и включать в себя меры помощи социального,
психологического, педагогического и юридического характера. [6, с.53]
Сегодня как-то предупредить, остановить процесс
превращения детей в беспризорников наше государство пытается в двух
направлениях. Во-первых, по линии организационной, во-вторых, путем создания
преград на пути поглощения безнадзорного ребенка улицей.
Необходимо бороться с причинами, а не с
последствиями негативных процессов, порождающих попадание детей в трудную
жизненную ситуацию.
Требуется полный учет и оздоровление всех
неблагополучных семей: трудоустройство родителей, лечение их от алкоголизма,
оказание помощи по нормализации внутрисемейных отношений, в решении правовых,
медицинских, жилищных и иных проблем, обеспечение постоянного патронажа
проблемных и кризисных семей. Для выявления кризисных семей и работы с ними
нужна совместная деятельность всех органов власти и управления и всех
учреждений и отраслей социальной сферы на территории (комиссий по делам
несовершеннолетних, инспекций по делам несовершеннолетних, учреждений
образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, занятости
населения, жилищно-коммунального хозяйства, органов внутренних дел,
прокуратуры, органов опеки и попечительства и др.).
Не все семьи поддаются реабилитации. Важно развивать
альтернативные формы семейного воспитания детей: усыновления, опеки и
попечительства, приемные семьи, семейные группы.
Однако главной задачей является обеспечение полноценного
физического, психического и духовного развития, профессионального образования и
здорового досуга всех детей на каждой территории.
Эту задачу невозможно решить без участия самих
семей, общественных организаций, религиозных конфессий, научных учреждений,
волонтеров, промышленников и предпринимателей.
Ликвидация беспризорности и профилактика
безнадзорности требуют комплексного подхода к реализации государственной
политики поддержки семьи и детства, изменения ее приоритетов.
Сложившаяся система жизнеустройства детей с
нарушением социальных связей и отношений, обеспечения их реабилитации и
социальной поддержки включает: органы социальной защиты, учреждения
образования, учреждения здравоохранения, органы внутренних дел, органы и
учреждения культуры, физкультуры, спорта и туризма, а также различные
общественные организации и фонды.
Рассмотрим формы и учреждения
социально-педагогической поддержки беспризорных детей.
Социальная помощь детям в настоящее время – это социальное обслуживание и
поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказании им
комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и
реабилитации.
Важнейшая задача системы социального обслуживания детей – обеспечение
реализации социальных прав детей, решение возникающих проблем посредством
предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых,
социально-педагогических услуг и консультаций.
Социальное обслуживание семей и детей осуществляет разветвленная
многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений государственного
и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных
общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями.
В совокупность всей социальной помощи беспризорным
детям входят опекунство, приемная семья, детские дома, интернаты и другие
социальные учреждения. Рассмотрим подробнее.
Опекунство – правовая форма защиты личных и имущественных интересов
ребенка. Правомерным является существование двух форм опекунства: в виде опеки
и попечительства. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14
лет, оставшимися без попечения родителей в целях обеспечения им надлежащих
условий содержания, воспитания и образования. Попечительство устанавливается
над несовершеннолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенных
причин оставшихся без попечения родителей.
Приемная семья – одна из форм организации жизнедеятельности детей-сирот и
детей, лишившихся попечения родителей, с выплатой денежного содержания лицам,
взявшим детей на воспитание.
Органы социальной защиты выявляют семьи, где
родители не занимаются в должной мере воспитанием детей; проводят инспекцию
социально-бытовых условий семей; оказывают материальную помощь малообеспеченным
семьям.
Органы опеки и попечительства защищают личные,
имущественные и жилищные права и законные интересы несовершеннолетних; выявляют
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, не
имеющих надлежащих условий для жизни и воспитания в семье; принимают меры по их
устройству и созданию благоприятных условий для всестороннего развития, а также
охраны их жизни и здоровья.
В приёмные семьи детей передают на основе договоров
с органами опеки и попечительства. Замещающие семьи - это форма временного
устройства, они обеспечивают детям условия жизнедеятельности, но им не
передаётся право родительской ответственности.
Открытие специальных организаций и организаций
образования с особым режимом содержания для беспризорных детей предусмотрено
рядом программных документов, утвержденных постановлениями Правительства
Республики Казахстан от 8 июля 1998 года № 649, от 31 октября 2000 года № 1641
и от 29.12.2002 года № 1430. [21]
Так, в республике созданы и функционируют
специальные организации образования в г.г. Алматы, Актау, Атырау,
Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях. Предусмотрено их открытие в
Западно-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской и Южно-Казахстанской областях.
Специализированные учреждения социальной защиты для
несовершеннолетних обеспечивают психотерапевтическую, медицинскую и социальную
помощь детям и подросткам, имеющим начальные стадии отклонения психического и
физического здоровья, эпизодически употребляющим алкоголь и наркотики.
Социально-педагогическая помощь в данных учреждениях беспризорникам
включает в себя:
-
педагогическая и
консультативная помощь детям в защите их интересов;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|