бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Беспризорность детей как социально-педагогическая проблема бесплатно рефераты

- подчинение неписаным законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом.

В конечном счете, беспризорных детей отличает то обстоятельство, что они порывают связь с обществом. При этом не имеет значения, почему это произошло. Став беспризорником, несовершеннолетний попадает как бы в социальный вакуум. Для него не существуют законы, предназначенные для других граждан. Мало того, многие беспризорные подростки презирают принятые в них нормы [5]. Таковы в общих чертах особенности, характеризующие понятие "детская беспризорность" и "безнадзорность" с правовой и социально-политической точки зрения.

Однако изложенного недостаточно для того, чтобы понять, какую социальную опасность на государственном уровне представляют беспризорные и безнадзорные дети. Как отмечает Мельникова Э.Б., "безнадзорность – это социо-психологическая патология, а не только юридическая категория". Именно асоциальное поведение делает беспризорных и безнадзорных предметом заботы государства и социально-педагогических институтов. [15]

1.2 Генезис развития беспризорности и безнадзорности в Казахстане


Проблема уличных детей возникла не вчера, но в различных условиях она развивалась по-разному. Не существует единого объяснения тому, что вынудило некоторых детей работать и/или жить на улицах. Однако существуют взаимосвязанные факторы, которые объясняют, почему всё больше и больше детей избирают этот ненадежный и часто опасный образ жизни. Феномен уличных детей является симптомом чрезвычайного социального и экономического неблагополучия общества. Уличные дети, как правило, являются выходцами из социальных низов.

На протяжении последнего десятилетия беспризорность и безнадзорность стали заметными явлениями в Казахстане. Попрошайничество, нищенство, безнадзорность определенной части детей вызывают тревогу в обществе.

Говорить о современной беспризорности можно начиная с 1989 года. Основной причиной возникновения и роста беспризорности и безнадзорности является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений.

Ухудшение социально-экономического положения населения в 1991-1995 гг. привело к тому, что доступность профессионального обучения становится проблематичной для большинства детей и подростков, особенно для детей из малообеспеченных и многодетных семей. В начале 90-х годов разрушили сеть ПТУ. Из общего числа выпускников, получивших свидетельства об окончании основной 9-летней школы, продолжили обучение в профессиональных училищах, лицеях, колледжах 6,8%.

Государство уже сейчас ощущает эти проблемы. Большинство квалифицированных рабочих вышли на пенсию. Рабочие среднего возраста выехали за пределы республики. А молодых не готовили. Сейчас в стране ощущается дефицит квалифицированных рабочих-специалистов.

Существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Прекратили существование пионерская организация и комсомол, многочисленные бесплатные школьные кружки и секции. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования. После окончания 9-го класса многие 15-летние подростки не работают и не учатся. Общеобразовательная школа перестала отвечать за всеобщность образования. Увеличивается число никогда не учившихся детей. Дети вытесняются на улицу.

Другой причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.

В 2000 году реальные доходы населения составили только 35,8% от уровня 1990 года, а коэффициент дифференциации доходов увеличился с 4,5 до 14 раз. Наряду с традиционными бедными - неполными семьями, семьями пенсионеров и инвалидов, многодетными семьями, студенческими семьями, семьями с малолетними детьми, в Казахстане появились так называемые "новые бедные" - полные семьи с работающими родителями и 1-2 детьми, составляющие половину бедных семей. Это семьи работников бюджетных отраслей, предприятий, задерживающих выплату заработной платы, а также семьи безработных. В результате роста смертности в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности для содержания и воспитания детей. В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой казахстанский ребенок.

Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Пополняется число детей из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания и воспитания детей государство вынуждено лишать родителей родительских прав.

Сформировалась новая система коммерческой и криминальной эксплуатации детской безнадзорности. Растет детская наркомания и алкоголизация, дети вовлекаются в криминальные сообщества.

Дети и подростки могут свободно приобрести алкоголь и наркотики на дискотеках, в учебных заведениях, в том числе в школах. Негативному воздействию подвержены сегодня все казахстанские дети, в т.ч. из благополучных семей. Неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании.

Изменились репертуар детских театров и кино, политика книгоиздания для детей. В детской и молодежной среде часто культивируются худшие образцы заграничной морали и культуры.

Судить о границах распространенности беспризорности в Казахстане — сложно. В настоящее время ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных, так как полный статистический учет беспризорных детей не налажен. Официальная статистика фиксирует только тех беспризорников, которые задерживаются полицией либо попадают в специальные социальные учреждения.

Косвенно о росте числа беспризорных детей свидетельствуют статистические данные о количестве детей, во-первых, прошедших через Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних (ЦВИАРН), находящиеся в системе органов МВД; во-вторых, попавших в детские приюты; в-третьих, находящихся на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; в-четвертых, совершивших различного рода преступления.

Ежегодно в ЦВИАРН г. Алматы поступает порядка 1600 – 2000 детей. В 2005 году в ЦВИАРН г. Алматы было принято 1 724 человека, что по сравнению с 2004 годом немного меньше: тогда это был 1801 ребенок. Большинство беспризорных – мигранты. Приезжают из разных республик СНГ: Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Каракалпакии, России. Кроме того, есть дети, которые относятся к категории "без определенного места жительства", в минувшем 2005 году их было сорок один. Они считаются потенциальными жителями Алматы, ведь большей частью они из семей, приехавших в Алматы на заработки с желанием пустить здесь корни.

ЦВИАРН действует при ГУВД города, а потому всех детей доставляет инспекция по делам несовершеннолетних Алматы и области. На данный момент в центр попадают неблагополучные дети практически всех категорий: оставшиеся без попечения, беспризорные и безнадзорные, совершившие общественно опасные деяния, заблудившиеся и подкинутые. Среди подростковых правонарушений на первом месте, конечно же, кражи и грабеж. [14, с.36]

В Казахстане, по официальным данным УВД Республики Казахстан, более 75 тысяч детей-сирот и сотни тысяч беспризорных. Каждый пятый из них преступает закон, каждый десятый кончает жизнь самоубийством или умирает от передозировки. Страшные цифры, с которыми непросто мириться.

Но дело не только и не столько в цифрах, а в том, что речь идет, по мнению Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам, о социальной болезни, "- глубоко затрагивающей суть отношений в обществе, а также правительственную политику". Болезни, "имеющей общечеловеческое значение, все больше и больше охватывающей подрастающее поколение" [5].

 

1.3 Классификация категорий беспризорных детей


Проведем исследование категорий, за счет которых пополняются ряды безнадзорных и беспризорных детей? По данным социологических исследования в области миграции, Среди беспризорных и безнадзорных детей — мигранты и беженцы из соседних стран. По данным главы миссии верховного комиссара ООН по делам беженцев, на территории Казахстана на 1 ноября 2001 г. находилось около 22 тыс. беженцев [12].

Часть мигрантов приезжает в поисках заработков. Дети часто являются основными добытчиками в такого рода семьях, поскольку они более успешно, чем взрослые, могут заработать — случайной работой, в основном, на рынках, попрошайничеством или воровством - также, в основном, на рынках. Эта деятельность помогает им выжить, но не дает стабильности и защиты, позитивных связей. Важным обстоятельством, определяющим жизненные возможности подростков, живущих без прописки мигрантов, беженцев и бездомных, является то, что они не имеют возможности учиться. Часто взрослые и маленькие бомжи вместе ночуют в подвалах, на чердаках, в канализационных люках (на отопительных трубах). Все они страдают от голода, болезней, постоянно подвергаются опасности насилия.

В числе беспризорных оказываются также подростки, потерявшие семью и родителей из-за их смерти, лишения родительских прав. Например, через ЦВИАРНы ежегодно проходит около 2,5 тыс. детей, оставшихся без опеки и попечительства (что составляет 20-25% всех поступающих детей).

Количество детей-сирот в нашей стране составляет более 100 тыс. человек. Дети-сироты — проблемная группа, и не только в психологическом плане; лишенные эмпатийного общения в семье, с близкими людьми, перенесшие жестокое обращение — это то, что можно считать частью начального капитала, сопровождающего стартовые позиции. Сиротство, вызванное смертью единственного либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий по устройству ребенка, оказавшегося в одиночестве. Обычно эти усилия завершаются успешно - благодаря помощи лиц, пожелавших заменить родителей: усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Однако сложности экономического характера невольно сокращают число тех, кто готов это сделать. Причем в особо сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки, любовь к независимости, что, естественно, затрудняет их устройство куда угодно: в другую семью или интернатное учреждение.

Отсутствие лиц, желающих принять ребенка-сироту в свою семью, объясняет ее замену интернатным учреждением. При всей очевидной простоте данной схемы, она вовсе не безупречна. Во-первых, потому, что существующих форм устройства в семью явно недостаточно. К тому же, государство усыновителей материально не стимулирует, предпочитая тратить большие суммы на детские интернатные учреждения. Во-вторых, этих учреждений недостаточно, их не хватает. Отметим, что особенно перегружены и переуплотнены образовательные учреждения для детей-сирот с ограниченными возможностями по показателям здоровья. В настоящее время в Казахстане имеются всего 99 специализированных коррекцион-ных учреждений, в которых воспитывается и обучается 17 445 детей с ограниченными возможностями разного типа. По данным Республиканского научно-практического центра социальной адаптации и профессионально-труд о вой реабилитации детей и подростков с проблемой развития (Центр САТР), 11 658 детей-инвалидов никогда не переступали порог школы [27, с.33]. А это — еще один резерв детской беспризорности.

Большинство сирот — это дети представителей андекласса, и сами пополняют андекласс. Воспитание в государственном учреждении, изъятие ребенка из асоциальной семьи предполагают предоставление ему возможности повысить свой статус относительно родителей (алкоголиков, наркоманов, преступников). Единицы получают высокий уровень образования, престижную работу. Об этом можно судить хотя бы по такой статистике: из 894 выпускников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот в высшие учебные заведения в 2001 учебном году поступили всего 23 человека, в профтехучилища — 70, трудоустроено — 79 выпускников. Дети-сироты не имеют возможности получить высшее образование, потому, что основная часть детских домов и интернатов рассчитана на 8-9-летнее образование. По некоторым подсчетам, 50% вчерашних выпускников детских домов в первый же год совершают противоправные действия (в основном, кражи); 30% — бродяжничают, спиваются, употребляют наркотики, 18% - погибают от болезней, суицида, и только 2% бывших детдомовцев становятся нормальными членами общества. [3, с.31]

Следующая категория подростков, пополняющих ряды беспризорников, это дети, выброшенные из семьи, отторгнутые ею. Как правило, речь идет о неблагополучных семьях. Степень и причины их неблагополучия разные — начиная от внугрисемей-ных конфликтов, отравляющих жизнь несовершеннолетних, и до полной потери родителями материнского, отцовского инстинкта, деградации личности матери, отца, порожденной, как правило, хроническим алкоголизмом, наркоманией. В таких случаях ребенок как бы отторгается от семьи и родителей, он им просто не нужен. Поэтому дети, если их некому защитить, уходят время от времени на улицу — в поисках ночлега, съестного и сочувствия.

Ряды беспризорников пополняют также подростки, сбегающие из интернатных учреждений. Причины побега объясняются не только элементарными грубыми нарушениями педагогического характера со стороны персонала интернатных учреждений. Если учесть, что сюда поступают, как правило, дети из не благо получных семей, то нетрудно представить, каков их контингент, каким внутренним, выработанным асоциальной средой, законам они подчиняются. К тому же, нередко имеются трудности в общении воспитанника со сверстниками, во многом определяющие мотивацию его действий и поступков. Деформирует поведение несовершеннолетнего и личность ребенка-воспитанника и его "неотреагированное горе", вызванное утратой родителей [23,с.28].

К уходу ребенка из дома, детского дома, интерната приводят не только непонимание между детьми и родителями, детьми и учителями, жестокость и насилие со стороны взрослых, сверстников, невозможность избежать конфликтных ситуаций. Соглашаясь с тем, что побег из дома или детского интернатного учреждения — это, чаще всего, реакция на неблагополучную обстановку воспитания, не следует исключать из причин побега и аномалии развития личности. Но при этом важно проводить различие между любовью к путешествиям, которые, как правило, имеют благополучный исход (возвращение в отчий дом), и непреодолимым влечением, превращающим несовершеннолетнего в бродягу, который находит себе приют среди беспризорников.

Следует проводить различие между детьми-беглецами и бездомными. Для беглеца бегство из дома обычно является результатом импульсивного поведения, рассчитанного на внешний эффект. Подросток знает, что семья делает все возможное, чтобы вернуть его домой и добиться примирения. Обычно подростки, убежавшие из дома, хотят вернуться назад.

Бездомным считается человек, не имеющий постоянного жилища, или человек, не ведущий оседлого образа жизни. В противоположность беглецу, бездомными подростки становятся вследствие патологических отношений и кризисных ситуаций в семье. В течение длительного времени подросток, возможно, жил в невыносимых условиях: испытывал голод, насилие, жестокость.

Наиболее простая схема — делить причины ухода детей из дома на две категории: "побег от" и "побег к". Такое деление показывает, какие подростки убегают в поисках приключений, какие — из-за притеснений. Материалы нашего обследования подростков, прошедших через Алматинс-кий ЦВИАРН, показали, что причины побегов разнообразны. Всех подростков, склонных к побегам из дома и бродяжничеству, можно разделить на четыре основные группы:

1) нормальные дети и подростки, живущие и воспитывающиеся в хорошей, здоровой обстановке, совершившие побеги из дома под влиянием свойственной подростковому возрасту тяге к романтическому, жажде путешествий и приключений;

2) дети-жертвы, страдающие от плохого отношения со стороны родителей — алкоголиков, наркоманов; подростки, вынужденное бродяжничество которых обусловлено бродяжничеством или миграцией родителей, неустроенностью при лишении родительских прав;

3) "трудные подростки", для которых побеги из дома и бродяжничество выступают как средство разрешения возникших конфликтов и испорченных отношений с учителями и родителями, как своеобразный протест против произвола, насилия, побоев, несправедливости,. как стремление устроить свою жизнь по-новому.

4) дети и подростки с отклонениями от нормы в психическом развитии, патология поведения которых выражена синдромом нарушенных влечений, когда даже в спокойной нормальной обстановке у подростка появляется неодолимое желание куда-нибудь уехать (по данным сотрудников ЦВИАРН, процент таких детей невелик).

Страницы: 1, 2, 3, 4