|
Азбука самореализации
-
способность устанавливать контакты, уметь начинать и оканчивать беседу;
-
способность открыто выражать позитивные и негативные чувства;
-
способность управлять мимикой и жестами;
-
способность использовать Я.
По
мнению Сальтера, важнейшими характеристиками уверенного поведения являются:
1.
Эмоциональность речи (feeling talk): открытое, спонтанное и подлинное выражение
в речи всех испытываемых чувств;
2.
Экспрессивность речи (facial talk): ясное проявление чувств в невербальной
плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением;
3.
Противостояние и атака (contradict and attack) как прямое и честное выражение
собственного мнения, без оглядки на окружающих;
4.
Использование
местоимения "Я"
(deliberate use of the word "I;
5.
Принятие похвалы (express agreement, when you are praised) как отказ от
самоуничижения и недооценки своих сил и качеств;
6. Импровизация как спонтанное выражение
чувств и потребностей, повседневных забот, отказ от предусмотрительности и
планирования.
10
- ая пошаговая инструкция. Проведи
тест Патриции Якубовской на умение различать уверенное, неуверенное и
агрессивное поведение (Приложение 2).
Найди
утверждения, относительно которых твои оценки отличаются от ключа предлагаемого
теста, запиши их.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10
- ая пошаговая инструкция. Внимательно
изучи руководство по уверенному поведению
Руководство
по успешному уверенному поведению
1.
Если ты хочешь в чем-либо отказать другому, скажи ему ясно и однозначно
"нет"; объясни, почему ты отказываешь, однако, не извиняйся слишком
долго.
2.
Отвечай без паузы - так быстро, как только это вообще возможно.
3.Настаивай
на том, чтобы с тобой говорили честно и откровенно.
4.
Проси пояснить, почему тебя просят о чем-либо, чего ты не хочешь делать.
5.
Смотри на человека, с которым ты говоришь. Следи за его невербальным
поведением: есть ли какие-либо признаки неуверенности в поведении партнера
(руки около рта, бегающие глаза и т.п.).
6.
Если ты злишься, то дай понять, что это касается поведения партнера и не
затрагивает его или ее как личность
7.
Если ты комментируешь поведение другого, используй речь от первого лица -
местоимение "Я".
8.
По возможности, предлагай альтернативные способы поведения, которые, по твоему мнению,
будут лучше восприняты.
8.
Хвали тех (и себя в том числе), кому, по твоему мнению, удалось вести себя
уверенно (независимо от того, достигнута цель или нет).
9.
Не упрекай себя за неуверенность или агрессивность. Попытайтесь вместо этого
выяснить, в какой момент ты "соскользнул" с правильного пути, и как ты
сможешь поступить вместо этого в подобных ситуациях в будущем. Плохие привычки
быстро не исчезают, новые навыки не падают с неба.
11
-ая пошаговая инструкция. С учетом
полученных знаний дай оценку своему собственному поведению, определи, как на
основе уже имеющихся предпосылок они могут формировать уверенность посредством
небольших шагов.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполни
бланк домашнего задания
|
В течение недели с .... по ...... я
буду тренировать:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Это мне удалось следующим образом:_______________________________-___________________
Насколько я удовлетворен моим
поведением: _______
(по 10-бальной шкале 1-совсем не
удовлетворен, 10 - очень удовлетворен)
|
Мои наблюдения относительно
стимулирующих и блокирующих условий:
Стимулирующие: Внутренние:______________________________________________________
Внешние:________________________________________________________
Блокирующие:
Внутренние:_______________________________________________________
Внешние:____________________________________________________________________________
|
@
Помни о том, что готовность тренировать
уверенное поведение создают первые предпосылки к полноценному и успешному
самоутверждению.
@
Дорогой друг, ты уже, конечно, уяснил, что
человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения.
Человек в деятельности и общении сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от
него окружающие, сверяется с их мнениями, чувствами и требованиями, т.е. имеет
своего рода "внутренний манометр", показания которого свидетельствуют
о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или
нет. Важными показателями своих поступков, действий являются самооценка,
ожидаемая оценка, оценка личностью группы; и хочет человек того или нет, он
объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами своего
самочувствия в группе, успешности или неуспешности своих достижений, позиции по
отношению к себе и окружающим.
12 -ая пошаговая
инструкция. Поразмысли наедине с самим собой
@
Что такое
самооценка?______________________________________
@
Чем
самооценка отличается от самодовольства?_________________
Заметки
на полях
Самооценка – оценка
личностью самих себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С
помощью самооценки происходит регуляция поведения личности[35,218]
Дорогой друг!
Прежде чем
закрыть первую условную страницу азбуки "Кто есть Я" - небольшое
резюме:
@
самопознание
– это важнейшее условие определения человеком своего предназначения, своих
возможностей, задатков, уже сформированных черт характера;
@
самопознание
– путь к самореализации;
@
самопознание
– выявление своих положительных качеств, потенциальных способностей, а также
отрицательных привычек и установок;
@
самопознание
– это поиск в себе истинного Я.
Стремленье к
Познанью. То знак Прохожденья,
Смен мест
обитанья… Исканья, подходы…
Но медленный рост
будет длиться все годы,
Ему характерно
Души Возрожденье.
Движенье
наткнется на крепкие стены.
Но верен останься
Добру и Мечте!
Служи, как и
прежде, Святой Красоте
И знай, что
победа Твоя непременна!
Елена Пехота
Процесс
самопознания бесконечен. Дерзай, познавай, совершенствуй себя. Удачи тебе и
вдохновения в самопознании!
@
Подбираю
слова, с которыми у меня ассоциируется понятие «самореализация»
@
Расшифровываю
слово самореализация по буквам, ассоциируя на каждую букву слово, связанное с семантикой
данного понятия:
с____________________________________________________________
а____________________________________________________________
м____________________________________________________________
о____________________________________________________________
р____________________________________________________________
е____________________________________________________________
а____________________________________________________________
л____________________________________________________________
и____________________________________________________________
з____________________________________________________________
а____________________________________________________________
ц____________________________________________________________
и____________________________________________________________
я ____________________________________________________________
@
Выписываю
из различных научных, литературных источников определения понятия
самореализация
@
Сравниваю
данные определения с собственным мнением. Выбираю наиболее точные и полные.
Обосновываю свой выбор
@
Сравниваю
данные определения с собственным мнением. Выбираю наиболее точные и полные.
Обосновываю свой выбор Заметки на полях
Правила составления
синквейна
1 строка- тема
синквейна, его суть (одно слово или смысловая единица, как правило, существительное);
2 строка - два
определения, характеризующие основные качества темы;
3 строка - три глагола,
имеющих отношение к теме;
4 строка - фраза
или слово, определяющее главный смысл или свое отношение к ней (все желательно
срифмовать)
Мой синквейн:
Самореализация
1. ___________________________________________________________
2. ___________________________________________________________
3. ___________________________________________________________
@
Попытаюсь
взять интервью с интересным и самореализовавшимся, на мой взгляд, человеком
@
Напишу сочинение
– миниатюру по сказке Г.- Х. Андерсена "Гадкий Утенок", главный герой
которого – это Я
@
Как я
понимаю самореализацию применительно к самому себе?
Самореализация
для меня – это
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
@
Выделяю
приоритетные направления моей самореализации:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
@
Как я
вижу перспективу моей самореализации (отображаю в виде схемы, таблицы)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
@
Пробую
выработать свое философское понимание самореализации (например, написать хокку,
эссе)
_____________________________________________________________
Заметки
на полях
Правила
составления хокку (жанр японской философской поэзии)
1.
строка-5слогов
2.
строка-7слогов
3.
строка-5слогов
2.12. Записываю,
на мой взгляд, общие ключевые позиции, определения
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.13. Создаю
образ самореализующегося человека (в виде символа, схемы, рисунка и т.д.)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1 - ая пошаговая
инструкция. Познакомься с высказываниями философов о самореализации
Древняя Греция
|
Сократ. Стремление к самопознанию
("No see te ipsum), поиск истины.
|
Платон. Духовное самосовершенствование
личности путем подавления чувственных потребностей; озарение – путь познания
истины.
|
Аристотель. Реализация природных возможностей;
разумная деятельность; человеческая активность; "точная мера" в
поведении; свободный выбор своей судьбы.
|
Древний Китай
|
Конфуций. Духовное самосовершенствование;
владение в совершенстве шестью видами искусств (знание и выполнение правил
благопристойного поведения, понимание музыки, искусное владение луком,
умелое управление колесницей, умение декламировать и складывать стихи, знание
математики).
|
Эпоха Возрождения
|
Ф. Бэкон. Самосозидание; человеческое
познание; развитие эмпирической (опытной) науки; осмысление метода научного
познания; умение производить логические операции: анализ, синтез;
формирование сознания, интеллекта и духовных качеств через воспитание и
среду.
|
И. Кант
Нравственная свобода личности; осмысление "категорического
императива", всеобщего принципа руководства людьми; развитие умений
вести диалог, полилог, отстаивать свою точку зрения.
|
Г.Гегель
Целевыдвижение, сознательная постановка личностью цели своей деятельности;
отыскание индивидуально значимых составляющих в структуре надындивидуальных
целей; идея гармоничного развития общества; осмысление целей деятельности с
точки зрения человековедческих наук.
|
Ф.Ницше.
Истинная культурность; постоянное стремление к самосовершенствованию;
уважение и любовь к себе; воля к власти; свобода в осознании собственной
ответственности за максимальное самоосуществление; деятельность как активное,
свободное творчество; воспитание, уважение к себе и другим; раскрытие
внутреннего потенциала личности
|
Марксистская философия
|
К.Маркс. "Собственное
самоосуществление" человека как результат практи-ческого изменения мира
|
Философская концепция
экзистенциализма
|
П. Сартр Человек может оставаться человеком,
прозревая свою экзистенцию("Я есть, пока я выбираю"), нравственную
суть своего предназначения
|
Х. Ортег-И-Гассет. Актуализация
внутренних ресурсов, способностей и волевых качеств.
|
В. Франкл. Развитие способности
субъекта строить и осуществлять жизненные планы; развитие уникального
свойства личности "темпоральной инверсии" (способность переживать
будущее как настоящее, прошлое как будущее, и наоборот"
|
Западная философия
|
Ф.Брэдли, Дж.Мак-Таггарт,
Дж.Маккензи, Б.Бонзакет, Б.Боун, Э.Мунье
|
Самореализация осуществляется через
деятельность, реализующую свое "внутреннее Я", которое абсолютно
уникально, неповторимо, отличимо и узнаваемо
|
Российские мыслители конца
19-начло 20века
|
Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский,
П.Ф. Флоренский, И.А.Ильин, Н.О. Лосский
|
Идеальный
человек- это, прежде всего, идеальная личность, в которой духовные ценности
стоят выше социальной жизни.
|
Современные отечественные и
зарубежные философы
|
Г.С. Батищев, С.И. Гессен, Е.А.
Ямбург
|
Идеи самоценности человека, цели и
смысл его существования; поиск своего устойчивого места в жизни, обретение
своего призвания, "свою индивидуальную, никем другим не заменимую
должность в мире", – это и значит определить себя самого, стать
свободным, разрешить для себя проблему автономии; идеи духовной свободы.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|