|
Азбука самореализации
Азбука самореализации
Е.И.
Сотник
Азбука
самореализации
Утверждено на
заседании кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского
государственного университета 27 марта 2008г
протокол № 9.
Рецензенты: доктор
педагогических наук, профессор И.И. Казимирская, доктор педагогических наук,
профессор И.И.Рыданова
Тебе,
стремящемуся к самореализации…
Добро
пожаловать!
Цивилизационный
процесс, атака разнообразных новшеств и вариантов, небывалые интеллектуальные
достижения, свежие идеи и новая культура, открывающие умы людей, изменяют
направленность нашего образа жизни. Наше подсознание успешно усваивает новые
реалии и сообщает об открывающихся возможностях, а в определенный момент своей
жизни помогает осознать свою недостаточность. Тогда и возникает противоречие
между собой желаемым, нужным в данных условиях, и собой реальным. И только тебе
самому решать - состояться как личность или не состояться, сделать все лучшее в
себе действительностью или остаться одной лишь потенциальностью. Бесспорно,
никому не дано с безукоризненной точностью определить своё будущее, но, тем не
менее, каждому под силу наметить собственный путь самосозидания, определить,
что в его власти необходимо усилить в себе, а что отбросить или хотя бы
смягчить.
Уважаемый друг! Возможно,
именно сегодня у тебя проснулся дух творчества, трудолюбия и
целеустремлённости, способность регулярно и непрестанно решать повседневно
возникающие проблемы уникальным, новаторским образом, быть по ту сторону рутины
и шаблонов, использовать вдохновение, всегда живущее в нас, и следовать
нестандартным мыслям. Тогда эта азбука для тебя.
Чувствуешь, как
возникает в тебе противоречие между собой желаемым и собою реальным? Как же
преодолеть противоречие и достигнуть желаемого? Все зависит от тебя самого. А
мы лишь постараемся помочь тебе разобраться в самом себе, понять самого себя, помочь
увидеть возможности реализовать самого себя при любых жизненных
обстоятельствах. Открытие самого себя, реализация своих возможностей и
способностей – самое прекрасное, что может испытать человек.
На страницах
предложенной тебе азбуки ты познакомишься с механизмами самосовершенствования, будешь
учиться понимать себя и оценивать себя с точки зрения других, исследовать
самого себя, критически анализировать свои возможности и перспективы, узнавать
неизведанное, планировать свое будущее - и у тебя все непременно получится.
В добрый путь!
ЧАСТЬ 1. НА ПУТИ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ
______________________________________________________
Все
происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей,- гласит надпись
на фронтисписе "Великой дидактики"
Я.А.
Коменский
Кто есть Я?
Открытие самого
себя, реализация своих возможностей и способностей – самое прекрасное, что
может испытать человек. В этом заключен огромный смысл: каждый человек может
раскрыть свои реальные, но до времени не выявленные возможности, найти в себе
истинное Я, а непридуманное ожидаемое, нереальное, определить свои сильные и
слабые стороны, дать оценку собственному реальному Я с целью определения путей
самосозидания к себе идеальному, самому себе лучшему.
К сожалению, ты
не знаешь путей к открытию и познанию самого себя. Не расстраивайся, открой первую
страничку азбуки " Кто есть Я?", внимательно прочитай предложенные
тебе пошаговые инструкции, честно и искренне ответь на вопросы, поразмышляй над
сложными проблемами, поднятыми в книге, сделай вывод для себя. И тогда, может
быть, предложенный материал поможет тебе немного лучше познать самого себя, а
это значит соотнести уровень притязаний и возможностей, способностей для
достижения своей жизненной цели. "Ведь не выстроив жизненной стратегии, не
осуществив собственную самореализацию, личность оказывается
нежизнеспособной" (В.Н.Мясищев).
Итак, 1- ая
пошаговая инструкция. Исследуй себя, определи свой тип направленности,
используя методику В.Смекала и М.Кучера (приложение 1).
Небольшая
подсказка
@
Объекты
самопознания:
направленность
личности: установки, интересы, потребности; задатки, способности, дарования;
отрицательные свойства и привычки; нравственные качества.
@
Пути
самопознания:
соотнесение
результатов деятельности с имеющимися положительными (отрицательными)
качествами; сравнение себя с другими людьми сопоставление собственного мнения о
себе с мнением других
@
Приемы
самопознания:
самонаблюдение,
самоанализ, самокритика, самооценка
Заметки
на полях
Совокупность устойчивых
мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от
наличных ситуаций, называется направленностью личности.
Интерес - мотив,
способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми
фактами, более полному и глубокому отражению действительности[35,205;211].
Авторы В.Смекала
и М.Кучера выделяют три вида направленности
@
Личностная
направленность связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия,
стремлением удовлетворить прежде всего свои притязания – это направленность на
себя;
@
Коллективистская
направленность связывается с преобладанием мотивов общения, стремлением
поддерживать хорошие отношения с людьми, проявлением интереса к совместной
деятельности – это направленность на взаимодействие;
@
Деловая
направленность отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью,
увлечением процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию,
овладению новым опытом – это направленность на задачу.
Все три вида
направленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются, поэтому в
результате говорят о доминирующей направленности личности. Позитивными видами
направленности личности мы считаем направленность на взаимодействие и
направленность на задачу, которые связаны с преобладанием мотивов общения и
мотивов овладения новыми знаниями, умениями и навыками
2-ая пошаговая
инструкция. Соотнеси себя с типажами, представленными в книге Н.Козлова
"Формула успеха, или философия жизни эффективного человека"
Способ
и направленности жизни
|
Забота (в первую очередь)
|
За свой счет
|
За счет других
|
О себе
|
|
|
Потребитель
|
Паразит
|
О людях и жизни
|
|
|
Творец
|
Романтик
|
Нет смысла
пытаться точно определить, кем являешься ты или другие интересные тебе люди:
чистых типажей нет, каждый из нас бывает когда-то и Потребителем, и Творцом, и
Романтиком, и Паразитом. Смысл в другом: зная эти типажи, ты сможешь точно и
ответственно определить свою философию жизни, понять, что действительно тебя
привлекает, после чего честно отслеживать, как – кем? – ты в разных ситуациях
себя реально представляешь.
3-ая пошаговая инструкция.
Ответь на вопросы анкеты для самого себя.
1.
Как ты
думаешь, ты себя знаешь? ____________________________
2.
Считаешь
ли ты, что человек в своей жизни стремится к какой – либо цели?______________________________________________________
3.
Какая
цель в жизни привлекает тебя?_________________________
4.
У тебя
есть программа достижения выбранной цели:
_________она
отсутствует;
_________трудно
сказать определенно;
_________она
примерно намечена;
_________она уже
выполняется
5.
Считаешь
ли ты, что самовоспитание, действительно, совершенствует личность?____________________________________
6.
Какой
возраст, по твоему мнению, наиболее эффективный для самореализации?____________________________________________
7.
Имеешь ли
ты потребность в приобретении знаний в достижении успеха?____________________________________________________
8.
Если
"да", то чем такая потребность обусловлена:
_________стремлением
к прогрессу человечества;
_________стремлением
быть похожим на кого-то;
_________стремлением
к успеху в жизни;
_________стремлением
быть похожим сразу на несколько человек;
_________стремлением
быть нужным людям;
_________стремлением
добиваться цели, несмотря на неблагоприятные обстоятельства;
_________стремлением
к самореализации;
_________(другое).
9.
Знаешь ли
ты свои отрицательные качества?___________________
10. Считаешь ли ты себя способным
исправить имеющиеся недостатки?________________________________________________
11. Какие качества личности ты
хотел бы в себе воспитать?_________________________________________________
4- ая пошаговая
инструкция. Проанализируй ответы, очерти основные направления своего
самосовершенствования и самореализации.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5-а я пошаговая
инструкция. Заполни хит – лист "Кто есть Я"
_____________________________________________________________
Кто есть Я?
Дата
Моя самая
заветная мечта – это…
Я горжусь собой,
когда я…
Я симпатичный
человек, потому что
В достижении намеченной
цели мне помогают такие черты моего характера, как
Я восторгаюсь
двумя такими качествами, которыми я обладаю, - это
Меня привлекают,
и я восторгаюсь такими людьми, которые имеют следующие качества:
Я горжусь своим
поступком, который я в своей жизни совершил
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поразмысли
наедине с самим собой
@
Трудно
было отвечать на вопросы? Почему?
@
Испытывал
ли ты смущение, когда писал о себе хорошо, хотя и знал, что никто не будет
читать. Почему?
@
Приятно
ли думать о своих положительных качествах
6 - ая пошаговая инструкция. Возьми
чистый лист бумаги, в левой части которого напиши дату своего рождения, в
правой - поставь точку и напиши сегодняшнюю дату. Отметь линией самые
значительные события твоей жизни: хорошие – проводи линию вверх, чтобы
получилась гора; плохие – проводи линию так, чтобы получилась долина в виде
впадины, поставь дату и название каждого события. Проанализируй свои жизненные
этапы.
Возможно, линия
твоей жизни будет выглядеть примерно так
Поразмысли
наедине с самим собой
@
Хотел бы
ли ты, чтобы какие – то события твоей жизни повторились? Какие?
@
Какой
должна была бы быть твоя жизнь, чтобы ты смог назвать её совершенной?
@
Нравится
ли тебе говорить приятное другим?
@
Нравится
ли тебе получать комплименты?
Каждый человек
обладает собственным самосознанием, поэтому каждый человек уникален и неповторим
Дорогой друг! В
твоем возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего
места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим
сопряжено становление самосознания, формирование образа собственного Я. В образ
Я встраивается и отношение к самому себе: можно уважать или презирать себя,
любить или ненавидеть и даже понимать и не понимать себя и т.д. Взаимодействуя
и общаясь с людьми, ты выделяешь сам себя из окружающей среды, ощущаешь себя
субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов,
выступаешь для самого себя как Я, противостоящее другим и вместе с тем неразрывно
с ними связанное. Субъективно переживание собственного Я выражается, прежде всего,
в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем,
прошлом и будущем.
Заметки на полях
Самосознание –
это то, как люди видят самих себя. Оно состоит из отношения к себе,
самоощущения и мыслей человека о себе.
Образ Я – это
относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая
система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое
взаимодействие с другими[35,215;216].
7 -я пошаговая
инструкция. Заполни хит – лист "Образ Я"
_____________________________________________________________
Образ Я
Дата
Я люблю себя за…
Я восторгаюсь
такими своими способностями, как…
Проранжируй
качества, которые для тебя являются главными:
самоуважение;
самокритичность;
себялюбие;
самоуничтожение;
другое
Ответь на вопрос:
ты обладаешь стремлением быть понятным, завоевать симпатии, уважение
сверстников и старших, повысить свой статус и т.д.
Как ты относишься
к людям, которые обладают желанием быть незамеченными, уклониться от оценки и
критики, скрыть свои недостатки и т.д.
8 -ая пошаговая
инструкция. Поразмысли наедине с самим собой
1. Насколько, по –
твоему мнению, положительно твое самосознание
2. Как можно
попытаться улучшить свое самосознание
3. Какие признаки
отличают человека, обладающего положительным самосознанием
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дорогой друг! Мы
обретаем самосознание с рождения. На наше самосознание влияет то, как мы
смотрим на мир, то, как мы поступаем, и то, как нас воспринимают окружающие.
Важно понять и помнить, что самосознанию учатся, поэтому его можем изменить и
придать ему положительный характер. Для успешной самореализации важным является
уверенность в своих силах.
9
- ая пошаговая инструкция. Поразмышляй
над представлениями психологов в области уверенного поведения.
Лазарус
А.А. на основе своего клинического опыта выделил следующие содержательные
способности, которые необходимо развить человеку. Это:
-
способность сказать "нет";
-
способность открыто говорить о чувствах и требованиях;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|