Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
4. Учить ребят располагать детали на
округлых формах: овале, круге, розетке.
В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее действует
рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами
могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая
углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения
треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания
(грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Опыт показывает, что дети, работавшие
с трафаретом и вырезавшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают
симметричное и силуэтное вырезывание и обрывание «на глаз».
Если дети рано овладевают ножницами, то к концу среднего
возраста они могут вырезать детали всеми вышеназванными способами из ткани, и
в результате возможна аппликация из ткани. Для основы используется мешковина,
драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная ткань. На ней можно выполнить узоры как
путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций
из элементов национальных орнаментов разных народов, можно создать предметную
или элементарную сюжетную аппликацию. Но в отличие от подобных бумажных изделий
аппликация на ткани более долговременна и разнообразна в использовании
(салфетка, полотенце, ковер, скатерть).
Детей четырех-пяти лет можно учить аппликации из сухих
листьев растений: составлять узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и
располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических форм: полосе,
квадрате и т.д.
Нельзя намазывать лист клеем, как деталь из бумаги или ткани,
движением кисточки по контуру - листок начнет крошиться. Его намазывают
движением кисточки от указательного пальца левой руки к краям листа.
Для передачи образа детям предоставляются другие материалы:
карандаши, тонкие веточки, семена. Например, изготовляя аппликацию бабочки,
брюшко можно сделать не только из листочка, но и нарисовать, приклеить тонкую
веточку; для глаз использовать мелкие семена или тоже нарисовать.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной
техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой
обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.
Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей:
пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения:
плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата).
Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация
получается и при частичном наклеивании деталей, например только середины
снежинки, цветка, бабочки и т.п.
Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные
декоративные узоры как из геометрических, так и из растительных форм. Более
сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. В
старшем возрасте дети делают аппликацию из соломки, намазывая клеем контур
предмета и наклеивая на него нарезанную соломку.
Дошкольники
могут выполнять многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих
листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в многослойной
сюжетной аппликации всегда остается строго определенной последовательность
расположения и наклеивания (пришивания) форм: сначала общий фон (земля, море,
небо). Затем выкладываются и приклеиваются предметы заднего плана, а потом
среднего и переднего. Детям 6-7 лет можно предложить сделать карандашом эскиз
будущей работы.
Систематическое
обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов
создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной
деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор,
предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать
разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.
4.
Материалы и оборудование по аппликации
Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного
возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала,
простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют
легко овладеть ручными умениями и навыками. Поэтому в каждой возрастной группе
детского сада в соответствии с программными задачами обучения аппликации
необходимо иметь специальные материалы и оборудование для занятий: бумагу для
фона и элементов аппликации, ножницы, клей, кисточку, подставку для кисточки,
подстилку для намазывания фигур, коробочку для обрезков, чистую салфетку (из
расчета на каждого ребенка).
Бумага
для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от
содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию. Например,
цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на
голубом фоне неба, а рыб - на фоне синей глубины реки или моря.
Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но
упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо обработанной поверхностью.
Для
работы ребенку дают ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами.
Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. При изготовлении оформления к
празднику или вечеру развлечения можно дать и большие ножницы (до 200 мм), так
как ими удобнее делать большие надрезы, вырезать крупные элементы. Хранят
ножницы в коробках или ставят их в высокие деревянные подставки-стаканы
кольцами вверх. При пользовании ножницами детей надо учить соблюдать осторожность:
не размахивать ими, не играть, после работы убирать на место.
Кисти для намазывания фигур, вырезанных из бумаги, берут в
зависимости от размера заготовок. Так, для коллективной аппликации надо иметь
кисти двух размеров. Для проклейки больших поверхностей используют широкие плоские
кисти - флейцы. После работы кисти тщательно промывают в теплой воде,
высушивают и ставят на вертикальную подставку ворсом вверх. В процессе же
работы кисточку кладут на горизонтальную подставку, сделанную из плотной бумаги
с выемкой.
Наклеивают фигуры картофельным или мучным клеем. Для его
приготовления нужна картофельная или пшеничная мука. Ее заливают стаканом воды
и подогревают на слабом огне, все время помешивая и не давая закипеть, до тех
пор, пока клейстер не станет прозрачным и густым. Его снимают с огня и
остужают, потом разливают в чистую фарфоровую или керамическую посуду с
невысокими краями.
Фигуры намазывают клеем на чистой подстилке. Это может быть
лист белой бумаги небольшого формата. В процессе занятия его надо несколько
раз менять, чтобы клейстер не пачкал цветную сторону аппликаций и не оставлял
нежелательных пятен.
Бумажные обрезки необходимо складывать в специально сделанные
на занятии по конструированию коробочки из плотной цветной бумаги.
Работая с бумагой и другими материалами и инструментами,
дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков, связанных с
развитием ручных и инструментальных действий. Они учатся таким способам
обработки бумаги, как сгибание, складывание пополам и в несколько раз,
вырезание, склеивание и т.д. На занятиях происходит ознакомление с различными
видами бумаги (рисовальная, чертежная, оберточная, гофрированная, настольная и
др.). ее качественными показателями. Ребенок узнает, что бумага бывает не только
всевозможных цветов, но разной фактуры: блестящей, гладкой, глянцевой, матовой,
шероховатой, ворсистой, тонкой, толстой (на ощупь), плотной или рыхлой (на
разрыв), промокаемой или водонепроницаемой. Например, рыхлая бумага - мягкая,
легко обрывается пальцами. Таким способом из нее можно получить выразительные
аппликации с мохнатыми контурами. Так изображают пушистых цыплят, зайчат,
белок, мохнатых медвежат, ажурные снежинки, мягкие венчики одуванчиков,
цветков липы, почек вербы и т. д., используя при этом мягкую, податливую для
обработки салфеточную, гофрированную бумагу, некоторые сорта оберточной
бумаги.
При подборе бумаги для аппликаций, выполняемых приемами
симметричного вырезания, большое значение имеет такое свойство бумаги, как
эластичность. Если заготовка будет ломаться, то на сгибах образуются трещины,
что ухудшает эстетический эффект аппликации, делает невозможным исправление
ошибок и вызывает у ребенка чувство неудовлетворенности результатом своей
деятельности. Поэтому воспитатель подбирает гибкую и упругую бумагу, хорошо
поддающуюся обработке, чтобы она легко складывалась без лишнего напряжения, а
после вырезания сгибы разглаживались ногтем большого пальца правой руки.
1.Аппликация
из ткани.
Вышивка
- широко распространенный вид декоративного искусства.
Аппликация
из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы
укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются
аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани
может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и
многоцветной.
Выполнение
аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать
ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут
осыпаться и осложнять работу.
2.
Аппликация из соломы.
Солома как поделочный материал давно известна народным
умельцам Белоруссии, Молдавии, Украины. Они изготовляли из нее различные вещи:
циновки, сумки, коврики, игрушки. В Горьковской, Кировской областях соломой
украшали самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки.
Аппликации
из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это
оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные
волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении.
Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету.
Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Аппликации из соломы
прекрасно вписываются в интерьеры современных помещений. Сувениры из соломы -
приятный подарок. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для
книг, шкатулки, рамки.
Даже
подготовительной к школе группы довольно легко справляются с предметной
аппликацией из соломки. Для работы следует выбирать предметы прямоугольной
формы: дом-квадрат, крыша-треугольник, елка, состоящая из треугольника, лодка с
парусом, флажок, грибок - корень из полосы, зауженной кверху, шляпка - половина
круга. Заниматься аппликацией из соломы лучше с небольшими группами детей (три
- четыре ребенка).
3.
Аппликация из засушенных растений.
В
настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы,
листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного
возраста. Увлекательно, интересно и полезно
общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность,
трудолюбие, художественный вкус. Какую богатую фантазию надо иметь, чтобы из
листьев липы сделать яблоки или из осенних листьев осины грибы, из листьев
тополя - деревья.
Природа нам дает неповторимое многообразие красок и
совершенство готовых форм. Занятия с природным материалом способствует
воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны
они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на
воздухе.
4.
Аппликация из тополиного пуха.
Пух тополя, который каждую весну покрывает «белым снегом»
газоны, улицы города, залетает в открытые окна домов, вызывая неудовольствие
жителей, оказывается, может и восхищать их. Иногда трудно поверить, что картину
сделали только с помощью пуха без красок, кисти и клея. Аппликации из
тополиного пуха однотонные, они напоминают гризайли. Они нежные, воздушные и
изящные.
Аппликация
из тополиного пуха, как и аппликация из бумаги, может быть предметной, сюжетной
и декоративной. Темы предметной аппликации разнообразны. Выбирая темы для
аппликаций из пуха тополя, надо иметь в виду, что легче работать, если мало
деталей и если они не мелкие. Животных, птиц, растения надо выбирать с пушистой
фактурой: зайчата, котята, утята, цыплята, плюшевые игрушки, головки
одуванчиков. Легче делать аппликации с черно - белых рисунков, контрастных
фотографий. В сюжетной аппликации удаются зимние пейзажи, березовые рощи, рыбки
в аквариуме, особенно вуалехвосты. Декоративные аппликации необычны,
оригинальны. Это могут быть орнаменты, узоры на различных формах.
5.
Коллаж (от фр. Со11аgе - приклеивание, наклейка) -
техника и вид изобразительного искусства, заключается в создании животных и
графических произведений путем наклеивания на какую - либо основу, материалов,
различных по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево,
кора, фольга, металл и др.). В отличие от аппликации коллаж допускает
возможность применения объемных элементов в композиции, причем как целых
объемов, так и их фрагментов (посуды, спортивного инвентаря, часов, монет,
пластинок, обуви, перчаток, вееров шляп и др.).
Причем художник может комбинировать разнообразные
художественные техники; сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж в
красочный слой живописного полотна и др. И все это делается для того, чтобы
создать неповторимый художественный образ, найти наиболее подходящие средства
для воплощения замысла художника.
5.
Занимательные занятия интегрированного характера
по
аппликации
Интегрированный
подход в образовании для дошкольного образования глубоко разработан в
научно-педагогической и методической литературе. В дошкольном воспитании
сделаны лишь первые шаги. Поэтому мы пытаемся выделить основания
интегрированного подхода как сущности образовательного процесса. В основу
интегрированных занятий положены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих
тем. Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение
содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих
интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности
за свою деятельность.
Чтобы
процесс интеграции не был поверхностным, следует четко знать различия между
интегрированными и комплексными занятиями. Комплексное занятие проводится на
знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. Интегрированное
занятие построено по принципу объединения нескольких видов детской деятельности
и разных средств развития детей, проводится систематически.
Приоритетным направлением работы детского сада является
художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Эффективность этого направления во многом определяется комплексным
использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной
литературы, рисования, аппликации.
Интеграция в системе специально организованных занятий
объединяет эти средства и поэтому очень актуальна, так как:
• интегрированные занятия
способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и
звуков;
• помогают формированию грамотной
устной речи, ее развитию и обогащению;
• развивают эстетический вкус, умение
понимать и ценить произведения искусства;
• воздействуют на психические процессы,
которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных
способностей ребенка.
Такие
занятия ориентированы на всестороннее развитие личности ребенка, отвечают
«Конвенции дошкольного воспитания», а также «Временным стандартам дошкольного
образования», содержащимся в приказе Министерства образования РФ № 448 от
22.08.96 г. Интегрированные занятия позволяют уменьшить количество специально
организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности.
Например: в подготовительной к школе группе запланировано 5
занятий по изобразительной деятельности, 3 - по развитию речи, 3 - по
музыкальной деятельности. Чтобы уменьшить количество занятий, их объединили в
интегрированные по цели и тематике:
• Развитие речи и аппликация.
• Музыка и аппликация.
В данном случае музыка и развитие речи - ведущая деятельность,
аппликация - вспомогательная, помогающая достижению цели занятия. В результате
интеграции занятий в подготовительной к школе группе осталось 3 занятия по
изобразительной деятельности, 2 - по развитию речи, 2 - по музыкальной
деятельности, 2 интегрированных занятия.
В
отдельный блок занятий выделены занятия по слушанию музыки, где уделяется
внимание классическим произведениям М. И. Глинки, П. И. Чайковского, В. А.
Моцарта, Р. Шумана. На этих занятиях ребенок входит в мир музыки, новых чувств
и воображения. Естественным продолжением таких занятий является аппликация.
Первую часть занятия ведет музыкальный руководитель, вторую - воспитатель по
изодеятельности. Другой вид занятий по развитию речи с аппликацией проводит
воспитатель. Включение в занятие трех видов деятельности - слушание музыки,
развитие речи, аппликация - проводят три педагога. Эти занятия не нарушают
принципов диалектики, сохраняют специфику разных видов искусства, учитывают
возрастные и индивидуальные особенности детей. Дети, по словам Ушинского К. Д.,
«мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот
воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее
заставить мыслить иначе».
Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны,
дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей в обучении
аппликации.
Цель интеграции: научить ребенка видеть мир как единое
целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Воспринимать окружающее через мир
музыки и живописи.
Задачи:
1) Повысить
эффективность художественно-эстетического воспитания.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|