бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста бесплатно рефераты

4.  Учить ребят располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.

В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее дей­ствует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие дета­ли, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; сре­зая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержа­ния (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Опыт показывает, что дети, работавшие с трафаретом и выре­завшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают симметричное и силуэтное вырезывание и обрывание «на глаз».

Если дети рано овладевают ножницами, то к концу сред­него возраста они могут вырезать детали всеми вышеназ­ванными способами из ткани, и в результате возможна аппликация из ткани. Для основы используется мешкови­на, драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная ткань. На ней можно выполнить узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций из элементов национальных орнаментов разных народов, можно создать предметную или элементарную сюжетную аппликацию. Но в отличие от подобных бумажных изде­лий аппликация на ткани более долговременна и разнооб­разна в использовании (салфетка, полотенце, ковер, ска­терть).

Детей четырех-пяти лет можно учить аппликации из сухих листьев растений: составлять узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических форм: поло­се, квадрате и т.д.

Нельзя намазывать лист клеем, как деталь из бумаги или ткани, движением кисточки по контуру - листок нач­нет крошиться. Его намазывают движением кисточки от указательного пальца левой руки к краям листа.

Для передачи образа детям предоставляются другие ма­териалы: карандаши, тонкие веточки, семена. Например, изготовляя аппликацию бабочки, брюшко можно сделать не только из листочка, но и нарисовать, приклеить тон­кую веточку; для глаз использовать мелкие семена или тоже нарисовать.

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силу­этным, многослойным, а также техникой обрывания, пле­тения. Они могут комбинировать технику.

Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъ­емная аппликация получается и при частичном наклеива­нии деталей, например только середины снежинки, цвет­ка, бабочки и т.п.

Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры как из геометриче­ских, так и из растительных форм. Более сложными стано­вятся предметные аппликации с большим количеством деталей. В старшем возрасте дети делают аппликацию из соломки, намазывая клеем контур предмета и наклеивая на него нарезанную соломку.

Дошкольники могут выполнять многослойные сюжет­ные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в мно­гослойной сюжетной аппликации всегда остается строго определенной последовательность расположения и накле­ивания (пришивания) форм: сначала общий фон (земля, море, небо). Затем выкладываются и приклеиваются пред­меты заднего плана, а потом среднего и переднего. Детям 6-7 лет можно предложить сделать карандашом эскиз бу­дущей работы.

Систематическое обучение детей разнообразным спо­собам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоя­тельной деятельности: он может выбрать содержание апп­ликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.


4. Материалы и оборудование по аппликации


Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творче­скую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с программными задачами обу­чения аппликации необходимо иметь специальные материалы и оборудование для занятий: бумагу для фона и элементов аппликации, ножницы, клей, кисточку, подставку для кисточки, подстилку для намазывания фигур, коробочку для обрез­ков, чистую салфетку (из расчета на каждого ребенка).

Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы под­черкнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб - на фоне синей глубины реки или моря.

Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо об­работанной поверхностью.

Для работы ребенку дают ножницы с закругленными кон­цами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. При изготовлении оформления к празднику или вечеру развлечения можно дать и большие ножницы (до 200 мм), так как ими удобнее делать большие надрезы, вырезать крупные элементы. Хранят ножницы в ко­робках или ставят их в высокие деревянные подставки-стаканы кольцами вверх. При пользовании ножницами детей надо учить соблюдать осторожность: не размахивать ими, не играть, после работы убирать на место.

Кисти для намазывания фигур, вырезанных из бумаги, берут в зависимости от размера заготовок. Так, для коллек­тивной аппликации надо иметь кисти двух размеров. Для проклейки больших поверхностей используют широкие пло­ские кисти - флейцы. После работы кисти тщательно промы­вают в теплой воде, высушивают и ставят на вертикальную подставку ворсом вверх. В процессе же работы кисточку кладут на горизонтальную подставку, сделанную из плотной бумаги с выемкой.

Наклеивают фигуры картофельным или мучным клеем. Для его приготовления нужна картофельная или пшеничная мука. Ее заливают стаканом воды и подогревают на слабом огне, все время помешивая и не давая закипеть, до тех пор, пока клейстер не станет прозрачным и густым. Его снимают с огня и остужают, потом разливают в чистую фарфоровую или керамическую посуду с невысокими краями.

Фигуры намазывают клеем на чистой подстилке. Это может быть лист белой бумаги небольшого формата. В процессе за­нятия его надо несколько раз менять, чтобы клейстер не пач­кал цветную сторону аппликаций и не оставлял нежелатель­ных пятен.

Бумажные обрезки необходимо складывать в специально сделанные на занятии по конструированию коробочки из плот­ной цветной бумаги.

Работая с бумагой и другими материалами и инструмен­тами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков, связанных с развитием ручных и инстру­ментальных действий. Они учатся таким способам обработки бумаги, как сгибание, складывание пополам и в несколько раз, вырезание, склеивание и т.д. На занятиях происходит озна­комление с различными видами бумаги (рисовальная, чертеж­ная, оберточная, гофрированная, настольная и др.). ее качест­венными показателями. Ребенок узнает, что бумага бывает не только всевозможных цветов, но разной фактуры: блестящей, гладкой, глянцевой, матовой, шероховатой, ворсистой, тонкой, толстой (на ощупь), плотной или рыхлой (на разрыв), промо­каемой или водонепроницаемой. Например, рыхлая бумага - мягкая, легко обрывается пальцами. Таким способом из нее можно получить выразительные аппликации с мохнатыми кон­турами. Так изображают пушистых цыплят, зайчат, белок, мохнатых медвежат, ажурные снежинки, мягкие венчики оду­ванчиков, цветков липы, почек вербы и т. д., используя при этом мягкую, податливую для обработки салфеточную, гоф­рированную бумагу, некоторые сорта оберточной бумаги.

При подборе бумаги для аппликаций, выполняемых при­емами симметричного вырезания, большое значение имеет такое свойство бумаги, как эластичность. Если заготовка будет ломаться, то на сгибах образуются трещины, что ухудшает эстетический эффект аппликации, делает невозможным ис­правление ошибок и вызывает у ребенка чувство неудовлетво­ренности результатом своей деятельности. Поэтому воспита­тель подбирает гибкую и упругую бумагу, хорошо поддающу­юся обработке, чтобы она легко складывалась без лишнего напряжения, а после вырезания сгибы разглаживались ногтем большого пальца правой руки.

1.Аппликация из ткани. 

Вышивка - широко распространенный вид декоративного искусства.

Аппликация из ткани - разновидность вшивки.   Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.

Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

  2. Аппликация из соломы.

Солома как поделочный материал давно известна народным умельцам Белоруссии, Молдавии, Украины. Они изготовляли из нее различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки. В Горьковской, Кировской областях соломой украшали самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Аппликации из соломы прекрасно вписываются в интерьеры современных помещений. Сувениры из соломы - приятный подарок. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Даже подготовительной к школе группы довольно легко справляются с предметной аппликацией из соломки. Для работы следует выбирать предметы прямоугольной формы: дом-квадрат, крыша-треугольник, елка, состоящая из треугольника, лодка с парусом, флажок, грибок - корень из полосы, зауженной кверху, шляпка - половина круга. Заниматься аппликацией из соломы лучше с небольшими группами детей (три - четыре ребенка).

3. Аппликация из засушенных растений.

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Какую богатую фантазию надо иметь, чтобы из листьев липы сделать яблоки или из осенних листьев осины грибы, из листьев тополя - деревья.

Природа нам дает неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

      4. Аппликация из тополиного пуха.

Пух тополя, который каждую весну покрывает «белым снегом» газоны, улицы города, залетает в открытые окна домов, вызывая неудовольствие жителей, оказывается, может и восхищать их. Иногда трудно поверить, что картину сделали только с помощью пуха без красок, кисти и клея. Аппликации из тополиного пуха однотонные, они напоминают гризайли. Они нежные, воздушные и изящные.

Аппликация из тополиного пуха, как и аппликация из бумаги, может быть предметной, сюжетной и декоративной. Темы предметной аппликации разнообразны. Выбирая темы для аппликаций из пуха тополя, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и если они не мелкие. Животных, птиц, растения надо выбирать с пушистой фактурой: зайчата, котята, утята, цыплята, плюшевые игрушки, головки одуванчиков. Легче делать аппликации с черно - белых рисунков, контрастных фотографий. В сюжетной аппликации удаются зимние пейзажи, березовые рощи, рыбки в аквариуме, особенно вуалехвосты. Декоративные аппликации необычны, оригинальны. Это могут быть орнаменты, узоры на различных формах.

5. Коллаж (от фр. Со11аgе - приклеивание, наклейка) - техника и вид изобразительного искусства, заключается в создании животных и графических произведений путем наклеивания на какую - либо основу, материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.). В отличие от аппликации коллаж допускает возможность применения объемных элементов в композиции, причем как целых объемов, так и их фрагментов (посуды, спортивного инвентаря, часов, монет, пластинок, обуви, перчаток, вееров шляп и др.).

Причем художник может комбинировать разнообразные художественные техники; сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж в красочный слой живописного полотна и др. И все это делается для того, чтобы создать неповторимый художественный образ, найти наиболее подходящие средства для воплощения замысла художника.


5. Занимательные занятия  интегрированного характера

по аппликации


Интегрированный подход в образовании для дошкольного образования глубоко разработан в научно-педагогической и методической литературе. В дошкольном воспитании сделаны лишь первые шаги. Поэтому мы пытаемся выделить основания интегрированного подхода как сущ­ности образовательного процесса. В основу интегрированных занятий положены принципы взаимосвязи, близости содержания веду­щих тем. Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою дея­тельность.

Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует четко знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексное занятие проводится на знакомом материа­ле, решает несколько задач, проводится эпизодично. Интегриро­ванное занятие построено по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически.

Приоритетным направлением работы детского сада является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного воз­раста. Эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования, аппликации.

Интеграция в системе специально организованных занятий объединяет эти средства и поэтому очень актуальна, так как:

•  интегрированные занятия способствуют глубокому проник­новению детей в смысл  слова, в мир  красок и звуков;

•  помогают формированию грамотной устной речи, ее разви­тию и обогащению;

•  развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;

•  воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

Такие занятия ориентированы на всестороннее развитие личности ребенка, отвечают «Конвенции дошкольного воспитания», а также «Временным стандартам дошкольного образования», со­держащимся в приказе Министерства образования РФ № 448 от 22.08.96 г. Интегрированные занятия позволяют уменьшить коли­чество специально организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности.

Например: в подготовительной к школе группе запланирова­но 5 занятий по изобразительной деятельности, 3 - по развитию ре­чи, 3 - по музыкальной деятельности. Чтобы уменьшить количество занятий, их объединили в интегрированные по цели и тематике:

•  Развитие речи и аппликация.

•  Музыка и аппликация.

В данном случае музыка и развитие речи - ведущая деятель­ность, аппликация - вспомогательная, помогающая достижению це­ли занятия. В результате интеграции занятий в подготовительной к школе группе осталось 3 занятия по изобразительной деятельности, 2 - по развитию речи, 2 - по музыкальной деятельности, 2 интегри­рованных занятия.

В отдельный блок занятий выделены занятия по слушанию музыки, где уделяется внимание классическим произведениям М. И. Глинки, П. И. Чайковского, В. А. Моцарта, Р. Шумана. На этих занятиях ребенок входит в мир музыки, новых чувств и вооб­ражения. Естественным продолжением таких занятий является аппликация. Первую часть занятия ведет музыкальный руководитель, вторую - воспитатель по изодеятельности. Другой вид занятий по развитию речи с аппликацией проводит воспитатель. Включение в занятие трех видов деятельности - слушание музыки, развитие ре­чи, аппликация - проводят три педагога. Эти занятия не нарушают принципов диалектики, сохраняют специфику разных видов искус­ства, учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей. Дети, по словам Ушинского К. Д., «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель на­прасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе».

Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффектив­ны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятель­ность детей в обучении аппликации.

Цель интеграции: научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Воспринимать ок­ружающее через мир музыки и живописи.

Задачи:

1)          Повысить эффективность художественно-эстетического воспитания.

Страницы: 1, 2, 3, 4