Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
ВВЕДЕНИЕ
|
Глава I. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬГОГО ВОЗРАСТА
|
1. Понятие художественного творчества
|
2. Особенности художественного творчества дошкольников
|
3. Основные условия и средства развития художественного творчества
детей дошкольного возраста
|
Глава II. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ
НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
1. Развитие личности ребенка средствами аппликации
|
2. Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы
|
3. Содержание работы по аппликации в разных возрастных группах
|
4. Материалы и оборудование по аппликации
|
5. Занимательные занятия интегрированного характера по аппликации
|
6. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста
путем использования занимательных занятий аппликацией
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
ЛИТЕРАТУРА
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ
Изобразительная деятельность имеет большое
значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру
является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным
творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у
детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной
деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое
воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и
воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию
многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
В современных педагогических и психологических
исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством
для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.
В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В.,
Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной
деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства
предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и
явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в
различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы
анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно
находить способы решения творческих задач, умение планировать свою
деятельность.
Отсюда вытекает необходимость занятий не
только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного
творчества, в том числе и аппликацией.
Эта проблема актуальна на сегодняшний день.
Это подтверждается тем, что работа по аппликации в современных условиях
педагогического процесса вынесена за замки занятий, и практикуется в виде
совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует
формированию и развитию у детей основных ЗУН по аппликации.
Значение занятий аппликацией в том числе и с
использованием нетрадиционных техник, с использованием занимательного материала
для образования дошкольников исторически и научно доказано. В результате
обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации:
- развитие эстетического мировосприятия,
воспитание художественного вкуса;
-
развитие художественно –
графических умений и навыков;
-
развитие фантазии,
творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
-
развитие точных движений
руки и мелкой моторики пальцев;
-
становление некоторых
организационных навыков художественного творчества;
-
получение сведений об
отечественной и мировой художественной культуре;
-
воспитание зрительской
культуры;
-
возможное раскрытие начал
профессиональной художественно - изобразительной деятельности.
Сегодня есть выбор вариантов художественного
дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных,
альтернативных, авторских программно – методических материалов, которые
недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной
проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. В
частности, проблема изучения и развития детского художественного творчества
средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена
и не решалась в теории и практике дошкольного художественного образования.
Из всего этого вытекает гипотеза: развитию
художественного творчества дошкольников способствует проведение занимательных
занятий с нетрадиционными материалами и техниками в аппликации.
Для анализа выдвинутой гипотезы были
разработаны задачи:
1)
Изучение научной
литературы по проблеме организации и проведения занимательных занятий в
аппликационной технике.
2)
Изучить содержание и
специфику художественного творчества детей в технике аппликации.
3)
Изучить особенности методики
организации и проведения занимательных занятий интегрированного занятия по
аппликации.
4)
Разработать и апробировать
занятие занимательного характера по аппликации с детьми старшего дошкольного
возраста.
Объектом исследования являются дети старшего
дошкольного возраста, их художественно – творческая деятельность.
Предметом исследования являются нетрадиционные
формы занятий аппликацией в старшем дошкольном возрасте.
Глава I.
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬГОГО ВОЗРАСТА
1. Понятие
художественного творчества
Творчество
рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по
познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе
творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и
способы его мышления, личностные качества): он становится творческой
личностью.
На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством,
в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер,
Б.Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо
лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука
приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение
деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Выготский,
А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская,
Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.).
Творчество
в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового,
неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его
результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.).
Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный
характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс
создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется
индивидуальность творца.
Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов,
А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина
и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном
возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами
деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В.Давыдов
в послесловии к книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском
возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником
детского развития. Удивительно созвучны этому и идеи Л. Малагуцци (основателя
известной во всем мире итальянской школы педагогики Реджио Эмилия), который,
говоря о детской креативности, не считал ее «священной»: возникая из
повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого
мышления. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение
предсказывать и принимать неожиданные решения.
Детское
творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию
субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования
именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина,
К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.).
Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное,
изобразительное, литературное и т.п.), связанные прежде всего с анализом
продукта деятельности.
Анализ современных концепций творчества, представленных в
книге «Основные современные концепции творчества и одаренности» (1997),
демонстрирует очевидность существенного расширения и углубления подходов к
решению проблемы творчества, выявлению его механизмов.
2. Особенности художественного творчества дошкольников
Творчество
дошкольника имеет свои особенности.
Дети делают множество открытий и создают интересный, порой
оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п.
(Е.А.Флёрина, Г. В.Лабунская, М. П. Сакулина, К.И.Чуковский, Дж.Родари,
Н.А.Ветлугина, Н. Н.Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна,
это первая важная особенность детского творчества.
При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва
ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой
эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные
решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от
достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков,
Л.А.Парамонова, О.А.Христ и др.). И это - вторая особенность детского
творчества.
Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание,
поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к
отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей
(если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью
и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем
осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной,
увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам (Н. Н.
Поддьяков, Л. А. Парамонова, Г.В.Урадовских). И даже в музыкальном творчестве
ребенка наблюдается одновременность сочинительства и исполнения
(К.В.Тарасова). И это третья особенность детского творчества, безусловно
связанная с первыми двумя и особенно со второй.
Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют
определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что
естественно в этом возрасте. И учет этих особенностей необходим в организации
развивающего обучения детей.
Существенно значимым является и понимание того, что развитие
творчества у детей связано с целенаправленным обучением, ориентированным на
«зону ближайшего развития» ребенка (Л.С.Выготский).
В формировании творчества особая роль отводится воображению
(Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко, В.Т.Кудрявцев и др.).
Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие
основу творчества.
Э.В.Ильенков рассматривает воображение как универсальную
функцию, присущую человеку всегда и проявляющуюся в разных видах деятельности
независимо от того, на каком содержании оно было сформировано. В качестве
особого механизма воображения он видел перекомбинирование образов, прежде всего
такое, когда признаки одного предмета переносятся на другой, что позволяет
раскрыть существенные характеристики и взаимосвязи действительности.
В.В.Давыдов, развивая эту мысль, указывает на то, что перенесенное
свойство выступает как некая главенствующая часть, влияющая на изменение других
частей, что собственно и позволяет получить новые целостности.
Процесс
воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является
формирование особой внутренней позиции (Е.Е.Кравцова), умение видеть «глазами
другого человека» (Э.В.Ильенков) и возникновение личностных новообразований:
стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном,
игровое отношение к действительности (Н. Н. Палагина).
3. Основные условия
и средства развития художественного творчества детей дошкольного возраста
Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре
когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы.
Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как
предпосылки формирования базиса личностной культуры.
А. В. Запорожец утверждал, что «детское художественное
творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться
управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и
развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной
деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них
восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое
играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя не забывать и
о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода:
искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание
чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость).
Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается
его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не
ослабевает, а все более увеличивается.
Формирование психических процессов и основных видов деятельности
взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в
играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации его
деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения,
соответствующих возрасту ребенка.
Одно
из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация
интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за
явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а
также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу
и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и
мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от
принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной
постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач
обучения. Следующей задачей является формирование восприятия, так как
изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения
рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с
сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и
явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо
эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать
выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и
чувства.
Цель
сенсорного воспитания - формирование у детей рационального чувственного
познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов.
Изобразительная деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие
сенсорных процессов, образного мышления, воображения, а дошкольный возраст
является благоприятным для их развития, и наибольшие возможности открывает
именно изобразительная деятельность. Сенсорное воспитание является основой
умственного воспитания, обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта
ребенка. Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и
восприятий, с которых и начинается познание окружающего мира.
Глава II. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ
ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Развитие
личности ребенка средствами аппликации
В
детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как
рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои
возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
В процессе занятий аппликацией
дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых
они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой
работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой
основными признаками предмета.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|