Анатомия атома, интеллектуально-познавательная игра
"ат" : "Мир рвался в опытах Кюри огромной ядерною бомбой…"
Эти слова поэта Андрея Белого оказались пророческими. Первый шаг к освобождению
ядерной энергии и её использованию в мирных и, к сожалению, в немирных целях
был сделан в опытах второго поколения знаменитой семьи, а именно Фредерика и
Ирен Жолио-Кюри.
"ом" : 6 января 1939 года в журнале "Naturwissenschaft" была опубликована статья немецких учёных Отто Гана и Фрица
Штрассмана" О доказательстве получения и поведения земельно-щелочных
металлов, возникающих при облучении урана нейтронами".
"ат" : Сами учёные очень осторожно выразились по поводу полученных ими
результатов, так как они противоречили всему прошлому опыту ядерной физики.
"ом" : Одновременно с редакцией журнала копию статьи авторы послали
недавно эмигрировавшей из Германии в Швецию Лизе Мейтнер. Она и её племянник
Отто Фриш сразу поняли, что открыто расщепление атомного ядра.
"ат" : Практически одновременно к подобным выводам пришёл и Фредерик
Жолио-Кюри, который к тому времени стал лауреатом Нобелевской премии и
возглавлял кафедру ядерной физики в Сорбонне.
"ом" : Как же происходит процесс деления ядра? (Смотрит на
перепутанные местами плитки очередного конкурса). Надо спросить игроков!
(КОНКУРС
"плиточники") (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)
"ом" : Все эти открытия ядерной физики не прошли мимо внимания
советских учёных. И.В.Курчатов и Г.Н.Флёров отвели подобным исследованиям
центральное место в лаборатории Курчатова. В Ленинграде этой проблемой занялся
Радиевый институт во главе с В.Г. Хлопиным, в Москве – И.М. Франк, в
Харькове – А.И. Лейпунский.
"ат" : Нильс Бор теоретически предположил, а Энрико Ферми, который
эмигрировал из Италии в 1938 г. в США от фашистского режима Муссолини, и
группа американских физиков экспериментально доказали, что в природной смеси
изотопов урана под действием нейтронов делится не более распространенный
изотоп (уран-238), а менее распространенный уран-235 (0,72%).
"ом" : Советские физики Ю. Б. Харитон и Я. Б. Зельдович, а вслед за
ними датчанин Н. Бор теоретически показали возможность осуществления цепной
реакции деления ядер ура-на-235, а Жан Перрен примерно оценил размеры массы
урана, необходимой для протекания в ней самоподдерживающейся цепной реакции
деления.
"ат" : По свидетельству президента Академии наук СССР академика А. П.
Александрова: к концу 1940 г. И. В. Курчатов и Ю. Б. Харитон разработали
обстоятельный план работ по осуществлению цепной реакции деления с
предложением создать устройство для её осуществления.
"ом" : То есть, то, что мы сегодня называем атомным
реактором. Интересно, как же он устроен? Игроки, подскажете?
(КОНКУРС
"физики-ядерщики") (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)
"ат" : 22 сентября 1939 г. в физико-техническом институте в Ленинграде И.
В. Курчатов заложил первый камень в здание нового циклотрона — крупнейшего в
Европе — с массой магнита 75 т и диаметром полюсов 1200 мм. Пуск циклотрона был
намечен на 1 января 1942 г., но помешала война.
(Звучит отрывок из
песни "Священная война". Слова В.И. Лебедева-Кумача, музыка А.В.
Александрова)
"ом" : Жолио-Кюри с группой сотрудников подали пять заявок на
патенты, описывающие принципы конструирования и использования атомных
реакторов. 30 октября 1939 г. он передал парижской Академии наук конверт с
условием, что с его содержимым ознакомятся через 10 лет.
"ат" : В 1949 г. конверт был вскрыт, и оказалось, что в нём находились
материалы, показывающие полную возможность создания ядерного реактора на
тяжелой воде.
"ом" : Почти бесспорно, что Ф. Жолио-Кюри построил бы первый реактор
раньше, чем Э. Ферми в США, но помешала война. Ф. Жолио-Кюри остался в Париже и
стал участником французского движения Сопротивления. Научную работу он
практически не вел до полного изгнания фашистов из Франции.
(Вновь звучит
отрывок из песни "Священная война")
"ом" : В августе 1939 г. А. Эйнштейн направил президенту США Ф.
Рузвельту письмо о возможной опасности создания нового оружия колоссальной
силы — атомной бомбы — в фашистской Германии. Он предупреждал, что
уран может стать в самом ближайшем будущем новым и важным
источником энергии, это повлечет за собой и попытки создания бомб нового типа,
обладающих чрезвычайно большой мощностью.
"ат" : 21 октября 1939 г. состоялось первое заседание Уранового
комитета США. Ядерные исследования на многие годы были засекречены в связи с
войной.
"ом" : В последний вторник предвоенный стоял июньский тёплый день;
Он
был совсем обыкновенный: на Марсовом цвела сирень,
Совет
учёный факультета в тот день беспечно заседал,
О
поглощенье квантов света ты оппонентом отвечал.
Доволен
был твой шеф маститый; я видел по его лицу,
Что
диссертации защита идёт к победному концу.
"ат" : Не знал ты, что другой защиты уж близок яростный момент
И будут
в Порхове убиты профессор, токарь и студент.[2]
"ом" : История ещё не знала такого массового героизма, мужества,
стойкости и отваги, какие показало молодое поколение нашей страны.
"ат" : Миллионы юношей и девушек, зачастую наших ровесников, вставали в
строй защитников Родины.
"ом" : На какое-то время нашим физикам-ядерщикам пришлось оставить
научные исследования в области атома и заняться вопросами обороны страны.
"ат" : Но разведка доносила тревожные сведения о том, что Англия и США в
тайне от союзной для них тогда России вплотную подошли к созданию атомного
оружия. Почему – в тайне? Против кого оно будет направлено?
"ом" : И лишь в марте 1942 года после получения дополнительной
информации из Лондона Берия соглашается подписать письмо Сталину,
подготовленное научно-технической разведкой, о реальности создания атомного
оружия.
"ат" : Научное руководство всеми научно-исследовательскими работами по
атомной проблеме было возложено на И.В. Курчатова.
"ом" : Благодаря неимоверным усилиям нашего народа в мае 1945 года
мир праздновал Победу над фашистской чумой! А в секретных лабораториях наши
учёные были вынуждены продолжать сражение. Сражение за создание нового
смертоносного оружия, которое, как это ни странно звучит, должно было
предотвратить новую войну.
"ат" : Наша страна была истощена жестокой войной. Погибли десятки
миллионов человек, оказались разрушенными более 30000 промышленных предприятий,
около 1700 городов и 70 тысяч деревень. А нужно было в кратчайшие сроки
повторить тот же рывок и тот же гигантский объём работ, который был даже для
американской промышленности сопряжён с большими трудностями.
"ом" : И всё же в 1949 году к изумлению научной и политической элиты США,
надеявшейся на долголетие своей атомной монополии, истерзанный войной Советский
Союз произведёт первое испытание ядерного оружия.
"ат" : А первый в мире реальный водородный заряд, содержащий термоядерное
горючее, был испытан в нашей стране 12 августа 1953 года. Он имел габариты
первой американской атомной бомбы, но в 20 раз превосходил её по мощности.
"ом" : Хорошо, что сегодня мы не знаем ужасов той, минувшей войны.
"ат" : И ведём "атомное" сражение лишь в игре.
"ом" : И итоги нашего "сражения" носят вполне мирный, дружеский
характер.
"ат" : Для объявления итогов игры на сцену приглашается представитель
жюри.
(Объявляются итоги
интеллектуально-познавательной игры, вручаются сувениры всем игрокам)
"ом" : Мы не видели войны. Мы не можем вспомнить о ней так, как это
делают свидетели тех страшных дней. Но мы можем помнить о войне и вспоминать
тех, кто воевал, кто погиб, защищая будущее, значит и нас тоже. И эта память
живёт в наших сердцах.
"ат" : Прошла война, прошла страда, но боль взывает к людям:
Давайте, люди,
никогда об этом не забудем.
Пусть память верную
о ней хранят, об этой муке,
И дети нынешних
детей, и наших внуков внуки…
Затем, чтоб этого
забыть не смели поколенья.
Затем, чтоб нам
счастливей быть, а счастье – не в забвенье.[3]
(Звучит "Журавлиная
песня". Слова Р. Гамзатова в переводе Н. ГребневаБ музыка Я. Френкеля).
Диагностика
мероприятия. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)
ЛИТЕРАТУРА
1.
Каждый делал всё, что мог.// Наука и жизнь, № 11,
1994.//
2.
Муза в храме науки.// Сост. В.Ф. Ноздрёв.
М.: Советская Россия, 1988
3.
Радунская И.Л.
Предчувствия и свершения. М.: Детская литература, 1987
4.
Советские физики шли своим путём.// Наука и жизнь,
№ 12, 1993.//
5.
Хрестоматия по физике.// Под ред. Б.И. Спасского.
М.: Просвещение, 1987
6.
Чернощёкова Т.М., Френкель. В.Я. И.В. Курчатов. М.: Просвещение, 1989
7.
Шалинец А.Б., Фадеев Г.Н. Радиоактивные элементы. М.: Просвещение, 1981
ПРИЛОЖЕНИЕ
I. Диагностика
Входная
диагностика. При входе в зал всем зрителям и участникам организаторы из числа
11-классников предлагают определить своё знание об атомной физике. Для этого
участник диагностики наклеивает кружочек-«атом» из цветной самоклеющейся
бумаги на лист ватмана по принципу: «Я знаю много – наклеить «атом» в центр
круга; чем меньше я знаю, тем мой «атом» дальше от круга».
Итоговая
диагностика.
В заключительном слове учитель физики просит зрителей и участников
игры, покидая зал, обязательно наклеить на ватман с названием игры одну из
«элементарных частиц»: протон, если игра понравилась; электрон, если игра не
понравилась; нейтрон, если впечатление от игры среднее.
II. Конкурсы
За победу в конкурсе команда получает
жетон-"атом":
КОНКУРС "допиши две буквы"
От команды вызывается по одному "знатоку правил
правописания". Каждый получает одинаковый набор карточек с
именами/фамилиями учёных, в которых пропущены по две буквы. Необходимо
восстановить эти буквы (фломастером). Оцениваются быстрота и правильность
выполнения.
БЕККЕРЕЛЬ ДЕМОКРИТ
КУРЧАТОВ ЛОМОНОСОВ
МЕНДЕЛЕЕВ РЕЗЕРФОРД
СКЛОДОВСКАЯ
КОНКУРС "фотографов"
А теперь новый
участник команды – "фотограф" – должен правильно расположить карточки
с именами/фамилиями учёных из предыдущего конкурса под соответствующими
фотографиями учёных, размещённых на небольших переносных стендах, одинаковых
для обеих команд.
КОНКУРС "конструкторов"
Каждая команда
делегирует по одному "конструктору", который получает коробочки с
разноцветными пластилиновыми шариками. Надписи на коробочках: водород (чёрные),
кислород (синие), азот (красные), натрий (жёлтые), хлор (зелёные). Задание: как
можно быстрее и правильнее собрать по одной молекуле веществ – воды,
газообразного азота, поваренной соли.
КОНКУРС "по памяти"
(На
сцене обращённая к зрителям таблица Менделеева).
Задание
одному представителю от каждой команды с "лучшей памятью":
какой
элемент имеет №3 ? …№5 ? …№8 ? …№11 ? …№82 ? …№83 ? …№92 ? …№94 ?
(Ответы:
Li, B, O, Na, Pb, Bi, U, Pu.)
КОНКУРС "математиков"
"Лучший математик" от каждой команды должен
подсчитать сколько протонов, нейтронов и электронов содержат нейтральные атомы:
1 команда – тория 90Th234 и кремния 14Si26 ;
2 команда – нептуния 93Np237 и алюминия 13Al27 .
КОНКУРС "художников"
Используя результаты "своего математика"
"лучший художник" изображает фломастером на листе (А3) один из
доставшихся команде атом (на выбор!).
КОНКУРС "детективов"
"Детектив" команды дописывает ядерную реакцию.
1 команда: 88Rd226 → 2He4 + … (Ответ: 86Rn222) 2 команда: 92U238 → 2He4 + … (Ответ: )
КОНКУРС "Операторы ЭВМ"
Один участник от каждой команды с помощью «ЭВМ» – микрокалькулятора
должен как можно быстрее и правильнее найти энергию связи одного и того же
атомного ядра 1Н3 трития. Игроки получают все необходимые
для расчётов данные в виде таблицы из сборника задач (например, авторов Рымкевич
любого года издания).
КОНКУРС "биологи, медики"
Участники команд по очереди зачитывают небольшие сообщения на заданную
заранее тему. Например, это могут быть темы: "Применение
радиоактивных изотопов" и "В чём состоит опасность радиоактивного
излучения". Заранее
оговаривается время выступления (не больше 4-5 минут).
КОНКУРС "плиточники"
Каждому «плиточнику» (по одному из команды) выдаётся «перепутанная
плитка», из которой он должен в кратчайшее время сложить некий ядерный процесс.
Комментарий ведущих: «Полученное Вами плиточное панно физик-ядерщик разместит в
своём офисе». Два таких рисунка разрезают на 8-10 прямоугольников-«плиток» и
вручают игрокам.
КОНКУРС "физики-ядерщики"
Каждому игроку (по одному из команды),
«физику-ядерщику» выдаётся «схема ядерного реактора». Необходимо подписать его
элементы. Оцениваются правильность, полнота ответа, быстрота.
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ОРГАНИЗАТОРАМ
1.
Материалы
данной разработки могут быть использованы частично: или как монтаж для вечера
физики (текст ведущих), или как небольшой конкурс на тему ядерной физики
(только конкурсы).
2.
Содержание
конкурсов носит рекомендательный характер, и по желанию организаторов может
быть изменено.
3.
Диагностика
также может принять иной вид.
4.
Музыкальное
сопровождение (фонограммы) может быть другим, например, исполнение песен
«вживую», силами школьного ансамбля.
[1]
Отрывок из стихотворения Семёна Гудзенко "Моё поколение"
[2]
Г.В. Кисунько "В последний вторник предвоенный".
[3]
Отрывок из поэмы А.Т. Твардовского "Дом у дороги"
Страницы: 1, 2
|