бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Анатомия атома, интеллектуально-познавательная игра бесплатно рефераты

Анатомия атома, интеллектуально-познавательная игра

Департамент образования Лысковского района

Нижегородской области

МОУ Лысковская средняя общеобразовательная школа №3








Интеллектуально-познавательная игра

(в рамках проведения недели физики)


Тема:




                               


                                                                                                  







Организатор мероприятия:

учитель физики и астрономии

высшей  квалификационной  категории,

АЛЕКСЕЕВА Марина Викторовна







Лысково

2005

60-летию ПОБЕДЫ

в Великой

Отечественной

войне

посвящается.


"Склонность к игре – удел не только детства или ранней юности… Разве нельзя думать, что склонность к игре, которая является, как и любопытство, естественной склонностью ребёнка, ... также способствует развитию науки? На этот последний вопрос следует дать положительный ответ"

(Бройль Луи де. По тропам науки. М., "Наука", 1962).



Тема:                         "Анатомия атома"




Форма проведения:  интеллектуально-познавательная  игра     

                                   (в рамках  проведения недели физики).




Цель игры:

      актуализация знаний учащихся 10-11 классов в области атомной физики.



Задачи:

·        Воспитательная – развивать патриотические чувства учащихся: гордость и сопричастность к истории страны, к ратным подвигам защитников Отечества, отношение к Дню Победы как к особому, значимому празднику России.

·        Развивающая – формирование умения анализировать, логически мыслить и находить правильный ответ в условиях лимита времени; развивать навыки поиска, обработки, систематизации и передачи информации.

·        Познавательная – знакомство с редко упоминаемыми фактами "борьбы умов" за создание атомного оружия в нашей стране.



Участники: учащиеся 11-х классов, как организаторы и ведущие игры;

                     учащиеся 10-х классов, как игроки и зрители.



Количество участников: две команды по восемь человек.



Место проведения: зал школы.



Краткое описание: 

команды стремятся получить как можно больше "атомов" в отдельных конкурсах   объявляемых   ведущими.


Реквизит: магнитофон с записями музыкальных произведений; два микрокалькулятора; портреты учёных (см. приложение к 1 конкурсу) на малых стендах – 2 шт.; карточки-задания; демонстрационная таблица Менделеева; листы (А3) для ответов команд с подставками-держателями; фломастеры; набор разноцветных пластилиновых шариков - "атомов";         по 1 столу и 8 стульев на сцене для каждой команды;  место работы жюри.



Подготовительная работа:

  1. Инициативная группа из числа 11-классников совместно с учителем физики выбирает наиболее интересные и значимые факты из истории создания атомного оружия в нашей стране, как ответ на угрозу извне, пишет сюжет игры, посвящённой 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.
  2. Определяются двое ведущих: юноша и девушка, которые участвуют в работе инициативной группы, а также создают себе костюмы с "именами" – ‹ат  и  ‹ом›. (Стоя рядом, они будут символизировать слово атом ).
  3. Оформительская группа готовит афишу игры, портреты учёных, карты-задания, жетоны -"атомы"  (в качестве выигранных баллов).
  4. Техническая группа систематизирует и сводит воедино музыкальные фрагменты, используемые в игре, подготавливает разноцветные пластилиновые шарики, другое необходимое  оборудование.
  5. Учащиеся 10-х классов формируют команды из 8 человек :  4 девушки и столько же юношей; осуществляют повторение по теме "Атомная физика", которая изучалась ими в 9 классе; готовят стенгазету – домашнее задание на тему (по предварительному жребию): одна команда – "Применение радиоактивных изотопов в медицине", другая команда – "В чём состоит опасность радиоактивного излучения".
  6. Формируется компетентное жюри из учителей и части учащихся 11 классов.

Сюжет-план игры:

1.….

 
Краткая формулировка цели игры.


2.….

 
 


Формирование команд (эффект неожиданности!!! – команды на самом деле оказываются собраны не по принадлежности к классам – "А", "Б", – а по принципу: команда юношей и команда девушек).

3.….

 
 


Собственно игра с этапами:    1 этап – "Рождение" атомов.

                                                         2 этап – Атомы шагают в "классы"

                                                         3 этап – "Активный возраст"

4.….

 
                                                         4 этап – "Профессия" атомов

Подведение итогов игры.


5.….

 
 


"Ничто не забыто, никто не забыт" – мировоззренческий итог мероприятия.


6.….

 
 


Диагностика мероприятия.








Ход игры:

 

1.….

 
 



(Звучит песня "День Победы". Выходят ведущие "ат"  и  "ом".)

"ат"  : 6о лет назад, 9 мая 1945 года, фашистская Германия, развязавшая вторую мировую войну, безоговорочно капитулировала.

"ом"  : Человечество помнит и никогда не забудет, какой дорогой ценой заплачено за эту Победу – десятками миллионов жизней, порушенных семей и судеб…

"ат"  : Беспримерным был подвиг нашего народа в этой войне. Всю тяжесть невзгод и лишений разделили между собой и те, кто ковал Победу в тылу, и те, кто непосредственно рисковал своей жизнью на передовой.

"ом"  : Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как пред господом Богом, чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

На могилах у мёртвых расцвели полевые цветы…

Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.

…Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты…[1]

"ат"  : В счастливы дни мая 1945-го мир ликовал. Казалось бы, всё! После такой кровопролитной войны даже сама мысль о возможности повторения чего-либо подобного должна была бы показаться кощунственной. Народы жаждали мира и добились его, и ничто, казалось, не могло омрачить их счастья. Но…

"ом"  : (звучит тревожная музыка)      Взрыв в августе 1945 года Соединёнными Штатами первых атомных бомб над Хиросимой и Нагасаки, не имевший, по существу, никакого влияния на исход войны с Японией, показал, что миру угрожает ещё более страшное испытание, что в пожаре ядерного апокалипсиса может сгореть всё человечество.

"ат"  : Ах, атом, атом… А ведь он может быть и мирным, нести не разрушение, а созидание!

"ом"  :  Да. И поэтому сегодня на нашей сцене встречаются две команды, которые вместе с нами вспомнят историю атома от "рождения" до наших дней…

"ат"  : И помогут нам всем осознать, что открытия в науке должны быть во благо, а не во вред человечеству. Что лучше дружить, играть, смеяться, а не разрушать такую хрупкую вещь, как жизнь на Земле.

"ом"  : Команды приглашаются на сцену!.. В результате мирных соревнований мы выявим победителя, набравшего большее число жетонов-"атомов" за достижения в отдельных конкурсах.  Следить за ходом игры будет уважаемое жюри.

(Представление жюри).

2.….

 
 




"ат"  : А ты знаешь, ом, что во время войны существовали целые подразделения, состоящие только из женщин?

"ом"  : Да-да, я слышал об этом.

"ат"  : Я предлагаю наши команды сформировать по такому принципу: команда девушек и команда юношей!

"ом"  : А что, это интересно. Я – за! 

(Команды разных классов вынуждены создать новые объединения. Таким образом, и болельщики теперь не разъединены по "классовому" типу. В зале возникает большее единение).


3.….

 
       


1 этап – "Рождение" атомов


"ом"  :  …Ибо о сущности высшей небес и богов собираюсь

Я рассуждать для тебя и вещей объясняю начала,

Все из которых творит, умножает, питает природа

И на которые все после гибели вновь разлагает.

Ом, это ты о чём?

"ом"  :  Ты не узнала? Это же отрывок из поэмы Лукреция Кара "О природе вещей".

"ат"  :  Да-да. Знаменитый Лукреций Кар. А каких ещё знаменитостей ты знаешь?

Об этом мы спросим у наших игроков. От каждой команды приглашается один знаток правил правописания!

                                       (КОНКУРС "допиши две буквы")           (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

"ом"  :  Ещё в Древней Греции зародилась идея, согласно которой все тела состоят из мельчайших частичек. Одним из основоположников этой идеи был греческий философ ДЕМОКРИТ. Мельчайшие частицы вещества Демокрит назвал атомами, что означает неделимые.

"ат"  :  Затем идею атомного строения вещества развил другой греческий философ – ЭПИКУР. Сочинения Демокрита и Эпикура не дошли до нашего времени. Известны в основном только небольшие отрывки из них, помещённые в сочинениях других греческих учёных.

"ом"  :  Это объясняется тем, что учение "атомистов" имело явно безбожный, материалистический характер. В средние века их сочинения беспощадно уничтожались. Однако сочинение более позднего римского учёного Лукреция Кара "О природе вещей", в котором были изложены идеи древних атомистов, сохранилось и дошло до нас.

"ат"  :  А кто кроме древних учёных знает что-нибудь об атомах?

(Игра со зрителями: что Вы знаете об атомах и молекулах, об их свойствах?  Наиболее активные зрители поощряются небольшими призами.)

А  дошли ли до нас изображения Демокрита, Эпикура..?

"ом"  :  У нас есть портреты некоторых древних и не очень древних учёных. Вот только подписи под ними отсутствуют. Надо бы восстановить их…

От команд ждём знатоков фотографий!

(КОНКУРС "фотографов")              (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

 (смотрит на портреты учёных)  Какие они всё-таки умные: и Курчатов, и Ломоносов, и Менделеев…

"ом"  :  Да и наши игроки тоже ничего. Давай их ещё проверим?

"ат"  :  Давай. Предлагаю конструирование. Конструкторы, на старт!

(КОНКУРС "конструкторов")           (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)




2 этап – Атомы шагают в "классы"

"ат"  :  А хорошо мы всё-таки придумали – перемешать игроков из разных классов. Смотри, как весело.

Между прочим, атомы тоже сначала путались в своих "классиках", в смысле, в клеточках таблицы Менделеева.

"ат"  :  В 1869 году внимание учёного мира было обращено к Петербургу. Оттуда пришла сенсационная новость: 35-летний профессор Петербургского университета Д.И.Менделеев установил, что между атомами существует связь, которая проявляется в периодичности их свойств. Это было выдающимся открытием!    

(На сцену "лицом" к зрителям, но не к командам, выносят таблицу Менделеева).

"ом"  :  Уже в первом варианте таблицы элементов Менделеев оставил пустые места. Там, по его глубокому убеждению, должны стоять ещё не открытые элементы. Он также изменил расположение в таблице кобальта и никеля, теллура и йода…

"ат"  :  (разглядывает таблицу)   Да, как много же тут элементов, все и не упомнишь…

"ом"  : А давай проверим, помнят ли наши игроки расположение некоторых из них.

(КОНКУРС "по памяти")               (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

"ат"  :  Слушай, ом, а тебе не кажется, что наша игра по физике начинает напоминать химию?

"ом"  :  Да, здесь мы находимся на стыке двух наук. Кстати, уже в 1871 году в первом издании фундаментального труда "Основы химии" Менделеев развивает мысль Ломоносова о том, что атомы  "…неделимы только обычными химическими силами…". Наиболее ярким свидетельством сложного строения атома явилось открытие явления радиоактивности, сделанное французским физиком Анри Беккерелем в 1896 году. А уже в 1911 году легендарный австралиец Эрнест Резерфорд опубликовал свои труды по рассеянию альфа-частиц атомами.

"ат"  :  Ещё несколько лет исследований, и мир узнал то, что теперь знает каждый школьник: в состав атома входят протоны, нейтроны и электроны. Вот только в каком количестве?..

"ом"  :  Об этом мы спросим игроков!

(КОНКУРС "математиков")            (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

(КОНКУРС "художников")              (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)


3 этап – "Активный возраст"


"ат"  :  Какие у нас замечательно активные игроки! И болельщики тоже очень активны!

"ом"  :  А ведь атомы тоже бывают активные, точнее радиоактивные!

"ат"  :  Я знаю, я учила этот параграф. В конце 19 века выяснилось, что ряд химических элементов самопроизвольно создаёт различные излучения.

 "ом"  :  Беккерель, супруги Кюри, Резерфорд и многие другие учёные занимались исследованием этих лучей.

"ат"  :  В результате альфа-, бета-, гамма-излучений атом испытывает различные превращения, теряя свой первоначальный облик…

"ом"  :  Теряя??.. В таком случае нам не обойтись без детективов!

(КОНКУРС "детективов")             (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

"ом"  :  Сразу же после того, как в 1932 году в опытах англичанина Чедвика был открыт нейтрон, советский физик Дмитрий Иваненко и немецкий учёный Гейзенберг предложили протонно-нейтронную модель ядра, согласно которой ядро атома состоит из нейтронов и протонов.

"ат"  :  А что же удерживает все эти частицы внутри ядра? Спросим зрителей!

(Ответ из зала: "Ядерные силы").

"ом"  :  Ядерные силы очень велики, но носят короткодействующий характер. Поэтому их можно назвать "богатырём с очень короткими руками"

"ат"  :  А если в руки дать микрокалькулятор, то эти силы можно рассчитать!

(КОНКУРС "Операторы ЭВМ")      (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

(Конкурс требует определённых временных затрат)

"ом"  :  А пока ведутся расчёты, попросим команды представить домашнее задание.

(КОНКУРС "Биологи, медики")       (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

                   (понятно, что в этом случае жетоны-"атомы" получает каждая команда)


4 этап – "Профессия" атомов


"ат"  :  Послушай, ом, ты недавно упомянул супругов Кюри. Какие они целеустремлённые! Но больше меня всё-таки восхищает Мария Склодовская-Кюри. Вот молодец женщина! Истинный пример для подражания…

"ом"  :    … и пример научного подвига. Я с тобой согласен. И заметь, дочь Марии и Пьера Кюри – Ирен – тоже стала физиком!

Страницы: 1, 2