бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Анализ уровня организации молодежного досуга в сельской местности (на примере РОМЦ отдела культуры) бесплатно рефераты

Значимую роль в организации досуга молодежи играют детские и молодежные клубы. Целью их работы является привлечение подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом, пропаганда среди молодежи здорового образа жизни, снижение детской и подростковой преступности, сохранение и развитие лучших традиций социальной педагогики, гражданско-патриотического и художественно-эстетического воспитания, организация досуга. Детские и подростковые клубы занимаются развитием творчества молодежи, их способностей, созданием условий для самоопределения и самореализации молодых людей.

В целом, в последнее время наблюдается тенденция увеличения количества культурно-досуговых учреждений клубного типа и числа молодежи их посещающих за счет увеличения числа клубов по интересам. Обеспечением и организацией содержательного досуга подростков и молодежи занимаются 26 молодежных центров, объединяющих 102 клуба, находящихся в ведении органов по делам молодежи городов, районов.

Средства массовой информации играют значительную роль в воспитании подрастающего поколения, оставаясь проводником культурных и духовных ценностей.

Молодежная тематика в течение года находила отражение в программах ГТРК «Удмуртия». Информационные выпуски, Вести, Удмуртия на русском и удмуртском языках на 10 и 34 ТВК содержали объективное освещение событий, связанных с молодежью. Важные события, связанные с молодым поколением, нашли свое отражение в выпусках информационных программ «Шаер», «Элькун иворьес», «Песочная,13», «Новости».

Основное вещание творческих объединений «Авторские программы» и «Национальные» программы осуществлялось на 34 телевизионном канале. Среди наиболее популярных передач можно отметить такие как «Ток-шоу», «Осиное гнездо», «Цитата».

Большое внимание уделяется пропаганде спорта среди молодежи: это репортажи со спортивных состязаний, специальный выпуск передачи «Вамыш», «Спорт в жизни человека», программа В.А.Болтышева «Рыбацкий узел». ТРК «Моя Удмуртия» рассказывает о событиях, происходящих в молодежной среде в передачах: «Дороги жизни», «Молодежный канал», «Максимум». В городах и районах Удмуртии в эфир выходят специализированные молодежные программы: «Молодежные вести»(г.Глазов), «Молодежная студия»(г.Можга), «Отдыхай, о-е»(п.Балезино).

В Удмуртии выпускаются следующие молодежные и детские издания: республиканские газеты «Поколение Я», «Зечбур», «Авоська», журналы «Инвожо», «Кизили», а так же молодежные районные газеты: «Мост»(п.Балезино), «Авоська», «Аз, буки»(г.Глазов), « Горизонт»(г.Можга), «Лига-Бум»(с.Сюмси), «С нами лучше»(п.Игра) и другие.

На радио регулярно выходят молодежные программы «Тулпар»(2 раза в месяц по 30 минут), «Егит тулкым»(2 раза в неделю по 15 минут), передача для старшеклассников «Этажи», в которых журналисты ГТРК «Удмуртия» знакомят слушателей с работой подростковых клубов проблемами сельской молодежи. На УКВ – канале «Наше время на Милицейской Волне» выходит еженедельная программа «Графитти», посвященная жизни студенчества, прогрессивной молодежи, их стремлениям, увлечениям, творческим проектам. В городах и районах Удмуртии выходят молодежные радиопередачи: «Пульс»(с.Дебесы), «Школьное эхо»(с.Сюмси), «Поколение NET»(п.Балезино), «Молодежные вести»(с.Алнаши), «Ритм»(п.Кизнер), «Радиосеть»(г.Можга и Можгинский район).

Согласно статистическим данным, характеризующим состояние системы физического воспитания детей и подростков в Удмуртии, подтверждается востребованность физического воспитания, его современный статус. Своеобразие физвоспитания состоит в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности и , как правило, решает проблемы занятости молодежи. Занятие физической культурой и спортом являются одним из основных способов проведения студентами своего свободного времени.

В этой связи работа государственных органов, занимающихся развитием физкультуры и спорта, приобретает огромное значение. Основные усилия физкультурных организаций УР направлены на организацию физкультурно-массовой, спортивной и оздоровительной работы среди работающей, учащейся и студенческой молодежи.

За период с января по декабрь 2003 года в УР проведено 165 чемпионатов и первенств республики, в том числе 38 чемпионатов и кубков Удмуртии по игровым видам спорта, 110 первенств Удмуртии среди юношей и девушек различных возрастных групп, 25 всероссийских соревнований, 26 неофициальных турниров среди взрослых, юношей и девушек. В чемпионатах и кубках Удмуртии среди взрослых спортсменов принимало участие 3357 мужчин и женщин.

Сегодня молодежи принадлежит доминирующая роль в формировании досуга, тогда как раньше эту функцию решало государство.

Набор досуговых форм существенно отличается в социальных группах в зависимости от возрастных особенностей и сферы занятости. Досуг учащейся молодежи носит более активный характер, предпочтение отдается разнообразным мероприятиям, нацеленным на общение, развлечение и обучение. С переходом к трудовой деятельности досуг молодежи в целом становится более пассивным, «привязанным» к дому, семье и домашним заботам. Тем не менее досуг работающей молодежи может различаться в зависимости от статусной позиции, на которую претендует молодой человек. В среде молодежи высока ценность таких досуговых занятий, как телепросмотр, и занятий, предполагающих общение. Это связано со значительным расширением возможностей и разнообразием «теледосуга», а также с повышением объема и значимости информации в принципе.

В этой связи, досуг является сферой максимального проявления образа жизни молодежи, эмоционального состояния, культурной и других форм деятельности, а динамика его форм - показателем реальных изменений в обществе.


2.3. Работа с молодежью как способ решения проблем молодежной

субкультуры


В современной России проблемам такой многочисленной группы как молодежь уделяется с каждым годом все большее внимание. В настоящее время в России четвертая часть жителей находятся в возрасте от 14 до 29 лет. При этом Удмуртия не исключение. По последним данным в республике проживает 414990 человек, относящихся к категории молодежи.

Молодые люди в процессе социализации и самореализации личности сталкиваются с большим количеством проблем. При этом как сама социальная группа молодежи, так и проблемы различны.

Проблема наркомании считается очень актуальной. Об этом пишут в средствах массовой информации, показывают по телевидению, много говорят. Наркотики стали актуальной проблемой, как алкоголь, курение. Антинаркотическая работа ведется везде и почти во всех возрастных группах. Но она, к сожалению, не всегда эффективна.

Иногда родители сами подталкивают своих детей на такие поступки. Дети видят, как родители пьют, курят и в будущем перенимают их поведение на себя.

Решать проблему нужно, но это сложно. Взрослым нужно создать соответсвующую атмосферу для детей, а особенно когда они становятся подростками: чтобы занятия были по их интересам, чтобы им были рады, их уважали, прислушивались к ним и считались с их мнением. Тогда риск уменьшается.

Невозможно полностью обезопасить подростков от наркотиков, поэтому нужно научить их безопасно существовать рядом с ними, противостоять давлению сверстников.

Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться катастрофической. Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту потребления наркотиков и токсических веществ с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодежи. По данным информационно-аналитического центра социологических исследований Министерства образования Российской Федерации, доля потребляющих наркотик или пробовавших его хотя бы один раз в составе возрастной группы молодежи от 12 до 22 лет составляет 14,8%. Молодежь начинает пробовать наркотик в среднем возрасте 15,4 года.

Наркомания – это тяжелая, трудноизлечимая, а зачастую и неизлечимая болезнь, разрушающая мозг, психику, физическое здоровье человека и оканчивающаяся преждевременной смертью[30,С.10].

Алкоголизация и ранний алкоголизм – опасность, которая распространена очень широко. Начинают употреблять алкоголь в нашей стране с 13 лет, выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности и одновременно избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играет также стремление к экспериментированию и особенности норм юношеской субкультуры, где «выпивка» традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости. Во многом действует и отрицательный пример родителей. Употребление пива и легких алкогольных напитков в подростковом возрасте является весьма популярным. Специалисты отмечают увеличение больных «пивным алкоголизмом», так как пиво потребляет сегодня 80% юных граждан страны[35,С.50].

Одним из ведомств, занимающихся первичной профилактикой употребления психоактивных веществ и пропагандой здорового образа жизни, является Государственный комитет УР по делам молодежи, который развивает такое направление, как социальная работа с молодежью. Появилась идея ведения профилактической работы силами самих детей, подростков и молодежи, объединившихся в отряды волонтеров.

Волонтерство – это добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимися в сложных жизненных условиях.

В1999 году Госкомитетом и Республиканским центром «Психолог-плюс» была разработана программа «Подари себе жизнь», целью которой явилось создание комплексной системы первичной профилактики всех видов зависимостей, пропаганда здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи с привлечением добровольцев.

Привлечение подростков к данной деятельности одновременно решает несколько задач: позволяет охватить профилактической работой большую подростковую аудиторию, сформировать устойчивые антиалкогольные, антинаркотические установки как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с которыми они занимаются, развить у них чувство уважения и ответственности, через общественно полезное дело сформировать навыки, необходимые для взрослой жизни.

Для реализации программы «Подари себе жизнь» в 6 районах Удмуртии (г.г.Воткинск, Глазов, Сарапул, п.Игра, п.Дебесы,школа №83 г.Ижевска) в 1999 году были созданы первые волонтерские отряды. Волонтеры применяют полученные знания в работе со сверстниками, участвуя в классных часах, акциях, месячниках, викторинах, проводя классные часы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике всех видов зависимости. Волонтеры выходят с беседами и консультациями в школы, образовательные учреждения. Ведущими методами их работы стали деловые игры, театрализованные представления.

Благодаря деятельности первых волонтеров, программа «Подари себе жизнь» получила широкое распространение на территории Удмуртии.

Проводимая Государственным комитетом УР по делам молодежи работа, направленная на формирование системы молодежного волонтерского движения, имеет огромное значение для жизни молодежи.

Данные проблемы необходимо решать также для будущего страны и региона, так как приблизительно к 2015 году нагрузка на молодежь сильно возрастет. Именно поэтому положить начало активных действий по развитию потенциала молодого поколения необходимо уже сейчас. Прогрессивным моментом является создание и введение в государственные образовательные стандарты специальности «организация работы с молодежью». К 2009 году в нашей стране и республике (данных специалистов готовит Удмуртский государственный университет) будут подготовлены специалисты, которые смогут помочь молодым людям, как в обыденной жизни, так и трудовой. Эти специалисты будут способствовать внедрению механизмов прямого взаимодействия с молодежью, обеспечивающих высокую результативность и оперативность в управлении процессами, протекающими в молодежной среде. Введение этой специальности является своевременным и перспективным, так как к концу первого десятилетия XXI века в категорию молодежи будут вступать дети уже «рыночной экономики», то есть люди чье воспитание происходило в «новой» России.

Таким образом, для полноценного развития данной категории граждан и общества в целом, активной интеграции молодежи в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство, необходима, с одной стороны, постоянная поддержка государства, как в материальном, так и идеологическом отношении, с другой стороны, создание партнерских отношений, то есть условий и возможностей, стимулирующих самостоятельную деятельность молодежи. Необходимо развивать и реализовать творческий и трудовой потенциал молодежи, использовать в нужном направлении способности молодого поколения к освоению новых технологий, развитию новых идей.[35,С.61].


3.АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ


3.1. Социо-культурная среда современной сельской местности


Сельская жизненная среда включает в себя все, что создано человеком: пространство деревень, усадьбы и другие застройки, архитектуру, дороги, поля, леса, возделанные и обработанные человеком. В 70-е годы идея укрупнения хозяйств привела к объединению колхозов, совхозов, районов, объектов социально – культурного назначения, в результате чего расширялись центральные усадьбы и разрушались многие деревни, лишившись школ, больниц, магазинов, клубов. Отсутствие строительства дорог привело к ограничению связей между деревнями, появилась скрытая безработица, обусловленная концентрацией производства в крупных поселениях и его ликвидацией в так называемых неперспективных, мелких деревнях. Сейчас сократилась миграция жителей деревни в город, случаются переселения из города в деревню. Но это не может разрешить проблему деревни[25.,с.106].

Идея распространения городского образа жизни породила новую архитектуру и застройки городского типа – многоэтажные дома с удобствами. Но оказалось, что сельский житель не хочет жить в таких домах. Причина в том, что главная ценность жизни в условиях села – это земля, которая должна быть при усадьбе, чего лишен человек, живущий в многоэтажном доме.

Происходящие в стране реформы внесли много нового в жизненную среду, в производственные процессы, социальную и культурную сферу. Жизненная среда села стала объектом купли – продажи – это жилой фонд государственной и колхозно – совхозной собственности, объекты сферы услуг, учреждения культуры. Произошло падение объемов производства, ухудшение экономического положения коллективных хозяйств, снижение инвестиций. Неустойчиво функционируют новые хозяйственные субъекты, в том числе фермерские хозяйства, снизился уровень жизни сельского населения.

Перестроечные процессы показали неразвитость, отсталость материально – технической базы социальной сферы, недоучет специфики села. Тревогу вызывают здравоохранение, образование, товарооборот, общественное питание, обеспеченность предметами культурно – бытового и хозяйственного назначения. Социальная сфера оказалась не подготовленной к реформам, которые высветили множество проблем. Развитие фермерских хозяйств привело к повышению роли семьи, которая стала замкнутой, обособленной. Совместный труд укрепляет внутрисемейные отношения, но в то же время ограничивает возможности отдыха. Не поддается контролю и регламентации использование детского труда. А большая доля физического труда сокращает не только возможности, но и потребности повышения культурно – образовательного уровня подрастающего поколения. Важной становится проблема увеличения свободного времени через облегчение труда и создание соответствующих условий для его использования. Необходимо расширение сети культурно – оздоровительных объектов, создание нормальных условий труда и отдыха, улучшение всей социальной среды, которая включает в себя материальные и духовные факторы жизнедеятельности людей.

Культурная среда – это часть социальной среды, та часть, которая характеризует содержательную, качественную, ценностную сторону социальных процессов воздействующих на личность. Имеется несколько определений культурной среды, и почти все они едины в том, что это вещественные и личностные элементы культуры, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые оказывают влияние на его жизнедеятельность, формируют потребности, интересы и ценностные ориентации[4.,с.5].Некоторые ученые выделяют в культурной среде три слоя: материальный (вещественный), социальный и духовный(личностный).

К вещественным элементам относятся предметы культуры общественного пользования – учреждения социокультурного назначения, материально – технические средства, а также предметы личного пользования – домашние технические средства, музыкальные инструменты. Социальный слой представляет собой совокупность норм, правил, установленных человеком и регулирующих поведение, деятельность людей. Эти нормы и правила могут быть формально закреплены в законодательствах и иметь предметную форму. Но они могут существовать и неформально, негласно, например, народные традиции, обычаи, ритуалы, которые определяют жизнедеятельность, устойчивость трудовых, семейных и других взаимоотношений. Личностные, или духовные, элементы культурной среды выделяются как специфически духовное начало. Они включают в себя ценности присущие как отдельной личности, так и группе людей, той или иной общности.

Вещественные элементы сельской культурной среды во всем их многообразии непосредственно воздействуют на духовный мир сельского жителя. В широком смысле слова сюда можно отнести и окружающую природу с ее широкими просторами полей, лесов и лугов, особенности сельских построек в виде отдельных усадеб в составе деревни. Все это, в том числе близость культурных учреждений, и многое другое определяет спокойный, размеренный ритм жизни, формирует особое мироощущение, отношение ко всей окружающей действительности, к другим людям и себе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5