бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Анализ уровня организации молодежного досуга в сельской местности (на примере РОМЦ отдела культуры) бесплатно рефераты

То, что число посещений культурных центров сельской молодежью меньше, чем в крупных городах, свидетельствует в первую очередь об ограниченности возможностей культурного досуга на селе. Очевидно, что жители крупных городов имеют более сложную структуру досуга, чем жители сельской местности. Так, численность селян, посещающих всевозможные досуговые учреждения, в два с половиной раза меньше соответствующего показателя Самары (3-17 и 8-38% соответственно). Вероятно, существует необходимость в разработке более разнообразных форм досуга для сельской молодежи.

Положение Тольятти как второго по величине города области сказывается на интересе его молодежи к культурной жизни – показатели посещаемости досуговых учреждений тольяттинцами, по сравнению с жителями Самары, практически одинаковы, а иногда и выше. Наиболее популярный способ проведения свободного времени у жителей Тольятти – посещение шоу – концертов и кинотеатров (56 и 43%), в то время как в Самаре данные досуговые мероприятия посещают 37 и 35% опрошенных.

Иначе говоря, чем крупнее город, тем больше возможностей по заполнению свободного времени он предлагает и тем больше жителей участвуют в досуговой деятельности.

Посещаемость центров массовой культуры самарской молодежью в среднем в 3-4 раза превышает посещаемость учреждений «высокой» культуры.

Как мы видим, приоритетным направлением в проведении досуга является участие в массовых мероприятиях. Предпочтение учреждений массовой культуры молодежью Самарской области подтверждает тенденция в утверждении господства массовой культуры на всем пространстве европейской цивилизации. Данные большого числа социологических исследований, причем как российских, так и западных социологов, фиксируют общую тенденцию к массовизации культурного досуга, переоценке отношения к культуре элитарной[12,с.10].

Как показали данные исследования, в своем пристрастии к чтению литературы и периодики жители как сел, малых городов, так и крупных городов не отличаются друг от друга. Иными словами, чтение остается наиболее демократичной и доступной формой досуга, хотя снабжение жителей удаленных от центра городов и сел разнообразной литературой и прессой оставляет сегодня желать лучшего.

Процессы, связанные с модернизацией культуры и образования, коснулись и отношения молодежи к чтению. Бурное расширение возможностей проведения досуга, увеличение числа телевизионных каналов, развитие кабельного телевидения, повышение значимости информационных технологий, изменения в системе образования ведут к переоценке значения чтения. Появляется новый вид – чтение с экрана компьютера. Сегодня уже фиксируется спрос на «электронные книги», растет интерес к соответствующим библиотечным услугам. Но численность читателей книг из года в год остается практически неизменной.

Модернизация чтения сказывается прежде всего на увеличении роли периодики и нехудожественной литературы. Согласно данным исследований, наблюдается рост делового и учебного чтения [13.,с.44]. В большей степени это обусловлено изменениями в системе среднего и высшего образования. Процесс подготовки учебных заданий, особенно по гуманитарным дисциплинам, требует обращения учащихся и студентов к печатным источникам.

Бум интереса молодежи к периодике в конце 80-х – начале 90-х годов также был связан с перестройкой образования. Новая трактовка фактов, новые дисциплины не были обеспечены учебниками и пособиями, поэтому выполнять учебные задания студентам и школьникам приходилось на основе статей в периодике.

Другим условием обращений к периодическим изданиям стало появление большого числа журналов и молодежных газет. Таких изданий сегодня множество, и именно они в наибольшей мере охватывают диапазон интересов молодежи: жизнь и проблемы сверстников, работа и образование, события в стране и мире, семья, любовь, современная музыка, телевидение, видеотехника, компьютер, мода, спорт и т.д.

По данным исследования, молодежь Самарской области проявляет высокий интерес к чтению газет и журналов. Так, девять из десяти опрошенных читают периодические издания как минимум до двух часов в неделю. Это выше показателя численности читателей художественной литературы – лишь семь из десяти респондентов находят время для чтения книг. Каждый четвертый из опрошенных не читает книги. По данным регулярных опросов, доля «нечитателей» книг остается на протяжении нескольких лет неизменной[13,С.46].

В данной работе предпринята попытка провести исследование читательской активности молодежи, то есть количество времени, которое уделяется чтению, другими словами, регулярности чтения[25,С.28].

Согласно данным исследования, с ростом уровня образования активность и регулярность чтения периодики постепенно увеличивается, общепризнанным фактом является то, что люди, имеющие высшее образование, читают гораздо интенсивнее, чем представители других образовательных групп[13,С.48].

Предпочтение той или иной формы досуга обусловлено социально – демократическими характеристиками респондентов.

Среди девушек численность посетителей драматического и оперного театров вдвое больше, чем среди юношей. По данным всероссийских социологических исследований, женщины в целом всегда выступали основными «потребителями» образцов «высокой» культуры[5,С.31]. Подобное преобладание девушек в театральной публике объясняется типом образования: девушки чаще имеют гуманитарное образование.

Шоу, концерты и кинотеатры мужчины и женщины предпочитают в равной степени, а вот среди посетителей ночных клубов доля мужчин чуть выше.

Говоря о различиях в посещаемости развлекательных заведений группами разного возраста, нужно отметить равномерное снижение интереса к посещению любых развлекательных заведений с увеличением возраста.

Высокая посещаемость развлекательных заведений молодыми людьми в возрасте от 14 до 19 лет объясняется наличием у них большего количества свободного времени, незанятостью работой и отсутствием забот о семье.

Контингент посетителей ночных клубов – молодые люди от 17 до 24 лет, не имеющие своей семьи, преимущественно мужчины. Вероятно, столь высокий интерес к массовым зрелищам обусловлен, кроме всего прочего, тем, что молодежь данного возраста связывает посещение шоу, клубов и кинотеатров с поиском новых знакомств, расширением круга общения, вступлением в новые социальные и межличностные отношения.

Самой пассивной группой в отношении изучаемых нами видов досуга можно назвать молодежь от 24 до 35 лет. Показатели посещаемости ими досуговых мероприятий минимальны, по сравнению с показателями других возрастных групп. Учитывая то, что в данном возрасте большинство уже имеют свои семьи и детей, обусловливает меньшую посещаемость ими изучаемых досуговых учреждений. Рассмотрим посещаемость досуговых мероприятий молодыми людьми от 18 лет и старше в зависимости от их семейного положения.

Согласно полученным данным, молодые люди, имеющие семейные обязанности и детей, в среднем в полтора раза реже посещают развлекательные заведения, чем молодые люди, не связанные семейными узами и не имеющие детей.

Наличие детей и семейных обязанностей сужает возможности молодежи в участии в институциональных формах досуга. Можно предположить, что они предпочитают иные виды досуга, более «семейные» например, или в принципе обладают меньшим количеством свободного времени и больше заняты трудовой деятельностью.

Доля посетителей с высшим образованием различных досуговых учреждений в среднем в полтора раза больше доли людей со средним образованием и в два раза выше доли людей со средним специальным образованием.

Также можно отметить низкую посещаемость развлекательных учреждений молодыми людьми со средним специальным образованием. Вероятно, они предпочитают иные, не институциональные формы досуга, которые не изучались в исследованиях, либо больше заняты трудовой деятельностью.

Таким образом, статус города как областного центра, концентрация населения и наличие развитой досуговой сферы создают условия для привлечения большего числа молодежи к участию в институциональных видах досуга.

Отличительными характеристиками «непосетителей» можно назвать семейное и материальное положение. Так, большую часть «непосетителей» составляют молодые люди, связанные узами брака, как имеющие, так и не имеющие детей, и меньшую часть – холостые. Это также свидетельствует о том, что заботы о семье отнимают много времени.

Люди с невысоким доходом меньше других тратят свое свободное время на посещение развлекательных заведений. Вероятно, часть этой группы составляют молодые люди, которые вышли из-под родительской опеки, перешли на самообеспечение и не имеют достаточного количества свободного времени и средств на посещение рассматриваемых досуговых мероприятий.

В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Таким образом, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стало бы труднопереносимой.

 

2.2. Организация молодежного досуга в УР


По данным мониторинга наиболее популярным способом свободного времяпровождения среди молодежи Удмуртии являются встречи с друзьями[10,С.110]. Желание общаться, времяпрепровождение в кругу сверстников – характерная черта молодого поколения. Достаточно большой удельный вес в досуге молодежи занимает просмотр телепередач и видеофильмов. Наиболее популярны в рейтинге досуговых мероприятий - отдых на природе, хобби, посещение кинотеатров, концертов, театров. Отдыхать, ничего не делая, предпочитает 4,2% молодежи[10,С.111].

Предпочтения в сфере досуга зависят от половозрастных критериев. Для девушек более характерен пассивный отдых – чтение книг, журналов, прослушивание музыки, они занимаются домашним хозяйством, шитьем, чаще проводят время дома в кругу семьи.

Жизненная позиция молодых людей более активна. Свободное время для них, как правило – это способ отдохнуть, расслабиться. Они чаще девушек проводят время с друзьями, занимаются спортом, играют в компьютерные игры или на игровых автоматах, проводят время на природе. Но стремление общаться, посещать дискотеки, учиться и узнавать новое свойственно обоим полам, хотя на это в большей степени влияют не половые, а возрастные характеристики.

При анализе возрастных характеристик, в исследовании выделяются возрастные подгруппы молодежи. Необходимо отметить, что эти категории условны и проецируются в обобщенном виде на социум, но существуют и исключения, так как многое зависит от индивидуальных характеристик подростка и от его жизненной ситуации.

К первой подгруппе относятся подростки в возрасте 14-16 лет. Как правило, они еще учатся и находятся в периоде социализации. В этом возрасте проявляется больший интерес к общению со сверстниками, к прогулкам, посещению дискотек, спорту и спортивным играм. Приоритетным для этого возраста становится общение[10,С.112].

Основной особенностью второй подгруппы 17-19 лет является то, что этот возраст чаще всего являет собой начало студенческой жизни. Приоритетным для этого возраста становится посещение развлекательных мероприятий. Этот возраст – период новых знакомств, встреч. Если предыдущая группа общается в основном с одноклассниками и друзьями, проживающими по соседству, то у старшей группы рамки знакомств расширяются.

К третьей подгруппе относится молодежь возраста 20-24 лет, которая закончила или заканчивает обучение в высших и среднеспециальных учебных заведениях. В этом возрасте сокращается контроль со стороны родителей, появляется возможность самостоятельно зарабатывать и распоряжаться деньгами.

Четвертая подгруппа – старшая 25-30 лет. Их основной особенностью является то, что этот возраст – начало самостоятельной жизни. Для молодежи этого возраста характерно вступление в производственную деятельность и создание собственной семьи. Основой жизнедеятельности на этом этапе является труд с вытекающей отсюда дифференциацией профессиональных ролей и социального положения. Интересы молодых людей меняются, у них становится меньше свободного времени, в его структуре значительное место занимает работа и семья. Отдых становится более мотивированным (Приложение 1).

В сфере досуга преобладают семейный отдых, домашнее хозяйство, чтение. Так интерес к общению с друзьями и приятелями с 65,8% в 14-16 лет снижается до 44,7% в 25-30 лет. Молодежь старшей возрастной категории для содержания своей семьи вынуждена подрабатывать – этому посвящает свое свободное время 15,6% молодых людей 25-30 лет, 24,2% - 20-24 лет, и только 4,1%-147-16 лет. Занятиям на компьютере посвящает свое свободное время в основном учащаяся молодежь возраста 14-16 и 20-24 лет. В свою очередь проводить досуг с семьей предпочитает 51,6% молодых людей старше 25 лет, как правило, состоящих в браке и только 22,7% - 14-16 лет. Молодежь старше 25 лет отличает желание и возможность отдыхать на природе.

Посещение дискотек – это своеобразная отличительная карточка молодежи возраста 14-19 лет. Так проводят свой досуг порядка 30% молодежи этого возраста и только 5,6% - тех, кому 25-30 лет. Достаточно популярным среди молодежи младшей возрастной группы является занятие хобби. В большинстве случаев за любимым занятием проводят свой досуг молодежь в возрасте 14-16 лет(23,8%). Очень часто к этой категории относятся подростки, которые посещают школы дополнительного образования, кружки, секции. В то время как среди молодежи старших возрастных категорий занятие хобби в структуре досуга занимает значительно меньшую долю.

Характер проводимого молодежью досуга во многом определяет и их информационные предпочтения. Основным информационным источником для большинства молодых людей Удмуртии является телевидение (87,4%). Это связано, прежде всего, с тем, что просмотр телепередач, видеофильмов одна из самых распространенных форм досуга молодежи.

Второй по популярности источник получения информации в молодежной среде – газеты, их читает 40,4% молодых людей. Каждый третий молодой человек получает интересующую его информацию, слушая радио (34,1%), каждый пятый – от родственников и друзей(21,1%). Менее распространены такие источники получения информации как иллюстрированные журналы и Интернет(8,8% и 6,2% соответственно). Эти источники не так популярны скорее из-за достаточной дороговизны журналов и отсутствия свободного доступа к сети Интернет и необходимых технических ресурсов у большинства молодежи, как правило, Интернет и журналы являются источниками получения дополнительной, либо специализированной информации.

Большая популярность телевидения на селе и доступность этого информационного источника обуславливает его востребованность среди сельской молодежи(90,4%) в сравнении с г.Ижевском(83,7%). Газеты также занимают значительное место в ряду информационных источников, используемых молодежью, особенно в сельской местности – 49,5%, в городах Удмуртии – 40,6%, г.Ижевске – 33,6%. Радио же напротив более популярно в среде столичной молодежи(38,6%-г.Ижевск, 32,4%-сельская местность). Это связано больше с возможностью ижевчан настроиться на большее число разноформатных радиостанций. Массовое внедрение информационных технологий на предприятиях, в учебных заведениях, достаточная техническая обеспеченность компьютерами, простота подключения к сети обуславливает востребованность Интернета в городах(в г.Ижевске – 14,5%, городах Удмуртии – 5,7%, сельской местности – 4,1%). Иллюстрированные журналы занимают меньшую долю в информационных источниках, используемых молодежью, но в г.Ижевске процент их потребителей в два раза выше, в сравнении с городами и районами Удмуртии. 24,8% молодых людей, проживающих в г.Ижевске, получает информацию от родственников, друзей и знакомых, тогда как в других городах – 17,8%, сельской местности – 19,5%.

Значительных расхождений в половозрастной структуре молодежи, получающих полезную и интересную информацию из телепрограмм, не наблюдается. С возрастом значительно растет количество молодежи, которая читает газеты. Основные потребители радио – информации – молодежь старших возрастных категорий. Чаще слушают радио девушки, чем молодые люди(30,5% против 37,9%). Делятся информацией между собой, с родственниками и друзьями больше девушки(23,4% против 18,8% молодые люди). Влияние на объем получаемой таким образом информации оказывает возраст – круг общения молодежи в период 17-24 лет, как правило, растет, соответственно увеличивается информационный объем. Основными пользователями сети Интернет являются молодые люди, и возраст не определяет возможность и интерес получения информации из этого источника. Иллюстрированные журналы интересны как молодым людям, так и девушкам разного возраста в равной мере.

С возрастом интерес молодежи к телевидению, Интернету, журналам не меняется, зато, в связи с вступлением в период активной социализации, ростом интереса к социальной, политической жизни общества, значительно увеличивается доля молодежи, читающей газеты. Количество молодых радио-слушателей до 25 лет растет, а затем незначительно снижается, уменьшается и доля информации, получаемой от родственников. Приоритетными для молодых людей этого возраста становятся источники с преобладанием больше не развлекательной, а информационно полезной информации.

В сфере свободного времени, досуговой деятельности, как и в труде или учебе, формируется личность, происходит приобщение к ценностям общественной жизни и культуры, поэтому развитие системы отдыха, творческого досуга, оздоровления детей, подростков и молодежи представляет собой один из существенных моментов государственной социальной политики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5