бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Теория правового государства в дореволюционной России бесплатно рефераты

p> Отношения, возникшие в процессе наделения землей, регламентировались местными положениями. Наделение землей проходило по добровольному соглашению крестьянина и помещика. С учетом плодородности земля делилась на категории, и для каждой местности устанавливалась высшая и низшая земельная норма. Крестьянин не мог требовать больше высшей, а помещик — давать меньше низшей нормы. Спорные вопросы решались при содействии мирового посредника.
Землей наделялись лишь лица мужского пола. В ряде случаев (например, при наличии полезных ископаемых) помещик имел право принудительного обмена крестьянских наделов на другие земли.

Правовое положение крестьян-собственников не было четко регламентировано законом. В течение первых 9 лет они сохраняли временно обязанное состояние с ограничением в распоряжении землей.

Выкупной договор между помещиком и крестьянами (или крестьянской общиной) на усадебный и пахотный надел утверждался правительственными инстанциями.
После его утверждения все поземельные отношения между сторонами прекращались, и крестьяне поступали в разряд собственников. Провозглашая крестьянина собственником, закон ограничивал права распоряжения, поскольку во многих регионах сохранялась крестьянская община и земля находилась под ее контролем. Но там, где общинные порядки были раз-рушены, сразу вводился подворно-участковый принцип землевладения с правом наследственного распоряжения землей. Но во всех случаях в течение 9 лет нельзя было ею распоряжаться. Движимое имущество (рабочий скот, орудия труда) сразу становилось крестьянской собственностью. Собственностью крестьянина также становилась недвижимость, приобретенная ранее на имя помещика. Крестьянин получил право приобретать движимое и недвижимое имущество путем договоров
(купли-продажи, мены и т. д.).

На освобожденных крестьян распространялось действие общих гражданских законов. Им

- 14 -

предоставлялись личные и имущественные права свободных сельских обывателей.
Крестьяне и крестьянские общества могли заключать договоры с частными лицами и казной. Однако земли, предоставленные в пользование, не могли служить обеспечением договоров, что сдерживало крестьянский товарооборот.
Крестьяне могли заниматься торговлей, открывать фабрики, вступать в гильдии, но эти права реально распространялись лишь на ничтожную долю зажиточных хозяйств. Крестьяне могли обращаться в суд, получали равные с другими сословиями процессуальные права, имели возможность отлучаться с места жительства, поступать на службу и отдавать детей в учебные заведения на основании правил о податных сословиях.

С прекращением временно обязанного состояния снимались преграды развитию крестьянской собственности (если это не сдерживалось общиной). Однако для большинства крестьян выкупные платежи растянулись на долгие десятилетия.
Лишь спустя полвека революция 1905—1907гг. заставила правительство отменить плату за землю.

Выкупные платежи были тяжелым и далеко не единственным бременем.
Освобожденные крестьяне платили подушную подать государству, а также местные и государственные подати и сборы. Сюда входили налоги на нужды сельского общества, волостные расходы. Сельское общество отвечало за исправность платежей своих членов при любых формах землепользования. Оно могло применять принудительные меры к неисправным плательщикам.

За усадебную и полевую землю крестьяне платили выкуп. Стоимость земли крестьянских наделов оценивалась в 544 млн. руб. Выплатить даже часть этой суммы крестьянам было не под силу. Поэтому помещик получал примерно четверть стоимости надела в виде ссуды от государства. Стоимость земли выплачивалась крестьянами постепенно в течение 49 лет. В основу выкупа легла не фактическая стоимость земли, а «денежный оброк в пользу помещика».
Правительство стремилось сохранить дореформенный уровень помещичьих доходов, установив постоянный годовой 6%-ный капитализированный оброк. Это была постоянная форма помещичьего дохода, и крестьяне должны были выплатить
867 млн. руб. Но с учетом роста процентов крестьяне реально выплатили сумму, в четыре раза превышающую фактическую стоимость земли. Удельные и государственные крестьяне освобождались на более выгодных условиях и получали большие наделы. Дворовые люди освобождались без земли и получали только свободу. Часть из них стала работать по найму, но положение их, не знавших ремесла, было тяжелым. В национальных окраинах освобождение происходило в соответствии с особыми правилами. В ряде мест (например, в
Польше) под действием революционных

- 15 -

событий крестьяне получали более выгодные условия.

Значение реформы, несомненно, велико. Она была крупным шагом в переходе
России к буржуазному развитию, хотя проводилась бюрократической верхушкой, что и определило сохранение феодальных пережитков. Пережитки эти стимулировали обострение классовых противоречий в новых буржуазных условиях. Россию ожидали новые революционные ситуации.

Дворяне. Потеряв власть над крестьянами, многие дворяне обуржуазивались и вступали на путь капиталистического предпринимательства. Часть дворян разорялась и продавала земли. Тем не менее при общем сокращении помещичьего землевладения к концу XIX в. 30 тыс. дворян-помещиков владели 70 млн. га земли.

Основные привилегии дворянства — сословные звания, титулы, наличие родословных книг и т. д. — оставались неизменными. Дворянство сохраняло сословные организации: губернские и уездные собрания, хотя ему не удалось добиться легализации политических партий. Тем не менее а государственном аппарате оно было самой влиятельной силой и именно оно определяло основные направления политики. За пятьдесят пореформенных лет сословный состав высшей бюрократии почти не изменился. В 1853 году в Сенате было 95% дворян, к началу XXв. — 88%. Государственный совет к концу XIX в. почти полностью состоял из дворян. Но число земельных собственников среди этой прослойки к концу века значительно сократилось. Одновременно росла связь высших бюрократических сфер с торгово-промышленными кругами.

Буржуазия. С отменой крепостного права отпали факторы, сдерживающие развитие свободного рынка. Буржуазия быстро организовывалась в класс.
Значительную его часть составляло дореформенное купечество. В результате промышленного переворота 70-х годов усилились позиции крупной промышленной буржуазии. Она была тесно связана с государственным аппаратом, и политика государства в экономической сфере отвечала ее интересам. Не имея официальной политической власти, буржуазные круги через министерства и финансовый аппарат обеспечивали себе выгоды в области финансирования, тарифов, налогообложения. Крупную роль стало играть и кулачество.

При отсутствии политических партий консолидация класса буржуазии проходила путем создания различных обществ. В 1866 году было создано
Русское техническое общество, в 1867 году — Общество для содействия развитию русской промышленности и торговли. В 1870 году в столице состоялся первый официальный торгово-промышленный съезд с участием представителей правительства. Отныне съезды стали фактором согласования экономической

- 16 -

политики государства и капитала. В дальнейшем созывались отраслевые съезды.
На них избирались постоянно действующие буржуазные органы — Советы съездов.
В 80-е годы проявились процессы монополизации (особенно нефтяной и сахарной промышленности). Нормируя сбыт продукции, государство положило начало государственно-монополистическим процессам.

Долгое время на правовое положение буржуазии оказывали влияние пережитки прошлого. Купечество делилось на три гильдии в зависимости от размера капитала. Принадлежность к гильдии определяла купеческие льготы.
Сохранялись остатки цеховой и ремесленной организации. Но к концу века сословная обособленность потеряла реальное значение. Права на торгово- промышленную деятельность были отделены от купеческих. Они определялись промысловым свидетельством, ежегодно выкупаемым. Приобретение свидетельства проходило по чисто имущественному признаку.

Рабочие. К концу столетия численность работавших по найму достигла 10 млн. человек. Но большую долю рабочих составляли лица, не порвавшие окончательно с сельскохозяйственным производством и сезонной работой.

В первые пореформенные десятилетия «рабочий вопрос» не был достаточно острым. Порядки на фабриках и заводах многое унаследовали от дореформенной эпохи. Отношения рабочих и нанимателей были слабо урегулированы законодательством. Пользуясь этим, наниматели устанавливали высокие произвольные штрафы, расплачивались натуральными продуктами из местных лавок, задерживали выдачу зарплаты. В 70-е годы XIX в. в России стали образовываться первые рабочие кружки, а революционная ситуация
1879—1881 гг. «вырвала» у правительства рабочее законодательство. В 80-е годы XIX в. была ограничена ночная работа женщин и детей, а затем и всех рабочих. Заработная плата выплачивалась раз в две недели. Ограничивалась сумма штрафов. Надзор за работой осуществляла фабричная инспекция в составе губернской администрации. В ее ведении было издание обязательных местных постановлений. Однако охрана труда продолжала оставаться низкой.
Правительство шло на поводу у капиталистов и потворствовало им. К концу XIX в. уголовное законодательство карало забастовочные действия рабочих.

На рубеже XIX — XX веков были законодательно установлены обязательные дни отдыха в выходные и праздничные дни. Усилилось значение фабричных инспекторов. Секретный циркуляр от 12 августа 1897 г. ^возлагал на полицию
(вместе с инспекцией) функции выяснения и, по возможности, устранения поводов к недовольствам рабочих при

- 17 -

злоупотреблениях фабрикантов

Государственный строй

Центральные и местные органы управления.

В. И. Ленин, характеризуя государственный строй России второй половины
XIX века, писал: «Если бросить общий взгляд на изменение всего уклада российского государства в 1861 году, то необходимо признать, что это изменение было шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную монархию. Это верно не только с экономической, но и с политической точки зрения. Достаточно вспомнить характер реформы в области суда, управления, местного самоуправления и т. п. реформ, чтобы убедиться в правильности этого положения. Можно спорить о том, велик или мал, быстр или медленен был этот «шаг», но направление, в котором этот шаг последовал, так ясно и так выяснено всеми последующими событиями, что о нем едва ли может быть два мнения» .

Возрастание политической роли крупной буржуазии в пореформенной России постепенно изменяло социальную базу российского абсолютизма. И вместе с тем единственным политически господствующим классом в государстве в этот период по-прежнему оставалось дворянство. Осуществлявшиеся в 60—70-х годах государственные реформы, объективно отразившие буржуазные тенденции в развитии государственного аппарата, субъективно стремились сохранить господствующее положение дворянства в стране. Император сохранял закрепленный в основных законах Российского государства статус неограниченного монарха:

«повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам бог повелевает».

Высшим совещательным учреждением России оставался Государственный совет, на который в ходе реформ 60—70- годов легли задачи по рассмотрению большого количества законопроектов и по кодификационной работе. При Государственном совете образовывались различные комитеты (Западный, Кавказский, по делам об устройстве сельского населения) и комиссии (по охране государственного порядка. Особое совещание для охраны спокойствия и пр.). Один из таких комитетов со временем превратился в важный орган государственного управления, став Комитетом министров.


Сенат продолжал сохранять статус высшего судебного органа государства, выполнявшего, кроме того, некоторые административно-надзорные функции.

- 18 -

Накануне реформ был учрежден новый высший государственный орган — Совет министров, в который вошли в качестве членов: председатели Государственного совета и Комитета министров, министры, главно-управляющие.
Председательствовал в нем император.

Аппарат министерств в этот период был значительно перестроен, многие из них стали создавать свои местные органы. Развитие капитализма в стране выдвинуло на первый план такие отраслевые ведомства, как Министерство путей сообщения. Министерство государственных имуществ, Главный комитет железных дорог, Министерство финансов,

Важную роль в пореформенный период приобрело Министерство внутренних дел, имевшее на местах подведомственные органы: уездные полицейские управления, губернские правления, губернские присутствия и пр. Губернатор контролировал деятельность новых органов местного управления, возникших в ходе реформы: присутствии по крестьянским делам, по делам городского и земского самоуправления, фабричные инспекции и пр. Ключевой должностью в уезде стала должность уездного исправника.

Министр юстиции контролировал всю судебную систему страны, осуществляя подбор кадров и надзорные функции. На него же возлагались обязанности генерал-прокурора.

Усложнение финансовой жизни страны, вызванное развитием капиталистических отношений, потребовало перестройки структуры Министерства финансов. В его составе были созданы казенные палаты, ведавшие прямыми налогами, акцизное управление, осуществлявшее косвенное обложение, и различные фабричные инспекции.

Государственные реформы 60—70-х годов. Революционная ситуация в стране и постепенное превращение монархии феодальной в монархию буржуазную явились главными предпосылками и причинами, вызвавшими к жизни ряд реформ, последовавших в России вслед за крестьянской реформой 1861 года.

Финансовая реформа 1862—1868 гг. Выкупная операция потребовала создания
Крестьянского и Дворянского банков, осуществлявших кредитование. Наряду с
Государственным банком возникла целая сеть частных коммерческих банков.
Финансовая реформа повела к перестройке системы государственного контроля и централизованного порядка формирования государственного бюджета, согласно которому он рассматривался и утверждался Государственным советом, а калькулировался в Министерстве финансов. Были выработаны новые бюджетные правила, и на финансовые палаты возложена обязанность контролировать осуществление бюджета по первичным документам.

- 19 -

Старые дореформенные подати, такие, как подушная, и винные откупа, были заменены поземельным и акцизным налогами. Реорганизация налоговой системы вызвала значительный рост государственного бюджета. Вместе с тем резко возросли и государственные расходы, большая их часть уходила на содержание административного, полицейского аппарата и армии. Главными потребителями государственных средств были Министерство двора, Военное министерство.
Министерство флота и Министерство внутренних дел.

Военная реформа 1864—1874 гг. Рост революционного движения, развитие капиталистических отношений и поражение России в Крымской войне обусловили необходимость перестройки вооруженных сил страны. На первом этапе реформы был сокращен (с 25 до 15 лет) срок службы рекрутов и несколько улучшена подготовка офицерских кадров.

Однако рекрутская повинность как способ комплектования армии сохранялась вплоть до 1874 года. Только угроза быстрого усиления западноевропейских армий, формировавшихся на основе всеобщей воинской повинности, заставила правительство ввести аналогичный порядок и в русскую армию. 1 января 1874 г. был утвержден Устав о воинской повинности, вводившийся для всего мужского населения «без различия состояний». Лица, достигшие 21 года, призывались на службу по жребию. Не попавшие в постоянные войска (не вытянувшие жребий) зачислялись в ополчение. Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет. Из них действительная служба занимала 6 лет и служба в запасе — 9 лет. Сроки службы на флоте соответственно составляли 7 и 3 года. Для лиц с высшим образованием срок действительной службы сокращался до полугода, со средним — до полутора лет. Для получения офицерского чина требовалось наличие специального военного образования.
Командный состав по-прежнему сохранял черты корпоративности и сословности, еще длительное время в нем преобладали дворянские элементы.

Реорганизация полицейского аппарата. Параллельно с реорганизацией и укреплением армии шла перестройка полицейского аппарата. В 1862 году городская и уездная полиция была объединена в единую полицейскую систему, которая стала представлять собой сложную иерархию, начинавшуюся с урядника и пристава и на уездном уровне возглавлявшуюся исправником. В губернских городах руководство полицией осуществлял полицеймейстер. Вся губернская полиция подчинялась губернатору и генерал-губернатору. Вершину полицейской пирамиды представлял министр внутренних дел. Ему же подчинялись включенные в 1880 году в единую полицейскую систему губернские жандармские управления.
Органы полицейского надзора сконцентрировали в своих руках всю реальную репрессивную власть в центре и на

- 20 -

местах.

Реформы местного управления. Местное управление в дореформенный период строилось в полном соответствии с системой крепостнического хозяйствования.
Центральной фигурой в нем оставался помещик, сосредоточивший в своих руках экономическую, административно-судебную и полицейскую власть над своими крестьянами. Император Павел I говорил: «У меня столько полицеймейстеров, сколько помещиков в государстве».

На губернском уровне главным лицом в системе местного управления являлся губернатор. Наказом 1837 года губернаторы наделялись широким кругом полномочий: полицейскими, надзорными, административно-хозяйственными и иными функциями. Закон отводил губернатору место непосредственного начальника вверенной ему губернии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5