Теория правового государства в дореволюционной России
p> При разработке реформы было высказано предложение создать должность
областного главного судьи, который бы осуществлял общее руководство
судопроизводством и назначал на судейские должности, но оно было отвергнуто
правительством, опасавшимся, что судебная система может получить тем самым
излишнюю, с его точки зрения, автономность. Тогда же было отвергнуто и
предложение о допущении защиты на стадии предварительного следствия. В целом становление новых судов встретилось со значительными трудностями.
Новые принципы их деятельности: гласность, состязательность, несменяемость
судей, их независимость (пусть относительная) от административных властей —
не могли не вызвать подозрительности и противодействия со стороны
государственной бюрократии. Первоначально в апреле 1866 г. были созданы
только два судебных округа (Петербургский и Московский), в остальных
районах новые суды создавались в течение долгого времени, постепенно и по
частям. Институт присяжных заседателей был наиболее радикальным нововведением
реформы. Вердикт присяжных, выносившийся ими в суде на основании
собственного, предполагавшегося независимым, суждения, не вписывался в
старую систему розыскного судопроизводства. - 28 - Однако сам порядок комплектования состава присяжных заседателей
определенно строился с учетом классовых интересов правящего слоя и сохранял
даже некоторое влияние старых сословных порядков. В общие списки присяжных
заседателей включались: почетные мировые судьи, государственные служащие,
выборные должностные лица, землевладельцы, обладающие определенным
имущественным цензом. От крестьянского сословия в списки включались
наиболее «благонадежные» лица: волостные старшины, сельские старосты,
волостные и сельские судьи. Закон запрещал включать в списки присяжных
заседателей «прислугу и наемных рабочих». Несмотря на свой буржуазный радикализм, судебная реформа с самого начала
несла на себе целый ряд пережитков прошлого. Ограничение компетенции суда
присяжных, особый порядок придания суду должностных лиц, недостаточное
ограждение судейской независимости от администрации — все это ослабляло
эффективность проводимой реформы. Ничем не ограниченное право министра
юстиции назначать судей, не вдаваясь при этом в объяснения, стало одним из
главных каналов давления администрации на судебные органы. Предание государственных чиновников суду осуществлялось постановлениями
их начальства, а не по решению суда. Присяжные заседатели отстранялись от
рассмотрения дел, имеющих политический характер. Эти и другие изъятия из
общего судебного порядка постепенно готовили почву для надвигающихся
контрреформ. Контрреформы 1880—1890 гг. Отход от провозглашенных принципов судебной
реформы начался по двум направлениям сразу: прежде всего стали все чаще
практиковаться изъятия из общего судебного порядка с передачей дел на
рассмотрение специальных и чрезвычайных судов. Другим обходным путем
явилось примечание к ст. 1 Устава уголовного судопроизводства, допускавшее
ситуации, при которых «административная власть принимает в установленном
законом порядке меры для предупреждения и пресечения преступлений и
проступков». С нарастанием реакции в стране система административной
репрессии стала быстро развиваться за счет сокращения числа дел,
рассматривавшихся в общих судебных инстанциях. Так, по известному
политическому «делу 193-х» суд оправдал большинство подсудимых. Однако
после оправдательного приговора эти люди были в административном порядке
подвергнуты ссылке на поселение. Телесные наказания, отмененные Указом 1863
года, на практике продолжали применяться в соответствии с решением Комитета
министров. В 1871 году дознание по государственным преступлениям было официально
передано корпусу жандармов. Собранные материалы должны были передаваться
министру юстиции, - 29 - который мог направлять их в судебные инстанции, а мог принять меры к
решению дела в административном порядке. В июне 1872 г. наиболее важные дела по государственным преступлениям были
переданы на рассмотрение Особого присутствия Сената с участием сословных
представителей. В 1874 году из ведения общих судов изымаются дела об
организации «противозаконных сообществ» и участии в них; в 1878 году — дела
о противодействии или сопротивлении властям и о покушениях на должностных
лиц. Обвиняемые в этих преступлениях предавались военному суду. После покушения на императора Александра II, совершенного народовольцами,
усиливается правительственное наступление на судебную систему, порожденную
реформой. В 1881 году было принято специальное Положение о мерах к
ограждению государственного порядка и общественного спокойствия,
закрепившее и приведшее в систему все ранее сделанные изъятия из общего
судебного порядка. Согласно этому Положению, министру внутренних дел,
генерал-губернатору предоставлялось право передавать ряд дел на
рассмотрение военных судов для решения по законам военного времени. Причем
это право не было ограничено территориальными пределами: достаточно, чтобы
в одном месте было введено «положение чрезвычайной охраны», и оно могло
быть распространено на любую часть страны. Военные суды рассматривали дела
в кратчайшие сроки, с минимальными гарантиями прав обвиняемого,
приговаривая к самым суровым наказаниям. В 1889 году вступает в действие Положение о земских участковых
начальниках, разрушившее идею о раздельности судебных и административных
властей. Этим законом прежде всего был нанесен серьезный удар по системе
мировых судов: их число существенно сократилось. В уездах вместо мировых
судей вводился, институт земских начальников, наделенных широкими
административно-судебными правами в отношении крестьянского населения. Они
осуществляли контроль. над сельскими и волостными органами самоуправления,
руководили полицией и надзирали за деятельностью волостных судов. В
качестве ценза для этой должности устанавливались: высшее образование или
занятие кандидатом в течение нескольких лет должности мирового посредника,
мирового судьи; высокий имущественный ценз и звание потомственного
дворянина. Сословный принцип подбора кадров проявился здесь со всей
откровенностью. Параллельно с земскими начальниками в уезде стали действовать уездные
члены окружного суда, рассматривавшие дела, изъятые у мировых судей, но не
перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей появились
городские судьи, назначаемые - 30 - министром юстиции. Второй инстанцией для всех этих судов стал уездный съезд, состоявший из
уездного члена окружного суда, одного-двух городских судей и нескольких
земских начальников. Съезд возглавлялся уездным пред-; водителем
дворянства. Таким образом, большинство » мест в этих органах оказывалось за
государственными должностными лицами. Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы судов стали
губернские присутствия, находившиеся под руководством губернатора и в
основном состоявшие из государственных чиновников. Кассационная
деятельность в ходе такой реорганизации перестала быть исключительной
компетенцией Сената. Кроме того, в 1885 году рядом с кассационными
департаментами Сената организуется специальное административное (Первое)
присутствие, отобравшее у департаментов ряд дел кассационного производства. Административное вмешательство в судопроизводство повлекло за собой отход
от одного из важнейших принципов судебной реформы — гласности суда, в 1887
году провозглашается право суда рассматривать дела при закрытых дверях, в
1891 году резко сужается гласность гражданского судопроизводства. Волостные суды, которые уже в ходе самой судебной реформы составляли
особое звено судебной системы (специальный порядок судопроизводства,
применение ими телесных наказаний и пр.), с 1889 года подпадают под
непосредственный контроль земских начальников. Последние отбирали
кандидатов для волостных судов, осуществляли ревизии, штрафовали и
арестовывали без особых формальностей волостных судей. Апелляционной
инстанцией для волостного суда стали уездные съезды, кассационной —
губернские присутствия, т. е. органы по своему существу административные. Волна контрреформ захватила в 80—90-е годы и сферу органов местного
самоуправления. В 1890 году было пересмотрено Положение о губернских и
уездных земских учреждениях. Сохранив куриальную систему выборов,
правительство отказалось от принципов представительства в первой курии: в
нее входили исключительно потомственные и личные дворяне. Для усиления их
роли в земских органах, в дворянской курии снижался имущественный ценз.
Одновременно с этим ценз значительно увеличивался во второй (городской)
курии. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой
оно возрастало, от второй сокращалось. По отношению к крестьянской курии
усилился контроль администрации — земских начальников и губернатора;
губернатор по своему усмотрению назначал гласных в уездное земское
собрание. Закон предоставлял губернатору право приостанавливать любое - 31 - постановление земского собрания, если оно «не соответствовало общим
государственным пользам и нуждам» либо «нарушало интересы местного
населения». В 1892 году было принято новое Городовые положения. Если прежде к выборам
в органы городского самоуправления допускались практически все плательщики
налогов, то, согласно новому закону, в число выборщиков могли попасть
только лица с определенным имущественным цензом (в зависимости от ценности
принадлежавшего им имущества). Вынужденное под угрозой революционной ситуации провести в 60—70-е годы
ряд буржуазных по своему характеру реформ, правительство в 80—90-е годы
наносит удар почти по всем вновь возникшим институтам и принципам. Эпоха
контрреформ сделала существенный сдвиг «вправо» по всем направлениям
социального, политического и государственно-правового развития России. Право Особенности развития права и его источники. Некоторые буржуазные принципы
проникали в право еще до отмены крепостничества. Этому способствовала
кодификация законодательства. Как свидетельство буржуазного развития права
в XIX веке кодексы активно издавались в европейских странах — Италии,
Бельгии, Швеции и т. д. В России бюрократия негативно относилась к изданию
четких отраслевых кодексов, усматривая в этом возможность ограничения
действий властей. Поэтому система права сохранила здесь консервативные
черты. Необходимость издания отраслевых кодексов сознавалась, но работа
кодификационных комиссий растягивалась на долгие годы, а проекты кодексов
до конца столетия так и не вступили в силу. Шел медленный и постепенный
процесс приспособления права к условиям буржуазного общества. На базе
дореформенных кодификационных, работ издавались второе и третье Полное
собрание законов. В них большое место занимало уже новое пореформенное
законодательство. Действующие правовые нормы издавались в Своде законов. В области уголовного права сохранила действие большая часть норм Уложения
о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. В 1866 и 1885 гг.
вступили в силу его новые редакции, содержание которых было согласовано с
текущим пореформенным законодательством. Однако и они страдали известными
пробелами и казуистичностью. Накапливался новый законодательный материал.
Некоторые криминалисты характеризовали Уложение к концу столетия как
«совершенный анахронизм». - 32 - Десятый том Свода законов (частично и другие тома) был основным
источником гражданского права. Значительную часть гражданско-правовых норм
содержали также акты, изданные в ходе реформ и дальнейших преобразований:
Судебные уставы. Положения о земских начальниках. Временные правила о
волостном суде и т. д. Они же были важнейшими источниками процессуального
права. Обычай в ограниченном виде сохранил значение источника. Он применялся в
национальных окраинах, особенно в регионах мусульманского права. Обычай
применялся волостными судами в крестьянских имущественных спорах и при
рассмотрении мелких проступков. В торгово-промышленной сфере к обычаям
обращались при отсутствии закона. Правило, что обычай применялся при
отсутствии нормы права, стало общим принципом правовой жизни. Но это
применение обычаев не должно было противоречить закону. В новых условиях правительство стремилось к усилению административного
контроля во всех государственно-правовых сферах. Важнейшие законодательные
акты не могли вступить в силу без одобрения царя. В семейных отношениях и
судопроизводстве над лицами духовного звания сохранилось влияние церковного
права. Эти факторы сдерживали, но не могли остановить буржуазной эволюции
права. В юридической практике оформились основные отрасли права —
государственное, уголовное, гражданское, процессуальное и т. д. Резко
активизировалась законодательная деятельность. Новое законодательство
учитывало потребности буржуазного развития. С 1863 года стало издаваться
периодическое Собрание узаконенной и распоряжений правительства (под
контролем Сената). Там печатались уставы акционерных компаний, уставы
кредитных обществ, постановления министров, сенатская практика. Новое
законодательство часто противоречило действующему. Толкование права было в
ведении Сената, который постепенно приспосабливал устаревшие положения к
потребностям правового развития буржуазного общества. Место сенатских
разъяснений не определялось с полной ясностью, но министры и ведомства
подчеркивали, что они являются обязательными для юридической практики.
Отдельные постановления Сената получали высочайшее утверждение и
становились законами. Гражданское право. В указанный период постепенно утверждались буржуазные
принципы гражданского права. Все подданные империи стали субъектами
правоотношений независимо от пола, веры и национальности. Однако закон не
провозглашал всеобщего равенства и не мог это сделать при сохранении
сословной неравноправности субъектов. Ограничивались в ряде случаев права
крестьян, духовенства, женщин. - 33 - Каждое лицо признавалось правоспособным с момента рождения. Поскольку
утверждение буржуазных начал проходило путем приспособления к новым
условиям части старых правовых норм, закон часто не давал общих дефиниций.
В этих случаях юридическая наука и практика вырабатывали необходимые
положения из практической деятельности. В силу особенностей такой эволюции
права закон не содержал четких обобщающих понятий правоспособности и
дееспособности. Статья 698 т. Х указывала лишь на общие признаки
правоспособности: приобретать права на имущество могут частные лица. Она же
устанавливала, что характер этих прав подробно определен в законах о
состояниях. Имелись, следовательно, сословные ограничения правоспособности.
Следует отметить, что правоспособность иностранных граждан в России была
весьма обширной. Это помогало оседанию в стране иного странного капитала. Полная дееспособность наступала по достижении лицом 21 года. Оно могло
совершать сделки, распоряжаться капиталами и т. д. Дееспособность лиц
моложе 21 года ограничивалась. Она могла ограничиваться и по суду
вследствие душевной болезни и состояния здоровья. Могла также принудительно
устанавливаться опека над имениями расточителей. В праве развивалось понятие юридического лица. Особенности развития
приводили к тому, что это понятие применялось сначала к государству,
монастырям, учебным заведениям и т. д. Рост товарно-денежного обмена
выдвинул на первое место купеческие и промышленные организации,
товарищества и акционерные общества, которые приобрели права юридических
лиц. Юридические лица вступали в договоры, владели собственностью. Их
правоспособность определялась законом в соответствии с целями деятельности.
Деятельность юридических лиц, направленная к достижению иных целей, по
разъяснению Сената, признавалась не» действительной. Это была одна из форм
государственного контроля. Право собственности. Собственнику предоставлялось абсолютное право
владеть, пользоваться и распоряжаться вещью вечно и потомственно. Ему
принадлежали и недра земли. Для характеристики объектов права собственности
закон употреблял термин «имущество», что свидетельствовало об унификации
собственности в различных экономических сферах. Различались движимые и
недвижимые объекты права собственности (т. X, ст. 383). К не движимостям
относились земельные владения, дома, фабрики, заводы, железные дороги и т.
п. К движимым — ценные бумаги, капиталы и т. п. Недвижимости особенно
тщательно охранялись законом. Еще раньше утвердилось деление имущества на
родовое и благоприобретенное. Под последним понималось все, что
приобреталось не по праву наследования. В условиях России это явилось
следствием конфликта старого и нового в экономическом развитии. Понятие
родового - 34 - имущества относилось прежде всего к земельной собственности.
Благоприобретенное имущество появлялось в результате товарного обмена.
Распоряжение родовым имуществом путем дарения, отчуждения, завещания было
ограниченным. Это способствовало устойчивости дворянской земельной
собственности. Существовала также особая категория заповедных имений,
рассматриваемых как собственность дворянского рода в целом. Сделки на них
запрещались, что было гарантированной основой «не оскудения» знатных
дворянских фамилий. С развитием обмена к заповедному имуществу стали
причисляться произведения искусства, фабрики, заводы, ценности. Важнейшую роль играла в России государственная собственность,
определяемая законом как «не принадлежащая никому в особенности» (т. X, ст.
406). Сюда входили казенные земли, озера, реки, леса, здания и т. д.
Предусматривалась и возможность принудительного выкупа государством за
вознаграждение какого-либо имущества у частных лиц (например, земли,
железные дороги и т. д.). Реализация этого права участилась к концу
столетия в связи со строительством железных дорог. Существовали также
дворцовые, удельные и другие имущества.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|