бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Теория правового государства в дореволюционной России бесплатно рефераты

p> При разработке реформы было высказано предложение создать должность областного главного судьи, который бы осуществлял общее руководство судопроизводством и назначал на судейские должности, но оно было отвергнуто правительством, опасавшимся, что судебная система может получить тем самым излишнюю, с его точки зрения, автономность. Тогда же было отвергнуто и предложение о допущении защиты на стадии предварительного следствия.

В целом становление новых судов встретилось со значительными трудностями.
Новые принципы их деятельности: гласность, состязательность, несменяемость судей, их независимость (пусть относительная) от административных властей — не могли не вызвать подозрительности и противодействия со стороны государственной бюрократии. Первоначально в апреле 1866 г. были созданы только два судебных округа (Петербургский и Московский), в остальных районах новые суды создавались в течение долгого времени, постепенно и по частям.

Институт присяжных заседателей был наиболее радикальным нововведением реформы. Вердикт присяжных, выносившийся ими в суде на основании собственного, предполагавшегося независимым, суждения, не вписывался в старую систему розыскного судопроизводства.

- 28 -

Однако сам порядок комплектования состава присяжных заседателей определенно строился с учетом классовых интересов правящего слоя и сохранял даже некоторое влияние старых сословных порядков. В общие списки присяжных заседателей включались: почетные мировые судьи, государственные служащие, выборные должностные лица, землевладельцы, обладающие определенным имущественным цензом. От крестьянского сословия в списки включались наиболее «благонадежные» лица: волостные старшины, сельские старосты, волостные и сельские судьи. Закон запрещал включать в списки присяжных заседателей «прислугу и наемных рабочих».

Несмотря на свой буржуазный радикализм, судебная реформа с самого начала несла на себе целый ряд пережитков прошлого. Ограничение компетенции суда присяжных, особый порядок придания суду должностных лиц, недостаточное ограждение судейской независимости от администрации — все это ослабляло эффективность проводимой реформы. Ничем не ограниченное право министра юстиции назначать судей, не вдаваясь при этом в объяснения, стало одним из главных каналов давления администрации на судебные органы.

Предание государственных чиновников суду осуществлялось постановлениями их начальства, а не по решению суда. Присяжные заседатели отстранялись от рассмотрения дел, имеющих политический характер. Эти и другие изъятия из общего судебного порядка постепенно готовили почву для надвигающихся контрреформ.

Контрреформы 1880—1890 гг. Отход от провозглашенных принципов судебной реформы начался по двум направлениям сразу: прежде всего стали все чаще практиковаться изъятия из общего судебного порядка с передачей дел на рассмотрение специальных и чрезвычайных судов. Другим обходным путем явилось примечание к ст. 1 Устава уголовного судопроизводства, допускавшее ситуации, при которых «административная власть принимает в установленном законом порядке меры для предупреждения и пресечения преступлений и проступков». С нарастанием реакции в стране система административной репрессии стала быстро развиваться за счет сокращения числа дел, рассматривавшихся в общих судебных инстанциях. Так, по известному политическому «делу 193-х» суд оправдал большинство подсудимых. Однако после оправдательного приговора эти люди были в административном порядке подвергнуты ссылке на поселение. Телесные наказания, отмененные Указом 1863 года, на практике продолжали применяться в соответствии с решением Комитета министров.

В 1871 году дознание по государственным преступлениям было официально передано корпусу жандармов. Собранные материалы должны были передаваться министру юстиции,

- 29 -

который мог направлять их в судебные инстанции, а мог принять меры к решению дела в административном порядке.

В июне 1872 г. наиболее важные дела по государственным преступлениям были переданы на рассмотрение Особого присутствия Сената с участием сословных представителей. В 1874 году из ведения общих судов изымаются дела об организации «противозаконных сообществ» и участии в них; в 1878 году — дела о противодействии или сопротивлении властям и о покушениях на должностных лиц. Обвиняемые в этих преступлениях предавались военному суду.

После покушения на императора Александра II, совершенного народовольцами, усиливается правительственное наступление на судебную систему, порожденную реформой. В 1881 году было принято специальное Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия, закрепившее и приведшее в систему все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка. Согласно этому Положению, министру внутренних дел, генерал-губернатору предоставлялось право передавать ряд дел на рассмотрение военных судов для решения по законам военного времени. Причем это право не было ограничено территориальными пределами: достаточно, чтобы в одном месте было введено «положение чрезвычайной охраны», и оно могло быть распространено на любую часть страны. Военные суды рассматривали дела в кратчайшие сроки, с минимальными гарантиями прав обвиняемого, приговаривая к самым суровым наказаниям.

В 1889 году вступает в действие Положение о земских участковых начальниках, разрушившее идею о раздельности судебных и административных властей. Этим законом прежде всего был нанесен серьезный удар по системе мировых судов: их число существенно сократилось. В уездах вместо мировых судей вводился, институт земских начальников, наделенных широкими административно-судебными правами в отношении крестьянского населения. Они осуществляли контроль. над сельскими и волостными органами самоуправления, руководили полицией и надзирали за деятельностью волостных судов. В качестве ценза для этой должности устанавливались: высшее образование или занятие кандидатом в течение нескольких лет должности мирового посредника, мирового судьи; высокий имущественный ценз и звание потомственного дворянина. Сословный принцип подбора кадров проявился здесь со всей откровенностью.

Параллельно с земскими начальниками в уезде стали действовать уездные члены окружного суда, рассматривавшие дела, изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей появились городские судьи, назначаемые

- 30 -

министром юстиции.

Второй инстанцией для всех этих судов стал уездный съезд, состоявший из уездного члена окружного суда, одного-двух городских судей и нескольких земских начальников. Съезд возглавлялся уездным пред-; водителем дворянства. Таким образом, большинство » мест в этих органах оказывалось за государственными должностными лицами.

Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы судов стали губернские присутствия, находившиеся под руководством губернатора и в основном состоявшие из государственных чиновников. Кассационная деятельность в ходе такой реорганизации перестала быть исключительной компетенцией Сената. Кроме того, в 1885 году рядом с кассационными департаментами Сената организуется специальное административное (Первое) присутствие, отобравшее у департаментов ряд дел кассационного производства.

Административное вмешательство в судопроизводство повлекло за собой отход от одного из важнейших принципов судебной реформы — гласности суда, в 1887 году провозглашается право суда рассматривать дела при закрытых дверях, в
1891 году резко сужается гласность гражданского судопроизводства.

Волостные суды, которые уже в ходе самой судебной реформы составляли особое звено судебной системы (специальный порядок судопроизводства, применение ими телесных наказаний и пр.), с 1889 года подпадают под непосредственный контроль земских начальников. Последние отбирали кандидатов для волостных судов, осуществляли ревизии, штрафовали и арестовывали без особых формальностей волостных судей. Апелляционной инстанцией для волостного суда стали уездные съезды, кассационной — губернские присутствия, т. е. органы по своему существу административные.

Волна контрреформ захватила в 80—90-е годы и сферу органов местного самоуправления. В 1890 году было пересмотрено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Сохранив куриальную систему выборов, правительство отказалось от принципов представительства в первой курии: в нее входили исключительно потомственные и личные дворяне. Для усиления их роли в земских органах, в дворянской курии снижался имущественный ценз.
Одновременно с этим ценз значительно увеличивался во второй (городской) курии. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокращалось. По отношению к крестьянской курии усилился контроль администрации — земских начальников и губернатора; губернатор по своему усмотрению назначал гласных в уездное земское собрание. Закон предоставлял губернатору право приостанавливать любое

- 31 -

постановление земского собрания, если оно «не соответствовало общим государственным пользам и нуждам» либо «нарушало интересы местного населения».

В 1892 году было принято новое Городовые положения. Если прежде к выборам в органы городского самоуправления допускались практически все плательщики налогов, то, согласно новому закону, в число выборщиков могли попасть только лица с определенным имущественным цензом (в зависимости от ценности принадлежавшего им имущества).

Вынужденное под угрозой революционной ситуации провести в 60—70-е годы ряд буржуазных по своему характеру реформ, правительство в 80—90-е годы наносит удар почти по всем вновь возникшим институтам и принципам. Эпоха контрреформ сделала существенный сдвиг «вправо» по всем направлениям социального, политического и государственно-правового развития России.

Право

Особенности развития права и его источники. Некоторые буржуазные принципы проникали в право еще до отмены крепостничества. Этому способствовала кодификация законодательства. Как свидетельство буржуазного развития права в XIX веке кодексы активно издавались в европейских странах — Италии,
Бельгии, Швеции и т. д. В России бюрократия негативно относилась к изданию четких отраслевых кодексов, усматривая в этом возможность ограничения действий властей. Поэтому система права сохранила здесь консервативные черты. Необходимость издания отраслевых кодексов сознавалась, но работа кодификационных комиссий растягивалась на долгие годы, а проекты кодексов до конца столетия так и не вступили в силу. Шел медленный и постепенный процесс приспособления права к условиям буржуазного общества. На базе дореформенных кодификационных, работ издавались второе и третье Полное собрание законов. В них большое место занимало уже новое пореформенное законодательство. Действующие правовые нормы издавались в Своде законов.

В области уголовного права сохранила действие большая часть норм Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. В 1866 и 1885 гг. вступили в силу его новые редакции, содержание которых было согласовано с текущим пореформенным законодательством. Однако и они страдали известными пробелами и казуистичностью. Накапливался новый законодательный материал.
Некоторые криминалисты характеризовали Уложение к концу столетия как
«совершенный анахронизм».

- 32 -

Десятый том Свода законов (частично и другие тома) был основным источником гражданского права. Значительную часть гражданско-правовых норм содержали также акты, изданные в ходе реформ и дальнейших преобразований:
Судебные уставы. Положения о земских начальниках. Временные правила о волостном суде и т. д. Они же были важнейшими источниками процессуального права.

Обычай в ограниченном виде сохранил значение источника. Он применялся в национальных окраинах, особенно в регионах мусульманского права. Обычай применялся волостными судами в крестьянских имущественных спорах и при рассмотрении мелких проступков. В торгово-промышленной сфере к обычаям обращались при отсутствии закона. Правило, что обычай применялся при отсутствии нормы права, стало общим принципом правовой жизни. Но это применение обычаев не должно было противоречить закону.

В новых условиях правительство стремилось к усилению административного контроля во всех государственно-правовых сферах. Важнейшие законодательные акты не могли вступить в силу без одобрения царя. В семейных отношениях и судопроизводстве над лицами духовного звания сохранилось влияние церковного права. Эти факторы сдерживали, но не могли остановить буржуазной эволюции права. В юридической практике оформились основные отрасли права — государственное, уголовное, гражданское, процессуальное и т. д. Резко активизировалась законодательная деятельность. Новое законодательство учитывало потребности буржуазного развития. С 1863 года стало издаваться периодическое Собрание узаконенной и распоряжений правительства (под контролем Сената). Там печатались уставы акционерных компаний, уставы кредитных обществ, постановления министров, сенатская практика. Новое законодательство часто противоречило действующему. Толкование права было в ведении Сената, который постепенно приспосабливал устаревшие положения к потребностям правового развития буржуазного общества. Место сенатских разъяснений не определялось с полной ясностью, но министры и ведомства подчеркивали, что они являются обязательными для юридической практики.
Отдельные постановления Сената получали высочайшее утверждение и становились законами.

Гражданское право. В указанный период постепенно утверждались буржуазные принципы гражданского права. Все подданные империи стали субъектами правоотношений независимо от пола, веры и национальности. Однако закон не провозглашал всеобщего равенства и не мог это сделать при сохранении сословной неравноправности субъектов. Ограничивались в ряде случаев права крестьян, духовенства, женщин.

- 33 -

Каждое лицо признавалось правоспособным с момента рождения. Поскольку утверждение буржуазных начал проходило путем приспособления к новым условиям части старых правовых норм, закон часто не давал общих дефиниций.
В этих случаях юридическая наука и практика вырабатывали необходимые положения из практической деятельности. В силу особенностей такой эволюции права закон не содержал четких обобщающих понятий правоспособности и дееспособности. Статья 698 т. Х указывала лишь на общие признаки правоспособности: приобретать права на имущество могут частные лица. Она же устанавливала, что характер этих прав подробно определен в законах о состояниях. Имелись, следовательно, сословные ограничения правоспособности.
Следует отметить, что правоспособность иностранных граждан в России была весьма обширной. Это помогало оседанию в стране иного странного капитала.

Полная дееспособность наступала по достижении лицом 21 года. Оно могло совершать сделки, распоряжаться капиталами и т. д. Дееспособность лиц моложе 21 года ограничивалась. Она могла ограничиваться и по суду вследствие душевной болезни и состояния здоровья. Могла также принудительно устанавливаться опека над имениями расточителей.

В праве развивалось понятие юридического лица. Особенности развития приводили к тому, что это понятие применялось сначала к государству, монастырям, учебным заведениям и т. д. Рост товарно-денежного обмена выдвинул на первое место купеческие и промышленные организации, товарищества и акционерные общества, которые приобрели права юридических лиц. Юридические лица вступали в договоры, владели собственностью. Их правоспособность определялась законом в соответствии с целями деятельности.
Деятельность юридических лиц, направленная к достижению иных целей, по разъяснению Сената, признавалась не» действительной. Это была одна из форм государственного контроля.

Право собственности. Собственнику предоставлялось абсолютное право владеть, пользоваться и распоряжаться вещью вечно и потомственно. Ему принадлежали и недра земли. Для характеристики объектов права собственности закон употреблял термин «имущество», что свидетельствовало об унификации собственности в различных экономических сферах. Различались движимые и недвижимые объекты права собственности (т. X, ст. 383). К не движимостям относились земельные владения, дома, фабрики, заводы, железные дороги и т. п. К движимым — ценные бумаги, капиталы и т. п. Недвижимости особенно тщательно охранялись законом. Еще раньше утвердилось деление имущества на родовое и благоприобретенное. Под последним понималось все, что приобреталось не по праву наследования. В условиях России это явилось следствием конфликта старого и нового в экономическом развитии. Понятие родового

- 34 -

имущества относилось прежде всего к земельной собственности.
Благоприобретенное имущество появлялось в результате товарного обмена.
Распоряжение родовым имуществом путем дарения, отчуждения, завещания было ограниченным. Это способствовало устойчивости дворянской земельной собственности. Существовала также особая категория заповедных имений, рассматриваемых как собственность дворянского рода в целом. Сделки на них запрещались, что было гарантированной основой «не оскудения» знатных дворянских фамилий. С развитием обмена к заповедному имуществу стали причисляться произведения искусства, фабрики, заводы, ценности.

Важнейшую роль играла в России государственная собственность, определяемая законом как «не принадлежащая никому в особенности» (т. X, ст.
406). Сюда входили казенные земли, озера, реки, леса, здания и т. д.
Предусматривалась и возможность принудительного выкупа государством за вознаграждение какого-либо имущества у частных лиц (например, земли, железные дороги и т. д.). Реализация этого права участилась к концу столетия в связи со строительством железных дорог. Существовали также дворцовые, удельные и другие имущества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5