бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Светские и теократические государства: правовой аспект государственно-церковных отношений бесплатно рефераты

Таким образом, Россия не провозглашает какой-либо официальной или предпочтительной религии, ни одно вероучение не оказывает определяющего влияния на деятельность государства, систему государственного и муниципального образования.

Однако, следует отметить укрепление положения церкви в России.  О том, что церковь возрождается в России, можно судить по многим обстоятельствам: реконструируются старые и строятся новые храмы; выпускается множество газет религиозного содержания,  да и других газетах все чаще появляются заметки и статьи, так или иначе связанные с церковной тематикой; по телевидению в самых разных программах часто можно увидеть не только репортажи о церкви, но и самих церковных деятелей, которые, к слову, принимают, можно сказать, активное участие в политической и общественной жизни страны; люди все чаще и охотнее посещают церковь; открываются религиозные образовательные учреждения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, изучив множество самой различной литературы и синтезировав все самое интересное и важное, можно сделать определенные теоретические выводы:

- в светских государствах в настоящее время каких-либо существенных разногласий между государством и церковью не наблюдается.

- положение церкви в государстве стабилизировано и не подвергается каким-либо кардинальным изменениям. По-видимому, это достигается совместной работой органов государства и церкви, результатом которой стало принятие решений, удовлетворяющих обе стороны.

- современные теократические государства имеют свою уникальную модель устройства, не похожую на исторические.

- в современном мире идеальным будет режим отделения церкви от государства, но на основе взаимного партнерства.

         Также можно сделать следующие практические рекомендации по теме:

- совершенствование законодательной базы в области рассматриваемых отношений путем заключения конституционных отношений с крупнейшими религиозными организациями.

- изменение законодательства с учетом нужд и интересов церкви.

- издание законов запрещающих существование заведомо деструктивных тоталитарных сект.

- опираясь на опыт зарубежных стран, законодательно провести более четкую границу между корпорациями публичного и частного права.

На сегодняшний день мы можем говорить, что государство имеет преимущественный потенциал воздействия на положение церкви путем принятия законов, которые обязательны к исполнению. Поэтому, если и возникнут какие-либо трения, то государство имеет возможность быстро «урезонить» церковь силой своей власти. Причем характер ограничений может носить специфический характер – например, вопросы собственности церкви, занятия церкви коммерческой деятельностью и т.п. Такое положение вещей, на мой взгляд, крайне ограничивает ответные меры церкви по отношению к государству. Однако степень воздействия церкви на государство через верующих тоже не стоит преуменьшать, причем не важно, светское это государство или теократическое.

Интересно как зарубежная пресса реагирует на подъем религии в России. Американская газета «Бостон Глоуб» пишет: «Звон церковных колоколов вновь несется над российскими городами и селами. Заново позолоченные купола сверкают на солнце. Церкви, которые еще недавно выглядели устрашающими руинами, поднимаются под благостное пение верующих».[31]

Как тенденцию можно отметить активизацию миссионерской деятельности на территории России Католической Церкви. Некоторые представители духовенства России всерьез обеспокоены этим. И свои опасения по этому поводу выразили в письме Патриарху Русской Православной Церкви Алексию II, которое подписали 109 клириков и мирян. В этом письме они обращают внимание Патриарха на «неизменность давних стремлений Ватикана к расширению своего влияния на Восток…Нас особенно настораживает открытое сотрудничество некоторых  клириков и мирян нашей Церкви с теми католическими структурами, которые занимаются прозелитизмом на территории России». В заключение подписавшиеся под письмом делают вывод: «Создается впечатление, что Ватикан пытается создать внутри Русской Православной Церкви прослойку духовенства, лояльную к католическому вероучению».[32] 

По-прежнему, проблемой для всего мира, проблемой, носящей интернациональный, межгосударственный характер, остается проблема воинствующих религиозных течений, таких, как исламский фундаментализм. Религиозные фанатики принесли много горя и слез людям практически на всех континентах, поломали множество человеческих судеб, не обойдя вниманием и Россию. Способом отстаивания своих взглядов они и им подобные выбрали вооруженное противостояние, проведение страшных по своей жестокости террористических актов, в результате которых гибнут чаще всего ни в чем не повинные люди, и, что еще более ужасно, дети. Всем понятно, что так дело оставлять нельзя и надо активно искоренять это зло.

Эволюция отношений между государством и церковью все-таки продолжается. Исследования этой темы не потеряют своей актуальности никогда, и есть все основания полагать, что многие мыслители, ученые и исследователи настоящего и будущего не станут пренебрегать изучением взаимоотношений государства и церкви, открыв и объяснив многие вопросы взаимодействия, взаимовлияния столь мощных сил, как государство и религия.

А, в общем, мир живет: любя и страдая, борясь, побеждая и проигрывая, радуясь и огорчаясь. И пусть государство и религия, как две могущественные

силы, сплотят людей, дадут им веру и надежду на лучшее будущее, зажгут их светом и энтузиазмом общего дела, заставляющего все человечество идти вперед и только вперед.


 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Нормативные акты

 

1.     Международная декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам от 18.12.92. №47/35// Московский журнал международного права. 1993. №2

2.     Конституция РФ от 12. 12. 1993г. // РГ.-1993.-№273.-25 дек.

3.     ГК РФ №51-ФЗ от 21.10.94// СЗ РФ.-1996.-№5.- ст.410

4.     ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.10.97 №125 – ФЗ// СЗ РФ. -1997.- №39.- ст. 4465

5.     ФЗ  «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 №7-ФЗ// СЗ РФ.- 1996.- №3.- ст. 145

6.     Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25.10.1990 №267-1 // Ведомости ВС РСФСР. - 1990.- №21.- ст.240

 

Научная литература

 

7.     Агапов А.Б. Церковь и исполнительная власть // Государство и право.- 1998.- № 4

8.     Аман  И.В.  Государство и церковь // Континент.- 1997.- №6

9.     Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки// Государство и право.-1993.- №7

10. Ильин И.А. Собрание сочинений в 10-ти тт., т.4.- М.: «Русская книга», 1994.- 624с.

11. Исаев И. А. История государства и права России.- М.: «Юрист»,1996.- 436с.

12. История политических и правовых учений/ под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1995.- 332с.

13. Клочков В. В. Религия. Государство. Право.-М.: «Мысль», 1978.- 375с.

14. Куроедов В. А. Религия и церковь в советском государстве.- М.: «Политиздат», 1981.- 136с.

15. Лапский В. Крестовый поход в третье тысячелетие // Российская газета. – 2001.- 19 января

16. Либеро Д. Каноническое право в католической церкви. - М., 1996.-201с.

17. Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государств и права. - М., 1997.- 340с.

18. Малахова Ю. ИНН заслушают на богословской комиссии // Российская газета.- 2001.- 6 февраля

19. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно-христианская мистика.- М., 2000.- 573с.

20. Миронов А.В. Основы религиоведения. Эволюция религии в современном мире // Социально-гуманитарные знания.- 1999.- № 2

21. Миронов А.В. Основы религиоведения. Государственно-церковные отношения // Социально-гуманитарные знания.- 1999.- № 3

22. Михайлов К. Небесный покровитель сети // Нижегородский рабочий.- 2001.- 12 марта

23. Морозова А.А. Государство и церковь - особенности взаимоотношений //Государство и право.- 1995.- Март

24. Николин Алексей, священник. Церковь и государство.- М., 1997.- 92с.

25. Основы социальной концепции РПЦ // Журнал Московской Патриархии. -2000.- Июнь

26. Письмо духовенства к Святейшему Патриарху // Журнал Московской Патриархии.- 1996.-Январь

27. Платон. Диалоги.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.- 500с.

28. Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. М.: «Про-пресс», 2003.- 327с.

29. Путь. Сборник.- М.: «Информ-прогресс», 1992.- 752с.

30. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций.  М.: «Центр», 2000.- 624с.

31. Римская империя / под ред. И. Л. Сурдина.- М.: «Тера», 2001.- 552с.

32. Соколов И.И. О византинизме в церковно-историческом отношении.- С-Пб., 2003.- 269с.

33. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени.- М., 1997.- 249с.

34. Сорокин П.А. Социокультурная  динамика и религия. Кризис нашего времени. - М.: «Человек. Цивилизация. Общество», 1992.- 323с.

35. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. - М., 1973.- 350с.

36. Теория государства и права. / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: «Инфа М-Норма», 1997.- 607с.

37. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. - М., 1997.- 295с.

38. Теория права и государства./ Под ред. Г.Н. Манова. - М., 1995.- 262с.

39. Тихомиров Л.А. Единоличная власть, как принцип государственного строительства. -  М., 1897.- 306с.

40. Христианство / под ред. С.С. Оверенцева. В 3-х томах. - М.: «БРЭ», 1993.- 670с.

41. Цыпин Владислав, протоиерей. Курс церковного права.  - Клин, 2002.- 700с.

42. Цыпин Владислав, протоиерей. Актуальные проблемы канонического права.// Альфа и омега. - М.- 2003.- №4

43. Чаплин Всеволод, протоиерей. Закон и церковно-государственные отношения.// Церковь и время. ОВЦС Московского Патриархата.- 2001.- №4

44. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. - М.: «Юрист», 1996.- 653с.

Материалы судебной практики


45. Решение Головинского районного суда Северного АО г. Москвы о ликвидации и запрете деятельности религиозной организации «Свидетели Иеговы в г. Москва» [26.03.2004]

46. Решение Магаданского городского суда о признании незаконными предупреждений Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Магаданской области в отношении прихода Рождества Христова Римско-Католической церкви в г. Магадане [15.05.2002]

47. Решение Октябрьского районного суда Кировской области об отказе в иске Управлению юстиции Кировской области к церкви "Кировский христианский центр" Христианской Ассоциации "Глобальная стратегия" [01.02.2000]

48. Решение Московского районного суда г. Казани по делу Казанской церкви христиан-адвентистов седьмого дня [15.03.1999]

49. Решение Центрального районного суда г. Тулы по делу студентов Заокской духовной семинарии Церкви христиан-адвентистов седьмого дня [28.05.1997]











СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ


РФ – Российская Федерация

РСФСР - Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика

СССР – Союз Советских Социалистических Республик

РПЦ – Русская Православная Церковь

ФСБ – Федеральная Служба Безопасности

МВД – Министерство Внутренних Дел

М. – Москва

СПб. – Санкт-Петербург

т.д. – так далее

т.п. – тому подобное

т.к. – так как

см. – смотри

гл. – глава

тт. – тома

вв. – века

ст. – статья

п. – пункт

г. – год

с./стр. – страница


 

 

 

 

 

Приложение 1

Решение Головинского районного суда Северного АО г. Москвы от 26.03.2004 г.


 
Именем Российской Федерации Головинский районный суд Северного АО г. Москвы в составе: председательствующего федерального судьи Дубинской В.К.; c участием: прокурора Кондратьевой Т.И., адвокатов Крыловой Г.А., Леонтьева А.Е., Бернса Д.М., при секретаре Штек А.С.                             .
        Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-674 по представлению прокурора Северного административного округа г. Москвы о ликвидации и запрете деятельности «Религиозной общины Свидетелей Иеговы в г. Москве», суд установил:             :                                                                                                                                                                   
        Прокурор Северного административного округа г. Москвы обратился в суд с представлением о ликвидации и запрете деятельности «Религиозной общины Свидетели Иеговы в г. Москве». В обоснование представления прокурор ссылается на то, что в литературе, печатных изданиях, распространяемых Московской общиной, содержатся признаки разжигания религиозной розни, то есть действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; предписанные в организации требования, обязательные для выполнения ее членами, принуждают к разрушению семьи, посягают на личность, права и свободы граждан, склоняют к самоубийству или отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи, побуждают граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей; вовлекают подростков и несовершеннолетних детей в деятельность организации.

Представленные доказательства подтверждают, что религиозная община Свидетели Иеговы г. Москвы допускала грубые и неоднократные нарушения прав и свобод граждан, что является основанием для ликвидации и запрета деятельности этой организации в силу ст. 14 Закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях».                              .
        Учитывая, что общиной нарушались конституционные права и свободы граждан, предлагаемое ограничение ее права, прекращение деятельности религиозной общины является оправданным и соразмерным конституционно значимым целям.             .
            Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд  
Решил:
        Представление прокурора Северного административного округа г. Москвы удовлетворить.                             .
        Ликвидировать религиозную организацию «Религиозная община Свидетелей Иеговы в г. Москве» как юридическое лицо, запретить ее деятельность в г. Москве.                                                           .


 

 

 

 

 
 Все понесенные судебные расходы подлежат проигравшей стороны, то есть с религиозной общины Свидетели Иеговы г. Москвы.
          Решение может быть обжаловано и опротестовано в Мосгорсуд в течение 10 дней.                                                 

Судья В.К. Дубинская.   













Приложение 2

Теократическая модель

общественно-политического

устройства

 

 

 

обожествление фигуры правителя

 

вселенское государство верующих без

национальных границ

 

примат государства над обществом

 

примат религии над правом

 

государство представляет собой

религиозную организацию в

масштабе общества

 

жесткая иерархия,

огромные полномочия главы государства,

бесконтрольность администрации

 

отсутствие разделения властей

 

внеправовые способы разрешения споров

 

запрет на создание политических партий

(Бутан, Непал, ОАЭ, Иордания)

или разрешение только тех партий, которые

 утверждают ценности ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3*

      

    100%

 

                                             республики

                                              87 %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   монархии

                                       13 %



 

 

 






 Государства мира


* График условный.

Приложение 4


Режим отделения церкви

от государства

 

 

 

 

 

 

отношения между государством

и церковью строятся на основе

юридически закрепленного

государство регулирует                                             принципа свободы совести.                                       

деятельность религиозных

организаций.







               государство не оказывает                       церковь не выполняет

        церкви материальной, финансовой                государственных функций

                        поддержки                                        и не вмешивается в дела

                                                                                    государства 










 

 

 

 

 

 

Приложение 5*

       100 %

                                                                                        светские

                                                                                           87.3 %



 



















                                 теократические

                                         12.7 %










                                                                                                  Государства мира




*График условный.





[1] Чаплин Всеволод, протоиерей. Закон и церковно-государственные отношения.//  Церковь и время. 2001 г., №4. стр. 74.

[2] В литературе слово Церковь приводится с большой буквы, поскольку подразумевается конкретно Православная Церковь, я же пишу с маленькой буквы для обозначения вообще церкви как религиозного объединения.


[3] Соколов И.И. О византинизме в церковно-историческом отношении. - СПб,1903 г.- стр. 4-8.

[4] Там же, стр. 9

[5] Там же, стр. 15 – 33.

[6] Соколов И. И. Указ. сочин., стр. 33 -40.

[7] Соединение в одном лице главы государства и Церкви

[8] Мейендорф И. История церкви и восточно-христианская мистика.- М., «Институт ДИ-ДИК», 2000 г.,- с. 21.

[9] Мейендорф И. Указ.  сочин.,  с.23

[10] Мейендорф И. Указ. сочин.,  с.34

[11] Усиление власти и значения  церкви в политической жизни

[12] Одним из существенных различий публично-правового и частно-правового статуса является то, что корпорация публичного права может  выступать в качестве собственника всего своего имущества. Например, собственником всех храмов Русской Церкви в таком случае является РПЦ в целом, а не отдельные ее приходы, которые выступают лишь распорядителями этого имущества. Напротив, при  частно- правовых отношениях собственником может выступать лишь каждая община (приход) в отдельности.

[13] Цыпин Владислав, протоиерей. Актуальные проблемы канонического права.// Альфа и Омега.- М., 2003, №4, - 147 с.

[14] Христианство / под ред. С. С. Оверенцева. В 3-х тт. - М., «Большая Российская энциклопедия», т.III,- c.19

[15] Речь идет о римском императоре Константине I.

[16] Папизм приобрел такое исключительное значение потому, что Римской Церкви долгое время пришлось заменять государство и нести государственные функции.

[17] Явление, при котором глава церкви одновременно выступает главой государства.

[18] Явление, при котором глава государства одновременно выступает главой церкви.

[19] эсхатология – учение о последних вещах, о конечной судьбе мира и человека, о смысле жизни.

[20] Вследствие этого правовой статус католических общин регулируется уже не одними внутренними законами государства, но международным правом, к области которого относится конкордаты.

[21] Путь. Сборник. - М., «Информ-прогресс», 1992, - с.18

[22]Лопухин А.П. Законодательство Моисея. - СПб., 1882, - с.233

[23] В этом месте могло показаться, что нужно бы начать описание монархии как таковой, ее разделение на абсолютную и ограниченную и т.д. Но в контексте темы работы мы рассматриваем вопросы соотношений религии и монархии как государства.

[24] Платон. Диалоги.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.- с.17

[25] Тихомиров Л.А. Единоличная власть, как принцип государственного строительства, - М., 1897,- с. 56

[26] Путь,  с.562

[27] Интересен тот факт, что все средневековье поняло слова Августина о государстве нехристианском, как шайке разбойников буквально, и это понимание стало господствующим.

[28] Ив Аман. Государство и церковь // Континент, 1997, №6

[29] ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997. гл.2, ст. 11, п. 8.

[30] ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997. гл.1, ст. 3, п.7.

[31] Лапский В. Крестовый поход в третье тысячелетие. // Российская газета. 2001 г. 19 января.

[32] Письмо духовенства к Святейшему Патриарху // Журнал Московской Патриархии. Январь 1996г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6