бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Светские и теократические государства: правовой аспект государственно-церковных отношений бесплатно рефераты

Светские и теократические государства: правовой аспект государственно-церковных отношений

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

СМИРНОВ

НИКИТА ВАЛЕРЬЕВИЧ

 

 

 

 

 

 

Дипломная работа

 

 

 «Светские и теократические государства: правовой аспект государственно-церковных отношений»

 

 

 

 

 

Студент 5 курса юридического

                                                                        факультета МГСГИ


                                                                               Научный руководитель:    

___________________________

___________________________

 

                                                        Рецензент:

___________________________

___________________________


                                                                    Принята к защите:

___________________________

___________________________





 


Москва 2006 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО……………………………………………….7

         1.1. О византинизме………………………………………………………7

         1.2. Церковь в  римском государстве………………………………….11

         1.3. Церковь и современная Россия………………………………...…18

2. ТЕОКРАТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА……………………………………..24

         2.1. Теократия…………………………………………………………….24

         2.2. Восточное Христианство и идея монархии ……………………..29

         2.3. Западное Христианство и государство   ...…………………….....35

3. СВЕТСКИЕ ГОСУДАРСТВА……………………………………………….40

         3.1. Секуляризация и понятие светскости……………………………40

         3.2. Россия – светское государство…………………………………….47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….51

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..54

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ………….…………………………………………58

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………….59

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………….61

ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………………….62

ПРИЛОЖЕНИЕ 4……………………………………………………………….63

ПРИЛОЖЕНИЕ 5……………………………………………………………….64


 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

        

Тема дипломной работы называется: «Светские и теократические государства: правовой аспект государственно-церковных отношений».  Актуальность данной темы раскрывает всего лишь одна цитата: «Для оценки перспектив развития правовой базы отношений между религией и государством важно обратиться к общественной дискуссии на данную тему в России. Никакого «народного протеста» религиозное возрождение не вызывает. Однако, небольшая, но влиятельная группа заняла позицию жёсткого противостояния развития партнёрства церкви и государства, усилению места религии в жизни страны. Столкнулись две модели, два идеала: с одной стороны, строительство мощной «буферной зоны» между государством и церковью, с другой - их тесное взаимодействие ради настоящего и будущего страны. Пожалуй, центром дискуссии стали различные толкования принципа отделения церкви от государства, заложенного в российской Конституции…».[1]

После 1997 года в РФ сформировалась солидная законодательная база взаимоотношений между государством и религиозными объединениями. Впрочем, продолжается общественная дискуссия о месте и роли религии в жизни страны, о перспективах партнёрства религиозных организаций и государства. Согласно ст. 14 Конституции РФ 1992 г., страна является светским государством. «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», вступивший в действие в 1997 году, поддерживает и развивает эти конституционные положения. При этом в преамбуле   данного   правового   акта   специально   упоминается   о том, что

Федеральное Собрание принимает закон, «признавая особый вклад Православия в становление государственности России». Однако преамбула не имеет никаких юридических последствий, её вообще можно назвать лирическим отступлением. Основной же текст Закона характеризуется большой юридической чёткостью, и главное его достоинство в том, что он устранил правовой вакуум в этой области, созданный Законом «О свободе вероисповеданий», принятый в 1990 г. Верховным Советом РСФСР. Не буду приводить абсурдность многих положений старого Закона. Стоит привести лишь один яркий пример. По существовавшему тогда положению можно было выйти на улицу, собрать 10 подписей «учредителей» и создать, например, организацию солнцепоклонников, которую государство обязано было не только зарегистрировать в кратчайший срок, но и освободить от налогов, наделить правом на приобретение недвижимости и вообще окружить всяческой заботой, вниманием и поддержкой. И именно в этом отношении Закон 1997 г. предоставил обществу возможность защититься от произвола псевдорелигий посредством суда и гражданского действия (см. Приложение 1) .

Вообще, конечно, вопрос отношений между государством и церковью[2] гораздо шире, и не может быть рассмотрен в рамках лишь одного закона. И вообще, при написании данной работы я столкнулся с малой освещённостью, либо отрывочностью и скудностью данной тематики в литературе. Этот факт говорит о том, что в литературе оставлено большое поле для деятельности по данному вопросу. Именно поэтому для меня представляет большой интерес эта работа, как вообще бывает интересно всё новое и мало изученное.

Структура дипломной работы включает в себя: введение, три главы и заключение. В первой главе рассмотрены вопросы взаимоотношений государства и церкви в истории и современной России. Вторая глава представляет собой освещение проблем теократии основных политических учений по данному вопросу. В третьей главе рассмотрен принцип светскости.

В заключении даны теоретические выводы  и практические рекомендации.

Целью данной работы является выяснение противоречий, которые возникают сегодня в области взаимоотношений государства и церкви.

 Задачи работы - изучение законодательной базы по этому вопросу, выработка практических рекомендаций; синтезирование и структурирование разрозненного материала.

При работе использовались методы сравнительного критического анализа, синтеза, описания.

         Особыми, наиболее болезненными сегодня являются вопросы о присутствии религиозных объединений в армии и школе. Да, обязательное образование в России является светским и, по-видимому, должно таким оставаться, но дети, желающие изучать Закон Божий (или Коран, или Тору), должны иметь на это право, и если таковых в школе большинство, семьи вправе потребовать от государства проведения уроков религии на добровольной основе для верующих детей. Да, в армии нельзя допускать ни расслоения по религиозному признаку, ни мировоззренческой «обязаловки». Но верующий солдат имеет право в надлежащее время встретиться со священником (или муллой, или раввином), принять участие в богослужении. Фиксация этих моментов в действующем праве поможет многим. Совершенно естественным выглядело бы сотрудничество между государством и крупнейшими российскими религиозными организациями в сферах заботы об общественной нравственности, социальной политике, профилактике преступности, диалога между властью, обществом и СМИ и т.д.

         Не стоит, впрочем, забывать, что существует целый ряд областей, где церковно-государственное сотрудничество затруднительно, а иногда и невозможно. Так, церковь в силу своей природы не может благословлять агрессивную войну, не её дело – участвовать в политической борьбе. Призванная к открытости перед каждым, она не должна участвовать в разведывательной, следственной или иной секретной деятельности. Она вообще не может участвовать в действиях, направленных против кого бы то ни было.

         У церкви и государства разные задачи, их высшие ценности разнятся. Полное единство государства и церкви невозможно – иначе либо государство перестанет быть таковым, либо церковь утратит свою пророческую ревность. Взаимодействие церкви и государства должно быть свободным, лишенным давления и принуждения. В этом залог успеха. Хочется надеяться, что поиски модели и практических путей церковно-государственного партнёрства в России пойдут именно по такому пути, в духе доброжелательности и мудрой заботы о благе каждого гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО

 

1.1. О византинизме

Превращение византиноведения в самостоятельную область исторической науки, становление русской школы византиноведения с характерными для неё особенностями делали необходимым оформление понятийного аппарата. Прежде всего, ощущалась потребность уточнить всё чаще употребляемый термин «византинизм».

         Одним из первых – если не первым – в русской исторической науке, кто дал развёрнутое, по-своему целостное определение византинизма, был  И. И. Соколов. Философско-исторический анализ содержания этого научного термина был дан им в работе «О византинизме в церковно-историческом отношении». На его взгляд, византинизм характеризуется следующими признаками:

- преданность византийцев Православной Церкви, точное соблюдение догматов, канонов, а также православная миссионерская деятельность.[3]

- своеобразная система взаимоотношений Церкви и государства. «Византии  именно принадлежит историческая заслуга провозгласить идею оцерковлённого государства, когда представители государства одинаково с представителями Церкви горячо преданы интересам Церкви и способны понять истинные её интересы».[4]

- церковно–религиозный характер Византии: божественное происхождение императорской власти, церковный обряд коронования императоров, влияние Церкви на политическую жизнь, господство Церкви в жизни общественной.[5]

- Церковно-религиозный характер византийской науки и просвещения, церковно-религиозный оттенок византийской истории и философии, церковная поэзия, религиозный характер искусства.[6]

         В ходе разработки проблематики, связанной с историей отношений Церкви и государства в Византийской империи, сформировалась концепция о так называемой «византийской симфонии». Эта концепция заключала в себе идею союза и полного согласия духовной и светской власти и в то же время предполагала для каждой из властей определённую независимость.

         Симфонию необходимо очень определённо и ясно отличать от системы государственной церковности. Принципиальное отличие заключается  в том, что самый принцип доминирования Церкви в условиях симфонии опирается на содержательный фактор, на то, что император и народ исповедуют Православную веру, и не просто её исповедуют, но почитают её величайшей святыней, поэтому и служат ей и император, и государство, и народ. Церковь в этом случае хоть и не обладает материальной силой, и при обострении отношений мы можем наблюдать в истории Византии многочисленные случаи временной узурпации со стороны государства тех или иных прерогатив церковной власти, случаи давления на Церковь, но принципиально Церковь самостоятельна и независима от государства. В то же время и государство – это та самая Римская империя, которая преобразилась, приняв веру, но это всё-таки та Римская империя, которая существовала и ранее, - она тоже принципиально самостоятельна. Она находится под церковным началом, но она не порождение Церкви, в отличие от империи Карла Великого, которая создана некоторым образом юридически Папой, поэтому тенденция к доминированию Церкви над государством, которая хотя и не всегда была реальностью в Западной Европе, в средние века всегда была ощутимой. Что касается византийской симфонии, то здесь мы видим в отношениях Церкви и государства равновесие и обоюдную независимость.

         Далее надо пояснить, что понимается под государственной церковностью. Акцент делается на том факте, что это вероисповедание монарха и большинства его подданных. Церковь имеет привилегии, является господствующей. С другой стороны она находится в юрисдикции императора. В Византии Церковь находилась скорее в сфере общественной жизни, а не государственной.

         В Византийском законодательстве Церковь всегда отличалась от государства как особый общественный организм, имеющий особую, отличную от государственной, задачу, признавалась учительницей веры, имела право церковного управления и суда по церковным делам, причём власть императора не простиралась на сферу церковных отношений – на изложение догматов веры, на установление церковных канонов. Законодательное полномочие, соединённое со званием и положением императора, обнаруживалось по отношению к церковным делам лишь в праве провозглашать догматы веры, исповедуемые Церковью, за общеобязательные в государственном смысле и возводить церковные правила в значение государственных законов.

         В вопросе о взаимоотношении Церкви и государства Византия не только ограничила принцип всемогущего и всепоглощающего государства, но и на первый план выдвинула идею Церкви, провозгласила превосходство церковного канона над гражданским законом, власти церковной над светской.

         Разумеется, система оцерковлённого государства, допускавшая равенство власти царя и патриарха и взаимное их  восполнение,   совершенно

исключало принципиальную возможность цезарепапизма, о котором любят говорить – в отношении Византии – западные писатели, утверждая, что византийский царь был не только главой государства, но и Церкви. Говорить о цезарепапизме, как системе взаимоотношений византийской Церкви и государства, значит не понимать права и истории Византии, игнорировать юридические определения и факты, приписывать частным и временным явлениям характер общий, принципиальный. Несомненно, с цезарепапизмом[7] мы встречаемся в истории Византии, но это было лишь нарушение юридической и канонической нормы, злоупотребление отдельных лиц. Также нет оснований говорить и о папизме византийских патриархов. В Византийском законодательстве дуализм власти был так решительно установлен, а представители власти духовной настолько прониклись учением о божественном происхождении двоевластия в государстве, что при свете этих бесспорных данных, мысль о византийском папизме является тенденциозным недоразумением. Не о подчинении себе царской власти заботилась высшая церковная власть Византии, а о том, чтобы, оставаясь верной церковным догматам и канонам, сообщить дух Церкви государству и обществу.

         Византинизм характеризуется весьма живым и интенсивным отношением народа к религии. Византийское общество было религиозным по преимуществу. Вся жизнь византийцев – частная, семейная, общественная, политическая – носила отпечаток церковно-религиозных интересов.  Религия составляла для них главнее и исключительное начало жизни. Вот некоторые данные, указывающие на преобладание церковно-религиозного элемента в жизни византийцев.

         Прежде всего, император, по воззрению византийцев, был наместником Бога на земле и от Бога получил всё, чем владеет. Отсюда, на императора была перенесена известная степень божественного величия, выражавшаяся в наименованиях и внешних формах, из которых образовался своего рода культ императоров, но этот культ был лишь способом почтения.

         Церковь освящала и политическую жизнь Византии. Она являлась посредницей между враждовавшими политическими партиями, между законным правительством и претендентами на престол. Влияние Церкви было так велико, что претенденты на византийский престол, обеспечив себе поддержку со стороны войска, прежде всего, спешили заручиться содействием патриарха, авторитет которого в глазах народа имел громадное значение. Но патриархи поступали в этом случае по долгу справедливости и на основании утвердившегося в области византийского престолонаследия легитимизма.

Особенно велико было влияние Церкви и на жизнь семейную. Церковь весьма ревностно охраняла этот очаг истинной нравственности и гражданственности, устраняла возникавшие в недрах семьи разногласия и споры, содействовала добрым отношениям между родителями и детьми, защищала сирот от посторонних посягательств на завещанное им наследство и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6